Отчётный доклад к 30-летию Союза старателей России

Таракановский В.И.,
Председатель Совета Союза старателей России
Москва, 22 февраля 2019 г

Союз старателей России — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе артели старателей, самостоятельно занимающихся добычей драгоценных металлов, и в первую очередь золота. Одна из основных задач союза — решение проблем золотодобывающей отрасли и старателей на федеральном уровне.

 

23 февраля Союзу старателей, который был создан ещё во времена Советского Союза, исполняется 30 лет. В 1989 г. на 1-м учредительном съезде, на котором присутствовало 285 представителей старательских артелей СССР, делегатами 137 артелей с правом решающего голоса (с численностью более 40 тыс. старателей) был образован Союз артелей старателей СССР. Первым председателем Союза стал Виктор Андреевич Лопатюк.

В марте 1990 г. к работе приступил постоянно действующий Исполком Союза, председателем которого был избран В.И.Тaракановский. В 1991 году численность артелей, входивших в Союз, достигла 200.

 Основная цель созданной старателями организации – представление единых, общих интересов при взаимодействии с органами власти любого уровня, а также выработка отраслевых норм и правил, в том числе – для их законодательного воплощения. 

За 27 лет в современной России (1992-2018 гг.) было добыто более 4,8 тыс. т золота из 19,8 тыс. тонн, добытых за почти 300-летнюю истории российской золотодобычи (более 23%). По добыче золота Россия ныне занимает третье место в мире вслед за Китаем и Австралией, опережая такие страны, как США, Канада, Перу и ЮАР.

Добыча золота из недр за последние годы (2014-2018) оставалась примерно на одном уровне – в среднем около 260 т, из них более 70 т приходится на россыпную добычу (27,4%). Несмотря на постоянный рост рудной добычи в России (за последние 25-лет она увеличилась в 10 раз), в «общем зачёте» пока лидирует россыпное золото – за 27 лет его добыли 2630 т (55%). Основной вклад в добычу россыпного золота вносят старательские артели и небольшие предприятия. Из 460 предприятий в стране 85% добывают менее 500 кг, менее 100 кг добывают 60%, и только 23 предприятия (5%) добывают более 2 тонн.

Запасы золота в резервах ЦБ РФ стабильно растут с 2005 года и составляют на 01.01.2019 г. 2112 т. А начинала современная Россия в 1992 г. с 290 т, доставшихся ей после распада СССР, причём в 1994 г. запасы золота сокращались до 262 т.

 По добыче россыпного золота Россия прочно удерживает мировое первенство на протяжении последнего столетия, однако физические объёмы его добычи с 1991 года неуклонно снижаются. Если среднегодовая добыча в 1976-1980 гг. составляла 126,8 т, в 1986-1991 гг. – 113,7 т, то в 2006-2010 гг. – всего 56,3 т. За последние годы положение несколько выправилось: среднегодовая добыча выросла до 71 т. Сокращение россыпной золотодобычи происходит не по объективным причинам, а большей частью из-за законодательных и бюрократических барьеров.

В настоящее время сырьевая база россыпной золотодобычи составляет (остаток запасов, утверждённых ГКЗ и ТКЗ) около 900 т по категориям А+B+C12, из них активных запасов (разрабатываемых, подготавливаемых к освоению, разведываемых) – не более 400 т. Сырьевая база россыпных месторождений золота – основного источника для работы более 400 предприятий - истощена до предела. Об этом говорит такой факт: даже за незначительные по запасам участки (нередко только с прогнозными ресурсами) предприятия выкладывают на аукционах огромные деньги, в десятки и сотни раз превышающие стартовые.

Прошедшие годы были наполнены работой по обретению артелями хозяйственной и финансовой самостоятельности, организацией справедливой оплаты за добытое золото, принятию законов, регулирующих деятельность горнодобывающих предприятий. В частности, принятое по настоянию 2-го съезда старателей Постановление Правительства РФ №117 от 26.02.1992 г. «О работе артелей старателей на территории РФ» о единой цене при оплате за драгметаллы раскрепостило артели старателей. Активное участие Совета Союза старателей при рассмотрении в Госдуме РФ закона о налоге на добавленную стоимость (НДС) позволило решить вопрос об отнесении затрат по НДС на приобретённые материальные ценности, транспорт, услуги на уменьшение платежей и налогов. В 2018 г. проделана значительная работа по противодействию чиновникам Минфина установить НДС на сдаваемое предприятиями золото, что автоматически снизит стоимость приобретаемого сегодня по мировым ценам золота на величину НДС.

Союз старателей постоянно ведёт активную работу по разработке предложений о внесении изменений в действующие и принимаемые законы РФ, регулирующие деятельность горных предприятий. Постоянная работа с депутатами Госдумы, членами Совета Федерации, руководителями профильных государственных организаций (Роснедра, Росприроднадзор, Ростехнадзор, ТПП и пр.) позволяла решать проблемы, которые возникали при пользовании недрами в золотодобывающей промышленности. 

В условиях истощённой сырьевой базы решающее значение для успешной работы предприятий малого и среднего бизнеса на золотодобыче является вовлечение в отработку техногенных россыпей. Сдерживающим фактором широкого освоения техногенных запасов является отсутствие в Законе «О недрах» соответствующих определений. Многочисленные обращения золотодобытчиков в Государственную Думу с просьбами приступить к разработке законодательства о техногенных месторождениях остаются без ответа. Российским законодательством отработка техногенных россыпей не предусмотрена. Техногенная россыпь не может быть выставлена на конкурс (нет запасов), следовательно, на нее невозможно получить лицензию, а если нет утвержденных запасов, то добыча золота не может быть законной, так как добывать можно только при наличии разведанных и утвержденных запасов. Из-за существующей законодательной «дыры» огромное число техногенных россыпей не осваивается, а малый бизнес теряет возможности к расширению золотодобычи из отходов предприятий, накопленных за последние десятилетия.

Напрямую с техногенными месторождениями связан вопрос о разведочно-эксплуатационных полигонах (РЭПы). 18.08.2016 г. письмом №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Росгеолэкспертиза» запретило проходку РЭПов в рамках проектов ГРР, что равносильно отнесению всего добытого при этом золота к незаконному предпринимательству. В России из 70 тонн россыпного золота до 40% добывается из техногенных россыпей, основным методом освоения которых является проходка РЭПов. Союз старателей принял активное участие в борьбе за отмену этого письма, в результате чего проблему удалось частично решить: разрешение вести опытно-промышленную отработку техногенных россыпей продлено до конца 2019 года. Но окончательно решить этот вопрос можно только на законодательном уровне. Работа Союза старателей по законодательному признанию понятия «техногенные месторождения» продолжается уже несколько лет. За этот период вопрос неоднократно поднимался на заседаниях ТПП, Госдумы, Роснедр и различных съездах и конференциях, ССР сформулировал основные вопросы, которые необходимо решать и предложил пути их решения. Подготовлен полный пакет документов по изменению законодательства в части отработки техногенных россыпей (законопроект, пояснительные записки) представителю Президента в ДФО Трутневу Ю.П.

Сырьевая эффективность недропользования зависит от того, насколько эффективно организовано государственное управление в этой сфере. А оно весьма неэффективно. Практически нет различий между требованиями к проекту по освоению месторождения «Сухой Лог» на тысячи тонн рудного золота (где планируется множество объектов капитального строительства), и требованиями к проекту по освоению месторождения россыпного золота, где главный объект капитального строительства - это баня. Здесь также понадобятся экспертизы, время, силы, затраты, переговоры с чиновниками.

Бюрократические препоны заключаются в том, что только по одной лицензии необходимо подготовить 52 отчета и проекта, из которых 70 % являются платными, их стоимость колеблется от 30 до 70 тысяч! При этом из этих 52 документов дай бог если 5 имеют какую-то важность. Все остальные бумаги просто обеспечивают рабочие места, зарплату, проживание в цивилизованных условиях для проверяющих и, кроме них, они никому не нужны.

Активное участие принял Союз старателей в подготовке Постановления Правительства РФ от 28.07.2017 № 895 «О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)». Новые расценки на электроэнергию дадут толчок развитию уже разведанных месторождений золота и других руд, добыча которых пока невыгодна. Снижение энерготарифов до среднероссийского уровня даёт экономию дальневосточным предприятиям в объеме до 40 млрд рублей в год. В среднем по Дальнему Востоку снижение тарифа достигло 30%.

К сожалению, компенсация не коснулась сотен предприятий, которые не имеют централизованных источников энергоснабжения и вырабатывают электроэнергию собственными дизельными станциями. Себестоимость такой энергии высокая (до 18-40 руб/кВт-ч), и предприятия оказались в крайне невыгодном положении по сравнению с теми, которые получают льготы и компенсации.

Активное участие Союз старателей России принял в подготовке изменений в Закон РФ «О недрах» в части создания реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр».

В числе вопросов, которые стоят сегодня на повестке дня – борьба за пересмотр позиции Роснедр в отношении районных кондиций для небольших месторождений. Введение требований укрупнённых технико-экономических расчётов (Письмо ФБУ ГКЗ № 01-11/125 от 07.11.2016 г.), которые фактически являются непригодными при применении для нескольких геоморфологически разных россыпей в пределах одной лицензии, заставляет отказаться от практики применения районных кондиций, поскольку долинные россыпи с небольшими по мощности торфами и невысокими содержаниями выпадают из подсчёта. Как следствие вышеизложенного, происходит увеличение в разы количества необходимых для подсчёта ТЭО кондиций материалов, что создаёт значительные трудности для недропользователей. Мы считаем, что при разработке районных кондиций для небольших россыпных месторождений (до 500 кг) применять эти кондиции не ко всему месторождению, а к россыпному телу одного морфологического типа (отдельно рассматривая долинные, террасовые россыпи и другие россыпные формирования).

Продолжается работа по признанию победителем аукциона на право пользования недрами одного участника в случае отсутствия других участников. В Роснедра и ТПП направлены письма с просьбой ускорить разработку проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» в части уточнения порядка предоставления права пользования недрами с целью установления возможности выдачи лицензии на пользование недрами единственному претенденту на участие в аукционе на право пользования недрами на участки недр. Сейчас обсуждение этого вопроса переместилось в Госдуму.

 Много усилий было предпринято для отмены Распоряжения Правительства РФ N 849-р от 27 мая 2013 г. «Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», которое противоречит Лесному и Водному кодексам и Закону РФ «О недрах» и серьёзно навредило многим золотодобывающим предприятиям. Точное исполнение положений, отражённых в данном распоряжении, практически полностью запрещает россыпную золотодобычу в стране. Этот вопрос неоднократно поднимался Союзом старателей на совещаниях на самом высоком уровне, было направлено несколько писем в ТПП, Госдуму и Роснедра с требованием отменить подзаконный акт. Опубликовано несколько статей по этой теме.

Роснедра предложили внести изменения в статью 43 Закона «О недрах» в части многократного увеличения регулярных платежей за недра при превышении предельных сроков пользования недрами. Союз старателей по просьбе ряда артелей подготовил отрицательный отзыв на это предложение в Минэкономразвития и ТПП, что позволило затормозить процедуру принятия этого изменения.

Для решения вопроса об отнесении работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений к сезонным работам (Постановление Правительства №498 от 04.07.2002 г.) в ТПП РФ, обладающую правом вносить на рассмотрение предложения в Госдуму, направлено письмо. Подготовлен запрос по этому вопросу в Минтруд.

Внесённые изменения в Закон № 99 от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» потребовали при вовлечении в работу новых месторождений постоянно переоформлять многочисленные лицензии (на право производства маркшейдерских работ, на право осуществления деятельности, связанной с обращением ВМ, на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов» и т.д.). Если при отработке рудных месторождений, сроки эксплуатации которых исчисляются многими годами и десятилетиями, такой подход может быть оправдан, то при сроках отработки россыпных месторождений в несколько месяцев небольшие предприятия находятся в состоянии постоянного переоформления лицензий. Поэтому так важно исключить необходимость многократного переоформления лицензий на россыпных месторождениях на отдельные виды деятельности, связанные с расширением мест осуществления деятельности, подлежащих лицензированию. По этому вопросу Союз старателей работает с органами Ростехнадзора.

В 2012 г. в РФ ввели так называемый «утилизационный» сбор. А с 2016 г. под утилизационный сбор попало всё движущееся оборудование – строительное, горное, сельскохозяйственное, для лесного хозяйства и даже автоприцепы. Суммы сбора в немалой степени ударили по бюджету предприятий. Так, за 2017 год в госбюджет было перечислено 206 млрд. руб, а в 2020 году ожидается поступление 268 млрд. руб.

Пришло время возвращать этот сбор, а у чиновников до сих пор нет механизма его возврата. Союз старателей поднял этот вопрос, который особенно актуален для предприятий золотодобывающей промышленности, расположенных в труднодоступных регионах Крайнего Севера и Дальневосточного региона, которые выполняют утилизацию собственными силами. Уже более года чиновники Минпромторга хранят гробовое молчание по поводу неоднократных запросов Союза старателей. Мы подготовили несколько статей в специализированные журналы, будем поднимать вопрос на заседаниях ТПП и Комитета Госдумы по природным ресурсам.

Одним из главных вопросов золотодобычи является вопрос её финансирования. Для освоения даже небольшого золоторудного месторождения в России требуется 7-10 лет и 5-10 млрд руб. Более крупные объекты требуют значительно больших вложений. До кризиса в отношениях с западными странами горные предприятия России имели возможность привлекать иностранные кредиты под 4-6% годовых, сегодня банки дают горнякам деньги под 13-20% и более. Освоить новое месторождение с таким кредитованием не под силу большинству инвесторов.

Кроме перечисленных вопросов, которыми занимался Союз старателей России, было ещё много частных вопросов, к решениям которых мы подключались в интересах отдельных предприятий:

О внесении платы за размещение вскрышных пород. Неоднократно ряд предприятий получал необоснованные штрафы за размещение вскрышных пород. Наша позиция такова, что плата за размещение вскрышных пород не должна взыматься с предприятий, поскольку по прошествии определённого времени с изменением экономических условий эти отвалы вновь становятся источниками полезного ископаемого. В советские времена отходы деятельности золотодобывающих предприятий считались спецотвалами, которые было запрещено использовать на строительство дорог, рекультивацию и на прочие цели.

Направлено письмо в Совет Федерации «О деятельности Региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина», включённой Минюстом РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Союз старателей поддержал опасения немногочисленных золотодобывающих предприятий Сахалина (ООО артель старателей «Восток-2» и ООО «КУРИЛГЕО») в том, что деятельность РОО «Экологическая вахта Сахалина» в ряде случаев направлена в интересах игроков, которые не заинтересованы в развитии сахалинских проектов, которые обеспечивают занятость местного населения и поддерживают областной бюджет.

Расширение заявительного принципа на получение лицензий на геологоразведочные работы. Этот принцип сейчас действует на участках недр с твердыми полезными ископаемыми с прогнозными ресурсами категории P3. Нами отстаивается положение, при котором этот принцип будет распространён на участки с прогнозными ресурсами категорий Р1 и Р2.

Большие усилия Совет союза старателей предпринял для защиты интересов рудника Александровский, который из-за поставки некачественной энергии с 2014 по 2017 годы аварийно останавливался около 1200 раз! Пришлось обращаться в самые высшие руководящие инстанции страны. В результате чиновники, долгое время отмахивавшиеся от проблем горного предприятия, вынуждены были принять меры по улучшению качества электроэнергии: за 2018 год было всего 3 аварийных остановки.

В целях защиты интересов золотодобытчиков подготовлено и опубликовано более 50 статей в специализированных изданиях («Золотодобыча-Иргиредмет», «Металлы Евразии», «Золото и технологии», «Направление - Дальний Восток», «Наш регион – Дальний Восток», «Экономика Востока», «Рациональное освоение недр», «Золото Востока России», «Драгоценные металлы и драгоценные камни» и др.).

На повестке дня остается целый комплекс непростых вопросов по совершенствованию горного и налогового законодательства, развитию минерально-сырьевого комплекса, кадрового обеспечения предприятий. 

 

Поздравление с юбилеем от Ген.директора АО "Иргиредмет" В.Е.Дементьева

Поздравление от редакции журнала и сайта «Золотодобыча» 


-0+2
Просмотров статьи: 1845, комментариев: 9       

Комментарии, отзывы, предложения

Виктор Николаевич , 25.02.19 11:27:13

Бредовое законодательство о недрах. Это просто тихий ужас. Вот как поддерживать всех тех кто относится к власти. За Путина никогда не голосовал!

Старый, 25.02.19 11:51:12

Союзу старателей надо расширяться. Проблем много, а народу и средств мало. Кто там в Москве чего-то двигает? Таракановский и последнее время еще Луняшин. Молодцы, конечно, какие-то проблемы смогли решить, о каких-то хоть говорят. Но чтобы дело быстрее двигалось надо сильнее двигать. А кем и чем?

АВСD, 25.02.19 12:07:33 — всем

Эффективность работы "Союза старателей" в области совершенствования законодательства близка к нулю. Не поставлены вопросы о реальном праве (согласно конституции РФ) на частную собственность на недра, разрешения на банковский залог и наследование участков недр , свободный оборот золота и отмена закона о драг.металлах и многое другое. Ни слова не сказано о ликвидации ФБУ "ГКЗ" . Только организация нового "Союза недропользователей" может изменить существующее положение.

В.А., 25.02.19 18:11:56 — АВСD, 25.02.19

Вы бы учли при вашей оценке, что Таракановскому 82! года. Он очень грамотный, умный, опытный, у него прекрасные способности общения... Все отлично. Много-ли вы знаете людей его возраста, которые могут чего-то добиваться? Он делает для своего возраста исключительно много.

ABCD, 27.02.19 10:00:42 — В.А.

Я общался с Таракановским и знаю сколько ему лет. Уже писал что пока в России не найдётся активный олигарх в отставке который вложит свои деньги , связи в создание нового движения недропользователей России ничего не измениться . Надо много лоббистов в ГД и СФ для изменения существующего положения, не говоря уже о министерствах... И ещё вопрос - совместимы ли интересы мелких компаний разрабатывающих россыпи , отдельных старателей и средне-крупных компаний разрабатывающих большие рудные месторождения ?

Владимир, 01.03.19 03:14:45 — ABCD

Насчет частного права на недра. В Конституции предусмотрена иная собственность на недра и что? Все крупные компании зарегистрированы за пределами России и работают по сути на Запад, хотя в нашей Конституции декларируется, что Россия -это ее многонациональный народ. Частная собственность на недра не может быть априори, так как в большинство объектов вкладывалось государство. Много ли вы найдете организаций. которые с нуля нашли и запустили объект? Какой это процент от всех организаций? Мизерный. Нам опыт Запада чужд, так как они рассматривают нас, как туземцев из которых нужно выкачать соки, а народу при всех богатствах страны кукиш с маслом. Что собственно и происходит сейчас и убрав государство под видом коррупции чиновников из этой сферы мы сделаем, что богатые будут жирнеть, а бедные будут сохнуть. Это касается и недропользователей. Сейчас, так и происходит кстати и это есть признак слабости государства.

Реалист, 01.03.19 07:34:59 — Владимир, 01.03.19

Вы про какой Запад, "опыт которого нам (или вам?) чужд"? У нас рядом на востоке (а не на западе) Аляска, а также Япония и Китай. Вот в Японии недавно лицензию на поиски и разведку золота получила Канадская компания, в Южной Корее тоже работают канадцы. А наши геологи много лет работали в других странах. Вы против международного сотрудничества что-ли? Уточните, пожалуйста, вашу позицию.

Насчет народа я готов поддержать вашу точку зрения. Надо упрощать получение лицензий, чтобы каждый мог идти искать и добывать золото, а не только иностранцы с большим карманом. Союзу старателей желаю обратить особое внимание на эту тему.

geologolic, 01.03.19 08:14:57 — всем

Таракановский и Луняшин ещё как-то пытаются что-то добиться от Москвы, однако давно замечено, что сколько бы специалисты тем не поднимали на совещаниях и прессе, сколько бы не говорили о проблемах в недропользовании, никакого реального изменения в жизни не происходит.

В кабинетах Москвы под лозунгом "защиты государственных интересов" ведется неустанная борьба с "хищниками". Чисто теоретически. Там как вообще не уверены, есть ли жизнь за МКАДом...

Петра I на них нет!

Журавлев, 13.03.19 09:19:11 — Реалист, 01.03.19

Союз старателей заботится только о своих членах. Все остальные им не нужны и пусть бы пропали, союзу даже лучше. Упрощать получение лицензий Союз не будет. У них 2 десятка крупных предприятий они и так себе получат.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Отчётный доклад к 30-летию Союза старателей России»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "два прибавить 3":