К трагедии привела бюрократия

Луняшин П.Д., горный инженер,
помощник председателя
Союза старателей России
Золотодобыча, №251, Октябрь, 2019

Трагедия в Красноярском крае — прорыв нескольких дамб на реке Сейба, в результате которой селевым потоком смыло два общежития, несколько передвижных домиков и хозяйственные постройки ремонтной зоны, погибло 20 рабочих старательской артели «Сисим», — очень быстро получила свою оценку в устах чиновников… Власти отчитались, что дамбы отсутствовали в госреестре, были построены нелегально, с нарушением всех «мыслимых и немыслимых» норм. Главный вопрос, который решается у нас в таких случаях, — поиск виновных, — был оперативно решен. Они найдены и арестованы.

Но вслед за установлением вины непосредственных исполнителей возникает естественный вопрос — а чем занимались власти, у которых под боком строят нелегальные сооружения? И такие уж они и нелегальные? АС «Сисим» — вполне официальное предприятие с немалыми для россыпей объемами добычи золота: за 2018 г. — 870 кг. И для того, чтобы вести горные работы, оно наверняка получило соответствующие разрешения, органами Ростехнадзора был утвержден план развития горных работ на 2019 г., в котором должны были быть отражены злополучные дамбы. Ну а если разрешений не было, а работы велись, то почему об этом не знали контролирующие органы? А если знали, почему не реагировали? И дело здесь даже не в возможной коррупции, которая носит в стране полностью системный характер …

Пройдет некоторое время, найдут крайнего, на которого спишут все текущие грехи, на этом как бы все и закончится. Так было почти всегда. Но в этом случае все так просто не закончится: уже сейчас чиновники грозят золотодобытчикам повальными массированными проверками. Россыпников в этом году проверять поздновато: большинство предприятий завершили промывочный сезон, дамбы и другие гидротехнические сооружения скрылись под снегом. Но повод для проверок озвучил губернатор Красноярского края, поспешивший обвинить недропользователей в том, что они не внесли обрушившиеся дамбы в Росреестр.

Что же это такое «Росреестр ГТС» и что в него надо вносить? Порядок его формирования и ведения определяет Постановление Правительства №490 от 23.05.1998 г., в соответствии с Федеральным законом №117 от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений (РРГТС) возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Состав и форма представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Регистра, а также правила ее заполнения утверждаются Ростехнадзором по согласованию с Министерством транспорта РФ, которое к горному производству отношения как бы не имеет. Всего по России, по состоянию на 21.10.2019 г., в РРГТС внесено всего 5584 комплекса ГТС.

Согласно Постановлению Правительства РФ №986 от 02.11.2013 г. «О классификации гидротехнических сооружений» большинство ГТС при разработке россыпных месторождений относятся к IV классу безопасности (высота гидротехнического сооружения, сооруженного из грунтовых материалов, не превышает 15 м). В соответствии со ст. 13 ФЗ №117 от 21.07.1997 г. «в отношении гидротехнических сооружений IV класса плановые проверки не проводятся». А согласно ст. 10 (ч. 4) этого же Закона «Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса». Таким образом, при разработке россыпей особого контроля за ГТС IV класса не требуется. К тому же многие ГТС на россыпях следует называть не дамбами, а земляными насыпями.

Следует отметить, что в России свыше 10500 горнодобывающих предприятий, из них занятых на добыче золота около 600. Каждое предприятие владеет как минимум несколькими лицензиями, а при разработке месторождений сооружаются десятки различных дамб. В итоге получается, что вносить в РРГТС необходимо десятки тысяч дамб и других гидротехнических сооружений, большая часть из которых прослужит всего несколько месяцев. Заниматься таким бумаготворчеством (на каждое сооружение надо готовить большой объем документации) золотодобывающие предприятия не смогут, на оформление ГТС, которые прослужат месяц-другой или немного больше, потребуется по нормативам не менее 6–8 месяцев. При этом чиновники не смогут проконтролировать и десятую часть возведенных временных сооружений.

Возвращаясь к трагедии в долине р. Сейба, отмечу, что на вопрос одного из журналистов, почему поселок расположили в долине, артельцы ответили, что не получили разрешение от лесников на вырубку леса для строительства поселка на террасе. Кстати, на оформление документации, связанной с освоением лесов (проекты, экспертизы, согласования), уйдет только по нормативам не менее 100 рабочих дней. Как правило, в представленной предприятием документации чиновники находят немало ошибок и заворачивают материалы на доработку. В итоге на согласование места расположения рабочего поселка может уйти больше года…

Теперь коснусь одной из причин, которая в итоге останется «за кадром», но именно она явилась в конечном итоге одной из основных причин произошедшей трагедии — это излишняя централизация и бюрократизация всего процесса процедуры согласования проектной и другой разрешительной документации.

 В 1990-е годы после получения лицензии предприятие уже через 5–6 месяцев могло приступать к добыче полезного ископаемого, а нынче на это требуется не менее 2–5 лет! Это произошло из-за строгой регламентации сроков различных согласований. Сегодня общее нормативное время для принятия решения об удовлетворении заявки о предоставлении в пользование участка недр в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр — 119 рабочих дней, нормативное время на процедуры согласования проектной документации для месторождений россыпного золота — 269 рабочих дней, оформление документов, связанных с водопользованием, — 215 рабочих дней. Если для рудных месторождений со сроками отработки 8–20 и более лет такие сроки являются приемлемыми, то для россыпей, которые отрабатываются от 2–3 месяцев до 2–3 лет, такое затягивание периода оформления является недопустимым.

Казалось бы, благую цель преследовали чиновники, утверждая нормативные сроки согласования и утверждения документов, но на практике для золотодобытчиков это обернулось сплошным кошмаром. Многие чиновники не отрицают, что могли бы утверждать документацию не за 30 дней (как положено по регламенту), а легко уложились бы в 3–5 дней, но боятся обвинения в коррупции… Зарплаты на местах неплохие, быт налажен, работа престижная, и взяток по этим причинам не берут. Нередко в поданной предприятием документации чиновники находят ошибки и заворачивают материалы для дооформления, и нормативные сроки растягиваются на годы.

Некоторая надежда на сокращение сроков появилась после представления правительственного законопроекта о «регуляторной гильотине». Документ предусматривает оценку эффективности проверяющих органов, запрет на «палочную» систему и отказ от старых норм надзора. Но в ходе его обсуждения выяснилось, что нормативные сроки никто не собирается пересматривать в сторону уменьшения. Да, вопрос можно было бы решить быстро и эффективно, порезав для начала все установленные нормативные сроки раза в два, но, к сожалению, в правительстве у нас сосредоточены в основном «призывалы» (призывают к улучшению работы, призывают «гильотинировать» излишние инструкции), и дело не двигается.

Регламентация и бюрократизация продолжают успешно развиваться.

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект №635567-7 «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» по вопросам содержания лицензии на пользование недрами и внесения в нее изменений». По мнению производственников, изменения по уточнению содержания лицензии на пользование недрами направлены на усиление административного регулирования отрасли, прежде всего, сроков выполнения работ и предоставления отчетных материалов. В новой редакции статьи 12 Закона РФ «О недрах», определяющей содержание лицензии на пользование недрами, предусмотрено 11 видов различных сроков, которые должен соблюдать недропользователь, в том числе в отношении еще не открытых месторождений. Отмечу, что на этапе оформления лицензии на геологическое изучение или лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу отсутствуют качественно проработанные проектные документы. На данном этапе лицензионное соглашение носит предварительный характер. Так, вероятность открытия промышленного месторождения по результатам геологического изучения, поиска и оценки месторождений полезных ископаемых по драгоценным металлам не превышает 10%. Средняя подтверждаемость ресурсов участков недр, выставляемых на аукцион, не превышает 10–20%. В новой редакции статьи 12 Закона РФ «О недрах» разработчик неоправданно рассматривает условия лицензии на пользование недрами в качестве абсолютных, которые должны, безусловно, реализоваться в установленные сроки в ходе геологического изучения и использования участка недр, не учитывая их вероятностный характер.

Фактически положения указанной статьи направлены на усиление контроля за выполнением недропользователем условий лицензии, но на практике могут привести к формальному механическому контролю за действиями недропользователя, который станет нарушителем содержащихся в лицензии условий пользования недрами, если не уложится в указанный в ней срок или объемы проведения работ. Одновременно создаются предпосылки для административного давления надзорных органов на конкретного недропользователя.

 

Союз старателей России в целях сокращения избыточных требований предложил:

- Сократить виды фиксируемых сроков и объемов показателей, содержащихся в лицензии на пользование недрами.

- В лицензиях на разработку россыпных месторождений предусмотреть, что предприятие-недропользо-ватель выполняет требование по объемам добычи, если оно выполняется в суммируемом объеме по всем имеющимся у предприятия лицензиям на добычу данного вида полезных ископаемых, а не по каждому отдельному месторождению, на которое у предприятия имеется лицензия. Предложение связано с истощением россыпных месторождений, что вынуждает недропользователей закупать большое количество лицензий на мелкие россыпи для создания запасов, позволяющих обеспечить планируемые объемы добычи. Месторождения расположены в труднодоступных местностях, и только создание опорной базы и доставка оборудования и материалов и занимает не менее 1–2 лет. Сроки оформления документации на разработку россыпных месторождений с учетом установленных требований занимают до 3–5 лет. С учетом этого, а также вероятности подтверждения количества полезных ископаемых на участке недр выполнить указанный в лицензии объем добычи по каждому конкретному месторождению достаточно сложно.

К чему уже провела излишняя централизация?

Сегодня уже многим понятно, что вопросы, связанные с освоением небольших месторождений, необходимо решать на местах. Совершенно нелогично вопросы по россыпушкам с запасами 5–10 кг решать в Москве. Но оказалось, что так называемая «оптимизация» привела к разгрому местных отделений Роснедр, и в них не осталось специалистов, которые могли бы решать в полном объеме вопросы, связанные с лицензированием.

 

Бюрократизация процесса лицензирования отдельных видов деятельности

 Внесенные изменения в Закон №99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в графу (ст. 3 п. 8) потребовали при вовлечении в работу новых участков и месторождений переоформлять многочисленные лицензии (на право производства маркшейдерских работ, на право осуществления деятельности, связанной с обращением ВМ, на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов» и т.д.). При небольших сроках отработки россыпных месторождений в условиях крайне истощенной сырьевой базы многие предприятия находятся в состоянии постоянного переоформления лицензии.

Законом №99-ФЗ введено новое понятие «место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности)», под которым понимается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект, при этом законодатель не дал толкования понятия «иной объект»), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Исходя из содержания данного понятия, таким объектом не может быть город, регион РФ, субъект РФ или Российская Федерация в целом. Объектом являются здания, помещения, сооружения или иные объекты, попадающие под понятие «место осуществления лицензируемого вида деятельности», принадлежащие соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании.

 Для решения этого вопроса и исключения ненужных бюрократических процедур Союз старателей России считает необходимым внести в ст. 3 (п. 8) Закона №99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» дополнение и сформулировать его следующим образом:

«…место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные...»

В части расшифровки понятия «иной объект» указать: «Местом осуществления лицензируемого вида деятельности для россыпных предприятий является геологический рудно-россыпный район, который может располагаться на территории нескольких административных районов и может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата».

Отсутствие расшифровки понятия «иной объект» создает благоприятнейшие условия для коррупции чиновников, несмотря на то, что в статье 9 Закона №99-ФЗ пунктом 2 прямо указано: «Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии».

Сегодня с большим сожалением можно констатировать, что все предложения производственников по упрощению длительных процедур согласования активно торпедируются чиновниками, незаинтересованными в снижении собственной значимости. Как результат, многие важные и нужные документы не оформляются вовремя, и происходят трагедии. Их на счету современной России уже множество. Как показала многолетняя практика, после шумных заявлений и громких судебных дел трагедии случаются вновь и вновь, и российская бюрократическая машина всячески этому способствует.


-0+2
Просмотров статьи: 1984, комментариев: 15       

Комментарии, отзывы, предложения

С праздником!, 04.11.19 07:30:56

Сегодня День народного единства! Овцы и волки объединяйтесь! Лисы с курями - объединяйтесь. Те кто везет и кто едет - объединяйтесь! Так выпьем же! Вот тут все вместе.

Семен Семенович, 04.11.19 09:40:20

Почему не арестованы инспекторы проверяющие в течении 2019 года объекты Сисим?

смок, 04.11.19 15:13:04 — семен семенович

Так это пока не арестованы.Если по ситуации будет нужно и их запрягут.А вот министров профильных вряд ли,свой своему поневоле брат понимаешь ......

Магадан, 05.11.19 06:40:00

Луняшин правильно тему поднял. Проверяющие не видели, где плотина и общежитие. Они бумаги смотрели. Бумаг столько уже написано, что реальной работой заниматься некогда. Это сейчас бумажная плотина к беде привела. Тех кто работать мешает надо к ответственности привлечь. Они там в МПР.

Константин, 05.11.19 06:44:27 — Всем

Черт подери, как же прав автор статьи! За стопкой чая можно сутками обсуждать наше законодательство. Смотришь порой каналы о золотодобытчиках Америки и тихо завидуешь. Хотя не берусь утверждать, что там все шоколадно.

Ирина , 05.11.19 09:37:08

Не надо никого арестовывать!

Никто же не хотел что бы так случилось.

Просто надо сделать вывод из этой трагедии.

И учитывать это при расположении жилых домиков в будущем.

Брат, 05.11.19 10:34:12

Три момента.

Первое - процесс бюрократизации неостановим; выход - владеть вопросом лучше проверяльщиков.

Второе - копаясь в несущественных деталях, мы сами помогаем бюрократизации процесса. К примеру, г-н Луняшин (при всём нашем почтении) зря поднимает тему 99-ФЗ: законодатель однозначно говорит о лицензировании вида деятельности на всей территории РФ, а отнюдь не конкретно места этой деятельности. Ну, ввели определение "места" и что? Не след идти на поводу и канючить про "дяденька, ты не прав, разреши засранцу".

Третье, и главное - надобно постепенно переходить к использовани участков недр вне процедур предоставления их в пользование структурами Минприроды РФ.

Реалист, 05.11.19 10:37:51 — Ирина

Зачем арестовывать? Но в отставку руководители московских ведомств должны уйти.

Дуримар, 05.11.19 19:40:13

Ирина, ни кто не хотел но случилось.

Если ты контролируешь работу, то и отвечай совместно с тем кого контролируешь. А то устроили жопы в теплые кресла и умничают.

Пока не будет ответственности у проверяющих и контролирующих так и будет.

Можно знать и разбираться в вопросе в разы лучше проверяльщиков, но последнее слово за проверяльщиком. Проверяльщик действует сугубо формально - доводы его не интересуют. У него в библии написано, что мир на трёх китах и пока не выйдет новая библия ты обязан это учитывать. И плевать что развитые цивилизации уже лет двести как кругосветки организовывают, мы должны плавать по кругу потому что библия не разрешает обратное...

Ирина, 05.11.19 21:00:58

За одного битого дают двух не битых.

Всё в жизни предусмотреть и проверить не возможно...

Down, 05.11.19 22:17:40

Спасибо за полезную статью! очень грамотно и понятно изложено. Мне понравилось !

Леонид Свищёв, 16.11.19 22:49:15 — автору

Браво Луняшину! Спасибо за хорошую статью - много что разъясняет. Сто процентное совпадение с моим мнением. В первый же день этой новости я всем друзьям сказал, что виновата система и долбаные чиновники. Вы же объяснили одним словом Бюрократия. Хочу задать один вопрос. Правда ли что нормативное время, прописанное в официальными российскими законами 119 и 269 рабочих дней? Ну какой Русский человек будет в законах прописывать такие цифры? он написал бы 120 и 270 дней. Если это так, то такие сроки узаконили просто враги народа не русского народа или их послушные шестерки. Это же смотрится, как наглое издевательство над всеми работниками отрасли.

Или может Вы пошутили с этими девятками, похожими на ценники в магазинах 99руб. 99коп. ??

Леонид С., 16.11.19 23:04:44 — автору

В предыдущем отзыве опечатка!

Третье предложение от конца следует читать так. Если это так, то такие сроки узаконили враги народа не русского происхождения или их послушные шестерки.

Павел Луняшин, 17.11.19 14:48:47 — Леониду Свищёву

Это небольшая часть документов, жёстко регламентирующая сроки оформления.

Порядок и сроки

прохождения процедуры согласования проектной документации

для разработки месторождений россыпного золота

№ п/п Наименование проектной документации Сроки рассмотрения, согласования и утверждения Наименование документа регламентирующего порядок и сроки прохождения рассмотрения, согласования и утверждения проектной документации Наименование учреждения

1 Согласование технического проекта на отработку месторождения 30 рабочих дней Постановление Правительства РФ от 3.03.2010г № 118(п.20) Минприроды

2 Регистрация ЭПБ проекта в едином реестре заключений экспертизы промбезопасности в Ростехнадзоре 30 рабочих дней Приказ Ростехнадзора № 436 от 01.08.2012г(п.11) Ростехнадзор

3 Согласование и утверждение проектной документации аренды лесного участка 30 рабочих дней Приказ Минприроды России от 28.10.2015г № 445 Министерство лесного комплекса

4 Государственная регистрация права на лесной участок 9 рабочих дней Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ(п.2) Росреестр

5 Утверждение экспертизы проекта освоения лесов 30 рабочих дней Приказ Минприроды России от 26.09.2016г № 496 Министерство лесного комплекса

6 Согласование и утверждение проекта горного отвода 30 рабочих дней Ростехнадзор приказ № 461 от 01.11.2017(п.26) Ростехнадзор

7 Внесение изменений в лицензию на право производства маркшейдерских работ 30 рабочих дней Ростехнадзор приказ №512 от 12.09.2012г(п.19)

8 Регистрация ОПО 20 рабочих дней Ростехнадзор приказ №495 от 25.11.2016г(п.15)

9 Внесение изменений в лицензии ВХ и ИВ 30 рабочих дней Приказ Ростехнадзора от 11.08.2015 N 305 (ред. от 30.06.2017) (п. 17); Приказ Ростехнадзора от 25.07.2016 N 306 (ред. от 30.06.2017) (п. 17)

10 Рассмотрение и согласование ПГР 30 рабочих дней Постановление правительства РФ №814 от 06.08.2015г (п.14)

Всего 269 рабочих дней, выходные дни 72, Итого - 341 день

11 Договор водопользования и Решение о предоставлении водного объекта в пользование 25 рабочих дней с даты получения заявления и прилагаемых к нему документов Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 (ред. от 20.03.2018) "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" Минприроды

прилагаемые документы:

11,1 Получение справки (Гидрологические характеристики +фон) 7-10 дней

11,2 Получение выписки из Водного реестра 5 рабочих дней с момента регистрации соответствующего заявления Приказ Минприроды России от 26.09.2013 № 410

11,3 Согласование способов учета рассматривается и согласуется в бассейновом водном управлении в срок от 30 рабочих дней

11,4 Согласование плана водоохранных мероприятий 25 рабочих дней с даты получения документов

11,5 Согласование поквартального графика сброса сточных вод рассматривается и согласуется в бассейновом водном управлении в срок от 30 рабочих дней

11,6 Согласование водохозяйственного баланса рассматривается и согласуется в бассейновом водном управлении в срок от 30 рабочих дней

11,7 Согласование схемы систем водопотребления водоотведения рассматривается и согласуется в бассейновом водном управлении в срок от 30 рабочих дней.

11,8 Согласование программы регулярных наблюдений (сброс/забор) и Согласование программы измерений качества рассматривается и согласуется в бассейновом водном управлении в срок от 30 рабочих дней.

Всего 215 рабочих дней

Примечание:

Минприроды - 245 рабочих дней

Ростехнадзор - 170 рабочих дней

Министерство лесного комплекса 60 рабочих дней

П.11 - 11.8 выполняется одновременно после выполнения П.1

Николай И., 17.11.19 23:04:36

Спасибо, Павел Дмитриевич. Удивительно, сколько всяких проволочек на пути предприятий. Успеха вам в вашей работе.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «К трагедии привела бюрократия»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "четыре прибавить 3":