Законопроект внесли 20.09.2010 члены Совет Федерации: В.П.Орлов, С.П.Иванов, В.Ф.Кулаков, В.А.Озеров, А.С.Матвеев, В.А.Новиков. Авторы законопроекта предложили внести изменения в некоторые статьи закона «О Недрах» и закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Ниже приведены предлагаемые изменения вместе с текстами старых статей законов. Обсуждение проекта ведется давно, комментарии посетителей сайта сохранены и приводятся в конце статьи. Приведена также стенограмма заседания Госдумы 25.01.11.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (Проект)
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации» (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями)
Статья 1.
Внести в Закон Российской Федерации "О недрах" следующие изменения и дополнения:
В статью 6. Виды пользования недрами
Недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
3.1) добычи россыпного золота на участках недр, в количественном и качественном отношении не являющихся объектом промышленной разработки;
и т.д. (http://www.consultant.ru/popular/nedr/66_2.html#p200)
В статью 10. Сроки пользования участками недр
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:
геологического изучения - на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
добычи подземных вод - на срок до 25 лет;
добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21.1 настоящего Закона - на срок до 1 года;
добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями в соответствии со статьей 19.2. настоящего Закона – на срок до 5 лет;
и т.д. http://www.consultant.ru/popular/nedr/66_2.html#p200
В статью 10.1. Основания возникновения права пользования участками недр
Основаниями возникновения права пользования участками недр являются:
1) решение Правительства Российской Федерации, принятое:
по результатам конкурса или аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения;
при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом;
для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов;
2) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятое в целях предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;
2.1) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятое без проведения конкурса или аукциона по результатам рассмотрения заявки индивидуального предпринимателя, являющегося гражданином Российской Федерации, о предоставлении права пользования недрами для добычи россыпного золота на участке недр, который в количественном и качественном отношении не является объектом промышленной разработки;
и т.д. http://www.consultant.ru/popular/nedr/66_2.html#p200
В статью 12. Содержание лицензии на пользование недрами
Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Лицензия на пользование недрами с целью добычи россыпного золота на участке недр, который в соответствии с п. 2.1 статьи 10.1 настоящего Закона в количественном и качественном отношении не является объектом промышленной разработки, должна содержать данные, указанные в пунктах 1 – 5 , 7 и 9 части первой
и т.д. http://www.consultant.ru/popular/nedr/66_2.html#p200/
В статью 19.1. Разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов
Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу подземных вод (для технологического обеспечения водой) в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
Статья 19.2. Добыча индивидуальными предпринимателями россыпного золота
Для добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом по заявкам индивидуальных предпринимателей предоставляются участки недр, содержащие остаточные запасы во вскрышных и вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего производства, некондиционные или ранее списанные запасы, а также иные не предоставленные в пользование участки недр, в которых по заключению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа запасы россыпного золота не превышают 10 килограммов.
Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальный орган ведут отдельный реестр участков недр, выделенных для осуществления добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями.
Основаниями для отказа в выделении по заявке индивидуального предпринимателя участка недр, указанного в части первой настоящей статьи являются:
1) указанный в заявке участок предоставлен в пользование иным лицам;
2) указанный в заявке участок включен в установленном порядке в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование юридическим лицам;
3) запасы и (или) прогнозные ресурсы россыпного золота на участке по заключению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа превышают 10 килограммов.
Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями на участке недр, который в количественном и качественном отношении не является объектом промышленной разработки, устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
При добыче индивидуальным предпринимателем россыпного золота на участке недр, который в количественном и качественном отношении не является объектом промышленной разработки платежи за пользование недрами, указанные в Разделе V настоящего Закона, не уплачиваются".
и т.д. http://www.consultant.ru/popular/nedr/66_2.html#p200/
В статью 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, кроме добычи россыпного золота на участке недр в соответствии со статьей 19.2. настоящего Закона.
и т.д. http://www.consultant.ru/popular/nedr/66_3.html
Статья 2.
Внести в Федеральный закон “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” следующие изменения и дополнения:
В статью 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;
драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом;
ценности - драгоценные металлы и (или) драгоценные камни;
добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;
добыча драгоценных камней – извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также извлечение драгоценных металлов из участков недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки;
и т.д. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=70211/
В статью 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней
1. Добыча драгоценных металлов может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности, получившими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на пользование недрами, добыча драгоценных камней может осуществляться юридическими лицами, получившими в порядке, установленном федеральными законами, лицензии на пользование недрами
2. Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и организациям, созданным без участия (прямого или косвенного) иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должно принадлежать большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организаций, осуществляющих деятельность по добыче алмазов на территории Российской Федерации.
3. Старательская добыча может применяться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов, всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, в том числе артелями старателей. Под старательской добычей понимается способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест постоянного проживания на срок более чем четыре месяца. При этом не производятся затраты средств за счет соответствующего бюджета на создание и содержание объектов социальной инфраструктуры по месту производства указанных работ. Государство поощряет старательскую добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.
4. Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
5. Право лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней возникает с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами и действует до прекращения ее действия
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=70211
В статью 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и драгоценными камнями
1. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Право собственности на драгоценные металлы после аффинажа сохраняется за их первоначальными собственниками, если иное не оговорено условиями сделок. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, а также порядок оплаты предоставляемых этими организациями услуг и предельные сроки проведения аффинажа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Руды драгоценных металлов коренных месторождений, пески драгоценных металлов россыпных месторождений, руды и пески драгоценных металлов техногенных месторождений, концентраты драгоценных металлов, шлиховые золото и платина, сплав Доре, драгоценные металлы в виде катодного металла и цинковых осадков, а также содержащие драгоценные металлы руды, пески, концентраты, зола цветных металлов и полупродукты производства цветных металлов могут быть вывезены из Российской Федерации (ввезены в Российскую Федерацию) в случаях и в порядке, которые определяются Президентом Российской Федерации.
Порядок осуществления операций с россыпным золотом, добытым индивидуальными предпринимателями на основании лицензии на право пользования недрами на участках недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки, определяется Правительством Российской Федерации.
и т.д. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=70211;p=1/
Статья 3.
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения:
В статью 346.12 Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей.
Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2.1. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.
3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и за исключением россыпного золота, добываемого индивидуальными предпринимателями на основании лицензии на пользование недрами на участках недр, которые в соответствии со статьей 19.2 Закона Российской Федерации "О недрах" в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки;
и т.д. (http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?kodeks=14&paper=346.12)
Статья 4.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней с даты его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
___________________________________
Из стенограммы заседания Госдумы 25 января 2011 г
Полный текст на сайте Госдумы.
Здание Государственной Думы.
Большой зал. 25 января 2011 года. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О.В.Морозов
....................................
Пункты 14.1, 14.2. Два альтернативных законопроекта из блока "Экономическая политика". Законопроекты первого чтения. Пункт 14.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Совета Федерации Александра Сафроновича Матвеева.
Матвеев А.С., член Совета Федерации.
Уважаемые депутаты, предлагаемый вашему вниманию законопроект решает задачи предоставления права добычи россыпного золота на участках недр, не являющихся объектом промышленной разработки, не только организациям, как это предусмотрено действующим законодательством, но и гражданам Российской Федерации.
О необходимости разрешения индивидуальной добычи россыпного золота, так называемого вольноприносительства, вопрос ставился давно субъектами Российской Федерации, особенно северными. И концепция... Поиски взаимного приемлемого решения по этой проблеме длились долго. Концепция вносимого законопроекта одобрена, поддержана правительством. Необходимость урегулирования проблемы поддержана также и Президентом Российской Федерации.
Законопроект позволит решить ряд важных социальных и геополитических проблем Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Во-первых, в районах традиционной золотодобычи месторождения истощились, более того, реорганизация горнодобывающих предприятий привела к тому, что большое количество людей осталось без работы. Данный законопроект позволит загрузить часть людей производительным трудом.
Во-вторых, принятие этого закона позволит улучшить криминогенную обстановку. Всем известно, что добыча россыпного золота и сегодня ведётся нелегально и это создаёт целый комплекс проблем для правоохранительных органов.
В-третьих, это будет способствовать снижению оттока населения. Мы с вами прекрасно знаем катастрофические последствия обезлюдения Севера и Дальнего Востока.
Механизмы реализации, предусмотренные законопроектом о праве граждан на добычу россыпного золота, регламентируются изменениями, вносимыми в законы "О недрах", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", в Налоговый кодекс, и в основном сводятся к следующему трафарету.
Первое. Граждане Российской Федерации, желающие осуществлять добычу россыпного золота, должны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
Второе. Добычу золота можно осуществлять только на участках недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки. Участки определяются федеральным органом управления.
Третье. Законопроектом предусматривается заявительный принцип предоставления участков недр, без проведения конкурсов и аукционов. Порядок рассмотрения также устанавливается федеральным органом управления — государственным фондом недр.
Четвёртое. Право на добычу у индивидуального предпринимателя возникает на основании решения Роснедр или его территориального органа, закрепляется упрощённой формой лицензии на срок до пяти лет. Индивидуальный предприниматель при этом освобождается от уплаты платежей за пользование недрами, предусмотренных разделом V закона "О недрах". Для этого изменениями в статью 346 12 Налогового кодекса предлагается принять упрощённую систему налогообложения.
Порядок реализации россыпного золота, добытого индивидуальными предпринимателями, в соответствии с законопроектом должно установить Правительство Российской Федерации.
В завершение хочу отметить, что нормы законопроекта органично вписываются в действующую систему регулирования отношений в сфере недропользования и его реализация не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, присаживайтесь.
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", на эту же тему. О втором законопроекте докладывает представитель Магаданской областной Думы Александр Павлович Александров.
Пожалуйста.
Александров А. П., представитель Магаданской областной Думы.
Уважаемые депутаты, с законодательными инициативами вот такого характера Магаданская областная Дума выступает уже в течение многих лет. Один из законопроектов в своё время прошёл две палаты и был заветирован тогда первым Президентом России. Поэтому в 2009 году мы выступили с аналогичной инициативой.
Достаточно сложная судьба у этого законопроекта, в ходе прохождения были получены неблагоприятные заключения правительства, комитета. И я благодарен комитету Государственной Думы по природным ресурсам, поддерживающему вот тот законопроект, о котором сейчас доложил Александр Сафронович, потому что он как бы решает именно ту проблему, которую мы хотим решить. Единственное отличие нашего проекта закона было в том, что мы в нём предусматривали передачу ряда полномочий субъекту, который определяет порядок предоставления права реализации драгметаллов. Ну, по-видимому, на сегодня правильно не трогать полномочия Федерации — этой священной коровы — по распоряжению недрами в Федерации. Поэтому мы согласны, эта концепция нас удовлетворяет.
Единственное, я хотел бы, чтобы не занимать много времени, попросить быстрее принять данный проект закона во втором чтении и в целом, чтобы к началу промсезона он вступил в силу. Поверьте, на Колыме этот закон ждут, отслеживают, и нам всегда достаточно сложно нашим землякам объяснить, в чём же причина задержки в решении той проблемы, которая, на наш взгляд, безусловно, должна быть решена. Об этом я докладывал даже на последнем совете законодателей с участием президента. И он очень чётко уловил суть данной проблемы и сказал, что это вопрос большей занятости. Действительно, в наших колымских районах много категорий людей, которые просто-напросто не имеют возможности ни уехать оттуда, ни где-то заработать, и вот это единственная возможность для них действительно заработать себе на кусок хлеба.
Поверьте, заявления многих оппонентов — и они будут звучать ещё при втором чтении — это всё от лукавого. Предположим, есть резон в том, что на сегодня эти запасы настолько истощены, что нет возможности нормально существовать индивидуальным предпринимателям, но это уже их проблема, поверьте, что во всяком случае надо дать возможность заработать людям. Конечно, они миллионерами не станут, это тяжёлый физический труд. И очень важно всё-таки этот закон к началу промсезона принять, я очень вас прошу.
Единственное, ещё вот норма, которая... я тут в комитете консультировался, комитетом бюджетным как бы ставится под сомнение упрощёнка. Если мы, предположим, изымем эту норму по упрощёнке для этих индивидуальных предпринимателей, то закон будет холостой, потому что та категория, которая, как мы рассчитываем, займётся индивидуальной добычей золота, — это категория несколько специфическая, она с упрощёнкой, дай-то бог, справилась бы, а с нормальным налогообложением просто-напросто... Это предприниматели, у которых основным, так сказать, капиталом будет их физический труд.
Поэтому я ещё раз благодарю комитет за то, что он поддержал, рекомендует принять тот проект закона, о котором Александр Сафронович докладывал, а наш проект закона мы предлагаем отклонить.
Председательствующий. Спасибо.
От комитета, пожалуйста, позицию выскажите, Александр Алексеевич Шиманов. Да, по двум законопроектам сразу от Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
Шиманов А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Два законопроекта альтернативные. Законопроектом, внесённым Магаданской областной Думой, предусматривается расширение перечня пользователей недр за счёт предоставления права на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней индивидуальным предпринимателям, а также наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению порядка организации добычи и реализации драгоценных металлов и драгоценных камней индивидуальными предпринимателями.
По этому законопроекту следует отметить, что основным законодательным актом Российской Федерации, регламентирующим вопросы недропользования, является Закон Российской Федерации "О недрах", важнейшим принципом которого в том числе является принцип состязательности в получении права пользования недрами. Установление состязательной процедуры предоставления участков недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых позволяет контролировать этот процесс, исключает субъективизм в предоставлении в пользование таких участков недр и создание условий для проявления коррупции. Рассматриваемый законопроект направлен на исключение названного принципа из законодательства о недрах при предоставлении участков недр в пользование индивидуальным предпринимателям. Также следует отметить, что предлагаемые изменения не ограничивают регулирование отношений в области добычи полезных ископаемых индивидуальными предпринимателями только драгоценными металлами и драгоценными камнями, что противоречит концепции данной законодательной инициативы.
Два субъекта Российской Федерации законопроект не поддержали, остальные субъекты Российской Федерации своё отношение в соответствии с установленным порядком не высказали. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает, ГПУ президента законопроект также не поддерживает. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку, как соисполнитель, также законопроект не поддерживает.
Альтернативным проектом федерального закона — проектом № 429535-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации" — предлагается внести в Закон Российской Федерации "О недрах", Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации изменения, направленные на предоставление индивидуальным предпринимателям права пользования недрами для добычи только рассыпного золота, а также на установление упрощённой процедуры предоставления такого права и применение упрощённой системы налогообложения.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку, как соисполнитель, а также Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, также соисполнитель, законопроект поддерживают с учётом замечаний. Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает, ГПУ президента также законопроект поддержало. В соответствии с установленным порядком законопроект поддержал один субъект Российской Федерации, два субъекта Российской Федерации законопроект не поддержали, остальные субъекты своё отношение к законопроекту в соответствии с установленным порядком не высказали.
Учитывая изложенное, с учётом устранения замечаний по законопроекту ко второму чтению Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 429535-5 в первом чтении, а альтернативный проект закона № 286777-5 отклонить.
Председательствующий. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. По обоим законопроектам, видимо, сразу будем задавать вопросы.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите, пожалуйста, список.
Шесть депутатов.
Селезнёв.
Селезнёв В.С. Извините, я хотел бы у докладчика последнего уточнить ещё раз. Вот вы выступаете за отклонение альтернативного законопроекта, предложенного Магаданской областной Думой, который стоит в повестке в пункте 14.2, но я не услышал каких-то конкретных содержательных моментов, по которым комитет его отклоняет. Ну, мне показалось, что одним из этих моментов является то, что индивидуальный частный предприниматель не может, по вашему мнению, заниматься данным видом деятельности на основе упрощённой системы налогообложения. Правильно ли я понял? Я просто уточняю.
Спасибо.
Председательствующий. Валерий Сергеевич, ну, докладчик сказал: если не мой, то хотя бы тот примите. Вот что сказал докладчик.
Пожалуйста, отвечайте на вопрос. К вам вопрос, Александр Павлович. Правильно ли вас понял господин Селезнёв?
Александров А. П. Нет, я уточнил, что принятие того проекта закона, с которым выступил ряд депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, нас полностью устраивает, и мы не против, чтобы отклонить наш проект закона.
Но в том законопроекте, который нас в общем-то устраивает, есть одна норма, которая сейчас как бы ставится под сомнение комитетом. Я говорил о том законопроекте, который внесён сенаторами, членами Совета Федерации, и это наша просьба ко второму чтению. Я говорил, что если всё-таки будет выхолощена упрощёнка, то этот закон будет во многом холостым. Вот я о чём говорил.
Председательствующий. Спасибо.
Черкасов Кирилл Игоревич.
Черкасов К. И., фракция ЛДПР.
У меня вопрос к Александру Сафроновичу. Александр Сафронович, кто и как будет определять запасы на участке, если это мелкие участки, ещё не занесённые в реестр или не открытые? То есть как будет работать сам закон вот в этом вопросе?
И второй вопрос: сколько времени может идти рассмотрение заявки и как будет приниматься решение о выдаче лицензии? То есть как это будет регламентировано?
Председательствующий. Александр Сафронович, к вам вопрос.
Матвеев А. С. Во-первых, выдача лицензии вот в этой части — по упрощённой схеме сроком на пять лет — будет осуществляться Роснедрами либо его территориальным органом, который присутствует на территории субъекта, где будет вестись вот эта добыча.
И первый вопрос... Было не очень слышно, извините.
Председательствующий. Включите микрофон депутату Черкасову.
Повторите первый вопрос.
Черкасов К. И. Кто и как будет определять запасы на участке, если это мелкие участки, которые ещё не занесены в реестр и не открыты, или это старые месторождения? То есть как это будет реализовано?
Председательствующий. Пожалуйста.
Матвеев А. С. Поэтому они и включаются в разработку вольноприносительства. Это более двадцати тысяч объектов, где на стадии поисков обозначено, что там может быть, но ниже бортового содержания. Плюс хвостовые отработки уже прошлых лет в техногенках, где известно, что там что-то есть, но это не превышает предварительные запасы. Если только при разработке выяснится — и это в законе имеется, — что там запасы вдруг увеличатся и будет, допустим, не 10 килограммов, не 20 килограммов накопленной добычи за пять лет, тогда Роснедра забирают этот участок и передают на аукцион или на конкурс для новых недропользователей.
Председательствующий. Федоткин, ваш вопрос.
Федоткин В. Н. У меня вопрос к Александру Павловичу. Александр Павлович, вот вы сказали, что главная идея этого закона — загрузить людей работой. Так о каком количестве рабочих мест в Магаданской области может идти речь?
И второй вопрос. Мы знаем, что вокруг малого и среднего бизнеса всегда крутится много чиновников-коррупционеров, об этом кто только ни говорит, я думаю, на золотодобыче это будет в ещё большем размере. Где гарантия, что не будет коррупции и более выгодные участки не будут давать за деньги: хочешь работать — плати чиновнику деньги? И вы правильно сказали, что золотодобытчику останется только на хлеб. И второй момент: где антикоррупционные рычаги в этом законе?
Вот два вопроса.
Александров А. П. Когда мы готовили этот проект закона, естественно, мы не просто придумывали. Я в самом начале сказал, что данный закон очень отслеживается во всех колымских районах. Это, конечно, сотни людей. Вот буквально последняя поездка у нас была с губернатором. В таком посёлке, как Бурхала, — если кому-то это о чём-то говорит, — там, где рухнули прииски, люди сидят, не имея возможности выехать. Добыча — это их единственная возможность каким-то образом заработать для себя и семьи, там нет другой возможности, там картошка не растёт.
А если говорить о коррупции, то в новом проекте закона — автор больше скажет — предусмотрен заявочный механизм: заявку человек подал — получил... Ну, возможен какой-то аналог. Помните, как у Джека Лондона: кто-то добежал, столбики забил — вот его участок. Сегодня предусмотрен заявочный механизм: он обращается, просит этот участок, там смотрят, и, если это не на балансе и там практически нет запасов, предпринимателю будет предоставляться этот участок. И где тут механизм коррупции, коррупциогенности, а?
Да вы поймите, что желающих там работать мало, это тяжёлый физический труд. То содержание грамма на тонну... Добыть несколько граммов — это каторжный труд, и желающих за какие-то деньги получить этот участок... Просто это несколько иное поле деятельности. И тот, кто впрямую касался этого... Вопросы о какой-то коррупции в связи с выделением участка звучат несколько смешно.
У нас, если брать техногенку, — следующий вопрос я буду докладывать — вся Колыма в этих марсианских приисках. Было бы желание, подавай заявку, тебе отмерят вот отсюда и до горизонта — и работай! Какие там моменты коррупциогенности в этой сфере деятельности, низкорентабельной, связанной с тяжёлым физическим трудом, на участках с истощёнными запасами! Тут вопрос о коррупции вообще, на мой взгляд, неправомерный.
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Иванович.
Понятно всё, понятен ваш ответ, совершенно понятен.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Александр Павлович, а вы читали заключение правительства? Вот там тогда ещё вице-премьер Собянин пишет: учитывая, что 1 кубический метр золотосодержащей породы весит более 2 тонн, рассматривать вопрос об увеличении золотодобычи силами индивидуальных предпринимателей нецелесообразно.
А мне на Колыме — я там был в прошлом году — задавали другой вопрос, говорили, что туда самолётами завозят гастарбайтеров, те вкалывают-вкалывают, а когда приходит время рассчитываться, им говорят: ребята, если хотите, мы вас на материк отвезём, а потом уже будем разговоры вести. Вот такой вопрос там задавали. А чтобы индивидуальные предприниматели смогли сделать то, что государство не может, — ну это фантазии.
Председательствующий. Пожалуйста, Александр Павлович.
Александров А. П. Я очень коротко отвечу: эта проблема может рассматриваться в разных аспектах. Вот вы очень верно уловили суть ещё одного плюса этого законопроекта. Скорее всего вы говорили о каком-то предприятии, старательской артели, где зачастую недобросовестный недропользователь отработал сезон, а потом говорит: мы ничего не добыли, вот тебе на проезд, на большее мы не добыли.
Почему определённые круги торпедировали этот законопроект? Потому что принятие этого закона (как называют СМИ, о вольном приносе) — это своего рода Юрьев день. Вы понимаете, они становятся некрепостными, и тот индивидуальный предприниматель уже не обязан идти к тому единственному недропользователю, который рядом, в старательскую артель или на прииск, он может при желании и сам потрудиться.
Что касается, предположим, какой-то криминальной составляющей, то этот закон вообще под корень подкосит существующие теневые структуры, которые у нас занимаются скупкой золота (я не буду называть его национальность, чтобы не обидеть, вы в Магадане были и знаете, как называют это золото). И вот этот закон, конечно, в корне может подкосить теневую структуру, потому что тому человеку, который законным образом добудет несколько граммов, не надо под статьёй продавать перекупщикам, он пойдёт и через золотоприёмную кассу сдаст, заплатит налог и получит определённые средства для существования. Поймите, что этот закон как раз против коррупции, против криминала!
Председательствующий. Тумусов Федот Семёнович.
Тумусов Ф. С. У меня вопрос Александру Сафроновичу. Уважаемый Александр Сафронович, вот в пояснительной записке у вас написано, что иностранным гражданам и лицам без гражданства добывать золото не разрешается, разрешается индивидуальным предпринимателям. Но известно, что индивидуальный предприниматель имеет право нанимать. Как тут будет вопрос решаться? Они ведь будут нанимать, как тут было сказано, гастарбайтеров, а это иностранные граждане.
Второй вопрос: как будут решаться вопросы охраны природы? Ну, мы им разрешим, хорошо, пусть зарабатывают себе на хлеб с маслом, а вот с охраной природы как будет? Их будет очень много. И не получится так, что мы слишком всё упростим, а потом возникнет другая проблема — проблема в области охраны природы?
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Александр Сафронович.
Матвеев А. С. Спасибо за вопрос.
Ну, вам, как никому другому, известно, что индивидуальный предприниматель никакого гастарбайтера нанять уже просто по определению не может, потому что лицензия выдана Иванову Ивану Ивановичу или Тумусову Федоту Семёновичу и никому другому. Это первое.
Второе, охрана природы. Сегодня, вы прекрасно знаете, незаконная золотодобыча ведётся. Наоборот, будет и охрана природы, потому что станет известно, где этот индивидуальный предприниматель получил лицензию на добычу 10 килограммов. Экологи и контролирующие органы прекрасно будут знать, в каком квадрате и на каком ручье работает этот индивидуальный предприниматель.
Поэтому данным законом улучшается коренным образом вопрос охраны природы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Последний вопрос. Тепляков, пожалуйста.
Тепляков Е. Н. По сути законопроектом этим предлагается предоставить право индивидуальным предпринимателям добывать россыпное золото в количестве не больше 10 килограммов. Но скажите, кто может определить это количество в породе? Кто может знать, что он там не добудет больше? Это первое.
И второе. В отзыве указано, что рыхлые породы, как уже сказал депутат Коломейцев, достигают от 10 до 30 метров, 1 куб весит 2 тонны. Каким образом индивидуальный предприниматель может переработать всю эту породу, чтобы добыть это золото? Получается, что индивидуальный предприниматель будет добывать россыпное золото уже промышленным способом, и, может быть, уже даже не из рыхлых пород. А вы говорите, что здесь нет никакой составляющей для коррупции. Вот она, мне кажется, налицо. Вот, пожалуйста, ответьте мне на эти вопросы. Спасибо.
Председательствующий. Кто отвечает? Пожалуйста, Александр Сафронович.
Матвеев А. С. Давайте я поскольку отвечу, поскольку докладывал о законопроекте. Понимаете, здесь нужно прочитать тогда лекцию о добыче полезных ископаемых и рассказать, объяснить, что такое куб породы и прочие дела. Конечно, как у Маяковского, "в грамм добыча, в год труды". Для того чтобы докопаться до этих граммов, нужно провести вскрышные работы, нужно поставить проходнушку либо тару. Ясно, что не с лоточком работать, как у Джека Лондона, когда там содержания были килограммовые и можно было легко добыть. Это некондиционные, не состоящие на балансе мелкие месторождения, некоторые уже десять раз переработаны. Если вы Чай-Урьинскую долину в Магаданской области увидите — это лунный пейзаж.
Законопроектом решаются как раз эти проблемы.
Председательствующий. Спасибо.
Все вопросы заданы. Настаивает ли кто-то на выступлении? Федот Семёнович, ещё Селезнёв. Два выступления. Нет, три, ещё Пехтин.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Ну, когда я вам дам слово, вы вправе им воспользоваться, как хотите.
Селезнёв, пожалуйста.
Селезнёв В. С. Я не знаю, меня сегодня любят за что-то, всё время первому дают выступать.
Я просто хотел сказать, что мы рассматриваем два альтернативных законопроекта, но я так и не услышал ответа на свой вопрос, который адресовал совершенно другому докладчику. Олег Викторович, я просто ошибся, надо было сказать: последнему содокладчику. Тогда вы, наверное, предоставили бы слово действительно последнему выступившему по данным законопроектам.
По сути, я так понимаю, оба законопроекта направлены на расширение возможностей для малого бизнеса, частных предпринимателей заниматься разработкой месторождений рассыпного золота и реализацией драгметаллов, драгкамней, кроме алмазов. Но меня смутило то, что так легко уступил в пользу не той редакции, которую представлял, докладчик от Магаданской областной Думы, несмотря на то что законопроект, который он представлял, содержит гораздо более интересные мотивы для развития данного вида деятельности.
Прежде всего законопроект, который предложен магаданцами, учитывает необходимость передачи полномочий по наделению участками, по оперативному решению вопросов о выделении такого рода участков, которые не представляют интереса для промразработки крупного масштаба, субъекту Федерации. С этим почему-то правительство не может согласиться, ссылаясь на то, что должна быть конкурентная способность, должны быть какие-то состязательные мероприятия, и поэтому магаданский представитель говорит: дай бог, чтобы прошёл тот законопроект, который стоит в повестке дня в пункте 14.1.
Я думаю, что в любом случае надо поддержать один из законопроектов. Наша фракция поддержала бы с большим удовольствием тот законопроект, который предлагается субъектом Федерации, который на самом деле знает, что такое золотодобыча. Я категорически не согласен с коллегой Коломейцевым, который, рассуждая о проблемах Магаданской области, начинает рассказывать о том, что какие-то гастарбайтеры приезжают туда и потом этим гастарбайтерам не выдают заработную плату. По всей видимости, коллега Коломейцев имеет в виду тех гастарбайтеров, которые приезжают из входящих в состав России национальных автономий, но я не буду об этом, чтобы меня потом ни в чём не обвинили. Но эти ребята курируют этот бизнес, они там ещё при советской власти, в 80-х годах, курировали этот бизнес, крышевали, и сейчас они сидят и крышуют этот бизнес. Вопросы выдачи или невыдачи заработной платы самим себе они что ли рассматривают? Работают, вкалывают там русские мужики. Действительно, картошка там не растёт, арбузы там не растут в том объёме, чтобы можно было пополнять за счёт экспортной составляющей бюджет Магаданской области. Там растут, извините меня, золото и алмазы, за счёт чего и были созданы там градообразующие посёлки. То же самое касается севера Якутии, где те же самые проблемы и те же самые гастарбайтеры, выражаясь словами коллеги-коммуниста, сидят и крышуют этот бизнес.
Я сам бывал неоднократно в Алдане. Приехал туда с делегацией правительства Республики Саха на празднование, как сейчас помню, 50-летия города Алдана, который образован был только с целью освоения крупных месторождений золота. Ночью ко мне в гостиницу зашли два гастарбайтера с оружием в руках и сказали: "Слушай, а не хочешь ли ты отсюда улететь?" Я говорю: "Вы знаете, я, вообще, в составе правительственной делегации". Они говорят: "Да нам плевать, в составе какой ты делегации, мы здесь закон". Закон что в Магадане, что в Республике Саха, в тех местностях, где занимаются золотодобычей, один и тот же — тайга.
Я думаю, надо прислушаться к мнению представителя Магаданской области, поддержать тот законопроект, который представляет Магаданская областная Дума, и отдать больше полномочий субъекту Федерации, потому что только субъект Федерации действительно сможет разобраться на месте быстро, оперативно, какие участки необходимо в какие руки отдать, чтобы не было коррупции, чтобы ушло это из теневого оборота тех криминальных структур, которые там, к сожалению, существуют десятки лет. Не надо бояться, не надо стесняться об этом в открытую говорить, всё это давно известно и органам ФСБ на местах и в центре, и органам других силовых структур.
Я думаю, что мы только лишь поможем наполнить бюджет Российской Федерации и бюджеты субъектов Федерации за счёт того, что весь теневой оборот, который сейчас существует в этом малом бизнесе, в малом предпринимательстве, дать возможность запустить в нормальное русло, чтобы могли зарабатывать и платить с этого налоги те жители, которые хотят этим бизнесом заниматься.
Спасибо большое.
Председательствующий. Коллеги, давайте посоветуемся: осталось две с половиной минуты, а в 16.00 у нас фиксированное время.
Федот Семёнович, уложитесь в две минуты? Укладывайтесь, чтобы мы завершили этот вопрос до перерыва. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.
Тумусов Ф. С. Уважаемые коллеги, данный законопроект давно ждут и в Магадане, и в Якутии, потому что он, во-первых, создаёт рабочие места, во-вторых, даёт возможность запустить в оборот нерентабельные месторождения.
Ну вот есть несколько замечаний. Первое. Тут было сказано насчёт священной коровы, федеральной священной коровы. Надо дать больше прав субъектам именно в решении вопросов запуска в оборот таких месторождений, малых месторождений.
Второе. Всё равно индивидуальный предприниматель имеет право нанимать рабочих, поэтому придут туда иностранцы или не придут, надо ко второму чтению более чётко это указать. И ко второму чтению надо будет чётко указать насчёт охраны природы.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает оба проекта, но мы понимаем, что, конечно, будет принят проект, который предложил Александр Сафронович Матвеев. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пехтин, справка. Пожалуйста.
Пехтин В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел Коломейцеву справку дать насчёт гастарбайтеров. Я почти сорок лет на Колыме проработал, там никогда гастарбайтеров не было.
А те вещи, о которых говорил коллега Селезнёв, действительно присутствовали. Не будем говорить, какая там сложилась система золотодобычи ещё начиная с советских времён. На самом деле при среднегодовой температуре минус 12 там ни один гастарбайтер не выдержит и жить не будет, зимой там минус 60, а среднегодовая температура — минус 12. Просто нужно, наверное, всё-таки отдавать отчёт, когда обсуждаешь тему, и говорить со знанием дела, а не так, лишь бы посотрясать воздух.
Мы этот законопроект поддерживаем, несмотря на то что Магаданская областная Дума вносила свой. Тема рассмотрена и в законопроекте из пункта 14.1, поэтому я прошу его поддержать.
И у меня ещё есть одно предложение. У нас следующий законопроект, по техногенке, оттуда же. Давайте мы его тоже рассмотрим, потому что здесь представитель Магаданской областной Думы.
Председательствующий. Коллеги, сейчас мы обсудим. Я пока обращаюсь к докладчикам и содокладчикам: не настаиваете на заключительном слове? Нет, не настаивают.
Тогда выносим оба законопроекта на "час голосования".
-----------------
Покажите результаты по пункту 14.1.
Результаты голосования (17 час. 16 мин. 55 сек.)
Проголосовало за 411 чел. 91,3 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0 %
Воздержалось 0 чел. 0,0 %
Голосовало 411 чел.
Не голосовало 39 чел. 8,7 %
-----------------
ПОСТАНОВИЛИ: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту в тридцатидневный срок со дня принятия постановления.