Статья: «Стоит ли резать курицу…» опубликована на страницах журнала «Зoлотодобыча» в №9 (226), сентябрь 2017 г. Автор предлагает далее рассмотреть логику принимаемых в последние годы законодательных актов, всяких согласований, а также возможные варианты их совершенствования.
Земельные отношения при недропользовании превратились в особо острую проблему после принятия Лесного кодекса [1, 2]
Недропользователь после получения лицензии на право пользования недрами (в действительности мы такого права не получаем) проходит сложную процедуру согласований. При получении в аренду земельного участка, согласно Постановлению Правительства №604 [3], вырубленную древесину передает собственнику в лице Государства для реализации через аукцион. То есть, заплатив за аренду лесного участка немалую сумму, недропользователь производит вырубки, подготовку по ассортименту и складированию древесины, и далее передачу Государству для дальнейшей реализации другому потребителю. Недропользователь не получает право собственности на заготовляемую древесину (ст. 20 Лесного кодекса), хотя на вышеназванные процедуры имеет непрофильные расходы около 430 руб. на 1 м3 древесины. По какой цене происходит реализация древесины — это не важно, важно отсутствие логики подобных действий, так как в отдаленных горно-таежных районах складированная древесина никому не нужна (вывезти — дороже себе обойдется). Таким образом, сотни, тысячи кубометров древесины, не находя спроса, сгнивают на горных участках. Кто-нибудь за это ответил? Дополнительно к этому при заключении договоров на аренду земельного участка арендодатель в лице Агентства лесного хозяйства пытается возложить на плечи недропользователя и другие нагрузки. Неоправданной и ничем не подтвержденной (калькуляцию расходов лесхозы не могут предоставить) остается высокая цена за подготовку акта натурно-технического обследования лесного участка в соответствии с Приказом №701 от 24.11.2004 г. Минприроды РФ [4]. Причем основная часть работ выполняется силами недропользователя. Есть в договорах на аренду лесных участков и другие подводные камни (и еще какие!), это обязанность арендатора — производить работы по лесовосстановлению. Причем в этот пункт вбиваются удивительные показатели и цифры. Например, приобретение 500 тысяч саженцев ориентировочной стоимостью более 2 млн рублей. Подсчитали? И если учитывать, что предприятие ежегодно оформляет договора аренды земель в таком объеме уже в течении 10 лет, то хочется спросить, остались ли свободные земли в субъекте Федерации, где не посажены наши саженцы?
Необходимо отметить, что до кого-то дошла абсурдность этого постановления, и в 2017 г. появилась возможность приобрести вырубленную древесину на корню самому арендатору-недропользователю.
Согласования геологических и технологических проектов, утверждение запасов
После получения лицензии на геологическое изучение (типа БП), геологическое изучение, разведку и добычу (типа БР), разведку и добычу по факту первооткрывательства (типа БЭ) до начала работ необходимо составление и согласование геологического проекта работ. Последовательно этот процесс проходит в следующем порядке:
- составление геологического проекта,
- его геологическая экспертиза (стоимость до 100 тыс. рублей),
- согласование сбросов, бытовых отходов, неконтролируемых выбросов,
- заключение договоров на утилизацию,
- заключение договора на аренду земельного участка,
- и только после этого можно организовывать геологоразведочные работы, по оценке лицензионной площади.
Геологоразведочный этап продолжается от 3 до 5 лет и завершается предоставлением отчета и запасов на утверждение в территориальную комиссию по запасам (ТКЗ) или в ГКЗ, в зависимости от количества запасов. Рассмотрение отчета и утверждение запасов тоже требует оплаты от 30 до 100 тыс. рублей.
Следующий этап — составление технического проекта, согласование, получение горного отвода, заключение договора на аренду земельного участка, согласование количества потребляемой свежей воды и объемов взвешенных веществ, разрешенных на сброс. За воду, за аренду земельного участка и сброс взвешенных веществ производится оплата согласно нормативам и инструкциям. И только после этого можно приступить к промышленному освоению объекта.
По сути подобные процедуры — это отголоски советских времен, когда все виды исследований и геологического изучения недр финансировались за счет средств государственного бюджета и естественно государство строго контролировало обоснованность объемов финансирования и расходов. Сейчас же, когда в минерально-сырьевом секторе экономики, в частности в золотодобыче, порядка 90% этих работ финансируют частные инвесторы, компании, предприятия, и это их риски в части окупаемости проектных затрат в заданные сроки, существующий порядок «тотального контроля» лишь сдерживает стремление инвестора минимизировать временные и финансовые затраты на реализацию проекта.
Контрольно-надзорная деятельность государства
Перечень контрольно-надзорных функций государства невозможно перечислить на страницах данной публикации. Что и кто только не контролирует: пожарная безопасность; рекультивация земель (агентство лесного хозяйства); загрязнение воды, воздуха, почвы; соблюдения экологических норм недропользования (Росприроднадзор); соблюдения требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Роспотребнадзор) в части охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания (Росрыболовство). Необходимость таких проверок обоснована соответствующими законами и условиями природопользования. Такие правила… Вопрос в другом — для чего проверяют? Чтобы недропользователи работали с соблюдением требований закона, инструкций, помочь предприятию исправить имеющиеся нарушения, предупредить их, подсказать им и т.д.? Или для того, чтобы найти (или принудить найти) любое нарушение и наказать? На протяжении долгих лет деятельности сформировалось устойчивое представление о том, что главная задача контролирующих органов — найти нарушение и выставить штраф. Такая установка каждого руководителя соответствующих организаций. Ведь победителем года становится тот территориальный орган, который наложил больше штрафов, а не тот, у кого на территории нет ни одного нарушения. Проверяющие в открытую говорят: нам нельзя возвращаться без акта — уволят. Это полбеды. Возможно, они и хотели бы помочь предприятиям улучшить работу, но увы… В большинстве случаев уровень профессионализма специалистов оставляет желать лучшего. Они больше похожи на сотрудников коллекторских служб, а не на профессионалов в своей области.
Вот один из свежих примеров — проект освоения лесов составляется на основании приказа Минприроды России от 28.03.2014 №161 [5], как говорили выше, лесхозом. Данный приказ предполагает ужесточение требований к самым разным объектам. Не обошли законодатели вниманием и недропользователей.
Согласно приложению, в проекте освоения лесов на территории, в зависимости от класса пожарной опасности лесов, должны находиться 1 машина высокой проходимости или вездеход и одна машина, оборудованная пожарным инвентарем из расчета 2 единицы на 10 га участка. Предприятие работает на участке площадью 250 га. С помощью простой арифметики несложно вычислить, что предприятию нужно 25 вездеходов и 50 машин, оборудованных пожарным инвентарем только для того, чтобы хотя бы немного соответствовать правилам пожарной безопасности. На предприятии всего 50 человек. Парадокс — даже в случае пожаров откуда взять 25 вездеходчиков и 50 водителей, не говоря об огромном количестве техники базовой стоимостью не менее 100 млн рублей. Сотрудники предприятия — это специализированная команда пожарников или недропользователи? Ведь собственно техники, необходимой для основной работы, у предприятия 15 единиц. Кроме автомобилей, на участке должны быть специальные пожарные рукава и прочий инвентарь, например, ранцевых огнетушителей должно быть порядка 140 штук. Отсутствие необходимого объема автопарка послужило причиной составления двух протоколов на общую сумму 100 тыс. рублей. Руководители предприятия пытались доказать ошибку в приложении, обращались к руководителю агентства лесного хозяйства и директору лесничества. Ответ жесткий — приказ №161. Результат — предприятие ждет решения о штрафных санкциях и готовится к судебным разбирательствам. Опять же, штраф наложили 19 сентября, а 29 сентября Минлесхоз внес изменения в данное приложение — ведь есть чиновники, которые исправляют свои ошибки.
Иные законодательные акты и согласования
Право недропользователя на изменение границ лицензии. Ориентировочно до 2000 года прирезку к лицензионной площади можно было получить по заявлению недропользователя в территориальное управление недропользования. Размер прирезки составлял 800 метров выше и ниже лицензионной площади. После определенного периода затишья в области прирезок к лицензионной площади появился законодательный акт — Постановление правительства №429 от 03.05.2012 г. [6]. Он определяет порядок изменения границ недр, предоставленных в пользование. На первый взгляд, все хорошо, но при глубоком анализе становится очевидным тот факт, что законодательный акт в реальности применим только в исключительных случаях. Эти исключительные случаи таковы:
- имея лицензию на «геологическое изучение, поиски и оценку недр», недропользователь по факту первооткрывательства оформил последующую лицензию типа БЭ, а часть утвержденных им же запасов С2 по тем или иным причинам оказались за ее границами;
- если на прилегающих к действующей лицензии площадях уже имелись утвержденные запасы Госрезерва.
Оба случая крайне невероятны и исключительны. В других случаях, когда по геологической информации эксплуатируемого объекта запасы прослеживаются за границы горного отвода (границы лицензии), недропользователь не может подать заявку на изменение границ недр, так как за границами лицензии, утвержденной государственной экспертизой, запасов не может и не должны быть. Таким образом, вероятность того, что недропользователь на законных основаниях сможет фактически пользоваться положениями пункта б ст. 8 и ст. 11, ничтожна мала. Да и в этом случае площадь изменения лицензионных границ ограничивается 20%. Чем руководствуемся? Просто цифра «20%» нравится кому-то. Эти противоречия не исчезли и с появлением нового Постановления правительства РФ №595 от 18 мая 2017 г. «О внесение изменений в Положение…[7].
Получение лицензии по факту первооткрывательства. Порядок получения лицензии на право пользования по факту первооткрывательства определен положениями Закона РФ «О недрах».
При выявлении новых месторождений с запасами категории С1 и С2 первооткрыватель-держатель лицензии на право геологического изучения (тип П — поисковая) при желании и соблюдении оговоренных условий может получить последующую лицензию на право разведки и эксплуатации объекта без аукциона. Таким образом, государство гарантирует недропользователю-первооткрывателю получение права пользования недрами на разведку и эксплуатацию без конкуренции и без возможных дополнительных затрат при участии в аукционе. Все это прекрасно, но за новую лицензию недропользователь все равно производит платеж, равный размеру начального платежа аукциона. Возникает вопрос, за что? За запасы? Но запасы подготовлены самим недропользователем за собственные средства. За получение государственной геологической информации? Она уже оплачена на стадии получения первичной поисковой лицензии. Недропользователь рисковал, тратил собственные средства, оценил территорию, подсчитал запасы и поставил их на баланс, а государство их продало ему же за определенную цену, при этом намекнув: не нравится, отдадим другому, но, возможно, по более дорогой цене. Парадокс! Министр природных ресурсов и экологии РФ господин С. Донской высказал мнение о возможности предоставления рассрочки платежа за лицензию по факту первооткрывательства на пять лет. Однако вопрос не в том, как платить, а в том, за что платить?
Заявительный принцип предоставления лицензий
В отношении участков недр с низкой степенью геологической изученности, на которых отсутствуют данные о наличии запасов и прогнозных ресурсов категорий Р1 и Р2, согласно Приказа МПР №61 от 15 марта 2005 г. и изменений к нему от 27 января 2014 г. № 37, принят заявительный принцип предоставления поисковых лицензий.
Следует отметить, что практически 90% территорий субъектов Российской Федерации покрыто прогнозными ресурсами категорий Р1+Р2+Р3 или Р2+Р3. Таким образом, для получения лицензий на такие площади требуется выделение площадей с ресурсами Р3, что в большинстве случаев затруднительно и зависит в основном от решения работников фондов геологической информации. Это о пресловутом «административном барьере». Можно только радоваться, когда министр МПР РФ С. Донской отмечает, что всего за полгода его применения количество поданных заявок выросло, по сравнению с 2013 г., в 20 раз и достигло нескольких сотен. Хотелось бы сегодня знать, сколько таких лицензий перешли в активную фазу, по скольким выявлены и утверждены запасы?
Особенности приказа №61 углубленно рассмотрены в Приказе Минприроды РФ от 10.11.2016 №583 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)». Можно сказать, что это хороший приказ, но хороший в основном для тех, кто хочет приобретать и продавать. То есть он позволяет брать все то, что никому не нужно, всем тем, кому это надо. Исключительно на продажу. Такие факты уже известны в Амурской области, когда деловые люди создают ряд организаций, получают десятки участков с надеждой их выгодно продать.
Введение налоговых каникул по НДПИ на Дальнем Востоке по твердым полезным ископаемым
Данный вопрос обсуждается с 2012 г. В Ново-Огарево президент РФ В.Путин в ходе заседания президиума Госсовета РФ по вопросам развития Забайкалья и Дальнего Востока 29 ноября 2012 г. заявил о возможности освобождения от НДПИ на 10 лет новых месторождений твердых полезных ископаемых на Дальнем Востоке для инвестиционных проектов объемом не менее 500 млн рублей. Позднее вопросы льготного налогообложения нашли отражение в выступлении зампредседателя ЦК КПРФ, председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.Кашина 24 июня 2014 г. на парламентских слушаниях по теме «Стратегическое развитие геологической отрасли до 2030 года» и в интервью министра МПР РФ С.Донского журналу «Нефтегазовая вертикаль».
Принят Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. №ФЗ-267 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ для стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации». Он устанавливает нулевую ставку по налогу на прибыль, налогу на имущество и налогу на добычу полезных ископаемых для крупных инвестиционных проектов. Однако эти преференции в отношении малого и среднего бизнеса так и не приняли законодательную форму: малый и средний бизнес с небольшими инвестициями никому не интересен.
Аналогичный подход просматривается и в пилотном проекте для Дальневосточного региона по предоставлению льготы по налогу на прибыль для предприятий, у которых объем ежегодных инвестиций в геологоразведочные работы составляет не менее 50 млн рублей. При этом в течении 10 лет размер налога на прибыль направленно уменьшается до 0%. В целом интересный проект оказался, однако трудоемким в оформлении и не пригодным для предприятий малого и среднего бизнеса. Чтобы ежегодно тратить 50 млн рублей на геологоразведочные работы, предприятие должно иметь годовой оборот 400–500 млн рублей, т.е. это круг не малого и среднего бизнеса.
Изложенные выше обстоятельства не стимулируют развитие отрасли, а приводят к ее стагнации. Россыпная золотодобыча для Сибири и Дальнего Востока обеспечивает около 30 тысяч рабочих мест, не считая сопутствующей занятости. Прямые и косвенные налоги с доходов работников обеспечивают десятки миллиардов рублей налоговых поступлений.
Чтобы сохранить рабочие места и налоговые поступления, необходимо принять следующие реальные шаги, а именно:
- В части НДПИ — дифференцировать ставку НДПИ от 0 до 6%, в зависимости от качества, доступности запасов полезных ископаемых: забалансовые запасы, вторичные запасы техногенных объектов — 0% ставка; запасы в труднодоступных районах без развитой инфраструктуры — 2–4%. При этом применение ставок НДПИ должно определяться на уровне утверждаемых запасов без дополнительных согласований с различными инстанциями.
- Регулярный платеж — убрать как не обоснованный и дублирующий (за землю платятся — арендные платежи, за геологическую информацию — платежи при получении лицензии.
- Налог на прибыль — разрешить недропользователям часть прибыли направить на развитие производства (приобретение новой техники, технологичного оборудования и др.) с выведением этой части из налогооблагаемой базы, что позволит снизить налоговую нагрузку.
- Приобретение техники — дать возможность недропользователям самим определять порядок амортизации, сохранив одно условие: амортизация частичная или полная в текущем году не должна сформировать отрицательный годовой баланс в бухгалтерском отчете. В противном случае целесообразно придерживаться нормального амортизационного периода. Если работать по первому варианту, то у налогоплательщика прибыль возникнет в последующие годы и соответственно ему придется платить относительно повышенный налог. Во-первых, у предприятий всегда дефицит в денежных средствах на начальном этапе работ, во-вторых, рубль сегодня намного дороже, чем рубль завтра, — такая у нас инфляция. Через 8–10 лет сегодняшний рубль превратится как минимум в 10 копеек.
- Учет затрат на геологическое изучение — внесение поправок в статьи 261 и 325 Налогового кодекса с таким расчетом, чтобы расходы на геологическое изучение недр для недропользователей, производимые собственными силами, включались в затраты и списывались в течение года с момента актирования. Решение данного вопроса позволит предприятиям вывезти из длительной консервации и направить на подготовку минерально-сырьевой базы еще 20% от прибыли с объемов, ежегодно производимых геологоразведочных работ.
- Лесные отношения — минимум, что можно было сделать в этом направлении, чтобы исключить масштабное вредительство со стороны чиновников, — это полностью убрать Постановление №604 от 23.07.2009 г. и оставить право распоряжаться недропользователю древесиной арендованного участка самостоятельно в собственных интересах; максимум — это оптимизация всего процесса лицензирования (что было рассмотрено в №2 (231) — на стадии подготовки лицензионного объекта на право пользования недрами в пакете документов согласованы не только границы лицензионной площади (горного или геологического отвода), но и выделен земельный отвод, определены стоимость единицы площади лесного участка, плата за единицу выбросов, за кг бытовых отходов, используемую свежую воду и объем сбрасываемых взвешенных веществ. В таком случае недропользователю нет необходимости месяцами согласовывать с различными инстанциями многочисленные документы на получение реального права на недропользование.
- Отчеты по геологоразведочным работам, защита и утверждение запасов в ТКЗ (или ГКЗ) — предлагается уведомительный характер отчетности. Информирование территориальных органов Роснедра об объемах (физические и финансовые) проведенных работ и подсчитанных запасах по категориям, без проведения государственной экспертизы и связанных с ней многочисленных процедур. При этом необходимый все же контроль государства осуществляется через проверки территориальными органами выполнения условий, обозначенных в лицензионных соглашениях.
Территориальные управления недропользования и фонды геологической информации ставят на учет подсчитанные и принятые недропользователем для освоения запасы. Их последующее движение, в том числе списание, также осуществляется в уведомительном порядке (форма 5 ГР).
- Расширение границ лицензионной площади — изменить п. 6 ст. 8 и ст. 11 Постановления Правительства РФ №429, сформулировать в следующей редакции: «..В случае установления факта продолжения месторождения за границы действующей лицензии разрешить расширить контуры лицензионной площади в границах, определяемых на основе экспертной оценки геологических и геоморфологических данных (в случае россыпных месторождений) без ограничения в пределах одного водотока, но не более чем на 100% от площади действующей лицензии. В случае утверждения на этой площади в результате геологоразведочных работ запасов полезного ископаемого недропользователь производит платеж, равный стартовой цене аукциона от принятого к эксплуатации количества запасов».
- Лицензия по факту первооткрывательства — при оформлении лицензии подобного типа необходимо исключить разовый платеж как противоречащий законам экономики, поскольку нет предмета оплаты.
- Законопроект «О добыче золота индивидуальными предпринимателями» — государство должно разрешить физическим лицам добычу золота на участках (1–2 км протяженностью) отработанных россыпей по всему комплексу техногенных образований. Они должны быть без балансовых запасов, реализация добытого металла может осуществляться через действующие предприятия малого и среднего бизнеса на договорных условиях. При этом налог на добычу полезных ископаемых платит недропользователь, через которого реализовывается добытый металл, он же платит за услуги специальной связи по доставке на аффинажный завод, за аффинаж, комиссию банку за продажу. Таким образом, легализуется добытый металл (или ранее добытый, неважно), фиксируется в отчетных документах количество металла, добытое физлицом с указанием объекта (государство знает сколько добыто физлицом).
Начало статьи: Стоит ли резать курицу, которая несет золотые яйца?
Комментарии, отзывы, предложения
Щербаков, 06.02.24 11:21:54
Хорошие предложения, и нужно пересмотреть статистическую отчетность, 5-гр и прочие, либо упразднить, либо ввести новую которая будет отвечать реальности
Брат, 06.02.24 12:06:54 — Щербаков
Действительно хорошие предложения, датированные 2018 годом. Прошло 6 лет и вот вы уже пишете, что хорошие, мол, предложения. Ну, и? Наверное, одной констатации недостаточно при том, что "власти" на такие предложения внимания не обращают.
Журавлев, 06.02.24 12:13:07
Надо чтобы золотодобыча упала на 25%, тогда, может быть, чиновникам Роснедр, кто-то сверху головку поправит. А в 2023 году снижение добычи золота всего на 2,5% - этого мало, чтобы ими заниматься.
СНС, 19.07.22 11:18:41
По-моему, хорошие предложения по сохранению курицы, которая несет золотые яйца, у доктора наук Мирзеханова.