От редакции: 04.12.19 в Иркутске прошло совещание "Недра Сибири", организованное АО"Иргиредмет" для россыпников. Доклады, сделанные на совещании, будут опубликованы в журнале или на сайте по мере поступления от авторов. Доклад Виктора Ивановича Таракановского приведен ниже.
Зoлoтодобыча в России находится на подъёме - за последние 20 лет она выросла вдвое, а рудная - (с 1991 года) - более чем в 10 раз.
С 2010 года стабильно растёт число предприятий, осуществляющих добычу драгоценного металла. Если в 2010 г. таких предприятий было 395, то в 2018 - уже 571. Ежегодно создаются десятки новых предприятий: в 2017 г. - 72, в 2018 - 82. Но и прекращают золотодобычу десятки трудовых коллективов.
Основная масса предприятий добывает менее 500 кг, в 2018 г. таких было 484, причём 367 из них добывают менее 100 кг в год. А годовая добыча свыше 2 тонн в год осуществляется только на 20 предприятиях, из которых 6 работают на россыпных месторождениях.
За 300-летнюю историю на территории России было добыто около 19 тыс. тонн золота, из них свыше 15 тыс. тонн - из россыпей, К настоящему времени учтённые запасы золота значительно истощились. В распределённом фонде 2466 россыпных месторождений с остатками утверждённых ГКЗ (ТКЗ) запасов 450 т (на 01.01.2018 г.), в нераспределённом фонде - 2907 россыпных месторождений с запасами золота 549 т (кат. А+В+С1+ С2), при этом остаток утверждённых ГКЗ и ТКЗ запасов - всего 281 тонна. При годовой добыче из россыпей свыше 80 тонн золота менее чем через 10 лет этот фонд будет исчерпан.
Прогнозные ресурсы золота в россыпях по данным ЦНИГРИ всего 1450 т. Вместе с тем, только в дальневосточном регионе сосредоточено более 25 млрд. м3 отходов горной деятельности с предполагаемыми ресурсами 2500-3000 тонн золота, пригодных к отработке с извлечением металла. Значительная часть этого золота относится к непромышленному, которое невозможно оценить по действующим методикам разведки и в связи с отсутствием законодательного определения техногенных образований.
Уже много лет россыпную золотодобычу считают отмирающей отраслью, в последние годы она даёт 23% общероссийской добычи. Но именно россыпи для дальневосточного региона имеют особое значение: они дают основное количество рабочих мест и являются для многих поселков градообразующей отраслью. На россыпях работает около 40 тыс. чел. Кроме того, в сопутствующих отраслях занято порядка 100 тыс. чел. В целом, 140 тыс. рабочих мест - это немало для слабозаселенных северных регионов. Конечно, это очень немного по сравнению с советскими временами, когда на россыпях было занято 300 тыс. чел.
Сегодня россыпные месторождения являются основой для работы около 500 небольших горных предприятий и старательских артелей. Одним из основных источников пополнения минерально-сырьевой базы этих предприятий стала отработка техногенных образований, главным сдерживающим фактором широкого освоения которых является отсутствие в Законе «О недрах» соответствующих определений.
Теперь перейду к основным проблемам, тормозящих россыпную золотодобычу:
I. Строгая регламентация всех процедур, связанных с поисками, разведкой и добычей золота.
II. Высокие регламентированные сроки прохождения процедуры согласования проектной и другой разрешительной документации.
III. Бюрократизация процесса лицензирования отдельных видов деятельности.
IV. Отсутствие законодательного определения понятия «техногенные образования» и законов, позволяющих отрабатывать такие образования.
V. Наличие многочисленных подзаконных актов, противоречащих законодательству.
VI. Кадровые проблемы.
О регламентации и централизации
Уже сегодня незначительные отклонения от заложенных в годовые проекты объёмов добычи золота или промывки песков в ряде мест приводят к наказанию золотодобытчиков.
Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект 635567-7 «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» по вопросам содержания лицензии на пользование недрами и внесения в неё изменений».
По нашему мнению, изменения по уточнению содержания лицензии на пользование недрами направлены на усиление административного регулирования отрасли, прежде всего, сроков выполнения работ и предоставления отчетных материалов. В новой редакции статьи 12 Закона РФ «О недрах», определяющей содержание лицензии на пользование недрами, предусмотрено 11 видов различных сроков, которые должен соблюдать недропользователь, в том числе, в отношении еще не открытых месторождений.
Отмечу, что на этапе оформления лицензии на геологическое изучение или лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу отсутствуют качественно проработанные проектные документы. На данном этапе лицензионное соглашение носит предварительный характер. Так, вероятность открытия промышленного месторождения по результатам геологического изучения, поиска и оценки месторождений полезных ископаемых по драгоценным металлам не превышает 10%. Средняя подтверждаемость ресурсов участков недр, выставляемых на аукцион, не превышает 10-20%. В новой редакции статьи 12 Закона РФ «О недрах» разработчик неоправданно рассматривает условия лицензии на пользование недрами в качестве абсолютных, которые должны, безусловно, реализоваться в установленные сроки в ходе геологического изучения и использования участка недр, не учитывая их вероятностный характер.
Фактически положения указанной статьи направлены на усиление контроля за выполнением недропользователем условий лицензии, но на практике могут привести к формальному механическому контролю за действиями недропользователя, который станет нарушителем содержащихся в лицензии условий пользования недрами, если не уложится в указанный в ней срок или объемы проведения работ. Одновременно создаются предпосылки для административного давления надзорных органов на конкретного недропользователя.
В целях сокращения избыточных требований Союз старателей России предлагает следующее:
Сократить виды фиксируемых сроков и объемов показателей, содержащихся в лицензии на пользование недрами.
В лицензиях на разработку россыпных месторождений предусмотреть, что предприятие - недропользователь выполняет требование по объемам добычи, если оно выполняется в суммируемом объеме по всем имеющимся у предприятия лицензиям на добычу данного вида полезных ископаемых, а не по каждому отдельному месторождению, на которое у предприятия имеется лицензия. Предложение связано с истощением россыпных месторождений, что вынуждает недропользователей закупать большое количество лицензий на мелкие россыпи для создания запасов, позволяющих обеспечить планируемые объемы добычи. Месторождения расположены в труднодоступных местностях со сроками добычи и доставки оборудования и материалов, созданием опорной базы до 1 - 2 лет. Сроки оформления документации на разработку россыпных месторождений с учетом установленных требований занимают до 3 - 5 лет. С учетом этого, а также вероятности подтверждения количества полезных ископаемых на участке недр выполнить указанный в лицензии объем добычи по конкретному месторождению достаточно сложно,
К чему привела излишняя централизация?
Сейчас уже многим стало понятно, что вопросы, связанные с освоением небольших месторождений, необходимо решать на местах. Совершенно нелогично вопросы, связанные с россыпушкой с запасами 5-10 кг, решать в Москве. Но оказалось, что так называемая «оптимизация» привела к разгрому местных отделений Роснедр, и в них не осталось специалистов, которые бы могли решать такие вопросы. Здесь полная аналогия с системой здравоохранения в России - позакрывали половину больниц, врачи и медперсонал разбежался из-за мизерных зарплат, и в итоге медицинская помощь стала недоступной для населения.
Сократить сроки прохождения процедуры согласования проектной и другой разрешительной документации
- Общее нормативное время для Принятия решения об удовлетворении заявки о предоставлении в пользование участка недр в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр -119 рабочих дней,
- нормативное время на процедуры согласования проектной документации для месторождений россыпного золота - 269 рабочих дней,
- оформление документов, связанных с водопользованием - 215 рабочих дней.
Если для рудных месторождений со сроками отработки 8-20 и более лет такие сроки являются приемлемыми, то для россыпей, которые отрабатываются от 2-3 месяцев до 2-3 лет, такое затягивание периода оформления является недопустимым.
Возможно, чиновники преследовали благую цель, утверждая нормативные сроки согласования и утверждения документов, но на практике для золотодобытчиков это обернулось сплошным кошмаром. Многие специалисты прямо говорят, что они могли бы не за 30 дней утверждать документацию, а легко уложились бы в 3-5 дней, но боятся обвинения в коррупции... Зарплаты у чиновников на местах неплохие, быт налажен, работа престижная, и взяток по этим причинам не берут. В результате строгой регламентации сроки начала работ на россыпи с прежних 5-6 месяцев растягиваются на 3-5 лет! Вопрос можно было бы решить по-сталински быстро и эффективно, порезав для начала все установленные сроки раза в 2, но, к сожалению, в правительстве у нас в основном «призывалы» - призывают к улучшению работы, призывают «гильотинировать» излишние инструкции, а дело не двигается.
Бюрократизация процесса лицензирования отдельных видов деятельности
Внесённые изменения в Закон №99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в графу (ст. 3 п. 8) потребовали при вовлечении в работу новых участков и месторождений переоформлять многочисленные лицензии (на право производства маркшейдерских работ, на право осуществления деятельности, связанной с обращением ВМ, на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов» и т.д.). При небольших сроках отработки россыпных месторождений в условиях крайне истощённой сырьевой базы многие предприятия находятся в состоянии постоянного переоформления лицензии.
Отсутствие законодательного определения понятия «техногенные образования» и законов, позволяющих отрабатывать такие образования
Вопросы, связанные с широким вовлечением в отработку техногенных образований (месторождений), ставятся специалистами золотодобывающей отрасли на протяжении многих лет, но их никто не хочет слышать ни в Госдуме, ни в правительстве. Печально то, что на многочисленные письма и обращения специалистов-золотодобытчиков ответы и заключения дают дилетанты, которых с каждым годом становится всё больше. Люди, подобранные по родству и принципам личной преданности, а не квалификации, просто не способны адекватно оценить предложения горняков. К примеру, предложения Магаданской областной думы были отклонены ещё в 2010 году под тем предлогом, что в России нет законодательного определения техногенных образований. Сейчас в Государственной думе находится на рассмотрении во 2-м чтении Законопроект № 664487-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования». И вновь на основании заключений «экспертов» (в кавычках) были отклонены предложения Союза старателей, а они заключались в следующем:
- Дать законодательное определение техногенных образований.
- Техногенные образования предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти.
- Разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных образований в границах предоставленного лицензией горного отвода без геологического изучения недр и установления кондиций.
- Запасы техногенных образований ставить на оперативный учёт по результатам их отработки и списывать по завершении работ.
- Отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных образований.
Эти предложения родились у золотодобытчиков на основании многолетней практики, но те, кто принимает решения, слишком далеки от производства...
Наличие многочисленных подзаконных актов, противоречащих законодательству.
Как пример, можно привести Распоряжение Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Если действовать по букве закона, то на основании этого распоряжения практически вся россыпная золотодобыча в России должна быть прекращена.
Большая часть месторождений полезных ископаемых от Урала и до Дальнего Востока расположена на землях лесного фонда и преимущественно в границах резервных и защитных лесов различных категорий, в том числе на особо защитных участках (ОЗУ). Россыпные месторождения, поскольку они связаны с долинами рек и ручьев, как правило, находятся на особо охраняемых территориях. Водоохранная зона для рек составляет 200 метров, для морей - 500. Это для россыпников уничтожающий фактор -россыпи всегда приурочены к водотокам, не только золото, но и серебро, платина, вольфрам - всё, что добывается в россыпях. Особенно остро данная проблема касается дражного флота - драги работают в поймах рек и берегозащитные полосы вдоль водных объектов никак не минуют.
Водный кодекс РФ, который определяет понятия и объем водоохранных зон (защитные леса) и берегозащитных полос (особо защитные участки леса - ОЗУ) в статье 65 (п. 15), прямо указывает на возможность разработки месторождений полезных ископаемых без ограничений в границах предоставленных пользователям недр горных отводов на основании утвержденного технического проекта. Лесной Кодекс (ст. 17, ст. 21 п. 1 п. 5.1, ст. 43, ст. 104,105, 106,107) также разрешает геологоразведочные работы и добычу полезных ископаемых в защитных лесах и ОЗУ.
Однако Постановление Правительства РФ №849-р от 27.05.2013 года «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» запрещает размещение объектов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых на территории ОЗУ. Тем самым фактически запрещается и сама разработка месторождений.
Для примера: в одной только Амурской области в границы водоохранных зон попадает почти 100% площадей участков лесного фонда, где ведется россыпная золотодобыча. По сути, чтобы выполнить требования Правительства РФ, нужно повсеместно прекратить добычу золота из россыпей на лесных землях. Это значит-ликвидировать предприятия, дающие стране более 80 т драгоценного металла в год, оставить без работы тысячи людей и лишить местные бюджеты немалой доли налоговых поступлений.
Наше предложение. Внести в распоряжение Правительства №849-р от 27.05.2013 г. «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» дополнение в части Предоставления права на размещение в защитных лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях; в водоохранных зонах; выполняющих функции защиты природных и иных объектов: объектов капитального строительства для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений твёрдых полезных ископаемых.(сейчас такая возможность предоставлена компаниям, занятым углеводородным сырьём).
Кадровые проблемы
Их испытывают даже стабильные предприятия с высокой зарплатой. Государство не способно заинтересовать трудящихся к работе в суровых условиях Крайнего Севера. Отток населения из северных и дальневосточных регионов продолжается. Надо думать о введении таких льгот, которые бы смогли удержать людей, как это было во времена Советского Союза. И это не только зарплаты. И не «дальневосточный гектар» (кому он нужен в Заполярье?).
Мы уже много лет бьёмся за то, чтобы включить в перечень сезонных профессий специалистов на разработке россыпных месторождений, поскольку Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 г. № 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год» не были учтены интересы работников, занятых на сезонных горных работах.
Сегодня человек интенсивно работает промсезон, значительно перекрывая годовой фонд рабочего времени, но в итоге получает запись в трудовую книжку 7-8 месяцев. И чтобы выработать необходимый для назначения пенсии стаж, ему придётся работать не 30, а 40-45 лет. Эта проблема стала особенно актуальной в связи с повышением пенсионного возраста. Можно отметить, что молодые специалисты, заканчивающие ВУЗы в центральных районах страны, до Крайнего Севера не добираются. Романтизм и энтузиазм, присущие эпохе Советской власти, сегодня не в моде, а действенных экономических и социальных стимулов придумать не смогли.
Хочется надеяться, что здравый смысл восторжествует. Но пока кто-то вредный для нашего дела ведёт закулисную борьбу против российской россыпной золотодобычи.
Комментарии, отзывы, предложения
Магадан, 07.12.19 03:47:33 — Смок
Вы прочитайте проект закона, который предложило МПР. Вы вроде читать умеете, так прочитайте. Если у вас есть здравый смысл, то вы тоже будете против.
Но сейчас Таракановский говорит о других важных вещах. Все правильно, и его нужно поддерживать.
АНАТОЛИЙ, 07.12.19 06:29:34 — Смок
Смок, какой здравый смысл, Вы нарушали в этом году закон незаконно добывали. По здравому смыслу Вы должны сидеть, а Вы на свободе....
Реалист, 07.12.19 06:57:40 — АНАТОЛИЙ, 07.12.19
Анатолий, смысла нет в вашем посте.
По здравому смыслу Смоку за добычу золота должны были заплатить нормальную цену. А если добыл много, то дать ему еще награду. Именно так по здравому смыслу было в СССР до войны. Сейчас без всякого здравого смысла старателя, который тяжелым трудом добывает золото, считают преступником.
м.и.савиных, 07.12.19 07:47:26 — всем
Даже чтение названия той или иной бумаги тут заставляет не читать её. Автор демонстрирует только свои знания в этих бумагах.
Раскулаченный, 07.12.19 10:02:38
Многие наверное как и я прочитали этот пост через строку. Уважаемый! Чтовы хотели сказать конкретно, не вдаваясь в дебри истории и кто, где, когда и сколько?
Вот заголовок. "Проблемы освоения золотороссыпных месторождений и предложения по их решению" Уважаемый. Проблемы не в освоении, а в законах!
А предложение не ново. Принять закон о вольном приносе. Причём по всей России, а не отдельно взятом закутке за полярным кругом. В центральном регионе можно добывать круглый год. Но закона нет и ближайшее время не предвидится.
смок , 07.12.19 11:27:05 — всем
Последний абзац статьи прочитайте.Автор взывает к здравому смыслу власти,но сам же его и отбрасывает когда невыгодно становится.Кто-то вредный это мы сами когда одобрямсы пришем.Поговорка есть такая - себе в ногу выстрелил.Вот это про союз старателей.Есть и другая за что боролись на то и напоролись)
Простой, 07.12.19 15:30:37 — Раскулаченный, 07.12.19
С законами проблем нет, их печатают - читать не успеешь. Проблемы возникают, когда кривые законы доходят до жизни. В том числе проблемы в золотодобыче. Так что название статьи правильное. Да и по содержанию много дельного. Надо бы предприятиям Союз поддержать.
Дуримар, 07.12.19 22:39:36
Интересно, на какие шиши государство будет выделять льготы??? У нас на пенсии денег нет, а тут льготы как во времена СССР.
Совместить капитализм и социализм в России не реально!
Влад, 08.12.19 05:18:17
Против изменений выступают те, кто сейчас кормится. Многие хорошо устроились и присосались ко всяким конторам. Все чего-то контролируют и согласуют. Оторвать их от кормушки трудно. Надо больше усилий.
Брат, 08.12.19 14:46:44 — автору
Мне тоже хочется надеяться, что здравый смысл восторжествует. Ну вот на кой чёрт нам в законе определение "техногенных образований"? Это в том-то самом законе, где напрочь отсутствуют определения сущностных базовых понятий, таких как "минеральное сырье", "полезное ископаемое", "запасы" и "ресурсы". Отчего-то в этой дичайшей ситуации Союз старателей не бьёт в колокола. И зачем вам, растакую-то мать, эта дурацкая дефиниция? Ну, не бывает "запасов техногенных образований", сами же говорите о невозможности оценки на основе существующих методик. И "государственной экспертизы техногенных образований" не бывает...
смок, 08.12.19 15:55:35
Техногенные образования- это очень удобный способ для крупных артелей наложить лапу на кусочек недр.Если цена полезет вверх опа мы тута, если вниз ну и хрен с ними пусть лежат. Ну это как с заповедниками к примеру, в которых обычным людям охотиться нельзя а краснокнижным товарищам можно.
А союз наш уважаемый старателей только и занимается лоббированием интересов крупняка, за что и уважаем ими и неуважаем другими.
Старатель , 08.12.19 16:35:03 — Смок
А вы, курильщик, чьих будете? Вы налоги на врачей- учителей, дороги платите в казну? Или так просто позвиздеть? Я для примера всё это оплачиваю, хотя и не очень крупный
Серый, 08.12.19 17:12:14 — Смоку
Вы бы свой союз организовали и кассу общую. Тогда купили бы себе депутата, он бы ваши интересы проталкивал. Деньги у вас есть, золото незаконно моете, налоги не платите. А если жадные, то чего ради Таракан для вас стараться будет? Он своим помогает, молодец, хорошо работает. Глупо вам с него что-то спрашивать.
Просто геолог, 16.12.19 08:49:02 — Смоку, Серому
Да и правильно делает Виктор Иванович, что поддерживает "крупняк". Потому что в мелких шаражках еще до сих пор процветает "кидалово", "скотское отношение" и разного рода уловки по невыплате "ОБЕЩАННОЙ" з/платы и КТУ.
Вообще, Доклад - все по делу!
Хотелось бы спросить Виктора Ивановича, почему так случилось, что вся старательская советская школа была похерена за эти годы. Не просто даже забыта в связи с естественным уходом старателей, а сознательно разрушена этими новоявленными Барыгами. Все артельские традиции и самый смысл старания дискредитирован!!! Основные принципы старания попраны!
Не может ли "Союз золотопромышленников" как-то повлиять на этот процесс?
А то такое бездарное управление, организация и ведение горных работ уже привело к массовой гибели людей в этом году (Красноярский Край, Артель Сисим)! Вопиющий случай, который ложится позорным пятном на всех истинных настоящих старателей России.
А Вам Серый следовало бы извиниться перед Виктором Ивановичем!
Валерий, 28.01.20 14:12:31 — Всем
К вопросу о Вольном приносе. Я так думаю, что многие артели скупают металл у "хищников" за полцены. Теперь если "хишник" легализуется, то некоторые члены "Союза старателей" потеряют халявный кусок, а им это не надо. Вот и упирается Председатель СССР В.И.Таракановский. А иначе чего это он так о частниках печется - и тяжело, и голодно, и холодно, и бандиты кругом и тд и тп. Скулеж какой-то. Особенно абсурдно звучит тема за экологию - типа налетят частники с кайлами и лопатами и всю экологию порушат. То ли дело артель аккуратно бульдозерами, экскаваторами, промприборами не нанося вреда природе добывают золото. Ну красота. А лунный ландшафт? Так зарастет лет за 20. А вот если частник злой придет, то все пиши все пропало - ни золота, ни экологии. А пять же, легализуется "хишник" артельщики начнут сдавать металл через них уклоняясь от уплаты НДПИ. Опять плохо.
А криминал начнется - это как? А сейчас его нет?! Только металл куда-то налево по тихому плывет.
"Вольный принос" это палка о нескольких концах. Ребята разрешите хоть что нибудь, начните уже работать. Хватит преп разводить. А там посмотрим.
смок, 06.12.19 19:15:24 — автору
Не обижайтесь уважаемый, это я вам искренне говорю, но здравый смысл потому и здравый что он либо есть либо его нет, он не подвластен вашему желанию. Когда спрашивают ваше мнение о законе для вольноприносителей, вы начисто забываете о существовании этого здравого смысла.