О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1095 «Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)»
Председателю Правительства РФ Мишустину М.В.
От Союза старателей России
От 20/06/2024
Уважаемый Михаил Владимирович!
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)» предусматривает корректировку критериев отнесения объектов контроля к категориям риска для деятельности, связанной с геологическим изучением, включающим поиски и оценку, разведкой и добычей россыпного золота, имея ввиду перевод в более высокую категорию, позволяющую обеспечить своевременное принятие мер по пресечению нарушений природоохранного законодательства на месторождениях россыпного золота.
Необходимость изменения правового регулирования в части перевода объектов контроля в более высокую категорию риска основана на проведенном Росприроднадзором анализе правоприменительной практики, доложенном Заместителю Председателя Правительства В. В. Абрамченко руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования С. Г. Радионовой (письмо от 21.08.2023 № СР-08-03-07/30646).
Однако в анализе Росприроднадзора совершенно упускается из виду значение россыпной золотодобычи для России. За более чем 300-летнюю историю добычи на территории современной России свыше 78% золота было добыто из россыпных месторождении.
За период с 1992 г. из россыпей добыто 2430 т золота (38% от всей добычи). В последние годы в связи с развитием рудной добычи из россыпей добывается свыше 80 т золота (около 25% всей добычи).
Россыпная золотодобыча вносит весомый вклад в экономику России, производя продукцию на сумму свыше 480 млрд, рублей и существенно пополняя федеральный, региональные и местные бюджеты. С каждого килограмма добытого россыпного золота государство получает более 20% в виде прямых налоговых отчислений (около 100 млрд руб. в год) и еще около 30% опосредованно, через партнеров отрасли, которые продают золотодобытчикам свою продукцию и оказывают им платные услуги.
Россыпные месторождения отличаются минимальными потерями — при извлечении теряется не более 7% золота. Для сравнения — при рудной добыче теряется до 25% сырья, а при отработке комплексных месторождений потери могут достигать 70%.
В сфере добычи золота на россыпных месторождениях в удаленных регионах РФ работает более 500 предприятий с численностью более 30 тысяч сотрудников. Более того, ряд предприятий является градообразующими. Данная отрасль играет огромную роль в социальной сфере Дальнего Востока, и без нее многие территории могут остаться безлюдными.
Согласно данным Федеральной государственной автоматизированной системы лицензирования недропользования (ФГИС «АСЛН») по состоянию на 31.12.2023 г., на территории РФ свыше 2,8 тыс. недропользователей осуществляли пользование недрами на основании более 7,5 тыс. лицензий на россыпное золото. При этом непосредственно добычу и сдачу на аффинаж золота осуществляют не более 650 предприятий.
Как правило, основную массу нарушений допускают многочисленные мелкие предприятия, огульно получившие лицензии по заявительному принципу. Большинство таких предприятий впервые приступают к поисково-оценочным и геологоразведочным работам, не укомплектованы профессиональными кадрами и не представляют всей сложности работ, связанных с золотодобычей. Значительная часть нарушений связана с работой предприятий, которые контролируются китайскими гражданами (в Амурской области). При этом под удар попадают предприятия страны, которые осуществляют работу на золотодобыче на протяжении многих десятилетий.
В связи с подготовкой проекта Постановления Правительства «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1095 «Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)» перед недропользователями встаёт серьезная проблема — запрет россыпной золотодобычи из-за экологических ограничений. Нет смысла отрицать, что россыпные разработки наносят вред природе. Однако его величина нередко преувеличивается, а отдельные факты грубых нарушений преподносятся как типичные для отрасли. В этот вопрос необходимо внести ясность. Так, утверждение об «огромном невосполнимом» ущербе, наносимом старательской деятельностью, не соотносится с ее масштабами. Общая площадь участков, где ведется добыча золота из россыпей, занимает менее 0,1 млн га, и это лишь 0,006% от всего земельного фонда страны. Преувеличенный характер носят предъявляемые старателям обвинения в загрязнении водной среды. Химические реагенты, применяемые в процессах извлечения золота из руд, в россыпной добыче не используются. Речь может идти лишь об одном потенциальном источнике загрязнений — взвесях, которые образуются при промывке песков. Чтобы предотвратить их попадание в природные водоемы, золотодобытчики сооружают водоудерживающие и ограждающие дамбы, фильтрующие водоотстойники, руслоотводные канавы. Конечно, прорывы дамб иногда случаются. Однако, когда мы говорим последствиях деятельности предприятий, уместно вспомнить о природных паводках. Порой они длятся неделями, в реки и ручьи обрушиваются сотни тысяч тонн грунта, концентрация взвешенных веществ повышается в десятки и сотни раз. Но стихия уходит и через непродолжительное время речки полностью очищаются.
То же самое наблюдается после завершения работ на приисках. Обычно экологи основное внимание уделяют влиянию разработки месторождений россыпного золота на окружающую среду в краткосрочной перспективе непосредственно в период горных работ. Однако практика показала, что уже через несколько лет после завершения работ экологическая система в руслах ручьёв и рек полностью восстанавливается, нарушенные горными разработками участки покрываются многолетними травами, кустарником и деревьями, вода в водотоках становится чистой, в них возвращается рыба.
Как в любом виде хозяйственной деятельности, в сфере россыпной добычи тоже встречаются недобросовестные руководители, которые сознательно нарушают экологические требования ради экономии затрат на производство. Особенность здесь в том, что для выявления этих нарушений приходится контролировать работу множества небольших предприятий, рассредоточенных на огромных пространствах в удалении от обжитых мест. Осуществлять такой контроль, конечно, очень непросто, но появление современных средств слежения позволит со временем решить и эту задачу.
В особых случаях, когда могут пострадать уникальные природные комплексы и требуется защитить источники снабжения населенных пунктов питьевой водой, может быть введен мораторий на разведку и разработку россыпных месторождений. Но в целом лучше избегать жестких запретов, а в спорных ситуациях стремиться к достижению разумного баланса между интересами социально-экономического развития территории и заботой о природе.
Конкретные требования к золотодобывающему предприятию могут быть определены в рамках общественных обсуждений при участии жителей населенных пунктов и органов местного самоуправления.
Проектом постановления вносятся изменения в Положение о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1095 «Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)» в части отнесения объектов, на которых осуществляется хозяйственная деятельность, связанная с геологическим изучением, включающим поиски и оценку, разведкой и добычей россыпного золота к категории значительного риска, а также возможности отнесения к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно при выявлении по результатам контрольного (надзорного) мероприятия нарушения пользователем недр, осуществляющим геологическое изучение, включающее поиски и оценку, и (или) разведку и добычу россыпного золота, условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1«О недрах».
Отмечу, что по решению разработчика (Департамент государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования) уведомление не размещалось для широкого обсуждения специалистами золотодобывающей отрасли, и считается среди россыпников, знакомых с Проектом, крайне враждебным и направленным на целенаправленное уничтожение отрасли, большинство предприятий которой расположено в северных и дальневосточных регионах нашей страны.
В настоящее непростое время различная трактовка выполнения этих пунктов может привести к повышению коррупционной составляющей или лишению лицензий действующих предприятий.
Прошу Вас отменить предложение по внесению изменений в Положение о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1095 «Об утверждении Положении о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)» в части отнесении объектов, на которых осуществляется хозяйственная деятельность, связанная с геологическим изучением, включающим поиски и оценку, разведкой и добычей россыпного золота к категории значительного риска, а также возможности отнесения к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно при выявлении по результатам контрольного (надзорного) мероприятия нарушения пользователем недр, осуществляющим геологическое изучение, включающее поиски и оценку, и (или) разведку и добычу россыпного золота, условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.
Председатель Совета Союза старателей России
Таракановский В.И
исп. Луняшин П.Д.
20.06.2024 г.
Комментарии, отзывы, предложения
Старый, 24.06.24 18:16:27
По моему, написали многовато. Надо было короче, а то главный аргумент о снижении налогов теряется среди длинного текста. Мишустин налоговик и этот аргумент ему понятен.
Снижение добычи золота на 1 тонну - это минус 1,5 миллиарда налогов и платежей. Об этом надо чаще и громче говорить. Денежку-то в Москве любят.
Магадан, 25.06.24 02:54:30
Про снижение налогов конечно надо бы побольше. Потеря 1,5 миллиардов с тонны не учитывает потери сопутствующих производств.
Отборы лицензий могут привести к потере десятков тонн золота. И десяткам миллиардов потерь налогов. Это катастрофа для золотодобывающих регионов.
Надо старателям посчитать точнее, сколько они платят и во сколько обойдется инициатива Роснедр. Вот это будет нормальный документ. Денежка счет любит.
Журавлев, 25.06.24 17:56:50
Правильно, что написали на имя Мишустина. Надо чаще писать, о том, что отрасль дает валютный металл, налоги, помогает местному населению. А то в печати только про грязную воду пишут, вот и результат получили в виде постановления.
Реалист, 26.06.24 08:38:47
Хорошо написано, все по делу. 200 лет россыпное золото добывали, развивали сибирские дебри: Якутию, Колыму, Чукотку - получили тысячи тонн золота, построили за счет золота дороги и города, а теперь оказывается - это все уже забылось. Разбогатели уже сильно что-ли?
Андрей, 27.06.24 08:23:44 — комментарий
Согласен, очень преувеличен наносимый вред окружающей среде от россыпной золотодобычи. По большому счёту он минимальный, а восстановление природной среды естественным образом очень быстрое. Пишу это потому что знаю данную проблему от и до.
132, 27.06.24 09:52:04 — Авторам
Насчёт потерь в 7% шибко оптимистично.
Валерий, 05.07.24 05:15:49 — Мимоходом
Ищите кому это выгодно и все будет понятно. Вводят запреты под видом благих намерений. Гринпис цереушный для того и был создан - препятствовать работе предприятий. Теперь в России, откуда ветер дует понятно. Тема известная - придушить горно-геологические работы.
Мимо шел, 05.07.24 08:38:24 — Валерий, 05.07.24
А кому это выгодно задушить курицу, которая несет золотые яйца?
Великий Старатель, 24.06.24 17:00:27
Молодцы Луняшин и Таракановский. Хорошо написали! Будем надеяться что товарищ Мишустин полностью прочитает…