Рейтинг@Mail.ru

Схемы по улавливанию тонкого золота с применением винтовых сепараторов на драгах с объемом черпака 250 литров

Вагнер В.А. - ген. директор, Ананенко К.Е. - гл. обогатитель, Родин И.А. - зам. гл. обогатителя ЗАО «Прииск Удерейский»
Золотодобыча, №190, Сентябрь, 2014

Сегодня для многих золотопромышленников, занятых в сфере добычи россыпного золота, по-прежнему является актуальным вопрос повышения извлечения тонкого золота при промывке россыпей. Именно поэтому мы хотим поделиться своим опытом и рассказать о некоторых относительно новых схемах применения обогатительного оборудования на 250-литровых драгах предприятия ЗАО «Прииск Удерейский».

Традиционной в дражной добыче является шлюзовая технология с накоплением чернового концентрата на шлюзах, последующим  его сполоском, сокращением концентрата на доводочном столе и непосредственно его доводкой. Также на драгах довольно широко применяются отсадочные технологии обогащения с доводкой черновых концентратов на концентрационных столах. Данные схемы являются классическими и не нуждаются в дополнительных комментариях. В этой статье мы попробуем разобраться в вопросе применения винтовых сепараторов как вспомогательного обогатительного оборудования для извлечения мелкого и тонкого золота из хвостовых продуктов шлюзовой технологии.

Впервые технологическая схема улавливания тонкого золота на основе винтовых сепараторов смонтирована на предприятии «Прииска Удерейский» в 2009 году на драге № 230. Успешный опыт работы этой технологической схемы позволил принять решение о целесообразности установки аналогичного оборудования на драгах № 123 и № 6 (рис. 1, 2).

Технологическая схема включает в себя следующие операции:

1. Грохочение по классу 4 мм (грохот установлен вместо контрольного шлюза в цикле доводки), надрешетный продукт является отвальными хвостами переработки.

2. Винтовая сепарация подрешетного продукта (минус 4 мм).

3. Доводка концентрата винтовой сепарации на концентрационном столе СКО-2.

Схема цепи аппаратов представлена на рис. 3.

Полученный в результате работы концентрат направляют в специальных контейнерах на шлихообогатительный участок (ШОУ), где его обрабатывают и взвешивают.

Представленная технологическая схема — периодического действия, она работает во время сполоска дражных шлюзов. То есть улавливается золото, осевшее на шлюзах, но теряемое во время сокращения объема шлюзового концентрата.

Работу данного оборудования обеспечивает один рабочий-сепараторщик. В его задачи входит ежедневная подготовка оборудования к работе и обслуживание, а также контроль во время работы насосных установок, винтовых сепараторов, концентрационного стола СКО-2.

В таблице представлены результаты работы технологических схем доизвлечения тонкого золота в процентах от основной добычи по итогам промывочного сезона 2013 г.

Количество доизвлеченного тонкого золота, %

Объект

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

Итого
за сезон

драга № 6

0,8

2,9

3,7

3,8

3,3

4,5

4,9

1,4

3,8 %

драга № 123

-

-

1,7

1,5

2,5

3,2

3,8

1,8

3,1 %

драга № 230

0,9

3,6

4,5

4,1

5,8

5,4

4,8

2,5

4,5 %

Итого

по драгам

0,8

3,4

3,2

3,2

4,5

4,5

4,5

1,9

4,0 %

 

Таким образом, доля дополнительно извлекаемого тонкого золота составляет 3,1–4,5 % по разным объектам золотодобычи. Затраты на приобретение и монтаж оборудования окупаются в течение одного сезона. Опыт эксплуатации показал высокую надежность данного технологического оборудования и простоту обслуживания, а также невысокие затраты на ремонт и запасные части.

Все технологическое оборудование отечественного производства, так что с поставками проблем не возникает.


-0+3
Уникальные посетители статьи: 19870, комментариев: 70       

Комментарии, отзывы, предложения

Данила, 22.11.14 08:44:43 — Инженер

Разделите высоту еще на 60 получите высоту при грохочении за 1 сек. Ошибка в Вашем расчете в том, что Вы не учитываете скорость потока. Материал все же движется, а не просто высыпается на поверхность и просеивается.

Для расчета неплохо было бы знать гран. состав материала и объем пульпы, а не только производительность.

Но если нужно только прикинуть вибрационный грохот на пальцах, то расчет прост - в среднем 1 кв.фут (0.09 м2) просеивающей поверхности при грохочении по 2 мм это 2 т/ч по твердому.

Исходя из этой площади смотрите грохот с линейным типом вибраций.

Несмотря на то что эффективность грохочения неподвижных грохотов ниже чем у вибрационных, здесь интересно иное - тяжелые мелкие частицы идут по дну и переходят в подрешетный продукт. Хотя на практике вопросы о потерях с плюсовой фракцией все же остаются.

ДЛ, 23.11.14 08:25:49 — инженеру

После дражной бочки (-16мм) работали с одноярусным инерционным грохотом 4800х1800 (-3мм). Производительность в питании грохота, порядка 60-100 м3/час по твердому. Но даже при наличии вибрации, наблюдалось забивание "щелей". Сеющая поверхность - полиуретановые карты. Неподвижный грохот, при таком размере классификации, конечно же не может сравниваться с инерционным.

Инженер, 24.11.14 08:38:44 — Данила, 22 ноября 2014

Данила, я упростил пример, когда написал, что слой 25 см придется грохотить за 1 минуту. Вы правильно это подметили.

Давайте посчитаем толщину и скорость потока исходя из питания 50 м3/час и ширины грохота 0,9 м. Например, при толщине слоя 5 см (0,05 м) и ширине грохота 0,9 м, сечение потока составит 0,9х0,05=0,045 м2. Отсюда скорость движения потока: (50/3600 м3/сек /0,045 м2) =0,3 м/сек. То есть слой материал толщиной 5 см будет проходить грохот длиной 3 м за 10 сек.

Реально, материал должен быть разбавлен водой с хорошим соотношением, поэтому толщина слоя и скорость движения потока должны быть увеличены. При этом, по-моему, в надрешетную фракцию уйдет много золота.

Но я не пробовал. Мне интересно узнать результаты вашего опробования надрешетной фракции. Сколько с ней уходит золота?

Прокопьев С.А., 24.11.14 11:05:11 — Инженер, ДЛ

1. При производительности грохота по классу -16 мм 100 м3/час по исходным пескам у Вас было 130 м3/час. (30 % класса +16) Правильно ? Драга при производительности 5000 м3 в сутки по исходным пескам / 2 борта= 2500 х 0.7 (-0.16 мм)= 1750 м3/сут/ 20 часов = 87.5 м3/час. Где Вы обеспечили такую большую производительность ?

2. Материал на виброгрохоте действительно забивает щели грохота. Как Вы выводили подрешетный продукт грохота ? Весь объем уходил через сито или нет? Как транспортировали и сбрасывали надрешетный продукт грохота, если вся вода уходила вниз ?

3. Неподвижный грохот с подпором воды работает вполне удовлетворительно:

- сверху остается вода для транспортировки надрешетного продукта.

- сито не забивается.

4. По поводу эффективности рассева на неподвижном грохоте.

Надо иметь в виду, что скорость движения потока по высоте разная. У поверхности она максимальная, у дна - минимальная. Поступающий на сито грохота материал уже расслоился по крупности и плотности. По дну двигаются мелкие частицы, все, что осело в потоке. Пылевидное золото двигается во взвешенном состоянии. То золото, которое реально можно извлечь гравитационными аппаратами - отсадка, винтовые сепараторы, центробежные концентраторы, концентрационные столы, двигается в придонных слоях и, поэтому хорошо проходит через сито. А взвешенное золото не попадает в подрешетный продукт, да его и не возьмешь никакими аппаратами! Также надо иметь в виду, что эффективность рассева тяжелой фракции, включая золота намного выше эффективности рассева просто материала, из-за огромной разницы в плотностях.

Таким образом, неподвижный грохот с размером отверстий 2-3 мм вполне выполняет свою роль.

5. При поступлении на грохот расслоившегося материала, сразу же начинается процесс прохождения мелкого материала через сито вниз. Таким образом, объем материала существенно снижается по мере продвижения потока по ситу. 4 м достаточно для рассева при производительности по исходным пескам 50 м3/час. При производительности 100 м3/час можно увеличить ширину грохота или длину в 2 раза, в зависимости от конструкторских особенностей оборудования.

ДЛ, 24.11.14 12:41:35 — Прокопьеву С.А

Дело в том, что я не писал, что виброгрохот использовался на драге. Тем более, что фракция +16 составляет 30 % в исходных песках. Применил термин "дражная бочка", как синоним "барабанному грохоту" Но, Вы правы по поводу завышенной производительности, неправильно учел коэффициент разрыхления при опробовании (но не намного). Подрешетный продукт выводился традиционно, в виде пульпы перекачивался из зумпфа грунтовым насосом. Надрешетный материал после обезвоживания двигался без воды за счет инерции возбуждаемой грохотом. Горизонтальная скорость порядка 0,2 м/сек. Сбрасывался в крутонаклонный лоток с сопровождением водой.

Следующее, я не противник неподвижных виброгрохотов. И всего лишь заметил, что никакой неподвижный гидрогрохот не может сравниться с инерционным. У нас применяются неподвижные гидрогрохоты на -16 мм, но я не стал бы говорить, что поступающий на грохот материал уже расслоился по крупности и плотности. Материал движется "скачками", поэтому мелочь есть,что в верхних, что в придонных слоях. Последующая промывка говорит о крайней низкой эффективности классификации по крупности и извлечении тяжелых фракций. Тем, не менее прирост по металлу порядка 3-10 % есть, что уже хорошо. Если кого то это устраивает, то конечно можно и без вибро.

Данила, 24.11.14 20:32:27

Применение неподвижных грохотов для классификации материала - возможно, но для классификации по 2 мм, мое мнение, это может быть только шпальтовые сита и ждать особых чудес от них не стоит. Возможно я ошибаюсь.

В теории применение неподвижных грохотов очень даже оправдано, но в реалиях промывочных приборов - это больше вопросов чем ответов. Так к примеру, мелкое золото, мельче 0,1–0,2 мм, будет идти в основном с потоком воды, т.к. чуть только малейшая турбулентность потока и ни кто не даст гарантий того, что золотина пойдет по дну, там где мы ее хотим видеть. По этому вода которая используется для транспортировки материала на неподвижном грохоте с таким же успехом транспортирует и золото. Наблюдал это неоднократно.

В теории и при проведении работ близких к идеальным условиям, можно существенно сократить потери золота в надрешетном продукте, на практике, извините, ни у кого не видел что бы неподвижный грохот работал даже на 5-6 мм не то что на 2 мм... 10 мм - нижняя граница для неподвижного грохота, если это не дуговой грохот. При грохочении по 10 мм и ниже лучше и выгоднее использовать вибрационные грохоты.

Вибрационные грохоты не требуют воды для продвижения материала. Материал движется под действием вибраций, более того вибрации способствуют ускоренной сегрегации как по крупности так и по плотности. Используйте промывку и ступенчатую деку, что бы улучшить показатели. Шансов что золотина уйдет в подрешетный продукт в разы больше.

Опять же вибрационный грохот вибрационному рознь. Не стоит использовать стандартный грохот типа ГИСТ, ГИЛ и т.д. Это отличные грохота для своих задач, но для грохочения по 2 мм необходима меньшая амплитуда и большая скорость вращения эксцентриков.

Относительно того, что на вибрационных грохотах забиваются сита. Также как и грохота, сита ситам - рознь. Те что рекомендуют наши коллеги из Канады, Германии и ЮАР практически не забиваются, при нормальной нагрузке на просеивающую панель, она самоочищается. Лично осматривал застрявшие зерна, либо чуток постучал ладонью по панели и они проскальзывают вниз, либо чуток надавил пальцем, но такого что бы стояли мертво – практически нет. В процессе работы подзастрявшие зерна под действием вибраций и материала проходят в подрешетный продукт.

Более того что бы вибрационный грохот работал он должен быть нормально нагружен (!!!), т.к. недогруз как и перегруз существенно снижают эффективность грохочения.

По этому для того что бы быть хоть не много уверенным в том, что мелкое золото не ушло в надрешетный продукт нужно обеспечить две вещи:

1. высокая эффективность грохочения;

2. вся вода в подрешетный продукт;

И потом уже работайте с пульпой - обогащайте или обезвоживайте и обогащайте, но только правильно.

Сколько золота может идти с водой специально не изучал. Во первых это зависит от потока, во вторых от свойств золота (насколько легко оно переносится).

P.S.

Если неподвижный грохот стоит сразу за шлюзом, то без успокоителя скорость на неподвижном грохоте будет чуть ниже чем на шлюзе (3-5 м/с), либо будет зона турбулентности для снижения скорости потока. Ширина стандартных шлюзов на 50 м3/ч по твердому порядка 800 мм, ширина грохота 900 мм - снижение скорости за счет изменения ширины - ничтожно.

Ананенко Константин, 26.11.14 05:02:06

Уплощенность частиц на драге №230 составляет:

1. Для основного золота 1,6 мг

2. Для тонкого золота 0,9

Средневзвешанный диаметр или размер отверстия сита через которое проходит 50% золота:

1. Для основного золота 0,49 мм

2. Для тонкого золота 0,38 мм

То есть, если пользоваться классификацией Иргиредмета, то золото данной россыпи является весьма мелким и чешуйчатой формы (тонкое).

Приведены усредненные данные с 2011 года.

Студент, 26.11.14 06:42:53 — старичек, 11 ноября 2014

Прочитал справочник Богдановича, который вы посоветовали. Про винтовые сепараторы там хорошо написано. Удивился тому, что книга вышла в 1982 году, а примеров приведено множество в США, Канаде, Австралии и т.п. , вот теперь и у нас в России есть винтовые сепараторы.

Но по форме частиц у меня возник вопрос. Помогите, пожалуйста, разобраться.

В справочнике написано: С увеличением коэффициента сферичности* извлечение частиц в концентрат на винтовом сепараторе уменьшается. Наиболее выгодным для обогащения являются случаи, когда частицы пустой породы имеют высокий коэффициент сферичности (округлые зерна), а частицы полезного минерала – низкий (плоские зерна).

*Коэффициент сферичности – отношение поверхности равновеликого по объему шара к поверхности частицы.

Мне понятно, что для круглых частиц коэффициент сферичности равен 1,0. Чем меньше коэффициент сферичности, тем тоньше частицы. Но тогда как понять фразу: «С увеличением коэффициента сферичности* извлечение частиц в концентрат на винтовом сепараторе уменьшается». Из этой фразы следует, что зернистое золото на винтовом сепараторе извлекается хуже, чешуйчатого. Так что-ли?

Кроме того, значения коэффициента сферичности никто не приводит. Определять его, наверное, сложно. Каждую золотинку мерять что-ли?

Для меня характеристика уплощенности, которые здесь в статье, понятнее. Вот сейчас автор привел среднюю массу золотин 1,6 мг и 0,9 мг и сразу ясно. Если бы у них золотины были шариками, то весили бы многократно больше. Значит, золото у них чешуйчатое и сложное для извлечения.

Ананенко Константин, 26.11.14 06:47:26 — Студенту

Из этой фразы следует, что зернистое золото на винтовом сепараторе извлекается хуже, чешуйчатого. Так что-ли? - Вы правы.

Прокопьев С.А., 26.11.14 07:48:50 — Данила, Студент

Данила, Вы во многом правы. Неподвижный грохот мы ставим на драге, там нет высоты для другого типа. При этом неплохие результаты получаем. Там. где есть высота, рекомендуем дуговые грохота. Эффективность рассева выше, производительность отличная. Вообще дуговые грохота несправедливо почти забытое оборудование, так же как и винтовые сепараторы. За рубежом только при обогащении железных руд работает около 30 000 шт. А всего по скромным оценкам более 50 000 шт. А у нас надо доказывать, что винтовые сепараторы могут что-то извлекать !

Мое мнение такое, что надо максимально упрощать технологические схемы при обеспечении высокого извлечения. У себя в лаборатории мы планируем более детально поработать с дуговыми грохотами. Последние годы много работ проведено с высокочастотными вибрационными грохотами, особенно на железной руде для стадиального вывода раскрытого магнетита. Но они до определенной крупности работают эффективно (0.2 мм) а ниже - все, резко падает эффективность рассева. Посмотрим, может получится заменить их на дуговые.

По поводу уплощенного золота. Да, пластинчатое золото винты извлекают очень хорошо, а зернистое хуже. Но зернистое -крупное , а не мелкое, надо иметь в виду! Поэтому, мы сторонники комбинированных схем обогащения песков: в голове - прямоточный шлюз, для улавливания крупного, среднего золота. А после рассева по классу 2 мм - доизвлечение на винтовых сепараторах или отсадочных машинах.

Студент, 26.11.14 09:08:12

Спасибо за ответ, я понял. Значит, при зернистом золоте можно обойтись без винтовых сепараторов, а при чешуйчатом золоте их стоит установить.

Данила, 26.11.14 09:47:12 — Прокопьев С.А.

30 и 50 тыс. - это винты, или грохоты? не совсем понял мысль.

Прокопьев С.А., 26.11.14 22:26:48 — Студент, Данила

Мелкое зернистое золото хорошо извлекает винтовой сепаратор. Крупное зернистое теряет.

30-50 тыс. винтов.

Б.Кавчик, 27.11.14 05:41:44 — Прокопьев С.А., 26 ноября 2014

В Забайкалье вы выбрали прекрасный объект для винтовых сепараторов: золото весьма мелкое - Ме<0,5 мм и весьма уплощенное - U<2,0 мг. При таком золоте стоит применить винтовые сепараторы не только для переработки хвостов доводки, но и в основной операции. При этом можно ожидать прирост извлечения намного больше 4%. Желаю успеха.

Прокопьев С.А., 01.12.14 05:25:46 — Кавчик Б.К.

Борис Константинович, о каком объекте идет речь ?

Б.Кавчик, 01.12.14 08:29:42 — Прокопьев С.А., 1 декабря 2014

Я имел ввиду объект, о котором идет речь в статье. Надо было написать в Красноярском крае, а я ошибся.

У меня мелкое золото ассоциируется с Забайкальем, там много россыпей с мелким золотом. Вам бы там хорошо работать в будущем. Я немного опередил события.

Спирит, 05.12.14 06:01:42 — Всем

На наш сайт зайдите, есть еще информация по винтам на драге

Фома неверующий , 09.12.14 09:07:13 — Спирит

Что вас в Лаос то занесло ? На сайте прочитал, что вы там шуруете. Ну и что, когда расскажете ? Про мелкое золото надо, а то там на Итомак Вольдемар наезжает, требует сатисфакции!

Интересующийся, 07.06.17 04:50:57 — Авторам

Как там винтики на драге? Работают еще?

Автор, 07.06.17 05:44:46 — Всем интересующимся

Здравствуйте! Работают во всю. Буквально вчера показывал все представителям Иргиредмета.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Схемы по улавливанию тонкого золота с применением винтовых сепараторов на драгах с объемом черпака 250 литров»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "девять прибавить 7":