Напомним, что на Юконе Шон Райан (попав сюда когда-то благодаря собирательству грибов) сделал свое благосостояние и заработал репутацию талантливого геолога-поисковика в результате кропотливой работы с картами и усердного сбора и анализа проб, что впоследствии его навело на залежи драгоценного металла с запасами в миллионы унций.
Юкон прославил Райана и прославил настолько, что в мае 2011 года его фото появилось на обложке журнала «The New York Times Magazine». На тот момент золото стоило около 1500 долл. за унцию, а вскоре выросло до 1900 долл. «Золотомания на Юконе» — так звучала тема номера. Райана в нем назвали «королем новой Юконской золотой лихорадки, крупнейшей за последние сто лет со времен Клондайка». Известность пришла к Шону после долгих лет тяжелой работы, пережитых трудностей, и когда Райану наконец повезло, то повезло по-крупному.
Началом новой золотой лихорадки на Юконе, разразившейся через сто лет после Клондайка, стало открытие в 2009 году компанией «Underworld Resources» золотоносного района «White Gold» (на следующий год компанию продали «Kinross» за 139 млн долл.). Однако у истоков этой сделки стоял именно Райан, который разведал и продал свое право на «White Gold» «Underworld Resources», принадлежащей на тот момент Робу Маклауду (Rob McLeod). В интервью «The New York Times Magazine» Шон рассказывал об их встрече так:
«Каждую зиму в Торонто проходит крупное мероприятие по горнодобывающей тематике. Там, подальше от шумного выставочного зала, пьяных вечеринок и вранья, в тихой комнате Маклауд взглянул на небольшую часть данных по опробованию грунта с «White Gold». Данные были очень подробные и точные. Он очень удивился, увидев, какие богатства хранят в себе недра этого участка, а ведь они были там и век назад: участок примерно 5 на 2 мили с аномально большими запасами минералов, окруженных ручьями, полными россыпного золота. Проверить все это без дальнейшей разведки было невозможно, но Маклауд определенно загорелся желанием получить эти участки».
Сегодня у Райана новое коммерческое предприятие — «GroundTruth Exploration», но не забывает он и про старательство. Шон снова работает с Маклаудом, основателем и вице-президентом по разведке в бывшей «Underworld Resources». (Более подробно об альянсе Райан-Маклауд речь пойдет ниже).
Я заметил признаки нарастающего присутствия Райана на Юконе, когда в августе посетил несколько объектов, впервые, кстати, приехав в эту провинцию. Одной из наших запланированных остановок должен был стать участок «Klaza», принадлежащий компании «Rockhaven Resources». Там находится месторождение с высоким содержанием золота, а также серебра, свинца и цинка.
Хотя до «Klaza» можно добраться по обычной дороге (невидаль для Юкона), наша программа была очень насыщенной, и мы предпочли лететь на вертолете, который нам выделила «Ryanwood Exploration» — компания Шона Райана и его жены Кэти Вуд (Cathy Wood). По иронии судьбы в тот день мы на «Klaza» так и не попали из-за плохих погодных условий.
«GroundTruth Exploration»: в стиле коммандос
В переходе Райана от старательства к коммерческой деятельности (по заветам практичных старателей времен первой Юконской золотой лихорадки) находят отражение его предпринимательские инстинкты.
Последнее предприятие Шона — уже упомянутая выше «GroundTruth Exploration» — специализируется на первичной разведке, в частности, опробовании грунта, аэрофотосъемках и бурении на малой глубине. При этом используются самые современные технологии вроде дронов и удаленно-контролируемых RAB-установок (бурение вращающейся воздушной струей. — прим. переводчика).
С Райаном я в конце концов встретился в вестибюле собрания «AME-BC» в Ванкувере. Во время нашего импровизированного интервью он быстро перешел к рассказу о своем нынешнем занятии.
Райан сравнивает «GroundTruth Exploration» с отрядом коммандос: специалисты компании приходят и быстро, тихо и дешево собирают геологоразведочные данные, выявляя цели, интересные для юниоров. Большинство методов компании настолько безвредные, что на их использование на Юконе даже не надо получать разрешения.
«Идея в том, чтобы быстро приехать и уехать, потому что в 95 процентах случаев, найти ничего не удается. Так, нам не приходится с самого начала завозить «тяжелую артиллерию», — говорит Райан.
Методы работы компании Райана нестандартные и порой становятся причиной конфликтов. Дело в том, что частенько в активе юниорской компании есть всего лишь один объект и, конечно, ее руководству не очень хочется узнать, что он не стоит затраченных усилий. Кроме того, по словам Райана, он постоянно встречает непонимание и отпор со стороны геологоразведчиков, привыкших работать по-старому. «Вероятность того, что за две-три недели я зарублю какой-нибудь проект, — очень велика. И что им остается делать, если он у них такой один?», — спрашивает Шон.
Расходы «GroundTruth Exploration» на разведку существенно ниже, чем у других фирм, использующих традиционные методы. И для Райана, который привык тратить на поиски золота собственные деньги, это стало определяющим фактором: «Раньше, чтобы провести разведку и пробуриться к цели, которую мы обнаружили при опробовании, уходило два полевых сезона и примерно 500 000 баксов. Сегодня ту же работу мы можем сделать для две недели и на четверть дешевле».
«Куча денег, выброшенныхна ветер»
Райану непонятна проблема кризиса системы юниорской отрасли. По его словам, «она просто не годится». Шон говорит, что устал смотреть на то, как юниоры выбрасывают чужие деньги на разведку плохо изученных объектов.
«Разведка — рискованное дело, много денег улетает на ветер, впустую. Это меня раздражает. Я привык тратить собственные средства, а вы посмотрите, сколько миллионов улетает в трубу. Вот были компании… работа у них стояла «на потоке», они как бы показывали, мол, забудьте, мы не занимаемся геологией и геохимией, потому что на них не потратить много денег, мы будем проводить аэрофотосъемку и бурить. Эти фирмы просто прыгали из стороны в сторону. Проблема в нашем деле в том, что даже если ты в пяти футах от месторождения, ты можешь его упустить. Это как искать иголку в стоге сена», – говорит Райан.
Такой маркетинговый ход, но и не только он, — идеи Райана. В качестве доказательства эффективности своего подхода Шон рассказывает, что месторождение «Latte» на проекте «Coffee», принадлежащем «Kaminak Gold» (второе по запасам в рамках данного проекта), было открыто по результатам анализа всего лишь одной пробы, а месторождение «Golden Saddle» в районе «White Gold» — трех. «Если вы занимаетесь ерундой, не обращая должного внимания на то, что происходит вокруг, то даже если вы собрали сотни тысяч проб, можно не взять ту единственную, которая представляет настоящую ценность. Важна каждая проба и нужно быть уверенным, что все сделано правильно. Чтобы найти принцессу, надо перецеловать кучу лягушек — в этом смысл».
Недавно «GroundTruth Exploration» выполнила для компании «Auryn Resources» программу разведки на проекте «Committee Bay» в Нунавуте. Она предполагала картографирование участка площадью более 1500 км2, а также оцифровку данных по выходам жил, полученных с помощью дронов. Это дало геологам из «Auryn Resources» ценные указания на наличие различных особенностей, например, ледниковых отложений и тиллей. «Будем смотреть, как там все пойдет», — комментирует Райан.
У Райана до сих пор есть некоторый интерес в месторождении «Coffee», который он продал «Kaminak Gold». Шон оставил за собой 2-процентные роялти на этапе получения разрешения. Проект же обеспечил компании рыночную капитализацию в 160 млн долл.
Слова Райана о системе юниорской отрасли вполне обоснованы, поскольку все суждения идут от личного опыта. Когда-то он занимал пост презента «Ryan Gold», успешной компании-юниора, на которую были записаны участки Шона на Юконе. Затем для «Ryan Gold» настал период бездействия, и в прошлом году ее поглотила «Oban Mining». Это стало одним из этапов масштабного слияния: самой «Oban Mining», «Temex Resources», «Corona Gold», «Eagle Hill Exploration» и «Ryan Gold».
Маклауд и Райан возвращаются на Юкон
Именно эта сделка заронила семена сотрудничества Райана и Маклауда. В декабре компания Роба «IDM Mining» выкупила обширные юконские активы Райана у «Oban Mining» за 1 млн долл («Oban Mining» досталось 19,9-процентная доля в «IDM Mining»).
Юконский участок состоит из 14 482 клаймов, разделенных на 51 группу. Благодаря этому соглашению, «IDM Mining» (флагманский проект компании — золотое месторождение «Red Mountain» на северо-западе Британской Колумбии) стала второй по количеству клаймов компанией на Юконе (на первом месте «Strategic Metals»).
В телефонном разговоре Роб Маклауд сказал, что горит желанием вернуться на Юкон и поработать вместе с Шоном Райаном. «Шон мыслит очень творчески, когда дело касается разведки. Поэтому мы считаем, что находимся в по-настоящему хорошем положении: у нас есть данные по более 150 тысячам точкам опробования, есть инструменты для их изучения вместе с Шоном», — говорит Роб Маклауд.
Разведкой на проекте будет заниматься и «GroundTruth Exploration», которая продолжит начатую работу и проанализирует сотни тысяч проб, взятых самим Райаном и его «Ryan Gold». Последняя, как замечает Маклауд, до того, как начался самый волнительный этап разведки — изучение аномалий — вела себя достаточно неактивно.
«Они (пробы) указали нам на множество особенностей, связанных с некоторыми обширными объектами, в частности залежами в регионе «Kluane» и платформенными карбонатами недалеко от дороги «Cantung», — поясняет Маклауд.
Сейчас Робу Маклауду предстоит принять ряд очень важных решений, однако рост цены на золото дает ему простор для маневра: «Думаю, пришло время консолидироваться, и заинтересованные в этом стороны уже есть». Основное соображение, из которого исходит Роб, — повышение акционерной стоимости. Вот какие варианты есть сейчас у «IDM Mining»:
- крепко сидеть на клаймах, многие из которых будут обладать высокой ценностью еще много лет (из-за низких расходов на сохранение лицензий);
- оставить все себе и заняться разведкой самостоятельно;
- организовать новую компанию;
- полностью или частично продать клаймы или создать совместное предприятие.
В то же время летом «IDM Mining» планирует приступить к реализации на проекте рабочей программы исследований и уже наняла двух консультантов с большим опытом разведки на Юконе — геологов Энди Рэндалла (Andy Randell), который раньше состоял в «Ryan Gold», и Брэндона Макдональда (Brandon Macdonald). «Мы компилируем и анализируем данные, а также вместе составляем план работы на самых важных участках», — поясняет Маклауд.
Наука опробования
Роб Маклауд рассказал, что Шон был связан с главным геологом «Full Metal Minerals» и «Underworld Resources» Рикардо Преснеллом (Ricardo Presnell), который работал над вопросом генезиса месторождения, открытого Райаном.
Для Преснелла геология была больше, чем жизнь. Прежде чем попасть на работу в компании Маклауда, он больше 20 лет проработал в «Kennecott» и «Rio Tinto». Сам Маклауд называет Преснелла «замечательным человеком» и «выдающимся ученым», который разработал строгий подход к опробованию.
«Рикардо нанял Шона Райана, когда тот был еще простым сборщиком грибов, но с некоторыми знаниями в области добычи (Шон вырос в Тимминсе), достаточными, чтобы выполнять простую работу. Рикардо твердо полагался на качество, когда дело касалось геохимического опробования, особенно опробования грунта. Поэтому технику разведки, которой владеет Шон, он перенял у Рикардо. Именно с ее помощью он обнаружил аномалии в районе «White Gold» и «Coffee», — рассказывает Маклауд. (Преснелл погиб в январе 2010 года, когда, катаясь на лыжах, его накрыла лавина).
«Будет интересно понаблюдать, как вырос Шон в профессиональном плане, и как наши взаимоотношения эволюционировали со временем. Именно это, так уж исторически сложилось, и является ключом к успеху в нашем деле», — заключает Роб.
Что касается Райана, то ему по-прежнему удается совмещать множество обязанностей, однако фраза в его визитке отражает истинное призвание Шона — «Юконский старатель».
Источник: Yukon 2.0: Shawn Ryan, Rob McLeod join forces on another northern gold hunt, https://ceo.ca/ Перевод с англ.: С.С. Верхозин
Комментарии, отзывы, предложения
игорь, 24.05.16 15:56:50 — автору
Суть в том что проект держится на геологе схема работы которого подошла к проекту. Особенно на начальной стадии. Для начальной стадии не нужны разрешения и надзору не страшны. Настоящих буйных мало и много задернованных площадей.
Журавлев, 24.05.16 16:18:37 — Брат , 24.05.16
А что вам забавно? Там и ГКЗ с ТКЗ нет. А лицензию на разведку можно получить за полчаса. Бери и работай. Это у нас забавно, а не у них.
Брат, 24.05.16, 24.05.16 23:14:10 — Журавлев, 24.05.16
Обычно мне забавно то, что, будучи интересным, перспективным и желаемым к реализации у себя является абсолютно недоступным в силу особенностей российского законодательства. Ну не огорчаться же мне из-за недоступности этого самого желаемого? А вот разделить ваше мнение о забавности ГКЗ и ТКЗ я как-то не готов. Уж простите великодушно.
Б.Кавчик, 25.05.16 06:07:58 — Брат, 24.05.16
ГКЗ, конечно, организация серьезная, крупнейший монумент советского прошлого. Здесь на сайте есть статья: Кто знает, что такое ГКЗ сейчас? Она написана специалистом, который хорошо знает тему:
По-моему, экспертиза запасов необходима, но она не должна быть государственной и принудительной. Примером может быть та же Канада. Если бы у них был наш ГКЗ, то как бы сложились дела у Шона, как вы думаете?
Да, еще бы Шона предварительно заставить пройти нашу экспертизу проектов разведочных работ.
Gen&Kap, 25.05.16 07:29:56
Cтатья актуальная. Мне удалось заинтересовать ЦНИГРИ результатами работы Шона. В Канаде опубликована статья -"Печальные результаты второй золотой лихорадки Клондайка", где разведуется только 5 из 17 аномальных площадей
http://corgovinstitute.com/the-sad-results-of-the-second-gold-rush-of-the-klondike. От Райана никакой реакции. Прочесть рекомендации по шлихогеохимическому опробованию (более 68 тысяч кликов на сайт http://zolotodb.ru/articles/geology/placer/10883) от тоже не сможет. Но, что странно, нет реакции на этот метод от золотоискателей и из России! Тогда методика была подробно изложена в прошлом году в рукописи "Шлихогеохимические поиски (золота, алмазов, редкоземельных элементов) золотоискателем" специально для Урала, Сибири, Колымы и Чукотки. Однако издательство запросило с меня такие цены, что погасило все надежды. Это не погасило мою мечту увидеть новые рудные источники россыпей и каждый теперь может прочитать двести страниц рукописи в электронном виде - https://www.dropbox.com/s/pgtbwqulv9e7avx/%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%98%D1%8E%D0%BB%D1%8C15.docx?dl=0
Брат, 25.05.16 23:51:35 — Б.Кавчик, 25.05.16
Да, я знаком с этой статьей. Я думаю, Шон выглядел бы бледно и с нашими "забавами" он бы скорее всего не совладал. Но ему, по счастью, этого и не нужно.
То обстоятельство, что канадское правовое поле выглядит предпочтительней российского с его избыточной регламентацией, безусловно, огорчает. Но, "если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно". Причину существования института ГКЗ и иных регламентаций мы можем уяснить, лишь установив выгодоприобретателей, продавивших легитимизацию этих ограничений.
Магадан, 26.05.16 01:47:02 — Брату
Выгодоприобретатели известны, множество народа кормилось и кормится от существующей системы МПР. Все они хотят ее сохранить. ГКЗ - одна из мелких кормушек.
орегон, 26.05.16 06:07:34 — маг
У нас вся страна по вашему состоит из множества мелких кормушек. Все предприятия в любой отрасли и министерстве устроены одинаковы. И это не называется кормиться.
Магадан, 27.05.16 01:38:12 — орегон, 26.05.16
По моему "кормушка" это место, где получают зарплату и пр. доходы, ничего больше. Все имеют свою кормушку и терять не хочет, даже уборщица. Тем более сотрудники такой конторы, как ГКЗ. Они будут доказывать, что без них акулы капитализма растащат нашу родину и т.п., хотя весь мир обходится без таких контор. В том числе без ГКЗ обходится Канада, о которой идет речь в этой статье.
Реалист, 31.05.16 08:59:12
В Канаде геологи заняты поисками месторождений, потому у них в геологии прогресс: новые технологии, новое оборудование, новые месторождения... Читаешь статью и видно, как шевелиться дело. Глядишь уже и рудник скоро построят и добывать начнут. А у нас геологи в конторах сидят и "на страже" стоят. Скоро в поле никого не останется.
Брат , 24.05.16 15:20:31 — Администрации сайта
Весьма познавательно. Клаймы, при отсутствии запасов и ресурсов обладающие в течение длительного времени высокой ценностью из-за низких расходов на сохранение лицензии и являющиеся базой для рыночной капитализации кампаний и повышения их акционерной стоимости.... Право, марсианские хроники какие-то, совершенно отличное от нашего правовое поле. И ни тебе Росприроднадзора, ни Ростехнадзора. Забавно.