Золото Новой Зеландии. Дневник поездки (часть 4)

Кавчик Б.К.
Золотодобыча, №136, Март, 2010

24.01.10. Сегодня задача доехать до «золотых» городов Хокитика и Росс. Когда-то они были центрами золотодобычи. В далеком 1909 году там нашли самый большой в Новой Зеландии самородок весом 2,81 кг и память об этом еще осталась.

Дорога вдоль западного берега довольно однообразна. Местами прямая, как стрела, а когда горы подходят к морю, сужается и извивается такими серпантинами, каких я еще не видел. Многие мостики с однополосным движением. Местные жители сказали, что для дорог с редким движением так экономичнее. Действительно, машин и людей встречается мало, не считая туристов, для которых и здесь предусмотрены чудеса природы. Мы сделали остановку на леднике Фокс (Fox Glacier).

В нескольких километрах от трассы долина ручейка, впадающего в Тасманово море, заполнена снегом и льдом. Толщина льда на вид метров 20. Высота долины над уровнем моря всего 233 м, климат вроде бы теплый, почему лет не растаял? Из-подо льда вытекает маленькая речушка и бежит по типичной троговой долине с отвесным левым бортом высотой сотни две метров. Все как в учебнике общей геологии, по которому я когда-то учился.

В дополнение к учебнику – хорошая стоянка для машин. Дорожку от стоянки к леднику чистит бригада мужчин; где надо — сделаны мостки, где надо — огорожено, куда не надо — не пускают. Останавливайся, ходи, смотри, сколько хочешь, фотографируйся — это бесплатно (туалет тоже). Подняться на ледник можно с проводником, это уже за плату. Основной доход здесь от продажи автобусных туров. Поездка на ледник с группой на автобусе стоит немалых денег.

На стоянке нас позабавило маленькое приключение. Я ненадолго остался в машине и слегка задремал. Разбудил меня стук в окно на крыше машины. На него уселась большая зеленая птица и топчется. Я замер, опасаясь спугнуть ее, и жалел, что женщины забрали фотоаппараты. А птица пыталась достать муху, которая сидела с моей стороны стекла. Я пошевелился — никакого эффекта. Я начал водить по стеклу пальцем, птица попыталась поймать меня клювом. Подошли женщины и начали фотографировать такое чудо издали. Потом выяснилось, что попугай никуда улетать не собирается. В конце концов он сел на открытую дверцу машины и начал отрывать резиновый уплотнитель, ловил нас клювом за палец и позволял себя фотографировать в любых позах. Мы ему дали за работу хлеба и яблок. Оказывается он тоже местная достопримечательность в дополнение к леднику.

Городок золотодобытчиков Росс оказался похожим на те, которые мы уже видели. Население несколько сот человек, одноэтажные аккуратные домики, зелень, цветы, супермаркет, ресторан, мотель с одноместными комнатками за 400 руб., асфальт, чистота. От прежней золотодобычи остались названия со словом Gold и символика, вроде футболки с изображением самородка на стене бара. В здании бывшего банка организован небольшой музей золотодобычи с сувенирами. За зданием стоят ряды ванночек для лотковой промывки, можно взять лоток за 200 руб. хоть на целый день. Можно также пойти мыть золото в ручейке, в котором оно когда-то было. Вчера, говорят, кто-то даже что-то намыл. Но сегодня суббота, все закрыто. Мы сфотографировали все что хотели, пообедали в пустом ресторане и двинулись дальше.

Через час приехали в Хокитику. Городок побольше, тысячи на 2-3 жителей. Есть двухэтажные дома и даже трехэтажная гостиница. Все чистенько и симпатично, но людей на улицах нет, вроде как вымерли. Магазины и офисы закрыты. Устроились в мотеле еще роскошнее, чем вчера за те же 3500 руб. — 3 комнаты, 6 кроватей, кухня со всем, что нужно, а во дворе — батут, который чрезвычайно понравился моей внучке, а потом и дочке. Остальные завидовали, но залезть постеснялись.

Чуть не опоздали в магазин за продуктами. Оказывается, единственный супермаркет закрывается в 7 часов. Мы пришли за 5 минут, но нам не помешали купить все, что нужно.

После магазина прокатились по городку. Он стоит на берегу Тасманова моря в устье довольно крупной по местным меркам реки. Берег в устье укреплен камнями и благоустроен. Есть стоянка для машин и скамейки. Кроме того, здесь есть чем заняться. Человек 50 мужичков разного возраста и цвета кожи стоят у воды и размахивают спиннингами. Кто-то курит, у одного рядом бутылка пива — пахнуло родиной.

Немного странно по нашим понятиям, что местные жители здесь ничем не торгуют. Мы бы не прочь купить рыбы на уху, но никто не предлагает. Сколько едем, никто не стоит вдоль дороги со свежепойманной рыбой, никто не продает сметану, молоко или шашлычок из баранины, которая ходит рядом в изобилии и очень аппетитная на вид. Продукты только в магазинах.

25.01.10. Утренняя прогулка по Хокитике началась с выхода на берег Тасманова моря. Оно встретило приличными волнами, исключающими купанье, да и вода холодная, как в нашем Байкале. На берегу много плавника, ветки, коряги. Кое-где из них сложены местными мастерами всякие фигурки. Кострищ и банок-склянок нет. Перед въездом на берег стоит знак, запрещающий установку палаток и костры. Здесь этих знаков бессчетное количество, они стоят при любом съезде с трассы. За все время я видел палатки всего 3 раза, а костер — ни разу.

Вдоль берега за пляжем — жилые домики, возле одного из них я увидел гору дров (колотых чурок), и обратил внимание на то, что из домов торчат печные трубы. Значит здесь холодновато.

Чуть дальше берег перешел в городской парк: вдоль пляжа пошла асфальтированная дорожка, возле нее в виде лавочек лежат бревна, рядом газоны с цветами. Народу утром нет, как не было и вчера вечером. Добежал до устья реки. Сейчас там всего пара рыбаков. Я спросил у одного, какая здесь рыба «биг» или «смол», помогая себе жестами. Он сказал, разная, тоже жестами и развел руки сантиметров на 80. Я также выяснил, что продавать рыбу на берегу нельзя, они ловят только для себя. Продают рыбу в магазине, — и показал рукой. Туда мы заходили вчера вечером, там продавалось рыбное филе, и в тазу без воды лежала одна какая-то неизвестная рыбина. Для страны, окруженной океаном, бедновато.

Интерес вызвала древняя пушка на колесах, еще фитильная. Обошел, потрогал, на ней стоит дата 1813 год! Тут еще европейцев не было, видимо привезли ее позже.

Вдали увидел высокое здание с трубой, похожее на завод. Интересно, что это? Бежать пришлось километра 4 по дорожке вдоль реки. Даже в такой «дыре» есть прогулочная дорожка, видимо, у них это стандарт градостроительства. Оказалось — завод по переработке молока, рядом на газоне — табличка с историей завода.

Окраины города (3 км от центра — уже окраина) очень просторные и какие-то светлые, хотя утро пасмурное: широкая асфальтированная улица, полосы 4 можно вместить, широкие газоны и тротуары, потом одноэтажные домики, утопающие в зелени. У них совсем маленькая страна, но очень просторно. Я невольно вспомнил наши тесные дачи на 6 сотках и узкие дорожки между заборами. Почему у нас так?

После завтрака поехали в «Золотую комнату». О ней мне уже рассказывала дочка, и мы даже написали заметку в бюллетене «Золотодобыча». Сейчас мы пришли в нее всем семейством. Глаза разбежались от украшений с самородками: есть блестящие — травленые, и есть обычные — природного цвета. Самый большой — 260 граммов —дали всем подержать и сфотографироваться.

Опять удивила простота обращения с золотом. Рядом с самородком лежит бирка с ценой, вот и все. Нет контроля и учета, никакой инструкции по сохранности золота. Мужичок сидит, делает украшения и тут же продает. А где он взял самородки? Где заключение Комиссии по оценке самородков? Почему не соблюдается инструкция по сохранности? Где разрешение пробирной палаты? Где проба? Ничего нет. По-нашему, непорядок полнейший, надо «пресечь» и «привлечь», но здесь другие законы и все можно.

Купил своим девчонкам сережки из самородочков и подвеску из стеклянной емкости со знаками золота внутри. Изделия с самородками дорогие: граммовая на вид висюлька — около 4000 руб. Маленькие сережки с самородками – больше 5 тыс.руб. В Иркутске взвесил — всего 2 грамма. Но мы покупали не золото, а сувениры на память, а это бесценно!

Из Хокитики поехали искать фирму, которая когда-то делала здесь плавающие мойки для добычи золота. Городок Греймоус в 30 км по трассе. На его окраине нашли большой сарай, рядом свалка ржавого металлолома с парой черпаков от драги. Зашли в контору, поговорили с директором. Он сказал, что сейчас они делают в основном оборудование для угля, заказы на мойки бывают только из-за рубежа. Недавно изготовили большую мойку для Канады. Могут делать и для России при авансовой оплате. С отгрузкой проблем нет, недалеко — крупный грузовой порт. Взяли рекламы и покатили дальше.

Сегодня наша задача добраться до города Нельсон — до него еще 240 км. Почти 100 км вдоль скалистого берега. Кое-где есть спуски к воде и пляжи, но вода холодная и неспокойная — какое тут купанье. Здесь не туристическая зона и почти нежилая, хотя если появляется полоска ровной земли, то она огорожена проволочным заборчиком, то есть чья-то собственность, скорее всего фермеров. Наконец шоссе свернуло от моря вверх по речке. Река, вначале широкая и спокойная, быстро вошла в распадок и превратилась в типичную горную реку с плесами, перекатами и прижимами. По рекламным проспектам здесь есть места, где можно поймать тайменя, но нам сейчас некогда, пусть плавает до следующего раза. В верховье речки попался хорошенький городок, мы притормозили, увидев на заборе большое изображение старателя с лотком и приглашение помыть золото. Остановились и зашли в дом, на который указывала вывеска.

Во дворе нас встретили белая коза, большая рыжая собака и несколько щенков. Коза поднялась на задние копыта, собака попросила, чтобы ее погладили, щенки начали путаться под ногами, играться. Вышел мужичок лет сорока. Рассказал, что трехчасовой тур стоит 1000 рублей с носа, он везет желающих на своей машине на речку, дает им лотки, и они моют золото. Участок реки его собственный площадью 60 акров. Место очень хорошее, золота намного больше, чем на свободных участках. Мы обязательно намоем несколько золотин, а если повезет, добудем самородок. У него на шее висит на цепочке граммов на 15. Золото, которое намоем, конечно, наше. Сегодня уже поздно, но можно поехать утром. Я не стал спрашивать у него про квоту, запасы и ЗПК, так как вряд ли он понял бы, что это такое. Он приобрел 60 акров земли и сам решает, что делать — коров пасти или туристов водить.

Поздно вечером приехали в город Нельсон на северной окраине Южного острова. Толком городок не видели, но он показался красивым и живым. Стоит в теплой бухте, есть хороший чистый пляж. С удовольствием искупался.

26.01.10. Пораньше выехали из Нельсона, нужно ехать в город Пиктон, откуда ходит паром, который перевезет нас с Южного острова на Северный. У нас заказаны билеты на 13-30, а ехать от Нельсона еще 150 км. Билеты на паром обошлись около 9000 рублей (машина и 5 пассажиров).

Проехали большую часть пути, оставалось еще 70 км. Но у нас есть карта, и мы решили проехать не по главной трассе, а по дороге, нарисованной тонкой красной линией. По ней всего 20 км вместо 70, почти вчетверо короче, и мы «спрямили».

Дорога оказалась асфальтированной и вполне гладкой, но настолько извилистой, что затошнило не только мою маленькую внучку. Один поворот тут же переходит в другой, руль надо все время вертеть. Дорога при этом совсем не пустая, ходят машины, еще и большие, с прицепами. Катя — классный шофер, не ворчала, а улыбалась, ей, кажется, было интереснее, чем нам мотаться из стороны в сторону. В итоге 20 км ехали целый час, по шоссе было бы быстрее.

Портовый городишко Пиктон маленький, но праздничный. На берегу красивый парк с пальмами, в центре масса нарядных магазинчиков, цветы, зелень, много людей. К сожалению, времени на прогулку мало.

Точно по расписанию нас с машиной загрузили в большой корабль. На две нижние грузовые палубы поместилась сотня легковушек, большие грузовики, товарные вагоны. Пассажиров отправили на верхние палубы. Там просторно, много кресел, столиков, буфеты, детская площадка, телевизоры. Можно выйти на открытую палубу, где лучше фотографироваться, а можно устроиться поближе к буфету в мягком кресле и любоваться природой через большие иллюминоторы. Плыть нам 3 часа и 92 км через пролив Кука. Название пробудило приятные воспоминания детства, когда мы учили географию и читали про великие географические открытия.

Сначала плаванье было интересным: мы шли по заливам и бухтам мимо множества зеленых островов. Потом вышли в пролив и стало скучно. Кругом море, к тому же лег туман, и мы поплыли вслепую. Наш паром часто гудел, так что сначала кое-кто чуть с лавки не упал. Представляю, как раньше здесь плавали, когда GPS не было: туман и скалы со всех сторон! К счастью, нас доставили благополучно и вовремя.

Прибыли в Веллингтон — столицу НЗ. Дочь созвонилась с каким-то отелем недалеко от центра города. Немного поколесив по незнакомым улицам, устроились на жительство и пошли ужинать.

Улица симпатичная, видимо, одна из главных. В нижних этажах магазины, над тротуарами навесы от дождя, дома не только одноэтажные, но 2-3 этажные, а ближе к набережной есть 9-15 этажные башни. Столица! Население 400 тыс.чел., меньше чем в Иркутске.

На набережной нашли ресторан. Судя по нарядной публике и официанту с бабочкой, довольно приличный. Наше семейство в шортах и майках несколько выделялось среди местной публики. Мы выбрали лучшие рыбные блюда по меню и совету официанта, симпатичного итальянца, который узнав, что мы из России, блеснул знанием русского языка, сказав «Привет!». Однако столичный ужин оказался неинтересным: мне принесли гору риса, сверху — кусок белой вареной рыбы, покрытый травкой, и несколько мелких креветок. Женщины  тоже были разочарованы: пицца обычная, да еще с одного края пересоленная, мидии — сами готовим лучше. С тремя бокалами недорогого местного вина ужин обошелся на 5 человек почти 4000 руб., по-нашему мнению, — дороговато. Ну что ж, здравствуй Столица! Завтра будем знакомиться ближе.

Золото Новой Зеландии, часть 1

Золото Новой Зеландии, часть 2

Золото Новой Зеландии, часть 3

Золото Новой Зеландии, часть 5 (следующая)

-0+1
Просмотров статьи: 5900, комментариев: 10

Комментарии, отзывы, предложения

Виктор., 17.06.10 14:25:53

А мы бум ждать продолжения))

савиных михаил, 18.06.10 10:13:43

эти заметки я переношу на бодайбинский сайт. И там один читатель расстроился: зачем, мол, нам это показывать, только мучить убогостью нашей. Я ответил, что через 70 лет так же будет и у вас. Такой лаг развития Росссии

Ольга С., 27.06.10 13:15:38

Интересно, как живут в Новой Зеландии коренные жители (маори?) у вас о них совсем ничего не написано.. или они совсем там незаметны?

Ирина К. , 28.06.10 14:31:48

Всего в Новой Зеландии проживает около 600 тысяч Маори. Они живут своим небольшим комьюнити. Для туристов они танцуют танец Хака -

К, сожалению, маори имеют очень низкий социальный класс, почти 80% из них не умеют писать и читать. У них самый большой уровень безработицы в стране.

Ольга С.,, 29.06.10 03:24:18

А у вас есть знакомые Маори? Вы с ними общаетесь?

Ирина К., 29.06.10 12:03:25

К сожалению немного. В основном маори общаются с маори, киви с киви, русские с русскими, китайцы с китайцами и т.д. Поэтому знакомых маори почти нет. В институте со мной училось два мальчика, один занимается регби сейчас, про второго ничего не знаю. Знаю еще одну русскую женщину, которая живет с маорийцем!

Ольга С., 30.06.10 07:22:04

А что это большая редкость, чтобы русская женщина жила с местным мужчиной?

Ирина К., 30.06.10 15:20:01

С маорийцами – да, редкость. У меня есть знакомый мальчик из России (ему всего 20 лет), он стал встречаться с маорийской девочкой, полгода назад она родила от него ребенка. Хотели даже в газете об этом написать.

А вот с киви (европейцами) у русских женщин, браки встречаются намного чаще. Хотя киви мужчины опасаются русских женщин, но считают их прекрасными женами и матерьми. Сами киви считаются лучшими папами в мире.

Володя, 13.12.11 16:53:27

А в Веллингтоне есть школы английского? Может там дешевле?

Ирина К. - Володе, 15.12.11 14:05:06

Здравствуйте, школы стараются поддерживать одинаковый статус и цены в разных частях Новой Зеландии примерно одинаковые. В Веллингтоне есть школы английского.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Золото Новой Зеландии. Дневник поездки (часть 4)»