Рейтинг@Mail.ru

Опыт применения мобильного промывочного комплекса на базе стандартного промывочного прибора ГГМ

Черемнов С.А., зам.ген.директора
АО «Прииск Соловьевский»

С целью сокращения затрат и снижения себестоимости добычи золота на нашем предприятии с 2010 года начала испытываться технология добычи золота с применением мобильного промывочного комплекса (МПК) «промприбор-экскаватор».

Использование МПК позволяет вывести из технологической цепочки доставку песков к промывке и сокращает объемы работ на уборке хвостов, что увеличивает экономическую эффективность разработки, а это, в свою очередь, позволяет отрабатывать участки с более низкими содержаниями золота, что и является весьма актуальным.

 

Первой моделью МПК на нашем предприятии стал промприбор ГГМ, установленный на списанный 60-тонный трал-полуприцеп (рис.). Маслостанция, необходимая для работы прибора, расположена на трале под грохотом ГГМ; вода для промывки подаётся по спаренному пожарному шлангу насосом от ближайшего водоема. Электроэнергия к прибору подается по кабелю от ДЭС, установленной рядом с водяным насосом. (В дальнейшем мобильный вариант промприбора обозначается ГГМ-3.)

 

Рис. 1. Первая успешная модель мобильного промывочного комплекса, состоящего из прибора ГГМ-3, установленного на трале-полуприцепе

Мобильный промывочный комплекс из прибора ГГМ, установленного на трале-полуприцепе 

 
 

ГГМ-3 оборудован подвесными регулируемыми по углу наклона шлюзами глубокого наполнения. Для выравнивания промприбора в горизонтальной плоскости в конструкции предусмотрены гидроопоры, которые отжимают ГГМ-3 от площадки трала.

Для удобства маневрирования при перевозке передняя часть трала — сцепной «гусак» —был срезан и установлен в качестве опорной «лыжи», сзади оставлены штатные три оси колес.

Для подачи песков на МПК и уборки эфелей использовались экскаваторы с объемом ковша 1 м3.

 

Собранный из имеющегося на предприятии оборудования МПК был запущен в работу в 2010 году. Это был первый опытный образец для проверки эффективности технологии горных работ с применением МПК.

 

Опыт практической добычи золота оказался удачным. Конструкция получилась надежной, и МПК на базе прибора ГГМ работает до сих пор, то есть более 10 лет. На нем больше всего наработан опыт мобильной работы.

 

Показатели работы следующие.

Время перестановки ГГМ-3 со стоянки на стоянку — 20 мин; в 12-часовую смену — 2–3 переезда, в сутки — до 5–6. Комплекс обслуживается тремя работниками (два экскаваторщика и машинист промприбора).

 

МПК постоянно выполняет план горных работ и добычи золота (от 60 до 100 кг за сезон при промывке 270–290 тыс.м3 песков). В 2015 году за сезон промыто 274 тыс. м3 песков, в 2016 году — 285  ыс.м3, суточная производительность доходит до 2,5 тыс.м3.

Добыча золота в отдельные годы превышала 100 кг. В сезоне 2022 года по оперативке ГГМ-3, промыв 270 тыс. м3, добыл 72 кг золота (х. ч.). 

Удельный расход дизельного топлива вместе со вскрышными работами, на которых задействованы два стареньких Д-355А «Комацу», составляет порядка 5–7 л дизтоплива на грамм золота! Кто в теме, тот должен это оценить.

 

У ГГМ-3 есть, конечно, недостатки: большой вес всей конструкции, конструктивное ограничение по производительности промывки, эффективная работа только с хорошо промывистыми песками и улавливаемым крупным золотом (длина ШГН — 4,5 м, фронт — не более 2,4 м, общая площадь 10–11 м2. Это ограничивает применение ГГМ‑3.

В то же время успешная работа этого комплекса и накопленный опыт стали обоснованием для разработки более совершенных приборов, которые были запущены в работу после 2012 года и работают в настоящее время.

 

Заключение

Наш опыт свидетельствует, что передвижные промывочные комплексы могут снизить затраты предприятия на транспортировку и перевалку песков, снизить себестоимость добычи золота и выработку на работника.

 

Смотрите небольшой фильм о работе МПК на базе ГГМ на одном из полигонов Соловьевского прииска.


-2+8
Уникальные посетители статьи: 2933, комментариев: 37       

Комментарии, отзывы, предложения

Производство, 30.11.22 09:29:14 — Добытчику

Не далее как весной и летом золотодобытчики страдали, что рубль укрепился, золото в цене упало и срочно нужна была гос.поддержка. :)

Некоторые золотодобытчики требовали, что бы государство скупало золото по устраивающей их цене.

Опять же, мы не стоим и производим оборудование, у нас берут, но хочется что бы заказывали больше.

Вводить что-то новое в такой консервативной отрасли, как горная, очень и очень тяжело. Я не разбираюсь в ваших системах отработки месторождений, но читая сайт понимаю, что возить пески у нас почему-то выгоднее, чем передвигать прибор.

В конце-концов любой прибор можно поставить на сани и тащить волоком. Будет запрос золотодобывающего общества ставить на колёса, будем ставить.

Мы производители не знаем специфику ваших работ. То что по нашему мнению вам подходит, далеко не всегда так. Поэтому, конечно, в первую очередь нужна от вас чёткая постановка задачи. А мы в свою очередь прстараемся еë решить.

Производство, 30.11.22 09:38:17

Позволю себе отметить консерватизм россыпной золотодобычи.

До сих пор во многих артелях почему-то не используют унитазы и ходят в деревянные будки с дырой в полу.

999, 30.11.22 10:00:43 — .

Плохо дело, когда делают то, не зная что. Грусть-печаль. Про дешевый труд китайцев, устаревшие сведения. Видел таких бизнесменов, говорят "Вы нам расскажите, как делать, а мы, за Ваши деньги, сделаем". Шоу...

Производство, 30.11.22 10:08:19 — 999

Сделайте сами, сделайте дешевле, сделайте лучше всех! В чем проблема?

Соловьевский прииск сделал и вы сможете. Чем вы хуже? Тем более знаете всё, разбираетесь во всех вопросах лучше всех.

Черемнов, 30.11.22 10:25:49

Золотодобытчики из-за цены страдают и сейчас, не только весной и летом, уважаемый Производство. Ситуация не из лучших, но времена бывали и похуже. Надо пережить, не только нам плохо.

Горная отрасль, а особенно россыпная добыча, консервативна по факту своего существования- короток сезон промывки и слишком велика цена ошибки. По этому, уж лучше перебдеть, чем недобдеть. Тем более приходится работать с производителем, который " ...не разбираюсь в ваших системах отработки месторождений", "... не знаем специфику ваших работ. То что по нашему мнению вам подходит, далеко не всегда так". Когда мы идем к врачу покупать услугу по своему здоровью, ни за что не обратимся к тому кто спросит что, как, чем у нас лечить. Лечение- услуга, такая же как производство горного оборудования и машин с последующей реализацией. Знать надо что и для делаешь. Без этих знаний не надо даже пытаться на рынок выходить.

ПО, 30.11.22 10:42:06 — Производство

Борьба между консерваторами и новаторами суть естественный источник прогресса (первый закон диалектики). Применительно к уборным: у нас одно подразделение численностью меньше 10 человек себе под это дело скважину 400-мм диаметром на 50 метров в мерзлоте забурили. Обсадили должным образом, чтобы предотвратить растепление, прут поперек вварили для безопасности. Над этим делом теплое помещение и да, "дырка в полу", отделанная современными материалами. Преимущество перед унитазом очевидное: водопотребление ноль, ущерба окружающей среде тоже. Ну а объема хватит даже если всем прииском весь срок отработки месторождения туда ходить.

Производство, 30.11.22 11:16:03

При всем уважении вы несколько передергиваете.

Врач умеет лечить, золотодобытчик - добывать золото, конструктор - разрабатывать оборудование и т.д.

Я с вами полностью согласен, знать надо что делаешь. Но это не означает, что конструктор самосвала обязан иметь водительское удостоверение категории С. Умение водить самосвал, конечно даёт некоторые преимущества. Однако это не обязательно. И с зубной болью вы идёте не к любому врачу, а к стоматологу. А если не знаете к кому идти сначала рассказываете терапевту что и где у вас болит. Каждый из специалистов прежде чем начать работу получает ТЗ, где максимально чётко прописывается задача и результат. Без внятного ТЗ - результат ХЗ.

Только вам как пользователю известны нюансы использования оборудования.

Мобильный прибор может быть на санях, на колёсах, а может быть и самоходный. Вам какой?

Не хотите объяснять (составлять ТЗ) - делайте сами, приспосабливайте что есть, ждите когда кто-то додумается что вам надо.

И нет необходимости тут обвинять производство в незнании нюансов вашей работы. В конце-концов в ваша золотодобывающая компания это не одни геологи, а довольно разные специалисты от повара до финансиста. У каждого из них своя задача, со своими вводными, что бы процесс золотодобычи не буксовал.

Успехов.

999, 30.11.22 11:38:10 — "Производство"

Наименование Вашей компании? Наверняка есть производители, разбирающиеся в теме того, что изготавливают. Не знаете сами, нанимайте специалиста, даром на Вас работать ни кто не хочет. P.S. Когда мне надо, я делаю, телевизор я, конечно, собирать не буду, а там, где есть опасность получить от производителя не то, что хочется, и возможно сделать самому, все получается.

ПО, 30.11.22 11:41:40 — Производство

Про ТЗ соглашусь. А вот по поводу категории С... - на авиационном заводе есть штатный летчик-испытатель, в ПАО "Камаз" - всем известная команда Камаз-мастер. Ну и конструкторское бюро.

Алмазник, 30.11.22 11:44:53 — Производство

Красиво сказал!

СНС, 30.11.22 11:47:34 — Производство

Директору завода надо иметь хорошую голову и не бояться риска. Директор ММЗ - Галоев хорошо угадал в 2000 году. Старые приборы шли плохо, он предложил новинку - ГГМ. Этим он спас и поднял завод. Галоев выиграл - молодец. А вы как хотите, никто не неволит.

Производство, 01.12.22 07:12:46

Лётчик-испытатель не пишет ТЗ конструктору, как и команда КамАЗ-Мастер. У них решение совсем других вопросов.

В мире есть отдельное промежуточное звено - инжиниринговые компании. Им отводится роль создания и внедрения технологических инноваций, в том числе в формированиях и постановках задач.

999, 01.12.22 07:43:22 — Производство

В уважающих потребителя компаниях, производящих оборудование, от конструкции которого зависит его функционирование, имеется штат специалистов, разбирающихся в теме производимого. Без них, Вы бы в покупали, условно, чемодан без ручки.

999, 01.12.22 07:44:56 — Производство

Не стесняйтесь, напишите название предприятия, посмотрим, сколько у Вас недовольных клиентов.

СНС, 01.12.22 12:53:47 — Производство, 01.12.22 07:12:46

Вы написали: "В мире есть отдельное промежуточное звено..." На самом деле не так. Мир большой и разный, и задача разработки нового решается по-разному. Вариант талантливого директора ММЗ Галоева М.Г., который угадал рынок, не такой уж редкий. Компьютер Apple был зачат в гараже любителями и т.п.

На крупных предприятиях перед запуском производства проводят маркетинговые исследования. Выясняют объем рынка, ожидаемое количество продаж, какие нужны затраты на рекламу, какую поставить цену и т.п. Без этого новое не производится. Но такие исследования дорогие и мелким фирмам не по карману.

Большинство предприятий в мире становятся последователями. Как только кто-то сделал новинку и появился спрос, сразу копируют и включают рекламу. (У нас ГГМ сейчас делают несколько фирм - это нормальный вариант).

Вы не чувствуете рынок, и у вас нет денег на маркетинговые исследования, значит, вы будете последователем. Ничего в этом плохого нет, ждите... Кто-то начнет продавать - вы подключитесь.

Юрий , 01.12.22 16:10:48 — всем

В чем спор???

Какая разница додумается производитель прицепить колеса, или потребитель об этом его попросит? Если потребитель об этом не просит, значит ему это не надо. Если производитель это не делает, значит ему и без этого хватает заказов.

Практик , 01.12.22 21:25:22 — Юрию

Спор о том, что впереди яйцо или курица? И как двигается прогресс? Предприятие должно запрашивать новое или производитель предлагать новое?

Мастер, 07.12.22 21:24:23 — Черемнову

Хороший опыт. Спасибо за описание и фильм. Хотя на мерзлоте надо подумать, как часто стоит переставлять прибор? Оттайка идет медленно и экскаватором много не накопаешь.

Наблюдатель, 08.12.22 10:43:21

Казалось бы нож, что в нем может быть такого... а?

Каждый дома держит минимум по два-три вида (для мяса, для хлеба, для овощей и т.д.). И не у всех есть нож для сыра. Однако даже для сыра в зависимости от его твердости, используются ножи разной формы! И все они Нож для сыра. Именно форма позволяет исключить прилипание сыра к лезвию ножа.

Каждый прибор, как нож приобретается под свои задачи. Назваться они могут одинаково, но при этом быть уникальными.

Об этом автор пишет в коментариях: Строить промприборы мы начали из-за отсутствия подходящих вариантов на рынке. То что есть требует значительных доработок в реальной добыче.

Мимо проходил, 09.12.22 01:21:29 — Мастер

Так то задача горного мастера пески не только вскрыть, но и оттаять с предохранением от сезонного промерзания.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Опыт применения мобильного промывочного комплекса на базе стандартного промывочного прибора ГГМ»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "два прибавить 5":