Интерес, проявленный к размещённой на сайте 18 августа статье про «Что делать...», и анализ первых комментариев подтолкнули меня к более детальному изложению своей позиции. Хочу заметить, что мои простые и, по сути, витающие в воздухе предложения имеют целью не борьбу «на жизнь или на смерть» с кем бы то ни было, а лишь возвращение устоявшейся роснедровской практики лицензирования пользования недрами в нормальное правовое русло. Поэтому мы вынужденно пока абстрагируемся от конституционных основ недропользования, имущественной принадлежности российских недр, гражданской правоспособности геометризованных участков недр, а также легитимности Роснедра в качестве управляющей недропользованием структуры и ограничимся лишь прикладными аспектами вопроса.
Итак, часть первая статьи 1.2. закона «О недрах» определяет «недра» как подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. То есть чисто физически, в сугубо вещном плане подземное пространство, по закону, сложено исключительно полезными ископаемыми, энергетическими и иными ресурсами. А более в нашем подземном пространстве, стало быть, по закону и нет ничего, могущего быть предметом добычи и требующего в этой связи установления его имущественной принадлежности. Разве что какой забавник-чиновник чего из головы выдумает, ну так это несчитово. Значит, по боку его, чудака!
Независимо от вида пользования недрами, при проведении работ в натуре из подземного пространства с неизбежностью извлекаются или добываются в тех или иных количествах либо полезные ископаемые, либо иные ресурсы. Очевидно, при любых обстоятельствах имущественная принадлежность добытого должна быть закреплена государем-доверительным управленцем при предоставлении права пользования конкретным геометризованным участком недр, иначе бардак, устроенный и на протяжении 30 лет поддерживаемый чиновниками и силовиками, будет вечен. Единственным каналом коммуницирования доверительного управленца и недропользователя оказывается лицензия и, следовательно, вопрос имущественной принадлежности всего добытого или извлечённого из недр может быть решён только условиями пользования недрами, как неотъемлемой частью лицензии. Иначе никак…
К сожалению, доверительный управленец нам с вами достался ненадёжный и, прямо сказать, жуликоватый, необязательный. Скажем, в соответствии с частью третьей статьи 1.2. закона «О недрах» добытые из недр полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в любой, включая частную, форме собственности. И эта правовая норма действовала на протяжении 30 лет. Однако с принятием 576-ФЗ от 12.12.2023 г. часть третья статьи 1.2. закона «О недрах» звучит уже по-иному, а именно: «добытые полезные ископаемые, подземные воды, специфические минеральные ресурсы могут находиться в любой, включая частную, форме собственности». Как видите, куда-то исчезло «по условиям лицензии», а что за «специфические минеральные ресурсы», отличаются ли они и чем от иных ресурсов – х.з.
Тем не менее при этом законодателем содержание лицензии на пользование недрами подробно регламентировано частью первой статьи 12 закона «О недрах», установившей целых 18 позиций, в числе которых вид полезного ископаемого (позиция 3)) и сведения о собственнике добытых полезных ископаемых (позиция 13)). Более того, статья 12 содержит и часть вторую, в соответствии с которой «лицензия на пользование недрами помимо условий, указанных в части первой настоящей статьи, включает иные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о недрах». Заметьте, изложено со всей возможной определённостью: «включает», а не «может включать».
Откровенно говоря, мне сложно объяснить настойчивость и борзость, с которой роснедровские годами игнорируют требования закона, а прокурорские за этим лениво и как-то добродушно наблюдают. Ну, вот как Бог свят, мы и обсуждать-то не должны два главных вопроса: фиксацию полезного ископаемого и констатацию права собственности недропользователя на добытое. Всё это по закону должно быть в условиях пользования недрами. Но его там нет и при этом всё у ребят чики-пуки. Экая, однако, странность…
В заключение скажу, что обсуждаемый вопрос он шире нюансов лицензий вида БП и вообще вновь получаемых лицензий. Это вопрос всех «золотых» лицензий, к которым приложило руку или что там у него было Федеральное агентство по недропользованию со своими территориальными органами. Закон «О недрах» содержит статью 12.1., трактующую внесение изменений в лицензии на пользование недрами. Пункт 6 части пятой статьи 12.1. предусматривает «приведение содержания лицензии на пользование недрами в соответствие с требованиями настоящего закона или иных федеральных законов».
Вот этим делом, приведением в соответствие требованиям закона своих лицензий, и придётся заниматься каждому. Самому. Потому что властям это не нужно, а вот ошкурить за это самое непотребство недропользователя могут в один момент и даже фамилии не спросят. Ведь это ж ваша лицензия, верно? Ну, вот… Мы живём в России; это, согласно последних установлений властей, страна-цивилизация, поэтому «никто кроме нас».
Дополнительная информация по теме
18.08.24
Федоров С.Г. Что надо сделать, чтобы геологи находили золото и не маялись после этого по судам (часть первая)
19.07.24
Прокуратура Якутии добилась отмены оправдательного приговора золодобытчику — руководителю организации. Она добыла 2,4 кг золото при ГРР (Комм. — 161)
14.12.2023
Кавчик Б.К., к.г.-м.н. и недропользователи. Золотодобытчики обещают больше золота и налогов от россыпной золотодобычи в 2024 году, если Роснедра согласуют при поисках и разведке применение РЭПов (Комм. — 72)
Комментарии, отзывы, предложения
Старый, 24.08.24 12:19:21
Спасибо Федорову. Хоть один нашелся человек, который открыто высказал мнение о специалистах в Роснедрах. Видно, что там не заботятся ни о сохранении россыпной золотодобычи в России, ни о приросте населения в Сибири, ни о налогах, которые можно было бы получать больше. У них, похоже, в голове кроме своего кармана ничего нет.
Мне не нравится предложение Федорова, о том что каждый должен за себя бороться и о себе думать. Где управление отраслью? Раньше было Союззолото, оно решало проблемы. А сейчас, прости господи, не поймешь зачем у нас Министерство и Роснедра? Неужели они не могут написать инструкцию по сохранности золота при разведке, как была в СССР? Это же их дело.
Вот на них в суд надо подать, почему они так плохо работают? Почему не написали? Проблема у геологов уже не первый год. Вместо того, чтобы работать, добывать золото и платить налоги, народ судится или вынужден продавать золото налево.
Фёдоров С.Г., 24.08.24 22:12:53 — Вольный бродяга
Ну, зачем так грустно? Просто хочешь, чтобы было сделано хорошо - сделай сам. И я, дружище, не целый, а в отставке. Впрочем, бывших советников не бывает...
А вы, если хотите оставаться вольным, прежде чем добывать откуда-то чего-то потрудитесь разложить всё по полочкам и закрепить документально. Тогда будет на руках серьёзная "гумага", которую сунете под нос тем, что постучатся. Удачи!
Вольный бродяга, 25.08.24 00:55:49 — Фёдорову С. Г.
Не обижайтесь, пожалуйста.
А я ещё открыл бы курсы повышения квалификации для сотрудников правоохранительных органов, опекающих золотодобытчиков, в части повышения горно-добычной и геологоразведочной грамотности, не в обиду будь им сказано, если они читают эти строчки.
Как заметил тут один корреспондент:
- Прибор был?
- Был.
- Бульдозер был?
- Был.
- Значит, золото добывал!
А какая там стадия была по поисковой лицензии проекту работ, начинают выяснять уже после того как завели уголовное дело.
Фёдоров С.Г., 25.08.24 11:33:27 — Вольный бродяга
"Любовью оскорбить нельзя; кто б ни был тот, что грезит счастьем - нас оскорбляют безучастьем". Вот здесь похожая логика. Не бойтесь кого-то обидеть, проявляя интерес, а уж в порядке самозащиты - тем более.
Понятно, рядовые "борцуны" таковы, каковы они есть и других нам вряд ли кто предложит. Тем важнее предмет нашей с вами беседы: вы должны при себе иметь убедительные даже для, пардон, дебила документы, предъявить их постучавшимся и проследить, чтобы в первичные протоколы осмотра места события были внесены формулировки этих именно документов, а не произвольные домыслы "гостей", озвученные с голоса. Вторая ваша задача - отбояриться от остановки работ и конфискации чего бы то ни было. Уголовного или какого другого дела на момент проверки ещё нет и формальные основания для изъятий-остановок-конфискаций отсутствуют. Есть подозрения - проверяйте, гости дорогие, доказывайте, вы в своём праве. Но не злоупотребляйте нашим добрым к вам отношением. Впрочем, это всё как получится.
Магадан, 26.08.24 02:49:37
"Впрочем, это все как получится" - совершенно правильно. Смотря к кому пришли.
Тут ПО как то написал, что к ним пришли, документы посмотрели, потом даже извинились за беспокойство.
В Сусуманзолото, по-моему, вообще не ходят, а просто так извиняются.
Фёдоров С.Г., 26.08.24 11:28:59 — Магадан
Верно. Кто пришёл, к кому и с какой целью. В любом случае, инициатива всегда извне с каким бы поручением ни нагрянули. Поэтому на руках желательны документы и для деликатной беседы, и для жёсткого отпора. Просто озаботьтесь этим, а там - по ситуации.
АлексМ, 26.08.24 12:57:41 — Брат, Вадим
Считаю, что на вопросы Вадима по оформлению лицензии на комплексные руды, а также, в случае выявления на лицензионном иного полезного ископаемого, действующее законодательство даёт однозначные ответы.
Действительно, в Статье 11 Закона РФ "О недрах" о Лицензиях на пользование недрами указано: «Допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами».
А в Приложение2 ПРИКАЗА МПР от 25 октября 2021 года N 782 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФОРМЫ ЛИЦЕНЗИИ …» указано, что «В случае, если в лицензии на пользование недрами указаны два или более вида полезных ископаемых, первая буква типа лицензии присваивается по преобладающему виду полезных ископаемых».
Следовательно, вопрос по оформлению лицензии на комплексные руды решается исчерпывающе.
По второму вопросу Вадима по оформлению лицензии в случае выявления на лицензионном иного полезного ископаемого ответ дает Ст.12.1 Закона РФ О недрах, п.4 о «…внесение изменений в лицензию …., переоформление лицензии на пользование недрами». В этой статье сказано, что «…установление пользователями недр … наличия не указанных в лицензии на пользование недрами попутных полезных ископаемых» является ОСНОВАНИЕМ для внесение изменений в лицензию на пользование недрами.
Влад, 26.08.24 15:43:31
Обратил внимание, что геология геологов не волнует, все стали юристами. Это следствие мудрого руководства геологической отраслью. Она в РФ еще существует?
Фёдоров С.Г., 26.08.24 23:11:36 — Влад
Так нет в стране никакой такой геологической отрасли. С 2004 года нет...
Игорь К., 27.08.24 02:10:05 — Фёдорову С. Г.
Геологическая отрасль была упразднена ещё задолго до 2004 года. Наверное, с первых дней правления новой власти. Я помню указ Бурбулиса об упразднении около тридцатии министерств, в том числе и министерство геологии СССР. "Ломать - не строить".
При Союзе вопрос изменения промышленного контура при отработке россыпных месторождений золота открытым раздельным спомсобом предприятием решалось оперативно буквально в течении дней, а то и дня, Актом на изменение промышленного контура за подписью главного инженера, главного (старшего) геолога и главного (старшего) маркшейдера. Прикладывалась марксъемка, план опробования с оперативным подсчётом запасов, и этого было достаточно.
Сейчас это расцениваетмся как внепроектная деятельность со всеми вытекающими последствиями для нарушителей проекта. Причем, как вы заметили, в каждом регионе свои порядки. В одном регионе приветствуется и поощряется желание недропользователя обеспечить полное извлечение полезного ископаемого, оформленное Актами на изменение промышленного контура, в другом регионе инспектор Ростехнадзора или Росприроднапдзора в такой же ситуации, ознакомившись с Актом на изменение промышленного контура, достает карандаш, и спрашивает, на кого штраф выписывать за внепроектную деятельность - на предприятие или на ответственное лицо?
Фёдоров С.Г., 27.08.24 09:08:30 — Игорь К.
Да, но до 2004 года существовала государственная геологическая служба, воспринимавшаяся как некое единство, связанное общими регламентами. Пусть и в составе МПРиЭ. А вот после 2004 года - уже нет.
Оптмист, 27.08.24 12:37:56
Господа, из-за сложности текущего момента, нашим законодательным органам приходится принимать много срочных законов. Геология важнейшая отрасль нашей страны. Это все понимают. Но бывают отдельные трудности, недостатки, недоработки. Вы правильно их вскрываете. Спасибо вам за это. Со временем все непременно будет исправлено. Будут РЭПы, траншеи, новые месторождения и много золота.
Вольный бродяга, 28.08.24 01:28:43 — Оптимисту
Оптимист видит свет в конце туннеля. Пессимист видит темный туннель. Реалист видит приближающийся поезд. И только машинист видит трех ид....тов, сидящих на рельсах.
Так то оно так, но хочется сейчас, а не потом, "...в ту пору прекрасную..."
Магадан, 28.08.24 02:07:36 — Федорову
Как же так получилось? Хотели оказывать услуги недропользователям, чтобы им лучше было, чтобы геология расцветала. А они не хотят глупые.
Но ведь власть - сласть! Не хотят бурить? Лицензию отобрать. Копают траншеи - по статье привлечь. А РЭПы - исключить из перечня услуг - только и всего. Нет такой услуги теперь, и не моги без услуги копать.
Кто же это придумал?
Фёдоров С.Г., 28.08.24 11:32:27 — Магадан
Да вы романтик, дружище! Уверяю вас, о расцвете геологии никто и не думал, как и о недропользователях. Ну, чтобы им было лучше. Всё свелось к изданию серии произвольных, отличных от норм закона, подзаконных актов. А дальше как обычно: железной рукой загоним человечество к счастью. Понятно, так только, как люди при власти это счастье понимают.
Практик, 28.08.24 12:24:26 — Федорову
Вы зря, по-моему думаете, что власти, хотят нанести вред стране. У них намерения благие. В советское время хотели коммунизм построить, сейчас тоже чего-то великое.
Услуги недропользователям - это же здорово! В геолэкспертизе кандидаты и доктора наук, уже 200 человек. Все оказывают квалифицированные услуги. Кто же знал, что они начнут о своем кармане думать и запретят РЭПы?
Фёдоров С.Г., 28.08.24 13:36:12 — Практик
Да ни Боже мой! Исключительно и только пользу. В.П. Полеванов в бытность главным геологом Ягоднинской ГРЭ был моим соседом по территории; милейший был человек. Вы, по-моему, напрасно подозреваете две сотни кандидатов и докторов наук в чрезмерной заботе о своём кармане. Да и что значит это ваше "кто же знал"?
Практик, 28.08.24 16:19:27 — Федоров
А почему не подозревать? Читаешь официальные источники, даже сотрудники всяких органов и даже губернаторы иногда сидят за мздоимство. Вы про такие случаи слышали, наверное?
А звание кандидата или доктора - это гарантия бескорыстия и честности по-вашему? Чего ради они всякие согласования недропользователям придумывают? Не подмажешь - не поедешь, система так устроена. Есть, конечно, бескорыстные, на местах, сам встречал. Но в Москве жизнь дорогая и многое хочется, правда?
Фёдоров С.Г., 28.08.24 18:11:24 — Практик
Да можете, конечно. А они - вас. И тоже решительно в чём угодно. Так и представляю, сидит себе доктор наук и придумывает всякие согласования недропользователям. Бросьте вы эту ерунду, правильно же пишете: система так устроена. Но все же согласны на это ярмо, ведь правда? Сами же пишете, мол, никто не муркнет. А 200 докторов с кандидатами сами под раздачей у нанимателя, совсем как мы с вами.
Вольный бродяга, 29.08.24 01:43:29 — Фёдорову С. Г.
Вы пишете, что "...все согласны на это ярмо..."
Не все. Далеко не все. Очень даже далеко не все. И получается по нашей жизни, что существуют две параллельные реальности. Настоящая, фактическая, которая умудряется как-то существовать, добывать золото, платить зарплаты и налоги. И другая реальность - бумажная, не побоюсь этого слова - законная, которую, если дотошно исполнять по каждой букве Закона, как это требуется, то работать просто не возможно. И вот эти самые реальности иногда пересекаются, и, как правило, пересекаются они в суде. И само собой понятно, что выигрыш будет на стороне Закона.
Магадан, 29.08.24 02:11:01 — Федорову
Вам легко представлять, как "сидит себе доктор наук и придумывает всякие согласования недропользователям" - вы с доктором наук Полевановым хорошо знакомы. Вид у него важный, человек он умный, дурак бы не придумал. Он просто письмо написал в подразделения Росгеолэкспертизы, чтобы они РЭПы не согласовывали. Изящно придумано, согласитесь!
РЭПы - были просто и быстро, золото сразу получил и сдал. А сейчас: "письма Аксенова", каждый год и ОПР!
И людей по 191 гнобят! - Разницу чувствуете? Это доктор наук Полеванов придумал!
Игорь К., 29.08.24 04:38:40
Вёз груз в геологическую партию, сели вечером в Жиганске, утром дальше надо было лететь, но какой-то раздрай пошёл в экипаже "моего" Ан-2. День скандалят, второй, на третий день я пошёл к ним на вышку, а мне командир и говорит:
- А ты знаешь, что я вообще сюда ни прилететь не должен был, и улетать тоже? Поперечный уклон ВПП в три раза превышает норматив, и если вдруг на взлёте или посадке будет ЧП - с меня спросят! Я должен утром подойти к самолёту, развернуться, и уйти обратно, если летать с соблюдением всех пунктов НПП!
Что-то мне наша нынешняя ситуация с поисково-оценочными работами по техногенным месторождениям россыпного золота напоминает ту старую мою ситуацию. Лететь надо, но лететь нельзя. Оценивать техногенку нужно, но без крупнообъемного валового опробования реальную оценку не получишь, а хранить месяцами разведочные пробы с килограммами, а то и десятками килограммов золота для небольших артелей с сезонным характером работы серьезная проблема. Хорошо, когда предприятие крупное, круглогодичное, с постоянно действующей ЗПК и охраной.
А если нет?
Фёдоров С.Г., 29.08.24 11:12:18 — Вольный бродяга
Не все - далеко не все - очень даже далеко не все? Отрадно. Но я как раз и пишу о том, как можно сблизить две ваши параллельные реальности и избежать фазы острого противостояния, в котором "сила солому ломит". Создававшие "ярмо" власти сделали это некачественно, неаккуратно. Ну, так воспользуйтесь этим и хотя бы попытайтесь понудить противную сторону так же дотошно исполнять каждую букву Закона, как это требуют с умным видом от вас. Закон ведь написан и для них, властей, тоже, не правда ли? Что с того, что власти наши к такому обращению непривычны, надо начинать приучать. Не всё ж на цырлах и шёпотом...
ABCD, 29.08.24 11:36:54 — всем
Коллеги, подумайте лучше о создании партии недропользователей, которая будет бороться за ваши права и изменение законов, иметь своих депутатов в Думе ! Туманов ушёл, не смог создать подобное, но остались же пассионарии на Руси ! Единственно как совместить интересы мелких старателей и больших горных компаний не представляю....
Фёдоров С.Г., 29.08.24 11:39:46 — Магадан
Так и вам, я вижу, представлять не тяжело. Но с тем, что придумал доктор наук Полеванов, сколь бы изящным оно вам ни казалось, соглашаться или мириться вовсе не обязательно. Однако никто, сколько мне известно, ни разу полевановское распоряжение шестнадцатого года, отданное в порядке внутренней регламентации подчинённым ему экспертным структурам, не пытался игнорировать, как незаконное, и добиваться таки принятия проектов с РЭПами к экспертированию. А почему, кстати? Мало ли, что произвольно взбредёт в голову доктору наук... Зато обращений в стиле "дяденька, прости засранца и продли письмо Аксёнова" было предостаточно. Понимаете, о чём я?
Практик, 29.08.24 17:20:17 — Фёдоров С.Г., 28.08.24
А почему не подозревать специалистов Роснедр или Росгеолэкспертизы во мздоимстве? Когда, например, читаешь: "сын экс-замглавы Минобороны Попова два года торговал военным снаряжением..." Ужас, правда? Как такое могло быть, ведь проверяли, когда на работу брали.
Невольно думаешь, неужели руководители геолструктур, их дети и бабушки возле больших денег ничего не имеют? Неужели они ангелы белые и пушистые? Это при том, что все их бумаги весьма коррупционноемкие. Зачем они такие написали, как вы думаете?
Фёдоров С.Г., 29.08.24 22:28:53 — Практик
А что тут думать, милейший Практик? Написали аккурат в расчёте на таких вот неисправимых романтиков, как вы и Магадан. Кстати, таких у нас большинство. Ах, "насяльника" сказала то-то и то-то... Хрен бы в грызло тому "насяльника", так нет!
И только старые киники, навроде меня, помнят, что положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утверждённое постановлением Правительства РФ, прямо лишает Роснедра права правового регулирования в установленной сфере. Что можно сказать о возможностях правового регулирования, предоставленых Росгеолэкспертизе, которая подведомственна Роснедра? Да вообще ничего! Доктор наук В.П.Полеванов вправе был только, что называется, "хрюкнуть и пукнуть". И то осторожно, с оглядкой...
Что до руководителей геолструктур... Смотрите, лет уж не менее пятнадцати весь практически государственный бюджет на воспроизводство МСБ идёт Росгеологии. Руководство оставляет 10% себе, а остальное остальным. Ну, как при проклятом царизме - церковная десятина. По-моему, это руководство давно должно бы сидеть. А по-вашему?
Магадан, 30.08.24 04:31:10 — Федорову
Все уже сидят! Руководство отраслью сидит в своих кабинетах давно и уютно, а всякие геологи, нашедшие золото, сидят в своих деревнях под подпиской о невыезде.
Старый , 30.08.24 08:22:22 — ABCD, 29.08.24
Чтобы союз работал нужны деньги, а членские взносы платить никто не хочет. И делать никто ничего не хочет. Все хотят, чтобы кто-то сделал, а они потом будут хорошо жить. Я тоже так хочу, и вы ведь тоже хотите? Давайте будем дружно хотеть светлого будущего. А кто попадется под раздачу - пусть бьются. Мы будем желать им успеха.
Фёдоров С.Г., 30.08.24 10:25:42 — Магадан
Вот видите, как славно всё устроилось! Потому не надо нам никаких петиций, рванья рубах на грудях и р-р-революционных перемен в законодательстве. Ну, за ради справедливости и счастия всеобщего. Как говаривал Остап Бендер, плюньте, гражданин, на всё это слюной; как плевали до эпохи исторического материализма.
Вы - это только вы лично, а не все они. Делайте, что должно, по вашему разумению, в рамках предоставленных вам законом прав и возможностей и пусть весь мир подождёт. И, понятно, требуйте соблюдения закона и предоставленных вам законом прав от всех, невзирая на лица. Ведь эти самые "лица" нахально требуют этого от вас, не правда ли? Да, начнёте с малого, с того хотя бы, о чём идёт речь в данной статье - и то хлебушек. А по-другому дело не сладится...
Валерий, 02.09.24 12:36:27 — Игорь
Во,во! Точно. Мы вообще столкнулись с абсурдом, если не сказать грубее. Ведем разведку россыпей подземным способом с 2011 г. Нынче нам отказали в геолэкспертизе - нет утвержденных прогнозов!? Бурением достать не можем. глубоко, а подземку запрещают, типа нарушаете стадийность работ(которую чиновники сами придумали). И как быть? Придется жалобу писать в Спортлото, как пел В. Высоцкий.
Старый, 02.09.24 15:50:51 — Валерий
Официальная бумага (запрос, что вам делать?) полезна, ее обязаны рассмотреть и дать ответ. А с ответом можно в обратиться в суд. Предварительно можно здесь обсудить ваш запрос и ответ. А без бумажки - никто не пошевелится.
СНС, 02.09.24 16:10:35 — Валерию
Запрос надо написать без обид, слез и упреков, конкретно, описать ситуацию: бурение не выявляет запасы, золото остается в недрах - потери неизбежны, добыча снижается, налогов в этом году заплатим меньше, что делать? С нетерпением ждем ваше мудрое решение.
Юный друг, 11.12.24 04:31:38 — Валерий
Чего-чего? Как это подземная разведка россыпей? Как это - бурение не может достать?
Вольный бродяга, 24.08.24 08:51:15
Одним словом - "Врачу, исцелися сам!", или"Спасение - дело рук самих утопающих!"
Спасибо. Теперь, вооружённый советами аж целого государственного советника, добыв откуда-то чего-то, я буду спать спокойно.
Пока не постучатся.