В прошлом коммерческая россыпная золотодобыча в западной части США — Калифорнии, Орегоне, Айдахо, Монтане и других штатах — была достаточно распространена. К сожалению, сегодня запустить небольшой прииск на территории Нижних (по карте) 48-ми (штаты континентальной части США без учета Аляски и Гавайев — прим. переводчика) стало гораздо труднее. Не то чтобы на Западе приисков совсем не осталось — осталось, — но их стало намного меньше, чем было раньше.
Однако на Аляске коммерческая россыпная золотодобыча продолжается на многих предприятиях. Количество приисков в штате во многом определяется ценой золота. В 2012 году, когда она достигла пиковых значений, их число увеличилось. А когда в 2013 году цена пошла вниз — сократилось. Спад длился семь лет, и за это время объемы работ снизились примерно на две трети. Рост стоимости драгоценного металла в 2020 году не вызвал особенного ажиотажа, который мог бы оживить россыпную золотодобычу на Аляске и поспособствовать появлению новых объектов.
На сегодняшний день на Аляске насчитывается около 170 объектов коммерческой добычи россыпного золота. В основной массе они небольшие: россыпи отрабатываются несколькими людьми, часто семьями, сезонно и только в подходящую погоду. И тем не менее только за 2019 год (последние имеющиеся данные) именно на таких приисках было добыто около 1,5 тонн драгоценного металла, то есть примерно 9% всего золота на Аляске за этот период (большая часть золота в штате добывается крупными предприятиями на рудных месторождениях).
Заметная часть приисков расположена в труднодоступных районах штата, куда топливо и все остальное приходится завозить по воздуху из-за отсутствия дорог. Другими словами, тем, кто занимается россыпной золотодобычей на Аляске, приходится быть изобретательными и по максимуму использовать любые доступные средства: уметь произвести ремонт прямо в поле, собирать запчасти от сломанного оборудования и вообще полагаться только на свои силы.
Еще одна любопытная особенность местной золотодобычи — туризм. Некоторые аляскинские добытчики за отдельную плату пускают к себе на россыпи желающих поработать. Это приносит кое-какие деньги на рутинные расходы, а старателю-туристу — возможность приобщиться к настоящей золотодобыче.
Мне самому недавно посчастливилось провести пару недель в лагере золотодобытчиков на Аляске, и я поделюсь с вами своими наблюдениями и полученным там опытом.
Лагерь находится на речке Голд-Кинг-Крик. Место историческое — золото там добывают больше века. Думаю, первое, о чем следует здесь сказать, это то, что телевизионные шоу о россыпной добыче, которые так любят многие смотреть, не имеют ничего общего с жизнью. Могу вас в этом заверить.
Единственный путь до лагеря — по воздуху. Я прилетел бортом коммерческой авиакомпании в Фэрбенкс, затем пересел на маленький самолет, который довез меня до участка, который находится в 50 милях (80 км) южнее. Многие долины на Аляске покрыты летом непроходимыми лесными болотами, и единственная возможность пройти по ним возникает только, когда они замерзают.
Все материалы, топливо и посетителей доставляют на прииск по воздуху, что не самым лучшим образом сказывается на рентабельности золотодобычи. Что самое важное — на самолет можно полагаться не всегда. Так, перед моим обратным рейсом долину покрыл такой густой туман, что отлет пришлось отложить на сутки. Да, до некоторых россыпей на Аляске можно вполне добраться и по земле, и это во многом облегчает их разработку.
Участок, о котором идет речь, находится на северном склоне Аляскинского хребта — большого горного массива, тянущегося практически через весь штат. Он богат не только золотом, но и другими полезными ископаемыми: именно там, например, расположена единственная на Аляске угольная шахта.
Холмы в районе Голд-Кинг-Крик покрыты слоем аллювиальных песков толщиной около 2000 футов (610 м). Пески золотоносные, но содержание драгоценного металла в них низкое. Промышленные россыпи образуются по мере того, как вода, взаимодействуя с бедными отложениями, вымывает легкие материалы. При этом тяжелые частицы, в том числе золото, остаются, концентрируясь на твердом подстилающем пласте или ложном глинистом плотике.
Похожие месторождения можно встретить по берегам рек в соседнем районе Боннифилд. Некоторые россыпи залегают на настоящей твердо-сланцевой или кварцитовой коренной породе. Считается, что первоначальным источником золота являются кварцевые жилы и минерализованные образования в зонах смещения пород. Лежащие выше отложения имеют не ледниковое происхождение, а были образованы в результате эрозии золотоносных пород Аляскинского хребта.
Под этими отложениями на поверхности твердого сланца и кварцита залегают угленосные образования, пески и глины, из которых состоит ложный плотик на Голд-Кинг-Крик. Во многих местах толстый глинистый слой выполняет роль коренной породы, на которой концентрируется золото. Глубина залегания твердого сланца и кварцита на участке установлена буровым методом и достигает примерно 170 футов (51,8 м), что довольно много. По всем признакам угленосные формации пусты – там, где они касаются плотика, золота нет. Не забывайте, что оно аккумулируется только при естественной переработке отложений. Одно время эти пески пытались разрабатывать напрямую, однако результаты не впечатляли: содержание драгоценного металла в них очень низкое, поэтому добывать было невыгодно.
Разрабатываемый золотоносный участок состоит из трех основных слоев. Сверху залегают покрывающие отложения, содержащие много органики: корни, кору, мох и т.д. Ниже следует золотоносный песок и наконец ложный плотик. Искусный добытчик способен правильно разделить эти слои, отбросить пустой материал и взять богатый.
И покрывающие отложения, и ложный плотик бедны — золото есть только на промежуточном уровне. Глубина залегания первого слоя колеблется в пределах от 0 до 15 (4,6 м) и более футов. Показатель довольно большой, вскрывать покрывающие породы дорого, поэтому содержание ценного компонента в песках для рентабельной разработки должно быть достаточно велико.
Покрывающий материал вскрывают, загружают в грузовик и засыпают в старые выработки — так попутно решается проблема их рекультивации. Богатые пески (иногда с небольшим количеством глины из ложного плотика) отправляют на обогащение. Звучит все незамысловато, но правильно разделить материал тяжелым экскаватором — задача не из простых.
Поверхность ложного плотика неровная, что еще больше затрудняет задачу. В связи с этим на нем часто можно наблюдать тонкий слой золотоносного песка. Именно в таких местах с помощью металлодетектора мне удалось добиться самых хороших результатов. Концентрация золота в этом остаточном слое оказалась вполне сравнима с концентрацией на настоящей коренной породе, только вот попадались с основном маленькие чешуйки, самородки — очень редко.
Одной даме, побывавшей на прииске до нас, удалось найти металлодетектором самородок на 3,5 грамма. Случай этот по-своему уникален, так как за те две недели, что я там пробыл, владельцу месторождения ни один столь же крупный образец не попался. Это неудивительно: мелкое золото в целом более характерно для многих россыпей в штате. Крупные самородки — вот что необычно для Аляски!
Слева: у нас была возможность поработать драгами, и пара человек из Калифорнии ей воспользовалась, организовав некое подобие комбинации драги и шлюза; справа: двое человек, которые побывали на прииске одновременно со мной, добыли около 1,5 унции золота (46,7 г), каждый забрал себе по три четверти (23,3 г)
Гости в основном работали с тем же песком, что и владелец; в наше распоряжение он предоставлял материал с одного из каждых нескольких грузовиков.
На предприятии есть несколько шлюзов. Песок поступает на шлюз после колосникового грохота, промывается, легкая фракция, глина, камни и валуны удаляются. Затем с грохота поступает новая партия. Золото на шлюзе хоть и попадалось, но его редко можно было разглядеть невооруженным взглядом — материал часто был слишком мокрым и грязным.
Старый пятисекционный шлюз, который использовался во времена активной разработки россыпи
Экскаватор подает песок на колосниковый грохот. Надрешетный продукт выходит с передней стороны, подрешентный – поступает на шлюз для извлечения золота
Я пробыл на прииске две недели и, боюсь, моя спина не сказала бы мне «спасибо», если бы я не разгибал ее за лопатой по восемь часов в день. Периодически я давал себе послабление и брал в руки металлодетектор. Поскольку золото на участке мелкое, было важно подобрать правильный прибор. К тому же в песках часто попадались «горячие камни» (которых было по меньшей мере в 10–20 раз больше золота), поэтому без дискриминатора было не обойтись. Иногда причиной ложных срабатываний была проводящая глина.
Автор нашел место с небольшим слоем золотосодержащего песка на ложном плотике, который остался после вскрыши основного объема материала
Пришлось немного попривыкнуть и научиться отделять «горячие камни» от золота. Ничего невозможного в этом нет, и за две недели мне удалось добыть в общей сложности около 200 золотинок. Результат может показаться прекрасным, если не принимать во внимание их крупность. Не поймите меня неправильно: добыть 5 граммов — это чудесно. Я доволен своей работой и горжусь тем, что умею. И все же от фактов никуда не деться — золото на месторождении довольно мелкое.
Основные сложности золотодобычи в каком-нибудь удаленном районе Аляски связаны с оборудованием. За то время, что я пробыл на прииске, оно ломалось несколько раз. В этом отношении самым важным человеком на объекте становится механик. На оборудование ложится большая нагрузка, при этом зачастую приходится пользоваться не самой новой техникой, которая часто выходят из строя и требуют тщательного обслуживания. Да, на него уходит много времени и средств, но польза для производства очевидна.
Раньше добыча на участке была куда бо́льшего масштаба, а к югу от него можно встретить следы крупного прииска, который действовал еще несколько лет назад, когда взлетела цена на золото и существовал инвестиционный интерес. После того, как все закончилось, подобные предприятия долго не просуществовали, хотя объемы проводившихся на них работ поражают.
Со шлюзов снимают большое количество концентрата. Чтобы получить золото, его необходимо дополнительно обогатить. За две недели на прииске было добыто около 65 унций золота (2,02 кг); для этого понадобилось несколько сотен фунтов (более 100 кг) шлюзового концентрата.
Концентрат на предприятии дообогащают в два этапа. Первый — отсадка, на которую подают грубый концентрат со шлюза. Богатая фракция из отсадочной машины отправляется на двусторонний концентрационный стол, который дает золотосодержащий продукт товарного качества.
Дообогащают концентрат на прииске с помощью концентрационного стола. Вода поступает из центра сразу на две стороны. Стол при этом трясется, золото движется к дальнему концу, пустой материал смывается по бокам
Гостям удалось увидеть весь процесс обогащения, и он оказался довольно интересен. Конечным этапом процесса является просеивание частиц золота на фракции разной крупности.
Интересно, что часто золотины с прииска покупают дилеры, которые смешивают их с песком и продают пакетами (видимо, для тренировки, обучения промывке и прочих занятий такого рода — прим. переводчика).
Быт на предприятии был обустроен очень хорошо. Некоторые помещения, в которых раньше жили работники, были переделаны для туристов. Имелись все возможные продукты питания и напитки, ванные комнаты, стиральные машины.
На Аляске есть несколько подобных лагерей, и каждый из них по-своему уникален по крайней мере местоположением и людьми.
Поездка на Голд-Кинг-Крик стала для меня настоящим событием, и я с удовольствием рекомендую посетить прииск тем, у кого есть такая возможность. Только так вы сможете познакомиться с реалиями коммерческой россыпной золотодобычи.
Источник: Commercial Placer Mining: Alaska Style. September 2021
Дополнительная информация
Золотодобыча в Соединенных Штатах Америки. Разработка россыпей на Аляске
Комментарии, отзывы, предложения
Практик, 11.01.22 14:19:06
У них тоже для шлюзовых концентратов: отсадка и стол. Видимо это оптимальный вариант не только в России:
"Концентрат на предприятии дообогащают в два этапа. Первый — отсадка, на которую подают грубый концентрат со шлюза. Богатая фракция из отсадочной машины отправляется на двусторонний концентрационный стол, который дает золотосодержащий продукт товарного качества."
Хохма, 12.01.22 09:43:58
Чуть со стула не упал, вот бизнес: "часто золотины с прииска покупают дилеры, которые смешивают их с песком и продают пакетами (видимо, для тренировки, обучения промывке и прочих занятий такого рода — прим. переводчика)."
СНС, 12.01.22 15:26:54
Об этом уже когда-то писали. У них почтой можно заказать посылку золотосодержащих песков. Для нас, конечно, это непривычно, а у них, вроде, так и надо.
Капасёв, 13.01.22 05:16:33 — СНС
Всё хорошо на Аляске кроме лотков.
Так и не смог привыкнуть к их круглым панам.
Магадан, 14.01.22 03:03:24
Интересно, что они там добывают? У них свидетельство об открытии месторождения есть? А запасы подсчитаны? На баланс поставлены? Отчётность по 5ГР ведётся?
Вот я вижу, что с сохранность золота у них в ЗПК непорядок.
Безобразие во всем. Закрыть их надо.
hakas, 14.01.22 09:55:03 — СНС
СНС, 12.01.22 15:26:54 "Об этом уже когда-то писали. У них почтой можно заказать посылку золотосодержащих песков. Для нас, конечно, это непривычно, а у них, вроде, так и надо."
Мой знакомый купил у амеров металлодетектор Фалькон, который приехал в Российскую Федерацию из США в коробке вместе с пакетиком шлихов, которые представляли собой концентрат ( магнетит + от 10 знаков пластинчатого золота размером в среднем 1 мм.) . Производитель мд-шника предлагал использовать шлихи как эталон для отстройки цилиндрической катушки мд-эшника путем передвигания медного кольца по цилиндрической катухе, чтобы металлодетектор типа не реагировал на магнетит, а только точечно на голду, этот факт говорит о том, что всё возможно и в РФ.
P.S. Привет нашим лохам из таможни и конторы глубокого бурения, звезды мимо погонов пролетели!
СНС, 14.01.22 13:16:51 — hakas, 14.01.22
Они зато на нас как-то отыгрались. Мы получили прибор, а в нем были то-ли аккумуляторы, то-ли батарейки. А они идут не по той строке, что прибор и оказались у нас не заявленными для ввоза. Тут нас и прихватили. Звезд за батарейки стражам, конечно, не дали, разве что благодарность за бдительность.
Борисыч, 14.01.22 13:54:32 — Капасеву
К круглым лоткам не привыкать надо! Надо понять принцип работы таким лотком. Могу работать любым (с сибирским, деревянным "познакомился" в 1980), но круглый это супер! Они (круглые) тоже разные и не все хороши.
Смок, 14.01.22 15:16:44 — всем
Вот кстати интересно почему деревянный лоток называют сибирским. Он же корейский. Вот хакас точно должен знать, пусть просветит нас.
СНС, 15.01.22 10:32:28 — Смок, 14.01.22
Так вы прочитайте статью про лотки здесь на сайте: про корейские, американские, якутские, китайские, деревянные и металлические, как из чего делают и как моют. Чертежи даже есть:
Корейский лоток, 23.01.22 03:58:16 — Смок, 14.01.22
Почему лоток «корейский»? Как говорит история, в Корее золота почти не было. Корейцы приезжали работать в Сибирь на золотых приисках. Здесь научились делать лотки из чурок - обычные сибирские. Круглый лоток в Сибири сделать просто не из чего. А экспорт пластиковых лотков из Кореи тогда еще не был налажен.
Название лотка «корейский», может быть, оттого, что имена у них трудные, и все что им принадлежало называлось корейским.
Николай II, 31.01.22 16:19:05 — Капасеву
Деревянный лоток ведь для опробования и документации ГРР в основном. Как раньше при советах было, два лотка: промывочный и доводочный. Объём промываемой породы в лотке намного больше. Насыпал, промыл: виден состав аллювия, окатанность, размер и т.д. Шлих, опять же виден более отчетливо. Магнетит в размере и массе увеличивается - ближе к тальвегу россыпи. Шлих по деревянному лотку рассыпал - все хорошо видно! А пластиковый "тазик" для констатации факта: есть Au или нет. Свои плюсы и минусы есть у того и у другого. Мне деревянный то же роднее!
Рационализатор, 08.02.22 09:49:08
Вот нам для мелких россыпей с них пример бы взять:
На сегодняшний день на Аляске насчитывается около 170 объектов коммерческой добычи россыпного золота. В основной массе они небольшие: россыпи отрабатываются несколькими людьми, часто семьями, сезонно и только в подходящую погоду.
Такая добыча и природу не портит, ввиду мизерных объемов, и мелкого объекта на много лет хватает.
А у нас куда-то торопятся, кто-то еще брякнул, что надо не меньше 40 кг... добывать. Кто нас куда гонит?
Виктор, 11.01.22 09:42:36 — Всем
У нас к сожалению такое в принципе невозможно.