От руководителя проекта "Сайт "Зoлотодобыча" Б.Кавчика. Спасибо Марине Д., которая скинула мне на флешку книгу "Жизнь и смерть Эдуарда Берзина". Честно говоря, я не надеялся найти в ней что-либо новое для себя, так как давно занимаюсь историей российской золотодобычи и неплохо ее знаю. Оказалось, книга хорошо написана, при этом в ней много сведений, архивных документов, около двух сотен ссылок ни источники. Приведу несколько страниц из этой исторической работы магаданского журналиста. Полный текст доступен в интернете (например, здесь: https://litmir.club/br/?b=
Берзина арестовали 18 декабря 1937 года по пути в Москву. Когда до столицы оставалось около ста километров, поезд остановился на маленькой станции города Александров.
Секретарь Эсфирь Самойловна Лейзерова, ехавшая в том же вагоне, что и Эдуард Петрович, потом вспоминала:
«В 14 часов, когда у моей дочери был «мертвый час», я была в купе у Э.П. и где сидели Евгеньевы, и как всегда мы играли в слова. Вдруг вошел военный в форме майора НКВД.
— Кто Берзин? — спросил он.
— Берзин — это буду я, — с улыбкой ответил Эдуард Петрович.
— Нам надо с вами поговорить, остальные могут выйти, — сказал майор Гранков.
Из купе я вышла последней, медленно закрывая дверь, а глаза глядели во все сужающееся дверное отверстие. И увидела я, что у Эдуарда Петровича обе руки подняты вверх, а уполномоченный вынимает из его кармана оружие.
Все стало ясно.
— Поля, Эдуард Петрович арестован. Сейчас, видимо, придут за мной. Не будите дочку.
Я простилась с моими дорогими и ушла с пришедшим за мной Гранковым.
Мы шли втроем: Эдуард Петрович, Евгеньев и я с Гранковым и еще двумя «филерами» в штатском, а из всех окон вагонов нас провожали большие, удивленные человеческие глаза.
Это было 19/XII-37 г. в 14 часов дня.
Привели нас в комнату дежурного. Уполномоченный Гранков предложил Эдуарду Петровичу извлечь из карманов документы, бумаги, деньги, и все это Эдуард Петрович выложил на стол…
После этого Гранков, предъявив какую-то бумагу, предложил Эдуарду Петровичу снять орден Ленина и почетный значок чекиста. Эдуард Петрович начал было расстегивать гимнастерку, но вдруг, как-то изменившись в лице, сказал:
— Нет, я этого не могу сделать. Снимайте сами, коль на это имеете право.
Когда Гранков бесцеремонно выполнил это, Эдуард Петрович как-то сразу поник, посмотрел в мою сторону глазами, полными страдания, развел руками, пожал плечами:
— Зефирь, — так называл он меня, — я ничего не понимаю, — и тяжело опустился на стул.
В 5 часов вечера нас посадили в почтовый вагон. Света в вагоне не было. Гранков достал из кармана свечу (какая предусмотрительность!) и поставил ее на столик, отделявший меня от Берзина.
Нам было разрешено, если мы хотим, поговорить. Эдуард Петрович немедленно воспользовался «милостивым» разрешением:
— Я знаю, ты страдаешь за Воробышка (так называли мою дочь Милочку), но ведь и у меня дети. Я сам ничего не понимаю. Я только прошу тебя — верь мне.
— Я верю Вам, — ответила я.
Это вера в Эдуарда Петровича и держала меня в самые страшные годы испытания, а их на мою долю досталось больше, чем, казалось бы, мог вынести один человек, да еще женщина. Я ни на миг не усомнилась в большевистско-ленинской сущности Эдуарда Петровича. Эта безусловная вера в него, в невозможность какого-либо преступления с его стороны помогла мне со спокойной совестью и гордо поднятой головой пройти через все, отчего и сейчас — много лет спустя, просыпаешься в холодном поту.
…Привезли нас на Лубянку. Евгеньева увели тотчас же. Эдуард Петрович снял свою меховую шапку, и капли пота — крупные, как горох, катились со лба по его лицу.
Сдав дежурному ордера на арест, Гранков обратился к нам:
— Можете проститься.
Эдуард Петрович подошел ко мне, обнял и поцеловал в лоб.
Тут нас и развели по разным камерам. И больше никогда я его не видела».
Вдова Берзина Эльза Яновна по-своему вспоминает об этом дне:
«19 декабря я с дочкой поехали встречать Эдуарда Петровича на вокзал на новой машине ЗИМ-101, которая Эдуарду была подарена правительством, и он еще на ней не ездил. Она стояла у нас в гараже в Москве.
Вот в тот день 19 декабря мне из НКВД позвонили, сказали, что, так как у Эдуарда Петровича шофер с собой, то они пришлют шофера, чтобы привезти Эдуарда домой с вокзала. Когда приехали на вокзал, то узнала, к нашей досаде, что поезд опаздывает.
Когда, наконец, долгожданный поезд пришел к перрону, вижу — выходит шофер Ян с семьей и на мой вопрос «Где Э. П.?» сказал, что он, секретарь Лейзерова и Евгеньев — начальник финчасти задержаны в Александровске.
Я с Мирдзой молча повернулись и пошли с ужасом в душе под недоумевающими взглядами встречавших Эд. П. Когда сели в машину, увидела, что впереди, рядом с шофером, сидел какой-то незнакомый человек.
Когда приехали домой, то дома с нетерпением ждали нас Петя и бабушка — мать Эд., и еще в квартире находились двое незнакомых людей, которые сказали, что они явились, чтобы делать обыск. Мы все были так ошеломлены этим, что мы только наблюдали, с какой тщательностью делали обыск. Они положили в чемодан альбом с фотографиями — память о фронте, фотоаппарат, коробочку с памятными Эд. вещичками, кое-какие бумаги с письменного стола, шашку, не помню что еще.
Я никак не подозревала, что меня арестуют. Но когда после обыска сказали, что они меня должны арестовать, чтобы я оделась — это была для меня очень тяжелая минута: оставить так беспомощных детей и старую нашу бабушку, мать Эд., на произвол судьбы без средств.
Уходя, я старалась не выказывать свое горе. Успокаивала их, что скоро вернусь, чтобы не беспокоились. Последние слова Пети были:
— Мама, я тебя найду.
…Вот так закончилась наша с Эд. жизнь. Мне было 42 года, ему 44».
А вот как вспоминала свои мытарства в связи с арестом Берзина его дочь Мирдза.
«Осенью мы ждали папу домой. Я разучивала на рояле его любимую «Элегию» Масснэ, но почему-то приезд папы все откладывался, и вот, наконец, мы получаем телеграмму, что папа едет домой.
19 декабря 1937 мы поехали его встречать на вокзал и узнали, что он в дороге арестован. Поехали домой. Дома были уже сотрудники НКВД, которые после обыска увезли маму.
Мы остались втроем: я, брат и бабушка (папина мать). Через десять дней насильно забрали брата в детский дом, даже не дав нам проститься. Мы остались вдвоем в большом полупустом доме, так как учреждение, занимавшее весь второй этаж и часть первого этажа, отсюда выехало.
Представьте себе двухэтажный особняк в довольно глухом переулке. В нем, кроме меня и бабушки — никого. Дом отапливался одной общей печью из подвала, которая в один присест глотала кубометр дров. Работу истопника выполнял дворник, живущий тут же во дворе, но он был тоже арестован. Топить было некому, да и топлива не было, поэтому холод был ужасный в доме. Во дворе дома была еще будка, в которой находился милиционер, следивший, чтобы посторонние не заходили во двор. Учреждения не стало — не стало и милиционера. Страшно стало в нашем доме.
Во дворе намело много снегу. Старые липы угрюмо бросали тень на дом, в саду в тени кустов мне, когда я проходила через двор, мерещились силуэты людей и чудовищ.
В школу я ходила с замиранием сердца. Еще никто не знал о нашей беде, но потом пришлось сказать, так как за братом пришли из детского распределителя и нужно было объяснить его отсутствие.
Наступил Новый Год. Девочки из школы пришли от имени директора просить, чтобы я пришла на елку в школу. Настроение было подавленное. В этот день было очень холодно, я замерзла, и поднялась температура.
Истопили печь только в кухне. Там спала бабушка. Я спала в комнате в холоде. 31-го, напившись горячего чая, мы с бабушкой, пожелав друг другу всяких благ, легли в свои постели. Бабушка быстро уснула в тепле, а мне не спалось. Я накрылась всеми одеялами, какие только были у нас. Но все равно было холодно, и в голову лезли разные мысли, главное — обида. Обида за все, за родителей, брата, которого насильно забрали в детский дом, за исключение из комсомола.
…Мне с бабушкой очень тяжело было жить. Не имея специальности, я с трудом устроилась в поликлинику регистраторшей. Бабушка от горя потеряла рассудок. В больницу ее не брали, когда узнавали, что дети ее арестованы. Кроме папы были еще арестованы его брат и сестра, моя мама. Брат в детдоме. Это на ней тяжело отразилось.
В 1939 г. нас выселили в маленькую комнатку на 5 этаже. Бабушка не могла выйти на воздух, так как у нее сильно болели ноги, и она часами сидела у окна, и ей все мерещилось, что кто-то из ее детей идет домой».
———————
… Руководствуясь статьями 319 и 320 УПК РСФСР, Военная Коллегия Верхсуда СССР ПРИГОВОРИЛА:
Берзина Эдуарда Петровича лишить воинского звания — «дивинтендант» и подвергнуть высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией имущества. Приговор окончательный и в силу постановления ЦИК СССР от 1/XII-34 г. подлежит немедленному исполнению.
Председательствующий: корвоенюрист Матулевич
Члены: диввоенюрист Иевлев,
бригвоенюрист Романычев.
Секретарь: военюрист 1 ранга Костюшко».
Вслед за притвором в архивное дело вшит небольшой листок размером в одну четвертую часть стандартного формата А4 со следующим текстом:
СПРАВКА
Приговор о расстреле Берзина Эдуарда Петровича приведен в исполнение в гор. Москва 1.VIII.1938 г. Акт о приведении приговора в исполнение хранится в Особом архиве 1-го спецотдела НКВД СССР, том №3, лист № 235.
Нач. 12 отделения 1 спецотдела НКВД СССР лейтенант госбезопасности Шевелев».
Путем просмотра автором книги списков расстрелянных выявлено, что тело Берзина после расстрела было вывезено на окраину Москвы — на спецобъект «Коммунарка», где вместе с другими трупами расстрелянных сотрудниками НКВД сброшено в общую яму. Его останки в настоящее время находятся там.
После смерти Сталина в 1956 году архивно-следственное дело Э.П.Берзина было направлено для пересмотра и Главную военную прокуратуру СССР. После пересмотра дела Э.П.Берзин полностью реабилитирован (в книге К.Николаева приведены документы пересмотра дела).
Об авторе. Кирилл Борисович Николаев (род. 16.10.1931 г.) — журналист, киносценарист, историк-исследователь. Доктор филологических наук.
В Магадане проработал сорок лет. Как журналист объездил всю Колыму и Чукотку, бывал в Якутии и на Камчатке. Затем работал старшим научным сотрудником в Северо-Восточном комплексном научно-исследовательском институте Дальневосточного отделения Российской Академии наук.
Автор восьми книг и пяти сценариев документальных фильмов. Киносериал «Колыма» по его сценарию получил первые премии на международных кинофестивалях в Борнхольме (Дания) и Лейпциге (Германия). В России «Колыма» показана по трем центральным телеканалам. В настоящее время киносериал доступен в Интернете.
Над книгой «Жизнь и смерть Эдуарда Берзина» работал двадцать лет.
------------------------
Комментарии, отзывы, предложения
lopatacop, 30.03.20 02:43:00 — Брат
Уж и не знаю, что и когда вам там обрезали, но я исхожу из того, что демократия- это власть большинства. И если 70% выбирают Президентом Путина ВВ, то вам голубчик, надо смириться..Выбираете "митинговый" путь? Ну что ж, флаг вам в руки)).
Шура, 30.03.20 05:12:34 — О.Бендер
Остап Ибрагимович, мое вам почтение, я вас уважаю как родного отца, но вас далеко обошли. Получить сразу все что хотелось за 1 прием с помощью 83 летней бабушки - это войдет в мировую историю! В книгу рекордов!
Все ОК!, 30.03.20 06:10:46 — Шура, 30.03.20
Вы правы, сейчас хорошо получилось, изящно и талантливо! Наш не тупой бандит, чтобы убивать тысячами тех, кто умнее и против. Это лучше, чем 1937 или сейчас в С.Корее и Венесуэле. Там силой правители держатся, а у нас с аплодисментами и народным одобрением.
смок, 30.03.20 06:21:09 — lopatacop
Не надо басен и песен ))) Какие 70 ? Есть просто ложь, есть ложь беспардонная а есть статистика.
смок, 30.03.20 06:27:19 — БК
------Редкостная мерзость издеваться над женщиной с детьми. Такое мог придумать только исключительный моральный урод. -------
Чего то Будёновск вспомнил.
lopatacop, 30.03.20 06:30:08 — смок
Я так и думал, против демократии у вас возражений не будет)))
lopatacop, 30.03.20 06:49:16
А по репрессиям..Есть такой писатель В.В. Кожинов, в его труде "История России ,век ХХ. 1900-1939", есть глава "Драма самоуничтожения" с богатой фактологией, воспоминаниями и цитатами автобиографий "участников" событий...Весьма полезное чтиво, рекомендую.
lopatacop, 30.03.20 08:39:09 — Всем
Ну и здоровья всем конечно, в связи с модной хворью, душевного равновесия и веры в лучшее. Берегите себя!!!
Артамошка Лузин, 30.03.20 17:18:18 — lopatocop, Gen@Kap
Это прелестно, давненько не испытывал такого искрометного веселья, от души, всемерная благодарность - за такой искренний поток незамутненной опездуляции сознания. Бис, браво!
Брат, 30.03.20 19:29:25 — lopatocop, 30.03.20, 02:43:00
Ёрзкий вы какой-то, дружище lopatocop, прям пламенный трибун и философ в одном флаконе! Расслабьтесь, лично мне никто ничего не обрезал. Обрезали всем и вам в том числе. Впрочем, это неважно; давайте объясню совсем просто, для непонятливых.
Вот некто, входящий во власть, положив руку на некую скрижаль "мамой клянется" служить народу и ни в жисть не допустить того-то и того-то. А потом это самое, чего "не допустить", сам же мошеннически продавливает законодательно. Кем , на ваш взгляд, следует полагать такого деятеля и кто выходит его мама? По-моему, клятвопреступник... Поэтому сколько бы таких, как вы, за это "счастье" ни проголосовало, к демократии это отношения не имеет ни малейшего. Так отчего вы имеете наглость советовать мне смириться?
смок, 30.03.20 21:18:42 — брат,всем
Не надо смотреть на личности.Хоть кто пусть будет, хоть ангел,хоть демон,а хоть даже и сам господин президент, ДВА СРОКА и ни дня больше!!!
Власть портит человека это диагноз, я и за себя не поручусь, поэтому хоть за чёрта лысого, хоть за Собчак, но не больше двух сроков !!!
Это во- первых, во - вторых пенсию не зря дают, старость никому на пользу не идёт, а если ещё бес под ребро так дюсолей с гимнастками получается сплошной.
Короче, поплавки и проституция не пройдут !!!
Брат, 30.03.20 22:29:26 — смок, 30.03.20
Про "и ни дня больше" - это, любезный смок, правильно. Одна беда, поплавки и проституция вашу позицию не разделяют и законы пишут исключительно под себя. Ну, не интересуясь абсолютно вашим (и моим, конечно) мнением.
Магадан, 31.03.20 01:58:13
О расстреле Берзина тогдашний живодер прекрасно знал, расстрельные списки сам подписывал. Правительственную машину без его ведома тогда подарить не могли. Операцию с машиной он сам придумал. Он был из тех, кому нравятся издеваться над людьми
lopatacop, 31.03.20 07:10:34 — Всем
Пожалуйста, вернитесь в тему.
lopatacop, 31.03.20 08:02:53
Про увеличение сроков выхода на пенсию..Ну да, ВВП говорил, что пока он Президент, увеличивать не будут..Так это был 2005 год!!! В 2008 Президентом стал Медведев...Сложнейшая ситуация в мире вынудила, ВВП вернуться в 2012.. Сроки выхода на пенсию увеличили с 2019 года, по объективным, считаю обстоятельствам..Ну а как иначе? При СССР на одного пенсионера приходилось четыре работника, сейчас- в лучшем случае полтора, да и у тех, то зарплата в конверте, то нулевая прибыль, то з/п тысяча рублей, с нее и отчисления...С 2005 посмотрите как вырос возраст ухода в мир иной, опять же...
Так и с Конституцией, что, всех устраивает образца 1993 года??? Меня нет, потому поправки поддержу.. Ну и для любителей помайданить- "Кина не будет, расходитесь!")) Всё решилось в 2012 году, точка.
lopatacop, 31.03.20 08:13:19
И не надо бояться русских офицеров у руля... Бояться надо переобувающихся в прыжке Владимиров Рудольфовичей, Семёнов Аркадьичей, Захаров Прилепиных, Шаргуновых всяких...Вот эти то да...чтоб заслужить лояльность, будут из кожи вон лезть, и если им не дать вовремя по рукам, могут наломать дров..Впрочем мы это уже проходили в конце 30-х, надеюсь выводы сделаны правильные.
lopatacop, 31.03.20 08:20:27 — Всем
Ещё раз всем здравия и успехов в начинающемся сезоне! Ближайшие дни буду на карантине в деревне, ответить пока не смогу, звиняйте, да и есть ли смысл? Люди все взрослые, состоявшиеся..Всё будет у нас хорошо, даже не сомневайтесь!))
Админ, 31.03.20 08:53:34
Пожалуйста вернитесь в тему 1937 года о Берзине:
Магадан, 31.03.20 01:58:13
О расстреле Берзина тогдашний живодер прекрасно знал, расстрельные списки сам подписывал. Правительственную машину без его ведома тогда подарить не могли. Операцию с машиной он сам придумал. Он был из тех, кому нравятся издеваться над людьми
СНС, 31.03.20 10:28:04 — Брат, lopatocop
Уважаемые господа, связь между прошлым, настоящим и будущем, по-моему есть. И будущее зависит от того, как люди воспринимают прошлое. В частности, как мы (вы) воспринимаем события 1937 года, как относимся к организаторам и руководителям пыток и убийств.
Переходить из прошлого на современное руководство страны пока смысла нет, они еще не дошли до уровня 1937. Но если они поймут, что уроды нравятся, то они ими станут. Давайте чаще вспоминать и говорить правду о прошлом, чтобы оно не пришло в настоящее и будущее.
Gen&Kap, 29.03.20 22:10:30
Мне, 1937 гр, москвичу, родившемуся у отца - молодого инженера и матери - лаборантки, пришлось попасть на Колыму в 1940, где по договору с Дальстроем уже с 1939г работал мой отец. И это правда, что женщины из бочек вырубали тысячи заготовок для лопат з/к, в таежном поселке построили мартен и стали лить сталь, чтобы на месте изготавливать детали для горной техники на добыче золота. У кого была бронь, те все отдавали фронту.
К тем годам страна уже пережила тяжелейшие годы -1-я мировая война, революция с гражданской войной, голодомор (М.Калинин И. Сталину- люди в глубинке едят трупы), зверства ЧК и НКВД, защищающие Сталина от многомиллионной оппозиции. И новые потери России - 27 млн убитых во 2-й мировой войне.
Историю надо знать. Многие документы засекречены. Не раскрыта полностью роль спецслужб капстран, политика международной мафии финансистов и сект глобалистов. И то, что незаслуженно уничтожен властью большевик- ленинец Эдуард Петрович Берзин, возможно, дело рук не Сталина. Но при этом архивы знакомят нас и с разрешением Сталина удовлетворить заявку того же Хрушева на уничтожение тысяч инакомыслящих. Грузин стремился поднять страну, но делал это силами рабов ГУЛАГа. А была ли другая возможность у него?
И кто сегодня кроме Путина может укрепить экономику в условиях жестоких санкций и коронавируса? Видимо, нельзя мечтать о власти у России без жестоких карательных мер. А нынешняя политика поддержки детей и талантливой молодежи заслуживает только одобрения. Будут ли злобствовать неучи и нахлебники? Безусловно!