Как учесть характеристики золота (Ме, U, S) при выборе обогатительного оборудования. Практические рекомендации

Кавчик Б.К., к.г.-м.н.

Лучше иметь плохой ситовой анализ,
чем не иметь никакого

За несколько минут на этом сайте по стандартному ситовому анализу можно рассчитать 5 характеристик золота А, V, Me, U, S. Две первых (A,V) предназначены  для оценки достоверности разведки (о них здесь не говориться). Три других (Me, U, S) – дают основную информацию для выбора обогатительного оборудования. О чем они говорят?

 

1. Характеристика крупности золота – Ме, мм. Она говорит о том, что половина золота крупнее Ме, другая половина мельче Ме. Например, если Ме = 1 мм, то из килограмма золота 0,5 кг крупнее 1 мм, и 0,5 кг мельче 1 мм.

Если золото вашего месторождения имеет Ме < 0,5 мм, значит, вам не повезло, больше половины золота у вас мельче 0,5 мм, в том числе не меньше 10% мельче 0,25 мм. Для извлечения такого золота нужен, как минимум, прибор со шлюзами мелкого наполнения, а возможно еще и с отсадочными машинами или винтовыми сепараторами. Если в штате нет хорошего обогатителя, то лучше пригласить опытного консультанта.

Ме > 0,5 но меньше 1,0 мм – скорее всего у вас будет хорошо работать шлюз мелкого наполнения. Однако для уверенности надо еще посмотреть уплощенность U и сортированность (S) золота (о них ниже).

Ме > 2 мм – Золото у вас, в основном, крупное, половина даже крупнее 2 мм. Проблем с мелким золотом при промывке песков у вас не будет, так как доля его скорее всего мизерная. Но зато у вас могут быть самородки до килограмма и больше. Бочечный прибор такие самородки может выкинуть с галей, так как они не пролезут в перфорацию бочки.

Для вашего золота (Ме > 2 мм) лучше всего подойдет простой ПГШ, с дырками на гидровашгерде 100-120 мм и шлюзом глубокого наполнения (ШГН). Ваше золото никуда не денется, будет оставаться на первых ковриках. Снимать его можно будет в маленький контейнер и доводить на лотке. Простая съемка раз в сутки обеспечит вам приемлемое извлечение. Потери на вашем ПГШ будут большей частью технологическими за счет неравномерной подачи песков, глинистых примазок и пр. 

Хотя, прежде чем радоваться, вам надо посмотреть еще уплощенность вашего золота, особенно, если вы работаете в нижней части россыпи.

 

2. Характеристика уплощенности золота – U, мг. Это средняя масса золотин фракции 0,5-1,0 мм. Почему именно 0,5-1,0 мм? Потому что эта фракция есть в любой россыпи и в других фракциях золото обычно такое же по уплощенности. То есть степень уплощенности (U) можно относить ко всему золоту.

Если в вашем месторождении U < 2,0 мг, значит золото у вас чешуйчатое. Оно будет плыть по шлюзу и даже в лотке. Шлюз глубокого и даже среднего наполнения такое золото держит плохо. Оно несется по шлюзу, как сухой лист на осеннем ветру. Из-за легкости переноса шлейф золота растянется по шлюзу на десяток метров, а особо шустрые золотины не успеет осесть и улетят в эфеля. Для такого золота, независимо от крупности, нужен шлюз мелкого наполнения, возможно отсадочные машины и винтовые сепараторы.  Кроме того, потребуется контейнерная съемка всего шлюзового концентрата и доводка его на ШДУ.

U > 4,0 мг – у вас все отлично! Ваше золото зернистое. Его не унесет далеко по шлюзу, и оно останется на первых 2-3 ковриках. Далеко не убегут даже мелкие зернистые золотинки 0,1-0,25 мм и вы их соберете на шлюзе.

 

3. Сортированнность золота – S (безразмерная величина) показывает ширину диапазона крупности золота. Например, если у вас Ме=0,5 мм, то половина золота мельче 0,5 мм, но в этой половине есть золото мельче 0,25 мм и есть крупнее 1,0 мм (табл.). Чем хуже сортированность (больше S), тем сложнее золото для обогащения.

S<0,3 – частицы золота сравнительно однородные по размеру и массе. Такое золото характерно для хорошо промытых «старых» россыпей и для нижних участков россыпей большой длины.

S<0,35 – золото средней сортированности. Именно такое золото чаще всего встречается в аллювиальных россыпях.

S > 0,4 – золото плохо сортированное. Это значит в ваших песках наряду с крупным золотом может быть много мелкого или при мелком золоте могут попадаться самородки. Такое золото требует больше внимания, чтобы не потерять мелочь, но и не выбросить самородки.

S > 0,5 – весьма плохая сортировка встречается в россыпях редко. Скорее всего россыпь молодая, плохо перемытая, возможно, в долине имеется коренной источник, который обеспечил поступление плохо сортированного золота. При такой сортированности в долине ручья стоит поискать руду. Для обогащения золото неприятное тем, что наряду с мелкими фракциями могут быть самородки.

 

Таблица. Пример распределения золота по классам крупности при разных значениях S (Me=0,5 мм)

Сортированность
золота, S

Выход золота, % по фракциям, мм

Минус 0,25

0,25-0,5

0,5-1,0

Крупнее 1,0

             0,3

10,0

40,0

40,0

10,0

             0,35

18,0

32,0

32,0

18,0

             0,5

28,0

22,0

22,0

28,0

 

Возьмите ваш ситовой анализ и сделайте расчет характеристик золота по программе GRAN.

 

Что непонятно, спрашивайте в комментариях к статье.

 

Дополнительная информация

Форма ситового анализа россыпного золота

Определение гранулометрических характеристик россыпного золота по данным ситового анализа (графический способ)

 

Примечание. При выборе промывочного прибора, кроме характеристик золота, необходимо учитывать также характеристики песков, например, содержание в песках тяжелой фракции. Если в песках тяжелой фракции много, то эффективнее шлюзов могут быть отсадочные машины и винтовые сепараторы, то есть аппараты с непрерывным выходом концентрата. Если в песках много крупных валунов, то придется использовать Дерокер (ГГМ, ППМ), при глинистых песках, скорее всего, подойдет бочечный прибор и т.п. Влияют на выбор промывочного прибора так же горнотехнические условия отработки.   


-1+3
Просмотров статьи: 1175, комментариев: 44       

Комментарии, отзывы, предложения

Игорь В., 03.05.21 10:05:21

Другой набор сит можно использовать для расчета?

СНС, 03.05.21 16:46:21 — Игорь В., 03.05.21

Можно использовать любой набор, но тогда надо считать вручную. В конце статьи есть ссылка на методику. Если считать нет времени, то можете прислать ситовку в Иргиредмет и немного заплатить. Вам все посчитают по любой ситовке.

Василий, 05.05.21 15:51:19 — Автору

Какие россыпи встречаются чаще всего?

Магадан, 06.05.21 02:24:17 — Автору

Про характеристики золота уже все было сказано, но про связь сортированности золота с коренными источниками я ещё не читал. Подробнее, пожалуйста.

Б.Кавчик, 06.05.21 18:07:41 — Василий, 05.05.21

В природе по нашим данным самые распространенные россыпи со средними параметрами: Ме от 1 до 2 мм, U=3,0 и S=0,35.

Россыпи с Ме<0,5 и больше 2 мм встречаются реже. Очень редко бывают россыпи с Ме<0,25 и с Ме>4 мм.

Но то что есть в природе и то, что выявляет разведка – это не одно и то же. Разведка бурением малого диаметра (200 мм, а тем более 100-132-150 мм) выявляет в основном россыпи с мелким и весьма мелким золотом. (Ме<1,0).

Россыпей с крупным золотом (Me>2 мм) выявляется все меньше, а с россыпей с весьма крупным золотом (Ме>4 мм) я давно уже не встречал.

*****, 06.05.21 21:56:04 — Автору

Борис Константинович, в Ваших более ранних работах показателем слабо

уплощенного, зернистого золота было U > 4,0 мг. А средне уплощенного, пластинчатого 2-4 мг. Моему месторождению это "нравилось" больше.

С чем связано изменение в сторону уменьшения?

Сортированность металла можно определить проще (но "ненаучно"):

если 80% или более его сосредоточены в 2-х фракциях, например, средней и

крупной, то золото - хорошо сортированное. Ну а если "разбросано" по всем

фракциям - плохо сортированное.

Генералов В.И., 07.05.21 06:01:42 — Кавчику Б.К.

"...Разведка бурением малого диаметра (200 мм, а тем более 100-132-150 мм) выявляет в основном россыпи с мелким и весьма мелким золотом. (Ме<1,0)".

Ваше устоявшееся мнение требует современной переоценки. Для получения объективного вывода нужно, во-первых, исключить из вашей "обучающей выборки" всю разведку ударно-канатного бурения, как изначально необъективные данные, во-вторых, исключить результаты промывки без систематического независимого ежесуточного контроля, в-третьих, исключить все данные взвешивания на весах с точностью более 1 мг, в-четвертых, исключить всю разведку без обоснованной методическими работами размером разведочной сети.

Б.Кавчик, 07.05.21 09:03:18 — *****, 06.05.21

Спасибо, вы меня поправили. В старой статье было правильно.

- Менее 2,0 - Весьма уплощенное (чешуйчатое)

- От 2,0 до 4,0 - Средне уплощенное (пластинчатое)

- Более 4,0 - Слабо уплощенное (комковатое, зернистое)

Новых данных с тех пор не было, поэтому никаких оснований что-то менять у меня нет.

Мы когда-то занимались, в частности, оценкой техногенных россыпей. Была идея учесть уплощенность при расчете потерь золота в зависимости от оборудования. В итоге, разработать расчетный метод оценки запасов в техногенке. Потом бросили это дело.

Б.Кавчик, 07.05.21 13:57:13 — Генералов В.И., 07.05.21

Владимир Иванович, ваш путь анализа для нашего времени сложный. По-моему, проще посмотреть с другой стороны.

Вы, наверное, согласитесь с тем, что если я пойду искать месторождения с металлодетектором, который видит только золото крупнее 1-2 мм, то я найду месторождения только с крупным золотом. Месторождений с мелким золотом я не найду, по той причине, что металлодетектор их не видит. На основании опробования металлодетектором я смогу сделать вывод, что все месторождения содержат преимущественно крупное золота, а месторождений с мелким золотом - это какие-то исключения и ошибка природы.

Точно также (но с другой стороны) обстоит дело с малообъемными пробами. Они слишком малы, чтобы поймать крупное золото, поэтому его пропускают. На этом основании некоторые делают вывод: что все месторождения содержат преимущественно мелкое золото, а месторождения с крупным золотом - это какие-то исключения и ошибка природы.

На самом деле месторождения разные и точка зрения зависит от уровня наблюдения.

Генералов В.И., 07.05.21 19:54:39 — Кавчику Б.К.

"... На самом деле месторождения разные и точка зрения зависит от уровня наблюдения". Полностью с Вами согласен.

1. Если рудные тела и рудные зоны - естественные геологические образования, то картирование таких геологических структур не требует больших диаметров керна. Здесь требуется лишь полнота геологического изучения ненарушенного керна.

2. Наблюденную фактическую плотность нахождения крупного золота в теле россыпи никто никогда не изучал. Это можно было бы осуществить на основе ежесменных обмеров экскаваторной добычи в конкретных забоях и последующей ежесменной промывки (разновидность технологического опробования) Но во времена СССР таких наблюдений не проводилось, хотя такая возможность у ЦНИГРИ была бы при разработке инструкций по подсчету запасов, а сейчас частник такие работы не даст сделать. Здравый же смысл говорит, что в промежутке между 100 и 500 мм крупного золота и самородков вы не найдете. Скопления крупного золота встречаются только в определенных локальных геоморфологических частях россыпи и буровой разведкой любого диаметра их весьма сложно выявить.

3. Надо наконец-то уяснить, что утвержденная ЦНИГРИ методика подсчета запасов является лишь приближенно-количественной оценкой. Цель подсчета запасов установить минимальную "безубыточную" отработку добычного блока в объеме месячной, квартальной и ежегодной плановой добычи. Но оконтурить рудную зону (россыпь), как естественную геологическую структуру, разведка обязана сделать. Оконтуривание конкретных рудных тел оставьте эксплуатационной разведке.

Б.Кавчик, 08.05.21 10:38:23 — Магадан, 06.05.21

Вы задали вопрос о связи сортированности золота с коренными источниками. Это старая гипотеза. Лет 60 тому назад геологи увлеклись логнормальным законом распределения. В том числе логнормальным законом хорошо описывается распределение массы аллювиальных частиц (в том числе золота) по фракциям крупности. Сначала это были работы Разумихина, потом (для золота) работы Поляницина. (Кстати, параметр S - это стандарт логнормального распределения массы золота по фракциям.)

Для большинства россыпей сходимость распределения с логнормальным хорошая и S порядка 0,35. Но иногда есть отклонения. Отклонения в меньшую сторону обычно связаны с многократным перемывом и переотложением золота. А чем объяснить плохую сортированность золота? Появилась гипотеза о том, что с незначительным перемывом рудных источников. Лично мне эта гипотеза нравится, и когда-то я хотел ее проверить (теперь уже не хочу). Напомнил о ней, пусть проверит кто-нибудь, если будет охота.

999, 08.05.21 12:04:26 — Генералов В.И.

Прекрасно написано!

Брат, 08.05.21 14:35:31 — Генералов В.И., 7.05.21 19:54:39

Ваш посыл мне тоже нравится. Но он не бесспорен...

1. Не всякое естественное геологическое образование, для которого, по-вашему, требуется лишь полнота геологического изучения ненарушенного керна (неважно, опять же по-вашему, что керн малого диаметра), может оказаться "рудным". Похоже, вы руководствуетесь собственными представлениями и дефинициями; это - нормально. Но, на мой взгляд, правильней будет ориентироваться на что-то общепринятое. К примеру, на нормы Геологического словаря (3-е издание, 2011г.).

Составители ГС полагают "рудой" минеральное вещество, из которого технологически возможно и экономически целесообразно извлекать валовым способом металлы или материалы для использования их в народном хозяйстве. На мой взгляд, это верный подход, пусть даже хозяйство и не будет народным. Очевидно, рудными телами и рудными зонами будут лишь те естественные геологические образования, что обладают признаками "руды" (технологически возможно и экономически целесообразно извлечение полезного компонента валовым способом). Кстати, согласно ГС, "тело рудное" - это всего лишь общее название скопления руды любой формы.

2. Ваше утверждение про "никто никогда не изучал" суть досадное заблуждение. Скопления крупного золота вполне себе выделялись шурфовкой (преимущество "большого диаметра", ага) и распределение в россыпи крупного золота являлось предметом изучения.

3. Говорите, наконец-то надо уяснить? Ну, надо так надо. Если разведка, как вы утверждаете, обязана оконтурить рудную зону (россыпь), то не только как естественную геологическую структуру, но и всенепременно с учетом технологической возможности и экономической целесообразности извлечения полезного компонента валовым способом. Иначе зону не назовешь "рудной"...

Поэтому с вашими представлениями о целях эксплуатационной разведки согласиться невозможно. Мне, во всяком случае...

Старый, 08.05.21 18:27:56 — Б.Кавчик, 08.05.21

Наличие коренных источников в долине обычно определяют по наличию золота в сростках с породой. Сортированность золота по-моему не важный для этого показатель.

Генералов В.И., 08.05.21 21:33:09 — Брату

1. Выдержки из Геологического Словаря, ВСЕГЕИ, 2012 г. Стр. 49 Руда - горная порода или иное минералогическое образование с промышленным содержанием полезных компонентов... Стр. 51 Рудное тело - скопление руды любой формы, приуроченные к определенному структурно-геологическому элементу...

Я уже ранее неоднократно давал свое определение: рудное тело - это естественное геологическое образование имеющее специфический вещественный состав, границы, определенные пространственно-генетические взаимоотношения с вмещающими породами и которое экономически выгодно извлечь из недр. По-моему, определение в полном соответствии с Геологическим Словарем.

2. Раньше были шурфы, сейчас экскаватор. Я ни в одном отчете не встречал сопоставление ситовки золота по отдельным шурфам с построением изолиний распределения фракций золотин в плане. Были только изолинии содержаний, но по ним эффективный диаметр керна никак нельзя определить.

3. "Золотодобыча" - прекрасный демократический сайт, где каждый может изложить свою точку зрения.

Б.Кавчик, 09.05.21 08:20:48 — Старый, 08.05.21

Вы правы, наличие сростков с породой хороший признак наличия руды в долине. Но наличие сростков с породой не всегда указывается при ситовом анализе золота, особенно, когда ситовку делают добывающие предприятия. S можно определить по любому ситовому анализу, поэтому это не лишний показатель.

Николай, 09.05.21 17:02:19 — Генералову

Чего гадать? Есть золото - рудный интервал, нет золота - безрудный. А иначе без бутылки не разберешься. Да и пора уже - Всех с Праздником!

Брат, 09.05.21 22:57:40 — Генералов В.И., 8.05.21 21:33:09

Ну, и славно; позиции сторон сблизились. По мне, необязательна систематическая расситовка металла по отдельным шурфам с построением изолиний распределения фракций золотин в плане. Да этого методички от стандартных разведочных и приисковых геолого-промышленных отчетов и не требовали. К тому же в 30-50-х, когда шурфовались россыпи с действительно крупным металлом, столь "тяжёлую" тематику крайне сложно было "пробить". И отраслевой, и академической науке...

А вот облегченные варианты аналитики - встречались. Брали отсинькованный с твёрдой основы планшет 1:2000, шурфовочные (промывочные) журналы и фиксировали выловленные шурфами крупные золотины. В плане, в разрезе, в изолиниях или иным способом. Я, к примеру, в проведении такой тематики участвовал сам, а вы вот, скажем, убеждены (пусть и неаргументированно), что наблюденную фактическую плотность нахождения крупного золота в теле россыпи никто никогда не изучал.

Поэтому просто соглашусь, что "Золотодобыча" - прекрасный демократический сайт, где каждый может изложить свою точку зрения.

Генералов В.И., 10.05.21 09:33:41 — Кавчику Б.К.

Борис Константинович, Вы неоднократно поднимаете важную тему о достоверности разведки месторождений с крупным золотом. Хочу внести свои "пять копеек" в обсуждение этой проблемы. Любое исследование надо начинать проводить в согласии с законами природы. Их здесь минимум три. Первый: "Чем богаче среднее содержание месторождения, тем меньше его масштаб (запасы): Второй, "Чем богаче среднее содержание месторождения, тем сложнее его геологическое строение (3-4 группа сложности)". Третий: "Весь промышленный металл сосредоточен в рудных телах, являющихся естественными природными геологическими образованиями (кварцевыми жилами и прожилками". Следствие из третьего закона: " При отработке месторождения посредством "массовых взрывов" и последующей переработки всей взорванной массы на обогатительной фабрике или при селективной отработке отдельных рудных жил и сближенных рудных прожилков, количество добытого металла будет одинаковым".

Я в свое время детально изучал архивы Березовского рудника (Ср. Урал). До войны разведка шла исключительно глубокими шурфами со штреками и рассечками. Разведка шла совместно с попутной добычей. Оперативный подсчет запасов был на руднике. В памяти остался один журнал документации разведочного шурфа от зимы 1942г. Все работы были ежечасно прекращены и журнал документации передали в архив (все ушли на фронт). На миллиметровой бумаге тушью была закреплена документация с полученными результатами опробования, карандашом вычерчена документация без опробования, пунктирной линией обозначен маркшейдерский контур проходки без геологической документации. Документация велась и обрабатывалась должным образом ежедневно и на века! С Днем Победы, геологи!

С тех времен законы природы не изменились. Только многократно увеличилось число ...., считающих себя геологами.

Генералов В.И., 10.05.21 15:42:02 — Брату

Достопочтимый Брат! Рад, что в своей производственной деятельности Вы были увлечены проблемой распределения крупности золота в теле россыпи. Жаль лишь, что никаких документальных следов не осталось. Опишите, хотя-бы словесно, результаты исследований. Может быть кого-нибудь из производственников увлечет эта тема и он доведет до логического конца начатое Вами?

Брат, 10.05.21 15:42:58 — Генералову

Спасибо на добром слове, уважаемый! Я попробую отсканировать планшеты с фактическим материалом, чтобы у вас было представление и об объекте, и о сути работы. Давайте электронку; Бог даст - сброшу.

Генералов В.И., 10.05.21 18:10:28 — Брату

Спасибо, не надо. Вы в прошлом веке не смогли завершить эту работу и сделать конкретные выводы.. Но может быть сейчас найдутся любознательные геологи, которые увлекутся этим вопросом?

Брат, 10.05.21 18:41:17 — Генералову

Комментарий не в тему, удален.

Генералов В.И., 11.05.21 12:57:50 — Брату

Разлюбезный Брат! Вы совершенно правы. Комментарий не в тему, удален.

Б.Кавчик, 11.05.21 14:15:44

Когда-то мы тоже пытались выяснить распределение золото в россыпях по крупности. Для этого определяли среднюю массу золотин в проходках бороздовых проб (и в целом по борозде). Большую работу такого же плана провела тематическая партия Куларского ГОКа (А.Г.Поздняков). Анализировались также ситовки по разведочным линиям и пр. В целом, гора материалов.

Сейчас их все, конечно, выкинули. Но я помню, что никакой отчетливой зависимости ни в плане, ни в разрезе не выявлялось (на площади шахтного поля). В частности средняя масса золотин по проходкам бороздовых проб и в плане и в разрезе скакала куда хотела. Крупные золотины попадались в том числе в верхних проходках. Субъективно выделялось несколько пиков крупности золота по вертикали пласта. Это, как я думаю, свидетельство нескольких этапов формирования пласта.

Как-то попалось богатое гнездо (шириной порядка 2 м) с высоким содержанием золота и повышенной крупностью, но надежных закономерностей у нас не получилось.

А какие выводы были у вас?

Брат, 11.05.21 15:17:18 — Генералов В.И., 11.05.21

Комментарий не в тему, удален.

Б.Кавчик, 11.05.21 15:59:09 — Брат и Генералов

Уважаемые господа, пожалуйста, выясняйте ваши отношения в ВАШИХ статьях, а не в моей.

Брат, 11.05.21 18:21:18 — Б.Кавчик, 11.05.21

У нас была более локальная задача и камеральный, сказал бы я, способ её решения. Ну, средства и возможности поскромней. Шурфовка 1936-56г.г. с "самородковым" (т.е. индивидуально фиксируемым на момент промывки) металлом была достаточно обширна и позволяла, по нашему мнению, на примере крупного металла проверить гипотезы о возможности (Ю.А.Билибин) или невозможности (Н.Г.Бондаренко) его продольного перемещения в россыпи. Пришли к выводу, что, как ни странно, маркшейдер Н.Г.Бондаренко был ближе к истине и продольное перемещение обеспечивается преимущественно металлом в нераскрытых зёрнах, отлагающимся в россыпи по мере раскрытия зерна.

Из интересного, были зафиксированы склоновые, предположительно солифлюкционные, перемещения вкрест простирания долины "самородкового" металла с верхних уровней цокольных терасс. Причём перемещения достаточно значительные, до 100-150 метров от тылового шва. Опять же, удивил маркшейдер Н.Г.Бондаренко с его "участками делювизации", действительно, имевшими место быть.

Крупный металл в аллювии фиксировался достаточно часто, процентах в двадцати случаев; при этом спай и плотик этого крупного металла зачастую не содержал. Однако участок располагался на пересечении долиной рудной зоны и в основном крупный металл был всё же локализован по спаю и коренным, пусть и без значительной просадки. При этом заслуживающих внимания рудных проявлений в полотне отработки отмечено не было.

Непосредственно предметом изучения был трёхкилометровый отрезок аллювиальной россыпи при ширине промышленной части до 1200 метров, с которого к моменту проведения описываемых изысков было добыто по меньшей мере 50 тонн металла. Интересный объект...

Забавно, но геологическая служба прииска занималась этим делом на чистом энтузиазме. Ну, запасов-то почти и не было, а "неучтёнку" ведь надо знать. К тому же мне и в голову не приходило озаботиться количеством системных геологических знаний моего участкового геолога и начать оценивать этого "работника". Я и без того отлично знал, что он окончил в магаданском учкомбинате курсы техников узкой специальности аккурат за год до моего рождения. И ведь толковый был геолог...

Брат, 11.05.21 18:33:44 — Б.Кавчик, 11.05.21 15:59:09

Всенепременно.

ПО, 11.05.21 18:36:40 — Б.Кавчик, Генералов В.И.

Во многом согласен с Борисом Константиновичем.

Минимальный объем рядовой представительной пробы - важнейший параметр при разведке россыпей золота и зависит от крупности золота, его сортированности и среднего содержания. Еще актуальнее эта зависимость при разведке россыпей алмазов. При средней крупности алмазов в россыпях Сибирской платформы 0,1-0,2 карата и содержании 1,0 карат/м3 минимальный объем рядовой представительной пробы 3-5 м3. Поэтому разведка осушествляется шурфами сечением 3,0 м2 сквозными пробами по пласту, или секциями по 1.5 м. А на русловых россыпях с малой мощностью пласта (0,4-1.0 м) - шурфами сечением 4,0 м2.

А на Урале, где средняя крупность аомазов 0,5-0,9 карат, и содержание 0,05-0,15 карат/м3, не от хооошей жищни проходят шурфошахты сечением 8-16 м2!! При расчете минимального объема пробы используется понятие доминируюший и дополнительный классы крупности.

В нашей россыпи, отрабатываемой подземным способом, относительно высокое содержание, золото от среднего до мелкого, отлично окатанное (при этом таблитчатое до комковатого) и исключительно хорошо сортированное. ( Кстати в плане закономерность по изменению грансостава и уплощенности более чем отчетливая). Поэтому проба 8.5 литров с интервала 0,5 м дает достаточно достоверные данные.

В соседнем же ручье банальная ложковая россыпь ближнего сноса. Золото в узком тальвеге и деваться ему некуда. По предкам контур шириной 30-60 м. Только смущает, что на одну богатую скважину или проходку, одна так себе, а еще две едва знаковые. И золото не то что бы крупное - до 30%+2 мм, но совершенно не сортированное - -0,25 мм до 10%. Пробурили свои линии УКБ 200 мм - данные еше хуже чем у предков, перешли на диаметр 400 мм - тоже не фонтан. В итоге по 11 линиям из скважин намыли едва 2,5 г золота. НО!, из одной ураганной скважины при этом взяли 5,5 г золота.

Пришлось пройти канаву. Четыре секции. По бороздам тоже более чем слабо. А по валовым от 0,5 до 1,1 г/м3. Так же золото несортированное, при этом уплощенное, но очень слабо окатанное и то что покрупнее в сростках с кварцем. Так что я согласен с БК еще и в том, что несортированность - признак близости коренного источникс.

Кстати, у алмазников ПОЧТИ то же самое - наличие в рссыпи заметного количества микроалмазов и низкий средний вес (5-15 мг) - прямой признак близости коренного источника.

Брат, 11.05.21 20:00:49 — ПО, 11.05.21

Банальные ложковые россыпи ближнего сноса на предмет разведки "вещь в себе". Имею пример из 1976 года: ложок на 300 метров, две шурфовочные линии со знаковым и лениво весовым содержанием, минимум речника. При отработке взято 150кг с 10 тыс.м2; металл абсолютно не катан и не сортирован. И ни в бортах, ни в верхнем торце ни одной приличной борозды.

ПО, 12.05.21 01:55:42 — Брат

Такие Подарки возможны и в наше время, но вероятность их с 76- года снизилась по экспоненте. Dum spiro spero ))

Генералов В.И., 12.05.21 07:40:33 — Кавчику, ПО, Брату

Борис Константинович, жалко, что прервали наши с Братом упражнения в школе злословия. Брат здесь магистр, а мне было забавно. Но если Брата растормошить, то у него отличные практические мысли и выводы! Чего его один комментарий от 11.05.20 стоит!!

Хочу поделиться и своим практическим опытом в части закономерностей локализации крупного и богатого золота в россыпях. Два года я изучал район Няртинского нагорья на Приполярном Урале. Каньонообразные долины (6 штук) с крупным и самородковым золотом в локальных участках, а на нагорье несколько кварцевожильных полей. Все жилы были ранее опробованы, но золота в них не было обнаружено. Собственно цель моих исследований и заключалась в выяснении источника золота в россыпях. Само нагорье сложено кристаллическими сланцами (Pt2-3) амфиболитовой ступени метаморфизма (t 600 град.). По обрамлению развита мощная кварцевопесчаниковая (Pt3) и карбонатная (V) толщи. Уклоны рек большие, русла завалены валунами и крупным галечником. Старатели во время добычных работ (бульдозеры, гидравлика и промприбор) из-за природного чувства любопытства толкли в ступе кварц из вскрытых жил в плотике. Было пусто или тонкое золото. ВСЕГЕИ выполнило микрозондовый анализ кварцевых жил из пород обрамления. Были обнаружены многочисленные золотины размером в несколько микрон. Студенты переписали все первичные архивные данные по разведке (6 долин) и добычи (2 долины). Я же занимался геологическим картированием (доизучение) масштаба 1:200 000. Выяснилось, что крупное и богатое золото в россыпях встречается на отдельных участках россыпей длиной не более 50-100 м. Мы установили зоны мезозойской тектонической активизации северо-западного направления, которые сопровождались прожилково-вкрапленной медно-свинцово-цинково-баритовой минерализацией в кварц-кальцит-анкеритовых жилах, гермаиневой минерализацией в мезозойских углях (соседний Северо-Сосьвенский угольный бассейн). Точки богатого золота в россыпях, находки полиметаллических жил и германиеносные угли ложились бусинками на ниточку мезозойских разломов. Так как тектоника блоковая (клавишная), то богатые участки встречались через 2-3-5 км. В зонах активизации происходил перенос и укрупнение золота. Кстати такой тип россыпей был описан в романе Территория О. Куваева. Mente et malleo!

Б.Кавчик, 12.05.21 11:35:02 — Брат+Генералов

Крупное золото искать с помощью бороздового опробования - пустое дело. Крупное золото встречается в отдельных мелких прожилках, попасть на которые бороздой маловероятно. Именно потому мы в 1996 году начали испытывать для опробования металлодетекторы, которые дают площадное опробование - 100 м2 за несколько часов.

Мангуст, 12.05.21 13:33:59

Так их сначала надо зачистить до коренных, иначе прибор золото не достанет.

Б.Кавчик, 14.05.21 07:26:31 — Мангуст, 12.05.21

Чтобы отобрать бороздовые пробы коренные тоже надо зачистить. Но это здесь не в тему. Есть Временная методика опробования на крупное золото с применением металлодетекторов: https://zolotodb.ru/article/12136

Б.Кавчик, 15.05.21 12:04:04 — Брат, 11.05.21

Про какое такое чудо вы мне написали? "Непосредственно предметом изучения был трёхкилометровый отрезок аллювиальной россыпи при ширине промышленной части до 1200 метров, с которого к моменту проведения описываемых изысков было добыто по меньшей мере 50 тонн металла."

С отрезка 3 км - 50 тонн? Это дальстроевский какой-то объект, назовите, сейчас уж не секретно, слава богу. И золото там, говорите, крупное было? И ничего не осталось, или до сих пор что-то моют?

Брат, 15.05.21 12:37:56 — Б.Кавчик, 11.05.21

Это чудо, Борис Константинович, "Мальдяк" - один из внекатегорийных приисков Дальстроя. Прииск приказал долго жить в конце того века; поселок, как населенный пункт - лет 5-7 назад. Но до сих пор работают две артели, ежегодно из ничего извлекающие от 300 до 500 кг на двоих.

Самый крупный самородок был килограммов на девять, точнее можно посмотреть в статьях у Клепикова. Мелочь на 1-2 кг никто особо не считал, хотя журналы учета самородков велись, как было положено. В базовой шурфовке самородки в 0,5 - 1,5 гр. были нередки; по отдельным шурфам этой мелочи случалось и до трёх десятков.

Б.Кавчик, 17.05.21 09:46:01 — Брат, 15.05.21

Спасибо, напомнили Мальдяк. Только "ширина 1200" меня удивляет. Это уже где-то в низовье, наверное? Откуда такая широкая долина? Хотя это дела давно минувших дней и россыпного золота в Мальдяке осталось уже немного (может всего тонн 5-10), но все равно интересно.

Откуда такое золото? Можно, конечно, предположить, что было коренное месторождение с уникальным золотом: самородками до 10 кг и рудными телами тонн на 500.... Потом эрозия съела этот замечательный рудный объект и золото частично перешло в россыпь Мальдяк, а мелкое унеслось в какие-то далекие речные дали.

Но все время остаются червячки сомнения:

1. Неужели эрозия скушала все рудные тела этого гигантского объекта и совсем ничего не оставила? Может хоть тонн 100 где-то осталось?

2. Если был такой хороший рудный объект, как Мальдяк, то может еще где-то такой есть? Неужели это был единственный на всю большую страну Россию?

А какое было мнение у местных геологов, по генезису Мальдяка, вы в курсе? Они пытались искать источники?

Брат, 17.05.21 16:52:03 — Б.Кавчик, 17.05.21

Нет, не низовья; это, напротив, средняя часть долины. Ниже этого "клондайкового" участка долина, длящаяся ещё километров десять, имеет ширину в 300-400 метров. При сочленении с долиной Берелёха ширина едва ли больше 500 метров и сколько-нибудь впечатляющего по золоту выноса мальдякская долина не демонстрирует.

По моему разумению, сегодня в связи с Мальдяком интересен вопрос тонкого, транзитного металла, который, сколько мне известно, осмысленно никогда не ставился. В долине, давшей 100 тонн кассового металла, фиксируется 10-12 уровней террас. Это 10 эрозионных циклов, переместивших в долину Берелёха некоторое количество тонн, локализацией которых никто никогда не занимался.

Коренными источниками в случае внекатегорийного прииска в Дальстрое занимались в обязательном порядке, однако ничего впечатляющего обнаружено не было. Небольшой рудник, отрабатывавший крутопадающие кварцевые жилы в 1944-45 годах, был затем законсервирован; сведений о добыче у меня нет. В настоящее время лицензией на Мальдякскую рудную зону обладает "Берелехзолото", но что у них там и как - не скажу. В смысле, не знаю.

Б.Кавчик, 18.05.21 07:55:47 — Брат, 17.05.21

Спасибо. Они искали, но не нашли. Так бывает.

Мелкое золото в руде Мальдяка, конечно, тоже было и куда-то его унесло при формировании россыпи. Но это не мой интерес. Мелким россыпным золотом сейчас увлечен мой хороший знакомый. Я от всей души желаю ему успеха.

Берелехзолото - вы имеете ввиду ГДК Берелех (бывший ГОК)?

Брат, 18.05.21 09:15:57 — Б.Кавчик, 18.05.21

Именно его. Бывший Берелёхский ГОК, базировавшийся на Широком (который уже не населённый пункт). Его, помнится, перекупили на корню оптовые продаваны; Магаданнефтепродукт, по-моему.

Реалист, 02.06.21 11:18:57

Пески моют тем, что есть и кто чем привык. Какие Ме и У? Пошел на новую россыпь, а старый прибор бросить что-ли?

Б.Кавчик, 07.06.21 07:55:10 — Реалист, 02.06.21

Бросать старый прибор при переходе на новую россыпь не обязательно. Можно что-то убрать или добавить в схеме обогащения. Может, на новом месте вам не нужна отсадочная технология (пусть постоит на складе) или на новом месте надо добавить к простому ПГШ приставку со шлюзами мелкого наполнения. Всегда есть варианты, их легко оценить, когда есть ситовка золота.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Как учесть характеристики золота (Ме, U, S) при выборе обогатительного оборудования. Практические рекомендации»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "пять прибавить 5":