Контроль за хвостохранилищами: извлеченные уроки и передовой опыт

Responsible Mining Foundation
Золотодобыча, №247, Июнь, 2019

Статья опубликована на сайте организации Responsible Mining Foundation* (https://responsibleminingindex.org/ru/foundation/research-insights/1) 05 февраля 2019 года. Напечатано (с незначительными сокращениями) с разрешения Responsible Mining Foundation. Перевод с англ.: С. С. Верхозин, АО «Иргиредмет»

Катастрофический прорыв дамбы хвостохранилища на руднике Córrego do Feijão бразильской компании Vale шокировал и привлек внимание к одному из главных рисков ведения горных работ, который все еще недостаточно хорошо взят под контроль многими добывающими компаниями. Хвостохранилища (большие наземные пруды-накопители, содержащие измельченную руду, воду и химические вещества, используемые для переработки) являются источником многих распространенных угроз для рабочих предприятия, местного населения и окружающей среды.

 

Важная проблема, характерная для всей отрасли

 

По оценке Responsible Mining Index (RMI) за 2018 г., к большому сожалению, многие крупнейшие горнодобывающие компании мира не способны «понять и показать», насколько эффективно они устраняют риски разрушения дамб хвостохранилищ и просачивания хвостовой воды. 30 компаний, по которым выполнялись исследования, в среднем получили оценку в 22% по отслеживанию, анализу и принятию мер по улучшению управления рисками, связанными с хвостохранилищами (при этом оценка компании Vale, у которой произошла катастрофа, была немного выше средней). Половина из 30 компаний не продемонстрировали эффективного отслеживания рисков и их устранение; 17 — показали некоторые признаки выполнения анализа и управление рисками, связанными с хвостохранилищами, однако этим компаниям недостаточно прозрачности и публичности по раскрытию информации о принятых мерах.
Компании неохотно раскрывают общественности информацию. Часто и сами сотрудники предприятия, и местные общины в районе добычных работ, и правительства поселений, и инвесторы находятся в неведении относительно имеющихся рисков и насколько эффективно компании занимаются устранением этих рисков.

 

Последствия разрушения дамбы хвостохранилища на канадском руднике Mount Polley, ведущем добычу золота и меди открытым способом в округе Британская Колумбия (4 августа 2014 года)
Последствия разрушения дамбы хвостохранилища на канадском руднике Mount Polley, ведущем добычу золота и меди открытым способом в округе Британская Колумбия (4 августа 2014 года)

 

Предсказуемые катастрофы

 

Важно отметить, что авария на бразильском руднике при всем огромном масштабе не является единичным случаем. В 1985 году в результате прорыва дамбы в Италии погибло 268 человек в двух деревнях, расположенных ниже дамбы. Похожая авария в 2015 году на руднике Samarco (тоже Бразилия), находящемся в совместной собственности компаний Vale и BHP, а также авария на канадском руднике Mount Polley, принадлежащем компании Imperial Metals. Фактически прорывы дамб — это предсказуемые катастрофы. В 2015 году Линдси Ньюлэнд Боукер и Дэвид Чэмберс изучили данные прошлых аварий на хвостохранилищах и спрогнозировали объем добычи руды до 2019 года, а также предсказали 11 очень серьезных аварий в период с 2010 по 2019 годы (на сегодня этот прогноз оправдался, с учетом последней катастрофы на Córrego do Feijão). С тех пор составители базы данных World Mine Tailings Failures учли произошедшие не так давно аварии и скорректировали прогноз до 14 очень серьезных аварий в течение этого десятилетия [1].

В условиях, когда доступные запасы полезных ископаемых во всем мире снижаются, добывающие компании начали добывать руду с более низким содержанием. Объем и характер хвостов теперь еще большей усложняют задачу их безопасного хранения и значительно повышают риск возникновения аварий на хвостохранилищах. Кроме того, более низкая рентабельность предприятий, добывающих руду с низким содержанием, увеличивает риск, что при стремлении к экономии могут снижаться инвестиции в управление безопасностью хвостохранилищ.

 

В 2015 году из-за прорыва дамбы на руднике компании Samarco в Бразилии в окружающую среду было выброшено 33 миллиона кубометров железорудных «хвостов», погибло 19 человек, 
600 семей лишились крова и была заражена крупнейшая в тех местах река на протяжении 620 км до ее впадения в океан
В 2015 году из-за прорыва дамбы на руднике компании Samarco в Бразилии в окружающую среду было выброшено 33 миллиона кубометров железорудных «хвостов», погибло 19 человек, 600 семей лишились крова и была заражена крупнейшая в тех местах река на протяжении 620 км до ее впадения в океан


Предотвратимые аварии: потенциальные решения

 

В отчете Международной комиссии по большим плотинам (МКБП) 2001 года исследована 221 авария на хвостохранилищах, при этом был сделан вывод, что все они являлись предотвратимыми [2].

Итак, что могут сделать горнодобывающие компании, чтобы снизить риск таких катастрофических прорывов дамб хвостохранилищ? Прежде всего, компании могут более полно учитывать риски при проектировании, планировании и строительстве дамб хвостохранилищ. В отчете ЮНЕП 2017 года содержится призыв к компаниям, регулирующим органам и общинам ставить перед собой общую цель — добиваться полного исключения аварий на хвостохранилищах. Приводится рекомендация группы, исследовавшей аварию на руднике Mount Polley: при управлении хвостохранилищами «оценка аспектов безопасности должна выполняться отдельно от экономической оценки, а затраты не должны быть определяющим фактором» [3].

Если смотреть глубже, до разработки более безопасных технологий управления хвостохранилищами компании могут воздержаться от ведения горных работ в районах, наиболее подверженных риску аварий на хвостохранилищах. Риск аварий наиболее высок для больших, крутых и старых плотин в тропических зонах, где сейсмическая активность и экстремальные погодные условия могут провоцировать прорыв дамб. Тип дамбы хвостохранилища, на которой случилась недавняя катастрофическая авария в Бразилии (часть ряда дамб, возведенных выше первоначальной плотины), наиболее подвержен разрушению. На сегодняшний день компания Vale вывела из эксплуатации все дамбы, построенные выше, и другие компании несомненно могут последовать ее примеру. Вывод из эксплуатации и ликвидация дамб, расположенных выше, а также перевод хвостов в более безопасные хранилища потребует высокой степени прозрачности действий и огромных затрат, поэтому государственным регулирующим органам и инвесторам необходимо поддержать эти усилия с целью ликвидации дамб с высокими рисками.

Responsible Mining Foundation поддерживает призывы создать международную базу данных дамб хвостохранилищ и рекомендует добывающим компаниям рассмотреть следующие базовые меры по обеспечению более ответственного управления хвостами:

· стремиться поддерживать во всех юрисдикциях высочайшие стандарты безопасности, превышающие любые правовые требования;

· стремиться не размещать хвосты в прибрежной полосе рек, озер или морей;
· назначать лиц, ответственных за управление хвостами, из сотрудников самого высокого уровня компании;

· вкладывать средства в исследования и разработку технологий более безопасных подходов к хранению хвостов, снижающих уровень риска;
· применять современные технологии на самых ранних стадиях разработки проекта; 

· проектировать дамбы хвостохранилищ с высокой степенью безопасности и с учетом экстремальных событий и устойчивости после закрытия;
· обеспечивать расположение дамб хвостохранилищ вдали от общин и объектов, используемых рабочими; 

· проводить частые внутренние проверки работы хвостохранилищ и выполнять корректирующие меры в соответствии с графиком и бюджетом;

· обеспечивать независимые проверки и аудиты изысканий и выбора промплощадки, проектирования, строительства, эксплуатации, закрытия и стадии после закрытия хвостохранилищ и публично раскрывать результаты проверок и аудитов; 

· предоставлять общественности всю информацию по рискам хвостохранилищ, включая все внутренние и внешние проверки, готовность к чрезвычайным ситуациям и планы реагирования на них, а также всю информацию о финансовом обеспечении ликвидации аварий и восстановлении после них.

 

Использованные источники

1. Bowker, L.N. and Chambers, D. M. (2015). The Risk, Public Liability and Economics of Tailings Storage Facility Failures.

2. ICOLD (2001). Tailings Dams Risk of Dangerous Occurrences: Lessons Learnt from Practical Experiences. Bulletin 121 (pp. 145). Paris, France: International Commission on Large Dams (ICOLD).

3. Roche, C., Thygesen, K., Baker, E. (Eds.) 2017. Mine Tailings Storage: Safety Is No Accident. A UNEP Rapid Response Assessment. United Nations Environment Programme and GRID-Arendal, Nairobi and Arendal.

 

*Справка. Responsible Mining Foundation (RMF) — некоммерческая организация, учрежденная в ноябре 2012 года в Амстердаме (Нидерланды). Сегодня базируется в Швейцарии. Основная цель — продвижение идеи ответственного подхода к добыче полезных ископаемых за счет внедрения передовых методов и практики, прозрачной оценки политики и деятельности горнодобывающих компаний с экономической, экологической, социальной и управленческой точек зрения.


-0+0
Просмотров статьи: 1196, комментариев: 2       

Комментарии, отзывы, предложения

Михаил., 25.08.19 18:11:29 — Автору.

В первую очередь, на хвостохранилище должны работать специалисты, те которые понимают как и где лучше делать закладки. Возле дамбы нельзя делать закладки которые создают плавуны, в основном от этого и розрушения. Если честно, уже не хочется тратить время, даже на обсуждение. Поверьте, когда обращаешся к хозяевам предприятий, им на всё наплевать. Говорят они сволочи красиво, а делать не чего не хотят. Даже когда обращаешея в контролирующие органы, они разводят руками, потому что с рук едят в тех же хазяевов. Тема очень горячая, и она решается, но не в пустых разговорах. Она решится только тогда, когда будут жосткие законы, а технологии и все остальное есть, при минимальных затратах.

Исследование, 06.11.19 13:26:06

Исследование состояния хвостохранилищ в мире

Глобальное исследование хвостохранилищ, проведенное по инициативе государственной Церкви Англии и представителей фондового рынка среди предприятий более 700 компаний, показало, что около 10% объектов такого типа (166 из 1 635) в прошлом имели те или иные проблемы, связанные с обеспечением целостности и безопасности.

В рамках исследования выяснить конкретную степень имевшихся проблем не удалось, однако в опрошенных компаниях, в число которых вошли BHP, Rio Tinto, Anglo American, Glencore и Vale, отметили, что все сложности, так или иначе способные привести к авариям, были успешно решены.

Не все компании, которым были отправлены запросы, предоставили какую-либо информацию (сведения о деятельности своих предприятий не предоставило большинство компаний из Китая и Индии), что затрудняет составление общей картины по миру.

Представители организаторов исследования подчеркнули, что они совместно с крупными инвесторами, банками и страховыми компаниями продолжат заниматься данным вопросом до тех пор, пока не будут разработаны и внедрены новые строгие мировые стандарты по строительству и эксплуатации хвостохранилищ. С. Верхозин, zolotodb.ru, по материалам mining.com

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Контроль за хвостохранилищами: извлеченные уроки и передовой опыт»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "восемь прибавить 3":