Рейтинг@Mail.ru

К вопросу о перспективах юниорного геологоразведочного бизнеса в РФ (по мотивам доклада на Мингео 2025)

Глухов А.Н., СВКНИИ ДВО РАН

Песнь об ЮниоАрмии

 

Разговоры о «юниорстве» активно ведутся в нашей стране с середины 2000-х, когда в журнале «Минеральные ресурсы: Экономика и управление» был опубликован цикл статей, которые поведали широким массам отечественных геологов о том, как устроена геологоразведка на Западе. С тех пор разговоры звучат непрерывно и на всех уровнях власти и бизнеса. Юниорами называют себя предприятия, самые разные по своему происхождению, внутреннему устройству и истинных мотивах и целях ведения бизнеса. Каждый год на множестве научно-практических конференций и деловых форумов, в разных регионах ведутся разговоры о юниорах. О необходимости развития и поддержки юниорного движения говорят чиновники разных уровней государственного управления. В некоторых крупных компаниях появились соответствующие дирекции и директора; в некоторых регионах созданы предприятия, в названии которых так и записано — «юниорная геологоразведочная компания». Существует байка о том, как при создании такой юниорной компании эта затея была горячо поддержана руководителем высокого уровня со словами, что, конечно, «нужно развивать детские и юношеские геологические походы».

И тем не менее по прошествии этих двух десятилетий говорения о юниорном геологоразведочном бизнесе остается непонятным — есть он все-таки в нашей стране или нет. И если есть, то какую роль он играет в восполнении МСБ. Например, за рубежом, в англосаксонских странах, юниоры открывают и разведуют, в разные годы и по разным оценкам, от четверти до половины всех ресурсов рудных месторождений.

А у нас сколько?

 

Опубликованная «Роснедра» статистика отвечает на этот вопрос (Казанов и др., 2025). Заявительный принцип лицензирования был введен приказом Министерства природных ресурсов РФ №37 27 января 2014 года. Уже 1 ноября 2014 года недропользователями было подано 159 соответствующих заявок. Для сравнения: за весь 2013 год было выдано 22 лицензии на геологическое изучение за собственные средства. Цитата из указанной статьи: «За период действия «заявительного» принципа юниорными компаниями было открыто одно месторождение коренного золота с запасами 1,6 т, в то время как добычные компании и холдинги поставили на государственный баланс 52,7 и 575 т золота соответственно».

 

Как известно, сам по себе феномен юниорных ГРР-компаний появился в Канаде — стране с самой развитой на сегодняшний день горнорудной индустрией. И выросли там эти самые юниоры из проспекторов-одиночек. Дословный перевод термина «проспектор» — изыскатель, золотоискатель, старатель. То есть в нашей стране юниорами должны являться старательские артели. В Советском Союзе роль старателей была искажена реалиями плановой экономики. Согласно действовавшим правилам Минцветмета СССР, старательским артелям предоставлялись уже изученные геологической службой экспедиций и ГОКов участки с учтенными запасами; поиски новых месторождений являлись государственной монополией. Геологическое обслуживание и контроль за старательской золотодобычей осуществляли геологические службы ГОКов. Разумеется, добыча золота из неучтенных запасов всегда являлась существенной составляющей деятельности артелей и была выгодна руководству ГОКов, так как улучшала показатели их работы. Тем не менее эта деятельность носила полулегальный характер. Все эти обстоятельства привели к тому, что роль старателей в геологоразведке исторически является низкой. То есть у нас юниор — это не старатель. Тогда кто?

 

Главный критерий, отличающий юниорную компанию, это ее независимость от крупных добывающих компаний («мейджоров»). Прежде всего, независимость финансовая. Основным источником финансирования геологоразведочных работ на Западе являются средства акционеров, получаемые посредством публичного размещения акций на фондовых биржах. Независимость финансовая влечет свободу в принятии решений. Юниоры сами решают, где им работать, что искать и как разведывать. И тратят они столько, сколько могут привлечь средств. Менеджмент и собственники крупных компаний не могут диктовать юниору свои условия. Существует практика опционов, когда добывающий мейджор заключает с юниором соглашение о вложении в его проект определенных сумм с правом последующего выкупа. Однако, во-первых, такие опционы заключаются на уже разведуемые объекты. И во-вторых, проект на время действия опциона остается собственником юниора.

А как у нас?

 

Деятельность большинства отечественных бизнес-единиц, именующих себя «юниорами», выглядит примерно так. Бизнесмен регистрирует юридическое лицо, на него по заявительному принципу берется поисковая лицензия. Затем, используя личные связи и административный ресурс, владелец проекта старается добраться до руководителя максимально высокого иерархического уровня либо собственника, крупной и богатой компании — горнодобывающей или негорнодобывающей.

В последнее время эта процедура в некоторых крупных компаниях институциализирована путем создания специализированных отделов, департаментов, дирекций и директоров, которые рассматривают юниорные проекты. Добравшись до такой компании и убедив ее руководство, наш русский «юниор» получает на определенных условиях определенное финансирование. Суммы в большинстве случаев небольшие, а условия иногда нельзя назвать иначе, как кабальными. Компания, предоставляющая финансирование, фактически здесь выступает как Заказчик, который выдает техническое задание «юниору» — по сути, Исполнителю. Юниор вынужден выполнять все пожелания менеджеров Заказчика и думает в первую очередь не о методике работ, а о том, как в середине сезона не остаться без денег и организационной поддержки. Учитывая, что геология — это наука, а любое исследование может эффективно вестись лишь в обстановке свободного творчества, такое «крепостное юниорство» результативным быть не может. Недолгий пока еще путь поддержки юниоров крупными горнодобывающими компаниями нашей страны устлан останками таких проектов. В самом счастливом случае мейджоры продают профинансированные самими собою юниорные проекты друг другу.

Частным случаем описанного сценария является ситуация, когда бизнесмен-юниор является менеджером высокого уровня в крупной добывающей компании. Это может сократить путь юниора к финансам мейджора, но и здесь о независимости говорить сложно, а еще и возникают различные коррупционные риски.

 

Практика показала, что в нашей стране существует лишь два показавших свою результативность сценария деятельности, которая на Западе именуется «юниорной».

Первый сценарий, когда владелец какого-либо крупного бизнеса, не связанного с горной добычей, загорается идеей стать золотодобытчиком. И при этом хочет не просто добывать золото из россыпей, а получить собственноручно открытое месторождение. Попавший в нужное время и нужное место юниор при возникновении хорошего человеческого контакта с таким богатым и влиятельным человеком получает обширные возможности для самореализации. При этом наличие у юниора предприятия и лицензии необязательно, — может быть достаточно лишь идеи, которая зажгла состоятельного инвестора. Увлеченный, он не только выделяет на проект денег столько, сколько просит юниор, но еще и направляет на его поддержку все ресурсы своего мощного и эффективного бизнеса. Год, два или три юниор может купаться в этом море возможностей. Потом или утрачивается интерес к проекту, или происходит открытие месторождения.

Второй сценарий, когда де-факто юниором является предприятие-преемник советской геологоразведочной экспедиции. Система Мингео СССР полностью и сразу не исчезала. Есть примеры, когда руководителям экспедиций удавалось сохранить коллективы, производственную базу и продолжать геологоразведочные работы, привлекая для их финансирования различные источники. В качестве примеров можно назвать такие предприятия, как «Дукатгеология» и «Красноярскгеология». В большинстве случаев на объекте, выявленном еще в советские годы, завершались разведочные работы, и он продавался добывающей компании. Примеры — Гольцовое, Ольча. Либо уже на стадии разведки привлекался инвестор, который и становился собственником получаемого актива. Пример — Джульетта. Однако существовало обязательное условие успешности такого рода «юниорства» — это наличие государственных контрактов на геологическое изучение недр. Поддерживать предприятие на плаву, содержа коллективы и производственную базу только лишь на средства, получаемые от продажи разведанных месторождений, невозможно. Для этого необходимо стабильное финансирование, источником которого в нашей стране может являться только госбюджет. С появлением Росгеологии и передачей ей всех госконтрактов на геологоразведку, а Институту Карпинского — всех геологосъемочных работ, — предприятия-осколки Мингео СССР стали обречены.

 

В последнее время декларируется развитие на отечественном фондовом рынке отдельного сектора для финансирования юниоров. На двух ведущих фондовых биржах созданы соответствующие сегменты. Но пока единственным эмитентом, размещенным на одной из этих площадок и который имеет отношение к разведке твердых полезных ископаемых, является Росгеология.

 

Дискурс про юниорный бизнес в РФ останется просто говорением до тех пор, пока не будут выполнены два условия. Первое — создание рынка независимого венчурного капитала. Второе — законодательное утверждение кодекса публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, аналогичного канадскому законодательному акту NI 41-103, который обеспечит юридическую основу ответственности юниорных компаний, получающих финансирование на венчурном рынке. Без выполнения данных условий любые дальнейшие попытки развивать в горнорудной индустрии нашей страны юниорный сектор будут очередными «триумфами надежды над опытом».

 


-0+6
Уникальные посетители статьи: 5669, комментариев: 19       

Комментарии, отзывы, предложения

Goldmap, 30.08.25 18:01:01

NI-43-101 а не 41-103

Брат, 30.08.25 21:31:05

Позволю себе предположить, что в нынешней России "законодательное утверждение кодекса публичной отчётности о результатах геологоразведочных работ" надолго останется просто говорением.

Магадан , 31.08.25 02:42:24 — Брату

Что да, то да...

Борисыч, 31.08.25 02:59:59

Давайте называть вещи своими именами. Не бетонные компании, а сборище дилетантов.

Игорь К., 31.08.25 04:27:30

Сидим с товарищем в полупустом кабинете бывшего ЯПГО "Якутскгеология", вспоминаем былое, когда в этих кабинетах ключом била жизнь, а коридоры были завалены экспедиционным бутором. Заходит холёный вальяжный молодой человек в суперполярном прикиде и с шикарной папкой крокодиловой кожи под локтём, обводит кабинет и нас равнодушным взглядом, молча уходит.

- Э? - мой вопрос.

- О, ты что! - ответ товарища - Заместитель руководителя золотодывающего предприятия по перспективным разработкам. Третий год никто не знает, что он разрабатывает.

- Так а в чём дело?

- Племянник сестры жены руководителя...

- А-а-а...

Старатель, 31.08.25 11:23:55 — Игорю

Так построена вся структура власти в РФ

Сергей, 31.08.25 12:05:10 — Игорю К

Юниор,ага! Пирит от золота не отличит....

Alex, 31.08.25 13:02:27

А что, у нас мало кодексов? Давайте еще один передерем (зачеркнуто) эмм.. разработаем. А лучше три.

Людмила, 31.08.25 16:21:12

С юниорным бизнесом АО "Дукатгеологии" не все так просто. На оценочные и геологоразведочные работы на Джульеттте было выделено 10млн долл бюджетных денег из так называемого Ельцинского золотого кредита. А вот когда они были потрачены, надо было найти тех, кто вернет этот кредит государству и продолжит разведку. Искали долго , нашли английскую "Ариан-ресоурз". В дальнейшем компания особо не жила за счет бюджетных денег. Было закуплено много современного бурового оборудования и деньги компания зарабатывала как сервисная по колонковому бурению для крупных недропользователей: "Кинросса", "Полиметалла", концерна "Агат" и других. Бурили до 120тыс м в год. Да, брали 1-3 бюджетных поисковых проекта, на каждом из которых было 3-6тыс бурения, но при выручке до 800млн. в год, госзаказ составлял всего около100млн в год. Госзаказ был интересен литохимией, которая загружала аттестованную лабораторию работой, и тем, что давал возможностью содержать квалифицированную геолого-геофизическую службу. Деньги заработанные на бурении вкладывались в юниорный бизнес, т. е предприятие брало лицензии БП и БР и за счет этих средтв и имеющейся производственной и интеллектуальной базы проводило ГРР. Иногда успешно, иногда нет. Средств от продажи обьектов оно не видело, обычно к моменту продажи обьекта им владело уже какое нибудь ООО. Вобщем-то этот юниорный бизнес, по большому счету, был способом выведения прибыли в пользу узкой группы лиц.

КГН, 31.08.25 17:21:16 — Людмила

Согласитесь что юниорские функции способны выполнять с успехом старательские артели. К примеру так сработала с/а Чукотка, когда россыпник Л.И. Милинский перешел к разработке рудного месторождения Валунистое.

Кстати, на Вы прилетали в 1977г на Ми-4 на Белые Увалы в этот рудный район с вопросом к нам- поисковикам: Что это за белое пятно у вас, которое видно из космоса? Ответ моего босса-мол это водно-ледниковые отложения вас успокоил. Но родившийся в этом году геолого-проспекторский метод поиска (см на этом сайте статью о нем) позволил не только выявить промышленное серебро Теркенея, Кремового, Раздольного и других перспективных аномалий, но и спустя пол-века подвел к выводу, что Белые Увалы с его аномалией по марганцу (ну как на знакомом Вам Дукате) - это аргиллизированные вулканиты надрудной шляпы крупного слепого эпитермального золото-серебряного месторождения.Мы дали ему имя - Уваровское.

Старатель, 31.08.25 21:37:35 — КГД

Миланский успешно развил добычу на Валунистом и довёл её до 1,6 т. Но после его смерти это месторождение у старателей отжали с помощью административного ресурса и передали своему в доску человечку.

Брат, 31.08.25 22:31:13 — Людмила

Однако описываемый вами "этот юниорный бизнес" - он, согласитесь, вовсе не юниорный. Да и не бизнес, пожалуй.

Реалист, 02.09.25 17:09:56

Ходят наши чиновники по кругу, как слепая лошадь. Все сбиваются на старую дорожку: не давать геологам ничего из того, что они найдут. Вот и будут деньги осваивать, а не искать. Найти можно, я тоже знаю где, но не скажу. Другие тоже фигу покажут. Разве что КГИ из Канады чего-то стараться будет.

Д-246, 03.09.25 05:56:47

Поиск - это свобода мысли. Ужасное слово - "свобода". Как можно без надзора и коллектива?

Артамошка Лузин, 03.09.25 08:01:36 — Реалисту

Друг, ты уж ник поменяй чтолЕ. Сравнение чиновника, с надсадно работающей слепой лошадью, ну очень уж для последней оскорбительно. Нынешний чиновник озабочен только выбиванием и распределением бюджетов в пользу ангажированных интересантов, и прикрытием этой возни выпуском цидулек, чем более бессмысленных, тем надежнее. Вопросы разведки или добычи чего-то там, его не интересуют вовсе - ни днем, ни ночью, ни в сортире, ни за обеденным столом.

Старатель, 03.09.25 13:57:01 — всем

Чиновник чиновнику рознь: есть начальники, которые имеют высокие оклады и деньги гребут лопатой от взяток и откатов (сейчас даже официально откаты перестали приравнивать к взяткам), а есть масса рядовых сотрудников с мизерной зарплатой. Первые не работают потому, что им не надо, вторые - потому что нет желания горбатиться за маленькую зарплату. В одном из интервью прочитал, что в Забайкальском крае зарплата чиновников в Минприроде порядка 35 тыс руб. А на сайте Минприроды Забайкалья главному специалисту-эксперту предлагают зарплату 37 тыс руб. В Москве безграмотный курьер запросто может заработать 200 тыс. в месяц. Ясно, почему такая отдача от чиновников. А ведь им надо обладать специфическими знаниями, которые за год не приобретёшь

Павел, 09.09.25 17:06:46 — всем

Направление на развитие рынка юниорных геологоразведочных компаний в Российской Федерации в ближайшие годы обречено на провал по следующим причинам:

1. Отсутствие в России среднего класса людей, имеющих достаточно свободных средств, которые они могли бы вкладывать в долгосрочные инвестиции. В западных странах основным источником финансирования деятельности юниорных компаний является именно средний класс.

2. Стойкое недоверие граждан России к эффективности вложения средств в различные фонды и проекты. Деятельность организаций, подобных МММ, расхищение средств вкладчиков из банков и вложенных в строительство денег (обманутые дольщики), отсутствие государственной защиты вложенных в любое предприятие средств полностью скомпрометировали в России саму идею каких-либо вложений.

3. Отсутствие механизмов государственной поддержки геологоразведочной отрасли, в том числе в сфере налогообложения ГРР.

4. Высокая стоимость кредитов, недоступность привлечения финансовых ресурсов на выгодных условиях.

5. Мощные административные институты и барьеры, затрудняющие проведение ГРР (Росгеолэкспертиза, ГКЗ, ЦКР-ТПИ, методическое сопровождение ГРР, государственный надзор за геологическим изучением недр): длительность сроков оформления документации, связанной с поисковой и геологоразведочной деятельностью, которая растягивается на несколько лет и не позволит обеспечивать высокую оборачиваемость инвестиций в юниорные проекты.

6. Медленная разработка современных систем сбора и предоставления информации, секретность некоторых геологических данных (дополнительные затраты времени на снятие грифа «секретно»).

7. Собственники юниорных компаний и инвесторы в подавляющем большинстве не располагают знаниями и компетенциями в области добычи драгоценных металлов, не способны оценить риски и обеспечить грамотное привлечение инвестиций, а основную свою роль видят в спекуляции полученными правами на пользование недрами.

8. «Заявительный» принцип предоставления прав пользования недрами (на начало 2020 г. выдано 2626 лицензий на благородные металлы /на 1020 юридических лиц/, в т.ч. 2322 – на россыпи) привёл к многочисленным перекосам, когда лицензии получают компании -однодневки с одним учредителем (и соответственно сотрудником) с уставным фондом 10 тыс. руб, отсутствием капитала и компетенций, а действующие компании с реальной добычей лишаются возможности пополнять свои запасы и вынуждены покупать по спекулятивным ценам лицензионные поисковые площади у подобных горе-юниоров.

Статистика, опубликованная Руководителем Роснедр в Хабаровске подтверждает, что проку от юниоров в России практически нет: За период действия «заявительного» принципа юниорными компаниями было открыто одно месторождение коренного золота с запасами 1,6 т, в то время как добычные компании и холдинги поставили на государственный баланс 52,7 и 575 т золота соответственно

Игорь К., 10.09.25 03:03:45

После государственного переворота в октябре 1993 года в России сложилась та самая административная система власти, которую мы сейчас видим и ругаем.

Главный строитель капитализма как сказал? "...Нам плевать, за сколько будет продано то или иное предприятие, может, даже за бесценок, это дело двадцатое. Главное - вбить гвоздь в крышку гроба..."

Эта система изначально построена на воровстве и бегстве, и, как говорил мой любимый Салтыков-Щедрин "при воровстве нужно проворство и жадность, а жадность особливо, так как за малую толику посадить могут", и как можно требовать от этой системы заботливого отношения к будущему государства?

- Зри в корень! (К. Прутков)

Павел, 17.09.25 22:52:30 — всем

Прирост запасов золота, полученный по результатам ГРР

по заявительному принципу

Вид полезного ископаемого Холдинги Добычные

компании Юниоры

Золото коренное, кг 575327 52709 1607

Золото россыпное, кг 3762 55963 12298

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «К вопросу о перспективах юниорного геологоразведочного бизнеса в РФ (по мотивам доклада на Мингео 2025)»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "девять прибавить 1":