Работа предприятий, добывающих россыпное золото, все больше осложняется вновь принятыми законами, приказами, постановлениями. Складывается впечатление, что государству не нужны налоги, и оно заинтересовано в том, чтобы как можно быстрее прекратить россыпную золотодобычу в нашей стране, сделав ее экономически непривлекательной. Опыт работы в золотодобывающей промышленности (около 30 лет), многолетняя научно-исследовательская деятельность, позволяют автору этой статьи видеть проблемы недропользователей. Ниже рассмотрена только их незначительная часть, в действительности их гораздо больше.
Давайте, прежде всего, посмотрим, какие налоги и платежи поступают в бюджеты от золотодобывающих предприятий. (Оценка величины платежей сделана для предприятия, добывающего 100 кг россыпного золота.)
1. Налоги за пользование недрами
С 2001 года после принятия изменений и дополнений в налоговый кодекс [5] платежи за недра (НД и ВМСБ) производятся в форме единого налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для золотодобывающей отрасли он составляет 6%. Теоретически есть возможность снизить налог, но практически это труднореализуемо.
Кроме НДПИ, регулярные платежи за пользование недрами (до 1997 года НПР) взимаются за предоставление прав на поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых (ст.43, закон РФ «О недрах») [3]. Их размеры определяются в зависимости от экономико-географических условий региона, локализации объекта, размера участка недр, вида полезного ископаемого, степени геологической изученности территории и степени риска. Ставки регулярных платежей устанавливаются в соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются ежеквартально. Размеры ставок колеблются в интервале 100–200 рублей за каждый км2 на поисково-оценочной стадии и от 2000 до 6000 рублей на разведочной.
2. Налог на прибыль
Это единственный налог, который за последние годы в цифрах существенно понизился — с 35 до 24% и далее до 20%. Но какой эффект от этого получает недропользователь? Раньше при величине налога на прибыль в размере 35% часть прибыли (50%) разрешалось вывести из состава налогооблагаемой базы и направить на приобретение основных средств, т.е. предприятия, заинтересованные в развитии технической базы, могли снижать налогооблагаемую сумму в 2 раза, соответственно до 17,5%.
По новому порядку налогообложения, в налогооблагаемую базу включается вся прибыль, независимо от того, куда она направляется, в том числе, когда она направляется на геологоразведочные работы и на приобретение основных средств. Это фактически увеличивает налоги недропользователей.
Налогообложение затрат на геологоразведочные работы (ГРР). Немаловажным для развития горнодобывающей отрасли является порядок учета и списания расходования собственных средств на изучение недр (учет расходов на освоение природных ресурсов), особенно для недропользователей, совмещающих поисково-оценочные, разведочные и добычные работы. Государство облагает эти суммы затрат налогом, определив особый статус учета затрат на ГРР.
Учет затрат для целей налогообложения и их списание производится в течение 12 месяцев после завершения работ при получении положительного результата и в течении 5 лет при получении отрицательного результата (после 01.01.2011 г. аналогично результативным работам). Учитывая специфику геологической деятельности, практика показывает, что первый этап завершения работ может возникнуть в лучшем случае не ранее 1 года, а в худшем — через 3 и более лет. Соответственно, списание средств произойдет не ранее чем через 4 года при трехгодичном цикле и через 6 лет при пятилетнем цикле работ; если работы завершились без положительных результатов — через 8 или 10 лет (после 01.01.2011 года аналогично результативным работам). Так государство безвозмездно пользуется финансовыми средствами предприятий за счет необоснованного увеличения налогооблагаемой базы по прибыли на сумму вложений в геологоразведочные работы. Только в случае выполнения геологоразведочных работ сторонними организациями списание и включение в затраты можно произвести в течение 12 месяцев после актировки этапа (объемов) работ.
Если считать, что ежегодно организации до 30% своего валового дохода направляют на подготовку МСБ, то при существующем налоге на прибыль (20%) налоговая нагрузка на предприятие в целом возрастает на 6% в связи с невозможностью включения средств, направленных на геологоразведочные работы, в объемы затрат.
Затраты на приобретение основных средств. Порядок списания затрат, произведенных недропользователем для приобретения основных средств, является следующей проблемой. Согласно ст. 259 п. 1 пп. 1 и ст. 259.1 п. 2 налогового кодекса, списание затрат на покупку основных средств производится равномерно в течение амортизационного периода, что составляет 8–10 лет, в зависимости от группы технических средств и оборудования. То есть, приобретая дорогостоящую технику (хорошо если это ежегодное обновление технических средств, а если участок новый, то техники надо приобрести на десятки миллионов рублей), с суммы расходов за минусом амортизационных отчислений предприятие платит налог на прибыль. Есть варианты ускоренной амортизации, что позволяет сократить срок списания расходов (ст. 259.3). В той же статье п. 2 пп. 1 указано на возможность применения специального коэффициента амортизации — 3, но кроме техники, относящейся к 1–3-й амортизационным группам. Такое отношение государства привело к созданию целой сети лизинговых компаний, через которые недропользователи практически за свои же деньги «приобретают» в аренду технику на срок ускоренной амортизации 2–2,5 года; в то же время сами лизинговые компании постепенно финансово обогащаются. По окончании договора остаточная стоимость техники составляет несколько тысяч рублей, по которой недропользователь и выкупает ее у лизинговой компании. В таком случае есть определенные нюансы, позволяющие предпринимателям получить определенные выгоды. Наиболее значимая из них — это возможность включить в текущие затраты расходы на «приобретение» техники и соответственно уменьшить прибыль.
3. Налоги с ФОТ (фонд заработной платы)
Налоговые отчисления с ФОТ занимают существенную роль в себестоимости золотодобычи и, в зависимости от суммы ФОТ, направленной на заработную плату и видов экономической деятельности предприятия, могут занимать более 30% от валового дохода предприятия. Внутренняя структура налоговых отчислений с ФОТ имеет следующие позиции:
- пенсионный фонд (ПФР), который имеет две части: основной — куда платится 22%, и дополнительный (целевой) — процент отчислений зависит от условий труда на предприятии, и если рабочие места аттестованы, то колеблется в интервале от 2% до 4%. В случае отсутствия аттестации рабочих мест, отчисления увеличиваются до 6%;
- фонд медицинского страхования (ФОМС) — 5,1%;
- фонд социального страхования (ФСС) — 2,9%;
- фонд социального страхования по классам профессионального риска (ФССН), в зависимости от вида экономической деятельности в золотодобывающей отрасли (ОКВЭД) составляет 1–3,7%.
Кроме того, доходы физических лиц, получаемые на предприятии, также облагаются налогом в размере 13% (НДФЛ).
Таким образом, суммарные отчисления с ФОТ, в зависимости от условий труда и видов экономической деятельности предприятия, достигают 52,7%.
Доля ФОТ в структуре валового дохода на различных предприятиях находится в интервале 30–50%, что позволяет нам определить суммарную нагрузку от валового дохода предприятия в объеме 26,35%.
Кроме прямых отчислений, существуют косвенные, которые опосредованно поступают в доход государства через потребительский рынок и поставщиков производственных товаров (техники, ГСМ, запчастей и др.), государственные услуги, банковскую и страховую системы.
4. Налоги с поставщиков товаров
Рентабельная деятельность предприятия требует полноценного обеспечение участков работ горюче-смазочными материалами (ГСМ), запасными частями, оборудованием. Ежегодно на расходную часть (ГСМ и запчасти) предприятие направляет порядка 28–30% от валового дохода. Соответственно, поставщики ежегодно получают эту сумму и производят также налоговые отчисления. Это означает, что опосредованно в бюджет поступают дополнительные налоги, равные 15% валового дохода предприятия.
5. Платежи за государственные и посреднические услуги
Согласования проектов работ, оформление договоров на утилизацию отходов, оформление земель, договоры по аффинажу и реализации металла также требуют затрат, их суммарные объемы составляют порядка 5%.
6. Налоги с потребительских услуг
Заработная плата сотрудников предприятия тратится на приобретение товаров и услуг в магазинах, оплату ЖКХ и т.п. В цену товаров и услуг включены НДС и другие налоги. Таким образом, с заработной платы, полученной на предприятии, взимается еще около 35–40% налогов. Если учитывать, что ФОТ на предприятии составляет 40% и сотрудники расходуют на потребительские цели до 60% своего дохода, то объем опосредованных налогов потребительского рынка составит до 10% от валового дохода.
В целом структура основных и косвенных (опосредованных) отчислений в бюджет с каждого добытого килограмма драгметалла для небольшого предприятия (100 кг золота в год) приобретает следующий вид (см.табл.).
Основные и косвенные налоговые отчисления недропользователя
№ |
Наименование налога, отчисления |
Основные |
Косвенные |
||
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
||
1 |
НДПИ |
6 |
138 |
|
|
2 |
На прибыль (при 10% рентабельности) |
20 |
46 |
|
|
3 |
С ФОТ |
26,35 |
606 |
|
|
4 |
ГРР — 30% |
6 |
138 |
|
|
5 |
Налоги поставщиков |
|
|
15 |
345 |
6 |
Налоги через госуслуги |
|
|
5 |
115 |
7 |
Налоги потребительский рынок |
|
|
10 |
230 |
ИТОГО |
|
928 |
|
690 |
Таким образом, предприятие с каждого килограмма золота, заработав 2,3 млн рублей (цена золота на дату написания статьи), производит прямых основных налоговых отчислений в бюджет государства 928 тыс. руб. (40,35%) и дополнительных, опосредованно через поставщиков, госуслуги и потребительский рынок, 690 тыс. руб. (30%).
Следует отметить, что здесь приведены только те отчисления, которые можно систематизировать и учесть. Сколько еще других платежей, штрафов, поборов, необоснованных затрат, которые приходится производить из-за несовершенства законодательных актов в сфере недропользования?
Что получаем взамен? Все изменения условий работы за последние годы систематически становятся сложнее. За последние 25 лет добыча россыпного золота сократилась с 126 до 65 тонн! Поселки закрылись, мосты и дороги разрушились, люди уехали из регионов, где плотность населения и так была весьма низкой. Сокращение золотодобычи только отчасти связано с истощением сырьевой базы, она еще может давать работу много лет, так как в нашей стране огромное количество техногенных и мелких россыпей. Однако эти объекты при существующих условиях отрабатывать невыгодно. Чтобы их осваивать, нужны изменения в нормативной базе.
Читать далее:
В продолжение статьи «Стоит ли резать курицу, которая несет золотые яйца?»
Комментарии, отзывы, предложения
орегон, 12.10.17 11:17:22
Была когда-то хорошая статья в тему.
Цитата: Мифом является весьма распространенное мнение о том, что золото России как государству необходимо и, следовательно, оно когда-нибудь да будет финансировать, как раньше, геологоразведочные работы, отраслевую науку и золотодобывающую промышленность.
Необходимо добиться права для «кризисных» субъектов РФ, какими являются Магаданская область и Чукотский национальный округ, самим решать свою судьбу, разработав для себя систему налогообложения. Пойти по традиционному пути, отдав все на откуп правительству и законодателям - это верный путь проволочек. И правительство, и законодатели, стремясь к универсальности закона, не будут вдаваться в подробности «кризисной» ситуации и, тем более, в довольно сложную систему расчета налогов. Магаданскому законодательному собранию надо дать право самому решать эти проблемы, но не путем исполнения чужих установок, а путем принятия своих решений, вплоть до создания собственных законов. В мире подобная практика имеется. В США, например, каждый штат устанавливает свои законы.
Эксперт, 12.10.17 15:30:58
Какие-то нереальные пути вы предлагаете:
1.Предположим, появиться "...инициативный , авторитетный, финансово обеспеченный человек, возглавляющий общественное объединение недропользователей и имеющий возможность входа в Госдуму и СФ..." Ну, появится такой, войдет он в эту Думу или СФ, и что? Все, что он туда внесет разумного, там и останется, наружу (в виде адекватных законов) ничего не выйдет, что мы видим уже не первый год.
2.Предложение "...Магаданскому законодательному собранию надо дать право самому решать эти проблемы, но не путем исполнения чужих установок, а путем принятия своих решений, вплоть до создания собственных законов..." со ссылкой на прецедент США для наших условий не подходит: у них - добровольное объединение штатов с делегированием части полномочий центру (в т.ч. и по налоговым сборам), а у нас картина прямо противоположная. Наш центр только увеличивает свою долю , т.к. дележ налогового пирога - основной метод управления окраинами.
3.Честно говоря, приемлемого выхода из этого тупика я не вижу.
Старатель, 12.10.17 15:34:00 — Всем
У нас всех режут и всё режут, не взирая на лица. Сегодня ходил по бвнкам хотел получит кредит, так мне дали всё таки в одном банке 42 тыс. на 3 года. в результате выплачивать 127тыс руб. это по 3529 р. А вот под какой % получается, кто посчитает?
hakas, 12.10.17 16:01:55 — Старатель
100,79 % в год
СНС, 12.10.17 17:46:08
Не все так плохо. Законы меняются не быстро, но неизбежно. Например, в начале 90-х, чтобы поехать за границу надо было получить выездную визу, а в 1993 г. они были отменены и разрешена свободная выдача загранпаспортов.
В 1961 году за валюту могли расстрелять, в 1991 за 100 баксов - посадить, а сейчас за целый чемодан долларов - под домашний арест. Главное, чтобы объективные условия наступили. Сейчас они на подходе.
Брат, 12.10.17 22:05:13
Представляется спорной правомерность исчисления косвенных налогов по позициям №№5, 6 и, особенно, 7.
В целом отрадно, что опыт позволяет автору видеть проблемы недропользователей. Но что дает самим недропользователям усредненный экономический расклад, приведенный автором? Раскрывает людям глаза на то, как плохо они живут? Так все в курсе... Обосновывает необходимость новой нормативной базы? Так у нас старая не исполняется...
Реалист, 13.10.17 05:33:37 — Автору
Статья, конечно, по делу и все правильно. Золотодобытчики за все платят и в итоге им остаются пустые хлопоты. Власти у нас режут все, что можно тут же сожрать. Зарезал и сожрал - это понятно. А ваши яйца - это когда и кому?
И что вы предлагаете? Сейчас у вас получился очередной "плач Ярославны". Можно уже сборник собрать такого плача.
Студент, 16.10.17 11:12:53
Кушать сильно хотели, вот и сварили супчик
Dave, 11.11.17 17:21:37
Сильных мужиков в России мало стало, их давно вывели. Потому плачут, как слабые женщины, и в пояс кланяются даже не очень большим чиновникам. Боятся даже прямое слово сказать, вдруг обидятся?
Серый, 12.11.17 16:47:57 — Автору
Курица для того и живет, чтобы ее ощипывать и резать. Есть еще бараны. Их стригут, потом режут. Так уж повелось.
Traceet, 17.11.17 16:43:17
Хочу супчик из курицы
Магадан, 05.01.18 03:01:32 — Автору
Что бы не говорили, а добыча россыпного золота в этом году в Магаданской области еще выросла. А у вас как?
Kennethuncok, 19.03.18 23:30:54
Все в статье правильно. Давят мелкий бизнес.
Пессимист, 19.07.22 12:27:03 — Магадан, 05.01.18
Да, было время! Но сейчас надежды на рост добычи россыпного золота кажутся призрачными
АВС, 12.10.17 11:04:35 — автору
Для того чтобы внести изменения в нормативную базу, надо чтобы был НЕЗАВИСИМЫЙ, инициативный , авторитетный, финансово обеспеченный человек, возглавляющий общественное объединение недропользователей и имеющий возможность входа в Госдуму и СФ. Пока такого не наблюдается на просторах России. Мы потратили много времени на общественную деятельность и пришли к выводу, что это-единственный выход. Роснедра и ГКЗ только "закручивают гайки" в последнее время и призывают работать "в существующем правовом поле", а это, как вы понимаете тупик... Скоро появятся в классификации понятия "извлекаемых запасов" (конечно с позиции ГКЗ которое действует исключительно в интересах гос-ва, не принимая во внимание что деньги вкладывает недропользователь) и всех обяжут извлекать именно то количество полезного компонента которое они утвердят... Поэтому международные кодексы оценки м-ний тв.п.и. , которые действуют в интересах ИНВЕСТОРА у нас упорно отвергаются.