Слева: самородки, добытые Стивом (самый крупный – весом 175 г); справа – небольшое кайло, привязанное к доработанному строительному ножу
Продираясь по берегу местной речушки сквозь кустарник, ядовитый сумах, ветки, скользкие камни и валуны, я неожиданно повстречал своего друга Стива. На нем был гидрокостюм и рюкзак, в руке небольшое кайло с привязанным к нему ножом для строительных работ. Мы немного поболтали, потом нашли хорошее, ровное местечко в теньке и присели пообедать. Стив небрежно достал лоток, в который высыпал содержимое небольшой бутылочки. Взяв лоток у приятеля и заглянув в него, я чуть не подавился бутербродом! Просто поразительно, сколько золота можно добыть с помощью незамысловатых, самодельных инструментов!
Оказывается, он здесь занимался снайпингом*!
Я взглянул на «боекомплект» Стива и на золото. «Стив, научи меня!», — все, что я мог воскликнуть в тот момент.
Конечно, я уже слышал о «кревисинге», но Стив оказался настоящим доком в этом деле. Я попросил побольше рассказать об инструментах, которые были в его рюкзаке. Было совершенно очевидно, что в магазинах такие не продают.
В создание этих инструментов Стив вложил весь свой опыт. Они были очень продуманные, а особенно меня впечатлило, как он догадался просверлить отверстия в рукоятках и связать вместе небольшое кайло и приспособление для вычистки материала. Оно было изготовлено из старого строительного ножа с деревянной ручкой и изогнутым на конце лезвием, крюком, который Стив заточил, чтобы лучше извлекать мелкие кусочки, застрявшие в трещинах. Благодаря деревянной ручке нож не тонет, он всплывает и болтается на поверхности над кайлом. Чтобы не потерять инструменты, Стив разметил их оранжевой флуоресцентной краской. Как по мне, это весьма разумно: если сравнить, сколько я терял разных старательских штуковин и сколько находил, то, думаю, выйду примерно в ноль.
Слева: самодельное приспособление Стива для засасывания мелкого золота; справа: Стив работает по трещине на дне реки
Самым необычным инструментом была всасывалка, которая представляла собой что-то вроде спринцовки. Стив взял от нее резиновую «грушу», а из ПВХ и медной трубки сделал всасывающий патрубок. Самым важным решением, как мне показалось, было поместить в «грушу» свинцовое грузило, которое не давало всасывалке уплыть во время работы под водой.
Набор старателя-подводника дополняла маска, трубка, плотные резиновые перчатки и гидрокостюм. Закончив обед, я решил пойти вместе со Стивом и пофотографировать его за работой, посмотреть на сам процесс добычи золота. Взяв свою поклажу и фотоаппарат, я двинулся за Стивом.
Перед погружением Стив заметил, что самым важным инструментом для него являются глаза. Они изрядно устают после бесконечных погружений с напряженным поиском мельчайших золотин и самородков, а иногда и капелек ртути [которую использовали раньше для добычи золота]. Покрытое ртутью золото, кстати, под водой распознать сложно, так как внешне оно напоминает обычный камешек или частичку серебристого цвета.
В подводном снайпинге, как сказал Стив, самые лучшие места — одновременно и самые труднодоступные. Исходя из собственного опыта золотодобычи, я был с ним согласен. Большинство участков с «легким» золотом старатели прошли не по одному разу. Отличное место — трещины коренной породы на порогах, особенно те, которые идут перпендикулярно течению или под углом к нему. Последние иногда действуют как воронки, затягивая золото и заставляя его концентрироваться в самых глубоких точках.
Стив посоветовал вычищать весь песок, поскольку во время разливов золото может осесть на самом дне трещины. Когда высокая вода несет разный мусор, например крупные камни и валуны, драгоценный металл застревает в мелких разломах коренной породы и постепенно заносится слоем прочего мелкого материала. Другими словами, пропускать мелкие трещины, особенно покрытие плотным слоем песка, нельзя!
Доработанный строительный нож прекрасно работает по мелким трещинам, для средних же лучше подойдет прочное небольшое кайло с резиновой ручкой. Одно такое у меня тоже было с собой, очень удобное: при активном использовании кончик не затупляется, остается достаточно острым, чтобы вытаскивать из разломов мелкие камни. С собой я возил два кайла и в конце дня поменялся одним со Стивом.
Я еще немного понырял вместе со Стивом, понаблюдал за тем, как он работает, расчищает трещины. Он показал мне на месте несколько образцов покрытого ртутью золота — сам я бы их точно не заметил.
Конечно, снайпинг имеет свои недостатки. Но если условия подходящие и хочется походить налегке, то снайпинг — это отличное решение. Пусть вам обязательно повезет в снайпинге или, как говорит мой друг Даг: «Живите долго и процветайте!».
По материалам: icmj.com
* Снайпинг золота — метод, который используется зарубежом золотоискателями для извлечения золота из трещин и расщелин в коренной породе, обычно на дне рек и ручьев. Этот метод включает использование простых инструментов, таких как ломики, зубила и устройства для всасывания, чтобы удалить материал из этих маленьких пространств, где золото часто скапливается.
Вот более подробное объяснение:
Местоположение: Ищут области, где поток воды замедлился, что позволяет более тяжелым материалам, таким как золото, оседать. Эти места часто находятся на изгибах рек, за большими валунами или в естественных углублениях в коренной породе.
Инструменты: Основные инструменты для снайпинга золота включают:
Ломики и зубила: Для разрыхления и удаления камней и мусора из трещин и расщелин.
Устройства для всасывания: Маленькие ручные насосы или "снайферные бутылки" используются для извлечения мелких частиц золота из расщелин.
Лотки и сита: Для промывки и сортировки материала, чтобы отделить золото от других осадков.
Техника: Обычно следуют этим шагам:
1. Поиск перспективных мест: Ищут видимое золото или признаки золотоносного материала.
2. Очистка мусора: Удаляют камни, песок и гравий, чтобы обнажить коренную породу.
3. Извлечение материала: Используют инструменты для разрушения и всасывания материала из трещин.
4. Промывка золота: Промывают и отделяют материал в золотом лотке, чтобы извлечь золото.
Преимущества: Снайпинг золота — это малозатратный и низкоэффективный метод добычи золота, которое могло быть пропущено крупномасштабными операциями, и может выполняться с минимальным оборудованием там, где другие методы могут быть непрактичны или запрещены.
По сравнению с другими методами добычи золота, наиболее экологчен, так как не требует значительных раскопок или использования химикатов.
Комментарии, отзывы, предложения
Юрист, 06.07.24 05:13:07
Роснедр тут ни при сем. Не́дра — часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков. Значит, если со дна, то это не недра.
Иван, 06.07.24 06:03:15
Развлечение для бездельников
Практик, 06.07.24 08:13:14
Еще одна реклама для привлечения туристов в какую-то дыру. Хорошая реклама, такой можно завлечь куда-нибудь в Ягодный или Усть-Омчуг.
999, 06.07.24 09:59:55 — .
При отсутствии почвенного слоя, земная поверхность находится выше находок.
Роснедр, 06.07.24 11:52:36 — 999
Самородки нам не интересны. Всех туристов будет ждать Статья 191: "незаконный оборот", "незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов". Так что про нас забудьте.
Владимир, 06.07.24 13:08:18 — Всем
Сколько можно толочь воду в ступе публикуя статьи о вольной добыче на загнивающем. В нынешней ситуации с законодательством, вольноприностельство в РФ не возможно. То что существует у других - у нас вне закона. Хотя все знают что это есть в черную. Но контролирующие органы не отпустят с поводка черных старателей. В нынешних условиях - это не возможно. Хотя - надежды юношей питают....
Практик, 06.07.24 14:07:09 — Владимиру
Черных старателей все меньше, доходы от них падают, со временем доходов не станет, в некоторых регионах уже никто не добывает. Туризм - альтернативный доход, с него можно иметь больше, чем с черных старателей. Новое долго доходит, но дойдет когда-нибудь.
Владимир, 06.07.24 16:38:23 — Практик, 06.07.24 14:07:09
То что часть черных старателей пытались узаконится через отмененный 583 , а сейчас какой-то из семисотых приказов - не значит что их все меньше. Да эти все шаражки схлопываются из-за всем известных процедурных сложностей , но это не значит что "хищников" стало меньше. Есть районы страны, где людям по другому не выжить, кроме как занимаясь промыслом - охота, рыбалка, сбор даров природы и т.д., включая хищническую добычу. И власти закрывают на это глаза. А спрос на хищнический металл будет всегда, особенно в кризис. А закон о драгметаллах - как говорилось выше - не дает развиваться вольноприносительству и золотому туризму. Для примера - есть такой нацпарк Югыд-ва, расположенный в бывшем районе золотодобычи и геологоразведки. Почему бы им не заняться золотым туризмом. Финансирования и грантов от Юнэско и Гринписа они лишились. Но нет - даже не пытаются. Наверное есть причины.
Реалист, 07.07.24 17:56:54 — Владимир, 06.07.24
Главная причина - некому. Сколько там народу осталось? Уезжает народ и ни туризма, ни черных старателей. Ау! Одни комары летают. Так везде.
Роснедр, 06.07.24 02:04:54
Нам-то такое золото не надь. Нам Сухой Лог или хоть Павлик, ну в общем, не меньше 100 кг, чтобы сначала поиски были, разведка, подсчет запасов, все как положено. А просто поднять со дна - безобразие полное, даже хуже.