Союз старателей России в 2021 году вёл активную работу по защите интересов золотодобывающих предприятий с органами государственной власти (Президент, Правительство, Роснедра, Ростехнадзор, Росприроднадзор, МВД, Счётная палата), Государственной думы, торгово-промышленной палаты, Советом федерации, местными органами власти, с научно-исследовательскими организациями. Были подготовлены 85 писем с предложениями старателей по внесению изменений в законодательные и нормативные акты, в защиту предприятий от неправомерных действий органов власти.
Для защиты интересов золотодобытчиков Союз активно взаимодействовал с органами печати и телевидением, выступал на сайтах, связанных с золотодобычей. Опубликовано 18 статей в профильной прессе, члены аппарата совета дали 10 интервью средствам массовой информации. Председатель Совета Таракановский В.И. в течение года провёл десятки встреч и рабочих переговоров по решению проблем предприятий в органах всех ветвей власти.
Специфика принятия решений в органах власти многоступенчатая, с десятками согласований, поэтому многие решения приходится пробивать годами, но результаты всё-таки есть.
Так, 30 апреля 2021 г. принят ФЗ № 123-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым:
- Предусмотрена возможность предоставления права пользования недрами единственному участнику аукциона, а также второму участнику аукциона на право пользования недрами, в случае если победитель в установленный срок не уплатит предложенный им разовый платеж за пользование недрами.
- Также ФЗ № 123-ФЗ позволит реализовать механизм передачи права получения лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых открытого месторождения от лица, открывшего месторождение по лицензии на геологическое изучение недр, полученной по заявительному принципу, новому пользователю недр посредством «переуступки» свидетельства об установлении факта открытия месторождения.
- Введено составление реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр, которые были признаны победителями торгов, но не уплатили предложенный ими размер разового платежа за пользование недрами.
- Удалось решить вопрос расширения заявительного принципа на получение лицензий на геологоразведочные работы, при котором этот принцип распространили на участки с прогнозными ресурсами категорий Р1 и Р2.
Но здесь возникла новая проблема: много лицензий расхватали предприятия, за душой у которых ничего не оказалось, кроме уставного фонда в 10 тыс. руб и одного единственного работника. При этом некоторые такие «предприятия» сразу приступали к золотодобыче с нарушением действующих законов (золото, добытое по поисковым лицензиям, можно сбыть только криминальным способом) и с грубейшими нарушениями в экологической сфере. При этом реально действующие золотодобывающие предприятия не могут работать над развитием своей минерально-сырьевой базы. В этом направлении предстоит работать над ужесточением условий предоставления лицензий по заявительному принципу.
За значительный вклад в разработку предложений по внесению изменений в законодательные документы, касающиеся горной промышленности, НО «Союз старателей России» стал Почётным членом ТПП Российской Федерации.
Основные направления работы Союза старателей в отчётном периоде
Велась постоянная работа по снижению бюрократической нагрузки на горнодобывающие предприятия:
- упрощение системы отчётности, снижение бумажного документооборота;
- реальное снижение сроков рассмотрения разрешительной и проектной документации, особенно для предприятий малого бизнеса в горнодобывающей промышленности.
Значительное внимание Совет уделял вопросам упрощения отработки техногенных минеральных образований. В законопроект № 664487-7 «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ в целях стимулирования использования отходов недропользования», который должен быть рассмотрен Госдумой России во втором чтении Союза старателей внёс следующие предложения:
- принять на законодательном уровне понятие «техногенные россыпи» техногенные россыпи и участки предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти;
- разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных россыпей в границах предоставленного лицензией горного отвода без геологического изучения недр;
- отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных запасов.
- под постоянным контролем Совет держал вопрос о продлении разрешения на отработку техногенки с помощью опытно-промышленных работ (ОПР), что хоть как-то позволяет предприятиям отрабатывать техногенные образования. К концу 2021 г такое разрешение было получено.
Несколько лет Союз старателей борется за внесение дополнения в Распоряжение Правительства РФ от 27 мая 2013 г. N 849-р «перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» в части Предоставления права на размещение в защитных лесах, расположенных на особоохраняемых природных территориях; в водоохранных зонах; выполняющих функции защиты природных и иных объектов: объектов капитального строительства для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений твёрдых полезных ископаемых (за исключением общераспространённых), как это разрешено предприятиям, занимающимся углеводородным сырьём. Наметились некоторые подвижки в решении этого вопроса.
Союз старателей ведёт последовательную работу по внесению изменений в Лесной кодекс и подзаконные акты (постановления правительства и приказы МПР) в интересах горных предприятий: так, были направлены 5 писем в ТПП и 4 письма министру МПРиЭ с предложениями предприятий. На тему лесовосстановления было опубликовано 5 статей.
Усилия Совета были направлены на прекращение практики насильственного навязывания предприятиям искусственного лесовосстановления вместо естественного в соответствии с действующим законодательством. Союз старателей внёс предложение министру природных ресурсов и экологии РФ А. КОЗЛОВУ: «Предоставить предприятиям, разрабатывающим россыпные месторождения в дальневосточном районе притундровых лесов и редкостойной тайги в условиях Крайнего Севера (в соответствии с нормативными документами), право на естественное лесовосстановление, исключив обязанности лесовосстановления или лесоразведения искусственным или комбинированным способами».
Вопрос о порядке компенсации затрат горнодобывающих предприятий на утилизацию оборудования, выполняющих утилизацию собственными силами Союз старателей поставил сразу после выхода Закона, однако даже три обращения к Президенту России не смогли сдвинуть решение этого вопроса из-за откровенного саботажа чиновников по выполнению требований ст. 24.1 федерального закона 89-ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления».
Однако усилий Совета Союза недостаточно, поэтому мы рекомендовали предприятиям обращаться в местные органы власти на уровне регионов, чтобы те выходили на центральные органы власти с требованиями предоставления централизованного финансирования на цели утилизации.
Комментарии, отзывы, предложения
Смок, 03.02.22 15:48:00 — Эксперт
Вот как то расплывчато))) Лучше и честнее так:
Совет Союза старателей - единственная организация, которая хоть что-то может проталкивать в столичном болоте, для пользы тех кто входит в Союз старателей.
То есть что имеем в сухом остатке, лоббист пролобббировал интересы лоббируемых. Всё.
Реалист, 03.02.22 17:25:52 — Смок
А если вы соберете какой-нибудь союз и будете платить в союз взносы, то чьи он должен будет защищать интересы? Союз футболистов - защищает интересы футболистов, а союз шахматистов - интересы шахматистов и т.п.
Брат, 03.02.22 17:31:04 — Смок, 03.02.22
Да нет, лоббист пролоббировал интересы лоббируемых - это ещё не всё. Как следует из данного сообщения, Совет Союза старателей ставит себе в заслугу принятие №123-ФЗ от 30 апреля 2021 года. Это, если кто не помнит, тот самый закон, из-за которого по состоянию на 1.01.22г. перебулгачен процентов на 40 закон "О недрах", отменены старые приказы и нарисованы два - три десятка новых. Многие эти новые приказы до сих пор вдумчиво изучают, конспектируют со словарём и благодарят инициаторов и так, и сяк от всей широты своей души. Ай да Таракановский!
Магадан, 04.02.22 03:45:26 — Брат, 03.02.22
Зря вы подозреваете Таракановского в участии в составлении текста №123. Он бы поручил это дело Луняшину, а тот так загадочно написать не мог.
Меня техногенка порадовала, оказалось, что письмо Аксенова живет:
"под постоянным контролем Совет держал вопрос о продлении разрешения на отработку техногенки с помощью опытно-промышленных работ (ОПР), что хоть как-то позволяет предприятиям отрабатывать техногенные образования. К концу 2021 г такое разрешение было получено." - только подпись под ним не Аксенова, а чья-то другая. Что-то я прозевал и не видел.
Брат, 04.02.22 13:47:19 — Магадан, 04.02.22
Зря вы подозреваете Луняшина в неспособности написать загадочно. Таракановского я ни в чём не подозреваю, но я ж его за язык не тянул. А он на ясном глазу пишет, мол, многие решения приходится пробивать годами, но результаты всё-таки есть. И в качестве примера таких, им достигнутых результатов, приводит именно №123-ФЗ.
К тому же, этот 123-ФЗ и ещё одну подлянку всем подкинул. Вот вы лицензию на пользование недрами, как вид деятельности, уже оформили? А то нынче административные штрафы за безлицензионку ого-го какие...
Василий , 04.02.22 15:15:16 — Брат
Так если лицензия на недра получена, так о какой ещё лицензии вы говорите?
Брат, 04.02.22 18:28:50 — Василий, 04.02.22
№123-ФЗ, помимо закона "О недрах", внес ещё изменения в закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (№99-ФЗ). Ваша лицензия на недра - это лицензия на право пользования конкретным геометризованным участком недр. И только им в указанных границах.
Но с 1 января 2022 года вы можете реализовать это своё право пользования только при условии получения дополнительно общей лицензии на вид деятельности. До указанной даты "пользование недрами", как вид деятельности, лицензированию не подлежало. Теперь подлежит и без такой лицензии вы пользоваться недрами не можете. Ну, можете конечно, но ошкурят, если что.
Брат, 05.02.22 19:10:03 — Василий, 04.02.22
Василий, мои извинения, можете жить спокойно с одной лицензией (которая у вас есть). Законодатель, вроде как, пошутил. №99-ФЗ от 4.05.2011г. статьёй 12 устанавливает виды деятельности, подлежащие лицензированию; там 58 подпунктов. И "пользования недрами" в статье 12 как не было до 1.01.22г., так не появилось после этой даты. Но зачем-то появилось в подпункте 15) части 2 статьи 1.
Теперь получается, что пользование недрами, как вид деятельности, лицензированию не подлежит, а кроме того к нему (пользованию недрами) положения №99-ФЗ не применяются. Раньше, стало быть, применялись, хоть и неясно - как. Для чего эта заумь нужна и кому - неизвестно.
Старый, 06.02.22 07:56:21
Пункт по аукционы давно обсуждался, молодцы ССР - протолкнули: "Предусмотрена возможность предоставления права пользования недрами единственному участнику аукциона, а также второму участнику аукциона на право пользования недрами, в случае если победитель в установленный срок не уплатит предложенный им разовый платеж за пользование недрами."
Эксперт, 06.02.22 14:18:29 — Смок
Вопросы, которые решает ССР, касаются всех золотодобывающих предприятий, потому как проблемы у всех одни и те же.
А частные вопросы решаются и в интересах отдельных предприятий, и достаточно эффективно, и это естественно и оправдано - они платят взносы, за счёт которых и работает союз.
ABCD, 07.02.22 09:52:56 — Автору
Почему Союз Старателей не хочет обратиться в Конституционный суд и заставить признать что все законы РФ о недропользовании и золотодобычи противоречат Конституции РФ ? Статья 2 Конституции РФ "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства." То есть частная собственность на недра и полностью свободная добыча золота и других полезных ископаемых не может быть ограничена никакими законами, если не нарушается экология и жизнь граждан !
Автор, 07.02.22 16:58:49 — ABCD
Обязанностей у государства много, но далеко не все из них выполняются.
А законы нужны, иначе наступит полная анархия.
Беда в том, что те, кто эти законы принимают, не хотят слушать народ
(яркий пример - повышение пенсионного возраста: 90% населения против, но депутаты, которые вроде как представляют интересы этого самого народа, проголосовали почти поголовно за принятие этого антинародного закона)
Рационализатор, 09.02.22 13:35:13 — Автор, 07.02.22
Чтобы был результат, нужно слушать, прежде всего, специалистов. Если была поставлена задача - привлечь людей в Сибирь, так надо вспомнить опыт дореволюционной России и довоенного СССР. Тогда задача была решена, за счет привлечения людей на добычу россыпного золота.
Сейчас тоже надо было упростить работу предприятий добывающих россыпное золото. А сейчас небольшие улучшения работы предприятий достигаются Союзом старателей с большим трудом.
Хотя, надо бы расширить Союз, чтобы он был сильнее, чем сейчас. Сейчас в Союзе всего-то 25 членов, так ведь?
Автор, 12.02.22 15:49:07 — Рационализатору
Да, в Союзе около 30 предприятий, которые поддерживают работу.
Если бы было больше, было бы больше взносов и появилась бы возможность расширить штат и соответственно, увеличить объёмы работ по защите предприятий от бюрократов.
Эксперт, 03.02.22 15:30:08
Совет Союза старателей - единственная организация, которая хоть что-то может проталкивать в столичном болоте.