Рейтинг@Mail.ru

О добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями. Мнение авторитетного специалиста

Беляев А.Е., 2011 г

Александр Ерофеевич Беляев - горный инженер-геолог, работал до 2010 года главным геологом ОАО «Лензолото», вышел на пенсию и в настоящее время живет в городе Бодайбо. Ниже приведено его мнение о проблеме.

---------------------------

В СМИ прозвучало немало обнадёживающих отзывов, которые связываются с принятием  закона о вольноприносительстве. Затратив всего 50 тыс. руб. на приобретение сапог, лопаты и лотка за лето можно заработать 2 млн. руб. Решил высказать своё мнение по поводу данного закона. Лично я считаю принятие такого закона назревшим и необходимым, но закон должен реально работать. Однако, возникают сомнения в возможности его применения в таком виде в жизни.

Необходимость принятия законодательства о вольноприносительстве очевидна, особенно для старых золотодобывающих районов, к которым относится и Бодайбинский район.  Принятия Закона ожидают органы власти всех золотодобывающих районов. Ожидается, что принятие этого законодательства позволит обеспечить большую занятость населения и в целом улучшит экономическую ситуацию, снизит социальную напряжённость и усложнит условия для криминала.

Однако если Закон будет принят в том виде, в котором он прошёл первые слушания, то это будет «мёртворождённое дитя», во всяком случае, для нашего района. Условия осуществления деятельности ин­ди­ви­ду­аль­ны­х пред­при­ни­ма­те­лей усложнены и практически не могут реализовываться.

Возможно моё мнение и ошибочно (хотелось бы), но владение вопросами недропользования не понаслышке позволяет высказаться по отдельным вопросам на данную тему.

В чём же сложности применения данного законодательства?

В соответствии с новой ст.19.2 закона о недрах федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган должны вести отдельный реестр участков недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объ­ек­тами про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки и вы­де­ляются для осу­ществ­ле­ния до­бы­чи рос­сып­но­го зо­ло­та ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми. Составить такие реестры для нашего района весьма затруднительно.

Для получения лицензии ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми на добычу золота на такие участ­ки не­др необходимо наличие одновременно следующих условий:

Во-первых, запрашиваемые участки не должны принадлежать иным лицам. Это условие выполнимо, такие участки в реестре не будут участвовать.

Во-вторых, запрашиваемый участок не должен быть включенным в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование юридическим лицам. В принципе этот вопрос также решаем, навряд ли участки с запасами или прогнозными ресурсами менее 10 кг будут включаться в программы лицензирования и они могут включаться в реестр..

И, в-третьих, ­за­па­сы и (и­ли) про­гноз­ные ре­сур­сы­  рос­сып­но­го зо­ло­та на участ­ке по за­клю­че­нию фе­де­раль­но­го ор­га­на управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ным фон­дом недр или его тер­ри­то­ри­аль­но­го ор­га­на не должны пре­вы­ша­ть 10 ки­ло­грам­мов (ст.19.2). А это самое уязвимое условие для получения лицензии ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми.

Информацию о количестве запасов (до 10 кг)  для участ­ков не­др, со­дер­жа­щих оста­точ­ные за­па­сы во вскрыш­ных и вме­ща­ю­щих по­ро­дах, в от­ва­лах или от­хо­дах гор­но­до­бы­ва­ю­ще­го про­из­вод­ства, не­кон­ди­ци­он­ные или ра­нее спи­сан­ные за­па­сы, фе­де­раль­ный ор­га­н управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ным фон­дом недр или его тер­ри­то­ри­аль­ный ор­га­н  может получить из отчётных балансов. 

Такие участки в принципе имеются, но они в абсолютном большинстве находятся в границах действующих лицензий на площадях с погашенными запасами и принадлежат недропользователям. Свободные от лицензий участки с остаточными запасами менее 10 кг, находящиеся в госрезерве государственного баланса запасов россыпного золота и которые можно бы включить в реестр, и которые могли бы представлять практический интерес для  ин­ди­ви­ду­аль­ны­х пред­при­ни­ма­те­лей, в госбалансе можно не найти.

Для включения в ре­естр других участ­ков не­др (мелкие объекты), ко­то­рые в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не яв­ля­ют­ся объ­ек­тами про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки и вы­де­ляются для осу­ществ­ле­ния до­бы­чи рос­сып­но­го зо­ло­та ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми фе­де­раль­ный ор­га­н управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ным фон­дом недр или его тер­ри­то­ри­аль­ный ор­га­н  должен дать заключение о количестве запасов (менее 10 кг золота). В соответствии со ст.29 (новый пункт в законе о недрах) для до­бы­чи рос­сып­но­го зо­ло­та ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми на участ­ке недр, ко­то­рый в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не яв­ля­ет­ся объ­ек­том про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки, проведения государственной экспертизы их запасов не требуется. Но ведь для определения количества запасов на участке необходимо выполнить подсчёт запасов по результатам геологического изучения или определить запасы каким-то иным способом.  И кто-то должен согласиться с этими запасами и как-то их учесть. А может, как вариант,  принимать решение искусственно разбивать запасы месторождения на участки с запасами менее 10 кг.

До настоящего же времени прецедентов проведения госэкспертизы запасов на объектах в количестве менее 10 кг золота и постановки их в госрезерв не известно.

И важный фактор, для подачи заявки ин­ди­ви­ду­аль­ны­й пред­при­ни­ма­те­ль должен узнать информацию об участке недр, ко­то­рый в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не яв­ля­ет­ся объ­ек­том про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки (менее 10 кг золота) для получения лицензии без про­ве­де­ния кон­кур­са или аук­ци­о­на по ре­зуль­та­там рас­смот­ре­ния за­яв­ки. Конечно, отдельные граждане могут владеть такой информацией, но не все потенциальные ин­ди­ви­ду­аль­ны­е пред­при­ни­ма­те­ли.

Соответственно, ре­естр участ­ков не­др, вы­де­лен­ных для осу­ществ­ле­ния до­бы­чи рос­сып­но­го зо­ло­та ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми в обязательном порядке должен публиковаться в средствах массовой информации. Но в таком случае на участок могут быть поданы несколько заявок от ин­ди­ви­ду­аль­ны­х пред­при­ни­ма­те­лей и как в таком случае будет приниматься ре­ше­ние фе­де­раль­ным ор­га­ном управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ным фон­дом недр или его тер­ри­то­ри­аль­ным ор­га­ном без про­ве­де­ния кон­кур­са или аук­ци­о­на по ре­зуль­та­там рас­смот­ре­ния за­яв­ок ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей в чью либо пользу?

Что же представляется необходимым бы дополнить в принимаемое законодательство о вольноприносительстве?

Конечно это благие намерения, но такие предложения более соответствуют статусу данного закона и могут более эффективно решать вопросы вольноприносительства в интересах не только ин­ди­ви­ду­аль­ны­х пред­при­ни­ма­те­лей, но и экономики района, региона, страны.

Во-первых, представляется наиболее целесообразным выдавать ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям лицензию как на вид деятельности для до­бы­чи рос­сып­но­го зо­ло­та на участ­ках не­др, ко­то­рые в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не яв­ля­ет­ся объ­ек­том про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки, без привязки к участкам.

Во-вторых, разрешить недропользователям на площадях с погашенными запасами на отрабатываемых месторождениях определять участ­ки не­др, ко­то­рые в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не яв­ля­ют­ся объ­ек­том про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки и заключать договора с ин­ди­ви­ду­аль­ными пред­при­ни­ма­те­лями на добычу золота на таких участках. Добытое золото сдавать в кассу недропользователя по договорной цене с учётом платежа налога на добычу. Это наиболее реальный вариант для реализации закона о вольноприносительстве.

В этом случае, помимо решения вопроса вольного приноса, будут более полно осваиваться недра и улучшится экономическое состояние предприятия.

Опасения, что через ин­ди­ви­ду­аль­ны­х пред­при­ни­ма­те­лей могут сдавать похищенное золото недобросовестные работники предприятия, беспочвенны. В настоящее время организованные на предприятиях службы безопасности и охраны могут весьма эффективно обеспечивать сохранность добываемого золота. При необходимости, данные службы предприятий могут сотрудничать и с ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­лями.


-2+13
Уникальные посетители статьи: 48609