Рейтинг@Mail.ru

О лицензировании отдельных видов деятельности при разработке россыпных месторождений

Союз старателей РФ

Письмо подготовлено Союзом старателей РФ

и направлено в следующие организации:

Торгово промышленная палата РФ

Ростехнадзор, 

НП «Горнопромышленники России»,

Союз маркшейдеров России,

в Минпромторг РФ и др.

 

 

О лицензировании отдельных видов деятельности при разработке россыпных месторождений

 

В Союз старателей России поступают многочисленные обращения руководителей горных предприятий с просьбами оказать содействие в снижении сроков оформления разрешительной документации для начала работ на россыпных и техногенных месторождениях.   За последние годы сроки оформления разрешительной документации значительно увеличились: до 1995 г. для начала освоения россыпи после приобретения лицензии требовалось не более 4-6 месяцев, сегодня на это требуется от года до 3-4 лет (регламентируемый минимум, который практически не выдерживается, составляет 307 календарных дней, при этом старательский сезон длится всего 7-9 месяцев, 200-270 дней). Если для рудных месторождений со сроками отработки 8-20 и более лет такие сроки  являются приемлемыми, то для россыпей, которые отрабатываются от 2-3 месяцев до 2-3 лет, такое затягивание периода оформления является недопустимым.

В связи с вступлением в силу  Федерального Закона №99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» при вовлечении в работу новых участков и месторождений от предприятий потребовали оформлять лицензии на право производства маркшейдерских работ, на право осуществления деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов» не только по каждому новому месторождению, но и участку (который входит в границы выданной лицензии),    что ухудшило условия хозяйственной деятельности предприятий и значительно увеличило сроки оформления разрешительной документации, увеличив их, как минимум (который практически не выдерживается) ещё на 168 календарных дней, не считая времени на сбор и подготовку необходимых документов, согласование планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий по ОПО, страхование ОПО. Особенно это сказалось на деятельности горных предприятий, отрабатывающих россыпные и техногенные месторождения, которые ведут работы сезонно, продолжительность которого составляет 200-270 календарных дней.

Законом №99-ФЗ введено новое понятие «место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности)», под которым понимается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата».

Законодатель не расшифровал значение  понятия «иной объект».

В своём письме от 19.12.2011 г. № ВК-08-03-36/16638 Росприроднадзор дал пояснение, что «Исходя из содержания данного понятия, таким объектом не может быть город, регион Российской Федерации, субъект Российской Федерации или Российская Федерация в целом. Объектом являются здания, помещения, сооружения или иные объекты, попадающие под понятие «место осуществления лицензируемого вида деятельности», принадлежащие соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании».

Обязательность отражения всех адресов в лицензии и запрет на осуществление деятельности по адресу, не указанному в лицензии, является избыточным т.к. в лицензиях на разведку и добычу драгметаллов указывают местоположение и координаты месторождений.

Вместе с тем, в статье 9 Закона №99-ФЗ от 04.05.2011 г. пунктом 2 прямо и однозначно указано: «Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии».

Прежде в лицензиях на отдельные виды деятельности достаточно было указать район или регион России, в котором предприятие зарегистрировано и ведёт хозяйственную деятельность в соответствии с полученными лицензиями на производство поисковых, геологоразведочных и добычных работ.

Для исключения ненужных бюрократических процедур Союз старателей России  считает необходимым  обеспечить расшифровку понятия «иной объект» и указать:  «Местом осуществления лицензируемого вида деятельности для предприятий, отрабатывающих россыпные и техногенные месторождения, является район или регион России, в котором предприятие ведёт хозяйственную деятельность в соответствии с полученными лицензиями на производство поисковых, геологоразведочных и добычных работ», т.е. вернуться к прежним формулировкам, которые указывались в лицензиях на отдельные виды деятельности до вступления в силу Федерального Закона №99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Следует отметить, что многие коммерческие организации могут вести работы с лицензированием отдельных видов деятельности с указанием всей территории России или целого региона (например, АО «Колымавзрывпром» и др.) без перечисления объектов, на которых они могут осуществлять лицензируемый вид деятельности. Таким образом, создаётся  юридическое неравенство предприятий: одним предприятиям разрешают работать по лицензируемому виду деятельности на всей территории России, а других привязывают строго к месту, прописанному в лицензии на поисковые, геологоразведочные или добычные работы. Такое неравенство создаёт также дополнительные коррупциогенные факторы, вынуждая предприятия «договариваться» об условиях оформления лицензий.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании Гайдаровского форума 2019 года, указал на проблему избыточной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов на российский бизнес. По его словам, задачу можно решить с помощью механизма «регуляторной гильотины», которая заключается в том, что  ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. В соответствии с таким механизмом к 1 февраля 2020 года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий.

Отмена дополнительного внесения адресов в лицензии на отдельные виды деятельности полностью соответствует предложению Премьер-министра Российской Федерации Д.А. Медведева по снижению избыточной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов на российский бизнес.

Прошу Вас оказать содействие Союзу старателей России в решении вопроса по исключению обязательности отражения всех адресов в лицензии и запрета на осуществление деятельности по адресу, не указанному в лицензии для предприятий, разрабатывающих россыпные и техногенные месторождения.

  

Приложения на 19 (девятнадцати) листах.

 

Председатель Совета Союза старателей России                                                           Таракановский В.И.


-0+0
Уникальные посетители статьи: 2715, комментариев: 5       

Комментарии, отзывы, предложения

Брат, 06.06.19 17:42:09

Сейчас 2019 год. 99-ФЗ принят еще в 2011 году. Какое, прости Господи, новое понятие?

Не следует увеличивать количества сущностей сверх необходимого. Любая лицензия на вид деятельности действительна на всей территории России. Требование указывать "адреса и явки" применительно к россыпным и техногенным месторождениям не основано на законе и просьба Союза решительно ко всем оказать ему содействие смотрится диковато.

Старатель, 06.06.19 19:09:42 — Брату

Закон принят в 2011, но чиновники до 2015 г предприятия не торгали, а потом "одумались" и включились в дело - кормушка-то знатная!

Брат, 06.06.19 19:31:47 — Старателю

Дело в том, что закон такого требования не содержит. А чиновники, понятно, могут произвольно требовать чего угодно. И что, все предприятия, которых в 2015 году тронули "одумавшиеся" чиновники, взяли под козырек?

Старатель, 25.06.19 20:48:34 — Брату

А как тут не возьмешь под козырёк, если работать не дают без лицензий?

Брат, 25.06.19 21:38:06 — Старателю

Да так и не возьмешь, дружище! Золотодобыча сама по себе, как вид деятельности, лицензированию не подлежит; речь идет о маркшейдерии и взрывных работах. Ну, и отдайте эти переделы на подряд тем, кто упомянутые лицензии имеет. А "одумавшиеся" чиновники пусть дуют щёки дальше...

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «О лицензировании отдельных видов деятельности при разработке россыпных месторождений»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "четыре прибавить 5":