Выгоды легализации кустарной золотодобычи на примере ЮАР

Molly Lempriere

Незаконная добыча в ЮАР – обширная отрасль, в основном мелкомасштабная и кустарная по своему характеру, в которой занято около 30 тыс. мужчин, женщин и детей. По имеющимся оценкам, до 10% всего золота в стране добывается кустарями или на непромышленных рудниках, хотя эта деятельность без необходимой лицензии запрещена ныне действующими законами.

Вследствие своего незаконного статуса кустарная и мелкомасштабная добыча в десятки раз опаснее, чем промышленная. Объясняется это в основном тем, что она никак не регулируется, а добытчикам приходит работать в тайне на заброшенных рудниках и в сложных условиях. В мае из выработки на старом руднике «Harmony Gold» недалеко от города Велком южноафриканская полиция извлекла тела 25 человек, которые, как считают власти, занимались незаконной добычей. Ежегодно в стране погибают сотни кустарей, или «зама-зама», что в переводе с зулусского означает «те, кто пытается получить что-то из ничего».

Репутация сектора кустарной и мелкомасштабной добычи давно испорчена, не в последнюю очередь из-за загрязнения окружающей среды. «Экологический вред – это частый «спутник» кустарной и мелкомасштабной добычи, поскольку добытчикам не хватает нужных ресурсов, знаний, норм работы экологически безопасным образом. Из-за неформального характера большей части кустарной добычи, у профильных органов власти почти нет возможности влиять на работу с окружающей средой», - объясняют авторы отчета ICMM под названием: «Работая вместе: как промышленность может сотрудничать с кустарными и мелкомасштабными добытчиками».

Ежегодно кустарная добыча «крадет» из экономики ЮАР миллиарды ранд. Каждый год золото на сумму порядка 7 млрд. ранд контрабандой вывозится из страны и продается покупателям в соседних странах.

Однако наиболее острой проблемой кустарной и мелкомасштабной добычи остается криминал. В этой области порой работают целые преступные синдикаты, используя труд бедных рабочих, 70% которых – незаконные иммигранты, получающие самый минимум, львиную долю дохода идет посредникам и перекупщикам. «Вырученный доход часто используется для финансирования другой криминальной деятельности, например, контрабанды оружия и наркотиков, торговли людьми», - отмечается в отчете Горнорудной палаты ЮАР за 2014 год.

Нередки и столкновения местных противоборствующих банд. В 2012 году более 300 добытчиков погибли в драках за наиболее «лакомые» участки добычи – обычно заброшенные рудники крупных компаний.

В августе добытчики вышил на марш к отделению Департамента минеральных ресурсов (Department Of Mineral Resources, DMR) в Претории с требованием перемен, заявлениями о том, что для повышения безопасности и роста экономики сектор должен быть легализован. 

 

Непрерывные требования о легализации кустарной и мелкомасштабной добычи

Это не первый раз, когда в ЮАР задумываются над вопросом легализации кустарной и мелкомасштабной добычи. После гибели 75 незаконных добытчиков в начале года в крупнейшем профсоюзе страны, Конгрессе профсоюзов ЮАР, заявили: «Стало очевидно, что борьба с криминализацией независимой мелкомасштабной добычи, к которой обращаются миллионы нуждающихся в работе людей, - не выход. Федерация обращается к Горнорудной палате и правительству, призывая рассмотреть возможность легализации и законодательного регулирования мелкомасштабной добычи как способа максимальной сократить опасность и устранить криминальные элементы».

Стоимость получения лицензии – главное ограничение для формальной кустарной и мелкомасштабной добычи. Чтобы получить соответствующее разрешение через DMR, добытчик обязан предоставить оценку воздействия на окружающую среду и технико-экономическое обоснование – все это стоит больших денег, не считая обязательных лицензионных пошлин. В то же время занимаются кустарной добычей в основном люди, проживающие в нищете, рассматривая эту работу в качестве последнего средства спасения. Расходы на законное получение лицензии им просто недоступны.

Вероятно, легализация потребуется внесения изменений в эту систему. Получение законного разрешения должно стать доступным, бюрократический аппарат отлажен, внедрен гибкий подход, учитывающие интересы самых разных групп добытчиков.

 

Регулирование неформальной добычи

У незаконной добычи множество минусов и нет простого решения. Зачастую простые добытчики – это жертвы. Тем не менее, чтобы предотвратить множество человеческих жертв, разрушение окружающей среды, криминальную активность, что-то должно быть сделано.

«Кустарная и мелкомасштабная добыча – важный источник дохода множества людей, которым в обратном случае пришлось бы жить в нищете. Однако слишком часто этот сектор связан с отсутствием безопасности, разрушением экологии, преступностью. Решить эти проблемы можно улучшением государственного регулирования», - отмечает исполнительный директор ICMM Эйден Дэйви (Aidan Davy).

Несомненно, для повышения безопасности и эффективности кустарной добычи нужны перемены. «Думаю, это самый правильный способ развития, единственное решение. Все дело в том, что кустарная добыча стала важной частью нашего общества и нашей горнодобывающей промышленности. Мы должны это понимать, попытаться изменить, работать вместе над формализацией и легализацией это области, предоставить приемлемые схемы безопасной добычи», - считает глава отдела добычи юридической фирмы «Hogan Lovells» Уоррен Бич (Warren Beech).

 

Примеры успеха

У ЮАР нет «монополии» на проблему незаконной добычи; такой острый характер в стране она приобрела в последние 5-8 лет. Согласно различным оценкам, в мировом секторе кустарной и мелкомасштабной добычи занято 25 млн. человек, еще 150-170 млн. тем или иным образом от нее зависят. Подход к решению возникающих в связи с этим сложностей меняется от страны к стране, однако несколько государств уже встали на путь легализации данной деятельности.

Одна из успешных стран – Гана. Мелкомасштабная добыча там была легализована в 1989 году. С тех пор ганская экономика получила от данного сектора $460 млн., поскольку у старателей появилась возможность официально продавать алмазы и золото властям, выплачивая небольшой налог. Это выгодно всем – добытчики приобретают лицензии, сектор контролируется.

Кроме того, подобная система позволяет создавать гораздо более безопасные условия работы кустарей, хотя недостатки остаются, в частности связанные с налогами. В случае роялти закон не делает никакого различия между мелкими добытчиками и промышленными компаниям. Из-за этого, по оценкам правительства Ганы, ежегодно страна теряет до $138 млн, хотя добыча обеспечивает 19% прямых налоговых поступлений в казну. Хотя налоговой реформой в стране уже занимаются, что должно помочь решить проблемы сектора и обеспечить его развитие.

 

Перемены – это сложно

Конечно, легализация кустарной и мелкомасштабной добычи, так, чтобы она приносила пользу и самим добытчикам, и властям, и стране в целом, не обойдется без своих сложностей. В начале этого года Межправительственным форумом по добыче, минералам, металлам и устойчивому развитию (англ. Intergovernmental Forum on Mining, Minerals, Metals and Sustainable Development) был выпущен документ «IGF Guidance for Governments: Managing artisanal and small-scale mining» («Управление кустарной и мелкомасштабной добычей: руководство для властей»). В нем содержатся положения, призванные помочь государству и промышленности в устойчивом социально-экономическом развитии этого сектора. Документ преследует три основные цели: интеграции неформальной добычи в законодательную систему, формальную экономическую систему, сокращения социального и экологического вреда.

Однако достижение той точки, в которой эти руководства смогут быть применены с пользой, само по себе станет проблемой. «Начнется с того, что практически каждый будет не согласен с тем, что надо делать, а что нет. Все должны начать сотрудничать – и это первая проблема. Вторая – это ресурсы – человеческие и финансовые: правительства, министерства.», - отмечает У. Бич.

Тем не менее, несмотря на сложности, альтернативных способов решить все более усугубляющуюся проблему кустарной и мелкомасштабной добычи почти нет. «Я не верю, что есть другие способы. Мы конечно можем либо продолжать делать то, что делаем, и наблюдать регулярное повышение смертности среди добытчиков, что очень пугает. Или легализовать их», - добавляет У. Бич.

Возможно, увеличение давления со стороны международных организаций и самих добытчиков станет стимулом для легализации кустарного и мелкомасштабного сектора золотодобычи, защиты людей и улучшения условий их труда. 

 

Источник:

http://www.mining-technology.com/features/benefits-legalising-artisanal-mining-south-africa/

 

От редакции сайта. Недавно мы публиковали статью о нелегальной добыче золота в Дарасуне. Почти как в ЮАР, правда?


-0+0
Просмотров статьи: 351, комментариев: 7       

Комментарии, отзывы, предложения

Магадан, 04.11.18 06:12:53

Нашему руководству это не надо. У нас все умные, умнее всех. Даже читать никто не будет никакое "руководство для властей". У них другие заботы и интересы. А я бы почитал руководство, интересно.

Валерий, 05.11.18 00:58:09 — Магадан

Ответ из МПР Хабаровского края, цитирую:

"...Правительство Хабаровского Края поддерживает основную концепцию данного проекта закона (Закон о вольноприносительстве)..."

Дальше бла-бла-бла. Вот:

"...Ключевой вопрос, рассматриваемый на круглом столе, касался упрощению системы выдачи индивидуальным предпринимателям разрешений на добычу россыпного золота. В ходе работы круглого стола обсуждались требования нормативных правовых актов по учету, хранению и транспортировки добытого золота, а так же по разработке технических проектов, соблюдению техники безопасности при ведении горных работ. Просчитывались необходимые затраты на проведение обязательных подготовительных процедур для легальной частной добычи. Расчеты показали, (как говорил М. Задорнов, наберите в легкие воздуха) что необходимые затраты могут превысить доходы от добытого золота(!). Кроме этого отмечалась возможность криминального воздействия на предпринимателей. "

Дальше опять бла-бла-бла. И под занавес:

"...Принято решение законопроект поддержать и определить Магаданскую область первоочередным регионом для отработки порядка введения в действие данного проекта закона..."

от 28.08.2016 года.

С тех пор у меня вопросов к МПР нету.

123, 06.11.18 11:42:33 — Валерий, 05.11.18

Кино появилось юморное "Домашний арест" называется. Про тяжелую жизнь наших чиновников. Не видели?

Я посмотрел несколько серий, похоже на правду, но не грустно, а смешно. В самом деле, вопросов к чиновникам не возникает. А если возникают, то надо набрать в грудь воздуха и чихнуть.

123, 07.11.18 03:19:34 — Валерий

вопросов к МПР Хабаровского края не может быть по этой теме, так как они не имеют никакого отношения к решению данного вопроса.

Да и вопроса не было, так обсуждение не пойми кого с кем.

Валерий, 07.11.18 23:37:15 — 123

Это ответ МПР Хабкрая, стол круглый был в думе, рассмотрение законопроекта №429535-5. Не стал "шапку" перепечатывать, букаф многа...

Смотрящий, 12.11.18 12:49:57

Плохая статья, вранье пишут. Нелегальная добыча самая выгодная. Нелегалам за золото можно вообще не платить, кормить и погонять. Чего может быть выгоднее?

Магадан, 13.11.18 04:15:03 — Смотрящий, 12.11.18

Ну, может, вы правы. Если непромышленную добычу начнут организовывать наши чиновники, то мужикам даже на кормежку не будет. Закон, придуманный МПР, пример этому.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Выгоды легализации кустарной золотодобычи на примере ЮАР»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 2":

подписаться на комментарии