Вопросы лицензирования. Выделение земель и лесных участков, включая особо защитные участки (ОЗУ) в редакции распоряжения Правительства РФ № 849 от 27.05.2013 г

Таракановский В.И., председатель Союза старателей России
Золотодобыча, №205, Декабрь, 2015

Сообщение на совещании Союза старателей 15.12.15

Большая часть месторождений полезных ископаемых от Урала и до Дальнего Востока расположена на землях лесного фонда. Вторая их часть размещается на землях сельхозназначения. Залежи рудных тел коренных и россыпных месторождений твердых полезных ископаемых в подавляющем большинстве случаев располагаются в границах различных категорий защитных лесов и/или на особо защитных участках (ОЗУ) леса (за исключением степной и полупустынной зон). Они расположены либо вдоль долин, либо в непосредственной близости от границ водных объектов. Россыпные месторождения вообще, как правило, полностью расположены в долинах рек и ручьев, а значит, на особо защитных участках лесов (ОЗУ).

В настоящее время состояние защитных лесов показывает, что в 26 субъектах РФ защитные леса составляют 75 и более процентов от общей площади лесных земель. Московская область, все регионы Южного федерального округа, Ненецкий автономный округ, Оренбургская область и многие другие покрыты только защитными лесами.

Защитные леса составляют 23,3 % от общей площади земель лесного фонда, что составляет 276,1 млн гектаров. Разные категории защитных лесов имеют разную конфигурацию и размер — от точечных объектов до крупных лесных массивов в тысячи и десятки тысяч гектаров, например, орехово-промысловые зоны.

В этой связи введение полного запрета рубок в защитных лесах вызовет негативные социально-экономические последствия.

Несмотря на систематическое обновление нормативно-правовой базы, на сегодняшний день законодательные акты, регулирующие земельные отношения в целях недропользования, в большинстве своем препятствуют недропользователю в осуществлении им своих прав, гарантированных законодательством о недрах (Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяй-ственного назначения», Постановление Правительства РФ № 849-р от 27.05.2013 г. «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов»)

В частности распоряжением Правительства РФ № 849-р запрещается размещение объектов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых и косвенно — сама разработка месторождений.

Налицо противоречие двух подзаконных актов, развивающих Лесной кодекс, и противоречие 2-го акта (распоряжение Правительства) двум законодательным (Лесному и Водному кодексам) и подзаконному (приказ Рослесхоза) акту.

Водный кодекс РФ, который прерогативно определяет понятия и объем водоохранных зон (защитные леса) и берегозащитных полос (особо защитные участки леса), в ст.65-8 прямо указывает на возможность разработки месторождений полезных ископаемых без ограничений. Лесной Кодекс (ст. 17, ст. 21 п.1 п.5.1, ст. 43, ст. 104–107) также разрешает геологоразведочные работы и добычу полезных ископаемых в защитных лесах и ОЗУ.

Таким образом, два Закона и один подзаконный акт определяют возможность разработки месторождений без ограничений, за исключением заповедных лесов, зеленых зон и лесопарков. Один подзаконный акт (распоряжение Правительства РФ запрещает этот вид деятельности на особо защитных участках леса. При этом самим Лесным кодексом определено, что запрет на строительство объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, предусматривается ТОЛЬКО ЗАКОНОДАТЕЛЬНО.

На основании вышеизложенного получается, что, выиграв аукцион, выкупив лицензию, государство гарантирует нам право на пользование земельными участками, при этом мы оказались в ситуации, когда невозможно использовать право пользования недрами и производить разработку месторождений.

Реализация распоряжения Правительства РФ означает ликвидацию добычи золота из россыпей на лесных землях и ликвидацию соответствующих предприятий. Далее следуют сокращение рабочих мест в отдаленных регионах страны, сокращение поступления налогов в муниципальные бюджеты и т.д.

При оформлении правоустанавливающих документов на земельные участки для осуществления работ по геологическому изучению недр и/или отработку месторождений полезных ископаемых (оформлении договоров аренды) недропользователи сталкиваются с неразрешимой проблемой, вызванной как пробелами, так и явными недочетами в действующем законодательстве. На стадии согласования данных документов в государственных ведомственных надзорных органах они зачастую получают отказы.

При этом деятельность государственных надзорных органов в силу их подчиненности разным министерствам и ведомствам никак не согласовывается между собой. Приобретя на аукционе за немалые средства лицензию на производство геолого­разведочных работ и/или освоение месторождения полезных ископаемых, недропользователи порой годами не могут согласовать и утвердить в установленном порядке правоустанавливающую документацию и, как следствие, приступить непосредственно к работам, нарушая тем самым условия лицензирования по независящим от них причинам, что приводит к изъятию лицензии.

Необходимо срочное принятие действенных мер, суть которых кратко можно обозначить в следующем.

Необходимо упростить процедуру перевода земель в границах горного отвода месторождений (с/х назначения, лесных участков) в другую категорию на основании лицензии на право пользования недрами. Действующая в настоящий момент процедура является не эффективной. В идеальном варианте ввести новую категорию земель — земли фонда недр.

Перевод в данную категорию осуществлять по заявлению недропользователя, на основании лицензии, границ утвержденного горного отвода и кадастрового паспорта. После отработки месторождения и выполнения рекультивационных работ земельному участку вернуть ранее существующую категорию.

Необходимо создать четкий механизм изъятия земель для целей недропользования, поскольку существующий механизм на практике не работает — Правительством РФ до сих пор не предоставлены полномочия по изъятию земель органу в области недропользования. Такое положение дел позволяет собственникам и арендаторам земельных участков в буквальном смысле вымогать огромные деньги у недропользователя.

Геологическое изучение и разработка недр невозможна без занятия земельного участка. Несмотря на всю очевидность, законодатель, создав порядок предоставления самих недр, вопрос о представлении земельного участка над ними оставил непроработанным, предоставив недропользователю (который заплатил немалые деньги на аукционе за приобретение права недропользования на лицензионном участке) самому «на свой предпринимательский риск» разбираться с данным пробелом в законодательстве.

Ранее в редакции закона «О недрах» от 21.02.1992 г. предусматривалось (ст. 11 п. 5), что «…предоставление лицензий на пользование недрами осуществлять одновременно с предоставлением земельного участка».

Позднее (с 1995 г.) предоставление лицензий на право пользования недрами, согласно ст. 11 ФЗ «О недрах», осуществлялось при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. В настоящее время эта норма утратила силу. Затем эта норма менялась еще 8 раз.

Сейчас после получения лицензии необходимо заключить договор аренды лесного участка, на котором располагается месторождение. (По Хакасии, например, прокурор отменял договоры аренды лесных участков как ничтожные, в связи с тем, что лесные участки являются лесами «особо защитными». На этих участках запрещена добыча золота, т.к. получена отрицательная экологическая экспертиза).

Нерешенность обозначенного вопроса породила судебные процессы, где суды единодушно признают, что наличие лицензии на право пользования недрами при отсутствии в установленном порядке оформленного права пользования земельным участком не является доказательством наличия права в отношении земельного участка. Фактически, получение лицом права пользования недрами еще не означает, что такое лицо имеет право приступить к геологическому изучению и разработке месторождения.

Зачем же разрешали вести геологоразведку, ставили на баланс, если добывать нельзя?

 

Далее примеры

Челябинская область. ОАО «УК ЮГК» — Наилинский участок, Алтынбанский участок, Верхнеуральский (Пластовский район); Осейское месторождение (Уйский район). Часть земель частных и сельскохозяйственного назначения.

Красноярский край. Северо-Енисейское лесничество (лесостроительство 2002 года), прииск ООО а/с «Дражный» и ООО «Соврудник». Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края своим решением наложило запрет для ООО «Соврудник» на осуществление геологоразведки и разработки месторождений полезных ископаемых на 77,8 %, 76,9 % и 45 % площади лесных участков, тем самым лишив возможности недропользования и создав препятствия для соблюдения последним условий лицензионных соглашений.

Свердловская область. А/С «Нейва» на особо защищаемых участках в 2015 году не добыли 300 кг золота.

Сахалинская область. А/С «Восток-2» добывали золото 70 лет. Запретили работать на р.Лангери по решению суда, куда обратилась региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина».

Забайкальский край. А/С «Газимур», месторождение россыпного золота «Шахтонинское», лицензия выдана 17.05.1999 г., отработано 70 %, в оставшихся 30 % особо охраняемые земли составляют 80 %, запасы золота — 800 кг.

 

Предложения Союза старателей России

1. Решить вопросы земель лесопользования при лицензировании месторождений путем использования в существующем законе «О недрах» ст. 11 п. 5 редакции ФЗ РФ № 2395 от 21.02.1992 — «Представление лицензий на пользование недрами осуществлять одновременно с предоставлением земельного участка».

2. Внести изменения в распоряжение Правительства РФ от 27.05.2013 № 849 и № 849-р от 29.12.2014 в п.21 о разрешении работать в ОЗУ, согласно Лесного Кодекса, ст. 107 (приложение)

 

Ожидаемые последствия

В России 200 лет идет добыча россыпных месторождений, 300 лет — золотодобыча, отработано 5000 км2 земельных участков.

История доказала, что самовосстановление лесов после россыпной золотодобычи происходит в течение 10–15 лет, мероприятия по рекультивации позволяют еще уменьшить срок восстановления земель и лесов. В связи с этим предложение Союза старателей РФ не нанесет заметного ущерба природе нашей страны, в то же время позволит сохранить рабочие места и уменьшить отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.


-0+0
Просмотров статьи: 9587, комментариев: 19       

Комментарии, отзывы, предложения

123, 29.12.15 06:05:58

Что-то в нашем государстве не то. Законы принимают настолько кривые, что производство останавливается. И валят все на "кризис", "санкции", "Америка"...

Производство станет, нефть дешевая, с чего жить будем?

Владимир Викторович, 29.12.15 07:41:19 — Таракановскому В. И.

Уважаемый Виктор Иванович!

Хотелось бы узнать, как на сегодняшний день решается описанная в статье проблема с ОЗУ. Наше предприятие столкнулось с данной ситуацией в Забайкальском крае. Обращения к чиновникам на местном уровне результатов не принесли. Судебная практика по регионам тоже отрицательная. Таким образом, дальнейшая деятельность предприятия находится под большим вопросом.

Готовы принять участие в решении сложившейся проблемы для форсирования её решения.

чудик, 29.12.15 09:01:22

проблему с экологией и землями решать нужно, решать, начиная с главного. А главным препятствием на сегодня является МПР! Там больше озабочены проблемами амурских тигров, чем амурского золота. Скажем дружно-НЕТ такому МПР!!! Да здравствует МИНИСТЕРСТВО ГЕОЛОГИИ, кормилец государства и общества.

Поиск, 30.12.15 05:28:20

Предложения Союза старателей понятны, к ним готовы присоединиться все россыпные предприятия. Хотелось бы узнать, куда они отправлены и прочитать ответ.

Alex Skobelev, 30.12.15 09:57:20

Больше ничего не остается как валить на плавное осуществление плана Аллена Даллеса через упомянутые выше ведомства через "..своих единомышленников и союзников в самой России". "Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточничеству, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого". Поздравляю директора ЦРУ и автора плана с успехами по выполнению плана.

Юрист, 04.01.16 10:36:53 — Alex Skobelev, 30.12.15

Госп.Скобелев, судя по вашему комментарию, вы считаете, что МПР у нас на содержании ЦРУ? Ведь проект закона они готовили. Потом Дума его обсуждала и приняла. Получается (страшно сказать) даже и ОНИ - народные избранники на содержании ЦРУ. Это серьезное обвинение. У вас есть доказательства? Вы передайте их куда надо.

Зацепил, 04.01.16 13:43:33 — Юрист

Да ладно Вам, господин юрист! Советую послушать, посмотреть Глазьева, Фёдорова, ну или Старикова, да наконец Катасонова, Делягина, Дугина,..... Все заслуженные люди. А мы, простые лапотники, что можем сделать- ничего. Хоть мы и лапти плетём, но газеточки почитываем. А компромата супротив народа- море и горы, но стоит подать куда надо- больше и лаптей плести не будешь. Так что ждём погоды и семечки пощщёлкиваем.

Юрист, 04.01.16 17:15:32 — Зацепил, 04.01.16

Спасибо за совет. Читаю и семечки тоже люблю щелкать. Но работа у меня такая, иметь дело с законами. Смотрю на распоряжение правительства, о котором В.И.Таракановский в этой статье написал и думаю, что может прав Скобелев, что его придумали не без участия врагов нашей страны? Специально, чтобы уменьшить добычу золота и ослабить валютную мощь нашей Родины.

Тут нельзя быть равнодушным. А вы предлагаете не вмешиваться. Вы просто трус или тоже на содержании ЦРУ?

123, 05.01.16 10:08:16 — Юрист, 04.01.16

Смелых мужиков в России мало осталось. Дело серьезное: "Реализация распоряжения Правительства РФ означает ликвидацию добычи золота из россыпей на лесных землях и ликвидацию соответствующих предприятий. Далее следуют сокращение рабочих мест в отдаленных регионах страны, сокращение поступления налогов в муниципальные бюджеты и т.д."

Союз старателей хоть как-то пытается бороться за права предприятий, но много-ли в нем членов? Большинство фигу в кармане держат и ждут, что без них кто-то проблему решит.

георгий, 07.01.16 13:12:53 — всем

Работал достаточно долго по россыпям в Африке. Конечно это не Австралия или Канада. Однако все вопросы недропользования по россыпям алмазов и золота решены там давно и совершенно четко и понятно инвесторам. Особенно в "малой" добыче, как у нас называется вольноприносительство. Лицензии там выдаются в течении одной недели и не стоят дороже 100 долларов за акр в год. Удивляет, что в нашей стране имеются такие противоречия по казалось бы несложному праву... Очевидно, что это наносит действительно вред нашему государству и нарушает права населения в месте их проживания, а также нарушает права инвесторов из числа юридических лиц, осуществляющих законную деятельность. Это недопустимо. И в плане занятости местного населения, и в плане доходов от этой деятельности в местный бюджет. Особенно в кризис. Полагаю, что настало время срочно обратиться с этими вопросами к Президенту страны. Лично я убежден, что В.В. Путин может оказать влияние на скорейшее разрешение этих противоречий.

Владимир, 14.01.16 05:40:31

Перлы водного кодекса и ответы МПР:

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со "статьей 19.1" Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

Позвольте, у нас любая разведка и добыча ПИ осуществляется ТОЛЬКО при наличии горных/геологических отводов и при наличии утвержденных технических проектов! Иначе нельзя! Так зачем этот пункт вообще? Лишний раз зацепиться?

Едем далее:

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Пояснение МПР по этому пункту: "Что касается запрета на движение и стоянку в границах водоохранных зон водных объектов транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, то он установлен в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В свою очередь, под твердым покрытием дороги в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, понимается асфальто -и цементобетон, каменные материалы и тому подобное.

Понятно, без техники добыча невозможна, или ее всю записывать в "специальные транспортные средства"? или асфальтировать/бетонировать полигоны и подъезды для создания "твердого покрытия"? Или грунт под площадками и подъездными путями принимать как "каменные материалы и тому подобное"?

Ну и самое основное противоречие, которое к счастью недропользователей, пока не замечается контролирующими органами.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными "частью 15" настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

Разработка россыпных месторождений в основном осуществляется в поймах рек и ручьев и невозможна без "размещения отвалов размываемых грунтов"

В МПР был направлен запрос о разъяснениях по пункту 17 статьи 65 Водного кодекса. Ответа ждали полгода! Стандартные откорячки - "исполнитель в отпуске" и "исполнитель на больничном".

Получаем ответ. /барабанная дробь/ Цитата: Минприроды России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации. /Занавес/.(А кто, простите, должен это делать?!?!?) Далее, всетаки было дано разъяснение только по поводу пункта 1 (распашки земель): что де это касается только производства сельхозпродукции.

По всему напрашивается один древний вывод сформированный в народную мудрость: Закон что дышло - куда повернул туда и вышло...

свс, 20.01.16 10:30:50 — юристу.

Дело не в ЦРУ, а в непрофессионализме и некомпетентности чиновников и их неумении найти нужный компромисс среди различного рода лоббистов того или иного решения.

Налогоплательщик, 20.01.16 11:39:12 — Владимир, 14.01.16

- Мы к вам, профессор, вот по какому делу. Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома....

- Кто на ком стоял? Потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

Швондер, по сравнению с авторами наших законов, - профессор русского языка и литературы и излагает мысли несравненно яснее. Откуда таких недоучек взяли? Откровенный бред пишут. А ведь деньги получают немалые за наш счет, господа-товарищи. Вам это не досадно?

Реалист, 22.01.16 05:12:15

Законотворчеством у нас занимаются не великого ума люди. Не зря же ни под одним законом нет ФИО автора. Ну, что это за фраза: "разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых..." - и это еще не худшее.

"Краткость сестра таланта" - это не про них.

Налогоплательщик, 28.01.16 12:33:48

Нашел очередной "перл" в налоговом кодексе (про золото п.13).

Статья 337 Добытое полезное ископаемое

1. В целях настоящей главы указанные в пункте 1 статьи 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым....

2. Видами добытого полезного ископаемого являются:

1) горючие сланцы;

...

13) концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений;

--------

Как бы это понять: Видами ПИ являются ...извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений;

Швондер отдыхает!

Забайкалец, 31.01.16 13:04:32

Когда СССР было нужно золото. Его сначала добывали, а потом уже вопросы решали. Земли в границах горного отвода одной бумагой переводились в земли промышленности. И все тут......

Основная проблема в том, что законы написаные "на верху" далеки от реализации на земле. Т.к люди их писавшие далеки от земли и реализации. Их больше МАНДАты, да мигалки интересуют...

У нас в крае та же песня. По двум из пяти лицензий не можем оформить участки под ГРР и ОГР.

Как быть? Останавливать предприятие?

Юрист, 31.01.16 13:59:26 — Налогоплательщик, 28.01.16

У вас немного устаревшая версия закона. Пункт 13 статьи 337 недавно исправили (23.11.2015). Теперь он написан так:

Видами полезного ископаемого являются:

13) полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов, то есть извлечению драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, в том числе:

лигатурное золото (сплав золота с химическими элементами, шлиховое или самородное золото), соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика;

Михаил, 22.06.19 18:23:37

Доброго времени суток. Подскажите, ситуация по вышеуказанному вопросу как то изменилась?

Серёга, 18.07.19 13:22:12

У нас стабильность, ничего не меняется, кроме роста цен на пожрать.

После регистрации вы сможете добавлять комментарии.