В связи с отказом ряда стран приобретать российское золото и снижением его цены, в золотодобывающей отрасли нашей страны возникли проблемы, о которых хорошо сказал председатель Союза золотопромышленников С.Г.Кашуба /1/. Он справедливо заметил, что без господдержки в отрасли возможны серьезные проблемы и не только для самих предприятий.
Золотодобывающая отрасль вносит весомый вклад в общий бюджет России, производя продукцию на сумму свыше 1,3 трлн руб. (около 20 млрд долл. в 2021 году) и уплачивая многочисленные налоги и платежи (табл.). Один только налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) приносит почти 80 млрд руб., а общие платежи в бюджет составляют не менее 20% от суммы реализации золота /2/.
В числе выплачиваемых налогов — регулярные платежи за пользование недрами, за предоставление прав на поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, плата за использование лесов, за пользование водными объектами, водный налог, арендная плата за землю, экологические налоги, разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в аукционе и плата за лицензию, выигранную на аукционе, налоги за пользование автодорогами, утилизационный сбор, налог на имущество, налоги, связанные с оплатой труда… Так, утилизационный сбор принес бюджету в целом по стране 319 млрд руб. в 2019 г., а в 2023 г. его планируют довести до 513 млрд руб.
Перечень налогов и взносов, уплачиваемых золотодобывающими предприятиями /2/
1. Налоги |
Размер |
Налог на прибыль |
20% |
Налог на добавленную стоимость |
20% |
НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых |
6% от стоимости добытого золота |
Налог на имущество |
2,2% |
Налог на доходы физических лиц |
13% от полученного дохода |
Транспортный налог |
Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах |
Налог на землю |
Размер зависит от кадастровой стоимости земли |
Налог за пользование автодорогами |
|
Налог на геологоразведочные работы (ГРР) |
|
2. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды | |
Пенсионный фонд Российской Федерации |
26% от зарплаты сотрудников |
Фонд социального страхования |
2,9% «то же» |
Федеральный фонд обязательного мед. страхования |
2,1% «то же» |
Обязательное страхование от несчастных случаев |
3,0% |
Утилизационный сбор. Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах. |
Общие платежи по РФ составляют свыше 300 млрд руб. в год |
3. Прочие платежи | |
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, оговоренных в лицензии |
Общие платежи по РФ составляют до 18 млрд руб. в год |
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) |
|
Плата за лицензию, выигранную на аукционе |
|
Сбор за выдачу лицензий |
|
Регулярные платежи за пользование недрами |
Размеры ставок колеблются в интервале 100–250 руб. за каждый км2 на поисково-оценочной стадии и от 2000 до 11000 руб. на разведочной стадии |
Таблица включает только прямые налоги предприятий.
Кроме того, золотодобытчики являются потребителями тысяч тонн дизельного топлива, цена которого включает значительную долю налогов, также поступающих в бюджет России. В любом товаре, потребляемом золотодобытчиками, есть доля налогов, перечисляемых в бюджеты разных уровней.
Таким образом, золотодобыващая отрасль является достаточно важной для страны и особенно ее северных регионов.
Рассмотрим возможный вариант господдержки золотодобычи
Одним из способов поддержки и даже расцвета золотодобывающей отрасли является сокращение количества бюрократических препятствий, которые необходимо преодолевать предприятиям на пути к добыче золота.
К настоящему времени чиновниками придумано огромное количество документов, требующих согласований. По данным Союза старателей /2/ только по одной лицензии на небольшое россыпное месторождение необходимо подготовить 52 отчета и проекта, из которых 70% являются платными, стоимость каждого колеблется от 30 до 70 тысяч рублей! При этом из этих 52 документов дай бог если 5 имеют какую-то важность. Все остальные бумаги просто обеспечивают чиновникам рабочие места, зарплату, проживание в цивилизованных условиях для проверяющих, и, кроме них, они никому не нужны.
Благодаря неуемному законотворчеству сроки разведочных работ и освоения месторождений за последние 25 лет многократно увеличились.
• Получение простой лицензии на поиски золота занимает от полгода до года.
• Для проведения поисковых работа необходимо составить и согласовать проект.
• После поисковых работ требуется получить свидетельство о первооткрывательстве.
• Если свидетельство получено, то требуется проведение разведочных работ для подсчета запасов для добычных работ.
• Разведочные работы должны выполняться по согласованному с экспертами и утвержденному проекту.
• На основании разведочных работ должен быть составлен отчет с подсчетом запасов. Отчет должен быть рассмотрен экспертами и принят ТКЗ (ГКЗ).
• В отчете множество разделов, в том числе для подсчета запасов требуется составление и утверждение постоянных ТЭО кондиций. Постоянные кондиции это – наследие СССР, когда цена золота была постоянной. При быстро меняющихся экономических условиях постоянные кондиции вредное дело. Но только оно отнимает у предприятий иногда несколько лет.
• Все предыдущие пункты - это только начало большого пути. Дальнейший путь включает множество мероприятий по подготовке к добыче золота!
• Процедура согласования проектной документации для разработки месторождений россыпного золота по нормативным актам Правительства РФ Министерства природных ресурсов и экологии и Ростехнадзора требует 392 календарных дня (269 рабочих дней).
• Для рассмотрения документации, связанной с предоставлением водного объекта в пользование, требуется 306 календарных дней (215 рабочих дней). Это если в документации не найдут ошибок, если же окажутся какие-либо неточности, то вся документация вновь запускается по бюрократическому кругу.
Бесконечным согласованиям нет конца также в процессе работы предприятия. Они тормозят работу и снижают производительность труда в геологии и золотодобыче. Если убрать эти тормоза, то золотодобыча переживет любые санкции и любую цену золота.
Предложения
1. Работу чиновников Роснедр оценивать не количеством рассмотренных бумаг, проектов и отчетов, и даже не ресурсами золота, а увеличением реальной добычи золота в регионе, безаварийной работой предприятий, сохранностью окружающей среды.
2. Установить ежегодный план для Роснедр не по ресурсам золота, а по реальному увеличению производительности труда в золотодобыче, количеству рабочих мест, объему добычи золота. Возможно, это заставит чиновников убрать тормоза, которые мешают развитию отрасли.
3. Для предотвращения сокращения добычи золота и налогов в бюджеты всех уровней сократить количество проектов и документов, требующих согласования, в несколько раз и организовать оформление всех документов "в 1 окне".
Литература
- 1. Кашуба С.Г. Продажа золота с дисконтом - не лучший вариант, нужна господдержка
- 2. Луняшин П.Д., Кавчик Б.К. Налоги золотодобывающих предприятий и как их увеличить
Комментарии, отзывы, предложения
Наблюдатель, 18.09.22 07:23:39
Регионы России постепенно приспосабливаются к новой социально-экономической ситуации. О деталях изменений на Восточном экономическом форуме сообщил губернатор Амурской области Василий Орлов. Применительно к проблемам золотодобывающей отрасли глава региона в частности сказал:
. Видим, что просаживается золотодобыча, поскольку запрещена реализация золота в недружественные страны, введена комиссия Центробанка. Мы работаем с федеральным правительством, есть предложения, как это можно отыграть, но это касается отрасли в целом, не только Амурской области, но и всех золотодобывающих регионов. У нас сбалансированная позиция, мы с коллегами общаемся по этому поводу, в том числе, предлагаем отменить комиссию.
AlexGil, 09.04.23 09:37:53 — Автору
По пункту 1. Интересно, как Вы это себе представляете.. Основная добыча (если не вся) производится негосударственными компаниями. Т.е., чиновники отвечают за работу компаний, которые им не подчиняются? Видимо, опосредованно через создание условий для добычи? Это не работает, поскольку имеет для чиновника отложенный и вовсе не очевидный эффект в ближайшей перспективе (или имеет по каждому частному случаю, но мы же против коррупции?).
При том, что все законодательство по недропользованию в РФ формируется МПР. Работу Роснедр нужно оценивать именно количеством проработанных заявок, запросов и иных документов от недропользователей, выполненных в регламентные сроки. Последняя серия приказов МПР 2021 года по части недропользования достаточно конкретна по регламентам выполнения и вполне разумна.
Про ресурсы я бы вообще не говорил, ЦНИГРИ их апробировало безответственно последние 20 лет. Но, видимо, это общая тенденция (ГКЗ по запасам тут же), поскольку существенно увеличивает оценку недр при выставлении лицензионных участков на аукцион.
По второму пункту.. см выше. Только замечу, что чиновники не считают, что они создают какие-то тормоза. Они исполняют все законодательные акты, и если есть возможность "профилонить" по причине неправильно составленного документа от недропользователя в Роснедра, они это сделают и отпишутся. Т.е, недропользователь должен отрабатывать свои документы в Роснедра так, чтобы потом была возможность оспорить в судебном порядке отказ или задержку. Если все так, то чиновники Роснедра реагируют адекватно и в срок.
И.. я бы попросил Роснедра запретить систему автоответа на телефонные звонки, когда после 4-х сигналов идет отмена вызова, в итоге бывает что дозвониться до исполнителя в Роснедра не реально и за неделю.
По пункту 3. Вот тут согласен, но как это реально сделать, учитывая законодательство РФ начиная с Закона о недрах, постановлений правительства, приказов МПР? Хотя последнее время движение есть по линии цифровизации управления недрами, один ЛКН чего стоит.
В качестве конкретного предложения, я бы предложил отменить понятия "временные/постоянные разведочные кондиции", оставить просто "разведочные кондиции" и вменить обязанность ЦКР/ТКР на их основе утверждать нормативные потери при добыче и металлургическом переделе, ибо это одна из конечных целей государства в управлении недрами. Тем более, что в последнее время сформировано резко негативное отношение Росгеолэкпертизы к ОПР в проектах разведки месторождений, после чего государством дозволяется добыча.
В текущем положении государство принуждает недропользователя на финансирование и затраты на весь период поисков-оценки-разведки за свой счет до получения хоть какой-то отдачи от проекта. Замечу, что в СССР все издержки на ГРР несло государство, счас все издержки на недропользователе, но по части доведения объекта до добычи законодательная база не сильно изменилась. Разрешение начала добычи после оценки (т.е. ТЭО временных кондиций) заметно ускорило бы ввод месторождений в эксплуатацию.
AlexGil, 09.04.23 10:03:30 — Техрук
"2. Убрать разделение поисковой и разведочной стадий. Получил лицензию по заявительному принципу, так сразу веди разведку и считай запасы, чтоб начать добычу."
Смешно..., так не бывает... Техрукам все же геологов слышать нужно.
Разведку ведут на запасах С2, которые являются результатом оценки, и при разведке увеличение достоверности запасов (перевод запасов в категорию С1 в объеме не менее 30%) - не главное, тут - технология обогащения руд, геотехника, гидрогеология, экология и еще много чего. Только после выполнения этих работ, государство утвердит запасы и позволит вам утвердить нормативные потери при добыче и переработке руды, поскольку недра принадлежат государству. Если превысите их (даже при неподтверждении запасов, а это еще нужно доказать), будете выплачивать за потери по ставке НДПИ.
Выдача лицензий по "заявительному" принципу (приказы МПР 583 и 802) - это реальная основа для манипуляторства резко приплывшими в сферу недроплозования компаниями, мешающими работе ответственным недропользователям. Эти приказы полезны, но нужны механизмы отсечения всей шушеры, коей немало всплыло.
Автор, 09.04.23 11:28:36 — AlexGil, 09.04.23
По П.1. Я очень хорошо представляю, как Роснедра могут влиять на добычу золота, так как много лет работал в советской системе МЦМ. Тогда перед ГОКами и Объединениями стояла задача выполнить план. И все старались изо всех сил, так как не справился – уходи.
Сейчас нет МЦМ. Вот недоберет в 2023 году Магаданская обл. или Бурятия россыпное золото, а кто будет виноват?
Я предлагаю спрашивать с МПР и Роснедр. Сейчас они в стороне, а почему? Это ведь они систему тормозов придумали. Почему тормоза не убрали? Если бы убрали, то обязательства по добыче золота выполнили и перевыполнили.
Если спрашивать с Роснедр добычу золота по регионам, то тормозов будет меньше, а золота больше. Ну и награждать надо Роснедра за рост добычи золота, за увеличение количества рабочих мест, рост налогов. Ордена руководству, медали сотрудникам.
AlexGil, 09.04.23 13:06:13 — Автор
МЦМ.., как давно это было. У МЦМ были управляющие функции, и свой бюджет на выполнение этих функций. У МПР и Роснедра сейчас только регулирующие функции и какой-то бюджет на ГРР по ТПИ (про УВС не знаю), который осваивается в основном Росгеологией. И тут ключевое слово "осваивается", но оценки реальной эффективности этой своры бывших военных и почетных геологов типа Узюнкоянца никто не дает, хотя на аннулированные лицензии Росгео по сроку претендентов по приказу МПР 583 и 802 хватает, ну а что, государство вложилось в лице Росгео через подрядные компании, а по сути бывшие геологоразведочные экспедиции или территориальные объединения, которым Росгео примерно за 20% гос.контракта в свою пользу выделяет это самое бюджетное финансирование. А тут за бесплатно получить лицензию на 7 лет.
Тут Роснедра и его территориальные отделения реально могут нарушать законодательство, поскольку после завершения работ по Госконтракту в течение 12 месяцев БП-лицензии не должны выдаваться, но.. выдаются и я знаю конкретные примеры. За это с Роснедра нужно спрашивать, но как показал опыт обращения в Роснедра, воз и ныне там.
Систему тормозов не МПР и Роснедра придумали, это была эффектвная система управления МСБ СССР за "народные" деньги. Сейчас система в основном осталась, но деньги уже не народные, а добывающих компаний, которые реально оценивают свои возможности, исходя их этого подают ежегодные заявки на добычу (квоту) и подтверждают их ПРГР.
Награждать Роснедра за рост добычи золота, я Вас умоляю... НЕ ЗА ЧТО, это не их функции. Не мешали бы, хотя бы в рамках приказов МПР от 2021 года, и то ладно. Но этим оценивать эффективность их работы - самое то.
Кстати, в Роснедра работают вполне адекватные люди. По моему впечатлению, это в основном женщины, мужики какие-то охамевшие (если говорить цензурно).
А все остальное, за что Вы ратуете, это полное переформатирование законодательной базы, начиная с Закона о недрах. Законы из социализма, производственные отношения - что-то типа капитализма.
Но.., работать с издержками средним и мелким компаниям можно, советские - они не победимы. Видимо, нужно дождаться когда уйдут заслуженные персоны из управляющих органов. Ну.., если мы ратуем за эволюционный подход.
Автор, 09.04.23 13:48:55 — AlexGil, 09.04.23
Вы сказали многое, с чем я согласен. Не согласен с преувеличением трудностей: "все остальное, за что Вы ратуете, это полное переформатирование законодательной базы, начиная с Закона о недрах."
Ничего подобного. Достаточно изменить "Положение о Роснедрах". Это не закон, а ведомственный документ. В него может внести изменения, вышестоящий орган, например МПРиЭ. Поставить в "Положении..." целью работы Роснедр увеличение добычи золота в регионах, количества рабочих мест в отрасли, рост налогов?
Если будет такая задача, Роснедра легко с ней справятся. Например, могут убрать советскую многостадийность разведочных работ. Ее нет нигде в мире - это дитя советской системы, когда работы выполнялись за счет бюджета. Надо немного переделать "Методику ЦНИГРИ-1992" только и всего. Какие в этом трудности?
Обойдется, 10.04.23 13:09:50
Сейчас цена золота еще поднимется, добытчики зашевелятся и добудут больше, чем в прошлом году. Первый раз что-ли? Нас ееее, а мы тттт.
мимоходом, 11.04.23 07:34:00
Странно получается- чем нам хуже, тем нам лучше
Автор, 11.04.23 11:09:20 — Обойдется
Наша страна богата золотом, а люди сильные и привычные к трудностям. Поэтому, может быть в этом году планы золотодобычи предприятия выполнят и руководители регионов победно отчитаются.
Но можно сделать больше: ускорить процесс разведки, найти больше месторождений, повысить производительность труда, добыть больше золота, получить больше налогов.... Сырьевая база это позволяет.
Консерваторы, естественно, не хотят перемен и менять ничего не хотят. Ездили на лошадках и дальше поедем. Они придумывают всякие причины, почему на автомобилях ездить нельзя. Самолет тоже не полетит и т.п.
Консерваторы есть везде, не только в нашей стране. Это обычная ситуация, но все равно смена приходит, мы же не ездим до сих пор на лошадках.
Брат, 11.04.23 17:25:16
То, что мы не ездим до сих пор на лошадках, мало что доказывает. Вот разве лишь то, что приходящая смена суть не более, чем смена пажеского караула.
Толидед, 12.04.23 10:27:21 — Автор
Минприроды движется вперёд:
Открытие информации, принадлежащей недропользователям, поможет тем, кто занят поисками драгметаллов.
-Москва. 12 апреля. ИНТЕРФАКС - Минприроды приняло ряд нормативных правовых актов, которыми утверждается новый порядок предоставления и требования к геологической информации, сообщило ведомство.
В частности, конкретизируется перечень необходимых к предоставлению документов, уточняются требования к их содержанию и оформлению, а также обозначаются сроки её представления, в том числе в случае прекращения права пользования недрами. Кроме того, урегулирована процедура принятия и проверки представляемой геологической информации, порядок её доработки и устранения замечаний.
Оптимизируется способ представления геологической информации - через единый сервис, который создаётся в личном кабинете недропользователя. В бумажном виде геологическую информацию можно будет предоставить только после завершения проверки электронных документов через личный кабинет.
"Ключевое изменение состоит в том, что геологическая информация выводится из статуса статистической отчётности. "Двойственный" правовой режим ограничивал использование данных и их предоставление органам власти, заинтересованным лицам, делал невозможным привлечение подведомственных учреждений Роснедр для их обработки. 1 сентября 2023 года приказы вступают в силу, и ограничения, которые налагались на геологическую информацию из-за наличия режима статистической отчётности, будут устранены" - говорится в сообщении Минприроды.
Старый, 12.04.23 12:33:43 — Толидед, 12.04.23
Это в какой перед движется Минприроды? Уточните. Добывающим предприятиям это ничего не даст, только лишние хлопоты. Минприроды влезли по уши в геологию.
А кто бы занялся добычей? В советское время было Мингео и было МЦМ СССР, в него входило Союззолото. Союззолото отвечало за эффективность освоения месторождений, которые давал Мингео. В Союззолото были институты, которые занимались вопросами повышения эффективности добычи: Иргиредмет, ВНИИ-1 и др. А сейчас кто отвечает за добычу? Мелкие фирмы, которых грабят все, кто может? Темная ночь какая-то.
Брат, 12.04.23 16:52:54 — Старый
Только пули свистят по степи? Только ветер гудит в проводах?
AlexGil, 12.04.23 18:44:58 — Старый Автор
Минприроды формирует всю законодательную базу по недропользованию, или точнее - пытается переформатировать. К примеру, пакет из кучи приказов 2021 г., которые Роснедра имплиментировало плотно около 2-х месяцев в начале 2022 г., в Роснедра тогда по текущим вопросам было не пробиться. Но плюс здесь есть - регламентированы сроки прохождения через госорганы по всем приказам в рабочих днях. Хотя.., эти сроки в т.ч. действуют ограничительно к недропользователю, а гос/органы - скажем так, к объявленным обязательствам имеют отмазки, ну и - лояльность этих недропользователей (ну, кто готов отстаивать свои права через суд, с другой стороны - оно вам надо, ну если не принципиально). Но к недропользователю такая лояльность от государства не предусмотрена. В принципе из этого понятно что - чиновнику позволено иметь некоторое окно (ну, они же занятые люди), а вот недропользователь (приперся к нам, ну значит тебе и надо) окно не имеет, т.к. при нарушении сроков сразу же выбросят все документы недропользователя в мусорную корзину, и все сначала.
Посему МПР в геологию не влезало, оно так - что-то формирует (вместе с Роснедра) достаточно премлимое в законодательной базе, и тут много хорошего. Ну представьте, вам не нужно носить кучу бумажных документов и потом вам откажут по какой-то формальной причине. Подали пакет документов через личный кабинет недропользователя, вам через сколько-то регламентированных рабочих дней (5-6) ответили, приняли или нет. Далее, конечно, нужно контролировать.
Почему Вы все цепляетесь за МЦМ (автор в т.ч.), Союззолото? Нет этих организаций. Как и той системы, в которой это эффективно работало.
Добычу ведут горнорудные компании, крупные, мелкие, средние (не государственные!). Которые формируют ПРГР на каждый год, утверждают его, и на этой основе формируют свою квоту на добычу золота и согласовывают ее с госорганами, и ровно в этой мере за эту добычу отвечают перед территориальными гос/органами. Если компания может увеличить свою добычу за счет дополнительных инвестиций ( в т.ч. от государства, к примеру включения в ТОР), наверное есть такой вариант, но я о таком не знаю на горизонте 1 планируемого года, хотя почему нет. Хотя тут же встает согласование ЦКР/ТКР на согласование очередного тех/проекта с новым календарным планом добычи и переработки. Жесть..
Но производство движется, а поддержка российской золотодобычи в условиях санкций - от гос/органов просто соблюдать свои же регламенты и ВСЕ, Приказ МПР 802 (заявки БП по "заявительному" принципу) - в топку, ОПР - вернуть после ТЭО временных кондиций, а лучше вообще на условиях рисков недропользователя разрешить добычу после оценки. Государство все равно имеет рычаги контроля за добычей и переработкой через систему отчетности недропользователя стат/органам и налоговой службе.
Как-то так..
Автор, 14.04.23 06:26:51 — AlexGil, 12.04.23
По-моему, вы зря пишите про МПРиЭ. У них много проблем, в том числе невероятно сложные - мусор и экология. Недрами в составе МПРиЭ занимаются Роснедра. Именно они готовят все бумаги, больше некому. Чтобы выяснить что и зачем они готовят, глянем «Положение об агентстве» (оно есть в интернете). Читали?
1.Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования…
Там еще много пунктов. Но среди всех пунктов нет слова «цель». Интересно, правда? Орган есть, функции есть, а цели нет.
Соответственно, чтобы показать свою деятельность Роснедрам надо оказывать больше услуг. Вот они их и придумывают (в том числе по техногенке). Услуги предприятиям не нужны, но отказаться никак не получается. Так уж придуманы условия.
Будь в «Положении об агентстве» указана цель, например: оказывать услуги с целью повышения эффективности использования российских недр для увеличения налогов местных и центрального бюджетов – ситуация была бы другая. Роснедра нашли бы, что сделать, чтобы повысить и увеличить.
Это было бы выгодно для всех, в том числе для Роснедр. Достойная цель и наверняка лучшее вознаграждение.
Всего-то надо - изменить «Положение об агентстве». Кто его составлял, кстати? Что за чудак, который забыл уточнить цель предоставления услуг?
Брат, 14.04.23 11:31:09 — Автор
Сфера деятельности Роснедра изначально (с 2004 года) была сведена к оказанию "государственных услуг"; управление же "государственным имуществом в сфере недропользования" являлось делом заведомо эфемерным по причине отсутствия такого имущества.
Вместе с тем в ходе реформы 2004-2005г.г. вопрос делегирования полномочий "федерального органа управления государственным фондом недр" реформаторы как-то упустили из виду. И если при Артюхове эти полномочия были прямо текстуально делегированы Геологической службе министерства, то с приходом Трутнева - никому.
Нет, министр, который "пан спортсмен", это в чём-то, может, и неплохо. Да только геологией при нём руководил ветеринар, отставной генерал Росрезерва. Эта команда законодательством в горно-геологической сфере интересовалась мало, а про "федеральный орган управления государственным фондом недр", может, и вовсе не слышала. Оттого лицензии на право пользования геометризованными участками недр в России почти уж 20 лет выдаются ненадлежащим лицом.
И ничего, живем. А эти деятели знай щёки надувают, да учат нас, грешных. "Чего и ждать, когда лекарство изготовлял такой аптекарь?". Правильно, ждать ничего хорошего не надо; "власти" у нас не ведают, что творят.
Магадан, 15.04.23 02:14:06 — Автору
Сами Роснедра измениться не смогут даже, если захотят. Они же не Мюнхаузен, который вытащил себя из болота за волосы.
Брат, 15.04.23 08:56:20 — Магадан
Или, всё же, Мюнхаузен?
Былое, 15.04.23 12:28:27
Если добыча сильно просядет, то кого-то куда-нибудь переведут. Это в 1938 за недостаточное усердие Серебровский с Берзиным расплатились по полной. Дальстрой тогда добыл больше, чем во все предыдущие годы - 53 тонны, но сказали, что можно было больше.
Брат, 05.08.22 12:42:25 — СНС, 05.08.22
Очень верное наблюдение; денег, конечно, хотят все. Вот только "хотение" это большей частью платоническое, т.е. люди пока ещё "плывут по течению" и не готовы предпринимать усилия ни по грамотному применительно к текущим условиям переформатированию своего бизнеса, ни непосредственно по снятию или ослаблению бюрократических препон. Ждут, значится, то ли царь расщедрится, то ли ещё произойдет чего хорошего, то ли просто ситуация сама собой немотивированно рассосется. Рутинная наша практика, надежда на "авось".
Значит, считать, что проголосовали, будет, наверное, неправильным. Давайте подождём, пока необратимость негативных изменений и осознание места, в котором все мы дружно оказались, не овладеют массами. А случится это непременно, ну, или с очень высокой долей вероятия. Вот тогда и только тогда проявятся пассионарии, способные успеть ещё хоть что-то предпринять для собственного спасения. Остальные, согласно концепции нашего президента, не то сдохнут, не то попадут в рай. Надо бы не забыть уточнить...