От редакции сайта: Г.Н.Капленков - ветеран геологической отрасли нашей страны, предоставил редакции ответ на его письмо Президенту РФ. В ответе подробно освещены темы, которые интересуют многих участников нашего геологического сообщества, поэтом мы сочли целесообразным его опубликовать.
-------------------------
Уважаемый Геннадий Николаевич!
Минприроды России в пределах компетенции рассмотрело Ваше обращение от 11.02.2020 № П-13584, направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 11.02.2020 № П48-13584, по вопросам освоения техногенных месторождений, предоставления права пользования недрами по «заявительному» принципу и подтверждения технических, кадровых и финансовых возможностей претендентов на доступ к недрам сообщает.
В настоящее время эффективно функционирует механизм освоения техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота на основании согласованных в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон Российский Федерации «О недрах») проектов опытно-промышленной разработки, в соответствии с которыми пользователем недр может проводиться комплекс геологоразведочных работ, совмещённых с извлечением полезного ископаемого из указанных объектов, при условии наличия согласованных территориальным органом Ростехнадзора планов и схем развития горных работ с последующей постановкой запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания по результатам данных работ.
Кроме того, Государственной Думой Российской Федерации 28.05.2019 принят в первом чтении подготовленный Минприроды России проект федерального закона № 664487-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования», направленной на стимулирование использования отходов геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки полезных ископаемых (далее - отходы недропользования) в качестве вторичных источников полезных ископаемых и полезных компонентов.
Законопроектом вводится понятие «отходы недропользования» и дается его определение, а также устанавливается право пользователя недр извлекать полезные ископаемые и полезные компоненты из отходов недропользования и использовать отходы недропользования для ликвидации и консервации горных выработок на основании технического проекта.
Предусматривается нормативная привязка права пользования отходами недропользования не к субъекту, в результате деятельности которого они сформировались, а к участку недр, при пользовании которым они образовались, а также устанавливается льготный режим при исчислении платы за размещение отходов недропользования, если в отношении указанных отходов имеется проект по извлечению полезных ископаемых и полезных компонентов в течение срока проведения таких работ.
Принятие норм законопроекта и подзаконных нормативных правовых актов упорядочит процедуры предоставления в пользование и использования отходов недропользования, содержащих полезные ископаемые и полезные компоненты, и позволит вовлечь их в масштабную переработку с извлечением минерального сырья.
В отношении предложений по отмене требования проведения государственной экспертизы техногенных запасов полезных ископаемых, содержащих россыпные месторождения драгоценных металлов.
В соответствии с частью третьей статьи 35 Закона Российской Федерации «О недрах» в задачи государственного регулирования входит, в том числе определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам, обеспечение развития минерально-сырьевой базы, введение платежей, связанных с пользованием недрами.
В свою очередь, с учетом требований статьи 29 Закона Российской Федерации «О недрах», добыча полезных ископаемых разрешается только после проведение государственной экспертизы запасов, организуемой для создания условий рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
Исключение требования о проведении государственной экспертизы запасов техногенных объектов создаст условия, при которых недобросовестные недропользователи смогут представлять недостоверные сведения о фактически добытом полезном ископаемым для целей снижения размеров налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, золото в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.01.1996 № 50-р относится к стратегическому минеральному сырью. Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в отношении золота установлены специальные требования к порядку его добычи, учета и переработки.
В этой связи для золотосодержащих объектов, в том числе представленных отходами недропользования, критически важным является обеспечение основных требований по рациональному использованию и охране недр, предусмотренных статьями 23, 29 Закона Российской Федерации «О недрах», в том числе в части обеспечения полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр, проведения государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, достоверного учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
Обоснованность требований к оценке и учету запасов золота в отходах недропользования подтверждается обширной практикой выполненных пользователями недр работ по оценке и подсчету запасов золота в таких отходах, результатами государственной экспертизы и последующим учетом запасов золота в таких отходах.
При этом подзаконными актами, планируемыми к разработке в целях реализации законопроекта, предусматривается упрощение требований к проведению оценки и подсчета запасов полезных ископаемых и полезных компонентов в отходах недропользования.
В отношении установления возможности предоставления права пользования недрами по «заявительному» принципу необходимо отметить, что существующей порядок предоставления права пользования участками недр определяется с учетом категории участка недр - участки недр федерального значения (статья 2.1 Закона Российской Федерации «О недрах»), участки недр местного значения (статья 2.3 Закона Российской Федерации «О недрах»), участки недр с общеправовым статусов (участки недр, не относящиеся к участкам недр федерального значения и участкам недр местного значения), а также исходя из степени геологической изученности недр (наличие или отсутствие прошедших в установленном порядке государственную экспертизу запасов полезных ископаемых).
Исчерпывающий перечень оснований возникновения права пользований участками недр закреплен в статье 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах», который предполагает как «заявительный» порядок предоставления участков недр в пользование, так и их предоставление посредством процедуры торгов.
Кроме того, приказом Минприроды России от 10.11.2016 № 583 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), которым предусмотрен, так называемый «заявительный» принцип на получение лицензий на пользование недрами для целей геологического изучения недр.
Минприроды России ведут непрерывную работу по совершенствованию указанного механизма, например, в середине 2019 г. «заявительный» принцип распространен на участки недр, расположенные в Дальневосточном федеральном округе, Иркутской области и Арктической зоне Российской Федерации и содержащие прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых высоких категорий Р1 и Р2 (при условии отсутствия запасов полезных ископаемых).
Необходимость подтверждение наличия у претендента на доступ к недрам данных о технических, кадровых и финансовых возможностях направлено на обеспечение требований по рациональному и комплексному использованию недр, эффективному и безопасному ведению работ, промышленной безопасности на соответствующем участке, предусмотренных частью 5 статьи 9, частью 3 статьи 22, статьей 23, частью 5 статьи 24 Закона Российской Федерации «О недрах». Кроме того, указанное требование позволяет исключить возможность предоставления права пользования недрами недобросовестным хозяйствующим субъектам, которым не имеют реального намерения проводить какие-либо работы на предоставленном участке.
Реализация рассматриваемого предложения может повлечь возникновение значительного количества случаев предоставления права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности, не обладающим достаточной квалификацией для осуществления недропользования, последующим нарушением условий пользования недрами, повышению экологической опасности горнодобывающего сектора экономики и иным многочисленным негативным последствиям, в связи с чем, по нашему мнению, данное предложение не может быть поддержано.
Директор Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования
А.В. Орел
Комментарии, отзывы, предложения
Аскет, 19.04.21 07:06:17 — всем
Возможно ли пригласить представителей Роснедра и Орла на открытую дискуссию на площадке какой-нибудь геологической конференции?
СИР, 19.04.21 11:45:23 — Капленкову Г.Н.
Геннадий Николаевич, спасибо за ответ!
И всё же, простите за мою назойливость, хотелось бы увидеть вашу записку на имя президента, не в виде вашего пояснения на содержание, а в целом!
То что вашу записку на имя президента, от имени администрации мгновение ока отфутболили в "Орлиное гнездо" (ОРЛУ) тут, как мне видится, по другому и быть не могло. Но то что вам год отвечали, тут со стороны "орлят" какой то "косяк"...
АВСD, 19.04.21 16:46:58 — всем
Согласно письму этого господина все недропользователи в РФ - потенциальные преступники " Исключение требования о проведении государственной экспертизы запасов техногенных объектов создаст условия, при которых недобросовестные недропользователи смогут представлять недостоверные сведения о фактически добытом полезном ископаемым для целей снижения размеров налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации". Почему в той же Канаде, Австралии , США и др. странах отлично живут без "государственной экспертизы" ?
Наблюдатель , 19.04.21 16:58:31 — АВСD
Чего вы хотите от этого господина ? Текст ответа явно писал юрист, он лишь подпись поставил, ну и посмотрите его богатую биографию ... типичный столичный нефтяник (керосинщик)
1975: МИНХ и ГП им. И. М. Губкина
ВНИИГАЗ
1987: Зарубежнефть
1989: ИГиРГИ СССР
1994: Би-Эйч-Пи Петролеум
1999: Работа в различных министерствах РФ
2002: Работа в представительствах компаний недропользователей
2011: Минприроды
qibray_pivosi, 20.04.21 01:16:27 — СИР
Боюсь ошибиться, но кажется мне, что ответ Орла один в один слизан с ответа Шпурова (Росгеолэкспертиза) Таракановскому на подобное обращение по поводу проблем, связанных с освоением техногенки в верха больше года назад. Поэтому совсем непонятно зачем Орлы ждали целый год, чтобы сплагиатить ответ.
Тогда мне было совсем непонятно, почему на эту тему отвечала Росгеолэкспертиза, а не ГКЗ. Еще подумалось, что с недобросовестностью недропользователей должны бороться несколько другие органы, а совсем не ГКЗ. В любом случае, сколько бы золота не добыто, все оно так или иначе продается. Если официально, то там для контроля и налоговой хватит с лихвой, а если неофициально, то это уже пусть мвд с фсб контролируют. В любом случае ГКЗ здесь совсем "пятое колесо". И все бы ничего, если бы в гкз была какая-то адекватная политика в отношении всего этого бардака с ОПРми, а так чем дальше от ДВ попадет отчет на экспертизу, тем удивленнее эксперты и удивительнее заключения. Отчет (как бы краткий) как бы ты не изгалялся все равно уже по форме не будет соответствовать либо письму, либо ГОСТу.
Из последних шедевров мысли экспертов могу процитировать рекомендации экспертов из северо-кавказского гкз: 1) Рекомендуется недропользователю провести на месторождении ГРР с оценкой и подсчетом запасов; 2) Составлять проекты ОПР на подсчитанных и утвержденных запасах.
ДСЛ, 20.04.21 10:24:16 — в пустоту
Настоящие геологи, которых осталось очень мало, сейчас уже в тайге! И им некогда обсуждать бредни Орла, который никогда не имел отношения к реальной геологии и всю жизнь сосал "титьку" у государства, да на старости лет своял (или свояли?) диссертацию с целью получить надбавку к жалованью. Крепись геолог!
СНС, 20.04.21 17:23:44 — ДСЛ, 20.04.21
Многие уже отработали свое поле, потому имеют время общаться здесь на сайте. Опытные специалисты видят, что сейчас делается плохо и пишут об этом. Например, Г.Н.Капленкову за 80, у него огромный практический опыт. Он не так давно уехал в Канаду, и сейчас видит, как работают в Канаде и сравнивает с тем, что у нас.
Без изменений нашу геологию ждет все большее отставание от развитых стран. Российские геологи, вместо того, чтобы искать месторождения, тратят время и энергию на бюрократические согласования, придуманные чиновниками. Конечно, это обидно.
Хотелось бы, чтобы в России геология была лучше, чем в других странах. К сожалению, у нас изменения происходят с большим трудом. В итоге, нет российского оборудования, технологий, а успехи больше на бумаге. Одну из таких бумаг прислал А.В.Орел.
123, 21.04.21 02:08:19
А что не так в ответе Геолдепа?
Гос. экспертиза есть во всех упомянутых странах, отличается в зависимости от вида лицензий и не в пример строже нашей. Там в любом случае наказание неотвратимо.
Магадан, 21.04.21 02:56:57 — 123
Это как раз называется "кошмарит бизнес". Ну вот на кой черт подсчёт и кспертиза запасов мелких объектов? Зачем их ставить на баланс? Нигде в мире этого нет.
За рубежом наказывают за ущерб природе и уклонение от налогов. Этого достаточно.
Недропользователь, 21.04.21 04:54:31 — Магадан
Как минимум для того, чтобы понять, сможет ли предприятие не допустить ущерба природе и заплатить налоги. В том числе понять целесообразность нанесения ей этого ущерба. Вы, как опытные специалисты оцениваете ситуацию примеряя на себя. Вас же единицы. А смену себе вы не оставили. "Где та молодая шпана...". Сегодня под прикрытием ОПР зачастую отрабатываются целики и вместо того, чтобы помоями поливать Аксенова или Киселева, делали бы бумаги правильно.
Практик, 21.04.21 06:38:32 — Капленкову
"Господин волк, что же вы нас так жестоко жрете? Мы смирные овечки хотим, что бы вы нас кушали поменьше."
Вы, уважаемый Капленков сделали ошибку, направил письмо Президенту. Очевидно, что оттуда отфутболили МПРу. А МПР ответил, что так и надо, все по закону.
Уже говорили о том, что писать надо Мишустину о том, что если овечек не жрать, то шерсти (т.е.налогов) будет больше. Можно с копией в Министерство по налогам и сборам. Мишустин - налоговик, может быть, ему это будет интересно.
Магадан, 23.04.21 01:39:11
Недавно была статья, в ней подсчитано 52 документа, которые нужно оформить недропользователю для работы. Большинство придуманы структурами МПР, чтобы жрать недропользователей.
Рационализатор, 23.04.21 06:30:59 — Магадан
Документы, выпускаемые чиновниками, должны иметь список исполнителей с указанием квалификации. Сейчас чиновники МПР выпускают все новые бумаги, вроде бы "с целью улучшения" чего-нибудь.
Улучшение работы отрасли надо оценивать по росту производительности труда на производстве. Сейчас Роснедра этим никак не озабочены. Производительность труда только снижается. Вместо поиска месторождений геологам приходится изучать многостраничные труды чиновников и ходить не в маршруты, а по кабинетам экспертам.
Предлагаю сократить количество чиновников от геологии и включить в показатели деятельности Роснедр повышение производительности труда на производстве.
Недропользователь, 23.04.21 13:26:17 — Аскет
16—17 июня в Кемерово конференция ГКЗ, приглашение пришло, езжайте и задавайте им вопросы.
Магадан, 24.04.21 02:37:36 — Недропользователю
А чего у них спрашивать? Орел уже ответил: все по закону, закон надо соблюдать. Они стараются, пишу проекты для улучшения и совершенствования... они белые и пушистые. Сегодня надо 52 документа согласовывать, потом будет 53.... и т.д. И все для улучшения.
123, 26.04.21 03:35:06 — Магадан
Чиновники МПР и от ГКЗ все-таки различаются.
А 52 документа-это в большинстве не от геологов, а от смежников, налоговых и т.д.
На данном форуме тенденция - каждая статья вызывает неконструктивное неодобрение, до полной дискредитации.
Я понимаю, думать - сложно, поэтому большинство судят.
СНС, 26.04.21 06:58:11 — 123
Критика - это главная часть решения проблемы. Нет критики, значит нет повода для изменений. Критика заставляет искать решения. Лично мне нравятся некоторые решения. Например,
Рационализатор, 23.04.21 06:30:59 — Магадан
Документы, выпускаемые чиновниками, должны иметь список исполнителей с указанием квалификации. Сейчас чиновники МПР выпускают все новые бумаги, вроде бы "с целью улучшения" чего-нибудь.
Улучшение работы отрасли надо оценивать по росту производительности труда на производстве. Сейчас Роснедра этим никак не озабочены. Производительность труда только снижается. Вместо поиска месторождений геологам приходится изучать многостраничные труды чиновников и ходить не в маршруты, а по кабинетам экспертам.
Предлагаю сократить количество чиновников от геологии и включить в показатели деятельности Роснедр повышение производительности труда на производстве.
Старатель, 07.05.21 14:55:55 — автору
Геннадий Николаевич, пришлите, пожалуйста, своё письмо полностью на сайт
Капленков Г.Н., 13.05.21 06:22:10 — СИР, Старателю
Вынужден отказать, извините.
Советую запросить мое письмо с номером, указанным в статье, у Орла.
Жду результата.
Магадан, 19.04.21 02:13:52
Чиновники есть везде, и без государственного регулирования нельзя. Плохо, когда госрегулирование превращается в бесконечную бюрократизацию дела.
Роснедра меру совсем потеряли. Все, что Орел написал Капленкову, гниет в нашей стране десятками лет и только хуже становится под руководством "Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования".
Есть прекрасный зарубежный опыт, далеко искать не надо, в соседней Финляндии. Но Орел со своего высокого полета его видеть не желает, его главная задача придумать почему нельзя так сделать. В чем причина?