Рейтинг@Mail.ru

Некоторые проблемы подсчета запасов полезных ископаемых с применением коэффициента рудоносности

Рупышев М.С., и.о. зав. сектором ГГО
ОАО «Иргиредмет»
Золотодобыча, №209, Апрель, 2016

Многие месторождения золота характеризуются сложным строением. Они сложены небольшими по размеру рудными телами, которые практически невозможно оконтурить по редкой сети детальной разведки. В таких случаях принято подсчитывать запасы с применением коэффициента рудоносности (К.р.). В первую очередь, конечно, имеются в виду золоторудные месторождения, хотя в какой-то степени это касается и других полезных ископаемых.

Предварительно уточним понятие «коэффициент рудоносности». В геологическом словаре /1/ говорится:

КОЭФФИЦИЕНТ РУДОНОСНОСТИ (К.р.) — поправочный коэффициент при подсчете запасов месторождений сложного строения (с гнездовым, струйчатым, полосчатым распределением полезного компонента в рудной толще, зоне). К.р. определяется отношением мощности площади или объема собственно рудных участков общей мощности к площади или объему рудной толщи. Соответственно, различают линейный, площадной или объемный К.р. Определение К.р. и его учет при подсчете запасов целесообразны только в том случае, когда безрудные участки не поддаются оконтуриванию при разведке, но могут быть селективно добыты или оставлены в целиках при разработке месторождения. Во всех остальных случаях подсчет запасов производится в целом для рудной толщи, но с учетом снижения содержания полезного компонента на величину, соответствующую мощности площади или объему включаемых в подсчет запасов безрудных участков.

Также можно обратиться и к определению Всероссийского геологического института (ВСЕГЕИ), которое гласит, что:

КОЭФФИЦИЕНТ РУДОНОСНОСТИ — отношение суммарной длины интервалов с промышленным оруденением к общей длине изучаемого профиля (линейный К.р.), или суммарной площади участков с промышленным оруденением к общей площади изучаемого рудного тела (площадной К.р.), или суммарного объема руды к общему объему рудного тела (объемный К.р.).

Как писал в своей книге «Подсчет запасов и геолого-промышленная оценка рудных месторождений» И.Д. Коган /2/, во многих случаях рудные тела состоят из линз, гнезд, неправильных скоплений рудных минералов, незакономерно чередующихся с безрудными участками или слабоминерализованными породами. Часто удается подобрать бортовое содержание, при котором выделяются относительно крупные сплошные залежи. Но в ряде случаев при учете всех находящихся внутри их безрудных и некондиционных участков средние содержания полезных компонентов оказываются ниже минимально промышленного, и месторождение подлежит к отнесению к числу забалансовых. Вследствие этого возникает необходимость выделения кондиционных участков и отдельного подсчета балансовых запасов.

Ниже перечислим плюсы применения К.р., прежде чем говорить о проблемах, возникающих при его применении.

1. Отнесение месторождения к числу балансовых без выделения кондиционных участков и отдельного подсчета по каждому из них. Необходимо отметить, что такой подсчет целесообразен только при обязательном условии возможности селективной добычи кондиционных руд с отправкой в отвал или оставлением на месте безрудных и непромышленных прослоев.

2. Возможность адекватно оценить основные параметры месторождения (объем рудной массы, количество полезного компонента (или нескольких)) на ранних стадиях разведки и дать объективную оценку целесообразности проведения дальнейших разведочных работ и отработки месторождения.

Не секрет, что недропользователь часто «зажат» в финансовые ограничения инвестора, которому необходимо получение прибыли в ближайшем будущем при нежелании разумно и в полной мере предварительно изучить объект. В таких условиях исполнитель вынужден оперировать той геологической информацией, которую имеет на текущий момент.

3. Возможность статистической оценки основных параметров месторождения без увязки рудных тел, а только лишь при выделении основной рудной зоны. Здесь исчезает проблема так называемой «многовариантности» увязки.

4. Для весьма сложных месторождений применение К.р. дает возможность подсчитать запасы при невозможности применения других методов подсчета.

Если говорить в общем, то использование К.р. облегчает жизнь геологов при подсчете как сложных, так и недоизученных месторождений.

Теперь рассмотрим проблемы,  возникающие при подсчете запасов, подготовке к освоению и отработке месторождений, запасы которых считались с применением К.р. Специалистам Иргиредмета, как исполнителям, эти проблемы близки и знакомы, так как приходится сталкиваться с ними постоянно. Примером служат работы по подсчету запасов и обоснованию ТЭО разведочных кондиций последних лет: Новоширокинское (Забайкалье), Быньговское (Южный Урал), Среднеканское (Магаданская область) и другие.

1.Нет четкого определения границ рудной зоны или неоднозначное выделение минерализованной зоны при отсутствии геологических границ. Минерализованная зона выделена формально по границам крайних рудных интервалов. Видно (рис. 1), что почти половина рудных тел в действительности находится за ее пределами; это обстоятельство не позволяет правильно наметить участки для дальнейшего изучения и детализации.

В данном случае приходится оконтуривать рудные тела только по данным опробования и так называемому «природному» бортовому содержанию, которое определяется статистически.

Этот прием означает также отказ от анализа условий залегания сплошных рудных тел. В результате возникают ошибки в определении истинных размеров рудных тел, в том числе их истинной мощности. При использовании коэффициента рудоносности в подсчет включаются все рудные пересечения, в том числе те, которые относятся к скоплениям, не обладающим достаточным объемом для селективной выемки.

Здесь, на мой взгляд, нельзя придумать какую-либо единую инструкцию для всех месторождений. Необходимо в каждом отдельном случае подходить индивидуально, учитывая геологические особенности месторождения, его горнотехнические, инженерно-геологические условия, морфологию и внутреннее строение рудных тел. Каждое месторождение по-своему уникально, но некая типизация все равно существует и можно найти подобные примеры в рамках обмена опытом.

2.Возможность селективной отработки месторождения. Это, как уже было сказано выше, является обязательным условием применения К.р. при подсчете запасов. Этот момент необходимо сразу учитывать с рассмотрением всех особенностей месторождения и строения рудных тел, также учитывать применение необходимой техники и современных возможностей при отработке месторождения. Для определения границ рудных залежей потребуется более детальное опробование и повышенный геологический контроль над ведением горных работ. Чем меньше значение К.р. для подсчетного блока, тем больше в нем разубоживающей массы. Отсюда вытекают два следующих важных пункта.

3.Отработка запасов, подсчитанных с К.р., связана с дополнительными затратами. В частности с проведением значительных объемов эксплуатационной разведки, более детальным опробованием и геологическим контролем:

-для открытых горных работ с необходимостью добычи безрудных и некондиционных пород, так как нельзя оставить их на месте,

-для подземных горных работ добавляются дополнительные расходы на горноподготовительные, иногда транспортные расходы и более сложную систему отработки рудных тел.

В целом, необходимость предварительного детального опробования и селективной выемки кондиционных руд не позволяет применять дешевые высокопроизводительные системы разработки.

4.Отсутствие какой-либо вразумительной методики расчета потерь и разубоживания. Опять же в каждом отдельном случае необходимо учитывать особенности оруденения и, соответственно, отработки месторождения.

5.Предвзятое отношение к данной методике отдельных экспертов и контролирующих органов. В своей практике я столкнулся с подобным случаем и от своих коллег знаю, что такой случай не единичный. В 2015 году мы считали запасы и проводили обоснование ТЭО временных кондиций по Среднеканскому рудному полю. Первая версия подсчета запасов не была принята экспертами как раз по причине наличия в подсчете коэффициента рудоносности.

По мнению геологов-предшественников, изучавших Среднеканское рудное поле, месторождение имеет очень хорошие перспективы с оценкой прогнозных ресурсов до 50 тонн (Пукач Б. Д., 1984 г.) и до 116 тонн (Ячный В. В., 1985 г.). Первый вариант подсчета запасов (рис. 2) был выполнен с применением К.р. внутри золотосодержащей дайки гранодиорит-порфиров. В этой версии выделение рудных интервалов или гнезд проходило внутри дайки по порфирам, то есть визуального контроля в данном случае не предусматривалось, а предполагалось вести разделение кондиционных и некондиционных руд по данным опробования. Для возможности селективной добычи была выбрана соответствующая техника и прописаны мощности рудных тел и пустых прослоев в кондициях.

Эксперт посчитал, что выделение и селективная отработка внутри дайки невозможна из-за малых размеров месторождения (средняя мощность по той версии подсчета составила 7,9 м, протяженность разведанного участка дайки — 300 м). Также и сам заказчик был не согласен с выбранным методом, так как посчитал, что таким образом можно потерять часть запасов золота. Они утверждают, что при таком распределении золота в руде и такой крупности вероятность попадания скважины в рудную часть внутри дайки статистически мала (в районе 20 %). Здесь я гораздо охотнее соглашаюсь с заказчиком, нежели с экспертом, так как при правильном выборе техники с данной производительностью селективную отработку проводить вполне возможно.

Второй вариант подсчета (рис. 3) исключал применение К.р., что существенно сказалось на изменении запасов — увеличилось количество руды (сразу на 32 %) и металла (на 5 %) при значительном снижении среднего содержания (на 36 %). Конечно, дно карьера по экономическим расчетам поднялось выше на 15–20 м или 3–4 уступа. В контур подсчета запасов были включены не только ранее некондиционные руды внутри порфировой дайки, но и линзы и прослои вмещающих сланцев.

Сменившему на тот момент бывшего председателя Магаданского ТКЗ новому председателю такой вариант также не приглянулся и он настойчиво порекомендовал применить третий вариант опять-таки с использованием К.р., но только по отношению к прослоям заведомо пустых вмещающих пород.

Третий вариант (рис. 4)  оказался наиболее применим для Среднеканского месторождения. Был корректно выполнен подсчет запасов в дайке с учетом всех факторов: учтена вся рудная масса внутри дайки с кондиционными и некондиционными рудами; исключены из подсчета прослои и линзы заведомо пустых вмещающих пород; исключена классическая ошибка при подсчете запасов так называемая «прессовка», что искажало бы результаты подсчета. В результате запасы металла значительно не изменились, руды стало больше по сравнению с первым вариантом всего на 7 %, содержание снизилось всего на 5 %.

Уверен, что на стадии разработки временных кондиций можно было свободно применить и первый метод подсчета. При дальнейшей разведке месторождения, когда будут более детально изучены все признаки оруденения и морфологии рудных тел, создан участок детализации, который наглядно покажет возможность выделения отдельных рудных тел внутри дайки порфиров, можно будет окончательно сказать о правомерности применения или неприменения К.р. при подсчете на Среднеканском рудном поле.

 

Заключение

В настоящее время часто изучаются и разрабатываются объекты небольших масштабов с запасами менее 10 тонн золота и соответственно невысокой производительностью. В этом случае для наиболее оперативного подсчета запасов и скорейшего ввода в эксплуатацию месторождения коэффициент рудоносности подходит как нельзя лучше.

При должном подходе, грамотной постановке горных работ, сопутствующего геологического обеспечения и контроля за выемкой можно добиться высоких экономических результатов. Главное — необходимо не только детально изучать, но и аккуратно эксплуатировать подобные месторождения.

 

Список литературы:

1. Геологический словарь: В 2-х томах. Том 1: А-М. Издательство: Недра, 1978 г.

2. Коган И.Д. Подсчет запасов и геолого-промышленная оценка рудных месторождений. Недра, Москва,  1974 г., 304 стр., УДК: 550.83:003.12  


-0+2
Уникальные посетители статьи: 11637, комментариев: 23       
Список статей по геологии золота

Комментарии, отзывы, предложения

Владимир, 12.07.16 10:40:32 — всем

А за рубежом работают без Кр. Не можешь геометризовать руду - значит нужны еще объемы бурения, тут без вариантов.

Второй момент - сейчас пошла мода использовать Кр как костыль для ленивых.

Сам видел на экспертизе в ГКЗ отчеты, где чтобы не выделять сложные контуры, и избежать проблемы при отрисовке каркасов из них, авторы вводили Кр и делали геометрически простые контуры.

А полезное ископаемое - железо, а группа - вторая, а месторождение - в ГКЗ прошло утверждение)

Если помечтать - то в случае с сложно геометризуемыми рудными телами можно использовать алгоритм РБФ (радиальных базисных функций), это те "пузыри" которые делает ПО LeapFrog (не реклама).

Сейчас работаю на месторождении, где ресурсная блочка сделана товарищами из УК как раз в липфроге, как по году так и месяцам отходит очень не плохо (по году - завышение по руде 5%, ниже нигде еще не видел)

орегон, 13.07.16 05:04:08 — всем

Исключительно точный коммент Брат, особенно по выводам.

СНС, 13.07.16 06:54:47 — Критикам

Разрешите мне заметить, что месторождения разные. Конечно, хочется, чтобы все они были простыми. Такой объект можно разведать по сравнительно недорогой советской методике, нарисовать где руда, а где нет, сделать и просчитать проект горных работ с учетом потерь и разубоживания, а потом строго по проекту отрабатывать под контролем недремлющих надзорных органов. Идеальная картина! Прямо советская плановая система в действии.

К нашему сожалению (моему тоже) уже нет ни простых золотых месторождений, ни СССР, ни плановой экономики. Для многих современных месторождений золота качественное оконтуривание рудных тел - это несбыточная мечта, по той причине, что реальная экономика такую разведку не выдержит, да она и не предусмотрена проектом.

Что делать? Вы предлагаете отказаться от объекта, в разведку которого уже вложены значительные средства? Или что?

Рупышев предложил частичное решение проблемы с помощью Кр. Предприятие, зная Кр, должно учитывать необходимость доразведки объекта и искать возможности снижения разубоживания. Так в статье у Рупышева и написано.

А какое ваше решение проблемы?

ayan, 13.07.16 11:43:55

Хотелось бы увидеть несколько строк о практике применении Кр в блочном моделировании.

Брат, 13.07.16 17:19:10 — СНС, 13.07.16 06:54:47

Ну что уж сразу "критикам". "Критики" появляются, когда есть что критиковать. Мы всего лишь осмысливаем информацию, которую автор имел неосторожность сделать общим достоянием.

Вы спрашиваете: "А какое ваше решение проблемы?" И очерчиваете эту проблему, как она вам видится: в советское время все было просто и идеально, сейчас нет простых золотых месторождений и качественное оконтуривание рудных тел - несбыточная мечта по той причине, что реальная экономика такую разведку не выдержит, да она и не предусмотрена проектом, а в разведку уже вложены значительные средства и что делать?

Странная у вас манера все валить в одну кучу, пытаясь сложить коне-дни и рукавицы. Где обсуждаемый конкретно вопрос о коэффициенте рудоносности и где то, что вы нам тут навешали? Однако отвечаю по пунктам.

1. В советское время тоже было по-разному: вспомните Буряка с его "сухоложским типом оруденения" и конфуз Карамкенского ГОКа.

2. Если некто не увлекся несбыточной мечтой и изначально настроен на некачественное оконтуривание рудных тел, то это не оказание геологических услуг, а нечто уже иное. И этот некто рано или поздно нарвется.

3. Если реальная экономика не выдерживает необходимый для данного конкретного объекта объем разведки, значит вы крупно пролетели с выбором объекта: добычи на нем реальная экономика тем более не выдержит. Проще говоря, это не месторождение. Ну, не бывает "бентли" по цене "жигулей"!

4. Если необходимый для данного конкретного объекта объем разведки не предусмотрен проектом, значит это какая-то "панама". Постарайтесь, чтобы такой "проект" (а тем более его реализацию) не могли связать с вашим именем.

5. Если вам предлагают объект, в разведку которого уже вложены значительные средства, проявите особую осмотрительность. Может оказаться, что этот заработок вылезет боком. Или будут велики репутационные потери.

Словом, ваша "проблема" слишком велика и Рупышев не предлагает даже частичного ее решения. А предлагает Рупышев следующее:

1. Поискать и найти клиента, не имеющего или жалеющего денег на доведение до ума недоизученного объекта.

2. Оценив объект по коэффициенту рудоносности, выдать ресурсную оценку за подсчет запасов и не мытьем так катаньем протащить эти "запасы" через государственную экспертизу.

3. Перенести, поскольку собственно запасы как таковые отсутствуют, основную часть разведочных работ (и сопутствующих затрат) на стадию добычи, сняв с себя ответственность за протори и убытки и переложив соответственно издержки и ответственность на плечи недропользователя, который, известное дело, то эксплуатационной разведке не уделяет должного внимания, то очистную выемку производит не там и не так. Так в статье у Рупышева и написано.

4. Как честный человек, Рупышев предупреждает клиента, что у его "запасов" отсутствует какая-либо вразумительная методика расчета потерь и разубоживания и не исключена возможность "предвзятого отношения отдельных экспертов и контролирующих органов". Однако старается не акцентировать внимания клиента на том обстоятельстве, что проект разработки месторождения на его "запасах" будет крайне непростым, а прохождение его ввиду "нетрадиционной ориентации" будет тернистым и весьма затратным.

Предложения эти неприемлемы и у вменяемого клиента не прокатят (прокатят у жадного и глупого, или если весь проект "панамный"), а так в общем и проблемы-то нет. Не кладите охулки на руку, честно называйте ресурсы ресурсами - и вся недолга.

СНС, 14.07.16 07:27:31 — Брат, 13.07.16

Обратите внимание на то, что ваше предложение: "Не кладите охулки на руку, честно называйте ресурсы ресурсами - и вся недолга". - не решает проблему недропользователя. Если честно назвать ресурсы - ресурсами, то получить разрешение на проектирование и строительство предприятия (даже маленькой опытной фабрички) не удастся. Так ведь?

А если утвердить запасы (пусть и с Кр), то можно проектировать и строить. Есть объекты, где такое решение является оптимальным.

Ваша забота о счастье недропользователей, конечно, трогательная. Но они не дети малые, а взрослые люди. Нужна ли им ваша забота, как вы думаете?

Рупышев М.С., 14.07.16 09:03:57 — всем

Спасибо всем за оценки статьи, прошу прощения, что долго не участвовал в обсуждении (сдаем проект, очень мало времени).

Рупышев М.С., 14.07.16 09:05:37 — Инженеру-проектировщику

Без дополнительной информации сложно сказать. Скажите, что вы приняли за выемочную единицу и какова высота добычного уступа?

Брат, 14.07.16 09:47:29 — СНС, 14.07.16 07:27:31

А вот этот ваш пост готов поддержать, поскольку я вовсе не альтруист, снедаемый заботой о счастье недропользователей, которая представляется вам столь трогательной. Поэтому никакой такой "заботой" не мучаюсь и с чего бы мне об этом думать?

Вопрос в другом. Если у Рупышева имеются возможности протащить ресурсы под видом "запасов" через государственную экспертизу и имеется клиент, которому именно это позарез необходимо - так совет им да любовь. Как говорили мои знакомые хохлы "бачили очи шо куповалы". Вы правы, имеется такой специфический сектор рынка, пусть и достаточно узкий, на котором Рупышев имеет возможность иметь свои маленькие радости.

Но надо ли Рупышеву с этой своей не слишком легитимной практикой вылезать на публику и со ссылками на геологический словарь и Когана претендовать на некую новую "научную" методику? По мне, так это перебор.

Согласны?

СНС, 14.07.16 10:15:22 — Брат, 14.07.16

Не могу с вами согласиться, так как "легитимное" - не обязательно хорошее. У нас в России оно имеет длинную седую бороду, в том числе книжке И.Д.Когана уже больше 50 лет, а формуле Чечетта-Ричардса - больше 100 лет и т.п. С этим старьем любой подсчет запасов на современных объектах по достоверности не многим лучше ресурсов. Вы же заметили, как на Наталке посчитали? И не только там.

В связи с этим любую попытку выбраться из "легитимного болота" по-моему, надо приветствовать. А вы как считаете? Пусть все так и будет, как деды делали?

Брат, 14.07.16 11:02:59 — СНС, 14.07.16 10:15:22

Значит, со всем остальным обсуждавшимся, за исключением "легитимного", согласны... Это не может не радовать.

Кстати на "нелегитимного" И.Д.Когана ссылается как раз автор, я лишь комментирую. И что ж вы его так "старьем"-то огладили?

А вот соотношение "легитимного" и "хорошего" давайте даже обсуждать не будем. "Кто сильнее: кит или слон?" - это ни разу не аргумент. Бессмысленно это, не находите?

Приветствовать любые попытки выбраться из "легитимного болота" - призыв крайне неосмотрительный. На мой взгляд, приветствовать надо лишь попытки разумные и обоснованные.

Инженер-проектировщик, 14.07.16 12:03:50 — Рупышеву М.С.

Выемочной единицей является добычной уступ в пределах геологического блока высотой 5 м

Рупышев М.С, 14.07.16 12:22:48 — Брату

Уважаемый Брат! Отдельное спасибо Вам за видение ситуации и критику моей статьи. Считаю необходимым ответить на Ваши доводы, в том числе адресованных не только мне.

1. Мы можем только предполагать, что конкретно имела в виду редакционная коллегия при написании геологического словаря, так как кроме определения больше пояснений там нет. При написании статьи я опирался в том числе и на "Подсчет запасов и геолого-промышленную оценку рудных месторождений" не менее известного и авторитетного корифея советской геологии И. Д. Когана. Автор вполне допускает подсчет запасов с применением Кр и подробно разъясняет в каких случаях это делать можно и какие обязательные условия для этого должны быть соблюдены. Но вынужден согласиться с Вами, что нередко запасы на объекте изучения лучше отнести к ресурсам по причине сложности строения и недостаточной изученности.

Но давайте быть реалистами - редко можно встретить объект, где сеть бурения гуще, чем того требует инструкция для подсчета запасов определенного вида ПИ. Недропользователь экономит средства при разведке, подсчетная группа имеет то, что имеет.

2. Очень попрошу не додумывать выводы за меня ("...поискать и найти клиента, не имеющего или жалеющего денег на доведение до ума недоизученного объекта") и не использовать от моего имени терминологию, которой нет в статье. Например, "войти в положение недропользователя" или "пропихнуть через государственную экспертизу "запасы". Запасы мы не "пропихиваем", а защищаем. И если экспертная комиссия ГКЗ считает, что такой объект имеет право на существование, значит согласна с тем, что даже с применением Кр месторождение достаточно изучено, чтобы отнести его содержимое к запасам.

Также мы никогда не вводим в заблуждение ни инвесторов, ни недропользователей и объясняем, где у них на объекте слабые места и имеет ли вообще смысл при такой степени изученности выходить на защиту. Ни те, ни другие не малые дети (как верно заметил СНС), которых можно так просто ввести в заблуждение. Это люди умные и не слабонервные, раз решили инвестировать деньги на подобные объекты. Не нам за них решать "расхлебывать ли издержки "всю оставшуюся жизнь". Наша обязанность честно их об этом предупредить.

3. Сетовать на "предвзятое отношение к данной методике отдельных экспертов и контролирующих органов" как исполнитель я имею полное право, пока у экспертов нет по этому поводу единства. Когда в инструкции ГКЗ (именно инструкции, а не рекомендациях, так как последние можно повернуть в любую удобную сторону) будет четко прописано, что применение Кр приемлемо только для подсчета ресурсов, а исполнитель будет четко знать, можно ли его применять или нет, данный пункт больше никогда не будет упомянут.

4. Пока не довелось встречать кого-либо, кто "изначально настроен на некачественное оконтуривание рудных тел". Если встречу такого человека, то постараюсь свести сотрудничество с ним к минимуму.

5. Если Вы своими доводами отнесли все объекты с Кр к ресурсам, это не значит, что это именно так. Существуют объекты, которые даже при сгущении сети разведки без Кр посчитать крайне затруднительно, например, Новоширокинское. Я очень хочу увидеть, как Вы бы обосновали переквалификацию уже существующих запасов в ресурсы или почитал бы Ваше опровержение трудов И. Д. Когана.

6. Решение перенести часть разведочных работ (и сопутствующих затрат) на стадию добычи принимает на себя исключительно недропользователь и ответственность на его плечи никто не перекладывает. Уверен, что недропользователь прекрасно понимает, что если он не желает детально изучить объект на стадии разведки, ему это придется сделать на стадии добычи. Если он этого вдруг не понимает, значит ему можно только посоветовать вложить средства в другие отрасли, где он понимает больше. Но я таких людей пока не встречал.

Дважды перечитал статью и не смог найти, где написано, что "недропользователь эксплуатационной разведке не уделяет должного внимания, то очистную выемку производит не там и не так".

Так что каждый из нас делает свою работу в рамках своих возможностей и возможностей и пожеланий заказчика. Если Вы думаете, что целью моей статьи была инструкция по "отлову плохо понимающих денежных мешков", то это мнение ошибочно. Я постарался осветить проблемы, чтобы мы могли найти решения и поделиться опытом.

Рупышев М.С., 14.07.16 12:29:54 — ayan

В блочном моделировании данная проблема отсутствует, так как оконтуривание проводится по рудной зоне по так называемому "природному" борту, а полученные блоки внутри зоны можно отсечь по различным атрибутам - содержанию, типам руд, категории запасов или ресурсов, стоимости выемки и тд.

Брат, 14.07.16 17:57:10 — Рупышев М.С.

Не стоит благодарности. Напротив, мои извинения, если что-то прозвучало в отношении Вас излишне резко. В нашей легкой полемике с СНС Вы невольно оказались в роли неодушевленного третьего лица в качестве аргумента в споре, мотивация и стилистические особенности которого задавались уважаемым СНС, манера ведения полемики которого ээ... своеобразна. Безусловно, это и мое упущение: не следует увлекаться стилистически адекватной полемикой с оппонентом, не учитывая интересы третьих лиц.

Поэтому - еще раз мои извинения.

Касательно существа вопроса - критериев правомерности использования коэффициента рудоносности -, я изложил свое мнение, состоящее в том, что если на данной стадии геологического изучения объекта геометризация оруденения невозможна, то определить, могут ли быть селективно добыты или оставлены в целиках при разработке месторождения безрудные участки мы с Вами не можем никак. И в связи с несоблюдением условий, определяющих возможность применения коэффициента рудоносности (во всяком случае, в рамках того понятийного аппарата, на который Вы ссылаетесь), применение Кр к данному конкретному объекту не является правомерным.

Полагаю, что это однозначно так в том правовом поле, которое Вы очертили. Разве что Вы руководствовались какими-то еще дополнительными соображениями, о которых не упоминали.

Остается также непроясненным вопрос с методикой. Вы оценили объект с применением коэффициента рудоносности, вышли на защиту и экспертная комиссия ГКЗ сочла, что такой объект имеет право на существование, отнеся его содержимое к запасам. Извиняюсь за тавтологию, экспертная комиссия имела право зафиксировать это право и я не предлагаю это право оспаривать. Стало быть, последовательность процедур прохождения материалов понятна, но в чем, собственно, заключается Ваша "методика"?

Теперь немного по Вашим замечаниям.

Завышенной самооценкой я не страдаю и вовсе не относил все объекты с Кр к ресурсам: Бог весть кто и когда эти объекты делал и чем при этом руководствовался. Мы с Вами обсуждаем только мои доводы в части возможности (или невозможности) применения коэффициента рудоносности к объекту, запасы которого не могут быть геометризованы. Поэтому, к сожалению, не смогу удовлетворить Ваш интерес по поводу обоснования переквалификации уже существующих запасов в ресурсы или опровержения трудов И.Д.Когана (его, кстати, СНС полагает "старьем" - не прав СНС, вы не находите?), поскольку заведомо нереальных целей я стараюсь перед собой не ставить.

Касательно пункта 4 Вашего поста - мы с Вами знаем такого человека. В посте 13.07.16 06:54:47, обращаясь к Критикам, СНС констатирует, что "для многих современных месторождений золота качественное оконтуривание рудных тел - это несбыточная мечта". Иными словами, согласно СНС, суровой реальностью для многих современных месторождений золота является некачественное оконтуривание рудных тел. Стало быть, на что нас ориентирует подобная позиция?

Разумеется, этот пример я привожу лишь в качестве иллюстрации к своим пояснениям об особенностях стилистики полемики, на которые указано выше.

Ваши объяснения, что все решения недропользователь, будучи совершеннолетним, адекватным, в здравом уме и трезвой памяти принимает сам и вполне добровольно мне понятны. Вот только, говорите Вы, не нам за них решать, "расхлебывать ли издержки всю оставшуюся жизнь". Решать, пожалуй, не Вам, но, к примеру, Вы разъясняете клиенту предстоящие сложности с проектированием на таких запасах? Или оставляете эти вопросы проектантам?

А работу никто не отменял. И, Вы правы, каждый из нас делает свою работу в рамках своих возможностей и возможностей и пожеланий заказчика.

Рупышев М.С., 15.07.16 04:43:41 — Брату

Спасибо, что не заставили ждать с ответом и понизили градус разговора!

Если чуть подробнее разбирать вопрос, то при обосновании кондиций мы принимаем вполне конкретные геометрические параметры рудного тела - в частности минимальную мощность и максимальную мощность пустых прослоев. При эксплоразведке с использованием данных кондиционных параметров, как правило, исчезает проблема "многовариантности увязки", можно отрисовать конкретное рудное тело. Понимая, что недропользователю предстоит извлекать, подбирается соответствующая техника. Производительность естественно будет ниже, это все понимают. Абсолютно согласен, что существуют объекты, на которых это сделать не представляется возможным, их надо отрабатывать целиком (если конечно экономика позволит).

Касательно методики. Целью статьи я предполагал освещение проблемных аспектов в целом. Каждый из них очень индивидуальный, оценить все разом просто невозможно, поэтому я привел только один конкретный пример. Может быть кому-то эта статья и, что очень важно, комментарии к ней помогут определиться в решении применять Кр для подсчета запасов или не применять. А вот уже как это делать здесь, увы, этот человек не найдет. У меня было в планах написать продолжение, но, как известно, в скором будущем блочное моделирование заменит ручной подсчет и проблема перестанет существовать.

Кстати, БМ предполагает геостатистические исследования, а их не сделать без вменяемой буровой сети, на мой взгляд очевидный плюс.

Книга И.Д. Когана уже конечно не новая, но существуют такие классические вещи, которые актуальны в любое время.

По пункту 4 конечно не совсем согласен с "несбыточной мечтой". Поиск инвестора дело непростое, но если необходимо доизучить объект, то тут уж никуда не денешься, придется мечте сбываться. Можно конечно попытаться пойти на защиту с тем, что есть, но эксперты тоже люди грамотные. В таких случаях выдают отрицательное заключение, либо значительно урезают запасы согласно разведочной сети.

Сложности проектирования клиенту мы обязательно разъясняем. Мало того мы в Иргиредмете часто на своих же защищенных запасах следом делаем и проект разработки. То есть сами же и расхлебываем то, что посчитали.

Владимир, 15.07.16 05:26:44 — ayan

Вводится индикатор (ниже борта - 0, выше борта -1), это индикатор интерполируется, и потом через подгонку этого индикатора часть блоков из БМ выбрасывается. Значения индикатора не особо коррелируют с Кр

Брат, 15.07.16 10:43:55 — Рупышев М.С., 15.07.16 04:43:41

Не стоит благодарности. Напрягать оппонента ожиданием и без нужды накалять градус полемики - дурной тон.

Коль скоро стороны поняли друг друга и прозвучали все дозволенные речи, хотелось бы вернуться к существу вопроса. Благодарен за "чуть подробнее разобранный вопрос" по обоснованию кондиций и эксплоразведке, однако разговор-то шел о другом.

Хотелось бы все-таки услышать, на каком основании Вами применяется коэффициент рудоносности по объектам, где отсутствует геометризация запасов в недрах при том, что определить, могут ли быть селективно добыты или оставлены в целиках при разработке месторождения безрудные участки, не представляется возможным. В рамках того понятийного аппарата, который Вами обозначен, такие действия недопустимы.

Геолог, 16.07.16 09:57:35 — Автору

Уточните, пожалуйста, в окончательном варианте подсчета (рис.4) как вы рассчитывали К.р. и какая получилась его величина?

Андрей, 18.11.16 12:56:30 — Рупышев М.С.,

У меня больше вопрос к потерям и разубоживанию. Как в таком случае это делать, если нету вразумительной методики. А сам Кр - это вполне нормально. За границей да, не используют, но в блочной модели это и не надо.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Некоторые проблемы подсчета запасов полезных ископаемых с применением коэффициента рудоносности»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "пятнадцать прибавить 1":