Анализ работы золотодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия) за 2005–2010 гг. Часть 2

Неустроев Р.Г., зам.министра экономики и промышленности Республики Саха (Якутия), к.г.-м.н.
Золотодобыча, №154, Сентябрь, 2011

Основным инструментом государственного регулирования по обеспечению золотодобывающих предприятий минерально-сырьевой базой является своевременная подготовка и проведение торгов по предоставлению права пользования недрами. Полномочия по подготовке, организации и проведению торгов по недропользованию относятся к органам Роснедра.

Фактические результаты проведенных торгов по предоставлению права пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия) за 2006–2010 гг. приведены в табл. 5.

Из таблицы видно, что в 2006–2010 гг. из 178 объявленных аукционов состоялись 78 (43,8%), в том числе по россыпным месторождениям из 161 объявленных аукционов состоялись 70 (43,5 %). В целом за пять лет проведенные аукционы обеспечили передачу в пользование 114,5 % запасов и прогнозных ресурсов золота, выбывших по причине добычи. По рудному золоту данный показатель равен 176,9 %, по россыпному золоту — 48,9 %. В то же время в 2008–2010 гг. общее количество запасов и прогнозных ресурсов золота по объектам, по которым проведены аукционные торги, не компенсируют выбывающие по причине добычи запасы золота и составляют от 0 % (2009 г.) до 69,4 % (2010 г.). В 2009 г. из двух объявленных аукционов в целом по республике оба не состоялись.

Следует отметить, что при анализе предоставляемые в пользование запасы и прогнозные ресурсы золота учтены в сумме в полном объеме, хотя запасы категории С2 и прогнозные ресурсы подлежат переводу в запасы промышленных категорий; по оценке в промышленные запасы могут быть переведены не более 50 % прогнозных ресурсов по рудным месторождениям и не более 70 % — по россыпным объектам. При анализе также не учтены возможные положительные коэффициенты намыва по россыпным месторождениям и потери при добыче, технологические потери, которые частично компенсируют друг друга.

Объявленные аукционы большей частью не проводятся из-за отсутствия заявок, а значит — отсутствия заинтересованности недропользователей в лицензировании предлагаемых объектов. Основными причинами отсутствия заинтересованности недропользователей являются сложные географо-экономические условия расположения объектов и низкие содержания золота (к примеру, крупные террасовые россыпи р. Адыча характеризуются полным отсутствием энергетической и транспортной инфраструктуры и низкими содержаниями золота; в 2006 и 2008 гг. они не были востребованы).

В то же время действующее законодательство в области недропользования имеет ряд несовершенств. К примеру, Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 не приводит определения понятий «существенные условия лицензии» и «систематическое нарушение», но предусматривает досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами на основании нарушения пользователем недр существенных условий лицензии и систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами. При этом формальными признаками нарушений лицензионных условий считаются незначительное, в пределах 5 %, отклонение в сторону меньшего значения от установленного уровня добычи или незначительная просрочка установленных лицензией сроков прохождения государственной экспертизы технического проекта отработки.

На практике в 2010 гг. органами, выдавшими лицензии с формулировкой «нарушение условий лицензий на право пользования недрами», отказано в заявке о продлении срока действия по 12 действующим лицензиям. Общий объем добычи по ним составил в 2010 г. 1215,9 кг золота. По результатам неоднократных обращений в Роснедра по 3 лицензиям принято решение о продлении сроков действия лицензий. По остальным 8 лицензиям, по которым уровень добычи золота в 2010 г. составил 517,9 кг, принято решение о погашении лицензий. По этой причине в 2011 г. выведено из добычи более 500 кг золота.

В результате прекращения права пользования недрами по указанной причине наблюдаются: значительные сокращения объемов работ — вплоть до полного прекращения деятельности работоспособных предприятий; снижение налоговых платежей во все уровни бюджетов; сокращение рабочих мест; невыполнение плана добычи золота по Республике Саха (Якутия). Кроме того, искусственно выводятся на два-три года из хозяйственного оборота запасы золота до проведения нового аукциона по предоставлению права пользования недрами, а также не обеспечивается рациональное использование и охрана недр по участкам, где остатки золота с минимальными запасами не будут представлять интерес для нового недропользователя.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о недостаточном уровне лицензирования недропользования с целью добычи россыпного золота на территории Республики Саха (Якутия). Отсутствие восполнения отрабатываемых запасов золота указывает на недостаточно эффективную работу лицензирующего органа по своевременной подготовке и проведению аукционов на предоставление права пользования недрами по россыпным месторождениям. При этом дополнительное искусственное сокращение добычи золота инициируется из-за несовершенства действующего законодательства.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы является важным условием обеспечения запасами промышленных категорий действующих предприятий-недропользователей.

В 2010 г. прирост запасов золота от проведения геологоразведочных работ в предыдущие годы оформили 17 предприятий по 22 лицензиям, в том числе 4 по рудному золоту, 18 — по россыпному.

Прирост запасов золота от геологоразведочных работ частично обеспечивает воспроизводство выбывающих запасов от добычи. При этом в 2006–2008 гг. наблюдается воспроизводство запасов золота в целом на уровне 0–88,3 %. По рудному золоту за 2005–2010 гг. разведанные запасы превышают выбывающие запасы в 7 раз. Однако, за рассматриваемый период по россыпному золоту полноценное воспроизводство выбывающих запасов ни разу не обеспечено. В целом за шесть лет прирост запасов составляет лишь 33,3 % от количества добываемых (табл. 6).

Таблица 6. Погашение и прирост запасов золота категории С1+С2 по Республике Саха (Якутия) за период 2005–2010 гг.

Год

Вид запасов

Добыча, т

Прирост бал. зап. С12, т

Объем прироста к погашению, %

2005

Всего

18,4

30,6

166,3

коренные

8,6

28,4

330,2

россыпные

9,8

2,2

12,2

2006

Всего

19,7

0

0

коренные

9,7

0

0

россыпные

10,0

0

0

2007

Всего

18,9

16,7

88,3

коренные

9,1

9,6

105,5

россыпные

9,8

7,1

72,4

2008

Всего

19,0

16,6

87,4

коренные

9,8

12,8

130,6

россыпные

9,2

3,8

41,3

2009

Всего

18,5

330,0

1782,8

коренные

9,9

328,2

3315,2

россыпные

8,6

1,8

20,9

2010

Всего

18,6

26,7

143,5

коренные

9,9

22,9

231,3

россыпные

8,7

3,8

43,7

Итого

Всего

113,1

420,6

в 3,7 раза

коренные

57,0

401,9

в 7 раз

россыпные

56,1

18,7

33,3

Анализ показывает, что геологоразведочные работы с получением прироста запасов золота промышленных категорий концентрируются на уже известных рудных объектах и отрабатываемых россыпных месторождениях. При этом по россыпным объектам наблюдается сокращение объемов геологоразведочных работ по причине недостаточной подготовки (лицензирования) площадей с прогнозными ресурсами (в том числе техногенными) россыпного золота.

ВЫВОДЫ

Обобщенный анализ недропользовательской деятельности золотодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия) за 2005–2010 гг. с учетом работы золотодобывающей отрасли страны в целом позволяют сделать следующие выводы.

В золотодобывающей отрасли России в последние годы совершенно отчетливо проявляются две тенденции: возможность увеличения добычи золота из крупнообъемных рудных месторождений и дальнейшее неуклонное снижение добычи золота из россыпных месторождений. При этом ввод в эксплуатацию новых, расширение и реконструкция отрабатываемых крупных золоторудных месторождений позволят повысить экономическую эффективность производства, максимально оптимизировать действующую структуру золотодобывающей отрасли путем строительства крупных высокотехнологичных горнообогатительных комплексов и сократить численность работников за счет внедрения новых инновационных технологий. Планомерное и своевременное вовлечение в эксплуатацию крупных золоторудных объектов соответствует интересам не только субъектов федерации, но и государства в целом в виде привлечения инвестиций, реализации инновационного развития, увеличения налоговых поступлений, создания новых рабочих мест, получения положительного мультипликативного эффекта и др.

С другой стороны анализ минерально-сырьевой базы россыпного золота позволяет сделать вывод об интенсивном истощении запасов россыпного золота в целом по Российской Федерации. По этой причине в стране ожидается снижение добычи россыпного золота, так как большинство кондиционных крупных месторождений россыпного золота отработаны. Перспективы воспроизводства запасов россыпного золота в новых районах являются низкими. Отрасль добычи золота из россыпных месторождений, где работают субъекты малого и среднего предпринимательства, не оказывает существенного влияния на социально-экономическое развитие страны в целом. Вместе с тем данная отрасль имеет важное региональное социально-экономическое значение по обеспечению занятости населения в субъектах Российской Федерации, поддержанию региональной инфраструктуры и пополнению местных бюджетов.

Действующая в Российской Федерации система лицензирования пользования недрами с учетом введенных с 2008–2009 гг. новых подзаконных актов в виде Административных регламентов, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии России, указывают на отсутствие оперативности и объективной оценки в решении вопросов по лицензированию недропользования в отношении россыпных месторождений золота. Россыпи золота из-за незначительных запасов, простоты применяемой технологии добычи и обогащения, отсутствия капитальных затрат на подготовку и организацию добычи, относительно низких затрат на добычу, разведываются и разрабатываются в относительно короткие сроки с полной отработкой месторождений.

Для поддержания уровня добычи россыпного золота и в целях предотвращения его резкого снижения необходимо максимально упростить систему лицензирования пользования недрами, проводить своевременную (опережающую) подготовку, выделение, переоценку объектов недропользования, в том числе техногенных, и организовать аукционные торги по предоставлению права пользования недрами. В последние годы в отрасли россыпной золотодобычи происходят сокращения объемов работ, вплоть до полного прекращения деятельности работоспособных предприятий, в том числе из-за отсутствия подготовки объектов недропользования и аукционных торгов.

Прекращение недропользовательской деятельности работоспособных предприятий влечет за собой резкое повышение социальной напряженности в удаленных районах страны в связи с потерей рабочих мест и снижением бюджетных поступлений. Ожидается снижение востребованности энергетической и транспортной инфраструктуры на местах по принципу обратного мультипликативного эффекта, что отрицательно скажется на экономике соответствующих предприятий и удаленных районов в целом. Увеличится нагрузка на бюджет.

Для решения проблем лицензирования недропользования по вопросам россыпной золотодобычи и в целях распоряжения совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях необходимо на основании п. 7 ст. 4 Федерального закона «О недрах» выделение совместно с Российской Федерацией участков недр местного значения,  с включением всех участков недр россыпного золота на соответствующих территориях.

Наличие и возможность воспроизводства запасов россыпного золота из мелких месторождений в исторически сложившихся горнодобывающих регионах страны, необходимость переоценки техногенных запасов россыпного золота, с учетом отнесения к участкам недр местного значения всех объектов россыпного золота, позволяют надеяться на функционирование россыпной золотодобычи без резкого снижения еще в течение 10–15 лет.

 

Литература:

1. Брайко В.Н.,  Иванов В.Н. О результатах работы золотодобывающей отрасли в 2010 году. Бюллетень Золотодобыча. Иргиредмет — 2011,  №4.  

 

Начало статьи (читать)


-0+0
Просмотров статьи: 1541       

Комментарии, отзывы, предложения

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Анализ работы золотодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия) за 2005–2010 гг. Часть 2»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "восемь прибавить 7":