10 декабря 2019 г. Комитет Совета Федерации по экономической политике с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти горнодобывающих субъектов Российской Федерации, представителей Российской академии наук, отраслевых научно-исследовательских учреждений и общественных организаций, геологоразведочных и горнодобывающих компаний провел «круглый стол» на тему:
«Законодательное обеспечение рационального использования отвалов горных пород и отходов перерабатывающих производств: проблемы и перспективы».
В числе активных участников заседания «круглого стола» были Председатель Совета Союза старателей России Таракановский В.И., генеральный директор Сусуманского ГОКа (Магаданская область) Чугунов А.Н., главный инженер ПК АС «Восток» (Хабаровский край) Юдаков Н.М., главный инженер ООО АС «Кривбасс» (Магаданская область) Алещенко В.П.
Заседание было организовано в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания РФ на осеннюю сессию 2019 года (п.4.24) для рассмотрения хода реализации рекомендаций ранее проведенных по данной теме Всероссийской конференции «Проблемы рационального использования отходов горнодобывающего производства» (Совет Федерации, 26 апреля 2013 г.) и рекомендаций круглого стола «Развитие промышленной переработки техногенного сырья в России» (Госдума, Высший горный совет НП «Горнопромышленники России» 14 марта 2016 г.), а также в связи с подготовкой к рассмотрению во втором чтении проекта федерального закона № 664487-7 «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования», внесенного Правительством России (март 2019 г.), рассмотрения проекта законодательной инициативы № 7-746 «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах», подготовленного Законодательным Собранием Забайкальского края (декабрь 2018 г.).
По данным Минприроды России в настоящее время на территории страны накоплено 90 – 100 млрд. тонн различных отходов, занимающих площадь до 1,5 млн. га (15 тыс. кв. км.). Из общей массы отходов более 90% приходится на отвалы горных пород и перерабатывающих производств, связанных с недропользованием, около 5% на отходы других отраслей промышленности и около 5% - на бытовые отходы.
К отходам недропользования относятся следующие формы коренных, россыпных и осадочных горных пород: отвалы вскрышных и вмещающих пород; отвалы, образованные на месте россыпных месторождений золота, платины и других металлов после промывки песков и отвалы торфов; осадки илоотстойников, содержащие отдельные минералы ценных компонентов.
К отходам перерабатывающих производств, связанных с недропользованием, относятся: угольные терриконы (пустых пород), отвалы горно-обогатительных фабрик; хвосты обогатительных фабрик, содержащих смесь не извлеченных полезных компонентов и применяемых реагентов; продукты использования минерального сырья, в том числе золошламовые отходы после сгорания угля на ТЭЦ и шлаки после металлургического производства. Что касается золотодобычи, следует отметить, что за 300-летнюю историю на территории России было добыто около 19 тыс. тонн золота, из них свыше 15 тыс. тонн – из россыпей.
К настоящему времени учтённые запасы золота значительно истощились. В распределённом фонде 2466 россыпных месторождений с остатками утверждённых ГКЗ (ТКЗ) запасов 450 т (на 01.01.2018 г.), в нераспределённом фонде - 2907 россыпных месторождений с запасами золота 549 т (кат. А+В+С1+ С2), при этом остаток утверждённых ГКЗ и ТКЗ запасов – всего 281 тонна. При годовой добыче из россыпей свыше 80 тонн золота менее чем через 10 лет этот фонд будет исчерпан. Среднее ежегодное падение запасов россыпного золота около 2%.
Прогнозные ресурсы золота в россыпях (данные ЦНИГРИ) - 1450 т, причём только 700 т из них по кат. Р1. Вместе с тем, только в дальневосточном регионе сосредоточено более 25 млрд.м3 отходов горной деятельности с предполагаемыми ресурсами 2500-3000 тонн золота, пригодных к отработке с извлечением металла. Значительная часть этого золота относится к непромышленному, которое невозможно оценить по действующим методикам разведки.
Россыпные месторождения являются основой для работы около 500 небольших горных предприятий и старательских артелей с общей численностью свыше 40 тыс. квалифицированных специалистов. Одним из основных источников пополнения минерально-сырьевой базы предприятий стала отработка техногенных образований.
Главная проблема, касающаяся десятков тысяч существующих отвалов, хвостохранилищ и шламонакопителей, образованных в предшествующие десятилетия и составляющих подавляющую часть всех отходов недропользования, на законодательном уровне не решается.
Вместе с тем, субъекты Российской Федерации (Магаданская область, Свердловская область, Забайкальский край и др.) неоднократно предлагали ввести упрощенный порядок предоставления отходов недропользования для переработки либо передать в их ведение субъектов Российской Федерации.
В целях законодательного обеспечения рационального использования отвалов горных пород и отходов перерабатывающих производств, участниками «круглого стола» выработаны рекомендации Правительству Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии. Государственной Думе и Совету Федерации предложено проект федерального закона № 664487-7 «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования» доработать с участием представителей горнодобывающих компаний и заинтересованных субъектов Российской Федерации с включением правовых норм о «техногенных образованиях» и упрощенном порядке их предоставления пользователям недр на основании их заявок.
Союз старателей России внёс следующие предложения в итоговый документ (рекомендации) «круглого стола»:
1. Понятие «техногенное месторождение», противоречит основам геологии и основам экономики минерального сырья, что приводит к неадекватным требованиям к отходам недропользования, как природным геолого-экономическим объектам. Для адекватной характеристики отходов недропользования ввести новое понятие «техногенное образование», содержащее общепринятые виды полезных ископаемых и ценных компонентов, имеющее свой отдельный правовой статус и иной порядок регулирования, отличный от природных месторождений полезных ископаемых.
2. Включать в определение «техногенное образование» участок отработанного месторождения полностью (при отсутствии в его границах запасов, учтённых государственным балансом) в границах предварительного горного отвода, а не только остаточный отвальный комплекс.
3. Отменить существующие требования к разработке отходов недропользования («техногенным образованиям»), как к полноценным месторождениям полезных ископаемых, включая геологическое изучение, различные экспертизы, постановку разведанных запасов на государственный баланс, предоставление прав пользования недрами и выдачу лицензий, подготовку и утверждение проектов разработки «месторождений», согласования условий пользования недрами (около 100 разрешений) при существующей системе налогообложения приводит к необходимости таких затрат времени и средств, которые многократно превосходят возможную выгоду для подавляющего числа объектов, делая их абсолютно убыточными.
4. «Техногенные образования» предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти.
5. Заявки на использование «техногенных образований» в целях извлечения из них полезных ископаемых принимать только от действующих предприятий горнодобывающей промышленности, обладающих соответствующими специалистами и оборудованием.
6. Отменить «нулевую» ставку НДПИ при отработке техногенных образований.
Комментарии, отзывы, предложения
Брат, 13.12.19 18:15:34
Все эти разговоры (и наукообразные, и всякие) имеют под собой простую подложку: старые приисковые районы уже полвека моют неучтенку и хотели бы продолжать заниматься ею и дальше. И чтобы им за это ничего не было...
Магадан, 14.12.19 04:10:50 — Брат
Полвека моют неучтенку - это еще одно подтверждение того, что можно обходиться без услуг Роснедр и утверждения запасов. Вы скажите, что это незаконно. Так сейчас готовят изменения закона. Вариант старателей предлагает решение.
смок, 14.12.19 18:12:52 — Магадан
Можно обойтись без услуг любой конторы с названием РОС---------)))
Выйдет как минимум дешевле для бюджета, и результат будет не хуже.
Вот так думают некоторые и ошибаются.
Магадан, 15.12.19 06:26:07 — смок, 14.12.19
Вы ошибаетесь. Государственные структуры необходимы. Они есть в любой стране. Только цели и задачи этих структур разные. От гос. управления зависит уровень развития стран. Кто-то впереди по науке или уровню жизни населения, а кто-то опережает всех по количеству миллиардеров на душу населения.
Роснедра никак не заинтересованы в повышении уровне жизни населения Сибири и Дальнего Востока. Потому ничего в этом направлении они не сделают.
смок, 15.12.19 10:22:27 — Магадан
В последнем абзаце вашего поста вся суть. Можно использовать как шаблон, меняя только в первом слове буквы после рос.
Но я лично так не согласен.
Брат, 15.12.19 17:08:29 — Магадан, 14.12.19
Ваш "вариант старателей" - это не решение, а гнилой паллиатив. А в повышении уровня жизни населения Сибири и Дальнего Востока никто не заинтересован, не только Роснедра. Ну, просто нет такой задачи...
смок, 15.12.19 17:59:34
Всё было в истории нашей страны . Кроме одного- никогда народ российский не был свободен. Состояние несвободы нашевсё . Осознаем это как недостаток-рудимент- станем сильнее, можно дальше идти. Обопрёмся на это как на источник силы и "стабильности" растворимся во времени и очень скоро . На ком лежит ответственность за осознание- конечно на власти,именно они толпились у входа и кричали -----пуститенасмызнаемкакнадожить-----. Именно эти люди учат нас как жить честно,хотя на них места живого от клейма вор не найти. Но именно эти люди ,такова жизнь, и должны разорвать порочный тысячелетний круг,такова природа нашего человека. Нам нужны мудрые политики, не умные,не сильные , не остроумные, а именно мудрые.Покайтесь казнокрады,мы не жадные, нам надото всего чтоб вы народ свой любили и уважали больше немцев и африканцев дайимбогздоровьявсемпростигосподи.
Прошу прощения уважаемые коллеги, что-то я отвлёкся .
Магадан, 16.12.19 04:07:35 — Брат, 15.12.19
Вам бы все критиковать. Сами предложили бы что-нибудь реальное. Я предложил не трогать закон. Этот старый сарай подпорками уже не исправишь. Предложил дополнить письмо Аксенова мелкими объектами и продлить срок действия. К письму успели привыкнуть. Оно позволило не снизить добычу золота, а даже немножко увеличить.
Брат, 16.12.19 09:28:32 — Магадан, 16.12.19
Ну, отчего же... Я постоянно предлагаю две вещи, совершенно реальные в рамках актуального правового поля.
Первое (и главное) - соблюдать закон. Не "не трогать", как предлагаете вы, а именно - соблюдать; причем соблюдать закон должен и обязан прежде всего государственный регулятор. Согласитесь, вольное обращение государственного регулятора с законом (примеров - масса) расхолаживает поднадзорный контингент и провоцирует на ответку.
Второе: пока госрегулятор не возьмется за ум оформление прав на участки недр целесообразно проводить, минуя систему лицензирования МПР.
АВСD, 16.12.19 10:14:51 — магаданцам
В Магаданской области создана при администрации края юниорная компания, активно предлагаются изменения/дополнения к Закону о недрах. Почему бы всем "активистам" не обратиться к губернатору края и представителя магаданской области в СФ внести предложениям о коренном изменении порядков недропользования в РФ ? Заодно предложить запрет "Росгеологии" вести работы лишь с оценкой "прогнозных ресурсов" - все геолого-разведочные работы должны завершаться реальной оценкой, минимально хотя бы российских запасов С2 ( на самом деле это, в основном, международные mineral resources категории inferred ) ? Возможно и остальные губернаторы ДВФО и СФО поддержат эти предложения.
Брат, 16.12.19 12:01:26 — ABCD, 16.12.19
Как магаданец, хоть и в прошлом (давно не там, но 22 года жизни), скажу, что слабо верю в возможность реализации предложений, как вы говорите, "активистов" о коренном изменении порядков недропользования в РФ. Даже если остальные губернаторы ДВФО и СФО поддержат эти предложения, в затее, на мой взгляд, мало смысла.
В условиях исторически наработанной практики, когда и регулятор, и клиент преследуют исключительно собственные цели и равно хер положили на закон, новый (пусть и хороший) порядок будет не исполняться сторонами ровно так же, как и старый (действительно, не идеальный). Согласны?
ABCD, 16.12.19 17:14:59 — Брату
Если посмотреть на последний форум МАЙНЕКС в Москве то МПР и крупные российские горные компании нашли консенсус и сосуществуют нормально и их всё устраивает, в целом. Вопрос в том, что нынешний порядок недропользования не устраивают средние и малые компании (слабые аналоги западных "юниоров") . Корень проблем, думаю, вы знаете- переходный характер экономики в РФ и международный политический климат.
Брат, 16.12.19 20:22:00 — ABCD, 16.12.19 17:14:59
Конечно, но то обстоятельство, что они нашли консенсус и сосуществуют, и их всё устраивает, отнюдь не указывает на законность отношений. Да, согласие есть продукт при полном непротивлении сторон; сосуществуют - и слава Богу, но закон-то тут при чем? А с малыми и средними никто, по-моему, и приходить к согласию не собирался... Переходный характер экономики в РФ - штука перманентная, а международный политический климат нехорош всегда.
Магадан, 17.12.19 07:09:14 — Брат, 16.12.19
Да вы, похоже, идеалист. (Вы меня тоже заклеймите как-нибудь, долг платежом красен.)
Я вас просил привести реальный вариант решения проблемы. Реальный - это значит, возможный для настоящей жизни. А вы все время про какую-то бумагу вспоминаете - закон какой-то. Действительно такая бумага имеется. Есть еще конституция, есть библия и т.п. Закон, конечно, посвежее чем "Ветхий завет", но тоже вполне почтенного возраста. Что-то в нем к тому-же напутано, не поймешь что добывают то-ли золото, то-ли минеральное сырье, то-ли полезные ископаемые и т.п. Единственное его назначение, взять за жопу того, кто не понимает реальную жизнь. А реальная жизнь идет сама по себе. Именно для нее, для жизни, нужно придумать решение по техногенке.
Брат, 17.12.19 12:50:05 — Магадан, 17.12.19
Вы не угадали, я скорее принадлежу к переходной генерации ( идеалист-прагматик). В том смысле, что неплохо знаю закон (какую-то бумагу, как говорите вы), у которого есть и иные функции, кроме взятия за жопу непонятливых. Кстати, в России основная функция закона это обеспечение интересов законотворцев, а вот "взятие" - вспомогательная, защитная функция. Поэтому как идеалист я настаиваю на строгом соблюдении закона, а как прагматик - усматриваю ряд практических выгод в реальной жизни именно от строгости соблюдения закона.
Применительно к техногенке существует даже два реальных, т.е. возможных для настоящей жизни решения. Первое вполне себе спокойное, я бы сказал, традиционное, а вот второе поэкзотичней и сложнее в реализации, но и результат побогаче.
автор, 22.12.19 20:08:21 — всем
Аксёнов продлил срок действия письма об ОПР на 2020 год ("О некоторых особенностях освоения техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота")
Брат, 23.12.19 01:02:44 — Магадану
Ну вот видите, если верить информации автора, Родина о вас не забыла. Хоть аксеновское письмо и подзаконным-то актом назвать сложно, но теперь у вас есть бумажка, которой можно прикрываться весь 2020 год. С Новым годом вас, уважаемый, с новым счастьем!
Магадан, 23.12.19 02:41:04 — Брат, 23.12.19
Когда Родина о нас вспоминает, это бывает опасно для жизни. Как бы без этого обойтись. Сейчас всего лишь Роснедра побоялись неприятностей (для себя) и прислушались к голосу здравого смысла и моему совету.
Брат, 23.12.19 11:11:00 — Магадан, 23.12.19
А вот теперь и я вас должен заклеймить (ну, как вы просили)! Значит, говорите, Роснедра побоялись неприятностей и прислушались к вашему совету? Тогда, получается, вы советник Роснедр...
АВСD, 13.12.19 14:01:39 — Реалисту
Вы что-то путаете . Вряд ли он защищался. г-н Киселёв в 1983 году окончил Свердловский горный институт по специальности «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» с квалификацией «Горный инженер-геолог». В 1983-1985 годах – инженер-геолог Уральской геолого-съемочной экспедиции Министерства геологии СССР.В 1985-1998 годах – старший геолог, геолог II категории, начальник Горно-Алтайской поисково-съемочной экспедиции Мингео СССР (затем — Министерства экологии и природных ресурсов России).В 1998-2000 годах – начальник Федерального государственного унитарного предприятия «Горно-Алтайская поисково-съемочная экспедиция» Министерства природных ресурсов РФ. Затем "спарашютирован" , непонятно за какие заслуги, в Питер, во ВСЕГЕИ, где отбыл 12 лет. Люди, которые с ним работали,вспоминают что слово "наука" для него было ругательным.