Ограничение ликвидности золота внутри страны в «новороссийский» период ее истории имеет отправной точкой Указ Президента РФ №179 от 22.02.1992 г. (ред. от 17.03.2020 г.) [1]. Как и многие базовые правовые нормы в сфере недропользования, данный правовой акт, отметивший 30-летний юбилей, по-прежнему имеет законную силу.
Разумеется, данный правовой акт совсем не устанавливает полный запрет на реализацию золота, как это обычно трактуется на бытовом уровне. Указ лишь утверждает прилагаемый Перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена, и поручает правительству РФ установить порядок реализации продукции, предусмотренной в указанном Перечне, организовать контроль за строгим соблюдением этого порядка, а также вносить в него необходимые уточнения и дополнения. В числе видов продукции Перечня поименованы драгоценные металлы и изделия из них, а также отходы, содержащие драгоценные металлы. Применительно к предмету данной статьи и для сокращения казенных оборотов далее мы будем говорить конкретно о золоте.
Правительство РФ за истекшие 30 лет неоднократно занималось регламентацией реализации золота, однако к настоящему времени порядок реализации определяется двумя нормативными актами. Это постановление Правительства РФ от 01.12.1998 г. №1419 (ред. от 8.05.2002 г.) [2] и постановление Правительства РФ от 26.02.2021 г. №270 (ред. от 1.06.2022 г.) [3]. Примечательно, что оба постановления Правительства РФ в качестве правового основания указывают не президентский указ, а нормы Федерального Закона от 26.03.1998 г. №41-ФЗ (ред. от 28.06.2022 г.) [4], а именно часть первую статьи 20 и статью 12.2 данного Закона соответственно.
Это объясняется, вероятно, лаконизмом президентского указа, свойственного документам начала 1990-х, и потребностью в понятийном аппарате, введенном в правовой оборот именно Законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [4] при всех очевидных этого Закона издержках и недостатках. Вместе с тем указанные постановления Правительства РФ вводят и собственный понятийный аппарат, несколько отличный от используемого законодателем, что позволяет детализировать границы дозволенного (или «законного» в понимании УК РФ) и уточнить особенности проведения ряда процедур. Таким образом, именно Закон [4] и два поименованных постановления Правительства определяют нынче в России ликвидность золота и в том числе формируют лакуны, которыми можно при необходимости воспользоваться.
Термин «золото» понимается российским законодателем достаточно широко. Золото, согласно статье 1 Закона [4], может находиться в любом состоянии и виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Любая из этих ипостасей, по установлению законодателя, суть золото, к обращению которого предъявляются единообразные и многочисленные требования.
Так, российский законодатель разделяет добычу, производство и использование золота. Скажем, добыча, согласно статье 1 Закона [4], — это извлечение золота из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих золото. Это определение малосодержательно: выходит, если золото извлечено из недр без получения концентратов и других полупродуктов, то это уже и не добыча. Полагаете, это невозможно и так не бывает? Да сплошь и рядом полезное ископаемое — золотоносные пески или руда — добываются из недр и размещаются в спецотвалах без какой-либо переработки и получения концентратов и других полупродуктов. Более того, к переработке могут приступить спустя изрядное количество времени, а то и не приступить вовсе, реализуя добытое полезное ископаемое другому хозяйствующему субъекту. Поэтому понятие «добыча золота» в российском правовом поле является достаточно неопределенным, и принятие того или иного решения оказывает существенное влияние на финансовые результаты.
Согласно части первой статьи 4 Закона [4] добыча золота может осуществляться исключительно юридическими лицами, получившими в порядке, установленном настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии). И никак иначе. Эти счастливцы поименованы в законе «субъектами добычи золота».
В отличие от добычи, производство золота, согласно статье 1 закона [4], — это извлечение золота из комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, а также из лома и отходов, содержащих золото; аффинаж золота. Поразительно, но извлечение золота из руд собственно золотых и золотоносных песков российский законодатель производством золота не признает. Это такая правовая лакуна, большая и заслуживающая всяческого внимания. Ещё удивительней отсутствие в Законе [4] определения «субъектов производства золота», то есть лиц, могущих этим делом заниматься. По умолчанию производством золота вправе заниматься решительно кто угодно.
В каждом конкретном случае наличие золота, не могущего быть отнесенным в установленном законом порядке к золоту добытому и золоту произведённому, создает правовую неопределённость как в распоряжении собственно золотом, так и в отношении хозяйствующего субъекта, могущего этим золотом правомерно распорядиться. К тому же напомним, это относится не только к конечному продукту (стандартному слитку), а к золоту во всех его ипостасях, широко трактуемых российским законодателем.
Вообще, обращаясь к нормам Закона [4], следует непременно помнить, что этот рыхлый, противоречивый, слабо увязанный с непосредственным нормативным окружением правовой акт имел целеполаганием не правовую регламентацию, а обеспечение сохранности золота. Лоббистами, выгодоприобретателями этой законодательной инициативы выступили люди, слабо разбирающиеся в юриспруденции и недропользовании, но полагавшие своим долгом обеспечение надлежащих режимных ограничений. Так вышло…
Из-за вышеперечисленных неясностей формулировок в народе получило повсеместное распространение заблуждение о золоте «добытом», «произведенном», непременно прошедшем аффинаж и лишь затем в виде стандартных слитков реализованном. Разумеется, можно и так, но не возбраняется и по-иному.
К примеру, постановление Правительства РФ от 1.12.1998 г. №1419 (ред. от 8.05.2002 г.) [5] признает «минеральным сырьем» добытые из недр руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, руды и пески техногенных месторождений, а также «продукты их переработки», к которым в установленном законом порядке отнесены концентраты, шлиховое золото, сплав Доре, катодный металл и цинковые осадки. Постановление признает «минеральное сырье» товаром и устанавливает порядок реализации этого товара собственником «минерального сырья».
Безусловно, при всей легитимности процедуры большого распространения подобная практика, насколько нам известно, не получила. Это связано, очевидно, с неоднозначностью правовой коллизии, малым числом владеющих вопросом специалистов (особенно на местах) и прессингом силовиков, регулирующих оборот золота так, как они его понимают. Однако сдвиг в этом направлении наметился, пусть пока и небольшой. В частности, постановление Правительства РФ от 26.02.2021 г. №270 (ред. от 1.06.2022 г.) [3] обязывает фискальные органы не считать оборотом продукции изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов в любых веществах и материалах без передачи драгоценных металлов третьим лицам, а также перевозку драгоценных металлов и продукции из них без привлечения третьих лиц.
С учетом вышеизложенного вопросы ликвидности золота, ранее почти не обсуждавшиеся и тем более не рассматривавшиеся в качестве прикладных, с учетом реалий текущего рынка (в котором почти все уже средства хороши) позволяют, по нашему мнению, пересмотреть подходы к учетной политике добывающего предприятия.
В сложившихся условиях необходимость переоценки поведения любого золотодобывающего предприятия на рынке очевидна, и наша компания готова оказать помощь и содействие.
В заключение хотелось бы отметить ещё одну проблему отечественной россыпной золотодобычи.
Россыпные предприятия сознательно или в силу некомпетентности введены государственным регулятором в заблуждение и убеждены, что полезное ископаемое, которое они разведают и добывают, — это золото, россыпное золото. В подтверждение все предъявляют лицензии на право пользования участками недр, предоставленными им для геологического изучения, разведки и добычи полезного ископаемого «россыпное золото».
Однако в Российской Федерации такого полезного ископаемого нет.
Правовой статус права пользования таким участком недр, относимого, кстати, гражданским законодательством к категории имущественных прав, мягко говоря, никакой. Примечательно, что в эту ситуацию попали не только мелкие артели, но и крупные золотодобывающие предприятия, располагающие профессиональными юридическими службами.
Государственный регулятор выдал множество таких, с позволения сказать, «лицензий». Столь массовое нарушение государственным регулятором одной только этой позиции имеет для недропользователей негативные гражданско-правовые, имущественные, финансовые, налоговые последствия, оцениваемые миллиардами рублей.
Специалисты ООО «Геоконсалт Групп» готовы предложить предприятиям, имеющим лицензии на россыпную золотодобычу, их всесторонний независимый аудит.
Об авторах
Фёдоров Сергей Глебович — геолог с 50-летним стажем, Советник государственной гражданской службы 2-го класса: geolog.or@yandex.ru
Соболев Александр Олегович — геолог с 50-летним стажем, кандидат геолого-минералогических наук (ВСЕГЕИ, 1986 год), доцент по специальности, эксперт ОЭРН, заслуженный член (fellow) Австралийского института Геонаук (AIG). Работы и контакты
Cписок литературы
1. «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» указ президента РФ №179 от 22.02.1992 г. (ред. от 17.03.2020 г.
2. Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьём, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа» постановление правительства РФ от 1.12.1998г. №1419 (ред. от 8.05.2002 г.).
3. О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота» постановление правительства РФ от 26.02.2021г. №270 (ред. от 1.06.2022 г.).
4. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Федеральный закон от 26.03.1998 г. №41-ФЗ.
5. «Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьём, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа» постановление правительства РФ от 1.12.1998г. №1419 (ред. от 8.05.2002 г.).
О КОМПАНИИ
ООО «Геоконсалт Групп» работает с 2013 года в области геолого-экономической экспертизы горных проектов, оценки запасов месторождений в соответствии с международным стандартами и методиками ГКЗ РФ и оказывает широкий спектр консультационных услуг в геологоразведочной, горнодобывающей и финансово-экономической областях.
Мы предлагаем комплексное оперативное и надежное решение всего спектра вопросов недропользования — от выбора перспективных рудных площадей до получения готового продукта по разумной цене, с учетом оптимальной экономики и финансового инвестирования, и готовы оказывать свои услуги компаниям, финансовым структурам и частным лицам в любой стране мира.
Мы работали и работаем в Монголии, в Армении, Казахстане, Киргизии, практически во всех регионах России. Наибольшее количество работ выполнено по золоторудным и иным месторождениям Приморского, Хабаровского и Камчатского краёв, Амурской и Магаданской областей.
Наш коллектив специалистов имеет опыт от 20 до 50 лет работы во всех ключевых областях недропользования. Наши сотрудники — авторы многочисленных ТЭО временных и постоянных кондиций, международных аудитов в соответствии с кодексами JORC-2012 и NI43-101, инвестиционных отчетов, отчетов по оценке, статей, в том числе в журнале и на сайте «ЗОЛОТОДОБЫЧА». Наши эксперты — кандидаты и доктора геолого-минералогических наук, технологи с большим опытом работы в крупнейших горнорудных и проектных компаниях России, имеющие международный статус «Компетентной персоны» и Экспертов ГКЗ.
ООО «Геоконсалт Групп» www.geocc.ru
+7 931 334 09 63
Реклама ООО «Геоконсалт Групп»
Комментарии, отзывы, предложения
Реалист, 20.11.22 16:11:03 — Брату
Вам, да и Борисычу согласовывать кондиции, видать не приходится... А то тоже бы удовольствие получали. Особенно в Москве.
Брат, 20.11.22 17:33:39 — Реалисту
Нет, не приходилось. Ну, рад, что у вас это частный случай, а не жизненная позиция. Наслаждайтесь, что уж теперь...
Магадан, 21.11.22 05:40:25 — Брату
Москва - город удовольствий, чего тут особенного? Но некоторые не хотят получать удовольствие. Не понимают, брыкаются... А вы, вроде бы, за удовольствия?
Брат, 21.11.22 09:03:38 — Магадану
С чего вы взяли? Я просто без фанатизма реагирую на проявление слабости, с моей точки зрения, другими людьми. У каждого свои обстоятельства и резоны...
Реалист, 22.11.22 06:49:48 — Брату
К тем, кто не хочет, применяют строгие меры воздействия. Как быть? Отвечать не надо. Жизнь показывает, что у нас все расслабились.
Брат, 22.11.22 09:28:50 — Реалисту
Жизнь показывает, что просто "не хотеть" - недостаточно. Либо мы своими действиями, пусть в малом, нагибаем "применяющих", обозначая для них "рубежи и границы ссученности", либо нет. Дальстроевский принцип; да и всегда так было. Ничего нового, не правда ли?
ПО, 22.11.22 09:42:45 — Брат
О как! Да, все-таки Магадан - особая планета. По моему даже книжка такая была - "На планете Дальстрой". Да, можно мошонку к нарам прибить. А можно просто - в БУР, так в БУР. Ибо свобода она внутри. А геология, все-таки наука о Земле, и жизнь человеческая конечна. И если потратить ее на соревнование с чиновниками в казуистике, то собственно на геологию времени и не останется......
Брат, 22.11.22 10:13:17 — ПО
Ну, как - особая? Просто планета эта у многих (не у всех, понятно) формирует иное мироощущение. И учит разумно использовать внешние проявления свободы, которая внутри. К геологии это вполне приложимо. А соревнование с чиновниками в казуистике - глупость несусветная; не позволяйте себя в эти игры втянуть.
ПО, 22.11.22 10:49:36 — Брат
"А соревнование с чиновниками в казуистике - глупость несусветная; не позволяйте себя в эти игры втянуть" - спасибо, у меня уже прививка от этого дела.
Брат, 22.11.22 11:51:21 — ПО
Не за что! Приятно встретить понимающего человека...
Борисыч, 22.11.22 12:19:20 — Реалист
Самому кондиции согласовывать не приходится, для этого другие есть. Но результаты согласования, порой, заставляют коррективы в работу вводить. Нас в дверь, а мы в окно.
Реалист, 22.11.22 17:37:54 — Борисычу
Заставит вас делать глупость, с которой вы не согласны, это тоже изнасилование... Сказать: пошёл дурак .... вы не посмеете.
Владимир, 03.12.22 12:43:55 — Реалист, 22.11.22
К сожалению, вы правы. Если сейчас у них выиграешь, потом они тебя достанут. Кто не понял, тому надо уходить на другую работу, а лучше вообще куда-нибудь подальше.
Был когда-то директор крупной артели Лопатюк Виктор Андреевич, который поймал кого-то на вымогательстве взятки (какой-то ерунды вроде миллиона долларов). Он все хорошо обставил и вымогателей, задержали! Представляете, задержали!
Но Лопатюку потом пришлось уехать из страны, куда-то в США, там и живет.
Недавно был еще Дережинец в Магаданской области, который Президенту жаловался. Тот куда-то тоже уехал...
Можно, конечно, принять позу страуса, спрятать голову в песок и ничего не видеть. Так у нас делают многие. Но жопа-то наверху.
999, 04.12.22 08:29:23 — Владимир
На счет "достали", похоже фантазии. Уехали, может быть, и по другим причинам.
Сергей К, 03.02.23 03:01:30
Расскажите, пожалуйста, куда уходит золото после аффинажного завода? Как артель получает за него деньги, после сдачи на аффинажный завод? Государство золото не скупает (сколько я слышал), коммерческие банки если и купят у предприятия, то куда потом денут и по какой цене купят? Ведь его нужно продать, золотом сыт не будешь, нужны ликвидные деньги, а не металл. Сейчас санкции, золото запрещено покупать у РФ. Может вы напишите статью, а артели поддержат в комментариях, поделятся информацией, так скажем из первых рук. Ходят слухи, что сейчас золото скупают китайские товарищи с большим дисконтом, а порой и нелегально.
999, 03.02.23 08:40:21 — Сергей К
Вам для чего?
Сергей К, 03.02.23 10:34:47 — 999
Присмотрел предприятие, думаю. Добудем, а что потом? Как, куда?
Федоров Сергей Глебович, 02.03.23 17:50:41
Вот о чём, на мой взгляд, следует ещё непременно упомянуть. Жёсткость регламентации Указа Президента РФ №179 от 22.02.1992г. и №41-ФЗ от 26.03.1998г. применительно к ДМ и, в частности, к золоту была обусловлена тем обстоятельством, что Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9.10.1992г. №3615-1 ДМ признавались валютными ценностями с соответствующими валюте режимными ограничениями.
Закон этот утратил силу с 17.06.2005г. и действующим в настоящее время №173-ФЗ от 10.12.2003г. "О валютном регулировании и валютном контроле" ДМ и, в частности, золото валютой не признаются. Законодатель теперь позиционирует золото обычной сырьевой товарной позицией. Ну, как уголь, нефть и газовый конденсат.
Как следствие, произошло ослабление режимных ограничений; с учётом инерционности нашего законодательства - небыстрое. Тем не менее, "Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ" утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РФ №214 от 16.03.2013г., а "Положение о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" - с указанием ЦБ РФ от 9.09.2019г. №5252-У.
Примечательно, что новые Положения взамен утративших силу регулятором приняты не были. Надо полагать, необходимость в такой регламентации отпала.
Валерий, 05.07.24 05:34:46 — Мимоходом
Московские умники в драгметалл даже мельхиор записали. Наверное потому, что блестит.
Борисыч, 20.11.22 15:11:55 — Брат
Так жизнь научила теперь даже и сплю в каске.