Рейтинг@Mail.ru

Пробелы в законодательстве ставят сотни золотодобывающих предприятий в положение незаконных недропользователей, или как чиновники хоронят россыпную золотодобычу в России

Таракановский В.И. – председатель
Совета Союза старателей России
Луняшин П.Д. – советник председателя Совета

С начала ХХ века Россия является ведущей страной в мире по добыче россыпного золота. Если брать статистику последних десятилетий, то среднегодовая добыча из россыпей  в 1976-1980 гг. составляла 126,8 т, в 1981-1985 гг. - 110,3 т, в 1986-1990 гг. - 113,5 т, в 1991 г. - 113,7 т, а в 2009 г. достигла минимума за последние 75 лет - 52,7 т. Резкое падение россыпной золотодобычи было связано с развалом золотодобывающей отрасли страны, ликвидацией крупных горно-обогатительных комбинатов, распадом планомерной системы геологического изучения недр. В начале 1992 года всего за несколько недель шоковая терапия Егора Гайдара уничтожила плановую экономику нашей державы.  В новых экономических условиях финансировать геологоразведку оказалось некому - наработанный задел истощался ускоренными темпами в отсутствие сколько-нибудь существенного восполнения.

В этих условиях для своего выживания горные предприятия перешли на восполнение минерально-сырьевой базы собственными силами, ломая мифы о практически полном истощении россыпей  и вовлекая в отработку казалось бы заведомо непромышленные россыпи, неоднократно перемытые предшествующими поколениями золотодобытчиков, средние содержания металла в которых были ниже установленных кондиций.

В наши дни значительная часть золота добывается из остаточно-целикового и отвального комплексов техногенных россыпей, в основном сформированных за счет неправильно разведанных или не полностью прослеженных месторождений. Разведка добывающих предприятий в пределах собственных лицензионных площадей дает ежегодный прирост, сопоставимый с добычей там, где россыпи не были ранее обнаружены или прослежены. Нередки случаи выявления новых месторождений по лицензиям на геологическое изучение в долинах, где геологоразведочные работы неоднократно проводились ранее.

Однако российским законодательством отработка непромышленных россыпей не предусмотрена. Заведомо непромышленная россыпь не может быть выставлена на конкурс, следовательно, на нее невозможно получить лицензию, а если нет утвержденных запасов, то добыча золота не может быть законной, так как добывать можно только при наличии разведанных и утвержденных запасов. В целом все российское законодательство ориентировано исключительно на промышленные месторождения, запасы в которых подсчитаны и поставлены га государственный баланс. А поскольку в непромышленной россыпи промышленных запасов по определению не содержится, то вся система российских законов оказывается неприменимой. Из-за существующей законодательной «дыры» огромное число непромышленных россыпей не осваивается.

В 2010 году Магаданская областная Дума  обратились в Государственную Думу РФ с инициативой упрощения доступа к техногенным россыпям. Впрочем, российские депутаты долго не раздумывали над предложением золотодобытчиков  и отклонили поправки в предложенный специалистами законопроект в первом же чтении, не осознав его важности для развития горнодобывающей промышленности. Предлогом стало смехотворное заключение Правительства РФ о том, что понятие «техногенные россыпи» отсутствует в российском законодательстве. Непонятно, какой «продвинутый» юрист давал это заключение, ведь  термин «техногенные россыпи» был введён ещё в 1950-е годы академиком Николаем Шило, он используется во всех геологических методиках, описан в «Словаре по геологии россыпей» (М.: Недра, 1985). Наконец,  в «Методических рекомендациях по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (россыпных месторождений)», разработанных ФГУ ГКЗ и утвержденных Распоряжением МПР РФ  № 37-р  05.06.2007 г., дано подробное описание техногенных месторождений.  В настоящее время термин «техногенные месторождения я» является академическим.

Собирались думцы создать рабочую группу по рассмотрению вопроса о техногенке, но следы деятельности этой группы где-то затерялись, а «воз и ныне там»: уже 7 лет  вопрос ждёт решения. Между тем, положение с отработкой техногенных запасов осложнилось с выходом письма ФБУ «Росгеолэкспертиза» №ЛЛ-02/2233 от 18.06.2016 г., которым проходка разведочно-эксплуатационных полигонов (РЭПов) была объявлена вне закона, что  поставило деятельность большинства золотодобытчиков-россыпников  Дальнего Востока под удар. Речь идёт о запрете вести эксплуатационную разведку на участках, где нет утверждённых ГКЗ запасов полезных ископаемых. И это может привести к серьёзным проблемам как для самих старателей, так и для государства, поскольку истощение россыпных месторождений золота - давно уже непреложный факт. До недавнего времени ситуацию выравнивала возможность вовлекать в отработку техногенные россыпи с неучтёнными запасами. Достаточно сказать, что по итогам 2016 года в Магаданской области 52 %  россыпного золота было добыто именно на «неучтёнке». А некоторые предприятия 90-95% россыпного золота получают именно с таких участков. Сказать, что отработка неучтённых балансом запасов – явление новое, нельзя. Приведу статистику ведущего в Советском Союзе золотодобывающего предприятия – ПО «Северовостокзолото».

 

Добыча россыпного золота в объединении «Северовостокзолото» за 1972-1992 гг. 

год

Добыто всего,

кг

в т.ч. из техногенных

россыпей

 в т.ч. из неучтённых

 балансом запасов

%%

1972

78903

3940

14620

18,5

1973

79392

3950

26500

33,4

1974

81588

2960

30197

37,0

1975

71913

2680

24592

34,2

1976

72218

2120

26812

37,1

1977

72322

2390

28603

39,5

1978

61609

1680

21548

35,0

1979

61312

1660

25465

41,5

1980

56952

1450

28638

50,3

1981

54300

1460

20700

38,1

1982

50635

1350

20300

40,1

1983

49365

1560

19200

38,9

1984

48162

1280

19723

41,0

1985

47639

1190

19210

40,3

1986

48618

1210

18939

39,0

1987

47898

1100

19090

39,9

1988

49126

1080

17986

36,6

1989

46892

960

13524

28,8

1990

42047

1020

17610

41,9

1991

41860

580

17247

41,2

1992

27156

н.д.

22758

83,8

Итого

1189907

 

453262

38,1

Из таблицы видно, что отработка «неучтёнки» была важной составляющей россыпной золотодобычи. А к отработке техногенных россыпей, упоминания  о которых нет в российском законодательстве, на Колыме приступили ещё в 1963 г.

 

Что такое «неучтёнка»?

Золото законтурных целиков.

Потери золота за контурами балансовых запасов официально не учитывают и не нормируют. Однако от этого они не  убывают. Известно, что при разведке месторождений пробами ограниченной представительности линейные размеры промышленных участков месторождения (мощность пласта и ширина контура)  занижаются. Соответственно, часть запасов остается за контурами. Особенно характерно занижение размеров для россыпей, разведанных бурением. Мощность пласта бурением может быть занижена вдвое, ширина промышленных блоков также занижается. Наиболее распространённый способ разведки на россыпях ударно-канатным бурением при  относительной простоте организации процесса и сравнительно низкой стоимости оборудования и в целом  ГРР имеет  много недостатков: отсутствие керна; неконтролируемая геометрия скважины; миграция золотин при долочении в талых обводненных грубоскелетных грунтах; значительная зависимость качества бурения, отбора и обработки проб от человеческого фактора. В результате теряется важная геологическая информация, снижается качество документации разреза и, следовательно, появляются ошибки в определении положения пласта, искажение его мощности, опускание его по вертикали; возможна полная потеря «висячих» пластов; неконтролируемые потери золота в жидком шламе; недостоверность результатов опробования на мелкозалегающих россыпях; недостоверное определение объема проб и содержаний золота. О том, что за контурами, установленными разведкой, золота всегда больше, чем по разведочным пробам, большинству золотодобытчиков хорошо известно. Даже если по пробам за контуром отмечается «пусто» и «знаки», то все равно там имеются пески с промышленным содержанием золота. Выявить золото за контурами можно различными методами, но одним из наиболее эффективных являются РЭПы.

Золото коренных пород.

Отработка россыпей до начала 1970-х годов велась наиболее распространёнными на горных работах тросовыми бульдозерами. Забрать золото из коренных пород плотика зачастую было невозможно по техническим причинам: только с приходом на горные полигоны тяжёлых тракторных рыхлителей появилась возможность проводить актировку  и забирать золото, просевшее в породы плотика. Просадка может составлять 10-20 см, но может превышать и метровые значения. С таким явлением старатели столкнулись с отработкой месторождения Джайканга в Якутии – просадка золота в коренные породы доходит порой до 2 метров. Этот вид потерь выявить можно (особенно при малой глубине просадки) только с проходкой РЭПов. В классификации МПР техногенные запасы в плотике россыпей  не отражены.

Сверхнормативные потери.

В СССР этот вид потерь фиксировался крайне редко – геологи стремились скрыть огрехи предприятия, на котором они работали и получали зарплату. Промывка нередко начиналась весной при плохой оттайке песков, а завершалась зачастую при сильных морозах. Сверхнормативные потери могли достигать 50% от запасов золота в песках.

Потери, связанные с изменением кондиций.

При первоначальной отработке многих месторождений содержания золота в песках достигали десятков граммов на кубометр, и пески победнее выбрасывали в отвалы вскрышных пород. На прииске «Кулар» в Якутии в 1960-е годы в породах вскрыши оказывались пески с содержаниями выше одного грамма, а при подземной добыче пески с 3-х граммовым   оставляли под землёй. Пески висячих пластов с пониженными содержаниями также оказывались в отвалах торфов. Сегодня некоторые предприятия при грамотной организации работ эффективно работают при содержании золота в песках ниже 0,1 грамма/м3. Здесь можно привести пример старательской артели «Кривбасс», которая успешно работает при содержании золота на массу 0,08 гр/м3.

 

РЭПы вне закона

Приискатели на золотодобыче всегда вовлекали в отработку прилегающие к балансовым запасам площади лицензионных участков, зачастую добывая на них больше драгоценного металла, чем на площадях с балансовыми запасами. С выходом прошлогоднего письма ФБУ «Росгеолэкспертиза» добычу на участках, где нет балансовых запасов, полностью запретили. По мнению чиновников, проходка РЭПов соответствует опытно-промышленной отработке. Это значит, что

старатели должны сначала выполнить оценочные работы, по результатам которых определяется промышленная ценность и целесообразность проведения разведки месторождения. Далее надо получить рекомендации государственной экспертизы материалов подсчёта запасов по результатам оценочных работ,  и только по её заключению может проводиться опытно-промышленная разработка (ОПР) на оценённых участках и, соответственно, работа РЭПами. В любом случае запасы надо подсчитать, учесть и поставить на государственный баланс. Если же запасы не стоят на балансе, добыча их является незаконной, добытое золото принадлежит государству и в случае их извлечения в процессе геологического изучения недр не переходит в частную собственность пользователя недр, а значит, подлежит конфискации. В Хакассии уже был прецедент с конфискацией золота, добытого в рамках поисковой лицензии – недропользователей обвинили в незаконной разработке недр.

Чиновники предлагают ставить запасы на учёт по упрощённой схеме, на основе камеральных работ или так называемого статистического метода. Но в большей части случаев отчёты предшественников найти невозможно, а на участках, где работали сотни маленьких артелей, таких отчётов и не велось – в 1990-х годах артели рождались и исчезали десятками ежегодно. Предложенный путь вынудит золотодобытчиков «рисовать» запасы для получения разрешений. Но многие старатели готовы работать на основе предпринимательского риска на площадях, которые ни одна экспертиза не оценит как месторождение. Многие золотодобытчики не хотят тратить деньги на геологоразведку: нет никакой гарантии, что разведка наиболее распространёнными способами (ударно-канатным бурением или проходкой траншей) позволит получить достоверные сведения, поэтому сразу начинают промывку. Бывает, что золота не оказывается, «пролетели». Ну а если металл пошёл, его ставят этим же годом на оперативный учёт, и сразу списывают.

 

Старатели исправно платят НДПИ при добыче из некондиционных месторождений

С введением  НДПИ в 2002 году законодатель установил ставку 0 % для полезных ископаемых, добываемых из техногенных месторождений, при условии отсутствия в России промышленной технологии  извлечения такого золота (подп. 5 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ). Но если золото добыто, то это значит, что технология его извлечения есть! Да, при разработке россыпных месторождений в значительной доле отрабатывают некондиционные запасы, но применить нулевую ставку по налогу на добычу недропользователи не могут, т.к. порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. №899 и Административным регламентом Роснедр, предусматривает принятие решений по каждому разрабатываемому месторождению федеральным органом исполнительной власти. Получается, что этот «кривой» закон о нулевом НДПИ придуман так, что пользоваться им невозможно, поэтому проще заплатить, чем ходить по инстанциям и пытаться «выбить» эту льготу у государства.

 

Без РЭПов техногенные россыпи отрабатывать станет невозможно.

Методики разведки отработанных (погашенных ранее проведённой эксплуатацией) россыпей в России нет. Ведущие учёные страны говорят, что такую методику в целом разработать можно, но нужен государственный заказ и серьёзное финансирование. А денег, как всегда, нет и нужно как-то держаться. Применение традиционной методики, применяемой для разведки целиковых россыпей, невозможно, т.к. найти и выделить в неоднократно отработанной россыпи  участки с балансовыми запасами затруднительно. Предложенный взамен РЭПов траншейный способ разведки предназначен для проведения ГРР на целиковых площадях, где имеется определённая закономерность в распределении металла по площади, на основании которой и разработана методика («Методическое руководство по разведке россыпей золота и олова», Магадан, 1982 г.). Практически все предприятия на россыпях работают в рамках предоставленных им горных отводов на площадях неоднократно отработанных техногенных месторождений, давно потерявших линейную форму ресурсов и запасов, где разведка по какой-либо сети, предусмотренной методическими указаниями и инструктивными материалами 1980-х годов, носит ярко выраженный формальный характер, обусловленный обязательностью выполнения лицензионных условий. Кроме того, такая работа экономически нецелесообразна – проводится она за счёт кредитных ресурсов, которые банками выдаются под грабительские 20-29 (и более) процентов.

Нужно разрабатывать проекты ГРР, проводить за сотни тысяч руб. их экспертизы и т.д. В случае невыполнения этих дорогостоящих и бессмысленных процедур предприятия подвергаются штрафам и даже лишаются лицензий.

В процессе формирования техногенных россыпей  никакие геологические процессы не участвовали, никакой закономерности распределения металла в них нет – каждый участок отработанного месторождения по-своему уникален.

Поэтому многие предприятия, получив лицензии, не сразу приступают к отработке запасов, стоящих на балансе, а предпочитают работать РЭПами на лицензионных площадях.  Статистика говорит, что многие магаданские предприятия отрабатывают не более 20-25% балансовых запасов, а остальное золото получают за счёт собственной разведки. Московские чиновники задают старателям справедливый, казалось бы вопрос: «А зачем Вы брали лицензию, кто Вас заставлял это делать? Почему не отрабатываете балансовые запасы?»

Директор одного из лучших магаданских золотодобывающих предприятий – артели старателей «Кривбасс» Сергей Базавлуцкий на эти вопросы отвечает так:

- « Во многих государственных структурах, которые занимаются контролем и согласованиями нашей деятельности в области золотодобычи, работают люди, имеющие «книжное» представление о собственно разведке и добыче золота. Раньше было совсем по-другому. Прежде там работали люди, которые приходили с приисков, из геологоразведочных экспедиций, став, что называется, профессионалами высшей пробы. Они знали о разведке и золотодобыче всё, так как попасть на должности можно было только проработав непосредственно на горном производстве или в разведке не менее пяти-десяти лет. Потом, в известный период нашей истории, всё пришло в упадок. Сегодня тех спецов, которые на золоте, что называется, собаку съели, уже нет, набрали молодых ребят, они вроде бы и институты позаканчивали, а представление о золотодобыче имеют смутное».

Можно привести такой  пример. Купило предприятие лицензию – а на балансовых запасах лежит 30-40-метровый отвал торфов. Убирать его – себе дороже выйдет, а лицензию, за которую заплачены десятки миллионов рублей, тоже как-то надо окупать – кредиты слишком дорогие стали… Вот и начинают потихоньку мыть этот отвал, при высокой производительности приборов затраты окупаются за счёт золота, которое прежде добывать было невыгодно. И разведку надо вести – в любой лицензии прописано, даже если очевидно, что эта разведка бесполезной будет – так государство заботится о приросте запасов, полностью отказавшись от вложений в поиски и разведку россыпей. Вот здесь РЭПы и играли ведущую роль в так необходимом приросте, как для работы, так и для отчётности. Положительный опыт работы РЭПов подтверждает статистика. Так, в 2015 году, по данным ФГУНПП «Росгеолфонд», в Магаданской области при общей добыче золота из россыпей 15,748 т из так называемых неучтённых запасов благодаря РЭПам добыто 8,636 тонны, что составляет 54,8 процента!

Нововведения московских чиновников из ФБУ «Росгеолэкспертиза» могут нанести громадный материальный ущерб, серьёзно подорвать намеченную разработку месторождений и вдвое уменьшить добычу россыпного золота, привести к потере миллиардов рублей налогов в местные и федеральный бюджеты.  Да, чиновники стоят на букве закона, который гласит, что «...законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность отработки запасов, не числящихся на государственном балансе, что подтверждается положениями статьи 29 Закона РФ от 21.02.1992 «О недрах».

Сейчас уже всем очевидно, что этот закон, в который уже внесены многие десятки поправок, устарел и стал тормозом в развитии горного производства в России. Вот что говорит об этом Сергей Базавлуцкий:

- «Закон о недрах устарел и весьма далёк от реального положения дел в россыпной золотодобыче. На мой взгляд, этот ФЗ разрабатывали люди, на полигонах-то никогда не бывавшие, не понимающие зачастую, что они сотворили и в какую ситуацию поставили недропользователей под предлогом заботы о недрах государства. В результате РЭПы признали не соответствующими методике проведения геологоразведочных работ. И теперь Росгеолэкспертиза не согласовывает их проведение в составе проектов ГРР, а Росгортехнадзор перестал согласовывать ежегодные планы развития горных работ, в которую включали отработку (разведку) «техногенки» и «неучтёнки».

Реальное положение дел при запрете РЭПов для артели «Кривбасс» рассчитали геологи: вместо запланированных 500 кг добыча в 2017 г составит 165 кг, в 2018 – 115 кг, в 2019 – 69 кг, а далее не более 50 кг в год, что поставит предприятие в положение банкрота уже в 2017 году. Такова цена ошибки чиновников только для одной артели. В целом же по стране она выльется в 30-35 тонн не добытого золота на сумму не менее 70 млрд руб и миллиардов рублей недоплаченных в казну налогов. Такая вот странная «забота» о государственных интересах.

                                            

Почему «прозревают» чиновники?

«Неучтёнку» в России промывают уже десятки лет, всё было законно и всех устраивало, и вдруг в 2016 году чиновники «прозрели» и спохватились – как можно работать на неучтённых запасах! В стремлении к ещё большей регламентации и родилось указание Росприроднадзора о запрещении РЭПов.

Запрещающих и регламентирующих документов из-под пера чиновников выходит всё больше. К примеру, Постановление Правительства РФ от 27 мая 2013 г. N 849-р

«О перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры…», фактически поставило вне закона всю дражную добычу страны, значительно осложнив работу многих горных предприятий, разрабатывающих ТПИ. Безуспешная борьба за отмену этого постановления продолжается уже несколько лет.

Следует отметить, что в советские времена столь вредоносных  для производства документов не появлялось: нормативные документы разрабатывались высококвалифицированными специалистами с солидным производственным опытом. Но новое поколение так называемых «эффективных менеджеров» объявило советские нормативы устаревшими и не соответствующими духу времени. А началось всё это в печально известные 1990-е, когда была практически уничтожена вся система управления  горной  и геологоразведочной отраслями. На развалинах этих отраслей возникли «менеджеры», а теперь им уже и детей своих надо куда-то пристраивать, сплошь с юридическим и заморским образованием. Вот они и выдумывают новые правила, пишут циркуляры. Таким образом они оправдывают своё сидение на своём месте, изображают бурную деятельность.

Юридические аспекты они усвоили хорошо, а вот задуматься, как же сделать, чтобы производство работало успешно и эффективно, им невдомёк: нет опыта работы «на грешной земле». Обилие юристов в верхних эшелонах власти, не понимающих основ производства, становится серьёзной проблемой для страны. Не случайно ещё 20-25 лет назад на освоение россыпного месторождения с момента получения лицензии было достаточно 5-6 месяцев. Сегодня к практической работе по добыче золота можно приступить не ранее чем через 2-3 года: забюрокраченная система оформления разрешений  не позволяет сократить сроки начала производства.

Семён Базавлуцкий, выражая общее мнение старателей, говорит:

- «У нас много чего из-под пера чиновников выходит. Если исполнять всё, что они пишут, от буквы до буквы, то надо ворота предприятий России от Уэлена до Калининграда забить досками, как в войну, и прекратить любую деятельность».

 

Москва услышала старателей

Казалось бы, много негативных факторов, которые тормозят развитие золотодобывающей  отрасли, но она каким-то образом развивается, стабильно растут объёмы добытого драгоценного металла, в т.ч. и из россыпей (так, с «провального» 2009 года  она выросла на 35,5% и достигла в 2016 г. 71,4 т), осваиваются новые месторождения.

Что же спасает золотодобытчиков от всего негатива?  В эшелонах власти ещё осталось немало высококвалифицированных специалистов, которые стремятся найти какие-то компромиссы с несовершенными законами.

В Москве 23 мая состоялось совещание  по вопросу отработки техногенных россыпей путём разведочно-эксплуатационных полигонов под председательством заместителя руководителя Роснедр Сергея Аксёнова. Примечательно, что на совещание столь высокого уровня впервые были приглашены представители магаданских и якутских старательских  артелей, Союза золотопромышленников  Якутии и Союза старателей России, которые совместными усилиями стараются решить вопросы нормативного регулирования золотодобычи.  Состоялся обстоятельный разговор на указанную тему, чиновники заслушали мнение старателей, и хочется верить, что столь редкая встреча чиновников с теми, кто непосредственно добывает золото, окажется полезной.

 

Что надо сделать, чтобы разработка техногенных россыпей в России получила широкое развитие?

Конкретные предложения по освоению техногенных месторождений выдвигаются уже много лет. Магаданская областная Дума, Союз старателей России от имени предприятий их озвучили так:

  1. • Техногенные россыпи и участки предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти.
  2. • Разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных россыпей в границах предоставленного лицензией горного отвода без геологического изучения недр и установления кондиций.
  3. • Запасы техногенных россыпей ставить на оперативный учёт по результатам их отработки и списывать по завершении работ.
  4. • Отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных запасов.
  5. • Упростить процедуру продления лицензий на отработанные месторождения для освоения техногенных запасов.
  6. • Разработать упрощённое положение о применении нулевой ставки НДПИ при отработке техногенных месторождений.
  7. • Рассмотреть возможность производства ГРР за счёт федеральных средств для восполнения МСБ россыпных месторождений Магаданской области как региона с наиболее истощёнными запасами.

 

 

Дополнительная информация:

История законопроекта о техногенных россыпях

 


-1+3
Уникальные посетители статьи: 8224, комментариев: 60       

Комментарии, отзывы, предложения

Константин, 01.06.17 17:29:57

Очень правдиво и.. печально. Если выполнять ВСЁ (по-честному), то нужно все закрывать. Странно, но государство (!!!) само не заинтересовано в том, чтобы люди жили лучше. Не выгодно это. Или мы, глядя снизу, чего-то не понимаем.

Александр, 01.06.17 18:41:59

Последний абзац, конечно правильный, но не будет этого ни когда. Мы живем в России этим все сказано. Чиновники могут только палки в колеса бизнесу ставить, а реальной помощи нет. Они пытаются за всем следить в реалии делают только хуже стране и людям, бизнес уходит в тень.

виктор, 01.06.17 19:48:44 — всем

госдума себя изжила и пора ее разогнать,история по витку,всем им капает на счет за речкой по результату развала всей промышленности России,это 5 колонна,также какк и банки якобы российские,на самом деле фрс сша....

Евгений, 01.06.17 21:11:18 — всем

Ничего громе глубокой печали не вызывает это чиновничье равнодушие к проблемам российской государственности. И это не только в сфере золотодобычи.

Какую бы отрасль вы не взяли для глубокого рассмотрения нормативно-правовых актов , действующих в этой отрасли, везде вы без труда распознаете верховенство чиновничьего засилья над здравым смыслом и потребностями практики. Неужели не осталось в наших законодательных учреждениях граждан, искренне переживающих за судьбу страны и её людей? Да, видно настала пора менять управляющие эшелоны.

Брат, 01.06.17 23:29:00 — Авторам

"Законодательные пробелы в законодательстве..." - подумать только! Ну вы, блин, даете. Но уж коли вы берете на себя смелость поднимать этот вселенский плач, так хоть не вешайте людям лапшу на уши. Врать не надо, проще говоря...

"Неучтенку" в России промывают уже десятки лет, всё было законно и всех устраивало - говорят нам авторы. Драгоценные вы мои корифеи золотодобычи, да ведь тут что ни слово - то чистое вранье!

Начнем с того, что "неучтенку" мыли не в России, а в Советском Союзе. Как известно, но, чувствую, не всем, в Союзе отсутствовало горное законодательство и горно-геологические вопросы регламентировались подзаконными и ведомственными актами. Поэтому насколько "законным" было такое мытье сказать сложно.

Во всяком случае, Союззолото правовая двусмысленность ситуации напрягала, а ротация дураков тогда проводилась быстро, не как нынче. И уже в 1983-84 годах в то же Северовостокзолото были спущены директивы о "геологически подготовленных запасах" и обязательной постановке на баланс всех запасов, включаемых в наборы контуров операционного и транзитного года.

Таким образом к середине 80-х мы в Северовостокзолоте уже не мыли никакой "неучтенки", но исключительно запасы - забалансовые, либо балансовые категории С2. Из какого пальца высосана авторами таблица по добыче из "неучтенки" за 1972-92г.г., мне даже неудобно и спрашивать.

А 21 февраля 1992 года вступил в силу Закон РФ "О недрах" и любая "неучтенка" сразу перестала существовать. Российский законодатель не предусматривал её, как класса и в России мыть "неучтенку" стало невозможно, немыслимо - это незаконно. Однако золотодобытчики, знатные и не очень, в лихие 90-е, да и позже руководствовались отнюдь не законом, а потому четверть века так и продолжали себе полоскать "неучтенку". Так ведь людей никто и не останавливал. Их обдирали и отпускали нагуливать жирок, создавая впечатление, что всё пучком.

Вот только не надо спрашивать меня, почему четверть века в грубых систематических нарушениях законодательства принимали активное участие разнообразные федеральные надзорные и лицензирующие органы, а также администрации субъектов РФ. И как именно за всем этим надзирали прокуроры.

Авторы ответили на этот вопрос с поразительной откровенностью : "всех всё устраивало". Я думаю, не стоит дальше раскрывать, кто же были эти "все", что именно и на каких условиях их "устраивало" и куда уходили деньги?

А так во всей этой грязной истории мне жаль магаданские артели...

alvarets, 02.06.17 02:46:57

Союз Старателей России всегда выступал на стороне чиновников при обсуждении вольного приноса. Здесь они выступают за старателей против чиновников. При этом не понимают что по сути это одно и тоже. Такой своеобразный тяни-толкай. Своеобразный и бессмысленный.

Отрасль спасет только существенная либерализация законодательства о недрах. Понятно что этого не случится.

СНС, 02.06.17 05:41:23

Геологические чиновники когда-то были против не только РЭПов, но и против траншейной разведки. Суть разногласий хорошо показал В.Туманов в своей книге "Все потерять и вновь начать с мечты". Тогда, тех кто мешал добыче золота, могли называть вредителями, потому их удалось усмирить. А сейчас?:

Сравним ситуацию с той, которую описал В.Туманов"

"Добычу золота часто сдерживала медлительность шурфовочных и буровых разведок. Нас тревожили расхождения, иногда значительные, предварительных расчетов разведки с фактическими результатами добычи. Опыт навел на мысль применить бульдозеры и разрезать россыпь траншеями с последующей промывкой крупнообъемных валовых проб на промприборах. Затраты оправдывал попутно намытый металл. Оконтуривание золотоносного пласта для раздельной добычи траншейной разведкой с бороздовыми промывками бортов было практически опробовано в 1958–1959 годах и полностью оправдало себя. До тех пор при разведке полигона геологи бурили шурфы, производили взрывы, проходили пустую породу до коренных пластов и принимались лотком промывать пески, чтобы определить, насколько они богаты металлом. Чтобы промыть один кубометр песков, опытному промывальщику нужно было за день прополоскать от 170 до 200 лотков. На разведку и оконтуривание площади уходили месяцы и годы. Передав месторождение производственникам, геологи интересовались, содержат ли пески, когда запускались приборы, столько металла, сколько получалось по расчетам.

Бульдозер способен пройти траншею за два три часа и в сутки сделать несколько траншей. Мы быстро устанавливаем промывочный прибор, подаем на него пески и имеем полную ясность о мощности песков, о содержании в них металла, и можем приступать к вскрыше всего полигона. У геологов масса времени уходила на подготовку к первой промывке. А мы начинали с нее. Это многократно повышало эффективность всех работ. Неожиданно для нас геологи подняли невероятный скандал. Их работа оценивалась по указанному ими приросту золотых запасов, а тут они оказывались в стороне.

Что им до того, что артель в считанные дни установила на месторождении три промывочных прибора и намывает каждый день по 10 килограммов золота. Нет, надо месяцами ждать, пока они произведут разведку и подпишут свои бумаги. Они «бомбили» протестами объединение «Северовостокзолото», но даже при формальной правоте поисковиков, остановить нас было невозможно. Кто возьмет на себя смелость прекратить ежедневное и бесперебойное поступление десятка килограммов золота? Да попытайся тогда кто либо сорвать нашу работу, он бы наверняка предстал перед судом как вредитель. Уж мы то знали психологию властей и могли прогнозировать их поведение.

В этом и многих других технических спорах у артели часто оставалось единственное неоспоримое доказательство своей правоты – намытое золото. Что можно было возразить?

.... Не знаю, чем закончилась бы эта история, если бы магаданское руководство, в частности первый заместитель председателя СНХ В. П. Березин, и обком партии не предложили мудрый выход из положения: прирост запасов, который дала артель, отнести к результатам работы геологов, а промывку золота продолжать в счет артельного плана. Это, повторяю, не единственный случай, когда артели приходилось говорить с геологами на разных языках. Их работа оценивалась цифрами на бумаге, наша – весом добытого золота.

Мы с Урала, 02.06.17 07:25:05 — Брату

Спасибо Брат за правду. А что все-таки Таракановскому В.И. прищемили?

Старый, 02.06.17 11:05:19 — Брату

"Брат" мне не брат! По стилю видно - из "государственников", золота не нюхатил.

Вспомните Петра 1(не дословно, конечно, старый уже):"Государев человек не тот, кто из казны прет, а кто ее пополняет!"

А Таракановский все же изменился! К старости видно!

Капасёв, 02.06.17 12:00:27 — Авторам

"миграция золотин при долочении"

Особенно впечатляет процесс забуривания: из кондуктора летит шлам куда попало и в результате непропорционально много россыпей имеют торфа от двух метров.

Брат, 02.06.17 12:18:44 — Старый, 2.06.17

Видишь ли, Старый, я к тебе в родственники и не набивался...

Просто я поработал и послужил с обеих сторон баррикады, а потому понимаю и "генеральскую" и "окопную" правду. А по языку и стилю - вроде бы никто не жаловался. Могу впендюрить и английской королеве...

Сергей, 02.06.17 12:39:46 — всем

Согласен с Братом. Под видом РЭПов в наглую ведут добычу, а потом кричат - это разведка (ой-ли?), потом при добыче -запасы не подтверждаются, золота нет (так его уже всё самое лакомое вырвали), или - всё отработали, пока РЭпы проходили. Делайте траншейную разведку вместо РЭПОв -какие проблемы?

А "неучтёнка" - сами придумали понятие, чтобы не делать как положено. Запасы, разведанные ещё в Советское время, большинство БЕСПЛАТНО получило в пользование, конечно, и дальше хочется, чтобы государство деньги тратило.

А сегодня на аукцион может быть выставлено месторождение с ЛЮБЫМИ запасами (балансовыми, забалансовыми) или ресурсами. Так что авторы , мягко говоря лукавят ( а скорее просто сами не понимают, что хотели сказать), когда пишут "Однако российским законодательством отработка непромышленных россыпей не предусмотрена. Заведомо непромышленная россыпь не может быть выставлена на конкурс, следовательно, на нее невозможно получить лицензию, а если нет утвержденных запасов, то добыча золота не может быть законной, так как добывать можно только при наличии разведанных и утвержденных запасов." Сами написали -ЗАПАСОВ!!!! И конкурсы сейчас практически не проводятся- всё на аукцион. Все просто и понятно -хочешь-плати. Пусть авторы статистику аукционов посмотрят, сколько там россыпей, выставляемых на аукционы, с забалансовыми запасами!!!

И последнее- если нет утверждённых запасов, как можно планировать работы? Как вести учёт и списание, сравнить что должно было быть, и что получилось по факту? Обычно то ведь как -если золото не подтверждается, то все сразу на геолога кивают (это где нормальный директор), а обычно (99,9%) сразу посылают ...... "за золотом". И когда некондицию несут списывать -то протоколами в первую очередь размахивают.

Извините, если немного резко, но надо быть всё-таки прежде всего объективным , понимать разницу и оперировать не понятиями, а профессиональными терминами и не вводить в заблуждение читателей лозунгами.

Рационализатор, 03.06.17 10:56:37 — Сергей, 02.06.17

Послать бы всех бюрократов на работу. Лоток им в руки и лопату или метлу и лопату - тоже неплохо. Хоть какая то польза была бы от бездельников.

Все отчеты - в печку. Добыча золота в России после этого точно возрастет.

Брат, 04.06.17 10:35:27 — Сергей, 2.06.17

Маленькое уточнение. Сегодня участок недр без запасов, только с ресурсами на аукцион выставлен быть не может. По закону не может. Нашему, российскому.

Но вот по понятиям, которыми руководствуются малограмотные "эффективные менеджеры", заправляющие в структурах Минприроды РФ, - очень даже может и должен. Поэтому повсеместны абсолютно незаконные ресурсные аукционы, правовые последствия которых ничтожны. И, кстати, много ли мы с вами знаем прокуроров, обеспокоенных этой ситуацией?

Да, и вам нет нужды извиняться за резкость. На мой взгляд, ваша позиция вполне объективна.

Магадан, 05.06.17 05:38:30

До чего надоели эти техногенные россыпи. Были они отходами, надо было оставлять их отходами. Но конторам кушать хочется. А сейчас дело бесконечное. Отработают техногенные месторождения хоть 2 раза, а они сноча дубут месторождениями. И так всегда!

Старатель, 06.06.17 18:04:32 — alvarets

Союз старателей при обсуждении вольного приноса выражает позицию не чиновников, а мнение большинства руководителей золотодобывающих предприятий, которых в России более 450, из которых 400 добывают порядка сотни кг. И многие из них постоянно сталкиваются с хищениями. в т.ч. и с вооружёнными. Поэтому они и против вольного приноса. Посмотрите статистику - пока он был разрешён, случаи хищений исчислялись многими десятками.

в начале надо УК подправить, чтобы гости с солнечного Кавказа не скупали золото и не заставляли бичей отрабатывать водку, которой их поят всю зиму...

Но лучше всех поступили на Магаданском заводе, с которого украли более 18 тонн золота и серебра. Сейчас и суд идёт, а золото так и не нашли, видно, кто-то из российских чиновников субсидировал Ал-каиду на сумму 6 млрд руб (цена похищенного этим ворованнымм золотом, а ФСБ и в ус не дует...

Магадан, 07.06.17 01:05:51

Это какую статистику вы предлагаете посмотреть про рост хищений? Воровство есть везде, особенно на кондитерских фабриках (у меня там знакомая работала). Там воруют каждый день и статистика тоже неблагоприятная. Так что теперь конфеты и шоколод в статью 191 добавить?

alvarets, 07.06.17 14:17:44 — Старатель

Что-то не особо вам этот закон помогает справляться с хищениями.

Девочек поменяйте еще раз.

Николай, 10.07.17 15:57:55

Чем дело-то кончилось похоронили или нет?

Брат, 10.07.17 21:01:59 — Николай, 10.07.17

В процессе.

Магадан, 11.07.17 08:06:11

Жизнь продолжается. Люди на всякий случай быстренько готовят проекты и отчеты будто уже все пробурили, разведали и посчитали. Лишняя бумажная канитель, но куда денешься, раз начальство требует?

Брат, 11.07.17 12:19:07 — Магадан, 11.07.17

Ну, это, видимо, та часть людей, что не в состоянии сесть и подумать. Липа, которая в самый ненужный момент всплывет и вылезет боком, да еще и денег стоит? И много у вас таких романтически настроенных чудаков?

КАС, 11.07.17 14:19:27 — Брат

А кому надо проверять что-то? Все свое получили и подписали. Так уже давно "разведуют". Вы не знали?

Брат, 11.07.17 15:05:55 — КАС, 11.07.17

Полагал, что это не настолько распространено. Да и смысл - самому себе хомут на шею за собственные деньги? Сам факт отсутствия полезного ископаемого позволяет разрешить множество проблем...

СНС, 12.07.17 12:19:54

Я тоже наблюдал, когда разведка не делается, а бумаги пишутся. Это логично сейчас. Объем пробы из скважин УКБ недостаточный, чтобы правильно посчитать и оконтурить. Это было известно еще 30 лет назад. Потому ЦНИГРИ разработало станки для бурения шурфоскважин УБСР-25 и УБМ-20. Еще начали применять траншейную разведку... Тогда люди понимали, что малообъемные пробы - это туфта.

А сейчас, когда содержания еще ниже чем 30 лет назад, вдруг скважины 200 и даже 150 мм стали достоверными? Нет, конечно. Такие скважины дают ложную информацию о содержании и запасах. Так зачем их бурить? Народ это давно понял. Нарисовать разрез и на нем что-нибудь - сейчас не проблема. Ну их и рисуют, чтобы бюрократам дать корм и получить нужную бумагу. Если не бурить скважины, то бумаги стоят недорого.

Брат, 12.07.17 13:12:21

Случаи, когда разведка не делается, а бумаги пишутся, известны с 70-х годов прошлого века. Но именно как случаи, практикуемые лишь в определенных конкретных обстоятельствах. Однако обоснование повсеместной необходимости такого художественного творчества недостоверностью скважин 200 мм и бессмысленностью их бурения? Забавно...

СНС, 12.07.17 13:26:41 — Брат, 12.07.17

А как по вашему, ЦНИГРИ бессовестно обманывало, когда доказывало необходимость станков большого диаметра? Просто деньги вымогало, так?

Брат, 12.07.17 13:53:45 — СНС, 12.07.17

Ну, почему же бессовестно обманывало и вымогало? Не так. Мы с вами этих ежиков уже обсуждали: к началу 70-х шурфовка 1х1,25м умерла, несмотря на имевшиеся уже шурфоскважины и шурфопроходческие агрегаты, и повсеместно воцарилось УКБ 8 дюймов. Вопрос - почему? И ведь это не вызвало никакого шока или методического кризиса. Опять же - почему?

СНС, 12.07.17 14:30:43 — Брат, 12.07.17

Насколько я помню, мы пришли к заключению, что в принципе можно использовать пробы малого диаметра, но нужна густая сеть. А это дорого. И зачем, когда можно вообще не бурить, а просто нарисовать. Тем более все объекты уже известные.

Брат, 12.07.17 15:10:03 — СНС,12.07.17 14:30:43

Ага, просто нарисовать и тогда объекты приобретут еще большую известность. А стоит ли так позориться? Самое смешное, что никакой необходимости в нарисованных "запасах золота" нет: вполне можно обойтись законными методами. Ведь в семидесятых-то все не кинулись "рисовать"?

СНС, 13.07.17 07:54:59 — Брат, 12.07.17

В 70-х нужды не было рисовать. Тогда можно было отработать за контуром просто по оперативным данным эксплоразведки или по мнению главного геолога.

Сейчас такие условия создали, что людям приходится заниматься художественным творчеством, чтобы не бросать золото в недрах. Ведь, по сути, они молодцы, что стараются извлечь как можно больше золота из недр. А в чем позор?

Брат, 13.07.17 14:30:55 — СНС, 13.07.17

Ну, позор - не позор... Подберите другой термин, поблагозвучнее. Все равно эта лакировка действительности дурно пахнет, не комильфо...

Согласитесь, это еще вопрос профессиональной этики и в принципе доверия к любой информации, исходящей от автора такого отчета. У человека, с легкостью необыкновенной документирующего вымышленные выработки, неизбежно стираются внутренние профессиональные барьеры. Тогда ничто не мешает ему откорректировать и реальную фактуру, если цели благородны и финансирование достаточно. К тому же липовый отчет ляжет в фонды, как "взрослый" и уже лет через 15-20 может стать для кого-то дивным источником информации.

В истории используют понятие "аутентичная ложь", вот это из той же серии. А так все здорово...

Магадан, 14.07.17 01:18:01

Завтра они издадут приказ о том, что все должны ходить вверх ногами. Все честно станут ходить вверх ногами. А некоторые поступят нечестно, оденут сапоги на руки, а ходить будут на ногах. По вашему это будет дурно пахнуть

СНС, 14.07.17 07:23:01 — Брат, 13.07.17

Вы, к сожалению, путаете информацию и дезинформацию. Как геолог, вы, надеюсь, помните планы блокировки запасов, на россыпях разведанных скважинами. В центральной части россыпей, где содержания сравнительно высокие, скважины показывают промышленные содержания, а за контурами скважины показывают "пс" и "зн". Фактически, за контурами золото чаще всего есть и по современным условиям промышленное. Любой практик это знает. И вы тоже знаете это. Правда ведь?

Причина в том, что малообъемные пробы из скважин могут выявлять только богатые участки. Они их и выявляют в центральной части россыпей. По краям россыпей содержания низкие и золото в скважины почти не попадает. Потому там, где вполне можно работать, скважины показывают "пусто". Вот это называется дезинформацией. Какая же у нее ценность? О какой этике вы пишите? Вы предлагаете тратить деньги на получение дезинформации и называете это "этикой геолога".

Лично я с вами не согласен. По-моему, этика геолога в том, чтобы правильно оценить объект, а совсем не в том, чтобы отобрать недостоверные пробы и оставить в архивах отчет с дезинформацией.

Брат, 14.07.17 22:25:45 — Магадан, 14.07.17

Конечно, это будет дурно пахнуть! А с чего вы взяли, что можно либо честно ходить вверх ногами, либо нечестно одеть сапоги на руки? Ведь оба варианта для убогих; других вам в голову не приходит?

Если завтра они издадут приказ о том, что все должны ходить вверх ногами, попытайтесь ориентироваться на тех, кто будет продолжать ходить, как ни в чем ни бывало. Это разумные, взвешенные люди, ориентирующиеся на закон и именно эти люди в конечном итоге окажутся правы - и в выигрыше.

Помилуй Бог, что за каша у вас в голове...

Брат, 15.07.17 00:05:20 — СНС, 14.07.17

Давайте все же попробуем сначала разобраться, кто из нас и что путает, а потом уже будем надеяться и сожалеть. Чтобы случайно в ваш адрес не проскользнули слова обидные, для простоты проиграю ситуацию на себе.

Скажем, я разведую те самые края россыпей, где содержания низкие и золото в скважины при практикуемой плотности разведочной сети почти не попадает; преобладающие результаты по выработкам - "знаки" и "пусто". Однако по опыту (своему, вашему, а то и из газет) я знаю, что золото на этой "пустоте" чаще всего есть и по современным условиям промышленное. Да вот доказать этого не могу!

Являются ли выработки знаковые и пустые достоверными? Да, безусловно. Они объективно характеризуют параметры россыпи в каждой единичной точке опробования, но при данной плотности сети и объеме пробы не формируют представительную выборку, способную охарактеризовать объективные параметры площади. Дезинформация ли это? Безусловно, нет. Это объективная информация, просто применяемый способ разведки неадекватен объекту.

Могу ли я все же обеспечить установление объективных параметров площади? Разумеется, для этого необходимо сгустить сеть УКБ или изменить способ разведки, отказавшись от бурения. Ну и с Богом, поехали! Я профессионал, я знаю что надо делать и как.

Но я могу и по-другому. Я же знаю, что золото скорее всего есть и могу предположить - сколько. Так и на хрена ж мне этот головняк? Задокументирую-ка я необходимое число выработок, которых не проходил, придумаю результаты опробования, которого не проводил и повешу фонарь с подсчетом запасов, которые, предположительно, на этой площади могут оказаться. Да и сброшу отчетик в фонды!

Вот с таким профессионалом я бы дела иметь не хотел. О чем, собственно, вам и написал.

Магадан, 15.07.17 00:59:22

Понятно, что вы опытный специалист и можете найти в бумаготворчестве неграмотных чиновников ошибку и лазейку. Но большинству проще одеть на руки сапоги и сделать вид, что соблюли новый закон о том, что надо ходить вверх ногами. Ведь местные чиновники - свои люди, с ними можно договориться, что сапоги на руках - это то же, что вверх ногами, а РЭПы - это то же самое, что разведка.

Ваш многомудрый путь менее интересен с практической точки зрения. Вот представьте, что в небольшом городе вы добытчик, а в контролирующей инстанции работает муж вашей дочки. Как вы поступите? Будете с ним спорить или просто подарите дочке новую машину?

СНС, 15.07.17 12:22:59 — Брат, 15.07.17

Ценность проб определяется величиной погрешности оценки содержания. Если проба ошибается во много раз, то ее нельзя считать информацией. Это дезинформация, которая может привести (и приводит) к дорогостоящим ошибкам.

Погрешность определения содержания в пробах на россыпях посчитать очень легко. Золото в россыпях дискретное, в виде отдельных песчинок. Все они по размеру и массе неодинаковые. Коэффициент вариации массы золотинок много раз определялся (по формулам статистики) и не ниже 500%. В буровую пробу попадет, например, 4 золотинки, тогда погрешность определения содержания составляет 500/(корень из 4) = 250%. (Кто не верит, может спросить у студентов 2 курса, которые учат математическую статистику). Пробы с такой погрешностью являются дезинформацией.

Когда отбирают пробы с погрешностью 250% за государственный счет (или их вообще не отбирают) и сдают отчет в фонды - это обман. Согласен с вами - это нехорошо, а если подумать, то это даже преступление...

Когда старатели не отбирают бесполезные пробы, а работают РЭПами - это логичная экономия ресурсов.

Брат, 15.07.17 13:41:23 — Магадан, 15.07.17

Про реальную жизнь. То обстоятельство, что большинству проще одеть на руки сапоги, никак не разрешает конкретную проблему и не отменяет выбора - моего ли, вашего ли. Выбор придется сделать индивидуально каждому, будь ты "кит" или "планктон". И расхлебывать последствия, тоже индивидуально.

Впрочем, это ведь вечный вопрос. Жаль, что большинство к нему, как обычно, не готово. А я постараюсь не спорить, но и дарить машину воздержусь: спорить - бессмысленно, дарить - вроде не за что. Мое дело - оформить бумаги в соответствии с законодательством, как бы странно это ни выглядело со стороны. Несогласные имеют возможность мое решение обжаловать...

Брат, 15.07.17 14:10:11 — СНС, 15.07.17

Если проба ошибается во много раз, говорите... Проба, видите ли, не ошибается. Ошибается геолог, поставивший на площади с низким фоном продуктивности УКБ 8 дюймов и отбирающий пробы с погрешностью 250%. Может, он студент 2 курса?

Когда старатели не отбирают бесполезные пробы, а работают РЭПами - это логичная экономия ресурсов. Но когда старатели называют РЭПами любую отрабатываемую ими "неучтенку" - это нехорошо, а если подумать, то это даже преступление...

Магадан, 16.07.17 02:43:07 — Брат

Ваше предложение по оформлению документов бесспорно интересное для предприятий, работающих в регионах, где добыча золота не является мощным традиционным бизнесом с советских времен. Там, где все участники бизнеса старые знакомые, работают бок о бок много лет, часто встречаются, все знают правила и соблюдают традиции. Здесь вряд-ли найдется герой, который захочет их нарушить.

В других условия ваше знание законов, я думаю, поможет кому-то выпутаться из сложной ситуации и работать более эффективно.

Брат, 16.07.17 12:43:40 — Магадан, 16.07.17

Правила и традиции - большая сила. Против них, вы правы, идут редко. И не герои, но люди, поставленные в невыносимые для них обстоятельства либо перед выбором: жить или умереть (не человеку, бизнесу).

Вы уверены, что подобная ситуация не сложится не Колыме? Не для всех, но для некоторых...

Магадан, 17.07.17 04:02:42 — Брат, 16.07.17

Кто не может, тот уезжает. Магадан не самое лучшее место, и уезжают без сожаления. Остаются самые живучие.

СНС, 17.07.17 06:37:11 — Брат, 15.07.17

По-моему, вы не правы, когда пишите, что: "Ошибается геолог, поставивший на площади с низким фоном продуктивности УКБ 8 дюймов и отбирающий пробы с погрешностью 250% ". Геолог получил задание, быстрее соблюсти форму, чтобы начать работу. Он его выполняет. У него нет станка УБСР-25, а бывает даже и вообще ничего нет.

Но экспертиза довольна: проект согласован, оплата получена. Осталось отчет составить... Ой как нехорошо!

Вы никогда не сталкивались с тем, что на плане скважины есть, а в натуре их нет? Я не так давно искал траншею, которая должна была быть. Большая траншея, но все кусты облазил и не нашел... Удивительное дело, правда?

Заниматься самообманом приятно, но стоит-ли?

Брат, 17.07.17 13:03:55 — СНС, 17.07.17

Возможно, вы правы и упомянутый геолог не ошибся с постановкой работ, а всего лишь, будучи исполнителен от природы и надлежаще мотивирован, получил от руководства задание сделать из дерьма конфетку - и с блеском его выполнил.

Но обсуждать эту ситуацию в категориях морально-нравственных (хорошо/плохо, приятно/противно) - бессмысленно. Со мной во всяком случае. Я прагматик и говорю всего лишь о том, что лично я лишен возможности доверять любой информации горно-геологического плана, к получению которой имел касательство данный конкретно геолог. А вы верьте на здоровье...

По жизни я сталкивался много с чем. Вот вас удивляют скважины и траншеи, а с отработанными полигонами, которые есть на плане, но отсутствуют в натуре встречаться не доводилось? Ну, когда на плане - отработка, а вживе - голимый целик? Я даже знавал маркшейдеров, преимущественно из артельских, которые могли сделать маркшейдерский замер, не покидая конторы. К форточке, правда, подходили, покурить...

Брат, 17.07.17 13:16:51 — Магадан, 17.07.17

Полагаю, скоро останутся лишь самые-самые живучие.

СНС, 20.07.17 07:03:03 — Брат, 17.07.17

Поскольку я научный сотрудник, то мне положено удивляться, мне положено не верить авторитетам, а пытаться разобраться в явлении. Именно это я и делаю: собираю факты, анализирую их и объясняю причину, например, неподтверждения запасов или другой халтуры в геологии, в частности, липовых отчетов о буровой разведке.

Вы ошибаетесь, если думаете, что я одобряю обман. Совсем нет. Но от вашего неодобрения обмана меньше не станет. Надо убирать причины, заставляющие людей обманывать.

Влад, 20.07.17 08:40:31 — Брат, 01.06.17

Попался на глаза ваш комментарий, совершенно, неадекватный.

Насчет того, что: «Союззолото» правовая двусмысленность ситуации напрягала» вы, мягко говоря неправы, а грубо говоря (беря пример с вас) - вы врете. Вам бы полегче с выражениями.

«Союззолото» ситуация с отработкой «неучтенки» устраивала. На предприятиях так или иначе велась эксплуатационная разведка, контуры отработки расширялись, за контурами добывалось дополнительное золото. Фактически, «неучтенка», это золото, выявленное эксплуатационной разведкой действующего предприятия за контуром детальной разведки. Для выявления законтурных запасов на предприятиях Союззолото проводили опережающую эксплуатационную разведку и доразведку. Были специальные нормативы на эксплуатационную разведку. Тогда было понятно, что если золото в борту есть, то его надо постараться взять, а не бросить. Люди еще помнили, что оставить золото в борту – это вредительство. Так как достоверность детальной разведки была низкой, то объемы «неучтенки» достигли значительной величины, что приведено в таблице в статье - более 30% запасов.

Такая ситуация была вполне логичной, но она не нравилась мощному тогда «Мингео». Прирост запасов у «Мингео» снижался, несмотря на то, что оно поглощало огромные бюджетные средства. Чтобы добавить себе прирост, Мингео придумало всю неучтенку, разведанную и добытую «Союззолото», поставить на баланс и показать, как прирост запасов. Так и появилась упомянутая вами директивы о "геологически подготовленных запасах" и обязательной постановке на баланс всех запасов, включаемых в наборы контуров операционного и транзитного года.

К счастью, директивы у нас не являются обязательными для исполнения и на большинстве предприятий продолжало добывать золото за контурами, если оно там было, что совершенно логично, с учетом полноты использования недр и снижения потерь золота в недрах.

Кто же и зачем вдруг снова захотел прибрать к рукам «неучтенку»? Ответ очень простой – это надо тому, кто получит от этого выгоду - армия чиновников, вроде вас.

Брат, 20.07.17 14:25:58 — СНС, 20.07.17

Наверное, так.

Брат, 20.07.17 22:22:33 — Влад, 20.07.17

Ну, попался на глаза и попался... Ваши глаза, мне-то что. А неадекватный, собственно, чему? Вашему представлению о временах Союззолота и Мингео? Так оно, простите, само сильно того... Далеко от адекватности тем реалиям...

Стало быть, я вру, что Союззолото правовая двусмысленность ситуации напрягала, а на самом деле, по вашему мнению, ситуация с отработкой неучтенки Союззолото устраивала. А вы можете это смелое утверждение доказать? Я, к примеру, свою позицию могу подтвердить приказами МЦМ СССР №107 от 2.03.1983г., Союззолото №37 от 23.03.1983г. и Северовостокзолото №202 от 12.05.1983г., предписывающими вовлекать в отработку только геологически подготовленные запасы. А каковы ваши аргументы?

А вообще-то вы пишете, уж простите меня великодушно, но чушь. "Чтобы добавить себе прирост, Мингео придумало всю неучтенку, разведанную и добытую "Союззолото", поставить на баланс и показать, как прирост запасов". Разведанную и добытую, во как! А невдомек, что "разведанная" и безо всякой добычи неучтенкой быть пререстала? И, видите ли, голубчик, Союззолото было структурой Минцветмета, а Петр Федорович Ломако в своих горных отводах был бог, царь и воинский начальник: он имел собственную геологическую службу и Мингео со всеми его придумками видал... ну, вы знаете где.

Или это ваше феерическое определение "неучтенки", как золота, выявленного эксплуатационной разведкой действующего предприятия за контурами детальной разведки. Это просто праздник какой-то! Методический...

Союззолото ситуация с отработкой неучтенки не устраивала еще и по чисто прагматическим шкурным реалиям советского времени. Минцветмет имел собственный план по приросту запасов, к выполнению которого было привязано материальное вознаграждение работников. Материально вознаграждаться всем хотелось постоянно, для чего нужно было выполнять план по приросту на 110-115%. Показывать больше - явное расточительство, а неучтенки было чересчур много.

Я тринадцать лет проработал главным геологом россыпного ГОКа и свидетельствую, что, имея по году две тонны прироста от основной деятельности, лишен был возможности этот прирост показать. Мне говорили: дружище, по разнарядке с тебя тонна, ну тонна сто прироста - и не больше. Если я показывал больше - отчетный баланс просто рихтовался Северовостокзолотом или Союзззолотом. Неучтенка была слишком "нажористой", чтобы Союззолото могло ее переварить.

Впрочем, все это дела давно минувших дней. А вот что за странным вопросом вы озабочены: "Кто же и зачем вдруг снова захотел прибрать к рукам "неучтенку"? Ау, Влад! Вы о чем, к рукам можно прибрать только то, что реально имеется. А в Российской Федерации никакой "неучтенки" нет...

Да, за высокую оценку моей скромной персоны спасибо, но я простой флибустьер и от армии чиновников, вроде меня получающих свою выгоду, живу совершенно отдельно.

Историк, 21.07.17 08:10:21 — Брат, 20.07.17

Ваш опыт работы главным геологом чрезвычайно интересен:

"Я тринадцать лет проработал главным геологом россыпного ГОКа и свидетельствую, что, имея по году две тонны прироста от основной деятельности, лишен был возможности этот прирост показать. Мне говорили: дружище, по разнарядке с тебя тонна, ну тонна сто прироста - и не больше. Если я показывал больше - отчетный баланс просто рихтовался Северовостокзолотом или Союзззолотом. Неучтенка была слишком "нажористой", чтобы Союззолото могло ее переварить."

Как получался у вас прирост 2 тонны? "Прирост от основной деятельности" и "неучтенка" это одно и то же или разное? Как понять: "Неучтенка была слишком "нажористой", чтобы Союззолото могло ее переварить."?

Прошло уже много лет с тех пор, как все изменилось. У вас прекрасная информация и ваш рассказ о вашей работе главным геологом будет не менее интересен, чем рассказ Литтлпейджа о 30-х годах.

Брат, 22.07.17 12:46:17 — Влад

Мои извинения: не по злобе перекрестил министра цветной металлургии СССР. Ломако, разумеется, не Федорович, а - Фадеевич.

Влад, 23.07.17 06:23:48 — Брат, 22.07.17

Небольшое дополнение. Не вы один работали гл.геологом ГОКа. Автор статьи "О неучтенке"- А.Е.Беляев, до выхода на пенсию был главным геологом "Лензолото". У него мнение по многим позициям (если не по всем) противоположное вашему:

https://zolotodb.ru/articles/docs/discuss/11663

Брат, 23.07.17 11:39:45 — Влад, 23.07.17

А разве я утверждал, что я один? Имя им - легион... Автор статьи "О неучтенке", будучи в своем праве, изложил собственное мнение, а я - свое (которое отразил в комментариях к этой статье). А.Е.Беляев вправе возразить мне, когда и если сочтет нужным.

Однако какое отношение это имеет к нашему с вами небольшому спору? Быть может, вы все же найдете возможность сказать что-то конкретно по существу?

Влад, 23.07.17 16:01:25 — Брат, 23.07.17

Смысла спорить с вами я не вижу. У вас позиция бюрократа: есть бумага - значит так оно и есть и должно быть. Вы знаете бумаги и ими козыряете. А я вижу реальность. Я вижу неучтенку, а вы говорите, что ее по бумагам нет. Ну и как нам спорить?

Брат, 23.07.17 21:02:28 — Влад, 23.07.17 16:01:25

Судя по вашей манере ведения полемики - никак: вы просто не умеете спорить.

В самом деле, вы произвольно утверждаете, что я вру, характеризуя позицию Союззолота. Пытаетесь учить меня родной речи. А когда я прошу мотивированно обосновать ваши обвинения, вдруг заявляете, что не видите смысла спорить, поскольку я, в отличие от вас, "знаю бумаги и ими козыряю". А что вам мешает "знать и козырять"? И, ежели не знаете, чего лезете в замес?

Ах, вы видите реальность... И кто же вы после этого по жизни?

Влад, 24.07.17 13:25:14 — Брат, 23.07.17

Без обид и без претензий. Не хочу спорить со знатоком бумаг, устал. Когда приходишь к чиновнику с проектом, он тебе начинает делать замечания: здесь не соответствует такой инструкции, а здесь не соблюдет такой документ. Он тебе кучу замечаний пишет и еще пишет, всякую х...ю и везде бумагой прикрыт. Надоело.

А у нас даже предмет спора неясен. По вашему (в соответствии с бумагами) неучтенки нет, а по-моему она есть. По вашему РЭП - это не разведочная выработка, а по моему для многих объектов - единственно возможная. Давайте останемся каждый при своем мнении.

Брат, 24.07.17 14:35:14 — Влад, 24.07.17

Понимаю, вам обрыдли чиновники. Надоело с ними общаться. Но я-то здесь при чем?

А предмет спора четко определен, причем вами же: вы с чего-то решили, что я вру, характеризуя позицию Союззолота. Однако обосновать это странное утверждение не в состоянии, просто предлагаете мне обойтись без обид и без претензий. Давайте, говорите вы, останемся каждый при своем мнении. Да нет, голубчик, не останемся... Такое облыжье меня не устаивает категорически.

КАС, 09.10.17 17:14:48

Хорошая статья и своевременная. Наверное, Роснедра отстанут от предприятий и не будут мешать добывать золото.

Брат, 09.10.17 17:27:39

Хотелось бы, чтобы отстали и не мешали...

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Пробелы в законодательстве ставят сотни золотодобывающих предприятий в положение незаконных недропользователей, или как чиновники хоронят россыпную золотодобычу в России»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "четыре прибавить 4":