Замолвите слово о платных дорогах на Крайнем Севере …

Луняшин П. Д., ветеран Крайнего Севера

В последнее время российскую власть поразила какая-то неизвестная науке болезнь, когда мозг человека, получившего депутатский мандат или высокую должность в структурах управления, за считанные месяцы полностью засыпает. А поскольку сон разума зачастую рождает сказочных чудовищ, объяснить ненаучно-фантастические идеи, выдвигаемые на законодательном и исполнительном фронте, можно только полной потерей связи между мозгами и действиями.

В 2018 году Министерство транспорта Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект «О возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда». Законопроект был подготовлен в соответствии с обращением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросу реализации проекта строительства моста через реку Пур.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, отмена обязательного альтернативного проезда в районах Крайнего Севера позволит решить проблему привлечения частных инвестиций для обеспечения ускоренного развития их транспортной инфраструктуры. Отмечается также, что приоритетной формой реализации инвестиционных проектов в транспортной сфере является государственно-частное партнёрство (ГЧП), и улучшить существующий уровень транспортной доступности в районах Крайнего Севера может строительство автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с привлечением частных инвестиций с последующим использованием их на платной основе.

В преамбуле к предлагаемому проекту сказано, что «развитие транспортной инфраструктуры для освоения Арктической зоны РФ является государственным приоритетом». Пустить частное лицо в государственное дело стало возможным благодаря специальному механизму ГЧП. Затея не случайно названа партнерством. Слово должно избавить скептиков от настороженности, поскольку оно явно хорошее и дело за ним гарантированно доброе. И звучит красиво, но совсем по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…»

Поскольку долг платежом красен, государство вынуждено разрешить частникам ввести плату за проезд. Ведь они вложили личные средства и должны как-то получить их обратно. Поэтому северные трассы станут платными, а тарифы на них назначат частники, а не государство.

Строительство дорог на Крайнем Севере — дело дорогое, а окупаемость вложений растянется на десятки лет. А российский бизнес, как показала 28-летняя история современного капитализма, никак не идёт туда, где не пахнет быстрыми деньгами. Скорее, глубокий смысл этого законопроекта в том, чтобы в рамках государственно-частного партнёрства вытащить из государства побольше денег и по-быстрому «распилить» их. 

Имея хорошее «лобби» в высших эшелонах власти, получить деньги на действительно нужный проект на Крайнем Севере вполне возможно. Дело то нужное, и народ должен встретить его с пониманием. Попутно можно порадоваться, что в стране появились не просто богатые, но и ответственные люди, желающие своим рублем принести стране пользу. Они могли бы вывести эти средства за рубеж, купить на них райский островок, но вместо этого люди урезали свои расходы и отдали все до копейки на важное дело.

Но чёрт, как всегда, кроется в нюансах... У частного партнера, допущенного к строительству дороги или моста на том основании, что у него есть недостающие государству деньги, за душой нет ни копейки. Они все заемные, взятые в банках. Может быть, именно в этом кроется основной риск партнера, на который не отважилось государство? Частник сам ищет банки, вступает с ними в переговоры, вымаливает деньги, уговаривает пощадить процентами? Нет. За деньгами партнер идет в государственные банки — Сбербанк, Внешэкономбанк и другие. И получает их под засекреченный процент на грандиозный срок в 15–20 лет.

Складывается нелогичная ситуация. Денег у государства нет, поэтому оно зовет на помощь частника, у которого денег тоже нет, и он берет их у государства, у которого они специально для этого отложены в собственном банке на огромный период. Но это еще не всё. Государство выдает частнику дополнительные миллиарды из нашего народного инвестиционного фонда. Без процентов. То есть дает их просто так, без компенсации, чтобы у частного партнера вовсе не возникло трудностей. В результате частный партнер не тратит ни одного собственного рубля, оперируя государственными средствами, но все равно получает дороги и мосты в пользование.

К чему проводят подобные «маневры», хорошо видно на примере строительства автомагистрали Москва-Санкт-Петербург. Небольшой участок трассы от кольцевой автодороги до аэропорта Шереметьево должен был разгрузить многочасовые пробки на Ленинградском шоссе. Первоначальный тариф был вроде как приемлемым — 100 руб. за несколько километров пути. Но потом Северо-Западная концессионная компания назначила проезжему народу оглушительный тариф — сегодня это 300–400 рублей в одну сторону. Кто только не критиковал эти грабительские тарифы — и губернатор Московской области, и мэр Москвы, и депутаты Госдумы. А уж когда в ситуацию с критикой тарифов в конце января 2016 года вмешался Президент России Путин В. В., все были уверены — стоимость понизится в ближайшие дни!

Но прошли годы и ничего не изменилось, цены также продолжают свой неестественный рост, грабёж населения продолжается, обогащая приближенных к бюджету олигархов. Пробки как были, так и остались, а прекрасная 10-полостная трасса большого наплыва желающих проехать по ней не встречает: только единичные отчаянные автомобилисты да чиновники и другой государственный люд, отвыкший считать народные деньги, рискуют прокатиться «с ветерком» по прекрасной дороге. И не пройдёт и 100 лет, как проезд по ней по закону станет бесплатным…в 2110 году.

Так кто же выиграет от строительства безальтернативных платных дорог на Крайнем Севере? Кто поедет по этим дорогам, и какие грабительские тарифы, неподвластные даже воле Президента России, будут назначены «для успешной деятельности добывающих компаний»?

 

Послесловие

В 2019 году Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект №557735-7 «О внесении изменений в статью 37 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (о возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда)».

Глядишь, со временем действие нового законодательного акта «эффективные» менеджеры распространят и на автозимники, что окончательно поставит крест на развитии северных и арктических регионов, из которых народ уже давно разбежался, несмотря на потуги правительства закрепить население на этих территориях.

25.02.2019 г.


-0+4
Просмотров статьи: 575, комментариев: 7       

Комментарии, отзывы, предложения

савиных м.и., 01.03.19 13:00:24 — всем

Занятно. Государство в обжитых, густонаселенных районах с интенсивным автомобильном движении еле-еле находит частника для строительства дорог. А тут дикие, пустонаселенные да еще нищим населением...

Наталья Константиновна, 01.03.19 13:12:13 — Авторам статьи

Депутаты явно думают не о населении, не о развитии территорий.

Брат, 01.03.19 15:20:23

Очень симптоматично. А ведь ЯНАО это, вроде, аккурат вотчина нашего относительно уже нового министра господина Кобылкина... Экий забавник, право!

Павел, 01.03.19 21:16:29 — всем

28.02.2019

Российская газета - Неделя № 45(7803)

Дмитрий Соснин, министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области

- Мы не видим в ближайшей перспективе необходимости и возможности строительства в регионе платных дорог без наличия альтернативы. Есть мнение, что за счет частных инвесторов может быть отремонтирована дорога в село Териберку, которое стало одной из главных туристических достопримечательностей Заполярья. Но интенсивность движения по дороге в Териберку составляет около 200 машин в сутки. Даже в теории сложно представить, что частные инвестиции в ремонт этой дороги когда-нибудь окупятся.

Галина Данчикова, депутат Госдумы, экс-глава правительства Якутии

- Законопроект не учитывает территориальные особенности таких регионов, как Якутия, где нормативных автомобильных дорог крайне мало, а в Арктической зоне республики их вообще нет. Не думаю, что вместо автозимников когда-нибудь построят платные дороги. Даже за пределами горизонта это не просматривается.

Владимир Членов, президент Торгово-промышленной палаты Якутии

- Я всю жизнь прожил в Арктике. Не может быть платных дорог по всем понятиям. В Арктике нет возможности получить добавочную стоимость, прибыль от своей хозяйственной деятельности в виду природно-климатических условий и других причин. Другое дело - создание казенных дорог. Казенные предприятия - это находка в правовом поле. Я бы приветствовал это двумя руками.

Михаил Петров, заместитель директора Института экономики Уральского отделения РАН

- В любом случае, сама возможность строить платные дороги там, где нет бесплатных дублеров, позволяет заложить базу для развития ГЧП на будущее, и самое главное строить дороги в самых забытых богом местах, там, где бюджетных средств может не хватить никогда.

Павел , 01.03.19 21:20:50 — всем

Не случайно Север Крайний

Почему там надо строить безальтернативные платные дороги

Татьяна Замахина

27.02.2019

Российская газета - Неделя № 45(7803)

Жители отдаленных поселений на Крайнем Севере часть года живут как островитяне - их населенные пункты не имеют круглогодичного сообщения с "материком", то есть с более развитыми территориями. Госдума приняла в первом чтении законопроект, который призван решить эту проблему.

Платными новые дороги предполагается сделать только для грузоперевозок. Фото: РИА Новости

В соответствии с предложением кабмина на Крайнем Севере и в приравненных к нему территориях можно будет строить платные дороги, при этом не обеспечивая бесплатной альтернативы. Напомним, что такой объезд должен быть согласно действующим законам. И именно для северных территорий предполагается сделать исключение.

Дело в том, что иначе дороги в таких отдаленных местах не построить даже в отдаленной перспективе, констатирует правительство. Ограниченность местных бюджетов, указывают разработчики, зачастую не позволяет прокладывать там дороги общего пользования. Это очень дорого из-за сложных условий - "северных издержек". В связи с этим для развития дорожной сети требуется привлечение частных вложений, вернуть которые инвесторы смогут только за счет взимания платы с транспорта за проезд.

Но есть важное условие: граждане на личном транспорте смогут ездить по этим дорогам бесплатно. Конечно, автобусы, "скорая помощь" и прочий спецтранспорт тоже не будут платить. Платными и безальтернативными новые дороги будут только для грузоперевозок.

Как уточнил депутатам первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов, общий объем инвестиций ожидается порядка 400 млрд рублей. Ожидаемый срок окупаемости - 22-23 года. Он заверил, что нововведение не повлечет увеличения тарифов на перевозку грузов и повышения цен. Дело в том, что сейчас грузоперевозчики, чтобы добраться до труднодоступных мест, пользуются иными видами транспорта, а также частными переправами. И платят за это больше, чем будут платить за проезд по новым платным дорогам и мостам.

Магадан, 02.03.19 07:05:05 — Автору

Вы очень понятно описали схему освоения народных денег людьми, приближенными к господину императору. Дороги и сейчас "золотые", а тут еще кредит под 20 лет с мизерными процентами! Кому кредиты дадут - понятно. А все с целью "улучшить жизнь северян". Каких северян? Поселки все вымерли.

999, 02.03.19 08:11:19 — .

Там ведется добыча УВ, а у тех. видимо, с деньгами плохо.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Замолвите слово о платных дорогах на Крайнем Севере …»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "девять прибавить 9":

подписаться на комментарии