Можно добывать больше!
Последние 20-30 лет в горняцкой среде активно обсуждается тема масштабного освоения техногенных россыпей, при этом как-то в стороне оказывается тема неучтённых запасов. Точнее будет сказать не запасов, а неучтённого металла. Потому что запасы — это количество полезных ископаемых, установленное по данным геолого-разведочных работ и в процессе промышленного освоения месторождений.
Участки недр, металл в которых не числится на государственном балансе, можно условно назвать участками с неучтёнными запасами полезных ископаемых. Во всяком случае, так их называли на протяжении десятков лет. Неучтённые запасы металла не следует путать с забалансовыми запасами. Забалансовые запасы, наряду с балансовыми запасами, учитываются государственным балансом, а неучтённые — нет.
Между тем неучтённые запасы являются важной составляющей россыпной золотодобычи. Показателен пример объединения «Северовостокзолото», которое за 1972-1992 гг. добыло из неучтённых балансом запасов 453,3 т золота (38% от общей добычи), при этом непосредственно из техногенных отвалов было добыто всего 3,0% (35,6 т) драгоценного металла (табл.). Это лишний раз свидетельствует, какое значение для недропользователей Колымы имели неучтённые запасы.
Статистика добычи россыпного золота объединением «Северовостокзолото» 1972-1992 гг.
Год |
Добыто всего, кг |
в том числе из техногенных россыпей |
в том числе из неучтённых балансом запасов |
||
кг |
% |
кг |
% |
||
1972 |
78903 |
3940 |
4,99 |
14620 |
18,53 |
1973 |
79392 |
3950 |
4,98 |
26500 |
33,38 |
1974 |
81588 |
2960 |
3,63 |
30197 |
37,01 |
1975 |
71913 |
2680 |
3,73 |
24592 |
34,20 |
1976 |
72218 |
2120 |
2,94 |
26812 |
37,13 |
1977 |
72322 |
2390 |
3,30 |
28603 |
39,55 |
1978 |
61609 |
1680 |
2,73 |
21548 |
34,98 |
1979 |
61312 |
1660 |
2,71 |
25465 |
41,53 |
1980 |
56952 |
1450 |
2,55 |
28638 |
50,28 |
1981 |
54300 |
1460 |
2,69 |
20700 |
38,12 |
1982 |
50635 |
1350 |
2,67 |
20300 |
40,09 |
1983 |
49365 |
1560 |
3,16 |
19200 |
38,89 |
1984 |
48162 |
1280 |
2,66 |
19723 |
40,95 |
1985 |
47639 |
1190 |
2,50 |
19210 |
40,32 |
1986 |
48618 |
1210 |
2,49 |
18939 |
38,95 |
1987 |
47898 |
1100 |
2,30 |
19090 |
39,86 |
1988 |
49126 |
1080 |
2,20 |
17986 |
36,61 |
1989 |
46892 |
960 |
2,05 |
13524 |
28,84 |
1990 |
42047 |
1020 |
2,43 |
17610 |
41,88 |
1991 |
41860 |
580 |
1,39 |
17247 |
41,20 |
1992 |
27156 |
нет сведений |
нет сведений |
22758 |
83,80 |
Итого |
1189907 |
35620 |
3,00 |
453262 |
38,09 |
Как же понимать термин «неучтённые запасы», в просторечье — «неучтёнка»? Это металл, который не стоит на балансе, но который выявлен эксплуатационной разведкой или методом экстраполяции данных, полученных на отработанной территории.
Предприятия готовы добывать «неучтенку» и получать прибыль на условиях коммерческого риска. Государство при этом ничего не теряет, а получает дополнительный металл, солидные налоги и поставленные на баланс запасы, которые списываются сразу по завершению добычных работ.
В неучтённые запасы можно включить:
1. Техногенные россыпи.
2. Площади, не поддающиеся разведке.
3. Площади, отрабатываемые по технологическим причинам.
4. Списанные с государственного баланса запасы, включая фактические потери, образующиеся в процессе добычи.
5. Запасы, утратившие промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчёте.
1. Техногенные россыпи — отходы переработки (хвосты и шламы обогащения, недоработки плотика, бортовые целики), образуемые в результате деятельности горно-обогатительных производств.
2. Запасы целиковых площадей, не поддающиеся разведке. Это в первую очередь площади, на которых разведка работала неоднократно, но так и не смогла установить там балансовые запасы, пригодные для добычи. Но в итоге, когда на эти участки заходили горняки, они получали очень даже приличный металл.
Характерный пример приводил в своё время директор Сусуманского ГОКа А.Н. Чугунов. В Магаданской области на ручье Светлый несколько десятилетий назад была отработана центральная часть месторождения. Предпринимались неоднократные попытки найти металл на правом борту россыпи. На одном из блоков в 1950-е годы шурфовка показала 6,1 кг металла. Следующий разведочный этап пришёлся на 1970-е, когда геологи насчитали всего 2,6 кг. А в 1997 г. итог вообще оказался печальным — разведали менее килограмма. Тем не менее на объекте решили работать. И полигон дал более 34 кг золота.
В приведённом выше примере разведка производилась несколько раз, разными коллективами, по разной технологии. А результаты значительно отличались между собой и от фактически полученного металла. Может быть, на месторождении был очень крупный металл, который скважина редко может «поймать», а может быть кустовое распределение металла в россыпи.
Ещё один пример из практики, когда разведка не смогла обнаружить золото в подвесном пласте. На месторождении Бургуаат (Куларский золотопромышленный район в Якутии) в начале 1990-х годов приступили к отработке полигона, который прилегал непосредственно к посёлку Кулар. Пласт песков по геологическим данным располагался на глубине 7 м. Поскольку наиболее распространённый буровзрывной способ был невозможен, вскрыша велась с применением механического рыхления тяжёлыми бульдозерами. Полигон находился рядом с управлением прииска, и геологи часто на него заглядывали, поэтому, когда после 3-метровой вскрыши в льдистых породах появилось золото, вскрышу остановили и начали промывать «торфа», которые оказались золотосодержащими, причём по окончанию промывки среднее содержание в отмытом материале составило более 2,0 г/м3! При скважинной разведке этот пласт мощностью более 2 м выделить не смогли. После промывки вновь пошли пустые породы, мощность которых оказалась около 2 м. И только на 7-м метре сели на основной пласт, в котором оказалось среднее содержание золота почти 6 г/м3.
При современных требованиях потребовалось бы остановить горные работы, произвести разведку, подсчитать и защитить запасы: добыча не поставленного на баланс металла считается незаконной.
3. Запасы целиковых площадей, которые целесообразно отрабатывать по технологическим причинам. Они часто бывают на россыпях, имеющих струйное строение и «окна» в контурах запасов. Отрабатывать селективно только балансовые струи зачастую сложно и экономически нерентабельно. Разумно в этих условиях объединить все струи, включая «окна», в единый блок и отрабатывать единым полигоном. Весь металл, полученный с площадей между струй (в «окнах»), не стоит на балансе и будет считаться «неучтёнкой». И зачастую этот металл не хуже, чем в балансовых блоках.
4. Списанные с государственного баланса запасы, включая фактические потери, образующиеся в процессе добычи, в какой-то момент оказывается, что такие запасы можно вовлекать в разработку в связи с изменившимися условиями.
5. Запасы, утратившие промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчёте — после прошествия ряда лет эти условия могут вновь измениться и позволить вести добычу.
В целом к неучтенным запасам относится все золото, находящееся в недрах за контурами и в «окнах» внутри контуров разведанных утвержденных запасов и в техногенных россыпях. При грамотной профессиональной отработке месторождения в соответствии с Правилами отработки россыпных месторождений по результатам эксплуатационного опробования осуществляется внеконтурная добыча из прирезок фактически из неучтенных запасов.
Однако в некоторых регионах государственные органы, буквально принимая добычу золота из прирезок как из неучтенных запасов, считают такие действия нарушением действующего законодательства, вынуждая предприятия осуществлять отработку в строго утвержденных контурах. При этом золото за контурами остается в недрах либо отработка запасов ведется с учетом эксплуатационного опробования, а в отчете геологи вынужденно показывают отработку запасов и добытое золото только в контурах утвержденных запасов, искажая при этом отчетность.
Требование запрета отработки законтурных участков без госэкспертизы абсурдно. Ведь эти участки россыпи уже подвергались оценке при ведении геологоразведочных работ с таким же качеством, и были получены отрицательные результаты. Повторная оценка запасов по этим участкам и экспертиза оцененных запасов практически невозможны. Даже если эти запасы каким-то способом с высокой точностью оценить, то они уже не смогут рентабельно отрабатываться, так как к этому времени горные работы с данного участка будут перемещены на другие участки. Рентабельно такие запасы могут отрабатываться только с основными запасами.
В Куларском россыпном районе на севере Якутии, где я проработал почти четверть века, торфа зачастую были представлены высокольдистыми породами мощностью до 20-25 метров. За промывочный сезон эти породы стаивали, и борта россыпи «уплывали» за контура порой на 30-40 метров, при этом обнажались пески с низкими содержаниями золота, которые не были включены в подсчёт запасов, но которые можно было промыть и получить дополнительный металл. Но промывать эти пески можно было только в текущем сезоне, когда были подведены все коммуникации и смонтирован промприбор. Разведка очевидно бы не признала законтурные пески запасами, и осуществлять дорогостоящий монтаж промприбора ради небольшого количества металла ни один недропользователь не стал бы. Неучтённое золото так бы и осталось в недрах… В советские времена этот металл мы старались забирать, в результате коэффициент намыва всегда был больше единицы.
В России контролирующие органы первоначально объективно рассматривали данную ситуацию и не предъявляли претензий к предприятиям, поскольку достигается полнота отработки недр, увеличивается объем золотодобычи, предприятия добиваются лучших производственно-экономических показателей, увеличиваются налоговые отчисления в государственный бюджет. Однако сейчас к уточнению контуров запасов контролирующие органы относятся все строже.
Весьма примечательно, что имеются Постановления Правительства №564 от 04.07.2013 г. и №261 от 10.03.2020 г., которыми установлены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, а вредом признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами. При этом расчёты размера вреда производятся не только к балансовым запасам, но и к полезным ископаемым, запасы которых не поставлены на государственный или территориальный баланс (неучтенные полезные ископаемые). Пока не слышно было о применении на практике этих постановлений, но здесь можно узреть условия для жесточайшей коррупционной составляющей.
Добыча золота в России из неучтенных запасов без предварительной оценки и госэкспертизы запрещена. Но запрет добычи золота из неучтенки не соответствует государственным интересам, а препятствует развитию золотодобычи и, соответственно, ведет к снижению денежных поступлений в бюджеты всех уровней и, в конечном итоге, приведет к ликвидации многих золотодобывающих предприятий.
В идеале необходимо внести поправки в ФЗ «О недрах» и разрешить отработку любых неучтённых объектов на основе предпринимательского риска, без проведения государственной экспертизы. Государство здесь ничем не рискует. Ни деньгами, которые оно не вкладывает, ни запасами, которые нигде не числятся и никуда не уйдут. Формат работы на неучтённых запасах требуется максимально упрощать, полезно было бы вернуться к применению на россыпях РЭПов (разведочно-эксплуатационных полигонов). От этого выиграют все — и государство, и недропользователи.
Комментарии, отзывы, предложения
Артамошка Лузин, 02.04.25 08:33:03 — Практику
В этом то как раз и весь натрий-хлор, есть разные государства и разные человеки, поэтому уже многолетние дискуссии в этом журнале пусты и бессмысленны.
БАЕ, 02.04.25 08:42:25
В отношении неучтёнки автор абсолютно прав. Ведь при отработке месторождений руководствовались соответствующими нормативными документами, в том числе по эксплуатационной разведке. И золото добытое из неучтёнки учитывалось как прирост при добыче и гасилось как добытое по форме 5-гр. Государство пополняло золотой запас и получало дополнительные платежи в казну. Месторождения золота относятся к 3-й группе сложности распределение золота крайне неравномерное и в мире не существует способов оценки запасов с абсолютной точностью. Современные требования контролирующих органов абсурдны, похоже всем управляют эффективные менеджеры без участия квалифицированных профессионалов. В современное непростое время действия контролирующих органов препятствуют поступлению денежных средств в казну, что наносит экономический вред государству.
Игорь К., 02.04.25 11:19:29 — Всем
Повторюсь: не паникуем, братья-геологи и друзья-старатели.
Если золото действительно понадобится государству - ОТТУДА достаточно будет пару приказов по министерству и агентству.
Видать, пока не истощились закрома.
КАС, 02.04.25 11:58:20
Вообще ситуация странная. Золото стоит $100 за грамм, а наши чудаки заставляют его бросать в бортах и окнах, не дают ни искать, ни добывать. Совсем непонятная ситуация с недрами. Как можно так бездарно выбрасывать золото?
Автор, 02.04.25 13:32:04 — КАС
Это не чудаки. Это фирменные вредители. В сталинские временами их бы точно зачислили бы во враги народа. Беда в том, что отраслью управляют в большинстве своём малокомпетентные люди, которые не нюхали производства, но любят поучать специалистов. Подбор кадров в управляющие структуры идёт не по опыту и знаниям а по принципам личной преданности и по кумовству. К тому же, всё активнее производственников вытесняют юристы, опирающиеся в своих решениях на буковки инструкции, а не на здравый смысл
Алекс, 03.04.25 14:03:04 — БАЕ, автору
Я таки не понял. Вы же сами пишете, неучтенные запасы по данным эксплоразведки оформляете как прирост в 5ГР и добываете себе на здоровье. А в чем запрет?
Это где так?, 05.04.25 06:01:12 — Алекс
Вы написали, в принципе, правильно, но есть тонкость в слове "оформляйте". В советское время оформление сводилось к 1 бумаге, подписанной главным геологом прииска или ГОКа. А сейчас: на эксплоразведку надо иметь согласованный проект, по данным эксплоразведки нужен отчет с подсчетом запасов и экспертизой. Только после этого, пожалуйста, добывайте. (Такой порядок с местными отклонениями для разных регионов и уровня чиновников.) Не оформил запасы - ты преступник. Преступником быть неохота, а оформлять все это нет возможности. Вот и бросают золото за контурами.
КЕН, 07.04.25 14:56:06 — Это где так?
Это где так жестят? В Магаданской и Свердловской областях я спокойно "оформлял(-ю)" прирост до 30% в 5-ГР без дополнительных "оперативных"отчетов - остались еще в ТФГИ те, кто помнит, что запасы это понятие не измеренное, а расчётное. Отдельный проект на опережающую эксплоразведку законом не требуется в принципе, если только тебе самому он не нужен по каким-то причинам (параметры опережайки кратко излагаются в техпроетке, мол, будет по такой-то сети и всё) т.к. он нужен для детализации утвержденных запасов, а не их переутверждения.
Слышал, что комиссии Роснедр беспределят и забирают лицензии за переотход как и за неотход, но мы сейчас не про это.
Вообще, как по мне, проблема с переотходом может возникнуть когда у тебя заканчивается последние запасы на последней лицензии, а при наличии "земель" надо оперативно играть запасами и строить "потемкинские деревни" т.к. современные чиновники без опыта работы тупо формалисты и верят цифрам. Принесёшь "правду жизни" - огребёшь от дурака. У меня была в работе лицензия вообще без запасов - разведка для премии нарисовала и, напротив, на другой полно крупного металла, который УКБ не подняла - созданы друг для друга! И чего ходить скандалить, главное самому не запутаться что куда перекинул:)
Правильно коллеги говорят, пока Правительству металл не потребуется, будем терпеть и выкручиваться.
Автор, 08.04.25 12:20:58 — Алекс
Вся беда в том, что в разных регионах подход к оформлению документации различается. Если эксплоразведка дала прирост запасов, то надо делать отчёт с подсчётом запасов, проходить госэкспертизу и т.д. Если начнёшь добывать металл из "неучтённого", сразу найдутся желающие наложить лапу... Металл конфискуют, и благо, если его удастся отвоевать у чиновников.
К сожалению, геологам постоянно приходится выкручиваться, чтобы не попасть под жернова инструкций
Алекс, 08.04.25 12:44:27 — КЕН
Вот тоже не понимаю.. Наверное, это на россыпях так.. На рудном вроде все проще. Проводить или не проводить эксплоразведку - это внутреннее дело компании. Недропользователь сам в первую очередь заинтересован в качественной эксплоразведке. Никакого пересчета и отчета с экспертизой по результатам эксплоразведки никто не требует. Вопрос КЕНу: а насчет 30% - это какая-то прописанная в каких-то нормативах граница? Вроде 50% было по рекомендациям... Если больше - тогда новое ТЭО
Брат, 08.04.25 20:30:48 — Автор
Если не углубляться в дебри, неучтённые запасы, на мой взгляд, лучше отрабатывать вообще не как запасы, а добыть, как иные ресурсы. Для этого необходимо внесение соответствующих изменений в условия пользования недрами вашей лицензии. Ну, и корректировка приказа по учётной политике.
Старатель, 10.04.25 01:56:38 — КЕН
Когда с системой не возможно договориться, остается обманывать.
Магадан , 10.04.25 03:32:07 — Старатель
Конечно так, жить-то надо. Незаконная добыча золота растет, а законная падает.
Практик, 02.04.25 06:53:18
У меня есть запас денег в банке, так я не бегаю в банк каждый день, чтобы брать и пополнять.
А чего у нас с запасами золота? Есть подсчитанные и пусть себе лежат и числятся на госбалансе. Зачем их все время списывать и пополнять? Мне не надо золото из запасов. Пусть запас лежит и лежит на трудный день.
Я готов давать золото не трогая государственные запасы. Пусть они остаются нетронутыми, ничего списывать не надо. Кто там государство? Вам нужно золото и налоги без уменьшения ваших запасов?