Рейтинг@Mail.ru

Опыт эксплуатации россыпных месторождений золота с применением легких технологий

Назаров Б.Г, генеральный директор,
Назаров В.Г., главный инжененер
ООО ЗПК «Золото Верхоянья»

Уже более 20 лет в стране продолжаются бесплодные дискуссии: разрешить или нет добычу золота индивидуальным предпринимателям. Понятно, что такой предприниматель может использовать только легкие (ручные) технологии. Понятно, что такие технологии абсолютно экологически безопасны. Понятно, что такая деятельность решила бы вопросы занятности и другие социальные проблемы, особенно в районах Крайнего Севера и Востока. Как понятно и то, что в России, как ни в какой другой стране, мест для добычи золота легкими технологиями предостаточно.

Компания «Золото Верхоянья» в 1999 г. приобрела лицензии на три техногенных месторождения в Верхоянском районе республики Саха (Якутия), на двух из которых («Ченкеленья» и «Куранах», притоки реки Адыча) использовались только легкие технологии. Месторождения находятся в труднодоступных местах Центральной Адычи, зимой сообщение  — автозимником, летом — только вертолетом.

Ручей Ченкеленья имеет протяженность 22 км в среднем течении от 80-й до 150-й линии, где и находилась основная богатейшая россыпь (первоначальные запасы — более 2500 кг, которые отрабатывали, начиная с 40-х годов прошлого века). Ручей пересекает Ченкеленьинскую впадину; мощность рыхлых отложений на этом участке достигает 20–40 м, ширина поймы — 350–400 м, продольный уклон — не более 5 м/км. Ниже 80-й линии, до впадения в Адычу, ручей сечет отроги Нельгисинского хребта и образует глубокое ущелье шириной 6–15 м. Здесь продольный уклон резко увеличивается и доходит до 60 м/км. Мощность рыхлых отложений минимальна, часто плотик открыт, присутствует много валунов и водопадов высотой до 3–4 м. Морфология ручья как бы создала природный промприбор: среднее течение, аккумулирующее россыпь — бункерная часть, нижнее течение — колода. Ручей многоводный, средний расход воды в межень — 35000 м3/ч.

Месторождение «Куранах» представляло собой небольшую аллювиальную россыпь. Ранее балансовые запасы составляли 110 кг Au, из которых 115 кг были отработаны. Ручей — ложкового типа, крутопадающий. Продольный уклон после первого километра достигает 100 м/км. Протяженность ручья — не более 4 км, в межень ручей может полностью пересохнуть. Ширина долины в нижнем течении составляет 20–30 м, далее сужается до 5–6 м. Промышленная россыпь была сосредоточена на первых 1000 м в нижнем течении ручья. Даже в этой части оставались к нашему приходу целики низких пойменных террас высотой до 1 м, где мощность торфов была нулевой.

При приобретении остаточные балансовые запасы на месторождении «Куранах» были нулевыми; на «Ченкеленье», в ущельной части запасы составляли 44 кг Au. Причины для эксплуатации месторождений легкими технологиями были следующие:

1. Экономическая нецелесообразность постановки механизированных технологий для столь малых запасов;

2. Нехватка финансовых средств к началу эксплуатации;

3. Невозможность зайти на месторождение «Ченкеленья», т.к. основная россыпь находится на расстоянии 8 км от реки Адыча, по которой проходит автозимник, и ручей прорезает глубокое ущелье шириной 6–15 м со множеством непроходимых водопадов. В дальнейшем восстанавливать объезд на расстояние 50 км пришлось три года.

Организационно добычу осуществляли следующим образом. На сезон нанимали бригаду горных рабочих без специального образования, но желательно физически крепких. Проводили недельное обучение приемам добычи на оборудовании, которое широко известно. Это — минидраги, проходнушки, скрубберные «крошки» в полубочках, бутары, которые у нас почему-то часто называются «хищническими». Конечно, мы пробовали и металлодетекторы. Но практика показала, что для достижения результата, самым главным остается геологическое сопровождение добычи. В функции геолога входили оперативная эксплуатационная доразведка и нахождение, с точки зрения геологических признаков, локальных гнезд, струй или богатых бортовых запасов с содержанием не менее 10 г/м3 . Причем геолог должен выделить миниблок с достаточным запасом, чтобы рабочий мог быть уверенным в том, что переработав куб горной породы, он извлечет как минимум 10 г «презренного металла». В противном случае могло возникнуть психологическое перенапряжение между добытчиком и геологом. Такую работу может выполнить не каждый опытный разведчик. К счастью, у нас были и есть такие геологи, воспитанники «Янгеологии»: Ю.Кабаченко, А.Болдырев, А.Радулевич, В.Назаров.

Локальное содержание в 10 г/м3 устанавливалось как норма, т.к. было выявлено, что работящий и физически крепкий рабочий может вручную за смену разобрать и промыть не более 1 м3 горной породы, далее может наступить переутомление. В тоже время при сезоне в 90–100 промывочных дней и 35–40% оплате от намытого золота обеспечивается материальная заинтересованность.

К нашей удаче или вследствие прекрасной работе геологов опыт показал, что остатки техногенного золота весьма существенны. Встречались гнезда с содержанием золота более 50 г/м3. Рекордный намыв одного рабочего составил 420 г за смену; максимальная добыча за сезон на одного человека — более 2 кг. Сводные данные по отработке месторождений за 10 лет представлены в таблице.

 

Месторождение

Ченкеленья

Куранах

Балансовые запасы при приобретении, кг

44,0

0,0

Год отработки

Объем добычи, кг

     1999–2000

4,2

20,2

    2001

1,7

9,0

    2002

2,5

9,7

    2003

2,2

1.

    2004

5,4

ГРР

    2005

0,7

ГРР

    2006

12,2

ГРР

    2007

1,7

ГРР

    2008

5,9

ГРР

    2009

13,0

10,3

Итого

49,5

50,2

 

Как видно из таблицы, добыча носила неравномерный характер. Основная причина этого — наличие геологического сопровождения. Так, в 2003–2005 гг. геологическая служба компании была отвлечена на решение других задач, и добыча резко упала, хотя бригады были составлены из рабочих, уже имевших опыт работы. Показательна, например, добыча на Ченкеленье в 2005 и 2006 гг. Так в 2005 г. бригада из 4-х человек намыла всего 0,7 кг, а в 2006 г., при постоянном сопровождении работ геологом, бригада из 8 человек намыла более 12 кг. Конечно, следует учитывать горнотехническую обстановку и климатические факторы. Например, в дождливый сезон ущелье Ченкеленьи «кипит»  и там не только работать, но и находиться опасно. На Куранахе наоборот: когда дождь — хорошо, когда сухо — мыть нечем.

Но главное, что эти работы имеют максимальную рентабельность, которая достигает 35–40%. Такого уровня не добивается механизированная добыча даже на очень богатых россыпях. За годы работы наша компания получила около 1 млн долларов чистой прибыли от применения легких технологий.

Кроме того, эти работы позволили нам осуществить детальную доразведку месторождений (сегодня по ним приращивается более 200 кг золота); позволили понять природу образования техногенных россыпей, закономерности переноса и отложения золота на эродированных площадях, о чем мы расскажем в дальнейшем.

Нельзя не упомянуть об одном правовом аспекте легких технологий. При организации работ обязательно предусматривался комиссионный съем и сдача металла. Однако абсолютно исключить попадание металла в «карманы» работников мы не смогли. За десять лет работы было возбуждено 3 уголовных дела за вывоз с участков шлихового металла (3 г; 5 г и 130 г). Здесь можно только похвалить высокопрофессиональную работу Верхоянского УВД, хотя материальных претензий к этим работникам компания предъявлять не стала.

 

От редакции. Подавляющее большинство участников дискуссии о непромышленной добыче золота высказываются за полезность этого мероприятия.

Основным аргументом «против» является мнение о низком содержании золота в песках и, как следствие, невыгодность этого дела. Об этом говорят, как правило, руководители крупных промышленных предприятий:

«Что могут добыть вольноприносители,  которых не может быть более 5–6 тысяч человек? Это ручной труд индивидуалов (тачка, лопата, лом, кайло, проходнушка и дух первооткрывательства) в современных горно-геологических условиях: десятки метров вскрыши, средние содержания 100–200 мг/кубометр,  максимум 150 граммов за промсезон,  700–800 кг по всей России. Все вольноприносительство сведется к хищениям золота на предприятиях различных форм собственности».

Однако теория образования россыпей и старательская практика свидетельствуют о весьма неравномерном — «гнездовом» распределении золота. Гнезда имеют небольшие размеры, но содержание в них достигает десятков и даже сотен граммов на кубометр. Именно поэтому старатель с лопатой и лотком находит для себя выгодный участок там, где работа с бульдозером является нерентабельной. При этом селективная отработка гнезд вручную бывает не только выгоднее механизированной отработки «на массу», но и наносит несравненно меньший ущерб природе.  

Непромышленные россыпи есть во многих российских регионах. И чтобы получить золото и рабочие места, необходимо только внести небольшие изменения в законодательство. 

 


-0+3
Уникальные посетители статьи: 19914, комментариев: 3       

Комментарии, отзывы, предложения

Предложения Магаданцев, 11.06.10 08:28:03

Магаданская область за поправки в Федеральный закон «О недрах»

Для устранения несовершенств законодательства надо привлекать специалистов – практиков, считает губернатор области Николай Дудов.

Сегодня губернатор области Николай Дудов встретился с Андреем Шимановым, заместителем начальника управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Они обсудили проблемы, существующие в сфере горнорудной промышленности. По мнению Андрея Шиманова, особенно сложное положение в россыпной золотодобычи, при том, что она имеет для территории серьёзное социальное значение и по-прежнему сохраняет главенствующее положение в объёмах добычи драгметалла на Колыме. «Административные барьеры, обусловленные каноническими нормами законодательства, зачастую далёкими от действительности, вынуждают недропользователей работать на грани предпринимательского риска», - считает Шаманов, - «Необходимо максимально упростить процедуру разработки техногенных скоплений и целиковых зон».

Губернатор Николай Дудов предложил заместителю начальника Росприроднадзора письменно оформить свои предложения по совершенствованию правовой нормативной базы в отрасли и внести их в Магаданскую областную Думу.

О снятии запрета на «вольный принос» золота, проблемах с переработкой техногенных скоплений, губернатор области Николай Дудов говорил на недавней встрече с Президентом РФ Дмитрием Медведевым. По итогам этой встречи главой государства было дано поручение руководству администрации президента РФ, Министерству природного развития, Российской Академии наук об изучении вопросов и разработки соответствующих документов.

В настоящее время Магаданская областная Дума уже внесла на рассмотрение Правительства РФ свой законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О недрах». Однако во время его обсуждения на последнем заседании Думы региональные парламентарии - единороссы пришли к выводу, что вопрос гораздо шире и глубже. В этом их поддержал губернатор области. «Необходимо провести полную ревизию существующей нормативной правовой базы и устранить все огрехи, которые мешают сегодня эффективно развиваться горнорудной отрасли в стране», - уверен Николай Дудов. Для этого к работе будут привлечены лучшие специалисты, имеющие богатый практический опыт. Их предложения обобщат, оформят соответствующим образом и направят в Правительство Российской Федерации. Источник: Портал Администрации Магаданской области

Виктор, 16.06.10 18:20:13

Родился и выроос в Магаданской области. Мальчишками на старых отработках добывали золото. С 14 лет выдавали допуск к примеру прииск "Экспериметальный" .Допуск предстолял собой документ, фотография, место работ и запрещение хранить в домашних услвиях добытый металл.В любое время суток можно было сдать металл в приисковую ЗПК. ВЫДАВАЛАСЬ КВИТАНЦИЯ ,А УТРОМ В КАССЕ ПОЛУЧАЛИ ДЕНЬГИ. Намывали за день до 20 грамм золота, иногда больше.Мыли проходнушкой вставленой в ручей. Пески тоскали ведрами.Цена золота была один рубль.ЗАРАБОТАННЫЕ деньги оставляли для приобретения одежды модной, для школы сумок спортивных и прочие.После работы рядом снами мыли золото и остльные жители не связанные с золотом по работе, то есть подрабатывали.А в остальном человек сам себе хозяин нарушать закон или нет.Сейчас он нарушается в полный рост. Люди хотят заработать а им не дают.Делают их преступниками.Дайте людям заработать!Почему частному лицу имеющему компанию можно добывть,а частному лицу гражданину нельзя. Читаешь статьи дискриминирующии частную добычу и диву даешься,как будто эти люди держали лоток или работали на проходнушке.Сегодня работают тысячи людей на мелко промышленной золотодобыче. Если правильно оргнизовать их работу и дать им возможность, как было в недавнии Советские времена, по упрощенной схеме получать разрешения на добычу, страна получила бы дополнительный доход в местные бюджеты,занятость законную, людей и их благодарность.А как организовать, ума хватит,учитывая прошлый опыт. Есть чиновники которые по разным причинам дискредитируют вольный принос, а впервую очередь не желание добросовестно работать.По этому зта тема в тупке. Прорвало извените...

Ник., 22.09.10 14:46:13

Сейчас вся власть у миллиардеров, возьмите Совет Федерации, где сейчас находится Закон о непромышленной золотодобыче. Миллионеров там нет, одни миллиардеры. Ну и какой отзыв от них можно ждать на этот закон?

По поводу крутопадающих боковых ложков-притокой основной россыпи - согласен, их можно отрабатывать только вручную, содержания там очень большие, особенно когда эти мелкие ручьи расположены вдоль золоторудной зоны. Далеко не все они найдены - для промышленной золотодобычи они неинтересны. Вторая причина - вода там бывает только во время дождя, иногда текут подземные ручьи. Сейчас отсутствие воды на таких ложках не является проблемой, в продаже есть мощные насосы.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Опыт эксплуатации россыпных месторождений золота с применением легких технологий»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "два прибавить 10":