Последние пару лет предприятия стали жаловаться на взыскание штрафов за несоблюдение объемов работ, прописанных в технических проектах. Ситуации самые разные: то недодали пару-тройку килограммов золота, то перевыполнили объемы промывки, то добыли слишком много золота (!).
Штрафы берутся в соответствии с частью 2 ст. 7.3. КоАП РФ в ред. Федерального Закона от 20.12.2017 N 414-ФЗ:
«2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей».
Отклонения от показателей планирования связаны с тем, что при разведке россыпных месторождений до категорий С1 и С2 достоверность подсчета запасов низкая, и количественные параметры разведки имеют погрешность подсчета объемов песков, запасов золота и средних содержаний ±40–50%. Соответственно, результаты отработки могут варьировать в ту или иную сторону по сравнению с проектом как по объему песков, так и по объему запасов золота. Все чаще предприятия допускают выход за пределы уровня добычи, предусмотренный проектом, что обусловлено геологическими факторами данного месторождения. Таким образом, отклонения от технического проекта в пределах погрешностей разведки являются естественными и не могут содержать состава преступления.
Контролирующие органы (Росприроднадзор), не вникая в конкретные обстоятельства по каждому месторождению, начисляют предприятиям административные штрафы в размере 300–500 тыс. руб. (плюс 20 тыс. руб. должностному лицу) за несоответствие объемов добычи песков и золота годовой проектной мощности по каждому месторождению. Такие штрафы выписывают многим предприятиям в основных золотодобывающих регионах. При этом в отработку вовлекаются только площади, согласованные органами Ростехнадзора и планами развития горных работ.
Парадокс ситуации еще в том, что золотодобытчики, стремясь обеспечить полноту выемки, добывают сверхплановый металл, который приносит государству дополнительные поступления в бюджет. При Советской власти добыча сверхпланового золота всегда приветствовалась и поощрялась. Следует отметить, что в соответствии с частью 2 п.7 ст. 22 Закона «О недрах» одной из основных обязанностей пользователя недр является соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр. Сейчас чиновники в погоне за сиюминутной выгодой и стремлением отчитаться о собранных штрафах не думают, что сверхплановое золото приносит многие миллионы в бюджет — подход явно антигосударственный.
Подобная практика в связи с легкостью взимания штрафов может стать общепринятой во всех регионах России и значительно ухудшит положение предприятий, большинство из которых находятся в непростом финансовом положении из-за постоянного роста цен на материальные ресурсы и ухудшения горно-геологических условий.
Есть еще одна сторона этой проблемы — неподтверждение запасов на месторождении. Предприятие выиграло аукцион, согласовало проект отработки, собрало все необходимые государственные экспертные заключения. По окончании работ (или в процессе эксплуатации) выявился неотход песков и (или) золота, что привело к невыполнению технического проекта отработки. Формально, основываясь на букве закона, чиновники должны штрафовать предприятие. А какую ответственность несет при этом государство? Ведь именно государство выставило объект на аукцион.
Чиновники безусловно действуют в соответствии с утвержденными законами и нормативными актами. Но если это нарушает нормальную работу недропользователей, не идет на пользу государству и людям, значит, надо менять правила и находить правильные решения. В прежние годы основная масса специалистов, работавших в государственных контролирующих органах, приходила в них с производства, обладая значительным опытом и высокой квалификацией, что позволяло им сглаживать несовершенство и недостатки действующих законов и других нормативных документов. Поэтому отклонения в части увеличения (или уменьшения) объемов фактической добычи минерального сырья считали малозначительным нарушением, которое не образует состава, предусмотренного частью 2 ст. 7.3. КоАП РФ правонарушения.
Сейчас, когда специалистов стали заменять «эффективными менеджерами», которые не знают производства и его проблем, горные предприятия все чаще страдают от деятельности таких «специалистов». Штрафуют в основном успешные предприятия, и в приватных беседах чиновники поясняют, что штрафы могут окончательно разорить золотодобытчиков, которые и так едва сводят концы с концами, а передовики справятся с дополнительной фискальной нагрузкой.
Союз старателей России обратился к руководству федерального агентства «Роснедра» с просьбой оказать содействие в решении вопроса при отклонениях от проектных объемов. Возможно, что указание Роснедр о том, что при работе на площадях, согласованных органами Ростехнадзора и включенных в планы развития горных работ, отклонения в части увеличения (или уменьшения) объемов фактической добычи минерального сырья в пределах погрешностей детальной разведки C1 ±40% могут считаться малозначительным нарушением и не образуют состава, предусмотренного частью 2 ст. 7.3. КоАП РФ правонарушения.
Комментарии, отзывы, предложения
Практик, 02.02.19 17:33:36 — Павлу
Если предприятие платить добром не хочет, то его тянут в суд. В итоге, предприятию дороже обходится, даже если суд выигран. Потери времени никто не вернет, да и затраты по судам таскаться. Так что кто может, тот прикармливает.
999, 02.02.19 17:48:16 — Практик
А потом на чиновников обижаются. Сами их выращивают, сами и получают. Все закономерно.
123, 03.02.19 07:51:01 — практик
Где и кого вы прикормили? Если бы это было так, то и вопросов бы не возникало.
См. статьи про Ам. область, везде сидят.
999, 03.02.19 08:19:44 — 123
Так что кто может, тот прикармливает.
zepp, 03.02.19 14:46:16 — Коллегам
А чего удивляться ? У нас законы чиновники пишут , под себя пишут , что б чиновник был важен и нужен , это такое минное поле , по которому без них ни как . В золотодобыче как нигде , один работает , а жрут с его трудов семеро.
Реалист, 03.02.19 15:02:57
Самый дерьмовый чиновник тот, который не берет, а заставляет соблюдать всю хрень, которую написали в бессчетных бумагах. Он их выучил назубок и этим козыряет. А нам работать надо, а не закавыки решать. Лучше б взял и не е.. мозги. Всем это выгодно, золота больше, производительность труда выше.
Брат, 04.02.19 10:44:39 — Реалист, 03.02.19
Значит, говорите, дать на лапу выгоднее? Золота больше, производительность труда выше, мозги отдыхают... А по мне выгоднее знать законодательство лучше дерьмового чиновника. Что ж вы так себя не уважаете?
Ирина, 04.02.19 11:45:37 — Брату
Дело не в уважении или в не уважениии, а в том как мозги работают.
Вот по Вам сразу видно , что они у Вас работают прекрасно.
Своими речами Вы можете убедить любого и доказать свою правоту.
Но некоторым этого не дано.
Они , возможно, с трудом понимают чего от них хотят ...
Брат, 04.02.19 14:06:48 — Ирине
Бывает, понятно, всяко. Но, что до Реалиста, он прекрасно понимает, чего от него хотят. Дело ведь не в том, что кто-то хуже или лучше или, скажем, умнее. Просто у каждого свой диапазон приемлемости.
Скажем, для меня приемлемо от сих и до сих, а дальше никак: это принесет ущерб старому приятелю. А сосед мой волк-одиночка; у него нет приятелей и он влегкую сделает то, что я - только под расстрелом. Люди очень разные и отношения выстраивают в меру своих представлений о жизни кто взяткой, кто - на авторитете.
Реалист, 05.02.19 12:28:09 — Брат, 04.02.19
Вы наверняка знаете объем законодательства, которое надо выучить. Сколько там страниц непотребного текста? Собрать их, страниц 300 будет, а то и больше. Причем там ссылка на ссылку, ребус на ребусе. Можно, конечно, изучить, если делать нечего. Но и то бесполезно, так как контора заточена на производство новых ребусов. А кто работу будет делать, если учебой заниматься?
Брат, 05.02.19 14:36:31 — Реалист, 05.02.19
Знаю, только зачем его учить? Нам же не экзамен сдавать... Работа состоит из элементов штатных, рутинных и блеснуть эрудицией потребуется, ну, раз в месяц, не чаще. И то по какому-то конкретному вопросу. Если у вас грамотно оформлены основные правоустанавливающие документы и приняты корректные решения по добыче, то серьезных проблем с чиновниками и выплыть не должно. Новые ребусы, на производство которых заточена контора, затрагивают преимущественно частности и потому не критичны. Нас просто тонизируют и слегка горячат кровь...
zepp, 05.02.19 21:34:04 — Коллегам
Из интернета : в СССР в 85-м, пик советской бюрократии всего 72 чиновника на 10000 населения , сейчас в России 102 чиновника на 10000 и это в век компьютеров и постоянной мобильной связи. Правда здорово ? По этому чиновник и рожает предписания ,согласования , циркуляры , акты и законы . Работать надо , а ты парализован этим бумажным валом. Я еще в 96 - м , когда только начинал поразился словам одного старого шурфовщика - разведчика с Нексикана , наверно вся жизнь в разведке прошла . Рассказывал , что во второй половине 50-х, когда устроился было всего два кабинета и две пары столов в управе , остальные люди все в партиях - подводы , лошади , взрывчатка ,инструмент... огромные площади по всей Магаданской области и везде работали люди. Потом появились еще начальники, новые кабинеты , потом в 70-х и столы ставить негде в кабинетах стало негде. Вот только удивительное дело - больше по тайге партий не стало ,а качество работ стало порой отвратительным (ведь придумали же платить не за метры ,а за запас , это только кабинетная крыса могла придумать ). Тогда я просто удивлялся , а сейчас понимаю, что чиновник имеет поганое свойство саморазмножаться и еще с врожденным аппетитом ...предела тут нет . Очень трудно найти равновесие нужного администрирования с одной стороны и теми кто тянет производство .
Брат, 05.02.19 23:25:09 — zepp, 05.02.19
Согласитесь, однако, что объем законодательства СССР был в разы (а, может, на порядок) меньше нынешнего, российского. Законодательство же нуждается в администрировании; именно поэтому 102 чиновника постоянно сетуют на невыполнимость сваленной на них работы и требуют увеличить штаты. Ну, а пока трудятся через хер по-флотски.
Что до вашего нексиканского шурфовщика, то шурфовка умерла к середине 70-х, уступив место УКБ. В те же примерно поры Минцветмет создал параллельные Мингеовским разведочные экспедиции и в пределах одной территории стали работать, скажем, ЦГРП с базой на Широком (в горных отводах) и Берелехская ГРЭ с базой в Нексикане (за пределами горных отводов). Случалось, эти экспедиции баловались бартером или бурили параллельно один объект. Точно так же в соседнем, Ягоднинском районе чудили Ягоднинская и Дебинская экспедиции.
Магадан, 06.02.19 03:35:20 — Брат, 05.02.19
Вы бы курсы открыли по противодействию чиновникам структурам или давали консультации по Интернету. Полезное бы дело сделали, да и деньги могли бы заработать, если есть потребность.
Брат, 06.02.19 13:43:50 — Магадан, 06.02.19
Ну, кто ж откажется заработать... Но мы с вами знаем, что в наше межеумочное время финансовое состояние практически любого добывающего предприятия оставляет желать лучшего. Да и зачем, как бы это помягче, платить какому-то дяде за то, что каждый и так сам знает?
Большинство профессионально занимающихся золотом не просто самодостаточны, но оценивают свои знания и навыки достаточно высоко и связывают участившиеся протори и убытки не с пробелами в организации бизнеса, а исключительно с внешними факторами. Ну, плохое законодательство, дерьмовые чиновники, отвратительное качество разведки и, наконец, сугубая профнепригодность подчиненных, не способных даже выполнить прямые и логичные указания своего руководства.
Как следствие, рынок услуг такого свойства достаточно ограничен; крупные же компании, осознающие наличие проблемы, предпочитают работать с юридическими лицами, флибустьеры им неинтересны.
Магадан, 11.02.19 07:18:39 — Брат
Когда кто-то попадает в неприятность, то вряд ли откажется от помощи или хоть от хорошего совета. Только пока непонятно, что вы можете предложить
Брат, 11.02.19 12:08:02 — Магадан, 11.02.19
Помощь или хороший совет, разумеется. И лучше, конечно, до того, как неприятность возникнет; возникнуть же на вашей территории она может практически у любого россыпного предприятия. Но можно и в глубоком горе...
Магадан, 14.02.19 05:08:04 — Брат, 11.02.19
А вы бы не могли конкретнее определили виды неприятностей и виды горя? Список что-ли составили при каких видах неприятностей и горя вы можете помочь. Не по всем же поводам к вам обращаться.
Брат, 14.02.19 13:51:22 — Магадан, 14.02.19
Мог бы, но это никак не ляжет в обсуждаемую тему. Давайте что ли ваш e-mail и попробуем конкретизировать. По всем поводам, ваша правда, негоже.
Павел, 02.02.19 10:16:17 — Практику
Вы не правы, большинство предприятий судится с чиновниками, и часто выигрывают дело. Вот только чиновников никак не наказывают за их ошибки, которые предприятиям обходятся в многочисленные суды и потерю времени. Ели бы хотя бы судебные издержки взыскивали с чиновников, у них бы поумерился пыл доводить дело до судов