
Отмена разведки и отработки россыпей золота с помощью разведочно-эксплуатационных полигонов (РЭПов) в 2016 году крайне негативно сказалась на работе ряда предприятий и на поступлении денег в государственные бюджеты всех уровней.
Приведу один наиболее яркий пример. До запрета РЭПов старательская артель «Кривбасс» в Магаданской области добывала порядка 600 кг золота ежегодно, причём отрабатываемые полигоны не отличались высокими содержаниями металла: 0,35 г/м3 в песках и 0,12 г/м3 на горную массу, а в некоторые годы последний показатель составлял 0,05 г/м3. Весомые производственные успехи старателей были обусловлены использованием преимуществ РЭПов, при которых на промывку направлялась вся горная масса в границах лицензий и внедрением уникальных промывочных приборов с производительностью 10 тыс. кубометров в сутки конструкции председателя артели С.Базавлуцкого. После запрещения РЭПов артель уменьшила объёмы добычи до 200-220 кг золота. Потери бюджета от такой «рационализации» в ценах 2024 г. только по НДПИ составили 200 млн руб., не говоря уже от уменьшения всех других поступлений. Снизили свои показатели на россыпной золотодобыче и другие предприятия Магаданской области. Восстановить столь необходимые для бюджета налоговые поступления возможно лишь за счёт возвращения к работе с использованием РЭПов.
В связи с истощением россыпей и прекращением финансирования государством поисково-оценочных и геологоразведочных работ на россыпях еще в советское время в полный рост встала задача освоения техногенных ресурсов. До 2016 г. проблема решалась: предприятия с помощью разведочно-эксплуатационных полигонов (РЭПов) успешно осваивали затронутые ранее разработками месторождения, по итогам года ставили на баланс добытые металлы, сразу их списывали и исправно платили налоги. РЭПы позволяли дорабатывать оставшееся золото в целиках, бортах полигонов, плотике недоактированных полигонов.
При отработке балансовых запасов геологические службы опробовали борта полигонов. Если проба давала положительный результат, то нарезался следующий полигон, который отрабатывался уже на неучтённых балансом участках. Именно такая схема отработки россыпных месторождений позволяла добывать значительные объёмы неучтённого балансом золота. Эта практика широко применялась еще в советское время. Например, производственное объединение «Северовостокзолото» за 1972-1992 гг. добыло из неучтённых балансом запасов 453 т золота (38% от общей добычи), при этом непосредственно из техногенных отвалов было добыто всего 3,0% (35,6 т) драгоценного металла. Советская практика продолжалась много лет, вплоть до 2016 года.
Всё изменилось после выхода письма №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.08.2016 г., которое запретило проходку РЭПов в рамках проектов ГРР. Поскольку РЭПы — это разведочные выработки (крупнообъемные пробы), то для начала работ нужен только проект на поисково-разведочные работы, который является сравнительно простым документом. Его подготовка и согласование требует немного времени, здесь нет необходимости выполнять комплекс предварительных работ по подсчету и утверждению запасов, которые ставятся на баланс и списываются по факту отработки РЭПов.
Фактически РЭПы — это разведочные выработки, так как заранее запасы неизвестны; если металл добыт, он ставится на баланс как запасы, а если его не оказывалось, убытки ложатся на предприятие. Таким образом, предприятие за свой счет финансирует проведение разведочных работ и прирост запасов.
Особенно важно то, что РЭПы позволяют выявлять запасы золота, которые пропустила буровая разведка. Из-за редкой сети скважин и малого объема проб она не выявляет россыпи с низким содержанием, крупным золотом и гнездовым его распределением. Такие россыпи и участки были пропущены буровой разведкой в советское время. РЭП выявляет в них запасы за счет большого объема промывки. В геологическом понимании РЭП является валовой геологической пробой, которая не пропускает разрозненные гнезда и крупное золото, то есть она является максимально достоверной.
Письмо №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.08.2016 запретило своим подразделениям согласовывать РЭПы. Взамен Роснедра предложили временно (сроком на 1 год) применять опытно-промышленные работы (ОПР). Они менее эффективны, чем РЭПы, и для их применения необходимо специальное разрешение.
Недропользователи ежегодно с 2017 г. обращаются в Роснедра с просьбами разрешить отработку техногенных образований с помощью ОПР. В 2025 г. письмо с разрешением на применение ОПР было продлено уже 9-й раз и только в январе 2015 года.
Кроме того, ОПР не решают вопросы отработки техногенных ресурсов комплексно: при наличии не затронутых горными работами участков их требуется разведывать по полной схеме, как новый объект. Это специально оговорено в письме Роснедр (пункт 3). Но как вести разведку участков россыпи, на которых советская разведка запасы не смогла выявить? Зачем наступать на те же грабли еще раз?
Из практики известно, что на сложных законтурных участках даже шурфы не могут дать достоверный результат. Весьма характерен пример, приведённый А.Н. Чугуновым (в то время ген.дир. ПАО «Сусуманзолото»). На ручье Светлом в Магаданской области в 1930-1940-е годы была отработана центральная часть месторождения. Предпринимались неоднократные попытки найти металл на правом борту россыпи. На одном из блоков в 1950-е годы шурфовка показала 6,1 кг золота. Следующий разведочный этап пришёлся на 1960-1970-е годы: буровики нашли всего 2,6 кг драгметалла. Затем площадь разведывали в 1997 г. и оценили её в 1,0 кг золота. Тем не менее на объекте решили работать на свой страх и риск. И полигон дал более 34 кг золота. Как объяснить это несоответствие? Причин может быть несколько. Возможно, на месторождении крупный металл, который скважина редко может «поймать», либо гнездовое распределение металла в россыпи. Это обычное явление, которое известно и хорошо изучено.
В талых россыпях иногда разведка не может «поднять» металл, который «садится» на забой скважины. Но факт остаётся фактом — результаты ГРР одни, а результаты добычи — другие. На этом примере видно, что шурфы и скважины не всегда могут дать оценку целиковой техногенной россыпи: из-за редкой сети они не ловят гнезда и линзы, а из-за малого объема проб занижают фоновое содержание золота.
Ещё один пример из практики, когда разведка не смогла обнаружить золото в подвесном пласте, причём при среднем содержании в нём свыше 2,0 г/м3. На месторождении Бургуаат (Куларский золотопромышленный район в Якутии) в начале 1990-х годов приступили к отработке полигона, который прилегал непосредственно к посёлку Кулар. Пласт песков по геологическим данным располагался на глубине 7 м. Поскольку наиболее распространённый буровзрывной способ был невозможен, вскрыша велась с применением механического рыхления тяжёлыми бульдозерами. Полигон находился рядом с управлением прииска, и геологи часто на него заглядывали. И когда после 3-метровой вскрыши в льдистых породах появилось золото, вскрышу остановили и начали промывать «торфа», которые оказались золотосодержащими. Причём по окончанию промывки среднее содержание в отмытом материале составило более 2,0 г/м3 , а объём добытого золота превысил 100 кг! При скважинной разведке этот пласт мощностью более 2 м выделить вообще не смогли. После промывки вновь пошли пустые породы, мощность которых оказалась около 2 м. И только на 7-м метре сели на основной пласт, в котором оказалось среднее содержание золота почти 6 г/м3.
При современных требованиях пришлось бы остановить горные работы, произвести разведку, подсчитать и защитить запасы (добыча не поставленного на баланс металла считается незаконной). Но все эти мероприятия привели бы к увеличению сроков отработки полигона минимум на один год и срыву выполнения планов текущего года.
По приведенным во многих исследованиях данным, только в техногенных отвалах и недоработанных площадях может содержаться не менее 2500 тонн золота. Учитывая, что за более чем 300-летнюю историю российской золотодобычи из россыпей было добыто 16 тыс. тонн золота при среднем уровне потерь 10% в отвалы могло попасть не менее 1600 тонн драгоценного металла. Кроме того, не меньше золота осталось на законтурных площадях.
С учётом статистики работы ПО «Северовостокзолото», которое добывало из неучтённых балансом запасов 38% от общей добычи, можно сделать вывод о том, что в техногенных россыпях может содержаться 3500-5000 тонн золота — огромная сырьевая база, которая может быть вовлечена в разработку при грамотном законодательном обеспечении.
К сожалению, по официальным данным техногенных россыпей практически не существует, поэтому они во всех сводках и проектах оказываются на далеком заднем плане. Это связано с практикой учета сырьевой базы по величине запасов, которые числятся в государственном балансе. А в баланс включено то, что уже разведано и подсчитано. А техногенные россыпи с 3000 тоннами золота не учитываются из-за того, что на их разведку нет денег, нет специалистов, нет методики, а РЭПы запрещены. Соответственно в госбалансе минимум подсчитанных запасов, и из этого делается ложный вывод о бесперспекивности россыпей.
Это нелепая ситуация с россыпным золотом продолжается уже почти 100 лет. О закате россыпной золотодобычи говорили уже в 1940-х годах. Между тем из россыпей только в течение последних 30 лет ежегодно добывается порядка 80 тонн золота в год. Это при том, что государство ничего не вкладывает в их разведку.
Почему так важен возврат к РЭПам?
Всё меньше остаётся россыпей с высоким содержанием, простым струйчатым строением и равномерным распределением золота. Немало россыпей с гнездовым залеганием металла осталась за чертой разведки, выявить такие месторождения с помощью скважин и даже траншей не всегда представляется возможным. Техногенные россыпи без РЭПов недооцениваются. За последние три года только Магаданская область снизила россыпную золотодобычу почти на 3,5 тонны, что сократило поступление налогов в бюджеты всех уровней на сумму 2,5-3,0 млрд руб. Возврат к РЭПам расширит минерально-сырьевую базу россыпного золота и вернет утраченные налоги, что не будет лишним в современных условиях.
В настоящее время государственная политика ориентируется на крупные рудные месторождения золота. Это логично, будущее за рудой и крупными месторождениями: Сухой Лог, Кючус и др. Но крупные объекты требуют гигантских капиталовложений, в том числе государственных. Возврат вложений и получение прибыли от добычи рудного золота — дело светлого будущего.
Получить золото и налоги сегодня, без государственных инвестиций можно на россыпях золота, вернувшись к РЭПам.
Дополнительная информация
История освоения техногенных россыпей от прошлого до 2025 года
Комментарии, отзывы, предложения
Магадан , 07.05.25 04:04:19
Чиновники ничего без команды изменить не могут, а командирам не до того.
Александр, 07.05.25 09:29:06
Как-то за кадром остается основная причина, зачем недропользователю нужны РЭПы ))) Начать добывать и сдавать до получения всех документов и, тем самым, существенно сократить инвестиции и время на подготовительные работы. Все все понимают. И "там" тоже.
Николай , 07.05.25 09:54:54
Правильно подмечено про рудные месторождения: "крупные объекты требуют гигантских капиталовложений, в том числе государственных. Возврат вложений и получение прибыли от добычи рудного золота — дело светлого будущего." А будет ли возврат вообще?
Сейчас для Кючуса надо дорогу строить и атомную электростанцию. Потом еще рудник и ЗИФ. Итого многие миллиарды надо вложить пока до добычи золота дойдет. Сухой Лог тоже - золотая пропасть.
Если мир успокоится, и цена золота упадет, то прибыли не будет. Мало-ли в мире заброшенных рудников? Сейчас золото в цене, потому все в шоколаде представляется.
СНС, 07.05.25 16:46:51 — Александр, 07.05.25
Сдача золота на аффинажный завод и получение денег после отработки РЭПа - это обязательно в соответствии с законом. Так всегда и было. Именно это дает возможность быстро увеличить сдачу золота государству.
Если отменить письмо: №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.08.2016 г.
то уже в этом году будет прирост добычи золота и налогов. Люди пройдут РЭПы и сдадут золото - вот и прирост.
Автор, 07.05.25 17:49:44 — Александру
"Как-то за кадром остается основная причина, зачем недропользователю нужны РЭПы"
За кадром остаются несовершенные законы. Закон "О недрах" сляпали очень быстро, но в те времена ещё были настоящие специалисты, а не "эффективные МЕНЕДЖЕРЫ", но ошибок избежать не удалось и времени на апробирование Закона не было. РЭПы нужны как временная мера, но пока альтернативы им не найдено
Недропользователь, 08.05.25 04:52:41 — Автору
На мой взгляд проблема не в запрете РЭПов или ужесточении по отношении к ОПР.
Правильно ставить вопрос, кому нужно.
В свое время всем настолько понравилась открытость цифрового налогового учета, созданного Мишустиным, что система заявила о необходимости видеть и знать все в реальном времени. Это правильно и похвально. Беда в том, что не учли разницу уровня математических моделей. Есть математика для начальной школы, когда числа только целые и нет цифр, ниже нуля. Это налоговый учёт. А есть высшая математика и теория вероятности, например. Это геологические модели месторождений.
Так вот, создатели геологической цифры от государства не изучали математику старше 3-го класса и просто не способны объяснить компьютеру, что нужно сделать.
А если и способны они, система "искусственного интеллекта" просто не способна её принять, это не шахматы, где простая последовательность событий, это детерминированный хаос или коробка Шредингера, если хотите.
Сегодня надо просто остановиться и вспомнить великую русскую пословицу: Закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло. Любую писульку современных авторов можно и нужно интерпретировать в сторону того, что нужно государство. Вы видите рациональность в возможности больше добывать, а чиновник в отсутствии последствий для своей пятой точки.
На мой взгляд, нужно менять не законы, нужно менять исполнителей.
СНС, 08.05.25 06:23:55 — Недропользователь
Вы написали: "На мой взгляд, нужно менять не законы, нужно менять исполнителей." Мне непонятно, причем тут законы и исполнители? Вопрос технический. Старая методика поисков и разведки россыпей бурением в современных условиях работает плохо, так как условия изменились. Сейчас нужно крупнообъемное валовое опробование. Лучший результат дают РЭПы. Объем промывки РЭПами достаточный, чтобы выявить разрозненные гнезда и крупное золото, в том числе самородки. Есть список работ, которые это подтверждают.
Мешает применению РЭПов конкретное письмо Росгеолэкспертизы, запретившее подведомственным чиновникам согласовывать применение РЭПов.
Каких исполнителей вы предлагаете менять и зачем?
Может, проще отменить письмо №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.08.2016 г. Время показало, что оно отрицательно влияет на добычу золота и количество налогов. Умные люди, бывает, делают глупости, надо исправить.
999, 08.05.25 07:38:15 — СНС
Думаю, что РЭПы отменили из-за хитроумных недропользователей, которые, под РЭПами, вели добычу. Чтоб не бороться с этим, отменили.
СНС, 08.05.25 08:48:33 — 999, 08.05.25
А что не нравится и с чем бороться? Золото сдали государству, налоги заплатили, достоверно посчитали запасы и списали. Что плохо?
Автор, 08.05.25 09:30:51 — СНС
Умные люди были при Сталине. Когда со старателями напортачили и добыча упала, а старатели разбежались, быстро отменили неверные решения. И добыча начала вновь расти. А сейчас умных не стало, их заменили преданные. Поэтому у нас всё время идёт деградация управления
Недропользователь, 08.05.25 09:51:56 — Автору
Вот именно это я и имел ввиду!
Реалист, 08.05.25 10:18:41 — Автор, 08.05.25
Хороший вы пример вспомнили, но это, может, единственный раз, когда ошибка признана и быстро исправлена. Тогда золото сильно надо было. Может и сейчас, если золото и налоги сильно понадобятся, тогда забудут письмо 2016 года и напишут другое. Что-нибудь в таком духе:
"С целью увеличения добычи россыпного золота и снижения потерь золота в недрах, считать обязательным при поисках и разведке россыпей золота применять РЭПы (разведочно эксплуатационные полигоны). Всем подведомственным подразделениям Росприроднадзора рекомендовать РЭПы при поисках и разведке россыпей золота везде, где это технически возможно."
Старый, 08.05.25 11:33:55 — Реалисту
Правильно, поиски россыпей тоже надо РЭПами вести. Получили БП, выбрали перспективный участок, зашли с техникой, полигон отмыли от борта до борта и сразу стало ясно, золотой ручей или нет.
Это обязательно для мелкозалегающих россыпей. В них содержание низкое, потому бурение золото не ловит, можно пропустить хорошую россыпь - только время и деньги тратить.
999, 08.05.25 18:36:38 — СНС
Без всей стадийности работ, кто же им позволит.
СНС, 09.05.25 07:48:53 — 999, 08.05.25
Стадийность соблюдается, только стадии объединяются. Я по специальности инженер-геолог: геологическая съемка и поиски ПИ. Я работал на поисках россыпного золота и тогда на перспективных участках проходили шурфы, чтобы увидеть разрез и посмотреть какой плотик и что на нем есть. Начальник выбирал, где надо пройти шурфы их проходили, а я документировал. Это было при поисково-съемочных работах масштаба 50 000.
Сейчас простые россыпи отработаны, поэтому шурфов недостаточно. Об этом хорошо написано в статье Луняшина. Поэтому при поисках россыпей надо брать большие объемы, то есть РЭПы. Иначе эффективность поиска низкая и много будет пропущено или неправильно оценено. Современные геологические условия требуют применения для поиска РЭПов.
999, 09.05.25 13:45:37 — СНС
Не надо выдумывать, про объединение стадий. РЭП для разведки и добычи, это разное, первое, для получения геологической информации, второе - незаконно, не надо путать. Сами себе нагадили, чего теперь плакать.
Магадан , 10.05.25 01:56:58 — 999
Кто кому нагадил и кто плачет? Нагадило письмо №ЛЛ-02/2233 ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.08.2016 г всем, в тм числе вам. Предприятия добывают меньше золота и меньше платят налогов в том числе региональным бюджетам. У них меньше денег, значит меньше денег на ремонт дорог, школ, больниц и т.п. Вы же понимаете, что чем меньше денег, тем хуже. Лично я понимаю, но не плачу, а злюсь. Пишу здесь, что они, как бы это выразить? Чудаки на букву м, мягко говоря.
999, 10.05.25 07:38:50 — Магадан
Сами обос..., теперь злятся, занятно. Чудаки, на букву М, те, кто РЭПами прикрывал добычу. А чё такого, меня за шо?
Пенсионер, 11.05.25 03:44:48 — 999
Вы это про кого? Лично мне не нравится, что цены все выше и жить все труднее. Сейчас развелось экспертов, надзирающих, охраняющих 1 с ложкой 7 с ложкой.
Пусть бы люди работали хоть РЭПами, хоть лопатами и золото добывали. Больше работающих - богаче в доме. Или вы тоже из тех, кто 7 с ложкой?
999, 11.05.25 07:34:21 — Пенсионер
Если потеряли логическую связь написанного, ни чем помочь не могу. Я не из тех. Ни кто не разрешит безнадзорную добычу, оно и правильно, народец, у нас, не законопослушный, чуть дай, а руки тянутся за много большим, хоть и не законно. Это хорошо видно по золотодобытчикам, не особо они соблюдают законы.
СНС, 11.05.25 09:32:30 — 999
А где вы видели в законе ограничение объема геологических проб? РЭП - эффективная проба для современных условий.
999, 11.05.25 16:02:25 — СНС
Вы зачем меня уговариваете, Вам надо убеждать принимающих решения. Я лишь объясняю ситуацию, а закон, как дышло, но, в одну сторону. Насчет налогов, может быть, наверху, по-другому считают и эти налоги им не интересны, а Вы, хором, налоги, налоги, налоги... Другие аргументы есть?
Игорь К., 12.05.25 02:02:30 — 999
Да есть, конечно, другие аргументы. Любой специалист-россыпник скажет Вам, что чем больше объем опробования, тем точнее результат оценки объекта. При разведке целиковых россыпей РЭП хорошо подходил для заверки результатов разведочных работ. Отрабатывалась технология промывки, сопоставлялись данные разведки и эксплуатации, РЭПы располагались равномерно по всему месторождению в верхней, средней и нижней части, заверялись сечения, близкие к среднему по всему месторождению, полученные поправочные коэффициенты можно и нужно было защищать и применять при пересчете запасов или планировании добычных работ, если данные по РЭПам существенно отличались от разведочных данных.
На ранее разрабатывавшихся месторождениях россыпного золота даже РЭПы с их большими объемами опробования не всегда могут дать достоверную оценку объекта. Наличие неотработанных локальных целиков сильно искажает общую оценку объекта и может крепко подвести недропользователя. Могут при проведении РЭПов случайно попасться или недоработанные по мощности пласта участки, или просто неучтенные целики, которые дадут картину, далекую от той, кот орая получится при полной отработке такого объекта. Основной фактор, влияющий на достоверную оценку ранее разрабатывавшегося месторождения - непредсказуемость появления этих самых недоработанных участков месторождения.
Драгер, который работал на этом месторождении, клялся, что тут целик, стоял на борту до самого конца производства вскрышных работ, и когда на коренных породах плотика этого самого достоверно предполагаемого "целика" полезли рваные троса и резиновые дражные коврики, растерянно развёл руками. Ошибся.
Предположим, что месторождение отработано качественно, без недоработок, и тогда основная оценка от РЭПа - определить ценность технологически потерянного золота в хвостах обогащения. А иначе, чем большими объемами опробования по разведочно-эксплуатационным полигонам, эту задачу не решить. Отработать технологию доизвлечения потерянного золота и определить величину этого самого технологически потерянного золота - вот задачи РЭПов.
999, 12.05.25 07:25:25 — Игорь К.
В двух словах. РЭПы, тоже не дают возможности получить достоверную информацию, по россыпи, а если сравнивать с канавами, так разница мизерная. А вообще, речь не о том и доводы/не доводы не о том. "налоги, налоги, налоги... Другие аргументы есть?"
СНС, 12.05.25 09:12:37 — 999
А чем вам не нравится аргумент - налоги? Именно налоги позволяют государству выполнять свои функции: платить зарплаты чиновникам, учителям, врачам, полиции, платить пенсии, строить дороги и пр. Нет налогов - нет государства, маленькие налоги - слабое государство. Налоги для России особенно важны сейчас, когда цена нефти упала. Они нужны и регионам и центру.
Россыпная золотодобыча может дать налоги быстро и без вложений. По-моему, это самое нужное сегодня.
Другие аргументы тоже есть, выше привел Игорь К., 12.05.25 и др.
999, 12.05.25 19:05:35 — СНС
Я, предлагал Вам, рассмотреть вопрос, если налоги не являются решающим фактором. Есть и отрицательные, для государства, факторы по россыпной добыче золота. Попробуйте посмотреть с другой стороны. К тому же, надо менять законодательство. Но, этому препятствует экспертное сообщество, я так думаю, которое имеет, в этой теме, корыстные интересы. Я бы начал с устранения коррупционного фактора, проверив, лет за 10, их деятельность.
123, 13.05.25 02:41:32
Если речь идет о лицензии БП, то по ней запрещена разведка и добыча, о чем неоднократно писали. Под видом крупнообъемного опробования (РЭП) идет завуалированная добыча. Поэтому и запретили проектировать выработки данного рода.
А для БР и БЭ нет проблем -аукцион, ОПР и вперед, но только по техногенке.
СНС, 13.05.25 04:19:52 — 123, 13.05.25
Кем запрещены РЭПы и зачем? Письмом Росгеолэкспертизы? Так это не закон, а скорее беззаконие.
РЭП - это разведочно-эксплуатационный полигон. Прямо написано - эксплуатационный. Зачем прятать эксплуатацию? Ее никогда не прятали. Это преимущество РЭПа перед другими видами геологического опробования - совмещение этапов. Сразу получил данные о наличии золота, сдал его государству, частично компенсировал затраты. Выгодно и предприятию и государству.
999, 13.05.25 07:32:00 — СНС
То, что его (РЭП), кто-то, когда-то, так назвал, ни о чем не говорит. Первая буква лишняя. РЭП, это не про геологию. РЭП, перед другими видами геологического опробования, это уже смешно. Насчет "выгодно государству", это Вы так думаете...
Вольный бродяга, 13.05.25 08:58:34 — тридевятому
"...То, что его (РЭП), кто-то, когда-то, так назвал, ни о чем не говорит..."
И двистительно! Мало ли му...ков сидють по тубареткам у теплых кабинетах и неичего не знают! Я один знаю, как правильно!
Выдумали, тоже мне умники - земля кругла! А куды люде деются, которые по бокам и внизу? За траву цепляюцца? Сонце им не так встаёть... Выучили на свою голову, облысели все!
999, 13.05.25 09:16:25
В законах и прочем творчестве, столько бредятины, что не вызывает сомнения "му...ков сидють по тубареткам у теплых кабинетах". Эти табуреточники, несут бред, либо по глупости, либо сознательно, в чьих-то интересах.
Брат, 13.05.25 20:46:33
Поверьте мне, господа, лирика это всё; годами длящийся ровно ни о чём спор "тупоконечников" с "остроконечниками". Просто дайте себе труд изучить, только душевно вас прошу - крайне внимательно, любую из уже выданных в России "золотых" лицензий и убедиться, что проблема не имеет никакого отношения к недропользованию. Золото, из-за которого "слюни брыжзут по усам", по условиям лицензии локализовано главным образом в пределах почвенного слоя.
Для меня не важно, по глупости либо сознательно и в чьих именно интересах нам четвёртый десяток лет вешают лапшу на уши. На мой взгляд, руководствоваться надо только законом и собственным интересом, твёрдо на законе основанным. Чем будут руководствоваться иные, с этим несогласные? Да не всё ли равно, нам эти принятые "на полатях второпях" решения по барабану. Пусть их...
999, 14.05.25 07:54:46 — Брат
Хочется увидеть результат судебного процесса, по такому судебному спору.
Брат, 14.05.25 09:23:50 — 999
Зачем? Увидеть хочется - зачем? Тут и спорить-то не о чем...
ПО, 14.05.25 10:08:00 — Брат
Напоминает бородатый анекдот. Вот, хотя бы в версии В.В. Путина (2019 г.):
"Это напоминает мне разговор в юридической консультации, когда бабушка приходит к адвокату и говорит:
— Имею ли я право?
— Имеешь, бабушка.
— Нет, я хочу спросить, имею ли я право…
— Да, имеешь!
— А могу я или нет?
— Нет, бабка, не можешь."(с).
Эколог, 15.05.25 08:15:31 — Автору
Применение РЭПов при поисках сейчас ведется незаконно. То и дело в печати появляются возмущенные статьи о том, что предприятия, получив лицензию БП начинают добычу золота. При этом нарушают все нормы природоохраны. Таких недропользователей сейчас находят, штрафуют, сажают. А вы предлагаете узаконить это безобразие.
Брат, 15.05.25 08:48:25 — Эколог
В самом деле - незаконно? Можете этот тезис обосновать?
Эколог , 15.05.25 11:33:15 — Брат, 15.05.25
К прокурорам и судьям обращайтесь
Игорь К., 15.05.25 11:53:09 — Эколог, 15.05.25
"Безобразие" происходит потому, что сейчас в золотодобычу просто ринулись люди, привыкшие - не скажу работать, это слово им не подходит - в большинстве своём привыкшие орудовать по "понятиям".
- У меня бумага с государственной печатью на этот участок, имею полное право делать, что хочу! - такие или примерно такие оправдания можно услышать.
Лицензия на право пользования недрами с индексом БП даёт право на поиски и оценку участка недр тем способом, который заложен в проекте работ - линиями скважин, линиями шурфов, канавами, траншеями, наконец, РЭПами, но никак не реализацию полученного в процессе проведения разведочных работ золота.
И даже лицензия с индексом БР не даёт право на реализацию полученного при проведении разведочных работ, если в приложении к лицензии есть такое условие, что запасы требуют переоценки. По такой лицензии нужно сначала провести переоценку запасов (переразведку, говоря простыми словами), то есть разработать и получить положительное заключение экспертизы на проект проведения поисково-оценочных работ, провести сами работы, защитить отчёт, утвердить запасы, разработать и получить протокол ТКР на добычной проект, согласовать ПРГР - вот тогда только можно продать полученное золото и получить за него деньги.
У подавляющего числа таких владельцев лицензий, с которыми мне пришлось общаться, начинали вытягиваться физиономии, когда им объясняешь, что это такое.
Брат, 15.05.25 13:30:26 — Эколог
То есть гордый вид, безапелляционность суждений, а за базар ответить - сумбур в головке не даёт? Ну, ожидаемо. Что и взять с Эколога...
Старый , 15.05.25 17:26:55 — Игорь К., 15.05.25
А почему вы считаете, что золото с РЭПа нельзя реализовать? Это выгодно и недропользователю и государству. Государство быстрее получает золото и налоги, а недропользователь компенсирует затраты на работы. Это даже требуется по закону, ведь золото с эксплуатации недропользователь обязан сдавать. А РЭП - это "разведочно - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ полигон". В нем объединено несколько стадий для ускорения процесса.
Брат, 15.05.25 23:44:15 — ПО
Славный анекдот! Вставьте вместо "бабки" "государство" - и самое оно.
Игорь К., 16.05.25 00:10:48 — Старый , 15.05.25
Да это не я так считаю, чудак Вы человек. Это что, моя прихоть? Как-то Вы слишком уж вольно подходите к вопросам золотодобычи и недропользования.
На современном этапе золото с разведочных выработок нельзя реализовать по той простой причине, что согласно тому же современному законодательству, оно - золото, полученное из разведочных выработок - является неучтённым, не поставлено на учёт на Госбаланс, следовательно, продавать и получать за него деньги нельзя.
Будет другой закон - будем работать по другому. Надеюсь, наши усилия хоть понемногу, по капле в день, но пробьют этот камень законодательной тупости.
Хотя "Dura lex sed lex", но слово "dura", как и много других иностранных слов, имеет несколько значений, и казалось бы исконно наше русское слово "дурак" как раз оттуда корни имеет. Так что закон не всегда только суров, он иногда еще и другое свойство имеет.
Магадан , 16.05.25 01:47:46 — Игорь
Вы сколько лет работаете на золоте? Недавно, наверное. До злополучного письма Росгеолэкспертизы золото из РЭПов сдавали, потому что это совмешенная выработка - разведочно-эксплуатационная. Сейчас тоже можно сдавать. Письмо не запретило сдачу золота, оно запретило согласовывать использование РЭПов.
999, 16.05.25 07:37:40 — Игорь К.
До "камня", даже брызги, от капель, не долетают, какое уж тут "точить".
Игорь К., 16.05.25 09:00:19 — Магадан , 16.05.25 01:47:46
Да не письмом запрещена сдача (реализация) золота, а статьей 29 "Закона о недрах" запрещена добыча полезных ископаемых без проведения государственной экспертизы запасов и постановки этих самых запасов полезных ископаемых на госбаланс, понимаете?
Можем обозвать горную разведочно-эксплуатационную выработку хоть РЭПом, хоть ПЭРом, хоть НИБУМБУМПРОМОМ, но по современному законодательству, по этому самому "Закону о недрах", который каждый год по нескольку раз обновляется, добавляется, убавляется, но тем не менее так и остается каким-то сырым, НЕЛЬЗЯ добывать полезные ископаемые (в нашем случае золото), если оно не учтено на госбалансе, понимаете?
Закон это закон, и если мы не хотим попасть туда, куда попадают нарушители закона, его нужно соблюдать, хочется этого или не хочется, понимаете?
На Ваш вопрос, сколько лет работаю на золоте, отвечаю: в этом, 2025 году, уже 47 (сорок семь) лет занимаюсь разведкой и эксплуатацией россыпных месторождений алмазов и золота Якутии.
Брат, 16.05.25 09:06:20 — Игорь К.
Современный этап, современное законодательство, камень законодательной тупости, который надобно совместными усилиями пробивать по капле в день... По-моему, вы не о законе, а о собственном своеобразном о нём представлении. Это ведь, согласитесь, не одно и то же.
Брат, 16.05.25 09:21:30 — Игорь К.
Вот-вот, прекрасный образчик - ваш пост от 16.05.25 09:00:19. Про "полезные ископаемые (в нашем случае золото)". Воля ваша, но по закону золото полезным ископаемым не является. Не огорчайтесь, вы не одиноки; множество людей и организаций ошибочно руководствуются этим произвольным допущением.
Игорь К., 16.05.25 09:49:18 — Брат
Именно так: на современном этапе именно такие законы. Вчера были одни, сегодня другие, завтра наверняка будут иные, время идет, обстоятельства меняются.
Вчера предприятию можно было, и это приветствовалось, самостоятельно изменить границы карьера по Акту на изменение промышленного контура, сегодня за это можно заработать уголовное преследование, что будет завтра - этого никто не знает, но наверняка что-то будет иное.
А о том, что я не одинок, я знаю. Наверное, на всех просторах России от Балтики до Тихого океана только единицы знают, что золото не является полезным ископаемым.
Брат, 16.05.25 10:39:38 — Игорь К.
Ваша правда, про золото-не-полезное-ископаемое знают пусть не единицы, но десятки, вряд ли больше. И, к сожалению, только эти же десятки знают, что который "о недрах" не является законом прямого действия и нормы его не могут быть применены "с голоса" текстуально без проверки их на соответствие Конституции РФ.
При этом полуживое чучелко закона "О недрах" мудрые законодатели с подачи лучшего из возможных правительства непременно 3-5 раз в год подмолаживают вновь принимаемыми Федеральными законами. С песнями, плясками и хотел сказать - половыми играми; но нет, просто с дешманским самопиаром. Однако это не делает его законом прямого действия, а лишь даёт основание десяткам понимающих выразительно покрутить пальцем у виска. Не более того...
СНС, 16.05.25 12:43:39 — Игорь К.
Вы давно работаете, значит должны помнить, что до злосчастного письма Росгелэкспертизы золото из РЭПов сдавалось государству. Как это делалось, практики, наверное помнят. В 2016 году РЭПы запрещены письмом Росгеолэкспертизы. В этом проблема, а вовсе не в законе "О недрах".
Сдача золота из РЭПов - это как раз то, что даст увеличение добычи золота и налогов.
Игорь К., 16.05.25 13:18:47 — СНС
Да помню, конечно. Помню, как было, и вижу, чем закончилось.
Журавлев , 16.05.25 16:26:53 — Игорю
Почему вы думаете закончилось? Процесс изменений бесконечен. Все меняется. Иногда быстро, иногда медленно, но ничего не остается прежним, так же как и мы с вами. Цена нефти еще упадет, вот и про золото вспомнят... А может пусть лежит до других правителей. Эти-то не вечные.
Игорь К., 17.05.25 01:08:57 — Журавлеву
Я писал Брату о том, что "Вчера были одни (законы), сегодня другие, завтра наверняка будут иные, время идет, обстоятельства меняются...", в своем посте от 16.05.25 09:49:18. И, повторюсь, писал, что может быть, от наших совместных усилий по капельке пробъем этот камень законодательной тупости.
И еще раньше, Экологу от 15.05.25 11:53:09 писал, что я хотел бы обратить внимание всех на ещё одно обстоятельство: в золотодобычу ринулись все, кому не лень, и я считаю, что вот именно они, вот эти хапуги-барыги со своими "понятиями", укоренившимися в их подсознании наверное ещё со времен "лихих 90-ых", принесли больше всего вреда нормальной работе по добыче золота.
Старый , 17.05.25 08:31:39 — Игорь К., 17.05.25
Пробить "камень законодательной тупости" снизу трудно. Сверху совсем просто. Потому речь идет о деньгах, которые могут получить верхи в виде налогов. Захотят - могут получить несколько десятков миллиардов. А если не хотят - их дело.
Нам (через местные бюджеты) достанутся крохи. Может школу построят или теплотрассу к зиме отремонтируют. А лично мне просто приятно пообщаться с коллегами, даже если ничего не будет.
Игорь К., 17.05.25 10:16:09 — Старый , 17.05.25
Трудно, конечно. И с каждым годом всё труднее. Люди, которые там, наверху, раньше занимали более-менее ответственные посты, в своё время начинали молодыми специалистами пахать в маршрутах, на карьерах и в шахтах, своим горбом и своими ногами знали работу, и если достигали неких вершин, то это означало, что впридачу к ногам у них ещё и головы были, и чувство ответственности было, и не побоюсь этого слова - государственной ответственности за порученное дело.
Время идёт, те люди уходят, на смену им приходят новые, но уже другие люди. Не хочу быть брюзгой со стереотипным "...а вот в наше время!...", но очень уж какой-то потребительский подход сейчас вижу в нашей сфере. Да и не только в нашей.
СНС, 17.05.25 11:01:59 — Эколог, 15.05.25
Вы сетуете на то, что "предприятия, получив лицензию БП начинают добычу золота. При этом нарушают все нормы природоохраны."
Действительно, так бывает. Но способ борьбы с этим злом давно известен. В проекте должны быть предусмотрено восстановление природы. При этом недропользователь должен внести аванс на восстановительные работы. Если сбежал, то аванс отдадут тому, кто за ним все закопает и кустики посадит. Или пусть сам уберет за свои деньги.
То есть лицензия БП с проходкой РЭПа должна сопровождаться авансом на природоохрану, например, 20 млн.руб. Пусть человек работает.
Брат, 18.05.25 16:05:12 — СНС
Нельзя, по-моему, в такой деликатной теме пользоваться обобщённо-шаблонными критериями типа "восстановление природы". Восстановление до состояния эдемского сада? А если у меня РЭП проходится по техногенке с лунным пейзажем, то до какой природы восстанавливаемся?
И, Господи прости, какой может быть аванс, когда ничего не покупается, а лишь якобы передаётся в пользование какой-то кизяк невразумительный вместо геометризованного участка недр. Опять же, чего там 20 - даёшь 200 млн.руб.! Пусть человек работает.
СНС, 18.05.25 16:35:41 — Брат, 18.05.25
Я знаю, что так делают в некоторых странах. По-моему, нормальная практика, хотя страны не все дружественные. Размер аванса (или страхового взноса, не помню, как оформляется) зависит от условий. Наверное на лунном пейзаже восстановление будет недорогим, даже для РЭПа. Если в проекте бурение - аванс тоже может быть небольшим.
У нас ведь есть эксперты, лесники и рыбаки. Могли бы заняться расчетами, иначе скоро россыпи кончатся, все без работы останутся или зарплату будут надолго задерживать.
Брат, 18.05.25 21:19:17 — СНС
В некоторых странах - да, это нормальная практика. Причём вне зависимости от того, насколько дружественными или недружественными считает их наша с вами страна. Точнее, её политическое руководство.
Так вот, это в некоторых странах, но никак не у нас. У нас нормально и законно ни аванс, ни страховой взнос предъявить к оплате недропользователю невозможно: участки недр ГК РФ признаются недвижимым имуществом, но гражданской правоспособностью эти имущественные объекты не обладают. Нет стоимостной оценки, нет государственной регистрации недвижимости в установленном законом порядке, да много чего нет. Их не то, что застраховать, их в пользование-то предоставить нет решительно никакой правовой возможности! Но ведь четвёртый уж десяток лет - предоставляют, да со свистом, аж шкурка заворачивается! И денюжку берут за это беззаконие немалую...
В общем, на мой взгляд, нет смысла прекраснодушные идеи подобного свойства даже и высказывать. Толчины не будет, только публику смущать...
Оптимист, 19.05.25 09:28:53 — Брат
Я уверен, что не все в нашей верхушке абсолютно бездарные. Там есть умные люди, которые думают, как сделать лучше. Понятно, что они не специалисты, это хорошо заметно. Но читать умеют все. Вдруг зайдут сюда и прочитают мнения специалистов. Вероятность небольшая, но не равна нулю. Так что специалистам есть смысл обсуждать проблемы и предлагать профессиональные решения. Зайдут большие люди, прочитают и исправят дело на пользу всем, и людям и бюджетам!
Автор, 19.05.25 10:15:35 — оптимисту
Умных людей у нас немало, но они так грамотно расставлены, что за бездарными их совсем невидно...
Брат, 19.05.25 18:22:18 — Оптимист
А ведь ваша уверенность очень грамотно политически окрашена! Я считаю что, напротив, специалистам нет смысла обсуждать и предлагать что бы то ни было в симптоматически приближающейся к нулю надежде, что большие люди зайдут, прочитают и исправят дело. Дело уже в таком состоянии, что этим людям его не исправить никогда.
Специалисты просто, руководствуясь законом, должны сами решить, что и как им делать. И делать это, не обращая внимания на реакцию больших, супербольших и даже самых "высоковольтных".
Артамошка Лузин, 20.05.25 05:36:48
60+ комментариев к данной статье, весомое доказательство исчезновения здравого смысла на территории.
Михаил, 20.05.25 12:05:17
Любопытно, почему-то рудники ничего не пишут? У них все нормально что-ли? Или там мелочи нет, а крупных не трогают? Давно был небольшой переполох по поводу Наталки, но вот прошло и тихо-тихо.... .
Павел, 05.06.25 15:40:39 — Брату
Вы не правы, обсуждения читают десятки и порой сотни недропользователей. Среди них немало тех, кто учитывает вычказанные замечания и предложения. И эти предложения входят как составные части в предложения различных конференций, круглых столов и прочее. Пусть не сразу, но вода камень точит.. Скажем, те же поисковые лицензии Минприроды и Роснедра категорически отвергли, но потом всё же дали право получать их по заявительному принципу. Но до конца старателей не дослушали -выдавать поисковые лицензии только действующим предприятиям. Надавали всем подряд. Так, что действующим артелям не осталось площадей под развитие, в частности, в Амурской области. Из 8000 лицензий 1500-2000 получили спекулянты, теперь на ряде сайтов каждый день появляются объявления о продаже "золотых" лицензий. К тому же, ряд "недропользоватей" сразу приступили к добыче, сбрасывая отходы в реки и ручьи, да так напоганили, что и действующие предприятия хотят позакрывать из-за экологии
Павел, 05.06.25 15:46:43 — СНС
В 2011г. россыпь на Аляске близ г. Ном купили русские инвесторы, их заставили сразу внести 4 млн долларов на счёт местного бюджета для того, чтобы решать экологические проблемы после завершения работ. Без этого аванса работать не разрешали
Старатель, 05.06.25 16:03:25 — Брату от 18.05.2025
За лицензии предприятия на аукционах платят порой сотни миллионов руб., переплачивая иногда в сотни раз против первоначальной ставки. Для решения будущих экологических проблем вполне можно обязать тех, кому уходят эти платежи, выделять 5-10% от полученной суммы в пользу местного совета, на чьей территории располагается объект недропользования, но строго целевым назначением на решение экологических задач. Но все суммы уходят в бездонную пропасть госбюджета без всякого желания государства помочь решению проблем экологии. В 2012 г. Законом ввели утилизационный сбор. Деньги от этого сбора должны были возвращаться из бюджета тем, кто занимается утилизацией амортизированного оборудования. Но до настоящего времени Минпромторг не удосужился исполнить требование Закона о разработке положения о порядке возмещения затраченное на утилизацию средств. А в сумме это уже не один триллион рублей...
Брат, 05.06.25 17:41:39 — Павел
Как интересно вы излагаете - но до конца старателей не дослушали! А до чьего, извиняюсь, конца? Думаю, их дослушали, но как быть с равной доступностью, гарантированной Конституцией и законом? Опять "пиво отпускается только членам профсоюза"? Да бедняга Остап в гробу бы перевернулся! А что надавали всем подряд - так наши чиновники-рукожопы даже простейший регламент создать не в состоянии. Но их же никто поганой метлой не разогнал, верно? А с этих "судьбоносных" решений минул уж десяток лет. И теперь они же, рукожопы, под вывеской защиты экологии кинулись вводить моратории.
Брат, 05.06.25 18:05:54 — Старатель
Действительно, платят. И, действительно, государству. Но процедура предоставления права пользования недрами от лица государства неизменно проводится с такими фантастическими, вопиющими нарушениями законодательства, что все участники этой позорной негоции стараются поскорее о ней забыть и потому чем быстрее деньги рухнут в бездонную пропасть бюджета - тем им спокойней. Концы в воду...
А практика утилизационного сбора здесь не прокатит в принципе: в России геометризованные участки недр ВСЕ КАК ОДИН гражданской правоспособностью не обладают. С ними никаких юридически значимых действий совершить невозможно.
Реалист, 06.06.25 07:34:13
При поисках пройти 1 РЭП на долину длиной 10 км - интересный вариант. Нарушение экологии минимальное, зато сразу ясно золотая долина или нет. Конечно, надо вспомнить геоморфологию, геофизику, проанализировать космоснимки, чтобы задать РЭП и не промахнуться.
999, 06.06.25 07:53:01 — Реалист
Смените НИК, на "фантазер".
Оптимист, 06.06.25 15:46:11 — 999
А чем вам не нравится? Я бы взял БП на таких условиях: расходы небольшие, а выигрыш может быть хороший. Попробовал сразу в хорошем месте. Цена золота высокая, много-ли надо? А если пойдет дальше двигаться. Государству золото и информация, мне компенсация затрат.
СНС, 07.06.25 07:48:53 — 999, 06.06.25
От вас побольше возражений по-существу. Возражения полезны для дела. Не отвлекайтесь, пожалуйста.
999, 07.06.25 09:46:03 — СНС
Все уже сказано.
Сергей, 07.06.25 12:22:30
Выбрать в долине лучшее место для золота невозможно, потому лучше сначала скважинами нащупать.
Старатель, 08.06.25 12:08:32 — Реалисту
Один РЭП на 10 км- это не серьёзно. Можно на одном км пройти несколько РЭПов, и все они дадут разные результаты, которые нельзя распространить на всё месторождение.
СНС, 10.06.25 12:08:53 — Сергею + Старателю
Вы правы, РЭП подходит не везде, где то не удастся выбрать место или еще что-то. РЭП - это один из способов опробования, у которого есть оптимальная область применения. Везде ставить РЭПы нельзя, так можно загубить хорошее дело. Где-то РЭП не лучший вариант, но где-то лучший и даже единственный. Также нельзя везде ставить бурение там, где оно пропускает золото.
Способ опробования при поисках и разведке должен выбирать ГЕОЛОГ ПРЕДПРИЯТИЯ вместе с РУКОВОДИТЕЛЕМ: скважины, шурфоскважины, траншеи, или РЭП.
Речь идет о снятии запрета на РЭПы. Запрет ограничил возможность предприятий находить золото и делать оценку россыпей.
Реалист, 06.05.25 17:24:02
Ну, хоть бы не мешали чиновники искать и добывать россыпное золото. Не надо их умных мыслей и грубокомысленных экспертиз. Будет больше золота и налогов