Из книги: «Дальний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион России: нереализованный потенциал», Лондон, 2001. (The Russian Far East and Pacific Asia: Unfulfilled Potential)
Месторождение золота «Сухой Лог» находится в районе Бодайбо, Иркутская область. Открыто в 1961 году, запасы разведаны в 1980 году. 6 геологов, занимавшихся ГРР, получили Ленинскую премию.
В 80-х годах «Лензолото» начало подготовительную работу к началу освоения «Сухого Лога». В то время ожидалось, что себестоимость добычи на месторождении будет ниже, чем на аналогичных предприятиях на территории СССР. Уровень ежегодного производства золота оценивался в 40-60 т.
С развалом СССР ушли государственные деньги. Для решения вопроса финансирования «Сухого Лога» «Лензолото» и власти области обратились за границу и нашли компанию «Star Mining». (В российских источниках ее называют «Star Technology». На одном сайте прочитал, что «Star Technology» - это подразделение «Star Mining» – переводчик).
В штате «Star Mining» состояли австралийские и южноамериканские геологи, металлурги и инженеры. Тем не менее, для простой подготовки технико-экономического обоснования компании пришлось сотрудничать как минимум с 11 государственными организациями (инженерными, горными и металлургическими). В конце концов, в 1992 году, когда вся предварительная работа была завершена, между «Star Mining» и «Лензолото» было подписано соглашение о формировании совместного предприятия для разработки «Сухого Лога».
Однако в 1994 году власти Иркусткой области решили, что при заключении соглашения между «Star Mining» и «Лензолото» в достаточной мере не учитывалось право региона получать соответствующую часть прибыли. Они (власти) объявили, что сделка нарушает российский закон о приватизации, получив ободрение и поддержку от администрации президента, министерства юстиции и генеральной прокуратуры. Областным властям удалось блокировать дальнейшую работу над проектом месторождения. Для решения назревшего конфликта интересов правительство России организовало специальную комиссию. В мае 1995 года Федеральное агентство по управлению государственным имуществом все-таки предоставило «Star Mining» и «Лензолото» лицензию, которая предполагала, что «Star» достанется доля в проекте 34,9%, правительству РФ – 38% (остальное делилось между другими сторонами).
К середине 1996 года руководство «Star Mining» должно было инвестировать в «Сухой Лог» $250 млн. Предполагалось, что к концу того же года на месторождении начнется добыча. В своем первом отчете (за 1996 год) компания указывает на значительный прогресс в изучении рудного тела и планы по компьютерному анализу ресурсов.
Однако битва за «Сухой Лог» длилась долго. В мае 1995 года в газете «Российские вести» была поставлена под вопрос репутация «Star Mining» и приводились размышления на тему того, что право разработки месторождения досталось компании без какого-либо конкурсного отбора. Автор статьи намекал на тайный сговор «Star» и «Лензолото».
Дальше – хуже. Прежде чем стать первым заместителем председателя Госкомимущества, Петр Мостовой был представителем правительства при «Лензолото». На встрече в генеральной прокуратуре в июле 1996 года «Star Mining» обвинили в том, что ей незаконно помогли получить право работы на «Сухом Логе». Обвинитель, Юрий Чайка, сказал, что Госкомимущество – это один из основных центров коррупции, а Мостовой получил крупную сумму денег за то, что позволил «Star Mining» приобрести свою долю по искусственной заниженной цене. Мостовой был арестован и обвинен в нечестной приватизации «Лензолото» и еще одной компании («Рыбинские моторы»).
Подозрения в коррупции не повлияли на инвестиции «Star Mining» напрямую, однако возродили интерес к проекту со стороны Москвы. К этому времени председателем совета директоров «Лензолото» (а заодно и первым заместителем министра природных ресурсов) стал Борис Яцкевич. В начале 1997 года он объявил о том, что для разработки «Сухого Лога» будет фактически образована дочерняя компания. Тем временем «Star Mining» отказались от своего интереса в «Лензолото», но оставляли за собой «преимущественное право» на покупку 49% доли в дочернем предприятии. Для этого компании пришлось бы заплатить $50 млн, которые должны были пойти на покрытие ряда долгов «Лензолото», дать обязательство инвестировать дополнительные $200 млн и предоставить гарантии еще на $500 млн. Все это «Star Mining» сделала.
Дальнейшая реорганизация и демонстрация честности не выдернули «Star Mining» из крепких объятий сложной российской политики. В марте 1997 года Высший арбитражный суд удовлетворил протест генерального прокурора против нарушений в процедуре приватизации «Лензолото». Суд заключил, что официальные лица правительства не соблюдали корректный законный порядок денационализации и поэтому лишили работников права на получение концессий и участия в управлении. Тем не менее, в июне того же года премьер-министр Черномырдин подписал указ, которой, согласно Яцкевичу, «полностью легализует компанию и начинает менять ситуацию». Он также сказал, что решение премьер-министра подтвердило, что совместное предприятие существует и не будет ликвидировано.
Таким образом «Лензолото» выжило, но «Star Mining» повезло меньше. Согласно тому же указу, реализация подобных проектов должна зависеть от договоренностей между заинтересованными сторонами и властями Иркутской области. Руководство «Star Mining» предупредило, что не выделит дополнительных средств до тех пор, пока другие стороны не примут какое-либо решение. Большая часть акционеров начала переговоры с властями области на предмет возможного отказа от лицензии на разработку «Сухого Лога». Такой отказ предусматривал выплату компенсации.
В конце концов, местные власти решили объявить повторный конкурс на право разработки месторождения на условиях, которые пообещали объявить в начале 1998 года. Они оказались настолько суровыми ($50 000 за предварительные геологические данные; $50 млн должно было быть выплачено «Лензолото» за «уже проделанную работу»; 5% доходов с добычи должно отдаваться области), что вкупе с относительно низким содержанием золота, неподтвержденностью наличия залежей платины и т.д. заставили «Star Mining» наконец отказаться от проекта «Сухого Лога» и уйти из России.
Перевел С.Верхозин для сайта zolotodb.ru
Источник: http://trove.nla.gov.au/work/32858029?q&versionId=46358555
Старый, 17.07.15 06:57:19
Интересно, получили австралийцы от России компенсацию своих затрат? Они вложили не так уж мало. При них пол моста через Витим построили, дорогу сделали от Таксимо до Бодайбо, они кому-то за что-то платили....