Термин «сезонники» в обиходе употребляется наиболее часто применительно к трудящимся, которые работают на добыче драгоценных металлов и драгоценных камней. Кажется естественным, что такое положение должно быть закреплено на уровне инструктивных документов. Однако в Постановлении Правительства России от 04.07.2002 г. № 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год» (далее — Перечень) интересы работников, занятых на сезонных горных работах, учтены не были. Кого только нет в этом постановлении: работники лесного и сельского хозяйства, рыбной, торфяной, мясной, молочной промышленности. Попали в этот список и труженики сахарной и плодоовощной промышленности.
При этом золотодобыча является одной из немногих развивающихся отраслей российской промышленности и имеет значительный потенциал роста, обеспечивая валовую продукцию почти на 20 млрд долларов ежегодно. Россия занимает ведущие позиции в мире по добыче золота и первое — по добыче золота из россыпных месторождений. Всего в золотодобывающей отрасли работают более 60 тыс. человек, из которых около 40 тыс. человек занято на разработке россыпных месторождений.
Добыча драгоценных металлов (ДМ) и драгоценных камней (ДК) из россыпных месторождений и добыча драгметаллов из небольших рудных месторождений является сезонной. Работа на таких объектах начинается с марта, когда осуществляется подготовка к сезону, включая ремонт техники, завоз топлива, вскрышные работы. После появления технологической воды, с началом оттайки песков начинается непосредственно добыча золота, которая продолжается до октября-ноября.
В нашей стране имеются нормативные акты, в которых такие работы напрямую относились к сезонным работам. Так, Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 г. № 185 «Перечень сезонных работ» в перечень сезонных работ были включены работы, связанные с добычей благородных металлов. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.04.1999 г. № 382 «О Перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения» в перечень сезонных отраслей промышленности и видов деятельности включена «Промышленность по добыче и обработке драгоценных металлов и драгоценных камней; Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений; Добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторудные месторождения)».
На таких объектах подготовительные горные работы и работы по добыче промышленного золота выполняются в непрерывном графике с течением одной смены по 10–11 часов. При этом для работников применяется суммированный учет рабочего времени, в соответствии со ст. 104 ТК РФ, с учетным периодом один год. Таким образом, рабочие, занятые на сезонных работах, связанных с добычей золота на россыпных месторождениях, а также из рудных месторождений малой мощности, за один промывочный сезон (6–8 месяцев в режиме 11-часового рабочего дня) фактически вырабатывают положенную норму часов для обычного графика работы в течение одного календарного года, при этом исчисление страхового стажа за полный год не учитывается. Общая наработка часов на одного трудящегося достигает 2400–2800 часов при норме 1900–1970 часов.
Следует учесть, что к сезонной золотодобыче в основном привлекаются высококвалифицированные специалисты, которые работают в отрасли по 20–30 лет. Горная техника, применяемая на горных работах, постоянно совершенствуется и усложняется, и доля неквалифицированного персонала составляет всего несколько процентов от общего числа занятых на производстве. Из-за отсутствия льгот для работников, привлекаемых к сезонным работам, с каждым годом всё сложнее набирать квалифицированный персонал, предприятия вынуждены вызывать иностранных рабочих и инженеров.
Кроме того, на протяжении последних 30 лет стабильно продолжается отток населения из районов Крайнего Севера и всего Дальневосточного региона. За три последних года число местных жителей здесь снизилось примерно на 100 тыс. человек. В Магаданской области из 384 тыс. человек (1991 г.) осталось всего 137 тыс. к 2022 году, при этом 96 тыс. из них проживают в Магадане. На огромной площади антарктического Усть-Янского района в Якутии (120,3 тыс. км2), превышающего по территории десятки европейских государств, из 42 тыс. населения в 1991 г. к 2022 году осталось 7 тыс. человек при плотности населения 0,058 чел/км2.
Огромные площади российского севера стремительно теряют население и становятся безлюдными. Государство принимает меры по закреплению населения, делая упор на привлечение инвестиций, но не уделяет достаточно внимания конструктивному диалогу людей и власти. В числе мер, способствующих закреплению населения в ДВФО, — решение социально-экономических проблем, в числе которых учёт интересов работников, занятых на сезонных горных работах.
Решить проблему с дополнением перечня сезонных профессий неоднократно пытались профсоюзы, профильные министерства (Министерство промышленности и торговли), Торгово-промышленная палата, Союз старателей России. Но на пути установления справедливой льготы для горняков-сезонников как в 2013-м, так и в 2018 году непреодолимой преградой всякий раз становилось Министерство труда и (по иронии судьбы) социальной защиты.
Минтруд постоянно лукавит и изворачивается в попытках не признавать очевидное. Так, чиновники министерства отмечают, что «сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев. При этом выполнение работы в течение определенного периода в году является основным характерным признаком сезонной работы, однако этого признака недостаточно для того, чтобы разграничить сезонную и несезонную работу. Многие виды работ на территории России в силу природных и климатических условий осуществляются не круглый год, а в течение определенного периода года (сезона). Вместе с тем в отношении них не предусмотрено льготное исчисление страхового стажа. Например, работы по отоплению зданий и сооружений, дорожные, сельскохозяйственные полеводческие работы, геологоразведочные, землеустроительные, работы, которые производятся в северных районах». Примеры явно неудачные. Никто и никогда не называл геолога, кочегара или колхозника сезонником.
Далее чиновники Минтруда заявляют, что пенсионное законодательство в отношении сезонников горной промышленности уже содержит соответствующие льготы: «пунктом 6 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 — ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», гражданам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 55 и 50 лет соответственно, если они проработали не менее 20 и 15 календарных лет в указанных местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно.
Учитывая изложенное, по действующему пенсионному законодательству в страховой стаж и стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включаются периоды работы по добыче драгоценных металлов в календарном порядке по их фактической продолжительности. В связи с этим Минтруд полагает нецелесообразным дополнять Перечень данной отраслью, поскольку у рассматриваемой категории граждан возникает право на получение за одну и ту же работу, двух льгот по пенсионному обеспечению». Вся загвоздка в том, что для получения этих 20 и 15 календарных лет трудящемуся надо отработать в суровых условиях 30–40 лет (а именно из-за них человеку позволяют уходить на пенсию раньше тех, кто трудится в более благоприятных условиях), поскольку в трудовой книжке за каждый промывочный сезон работнику поставят только то время, которое он проработал в календарном году, несмотря на то, что за эти 6–7 месяцев он отработал годовой норматив рабочего времени и нередко значительно его превысил.
Справедливости ради необходимо отметить, что работы по добыче ДМ и ДК не были включены и в ранее действовавший Перечень, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 4 июля 1991 г. №381. Но нельзя забывать, что число сезонников при Советской власти было невелико: большинство трудящихся горных предприятий Крайнего Севера и Дальневосточного региона жили осёдло в местах ведения работ и так остро вопрос со стажем не стоял — люди работали круглогодично. А сегодня, когда многие сотни горняцких посёлков уничтожены, осваивать месторождения приходится в основном вахтовым методом и с помощью сезонных работ.
Реальность такова, что сегодня огромные площади российского севера и Дальнего Востока стремительно теряют население и становятся безлюдными. И чтобы не пришло то время, когда на «освободившиеся» территории зайдут другие народы, политика государств которых способствует приросту населения, меры надо принимать сегодня.
В числе мер, способствующих закреплению населения в ДВФО, — решение социально-экономических проблем, в числе которых — учёт интересов работников, занятых на сезонных горных работах. Однако чётко прослеживается явное нежелание чиновников Министерства труда и социальной защиты решать вопрос о социальной защите трудящихся путём дополнения Перечня сезонных профессий сезонными горными работами. Может быть, российские чиновники проснутся только тогда, когда на севере не останется людей?
Письмо Союза старателей России президенту РФ
"Об отнесении работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений
к сезонным работам" (Комм. — 3)
Комментарии, отзывы, предложения
Dimetry, 16.02.22 09:20:08 — Автору
Считаю, что Союзу Старателей следует заострить внимание на лоббировании интересов в Госорганах, в частности Государственной Думе.
Журавлев, 16.02.22 09:43:18 — Dimetry, 16.02.22
Союз старателей слабоват. Россыпного золота в России добывают 70 тонн, 500 предприятий, а в Союзе - 30 членов. А ведь вначале было где-то 250. Бюджет Союза, наверное, копеечный. Вот и не слышно голоса старателей.
Марьян А.Ю., 16.02.22 12:06:11 — Автору
Правильная и нужная статья. Но это касается и в целом геолого-разведки, потому как в нынешних условиях организации и ведения работ, масса специалистов всех звеньев набирается временно на локальный период сезона-этапа, а работать надо "от рассвета-до заката". Поэтому учёт реально отработанного времени в стаже не должен отличаться от принятого для сезонников.
Автор, 16.02.22 19:15:50 — Dimetry
Спасибо за ценный совет, но Союз старателей именно тем и занимается, что лоббирует интересы золотодобывающих в Госорганах, в частности Государственной Думе, в министерствах и ведомствах, через торгово-промышленную палату. Многократно по различным вопросам обращались к Председателю Правительства и Президенту.
К сожалению, в верхних эшелонах власти всё больше дилетантов, "эффективных менеджеров", а специалистов, прошедших хорошую производственную школу, осталось очень мало.
Поэтому и решения всё чаще принимаются некомпетентные, но и просто абсурдные.
Вопрос о дополнении списка сезонных профессий в верхах мусолят уже почти 9 лет.
А много ли в России прислушиваются к мнению народа? Вопрос увеличения пенсионного возраста - против почти всё население страны... И что?
Практик, 23.02.22 16:25:49 — Автору
Что значит народ против? Сидя дома возле телевизора и употребляя пивосик? Это называется "за".
Dimetry , 16.02.22 09:17:01 — Автору
Здравствуйте Коллеги! Данный "инцидент" , по другому ни как не могу это назвать, говорит о полном отсутствии лоббирования интересов золотодобычи в Государственных структурах.
Какие то узкие интересы, такие как не принятие "Закона о частном приносе", лоббируются сильными компаниями. А собственно основное - пропустили.