Письмо Председателю Правительства РФ Мишустину М.В. по совершенствованию законодательного регулирования пользования недрами в условиях санкций

Кольцов С.В., Молокова Е. А.,, ООО Мидас

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

«МИДАС»

_____________________________________________________________________________

«06» октября 2022 г. №32ПР

 

Председателю Правительства РФ,

Председателю Правительственной комиссии

по повышению устойчивости развития

российской экономики в условиях санкций

Мишустину М.В.

 

 

Уважаемый Михаил Владимирович!

 

  Прошу Вас рассмотреть на Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций наши предложения по совершенствованию законодательного регулирования пользования недрами по твердым полезным ископаемым (пояснительная записка и предложения прилагаются).

 

Приложения:

1) пояснительная записка и предложения по совершенствованию законодательного регулирования пользования недрами — на 3 листах в 1 экз.

2) сравнение жизненного цикла подготовки месторождения золота к освоению с учетом действующего законодательства и с учетом предложений — на 2 листах в 1 экз.

 

Директор ООО «Мидас» Молокова Е. А.

 

Исп. Кольцов С.В.

 

———————————————————————————

 

Пояснительная записка

 

Золото используется для многих целей и приобретается по всему миру, являясь высоколиквидным активом и стратегическим сырьем, сокращая связь с другими активами в периоды повышенной неопределенности.

Золотодобыча в России имеет значительный потенциал роста, обеспечивая валовую продукцию почти на 20 млрд долл. ежегодно. Россия занимает ведущие позиции в мире по добыче золота и первое — по добыче золота из россыпных месторождений. Всего в золотодобывающей отрасли работают более 60 тыс. чел., из которых около 40 тыс. чел. занято на разработке россыпных месторождений.

В связи с текущей ситуацией очень актуален вопрос обеспечения экономической стабильности. Запасы физического золота — гарант стабильности экономики.

С целью интенсификации работ добыче золота и воспроизводству минерально-сырьевой базы, направляю Вам предложения по совершенствованию законодательного регулирования пользования недрами (прилагаются). Уверен, что корректировка действующих нормативных актов значительно сократит срок ввода в эксплуатацию месторождений золота с существующих 7–10 лет до 3-5 лет и внесет существенный вклад в объемы добычи золота в России, объемы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Например, самым популярным нарушением, которое выявляют органы Росприроднадзора, является нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ). Помимо штрафа в размере до 500 тыс. руб. и вынесения предписания, выявление данного нарушения несёт очень большую опасность — направление надзорным органом представления в адрес Роснедр о досрочном прекращении права пользования недрами. 

Арбитражный суд Магаданской области в решении от 24.01.2018 г. по делу № А37-2230/2017 указал: «Планируемый объём добычи драгоценного металла по техническому проекту в 2016 году составил 808,8 кг. При этом в Плане развития горных работ на 2016 год указано на планирование добычи — 1561 кг. А фактический объём добычи в 2016 году составил 2058 кг, т.е. с превышением запланированных показателей и технического проекта и плана развития горных работ». Таким образом, за то что недропользователь дополнительно добыл, а следовательно дополнительно заплатил в 2 раза больше налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ), он может быть оштрафован, а лицензия его может быть аннулирована.

Предложения затрагивают только вопросы, указанные в подзаконных актах, приказах и ведомственных инструкциях и не требуют внесения изменений в существующие законодательные акты.

Принятие данных поправок позволит исключить дублирование ряда нормативных требований к недропользователям, значительно сократить время подготовки месторождений к эксплуатации.

Предлагаемые поправки актуальны для всех недропользователей добывающих твердые полезные ископаемые, в том числе и общераспостраненные полезные ископаемые на участках недр местного значения.

 

———————————————————————————

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по совершенствованию законодательного регулирования
пользования недрами по твердым полезным ископаемым

 

1. Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 декабря 2006 года № 278 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых». Запасы полезных ископаемых по степени изученности подразделяются на категории А, В, С1 (получаемые на стадии разведки) и С2 (стадия поисков и оценки). Чем выше категория запасов, тем дольше проходит и дороже по стоимости проведение работ по геологическому изучению.

Владельцы лицензий готовы вовлекать в эксплуатацию запасы категории С2 на условиях предпринимательского риска без дополнительного геологического изучения (без разведочной стадии).

Предлагается, по заявлению владельца лицензии, исключать разведочную стадию с разрешением вести добычу. При выдаче лицензии, необходимо учитывать данную возможность.

 

2. До принятия Закона РФ «О недрах» в 1993 году и введение системы лицензирования и установления лицензионных границ участка, границы горного отвода удостоверяли недропользователям право ведения горных работ на участке недр. В настоящее время соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О недрах» предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта государственный орган оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. Недропользователь готовит документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (проект горного отвода) и согласовывает его в Ростехнадзоре. Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1465. При этом требования к структуре проектной документации определены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 июня 2010 г. № 218 в соответствии с пунктом 11.1.1. «Обоснование границ горного отвода, охранных и санитарно-защитных зон» границы обосновываются в проектной документации.

В связи с необходимостью дважды готовить и согласовывать документы по границам горного отвода (в проектной документации на разработку карьера и в отдельном проекте горного отвода) предлагается исключить необходимость разработки проекта горного отвода и его согласования в Ростехнадзоре.

 

3. При направлении заявки о предоставлении права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, осуществляющим геологическое изучение недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, орган, выдавший лицензию, запрашивает те же самые справки, что и при получении лицензии на поиски и оценку.

Предлагается исключить из Приказа от 28.10.2021 г. № 803 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию необходимость повторного запроса и сбора справок, что позволит ускорить выдачу лицензий минимум на 6 месяцев.

 

4. При проведении взрывных работ на карьере есть требование получения недропользователем лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Данную лицензию имеет организация (как правило, это подрядчик), которая проводит взрывные работы на карьере.

 Данная мера является дублирующей и излишней. Предлагается исключить необходимость получения лицензии, если такая есть у подрядной организации, обслуживающей карьер по договору.

 

5. Предлагается разрешить разработку недр карьером в III поясе ЗСО водозаборных участков скважин при условии проведения специальных мероприятий и внести соответствующие изменения СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной̆ охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

 

6. При оформлении договора аренды участка лесного фонда под карьер приходится заключать поочередно 2 договора. Один — с целью разработки карьера, второй — с целью реализации древесины.

Предлагается заключать договора одновременно, что позволит сократить время не менее чем на 5 месяцев.

 

7. Предлагается внести изменения в Приказ Минприроды России № 796, Роснедр № 19 от 26.10.2021 г. «Об утверждении Порядка установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых и внесения изменений в свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых».

Исключив пункт «Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых не осуществляется в случае проведения работ по геологическому изучению недр в отношении геологического объекта, на котором осуществлялась добыча полезных ископаемых, и (или) в отношении геологического объекта, образовавшегося в результате разработки месторождений полезных ископаемых.».

Данное условие не позволяет получать свидетельство на первооткрывательство по техногенным (ранее отработанным) месторождениям и, следовательно, получать в дальнейшем лицензии на добычу. Исключение этого пункта позволит вовлекать техногенные месторождения в промышленную отработку.

 

8. В связи с крайне неопределенностью по сбыту получаемой карьером продукции, предлагается вести мораторий сроком на 5 лет на досрочный отзыв и аннулирование лицензий на право пользование недрами.

 

9. Предлагается законодательно определить величину предельных отклонений при добыче. Уровень добычи устанавливается проектом разработки месторождения и может существенно отличаться в зависимости от горно-геологических факторов месторождения и текущей экономической ситуации. Невозможно точно определить проектом, какой будет фактический объем добычи. За увеличение объема добычи от установленной проектом предусмотрена административная ответственность. Хотя дополнительная добыча уже несет дополнительную оплату налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). А ситуация с реализацией получаемой товарной продукции не дает сделать четкий прогноз по добыче на карьере. Поэтому недропользователям приходится практически ежегодно корректировать проекты разработки месторождения.

Предлагается разрешить устанавливать в проекте разработки месторождения несколько вариантов объемов добычи полезного ископаемого с разработкой календарных планов, а также разрешить превышать установленный проектом уровень добычи без ограничения (при условии добычи в пределах объемов соответствующего класса опасности, определенного при регистрации опасного производственного объекта) , а в меньшую сторону, установить предельный уровень отклонения в размере 50% от установленного проектом.

 

10. При замене горной техники на карьере (по маркам и производительности) приходится проводить корректировку проекта разработки с согласованием с государственными контролирующими органами, затем вносить технику в реестр опасных производственных объектов в Ростехнадзоре. Горная техника физически и морально очень быстро устаревает, есть сложности в покупке новой техники, которая была установлена проектом. Такую корректировку приходится производить практически ежегодно, на что уходит достаточно много ресурсов добывающей организации. Пунктом 25 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 г. № 505 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности „Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых“ установлено, что проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за выполнением проектных решений при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов.

Таким образом, при замене горной техники на карьере, можно было бы не готовить корректировку проекта и ее согласовывать, а изменять ее с согласования проектной организации в рамках авторского надзора (как сейчас делается на объектах капитального строительства).

Предлагается отменить необходимость корректировки и согласования проекта при изменении горной техники, согласование изменений проводить проектной организацией.

 

 11. Предлагается отменить необходимость разработки и согласования проекта маркшейдерских работ в Ростехнадзоре. Необходимые работы по проведению маркшейдерских работ отражаются в проекте разработки месторождения.

 

12. При проведении горных работ иногда возникает необходимость отступления от проектных решений. Что бы не вносить корректировки в проектную документацию, и не терять время на согласование, ранее работал механизм согласования таких отступлений через рассмотрение и согласование ежегодного плана развития горных работ.

В настоящее время план развития горных работ предусматривает только работы в соответствии проектной документацией, что является излишней мерой государственного регулирования. Проверка наличия (отсутствия) документов осуществляется органами Ростехнадзора при регулярных плановых выездных проверках.

Предлагается отменить необходимость разработки и согласования в Ростехнадзоре ежегодного плана развития горных работ, при условии проведения работ в соответствии с согласованным техническим проектом. В случае необходимости согласования отклонений от проектной документации, разрабатывается и согласовываются отклонения в плане развития горных работ.

 

———————————————————————————

 

Сравнение жизненного цикла подготовки месторождения к освоению

с учетом действующего законодательства и с учетом предложений

(на примере месторождения золота, подготавливаемого к освоению

через поисковую лицензию)

Мероприятия по подготовке и согласованию

Существующие сроки, мес.

С учетом предлагаемых изменений, мес.

1

Получение лицензии (заявительный принцип) на геологическое изучение (поиски и оценка)

8

8

2

Разработка и согласование проекта геологического изучения (поиски и оценка)

6

6

3

Оформление участка лесного фонда для проведения работ по геологическому изучению

9

9

4

Полевые работы (бурение, лабораторные работы)

12

12

5

Подготовка и согласование отчета с подсчетом запасов, ТЭО временных разведочных кондиций

6

6

6

Получение свидетельства на первооткрывательство

3

3

7

Подача заявки и получение лицензии на разведку и добычу

8

1

8

Разработка и согласование проекта разведки

6

Не требуется

9

Оформление участка лесного фонда для проведения работ по разведке

9

Не требуется

10

Полевые работы (бурение, лабораторные работы)

12

Не требуется

11

Подготовка и согласование отчета с подсчетом запасов, ТЭО постоянных разведочных кондиций

6

Не требуется

12

Подготовка и согласование проекта разработки месторождения

6

6

13

Регистрация опасного производственного объекта

3

3

14

Получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности

6

Не требуется

15

Разработка и согласование проекта горного отвода

6

Не требуется

16

Разработка и согласование проекта маркшейдерских работ

3

Не требуется

17

Заключение договора аренды участка лесного фонда

9

6

18

Разработка и согласование плана развития горных работ на год

3

Не требуется

 

Итого:

121 мес. или

10 лет

60 мес. или

5 лет

 


-2+7
Уникальные посетители статьи: 1008, комментариев: 31       

Комментарии, отзывы, предложения

Все было, 13.10.22 10:32:14 — ДСЛ, 13.10.22

Бабок сейчас нет, потому придется что-то менять. А если не менять, то добычи не будет, значит, не будет налогов.

Можно, конечно заставить добывать золото за колючей проволокой. Но это проблематично. Кого на охрану ставить? Уже при Берии добывать золото в Гулаге было не выгодно, а сейчас - будет вообще разорительно.

ABCD, 13.10.22 10:58:52 — всем

Помечтать не вредно, особенно в нынешних условиях ! Печально что авторы не понимают , чтобы " повысить устойчивость развития российской экономики в условиях санкций" надо ввести свободный оборот золота и свободную добычу, как при царе-батюшке- это ОСНОВНОЕ!

СНС, 13.10.22 11:26:39 — ABCD, 13.10.22

Царь батюшка тоже очень любил налоги, не меньше чем наши правители. Свободный оборот золота не снижал налоги. Просто налоги стали браться не с золота, а с того, что проще учитывать. Сколько добыто золота у мелких добытчиков учесть очень сложно. К каждому предприятию охрану не поставишь, да и с охраной можно договориться. В результате золото идет мимо кассы и налогов с него нет. При свободном обращении золота налог стали брать с размера занятой площади.

Сейчас для свободного оборота золота надо убрать НДПИ и увеличить налог на землю или технику. В сумме налог увеличивается, но упрощается учет.

Кстати, переходить на добычу золота без учета можно было не всем предприятиям.

Владимир, 14.10.22 08:03:25

Есть еще один ньюанс при оформлении договоров аренды леса. Столкнулся в Кемеровской области. Департамент лесного комплекса не устраивал раздел по рекультивации земель, заложенный в техническом проекте на разработку месторождения. Они требовали отдельный проект. То есть просто очередная кормушка чиновников. С лесом все ооооочень мутно.

Брат, 14.10.22 14:55:02

И всё же, толчины с этого письма, на мой взгляд, не будет. Авторы изначально полагают золото "высоколиквидным активом и стратегическим сырьём, сокращающим связь с другими активами в периоды повышенной неопределённости". И полагают они это ошибочно...

Степень ликвидности золота в современных российских условиях, как и уровень рентабельности добычи продемонстрированы нам государством куда как внятно. Поэтому десять лет будут "первоходки" кормить чиновную братву или только пять - непринципиально совершенно. Старые, уже имеющие лицензии, должны взяться за ум либо сдохнуть, а новым в эту похабень лучше пока не соваться. Разве что со светлой головой и очень хлебным объектом...

Пессимист, 14.10.22 16:45:04 — Брат, 14.10.22

Правы, вы кругом. Про ценность золота зря в статье написано. Государству нужны налоги, на них упор в письме надо было делать. Налогов с золота не так уж мало, особенно в сибирских регионах. Союз старателей считал - 20-25% цены золота - это налоги и платежи за все подряд. А ручеек пересохнет - это непорядок!

Год ожидается засушливый.

Магадан, 15.10.22 03:02:39

Вспомнил 90е. Народ разбежался с Колымы, посёлки бросили. Ну и устроились на материке. Может так и задумано по плану, кто ж его знает?

Мишустин, конечно, может легко изменить ситуацию, принять то, что предложили авторы и свободный оборот золота. Но надо-ли ему это? Посмотрим.

Останется в Магадане 50 тыс, так и что?

999, 15.10.22 07:50:17 — Магадан

С чего Вы решили, что это письмо увидит Мишустин, в стандарте, оно пойдет по инстанциям с отписками. Для того, чтобы он его увидел, нужно его через кого-то передать, с пояснениями, либо еще как.

Магадан, 17.10.22 02:30:40 — 999

Мишустин прекрасно видит, когда карман пустеет. Это его работа.

Недавно в Коммерсанте писали: "Глава правительства Михаил Мишустин 20 сентября сообщил, что бюджетный дефицит в 2023 году прогнозируется на уровне 2,9 трлн руб. Поиск источников пополнения бюджета становится одной из наиболее актуальных тем.... "

999, 17.10.22 06:59:48 — Магадан

Поиском и письмами занимаются разные люди.

Реалист, 17.10.22 09:53:17 — 999

Вот и надо было статью и письмо написать на тему: Как пополнить бюджет за счет россыпной золотодобычи. Кстати, из мероприятий я бы обязательно включил:

Не препятствовать применению для поисков и разведки россыпей золота РЭПов

Игорь, 19.10.22 16:48:53 — Автору

Пункт 3. Предлагается исключить из Приказа от 28.10.2021 г. № 803 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию необходимость повторного запроса и сбора справок, что позволит ускорить выдачу лицензий минимум на 6 месяцев.

Предлагаю вообще убрать из перечня дел "получение свидетельства об открытии месторождения". Если человек за свои деньги провел разведку и получил запасы - этого должно быть достаточно, чтобы получить добычную лицензию без аукциона.

Брат, 19.10.22 17:48:36 — Игорю

Должно быть в бытовом понимании, но в правовом явно окажется недостаточно. Основания возникновения права пользования прямо прописаны законом и "за свои деньги провел разведку и получил запасы" - не аргумент. Предложите другое...

Магадан, 20.10.22 02:57:17 — Брат

Уточните, пожалуйста. Где и когда прописано и в каком законе? Что-то я запамятовал.

Брат, 20.10.22 14:45:39 — Магадану

Статья 10.1. закона "О недрах"; она вся этим самым основаниям и посвящена. У нас ведь как: нет оснований - не возникнет право.

Магадан, 22.10.22 03:32:01 — Брату

Спасибо, давно не заглядывал. Получил большое удовольствие от творчества неизвестного творителя. Не пойму, зачем скрывается автор такого шедевра?

...

"при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение недр такого участка, для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых, участка недр местного значения, участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом;"

Брат, 22.10.22 09:17:30 — Магадану

Всё для нас, всё по Губерману:

"Я слушаю в сладостной дрожи,

любуясь, как степью - монгол,

когда из пустого в порожнее

божественный льётся глагол".

Служивый, 24.10.22 07:28:27 — Магадану

Понятно по стилю, что это написал не русский человек, а иностранец. Наш так написать не мог. Это же явный вред нашей стране, даже просто в потере времени. Пока русский человек поймет, что там написано, он потратит драгоценное время и потеряет производительность труда, которая, как известно определяет ВВП. Наша страна снижает темпы развития. Надо ФСБ с этим разобраться и принять меры. Кто вредит нашей стране?

Пессимист, 02.11.22 14:49:48

Хорошие предложения написали Кольцов и Молотова. Жаль, что зря.

Готов держать пари, что ответ будет уклончивый, пообещают согласовать с другими органами и специалистами и похоронят это замечательное письмо навсегда. Ничего из предложенного сделано не будет, а будет сделано наоборот, чтобы стало еще хуже. Другие мнения есть?

Реалист, 12.11.22 10:19:18

Мишустин получил письмо и в ответ появилось 2 новых "Порядка": Порядок Добычи и порядок Использования отвалов. В таблице можно добавить еще 2 строчки для ровного счета, а то там 18 всяких пунктов, теперь будет 20.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Письмо Председателю Правительства РФ Мишустину М.В. по совершенствованию законодательного регулирования пользования недрами в условиях санкций »


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 2":