Александр Ерофеевич Беляев - горный инженер-геолог, работал до 2010 года главным геологом ОАО «Лензолото», вышел на пенсию и в настоящее время живет в городе Бодайбо. Ниже приведено его мнение о проблеме.
---------------------------
В СМИ прозвучало немало обнадёживающих отзывов, которые связываются с принятием закона о вольноприносительстве. Затратив всего 50 тыс. руб. на приобретение сапог, лопаты и лотка за лето можно заработать 2 млн. руб. Решил высказать своё мнение по поводу данного закона. Лично я считаю принятие такого закона назревшим и необходимым, но закон должен реально работать. Однако, возникают сомнения в возможности его применения в таком виде в жизни.
Необходимость принятия законодательства о вольноприносительстве очевидна, особенно для старых золотодобывающих районов, к которым относится и Бодайбинский район. Принятия Закона ожидают органы власти всех золотодобывающих районов. Ожидается, что принятие этого законодательства позволит обеспечить большую занятость населения и в целом улучшит экономическую ситуацию, снизит социальную напряжённость и усложнит условия для криминала.
Однако если Закон будет принят в том виде, в котором он прошёл первые слушания, то это будет «мёртворождённое дитя», во всяком случае, для нашего района. Условия осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей усложнены и практически не могут реализовываться.
Возможно моё мнение и ошибочно (хотелось бы), но владение вопросами недропользования не понаслышке позволяет высказаться по отдельным вопросам на данную тему.
В чём же сложности применения данного законодательства?
В соответствии с новой ст.19.2 закона о недрах федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган должны вести отдельный реестр участков недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки и выделяются для осуществления добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями. Составить такие реестры для нашего района весьма затруднительно.
Для получения лицензии индивидуальными предпринимателями на добычу золота на такие участки недр необходимо наличие одновременно следующих условий:
Во-первых, запрашиваемые участки не должны принадлежать иным лицам. Это условие выполнимо, такие участки в реестре не будут участвовать.
Во-вторых, запрашиваемый участок не должен быть включенным в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование юридическим лицам. В принципе этот вопрос также решаем, навряд ли участки с запасами или прогнозными ресурсами менее 10 кг будут включаться в программы лицензирования и они могут включаться в реестр..
И, в-третьих, запасы и (или) прогнозные ресурсы россыпного золота на участке по заключению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа не должны превышать 10 килограммов (ст.19.2). А это самое уязвимое условие для получения лицензии индивидуальными предпринимателями.
Информацию о количестве запасов (до 10 кг) для участков недр, содержащих остаточные запасы во вскрышных и вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего производства, некондиционные или ранее списанные запасы, федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган может получить из отчётных балансов.
Такие участки в принципе имеются, но они в абсолютном большинстве находятся в границах действующих лицензий на площадях с погашенными запасами и принадлежат недропользователям. Свободные от лицензий участки с остаточными запасами менее 10 кг, находящиеся в госрезерве государственного баланса запасов россыпного золота и которые можно бы включить в реестр, и которые могли бы представлять практический интерес для индивидуальных предпринимателей, в госбалансе можно не найти.
Для включения в реестр других участков недр (мелкие объекты), которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки и выделяются для осуществления добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган должен дать заключение о количестве запасов (менее 10 кг золота). В соответствии со ст.29 (новый пункт в законе о недрах) для добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями на участке недр, который в количественном и качественном отношении не является объектом промышленной разработки, проведения государственной экспертизы их запасов не требуется. Но ведь для определения количества запасов на участке необходимо выполнить подсчёт запасов по результатам геологического изучения или определить запасы каким-то иным способом. И кто-то должен согласиться с этими запасами и как-то их учесть. А может, как вариант, принимать решение искусственно разбивать запасы месторождения на участки с запасами менее 10 кг.
До настоящего же времени прецедентов проведения госэкспертизы запасов на объектах в количестве менее 10 кг золота и постановки их в госрезерв не известно.
И важный фактор, для подачи заявки индивидуальный предприниматель должен узнать информацию об участке недр, который в количественном и качественном отношении не является объектом промышленной разработки (менее 10 кг золота) для получения лицензии без проведения конкурса или аукциона по результатам рассмотрения заявки. Конечно, отдельные граждане могут владеть такой информацией, но не все потенциальные индивидуальные предприниматели.
Соответственно, реестр участков недр, выделенных для осуществления добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями в обязательном порядке должен публиковаться в средствах массовой информации. Но в таком случае на участок могут быть поданы несколько заявок от индивидуальных предпринимателей и как в таком случае будет приниматься решение федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом без проведения конкурса или аукциона по результатам рассмотрения заявок индивидуальных предпринимателей в чью либо пользу?
Что же представляется необходимым бы дополнить в принимаемое законодательство о вольноприносительстве?
Конечно это благие намерения, но такие предложения более соответствуют статусу данного закона и могут более эффективно решать вопросы вольноприносительства в интересах не только индивидуальных предпринимателей, но и экономики района, региона, страны.
Во-первых, представляется наиболее целесообразным выдавать индивидуальным предпринимателям лицензию как на вид деятельности для добычи россыпного золота на участках недр, которые в количественном и качественном отношении не является объектом промышленной разработки, без привязки к участкам.
Во-вторых, разрешить недропользователям на площадях с погашенными запасами на отрабатываемых месторождениях определять участки недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объектом промышленной разработки и заключать договора с индивидуальными предпринимателями на добычу золота на таких участках. Добытое золото сдавать в кассу недропользователя по договорной цене с учётом платежа налога на добычу. Это наиболее реальный вариант для реализации закона о вольноприносительстве.
В этом случае, помимо решения вопроса вольного приноса, будут более полно осваиваться недра и улучшится экономическое состояние предприятия.
Опасения, что через индивидуальных предпринимателей могут сдавать похищенное золото недобросовестные работники предприятия, беспочвенны. В настоящее время организованные на предприятиях службы безопасности и охраны могут весьма эффективно обеспечивать сохранность добываемого золота. При необходимости, данные службы предприятий могут сотрудничать и с индивидуальными предпринимателями.