Рейтинг@Mail.ru

Опыт поисково-оценочных работ на россыпное золото бурением d-325 мм и шурфами

Костюк В., геолог

Буровые работы

Бурение проводилось на юге Хабаровского края в период с февраля по май. Земля промёрзла достаточно для беспрепятственного прохода буровой техники по долинам ручьёв. Долины имеют корытообразную форму  шириной 300–1000 м. Линии предварительно подготавливались планировщиком (бульдозером)
Комацу D-21А.

Для бурения использовался гидровращатель Delta-3500 со штатным гидроприводом от экскаватора Hitachi-330. В качестве рабочего инструмента использовался набор колонковых труб и штанг от буровой установки УБСР-25М. Была задействована и сама буровая установка УБСР-25М на базе Т4М. Проблем с взаимозаменяемостью труб в случае аварийного износа не было.

В ходе работ быстро выяснилось, что по всей площади россыпей промерзание составляет 80 см, и первый рейс забурки вёлся в пределах 80–90 см без применения тросовой коронки («торосовичка»).

Далее производилось бурение с использованием колонковой трубы на длину 2800 мм (длина колонковой+коронка — 3500 мм). Более длинный рейс не рекомендую, так как керн застревает и приходится опускать колонковую лёжа, чтобы снять шарик гидрозатвора в гидроклапане. Это потеря времени, сил и нервов.

При таком и последующих рейсах ставится коронка-«тросовичка». Путём наращивания штанг на 1–2 м производим добурку до плотика и углубку в плотик. Но тут бурили осторожно, чтобы беречь коронки.

Керн выходил на 100%, за исключением таликов.

При быстрой проходке водоносных горизонтов вся надежда была на оперативную работу машиниста. Конечно, получался только шлам, но и это уже что-то и использовалось для опробования. Такого было не более 1%.

 

Шурфовая разведка

Когда требовалось более подробно изучить разрез или когда выходил из строя комплект бурения, проходили шурфы. Для проходки шурфов применяли экскаватор. До 7 м глубины шурф копался нормально, но дальше приходилось углублять и саму площадку для экскаватора. Слава богу, что более 9 м копать не приходилось. Забавно, что ребята-промывальщики были впервые на экскаваторных работах и смотрели на геологов, как на шарлатанов. Но когда воочию увидели разрез по шурфу, то уважухи не было предела.

Рейсы чётко разбивались по 0,4 м. При проходке шурфа материала для опробования было более чем достаточно. Это позволяло перемывать каждую пробу сколько угодно раз.

 

Промывка проб

Пробуторка проб велась «вертолётом» в специально изготовленной круглой ёмкости V=40 л. (В Якутии мы применяли алюминиевые кастрюли на 40–50 л, что гораздо удобнее и легче).

В сезон 2021 года я работал в Приморье. Директор для промывки проб купил небольшой скрубберок - Мулевку (рис.), и с ним пропали почти все напряги: промывка проходила быстро и качественно.


Прибор Мулевка для промывки проб. ПОДРОБНЕЕ

 

Доводка шлихов проводилась, понятно, на лотке. В качестве зумпфа —
200-литровая бочка, распиленная пополам. Оснастку-поддержку под такой зумпф изготовили из тонкой арматуры.

 

Из плюсов наших работ

- Маневренность и скорость, а соответственно, и выработка — до 40 м за 12 часов (больше — не пробовали).

- Возможность получения детального разреза на всю глубину шурфа.

- Возможность получения достаточного количества шлама в таликах.

- При отсутствии бульдозера, при незначительной залесённости можно самостоятельно планировать линию.

 

В целом весь период поисков оценочных работы прошёл без сучка и задоринки. Необходимый объём был выполнен. Большеобъёмное опробование дало надежный результат для оконтуривания и подсчета запасов золота.

 

Дополнительная информация:

26 мая 2022 Бурение скважин большого диаметра с помощью экскаватора

 

Видеоматериалы по установке комплекта и его работе могу предоставить.

Владимир: chihara.gold@mail.ru


-1+5
Уникальные посетители статьи: 2014, комментариев: 34       

Комментарии, отзывы, предложения

Сhihara, 17.04.22 11:07:31 — Генералов В.И., 17.04.22 08:17:02

Конечно, с "квартованием" я сильно загнул. Во времена моего детства, на всех полигонах прииска 40 лет Октября (Колыма) стояли такие немудрённые приборы как "Проба-1". В железном зумфе крутилась в поддоне перфорированная бочка( как белка в колесе). На этом этапе шло отмучивание и отделение фракции -10 мм. В тёплых "промывалках" тоже самое но с горячей водой. Здесь несколько иначе. Кастрюля, лопата или "вертолёт", горячая вода с водогрейки и проба. Посредством недюженной силушки рабочего всё это многократно перебуторивается, отмучивается и волнообразными и качающими движениями скребком сверху удаляется часть дезинтегрированного материала. Всё лёгкое находится на поверхности. .И так несколько раз , пока в кастрюле не будет чистая вода и материал для в количестве полного лотка. Остаётся как правило тяжёлая фракция. Она и доводится за 1-2 раза, в зависимости от типа лотка. Можно и "супергигантом " мыть. За один раз мы поднимали рейс керна 0.8-3.6-сплошной. Если бы колонковая была длиной 5 м ( у амурчан есть такие) то сразу бы поднимался рейс 0.8-5.6. (0.0-0.8 как правило на наших разрезах это ПРС и пустые, промёрзшие торфа). Так как в основном до плотика было как раз 5-6 метров то с колонковой , длиной 3.3 м мы делали всего 2 рейса и керн выкладывался непрерывной "колбасой". Геологу просто необходимо находится рядом. Он по рядку признаков сразу определяет, что колонковая "зашла" в коренные породы. Если проморгать этот момент то просто теряем коронку. Абсолютно согласен, что вес каждой пробы разный. Шло переотложение материала. Внизу всё тяжёлое и к дневной поверхности всё легче и легче, плюс прослои илов. Но мы считаем не г/т , а г/куб. Отталкиваемся от объёма. Кое-где мы встречали и старые,заросшие линии предшественников. Судя по всему они так же бурили УБСРом но диаметр был 700 мм. Жалко, что после них не осталось документации. Цель настоящей статьи -поделиться опытом (пусть и не новым), как с помощью гидровращателя и колонковой от УБСР максимально быстро пробурить скважины в условиях Приморского края,Хабаровского края,Амурки глубиной до 7 метров. Не просто быстро, а с получением толкового материала. Экономично

Сhihara, 17.04.22 11:12:57 — Генералов В.И.

И как правильно к слову вы подметили-"строительный миксер". У нас такого не было. А не помешал бы. Генератора не надо. Берём миксер с электродвигателем на 220 V. К нему инвертер ( продаётся в каждом автомагазине) и запитываем на аккумулятор 12 V. Подобная схема продемонстрирована на Ютубе , при подготовке цемента для фундамента дачи,дома, где нет электричества

Генералов В.И., 17.04.22 14:58:15 — Сhihara

Спасибо за разъяснение, что такое "вертолет" (не знал). Если одинарная колонковая труба 4-5 м, то для россыпи, погребенной на 7 м, ваша буровая установка на базе экскаватора весьма технологична и экономична. Вдобавок, ещё можно и шурф быстро выкопать до 7 м! 5-ти метровый керн из колонковой трубы обычно выдавливают водой с помощью бурового насоса (но у вас его на экскаваторе нет (?)). Кстати, а как на экскаваторе осуществляется промывка забоя при вращательном колонковом бурении? Или происходит вращение всухую с одновременным задавливанием под весом вращателя? Конечно, можно и молотком постучать, но тогда "колбаска" легко превращается в "кучку" и толку от неё будет совсем не много. Чтобы из "кучки" сделать "конфетку" геологу придется "закрыть глаза" на выбитый уже не керн. Тогда, конечно, ни о каком обмере пробы и речи быть не может. Поясните, пожалуйста. Для "выжимки керна" из колонковой трубы обычно рядом с буровой оборудуют выкладной приемный стол. Дальше керн документируют и нарезают на пробы.

Борисыч, 17.04.22 15:00:40 — Chihara

Для себя бурите? И "шурфы" копаете?

Студент, 17.04.22 15:57:30 — Сhihara

Похоже вам повезло на поисках, и вы уже в этом году получите месторождение. Вам-то знак первооткрывателя светит? Как этот процесс сейчас проходит? Напишите потом рассказ на эту тему. У вас хорошо получается, спасибо.

Магадан, 18.04.22 02:02:30 — Автору

Какие вы применяли коронки, где брали?

Сhihara, 18.04.22 02:19:19 — Генералов В.И., Борисыч

Керн из колонковой не выдавливается водой .Идёт под собственным весом и достаточно хорошо. Если не идёт, а такое бывает когда слишком уж длинный рейс(под завязку) прошли то снимается шарик с верхнего клапана. Наверху колонковой трубы стоит клапан. По сути отрезок трубы длиной 50 мм и диаметром дюйм, вваренный в колонковую и имеющий сквозной канал в колонковой. В него вкладывается шарик(от подшипника) и закрывается крышечкой с прорезями и фиксируется шпилькой. При бурении "всухую" воздух выходит через этот клапан, а при подъёме, в разряженном пространстве держится керн. Выкладной стол нам был ни к чему. Аккуратно выкладываем на наст как правило весь рейс 3м. Спору нет, что керн вытягивается но незначительно. Но мы точно знаем длину рейса до сантиметра, поэтому глазомерно компенсируем "растяг".

Повторюсь, что бурим мы для себя. Шурфы в общем-то не заложены в проект. Скорее как "палочка-выручалочка". Но доложу вам -прекрасный разрез. Всё стоит и держится. Время-то выбрано февраль-май. Всё просто " в ёлочку". Минус копания шурфов в том, что это занимает много времени. Надо не только выкопать, отобрать пробы но и закопать. А что такое шурф? Это яма шириной в два ковша и длиной метра три. С увеличением глубины сечение уменьшается. Это в 3-4 раза дольше бурения скважины. Но! По секрету передам. Два года назад, на поисково-оценочных работах таким образом "ковыряли" зоны минерализации. По сути элювий. Незадача в том, что это рудопроявления эпитермального рудогенеза и выклиниваются уже через 7-9 метров. И стандартным ковшом на 1.8 м.куб можно было копать только до 4 м. Дальше не позволяла ширина ковша. А более маленького не было, хотя длины стрелы экскаватора позволяла это сделать. Ну это уже совсем другая история. Повторюсь. Если интересно в технологическом смысле то я могу прислать видеоролики. Скидывайте почту. Сейчас очень сильно активизировались пионерные компании на ДВ. Может кому и пригодится. В продолжение статьи попрошу сейчас ребят в поле прислать видео о выкладке керна. Но не обещаю. Связь по спутниковому телефону они осуществляют сами. И могу не дозвониться.

Сhihara, 18.04.22 02:31:58 — Студент

Зачем мне значки? Это просто работа. Сейчас пишу два проекта на куда более объёмные вещи. Вам посоветую почитать труд замечательной женщины Инны Грибановой -"Тенька. Виток спирали", Вронский Б.И. -"По таёжным тропам. Записки геолога", Сидоров А.А. -"Времена недавние". Во где "глыбы" были и в общем то скромные. Один Асеев чего стоит. Боюсь, что их достижения не повторить. Хотя чем чёрт не шутит. Да и после того что насмотрелся на Колыме всё остальное уж никак не удивляет. Но удовлетворение приносит

Генералов В.И., 18.04.22 06:37:34 — Chihara

Проходку шурфов экскаватором мне приходилось наблюдать на одном участке. Технология проходки (копания) аналогична описанной вами. Глубина шурфа=траншеи=ямы была до 5,5 м. Вертикальные стенки были идеальные для документации! Геолог документироал и обмерял разрез сидя в ковше экскаватора. Опробование было на выложенных кучках в интервалах приблизительно 0,2-0,6 м (все зависит от глаза экскаваторщика). Объем пробы был примерно 40-60 л. Пробы нагружались лопатой и затаривались в мешки. Затем они отвозились к балку на месте заложения будущего карьера-полигона 1-ой очереди (незаконные ОПР с точки зрения чиновников, но очень полезные для получения параметров временных кондиций ) . Разведочные линии "экскаваторо-шурфов" (фактически микрокарьерчиков) проходились на участке будущего первоочередного карьера-полигона. В балке-промывалке стоял небольшой виброгрохот и концентрационный стол. На столе отделялся серо-черный шлих (за один проход) и затем домывался на лотке геологом. Отдувка и взвешивание золота происходила в камеральном балке на полевой базе артели. Производительность составляла примерно 10-20проб за 12 часов (ночью все спали). Конечно, у меня возникли вопросы о достоверности пробы относительно задокументированного разреза, но не возникло никаких вопросов относительно представительности пробы (при желании читателей этот момент можно отдельно обсудить).

Ваши работы вызывают уважение и интерес. Но ещё раз пытаюсь убедить Вас в необходимости обеспечения геологов "нормальными" рабочими местами в отапливаемом и электрифицированном балке-документаторской на месте бурения скважины. Все можно делать не на снегу и на коленках, а в нормальных лабораторных условиях с фото, РФА, бинолупой, тарированной посудой и весами, теплой водой, виброгрохотом (ПОУ, мулевкой), полубочкой для отмывки шлихов, электроплиткой для сушки шлихов и прочими приборами и принадлежностями.

Студент, 18.04.22 07:38:47 — Сhihara, 18.04.22

Советское время, когда работали Вронский, Раковский, Асеев и др. в надежде построить лучшее в мире социалистическое государство, давно прошли. Вы где-то в дебрях тайги этого, видимо, не заметили.

Нынче первооткрывательство имеет важное практическое значение для получения эксплуатационной лицензии. Я не оформлял это дело, потому спросил. Тем более сейчас правила изменились. Спасибо.

Ринат, 18.04.22 10:07:25 — Сhihara

Спасибо за интересный опыт. У меня вопрос неофита в промывке: какой обьем пробы подавался на мулевку - после квартования это 10 литров примерно? После отмучивания это практически моментально пролетает наверно через прибор? В мулевке не остаётся материал пробы предыдущей, она хорошо отмывается?

И совсем неофитский вопрос: как отдуваете? весь шлих без отделения магнитки и электромагнитки?

Мы бурим 168 диаметром, материал глинистый и после отмучивания в бетономешалке проще сразу лотком отработать. Прибор по сути без дела стоит, иногда задействуем, когда песка ведро с 0,5м. Поэтому такие вопросы, спасибо.

Сhihara, 19.04.22 03:40:12 — Студент, 18.04.22 07:38:47

Я не рассматриваю, какой строй на дворе, советский или капиталистический. Рассуждаю о том, какой громадный объём работы сделали в то время геологи. Сейчас то конечно, техники разнообразной валом и она сильно облегчает труд. Обозревая Омчакскую долину могу сказать, что просто титанический труд. Да и эксплуатация выше всех похвал. За три года ( 400 кг, 20 т, 27 т) на первых порах практически вручную., лотками и американками дать столько золота. Ну не трогает меня как то первооткрывательство. Всё-равно впереди большой проект и там так и так будет этот значок. Хочу я этого или нет, регламент такой. В чём сходство с геологами прошедших времён, так это в экспоразведке. Как помогал я опробщику на "Штурмовом" отбойным молотком отбирать борозду до посинения так и в 40-х годах и далее так же делали геологи. На Наталкинском месторождении я застал ещё старенького геолога-з/к. Как обстукивали в его время молотком бороздовые пробы так и при мне и после меня обстукивают. Но во врема Асеева и это делалось в куда больших объёмах. Хотя.... Приходилось в одиночку опробовать и документировать очистные ленты на "Школьном". А это 80-120 проб, но редко.

Сhihara, 19.04.22 03:48:20 — Ринат, 18.04.22 10:07:25

На "шарманку" подовался весь объём пробы. Она запросто всё промывает. Только перед тем как сбрасывать галю надо домкратить сбросовую часть, чтобы получше всё мылось. И очень следить за подачей воды. Чуть больше дал количество и поплыло золотишко . А вообще "Мулевку" хорошо использовать для доводки шлихоконцентрата. По части бетономешалки я с вами в союзниках. Шлих очищаю как на мокрую так и в сухом виде мощным неодимовым магнитом. Когда шлих отжигается то многие минералы проявляют способность магнитится.

Сhihara, 19.04.22 04:01:05 — Генералов В.И., 18.04.22 06:37:34

Да, именно так в ковше. Так как я лет 12 отработал на "Наталке" то очень быстро документирую. Если всё идёт как по маслу то линию за день мы отбуривали. Фотографировать конечно можно как керн так и разрез в шурфе но нас этим не озадачивали. Очень быстро передвигался отряд. Смена 12 часов. Потом мы геологи ещё пару-тройку часов тратили на приведение документации в чёткий вид. Отложить на завтра никак не получалось иначе на следующий день этого было в два раза больше. И самое главное сразу строить разрез иначе многие детали забывались. Ещё больше времени тратил главный геолог. Ему и приходилось взвешивать все пробы. Главное чтобы балок не шелохнулся. А то было желание "убить" любого, кто невзначай поставил ногу на лестницу балка. Сначала всё тарировать. Слава богу, что такие командировки по три месяца. В Якутии по 8 месяцев. Но там все отдутые пробы отправляли в геолотдел, в Усть-Неру. И это с 10-и буровых. Но там был дополнительный геологический контроль. Приежала геологиня и смотрела как отбуривается каждая бригада. Следом за ней приезжали контрольные геологи и перемывали всё что мы перемыли. Потом бригады менялись местами и по-новой отбуривали линию соседа

Сhihara, 19.04.22 04:06:52 — Магадан, 18.04.22 02:02:30

Коронки изготавливали по месту . Приезжал сварщик и вваривал резцы и троса. А вообще в Хабаровске есть мастерня. Там всё полностью и изготовили нам. +79145406169 Илья Валентинович. Т.е. колонковые трубы, штанги-переходники,площадку и коронки. Как всё это крепится могу сбросить в видео на почту.

Генералов В.И., 19.04.22 06:08:51 — Chihara

Простите, но не понимаю сленг. С "вертолетом" пояснили. Но что такое "тросовая коронка"? Мне приходилось встречать наваренные внутрь твердосплавной коронки кусочки плетей мягкого троса. Такая самодельная коронка применялась для подъёма водонасыщенных грунтов одинарной колонковой трубой. В этих интервалах вращение было минимальное, а задавливание максимальное. Тросики долго не держались, но на несколько рейсов хватало. Ещё наблюдал "одноразовую" твердосплавную коронку на рудном золоте. Перед подъёмом рейса, колонковую приподнимали и "грохали" об забой. Резцы заворачивались во внутрь, но керн заклинивался и не происходило его вывала при подъёме снаряда.

Chihara, 19.04.22 09:16:36 — Генералов В.И., 19.04.22 06:08:51

Да, именно так всё и происходит как вы описали ранее. Но трос не мягкий. Направление "лепестков" троса в сторону колонковой. Ничего не падает,ну может только если первый рейс 0.0-0.8 м. Там прс, лёд,илы. А так в общем и за того что керн лезет вверх по трубе (длиной почти 3 м) и вдавливает воздух то и не падает самопроизвольно. Конечно такое невозможно сделать по таликам. Что-то конечно остаётся но не то пальто. Особенно интересно было наблюдать на грустное лицо помбура, когда керн оставался в скважине. Я сразу сказал, что потерянный керн (пробуренный метраж) не идёт в расчёт. Если поставить более свежую коронку то есть шанс достать отбуренный керн. Да и куда торопиться-у нас же медленное вращательное бурение. Перед подъёмом рейса какое-то время приходится елозить коронкой по забою но без напора. Так и отрывали керн. Конечно было. что и теряли керн. Слишком мало времени коронка елозила и конец керна не "поджигался" (пемзовался). Но если масть прёт то скважину пробуривали минут за 15. Давление 360Бар- неболее, если больше то коронке приходит конец,резцы внутрь. Да и елозить тоже не стоит долго-троса расплетаются. В общем у ребят просто отлично всё стало получаться.

В Якутии бурили ударно-канататным методом. В основном 10 метров глубиной,редко бывало больше. Но интересно было бы попробовать такой колонковой. Хотя по мерзлоте не очень "пилит" УБСР. Ну и плюс такого бурения именно из за отсутствия вечной мерзлоты. Если при ударно-канатном бурении оставить снаряд в скважине то всё, пиши прости-прощай. тут начинается такое..... Снаряд то нешутейных денег стоит. И выход один-бери лопату и откапывай вручную. Один раз такое было. Некоторые наверно знают, что такое артель "ТАЛ", "Янтарь". Там шуток не понимают по умолчанию

Генералов В.И., 19.04.22 20:12:55 — Chihara

Настоящая дискуссия позволяет сделать некоторые обобщения, касающиеся совершенствования методики ГРР на россыпное золото. Так, как дальнейшее обсуждение уже выйдет за пределы темы статьи о бурении 325 мм, целесообразнее этот комментарий поместить в рубрику «Комментарии Генералова», за что спасибо редактору сайта «Золотодобыча».

Юрий И, 23.04.22 05:18:51 — Автору

Спасибо за рассказ о вашем опыте, не многие так могут.

Юрий, 05.05.22 07:05:03 — Студент, 18.04.22 07:38:47

"Нынче первооткрывательство имеет важное практическое значение для получения эксплуатационной лицензии. Я не оформлял это дело, потому спросил. Тем более сейчас правила изменились."

А никаких проблем с первооткрывательством сейчас нет. Ставите на баланс впервые месторождение. На основании Протокола подаете в соответствующий отдел Роснедра заявку на первооткрывательство и через месяц получаете свидетельство о первооткрывательстве.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Опыт поисково-оценочных работ на россыпное золото бурением d-325 мм и шурфами»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "десять прибавить 8":