Рейтинг@Mail.ru

Некоторые вопросы отрасли добычи драгоценных металлов и предложения Союза старателей России

Таракановский В.И. - председатель
Луняшин П.Д.- советник

Доклад на технико-экономическом совещании «Недра Сибири»,

5–6 декабря 2018 г., г.Иркутск

 

 

Золотодобывающая отрасль России относится к небольшому числу отраслей промышленности, которая вопреки несовершенству законов, постоянному росту цен на все виды ресурсов, произвол чиновников развивается успешно с постоянным наращиванием объемов добычи драгоценного металла — в 1,75 раза за последние 10 лет. В 2017 году золотодобычу вели 540 предприятий с численностью трудящихся до 60 тыс. человек, из которых 30 тыс. работали на россыпных месторождениях. Весом вклад золотодобытчиков в бюджет страны: только от налога на добычу (НДПИ) в 2016 году поступило 36 млрд руб., в 2017 — 38 млрд руб. От продажи лицензий на право пользования недрами (золото) государство получило в 2016 году 18 млрд руб. Отрасль является потребителем материальных ресурсов и услуг на сумму свыше 200 млрд руб., что обеспечивает косвенную занятость нескольких сотен тысяч трудящихся.

Успехи золотодобытчиков могли бы быть более значимыми, если бы успешно решались проблемы, которые производственники ставят на протяжении многих лет. Отрадно, что спустя 26 лет после распада СССР государство озаботилось делами золотодобывающей отрасли: Постановлением Правительства РФ от 07.06.2017 №684 Министерству промышленности и торговли вменены полномочия по реализации промышленной политики в сфере добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки. Во исполнение этого Постановления был создан Департамент металлургии и материалов, в число курируемых видов экономической деятельности которого входят добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) и производство драгоценных металлов. Таким образом, у предприятий золотодобывающей промышленности впервые может появиться серьёзная государственная поддержка при наличии правильно организованного взаимодействия.

Одним из первых деяний новой структуры стала разработка Стратегии развития отраслей драгметаллов и драгкамней, которая была поручена управленческому консалтингу SBS Consulting, созданному в 2006 году. Управляющие партнёры этой компании имеют образования, полученные в ведущих мировых и российских ВУЗах, обладают опытом управленческого консультирования от 7 до 20 лет, были задействованы в десятках проектов. Но настораживает тот факт, что все они весьма далеки от золотодобычи, стратегию развития которой специалисты SBS разрабатывают для нашей страны.

Основные акценты реализации стратегии ориентированы:

- на рост инвестиций российских и зарубежных компаний в отрасль добычи драгметаллов и драгкамней;

- на повышение уровня геологической изученности территории РФ для стимулирования добычи;

- на повышение эффективности государственных расходов, связанных с реализацией проектов по освоению месторождений;

- на максимизацию добавленной стоимости за счёт развития переработки добываемых и ввозимых на территорию России драгметаллов и драгкамней;

- на повышение прозрачности оборота драгметаллов и драгкамней.

Разработка любой стратегии, как мы понимаем, должна начинаться с анализа проблем, отталкиваясь от которых можно вести речь об успешном развитии. Но многие важные вопросы, волнующие производственников и мешающие совершенствованию золотодобычи, в разработанном документе не упомянуты.

 

Важнейшим вопросом как для крупных, так и для небольших проектов является финансирование. Скажем, освоение месторождения Сухой Лог обойдётся в сотни миллиардов рублей, и от начала освоения до получения первого металла пройдут 7–10 лет. При существующих в России процентных ставках, начинающихся от 10–12% (а для многих небольших компаний банки дают кредиты под 20–25%), освоение крупнейшего российского месторождения обойдётся инвестору в весьма кругленькую сумму. И при этом Правительство России смело кредитует нашего главного противника — США, где кредиты дают всего под 1,5–2,0%. Логики в таком подходе нет, стратегии — тем более… Логично бы в стратегии поднять темы финансирования предприятий золотодобывающей промышленности со стороны государства. Тема финансирования у нас практически не поднимается — каждый выживает как может: есть предприятия с наиболее рачительными хозяевами, которые сумели создать собственные оборотные фонды и не нуждаются в кредитах (таких немного); крупные холдинги до недавнего времени имели возможность получать относительно дешёвые кредиты в западных странах, а небольшие (с годовой добычей до 100 кг, коих у нас более 62% от общего числа предприятий) с трудом «выбивают» банковское финансирование под грабительские 20–25%. Последние годы в России началось укрупнение предприятий золотодобычи, объединение их в холдинги (их уже насчитывается свыше 30, которым проще решать вопросы кредитования). Положительным примером в этом деле является ОАО «Сусуманзолото» — единственное сохранившееся со времён СССР крупное предприятие по добыче россыпного золота.

 

Требуют серьёзной проработки вопросы лицензирования, начиная с многолетних задержек включения месторождений в перечень для аукционов до баснословного повышения цен и проблем небольших компаний в борьбе с подставными лицами на аукционах. На наш взгляд, полномочия по утверждению перечней месторождений, предлагаемых к включению в списки на аукционы, вполне можно передать на уровень территориальных органов Роснедра (за исключением участков недр федерального значения). Эффект от этой меры будет особенно весомым, если сроки согласования перечней в Генштабе и ФСБ России будут жестко регламентированы, как это делается в отношении иных государственных услуг. А запросы о наличии особо охраняемых природных территорий можно свести на уровень взаимодействия региональных подразделений Роснедра и региональных органов, курирующих вопросы использования и охраны объектов животного мира.

Решение вопросов децентрализации управления недрами, расширение полномочий территориальных органов Роснедр могут значительно ускорить оформление документации для начала разработки месторождений. Сегодня от получения лицензии до получения первого металла проходит 3–5 лет, и это только из-за бюрократических проволочек и оформления массы ненужной документации, в которую толком никто и не заглядывает…

 

Упрощение доступа к техногенным месторождениям. Для россыпных золотодобывающих предприятий это важнейшая тема. На начало 2017 года в нераспределённом фонде запасов числится менее 600 тонн россыпного золота (при этом активными можно считать не более половины от этого числа) при годовой добыче свыше 70 тонн. И при этом специалисты оценивают техногенные запасы в 3000–5000 тонн. Однако законов, позволяющих получить доступ к этим запасам, в России до сих не разработано, как не определено законодательно и само понятие «техногенные россыпи» (или техногенные образования).

Союз старателей России неоднократно обращался в Государственную Думу с просьбой заняться решением этого вопроса, но, как говорится, «воз и ныне там…». В одном из последних ответов в 2018 году старателям было сказано, что «законодательное установление понятия «техногенные россыпи» потребует аналогичного определения понятий всех остальных типов россыпей» …

Законопроект с инициативой упрощения доступа к техногенным россыпям, который предлагала Магаданская областная Дума в 2010 году, Госдумой был решительно отклонён в первом же чтении в 2011 году на основании отрицательного заключения Правительства, которое сослалось на то, что в российском законодательстве отсутствует понятие «техногенные россыпи». Тогда в Госдуме не прислушались к мнению магаданцев, и решение важнейшего вопроса для развития россыпной золотодобычи отброшено как минимум на 8–10 или более лет!

Все определения и законодательные акты у нас рассчитаны на отработку месторождений, обладающих подсчитанными запасами. Подсчитать запасы техногенных образований и неучтённых запасов по действующим методикам в большинстве случаев невозможно, а значит, и вовлечь их в отработку нельзя, это квалифицируется как незаконная добыча. Характерен пример прошлого года, когда за добычу золота на техногенной площади было арестовано свыше 50 кг золота на одном из предприятий Республики Саха (Якутия).

В 2018 году заканчивается временное разрешение Роснедр на отработку техногенных месторождений «Временные рекомендации по подготовке проектов опытно-промышленной разработки техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота», а новый документ до сих пор не разработан и не получен на предприятиях и в контролирующих организациях. Между тем только по Магаданской области с помощью РЭПов добывают более 8 тонн золота в год.

 

Нельзя обходить стороной тему незаконной золотодобычи. Процветает она как по причине безысходности положения населения некоторых регионов (например, Дарасунский рудник в Забайкальском крае, где шеститысячное население осталось без работы), так и при попустительстве государства, которое мирится с деятельностью сотен (или тысяч) скупщиков драгоценного металла, большинство из которых поимённо известны правоохранительным органам.

Можно признать, что главным финансовым источником нелегального старательства служит расширяющаяся год от года деятельность подпольных мест скупки, переработки и перепродажи ворованного золотосодержащего сырья. К уголовной ответственности в связи с либерализацией ст. 191 УК скупщики, перевозчики и нелегальные золотодобытчики и лица, ворующие золото на предприятиях, привлекаются очень редко. В Административном кодексе за незаконную добычу золота как драгметалла нет специализированной ответственности. Она попадает под часть 1 статьи 7.3 «Пользование недрами без лицензии». Золото, можно сказать, приравнивается к песку — один и тот же вид ответственности. А вот за незаконную добычу янтаря, нефрита и полудрагоценных камней предусмотрена другая статья и введены отдельные штрафы: для физических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей, для юридических — от 10 до 60 миллионов. Этого смогла добиться госкорпорация «Ростех», занявшаяся добычей янтаря и имеющая мощную административную поддержку первых руководителей государства.

 

В России наметился резкий рост цен на дизельное топливо в связи с так называемым налоговым «маневром» Правительства. Только в 2018 году дизтопливо уже подорожало на 20–25%, аналогичный рост ожидается в 2019-м, а к завершению этого «маневра» цена топлива вырастет вдвое, что приведёт к закрытию десятков и даже сотен золотодобывающих предприятий с численностью высококвалифицированного персонала до 30 тыс. человек. Уже сегодня в северных районах Якутии цена дизтоплива составляет более 86 тыс. руб./т, что доводит цену вырабатываемой электроэнергии на местах золотодобычи до 40 руб./кВт-час. При этом в структуре затрат на добычу доля дизтоплива достигает 30–35%, и эта составляющая постоянно растёт.

 

Тема введения утилизационного сбора (УС) на оборудование практически не поднимается горными предприятиями, а ведь этот сбор увеличил стоимость техники небольшой мощности (до 200 л.с.) на 25–27% (это та техника, которая обычно применяется на промывке песков). Сегодня пришло время возвращать собранные миллиарды (от УС в казну поступает до 260 млрд руб. в год), однако чиновники Минпромторга до сих пор не способны ответить, каким образом будут компенсироваться горным предприятиям затраты на утилизацию оборудования, в частности предприятиям, расположенным в труднодоступных регионах страны. Речь идёт о сотнях миллиардах рублей.

 

Технология перереботки упорных руд. Удельный вес добычи золота из рудных месторождений в России постоянно растёт и составляет уже более 75% от общих объёмов добытого благородного металла, при этом увеличивается доля труднообогатимых руд, а некоторые месторождения из-за сложного состава руд не осваиваются (например, месторождение Кючус в Якутии с балансовыми запасами 175,3 т и прогнозными ресурсами 50,1 т). Концентраты с содержанием золота свыше 10 т, произведенные из упорных руд, вывозятся из России в Китай и Южную Корею на переработку. Однако в Китае постоянно ужесточаются экологические стандарты, и не исключено, что в ближайшие годы ввоз сложных для обогащения концентратов будет прекращён. Поэтому развитие и внедрение собственных технологий обогащения упорных руд является важным направлением, в том числе и технологий, связанных с обжигом.

 

В области социальной защиты тружеников золотодобывающей отрасли идёт уже 16-летнее противостояние Союза старателей с Минфином и Министерством труда и (отметим вторую часть названия этого министерства) СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ по вопросу дополнения перечня сезонных отраслей промышленности, работами в промышленности по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений и рудных месторождений малой мощности. Чиновники категорически не хотят признавать сезонный характер работы на россыпной золото- и алмазодобыче. К чему это приводит? Сезонник на золотодобыче за 6–8 месяцев вырабатывает годовую норму времени с соответствующими отчислениями в пенсионный фонд, но в трудовой ему отмечается стаж по календарно отработанному времени. И чтобы наработать положенный стаж, ему вместо 15 лет предстоит отработать 25–30 лет! Учитывая сложные условия работы, потерю здоровья, сделать это достаточно непросто.

За последний год активную поддержку Союзу старателей в решении этого вопроса оказывает торгово-промышленная палата России. Поддержало нас Министерство промышленности и торговли, ряд отраслевых профсоюзов.

 

Ещё один вопрос, который в России скромно замалчивается, — это китайская экспансия в дальневосточные природные ресурсы. Китайцы, пользуясь возникшей «уценкой» наших месторождений золота на мировом рынке (в связи с девальвацией рубля), активно вкладывают деньги в золотодобычу на территории России. К тому же российское правительство предоставило им налоговые льготы в Забайкальском крае и на Дальнем Востоке. Большинство китайских артелей, добывающих в Амурской области, по своим действиям напоминают «черных старателей» и по сути соответствуют этому названию.

Китайские золотопромышленники довольно быстро нашли общий язык с предприимчивыми представителями Армении, которые предлагают завышенные суммы за лицензии на разработку месторождений, зачастую не оставляя дальневосточным артелям шансов на получение новых участков. Позже полученные ими месторождения передаются китайским компаниям под 30% от добычи. В итоге в сводках новостей всё чаще приходят известия о задержании граждан Китая, которые пытаются нелегально переправить добытое в России золото за рубеж.

 

Наши предложения:

  1. ♦ В кратчайшие сроки приступить к разработке законопроекта о техногенных отложениях.
  2. ♦ Продлить временное разрешение на отработку техногенных месторождений до разработки соответствующего закона.
  3. ♦ Передать полномочия по утверждению перечней месторождений, предлагаемых к включению в списки на аукционы, на уровень территориальных органов Роснедр.
  4. ♦ Жестко регламентировать сроки согласования перечней в Генштабе и ФСБ России, как это делается в отношении иных государственных услуг.
  5. ♦ Дополнить статью 7.5 КоАП словами «Самовольная добыча золота и драгоценных металлов», приравняв ответственность за их хищение аналогично ответственности за хищения янтаря, нефрита и полудрагоценных камней. ♦ Рассмотреть вопрос ужесточения статьи 191 УК РФ применительно к скупщикам и перевозчикам нелегального золота.
  6. ♦ Принять жёсткие меры к прекращению роста цен на топливо, грозящее обрушить российскую золотодобычу, в первую очередь в арктических и северных регионах России.
  7. ♦ Разработать положение о порядке возврата утилизационного сбора предприятиям, которые самостоятельно занимаются утилизацией амортизированного оборудования.
  8. ♦ Считать одной из важнейших задач в деле развития золотодобычи проведение научно-исследовательских и производственно-конструкторских работ, направленных на создание экологически совершенных технологий обогащения упорных золотосодержащих руд.
  9. ♦ Дополнить перечень сезонных отраслей промышленности (Постановление Правительства РФ №498 от 04.07.2002 г.) работами в промышленности по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений и малых золоторудных месторождений.
  10. ♦ Обсудить на заседании Торгово-промышленной палаты РФ с участием представителей Роснедр, ФСБ и представителей региональных властей и горных предприятий Амурской области, Хабаровского и Приморского краёв ситуацию с массовой скупкой лицензий на золотые месторождения на Дальнем Востоке китайскими гражданами или лицами, стоящими за ними.

-0+3
Уникальные посетители статьи: 2189, комментариев: 20       

Комментарии, отзывы, предложения

Виктор Николаевич Пастушенко, 12.12.18 14:00:08

Дополнить статью 7.5 КоАП словами «Самовольная добыча золота и драгоценных металлов», приравняв ответственность за их хищение аналогично ответственности за хищения янтаря, нефрита и полудрагоценных камней. ♦ Рассмотреть вопрос ужесточения статьи 191 УК РФ применительно к скупщикам и перевозчикам нелегального золота. МОЖЕТ ЛЕГАЛИЗОВАТЬ ДОБЫЧУ ЗОЛОТА ФИЗ ЛИЦАМИ. ВСЕ ТОЛЬКО УЖЕСТОЧИТЬ И ПОСАДИТЬ - ПРИДУРКИ!!!!

ABCD, 12.12.18 14:59:06 — всем

Таракановский и К - вещают как старые заезженные пластинки. Никак не наберутся мужества сказать - только полное изменение закона о недрах,отмена закона "О драг.металлах", полный вольный принос золота и др. металлов , ликвидация ГКЗ и постановки запасов "на баланс" и др. меры могут изменить существующее положение. Как в старом анекдоте " вся система прогнила, замена крана не поможет !"

Брат, 12.12.18 15:40:32

Сложно понять логику Союза старателей: вот здесь давайте разрешим и раскудрявим, а вон там - запретим и заштрафуем. Или вот это навязчивое стремление узаконить техногенку; откуда взялась эта блажь?

Законодательство не содержит определения понятия "полезное ископаемое", но это не мешает нам добывать полезные ископаемые. Ровно так же законодательство не содержит определения понятия "техногенная россыпь", но это не мешает нам вовлекать техногенные россыпи в хозяйственный оборот. Если Союз старателей не знает, как разрешить вопрос в рамках действующего законодательства, это не означает, что вопрос неразрешим. Обычно, если кто-то чего не знает, он спрашивает у тех, кто знает. Это нормально...

смок, 12.12.18 18:39:39

Какое жалкое,душераздирающее зрелище )))

Александр, 12.12.18 19:26:15

Дополнить статью 7.5 КоАП словами «Самовольная добыча золота и драгоценных металлов», приравняв ответственность за их хищение аналогично ответственности за хищения янтаря, нефрита и полудрагоценных камней. ♦ Рассмотреть вопрос ужесточения статьи 191 УК РФ применительно к скупщикам и перевозчикам нелегального золота.

Стрелять нас сразу ! что Вы так скромно то, или сажать лет на 30 чтобы выходили и песок из прохода сыпал.

Александр, 12.12.18 19:29:23

Китайцам давать героя РФ и про гектар земли не забудьте , а нас сажать или стрелять так будет правильнее вместе с родственниками :-)

Master70, 13.12.18 02:47:00 — Брат

Навязчивое стремление узаконить техногенку идет осознания того что россыпи стремительно отрабатываются,особенно ,, монстрами'' и в некоей перспективе просто надо будет что то мыть, пусть даже с низким содержанием, поэтому и пытаются подвести под это дело хоть какую то законодательную базу. Показательна статья про Кивбасс которая полощет своими комплексами миллионы перебутора с содержанием 0,0... Объемом возьмем товарищи!!! У некоторых ситуация сходная, либо стремится к этому, отсюда наверное и причитания про техногенку.

Магадан, 13.12.18 03:46:08 — Автору

Поясните, пожалуйста, вашу логику. Сначала вы говорите о том, что незаконная добыча происходит от "безысходности положения населения некоторых регионов (например, Дарасунский рудник в Забайкальском крае, где шеститысячное население осталось без работы)"....

И тут же говорите о необходимости увеличения штрафов за незаконную добычу. "А вот за незаконную добычу янтаря, нефрита и полудрагоценных камней предусмотрена другая статья и введены отдельные штрафы: для физических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей, для юридических — от 10 до 60 миллионов."

Вы думаете штрафы облегчат положение безработных людей?

7887, 13.12.18 08:19:55

Заташили на Урал работяг,свалили весь лес,сплавили руду. Драгметаллов не меряно вывезли...Демидов называл Уральский хребет-КАМНЕМ и сидят теперь на ентом камне люди в раздумье чем на жизнь заработать.Промышляют золотишком что таить и платиной и рудами разными.

Брат, 13.12.18 14:32:19 — Master70, 13.12.18

На Колыме проблеме техногенки в сугубо прикладном добычном плане уж точно лет семьдесят. Старые приисковые районы, пусть хаотично, перечищены местами на 2-3 и более раз. Для "Кривбаса", сидящего на Пролетарском и Совнархозном, которые работаются года с 37-го, это проблема.

Но решает он её под дурика: моет всё "от синюги до пенюги", не заморачиваясь оформлением. Ну, бьет себя пяткой в грудь, мол, нам, знатным золотодобытчикам, не дают работать; впишите, гады, в закон техногенку. А лучше прямо напишите в законе: я могу делать, что хочу и ничего мне за это не будет. Предпринимательский риск, ага...

Вот эту примерно гнилую идейку Союз старателей и проталкивает.

Простой, 13.12.18 16:31:25 — Брат, 13.12.18

А чем идейка гнилая? Вы имеете ввиду, как в загнивающем капитализме? Вы не хотите в загнивающий капитализм?

Брат, 13.12.18 23:55:51 — Простой, 13.12.18

Капитализм? А он-то, многострадальный, здесь при чем? Я говорю о совершенно обыденной разумной целесообразности, только и всего. К примеру, вам принадлежит возделанный земельный участок с домом; владение, которым вы не пользуетесь и желали бы сдать в длительную аренду. Понятно, не шаромыжнику, но кому-то приличному и на определяемых вами условиях. А появляется орел, который заявляет: бери бабки, хозяин, за пять лет вперед, а что да как я тут буду делать - не твоя печаль. При этом имеет в виду орел сад ваш вырубить, дом перестроить и наладить кабак с кафе-шантаном и бордельеро с лядями. Что-то мне подсказывает, что предложение это вас заинтересует не очень...

А отчего же вы полагаете, что государя должно заинтересовать предложение некоего предпринимателя предоставить ему в пользование участок недр, с которым он хочет поступать по своему усмотрению? Он, изволите ли видеть, рискует, а потому будет делать, что сочтет нужным и чтоб никто ему не мешал. Но у государя недра казенные, порядок предоставления законом прописан, да и нужен ли бардак-то? Тем более, клиент прям борзеет и внаглую у государя требует, чтоб не только кусок ему дали, но и в тексте закона право беспредельничать закрепили.

Ну, вот так понятно, чем идейка гнилая?

Простой, 14.12.18 09:03:00 — Брат, 13.12.18

Я просто анекдот вспомнил:

Если в городе есть хлеб, а в деревне нет, то это правый уклон

Если в деревне есть хлеб, а в городе нет, то это левый уклон

А если хлеб есть в городе и в деревне, то это загнивающий капитализм

А вы опять вспоминаете государственную собственность и государственные интересы из кондового советского прошлого.

Брат, 14.12.18 14:25:56 — Простой, 14.12.18

Нет, Простой, это вы анекдот вспомнили из кондового советского прошлого. А я-то излагал исключительно ситуацию простого российского настоящего.

Простой, 15.12.18 06:29:47 — Брат, 14.12.18

К сожалению в нашем "простом российском настоящем" опять хочется в загнивающий капитализм, где вкусные круассаны стоят дешевле, чем у нас невкусные. И в этом виноваты вы с вашим советским государственным подходом.

Брат, 15.12.18 09:54:32 — Простой, 15.12.18

Что означает, любезный, это ваше "опять"? Где вы успели вкусить такого загнивающего капитализма? И как могу я быть виноват в том, что вам куда-то "опять хочется"?

Простой, 15.12.18 17:41:29 — Брат, 15.12.18

Вкусные круассаны я вкушал в Париже по цене 1 евро за штуку, а невкусные в России по цене почти 2 евро. Спрашивал у наших пекарей, почему невкусный? Сказали, что оборудование французское, но мука не такая и масло сливочное не того качества.

Кто виноват? Вы где-то намекнули, что в конторе работали. Значит, занимались тем, что мозги людям парили. И они, вместо того, чтобы искать и добывать золото, бумаги писали. Дело прошлое, но ведь было? (если ошибся, извините).

Брат, 15.12.18 18:24:40 — Простой, 15.12.18 17:41:29

Кто виноват? Ну, касательно капитализма - точно не я! Даже в аспекте вкусноты и стоимости круассанов, кои вы вкушали...

Что до конторской работы, у вас донельзя странное о ней представление. Надобно вам знать, в любой стране чтобы искать и добывать золото следует сначала бумаги писать. Это нормально... В России, понятно, бумаг побольше, регламенты противоречивы и случаются чиновники, некомпетентные порой до изумления. Потому посетителю наших контор желательно разжиться грамотешкой и голову иметь светлую. Вы где-то намекнули, что присматриваете себе прииск. Аккуратнее там с такими-то представлениями, тщательнее...

Да, извинения приняты. Дело прошлое, четверть века на россыпной добыче и десять лет в МПРовских структурах.

Виктор , 16.12.18 13:29:48

Почитал комментарии, все такие умные, все заметили, что не так. Доклад, по моему, интересный и в нем хорошие цифры и полезные предложения. Что надо изменить, тоже перечислил. А кто еще, кроме ССР слово о проблемах сказал? А они есть и мешают работать.

МПР совсем оборзело со своими требованиями. Если бы Союз старателей только одну проблему решил, чтобы искать по 283 можно было на всех площадях с Р1 и Р2, то не жалко бы ему премию выплатить с каждого из 540 предприятий, например, по 0,1-0,5 млн.руб. В сумме чтобы 100 млн. набралось. Скинемся на такое дело?

Простой, 19.12.18 11:27:07 — Виктор , 16.12.18

Хорошее у вас предложение. Но добытчики пока вас не поддержали, хотя могли бы активнее в ССР вступать и своего добиваться. Что такое из 540 предприятий членов ССР 2 десятка организаций.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Некоторые вопросы отрасли добычи драгоценных металлов и предложения Союза старателей России»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "пять прибавить 1":