Золотодобыча в Папуа — Новой Гвинее: геология, законодательство, непромышленная добыча золота

Верхозин С. С., вед. аналитик АО «Иргиредмет», канд.филол.наук
Золотодобыча, №227, Октябрь, 2017

Часть 2: геологоразведочная деятельность, законодательство, непромышленная золотодобыча

Читать начало статьи

 

Геологоразведочная деятельность

Количество действующих лицензий на разведку в Папуа — Новой Гвинее с января по август 2016 г., согласно данным Управления минеральными ресурсами (англ. Mineral Resources Authority, MRA), выросло на 7% — со 125 до 134 шт., что отражает в целом положительную тенденцию развития геологоразведочной деятельности страны (см. карту). Однако стоит отметить, что на общее количество выданных разрешений за последние несколько лет существенное влияние оказала компания «Nautilus Minerals», которая с 2014 по 2016 г. получила более 50 лицензий на поиски месторождений в морской акватории страны.

С 2012–2013 гг., в результате спада на рынке полезных ископаемых в Папуа — Новой Гвинее, значительно снизился уровень расходов на геологоразведку, инвесторы начали пересматривать условия работы и взятые ранее обязательства, разведчикам стало сложнее искать источники финансирования. Кризис сказался и на простых жителях из-за сокращения прямой занятости. Кроме того, в результате ухода или сворачивания деятельности юниорских компаний приостановилось развитие бизнеса; существенную часть дохода потеряли местные фирмы и поставщики. Сегодня основная доля разведочных расходов приходится на небольшое количество проектов на поздних стадиях развития, в частности «Frieda River», «Wafi-Golpu», «Star Mountains», «Townsville», «Kili Teke».

Наиболее перспективными разведочными проектами сегодня являются «Frieda River» и «Wafi-Golpu», которые (в случае успешного запуска производства при нынешних ценах на полезные ископаемые) к середине 2020-х годов смогут начать давать экономике страны дополнительно более 2 млрд долл. в год.

Frieda River — одно из крупнейших в регионе и мире неразработанных месторождений меди и золота, находится в провинциях Восточный и Западный Сепик. Ресурсы руды оцениваются в 2,7 млрд тонн при среднем содержании Cu 0,42%, Au 0,23 г/т (13 млн тонн меди, более 620 тонн золота). Месторождение порфиритовое, в настоящее время подготовлено технико-экономическое обоснование, подано заявление на получение специальной лицензии на добычу (см. ниже).

Комплекс золотомедных месторождений Wafi-Golpu (золото-медные порфиритовые месторождения Golpu и Nambonga, а также сульфидное эпитермальное месторождение золота Wafi) находится в провинции Моробе, в 65 км на юго-запад от второго по величине города страны, промышленного центра Лаэ. Общие ресурсы комплекса, одного из богатейших во всей Юго-восточной Азии, оцениваются 500 млн тонн руды, 310 тонн золота, 4,5 млн тонн меди; запасы золота — 190 тонн, меди – 2,7 млн тонн. Проект находится на этапе технико-экономического обоснования.

 

Законодательство

Все минеральное сырье в недрах и территориальных водах Папуа — Новой Гвинеи является собственностью государства, имеющего суверенное право на распределение возможностей разведывать, разрабатывать и продавать полезные ископаемые. По закону, власти также оставляют за собой гарантированное право получить долю в любом проекте (до 30%).

Главным документом, регламентирующим разведку и добычу минерального сырья в Папуа — Новой Гвинее, является Горный закон от 1992 г. (англ. Mining Act 1992), который предусматривает несколько типов лицензий или прав, предоставляемых министерством горнодобывающей промышленности по рекомендации специального Консультационного совета по добыче (анг. Mining Advisory Council, МАС).

Лицензия на разведку (англ. Exploration License) выдается на период не более 2 лет с возможностью продления (периодами не более 2 лет). Площадь участка под лицензией на разведку не может превышать 750 подблоков (1 подблок = 3,41 км2), или 2557,5 км2, каждый из которых должен граничить, по крайней мере, с одним из предыдущих.

Лицензия на добычу (англ. Mining Lease) обычно выдается мелким или средним предприятиям или группам людей под разработки россыпных или рудных месторождений. Лицензия выдается на срок не более 20 лет с возможностью продления (еще на 10 лет). Площадь участка не должна превышать 60 км2.

Специальная лицензия на добычу (англ. Special Mining Lease) обычно предоставляется владельцу лицензии на разведку — крупной промышленной горнодобывающей компании. Также претендент должен подписать с государством специальное соглашение («Mining Development Contract»), в котором прописаны различные аспекты ведения промышленной добычи: финансирование, инфраструктура, защита окружающей среды и пр. Начальный срок действия специальной лицензии на добычу составляет 40 лет и может быть продлен еще на 20. Перед предоставлением лицензии министерство обязано провести встречу среди всех заинтересованных сторон, на которой они могут представить: претендента на получение лицензии; владельцев земли, на которую будет распространяться действие лицензии; представителей властей местного и национального уровня.

Лицензия на россыпную добычу (англ. Alluvial Mining Lease) предоставляется физическому лицу (гражданину страны) или группе лиц. Участок под россыпную добычу должен проходить по руслу реки и не дальше 20 м от него; общая площадь не должна превышать 5 га. Срок действия составляет не более 5 лет и может быть продлен на аналогичный период.

Размер пошлин за лицензии

Ежегодная пошлина

При подаче заявления или продлении

Лицензия на разведку, 1 подблок/год

Период 1

*90 К (1 592 руб.)

5000 К (88 464 руб.)

Период 2

180 К (3 184 руб.)

Период 3

470 К (8 315 руб.)

 

Лицензия на добычу

5–10 га

8 К (141 руб.)

2 500 К (44 232 руб.)

10–50 га

8 К (141 руб.

5 000 К (88 464 руб.)

50–500 га

12 К (212 руб.)

10 000 К (176 930 руб.)

до 500 га

12 К (212 руб.)

50 000 К (884 649 руб.)

Специальная лицензия на добычу

 

12 К (212 руб.)

500 000 К (8 846 490 руб.)

Лицензия на россыпную добычу

 

3 К (53 руб.)

250 К (4 423 руб.)

* К — новогвинейская кина; примерный курс на октябрь 2017 года 1 кина = 17,7 руб.

Также горный закон предусматривает еще два типа лицензий, предоставляемых на строительство необходимой инфраструктуры, в частности фабрик, комбинатов, хвостохранилищ, дорог, взлетных полос и т.п. Размеры пошлин за лицензии перечислены в таблице. Роялти с добычи составляют 2% от продажи минерального сырья; владельцы лицензии на добычу облагаются подоходным налогом в размере 25%, специальной лицензии на добычу — 35% (также облагаются налогом на дополнительную прибыль).

С января по август 2016 г. общее количество действующих лицензий всех типов в Папуа — Новой Гвинее возросло с 507 до 543 (+7%); в 2015 г. было подано 128 заявлений на получение лицензии, в 2016-м — уже более 170 (+30%).

 

Непромышленная (россыпная) золотодобыча

По официальной статистике Управления минеральными ресурсами, в непромышленной и, в частности россыпной, золотодобыче в Папуа — Новой Гвинее занято от 60 до 80 тыс. человек. Точных данных по объемам добываемого непромышленным способом драгметалла нет, однако согласно отчету «PNG Extractive Industries Transparency Initiative (PNGEITI) Report» от 2014 г., россыпная добыча ежегодно дает около 3,7 тонны золота (примерно 6% от общего объема золотодобычи) и более 100 млн долл. в виде экспортных доходов.

Правительство страны заинтересовано в развитии сектора непромышленной золотодобычи, поэтому принимает разнообразные меры по обучению добытчиков современным, безопасным, экологичным (в Папуа — Новой Гвинее распространено использование ртути) и эффективным методам работы. С этой целью в провинции Моробе в городе Вау MRA открыло школу обучения мелкомасштабной добыче, которую регулярно посещает до 200 «студентов». Там их учат основам геологии, методам и техникам работы, охране труда, правильному обращению со ртутью, преподают некоторые деловые и бухгалтерские навыки.

Процесс получения лицензии на добычу россыпного золота в Папуа — Новой Гвинее относительно несложный и состоит из нескольких этапов:

1.Заполнение формы заявления на получение лицензии на россыпную добычу; к заявлению требуется приложить следующие сведения: координаты участка, схематическую карту с указанием его местоположения и естественных особенностей, данные по исследованию участка.

2.Подробное описание плана добычи с указанием предполагаемого метода непромышленной добычи, источника доступа к финансовым и техническим ресурсам, данные по исследованию участка.

3.Заполнение официальной декларации с указанием координат исследованного участка.

4. Выплата пошлин (см. табл. выше).

После предоставления необходимой информации производится проверка правильности заполнения и наличия требуемых документов, выплаты пошлин (регистратор) → проведение слушаний, изучение и оценка мнения владельцев земли касательно добычи и т.п., подготовка отчета о слушаниях (горный инспектор) → изучение заявления на предоставление лицензии с учетом отчета и рекомендаций горного инспектора, местных властей (Консультационный совет по добыче) → и наконец, принятие решения о предоставлении лицензии на основе рекомендаций совета (министерство горнодобывающей промышленности).

Непромышленных золотодобытчиков Папуа — Новой Гвинеи можно разделить на собственно кустарей и тех, кто использует при работе механизированное оборудование. В первую категорию попадают люди, разрабатывающие золото с применением простейших ручных инструментов (лотки, лопаты, деревянные шлюзы); добывают таким способом очень мало — зачастую не более 10 граммов в год. Вторая категория добытчиков использует достаточно мощное оборудование: экскаваторы, погрузчики, бутары, отсадочные машины и концентраторы, драги; производительность в таких артелях достигает порой 200 м3 в час. Обогащают золото почти повсеместно амальгамацией. Драгметалл сдают перекупщикам, те потом продают его одной из 16 лицензированных экспортных фирм, деятельность которых регулирует Банк Папуа — Новой Гвинеи.

Добытчики первой категории в Папуа — Новой Гвинее составляют большинство — до 90% от общего числа. Власти их почти не контролируют, их деятельность никак не регулируется, в основном они работают без лицензий. По этим причинам разработка новой политики в области управления россыпной золотодобычей, как объявил в конце августа 2017 г. новый министр горнодобывающей промышленности страны Джонсон Тьюк (Johnson Tuke), станет одним из основных направлений деятельности этого государственного органа.

 

Список использованных источников

 


-0+0
Просмотров статьи: 1458, комментариев: 1       

Комментарии, отзывы, предложения

Пенсионер, 21.11.17 17:14:35

Лицензии совсем дешевые, а на россыпную золотодобычу вообще практически даром.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Золотодобыча в Папуа — Новой Гвинее: геология, законодательство, непромышленная добыча золота»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "семь прибавить 11":