Рейтинг@Mail.ru

Катастрофический смыв как фактор россыпеобразования

Назаров Б. Г., предс. cов.дир. ЗДК «Голд-СК»
Назаров В. Г., ген. дир. ЗДК «Голд-СК»
Марьенко О. Р., зам. дир. ЗДК «Синегорье» Продолжение. Начало в № 2 (219)
Золотодобыча, №220, Март, 2017

Если считать, что одним из главенствующих факторов, определяющих россыпеобразование, является гидродинамический перенос полезного ископаемого, включающий и катастрофические смывы, то для поиска и прогнозирования залежей следует оценить эти явления на исследуемой территории и реконструировать историю гидросети района.

В качестве примера рассмотрим золотоносный район р. Адыча, правого притока р. Яна (северо-восток Республики Саха (Якутия). Современная орографическая схема бассейна р. Адыча представлена на рис. 1. Длина реки — более 700 км, площадь бассейна — 90 тыс. км2, средний расход воды — 500 м3/сек. Река заложена по восточной границе Яно-Оймяконского нагорья с горной системой Черского, где размещены истоки Адычи и всех ее правых притоков.

Яно-Оймяконское нагорье и горная система Черского в позднеюрское-меловое время (порядка 150 млн лет назад) развивались в условиях хорошо выраженного орогенеза. Он проявлялся в тектонической мобильности, складкообразовании, возникновении глубинных разломов и магматизме. В это время произошло заложение предгорных и внутренних межгорных впадин — Догдинской, Борулахской, Верхне-Адычанской и множества других меньшего размера. Заложение будущего бассейна Адычи происходило в шовной зоне глубинного Адыча- Тарынского разлома и масштабного Чаркинского надвига.

В процессе позднемелового-палеогенового уменьшения активности тектонических движений и выравнивания горный рельеф сохранялся в системе Черского и локальными участками среди поверхностей выравнивания. По мере отступания моря на север на фоне общего подъема территории произошли и подъемы значительного количества воды, особенно в сохранном виде во внутренних межгорных впадинах, которые и стали источниками зарождающейся речной сети Пра-Яны и ее основных притоков. Заложение будущего бассейна Адычи происходило в шовной зоне глубинного Адыча-Тарынского разлома, известного, с точки зрения металлогении, множеством рудопроявлений полиметаллов и золота. Вероятно, в это время начали формироваться первые россыпные месторождения золота, послужившие в дальнейшем источниками современных россыпей.

Реконструкция первоначальной речной сети по самым высоким террасам (200–250 м) на территории показывает, что левые притоки Адычи — р. Дербеке, как и р. Нельгесе — были самостоятельными притоками Пра-Яны. Их перехват произошел существенно позднее. Самый же большой правый приток Пра-Яны системы хребта Черского проходил по современной реке Чарки в субширотном направлении и впадал в Пра-Яну южнее современного устья, предположительно в северной части Верхоянской впадины. Возможно, это и была Палео-Адыча, но нельзя исключать и того, что это было одно из русел реки Индигирка, перехват которой мог произойти позднее.

Начало новейшего этапа формирования рельефа территории происходит в кайнозое, начиная с олигоценовой эпохи (около 30 млн лет назад). Важными событиями для формирования ландшафтов стали похолодания (оледенения). В горной системе Черского ледники, зарождаясь в высокогорных группах, достигали межгорных впадин, где становились источниками накопления большого количества льда. В позднечетвертичное время (около 12 тыс. лет назад) началось потепление. То есть, начиная от хребтов системы Черского и со стороны Дельининского горного массива, все было покрыто водой среди выступающих островков горных сооружений. Площадь такого покрытия составляла 20 тыс. км2. Средняя глубина воды, которая определяется по величине валунов, обнаруживаемых на террасе, определяется как минимум в 1,5 м.

Таким образом, на этой площади до прорезания Терехтяхского хребта могло одномоментно скопиться до 35 млрд м3 воды. Такого количества воды достаточно чтобы покрыть всю территорию, находящуюся севернее (Усть-Янский и половина Верхоянского районов), водным потоком глубиной 1 м.

Накопленные массы воды при резких изменениях базиса эрозии становились очагами региональных селей и катастрофических смывов. Они приводили к перестройке речной сети.

Исходя из параметров сечения современной сквозной долины в Терехтяхском хребте и истечения такого количества воды, скорость потока должна была приближаться к 100 м/сек. А это параметры селя. Доказательством таких событий также являются террасы, сложенные хорошо отмытым и отсортированным песком, встречающиеся значительно севернее как в Адычанских, так и Янских низменностях.

Причинами, обуславливающими накопление воды в колоссальных объемах, была встреча водотоком горных сооружений, сложенных прочными магматическими породами. А такими (наиболее крупными) для современной Адычи являются Кисиляхский, Терехтяхский хребты, район сближения Нельгихинского и Няньдельгинского хребтов. Конечно, в свете оценки катастрофических смывов, их прорезание возможно только эпигенетическим способом, т.е. сверху. Антецедентное врезание, конечно же, имело место, но в большей степени по боковым притокам при последующих понижениях базиса эрозии.   

В это время окончательно сформировалась Адыча, которая изменила направление течения на субмеридиональное с юга на северо-запад. Были перехвачены левые притоки р.Дербеке, р. Нельгесе, источником вод которых была Дербекинская впадина, и все существенные правые притоки: р. Туостах (Догдо), р. Чарки, р. Джологак и другие, которые изливались из одноименных впадин.

В долине Адычи сформировалась высокая терраса 75–90-метровой высоты, которая оказалась весьма продуктивной на золото. Эта терраса прослеживается от истоков более чем на 300 км. Ширина поймы на этом протяжении колеблется от 300 м до 10 км (рис. 2). Важно следующее обстоятельство. Все боковые притоки имеют террасы, аналогичные по уровням основной поймы Адычи (рис. 3). Это указывает на их одновременное образование. Тоже самое касается и более низких террас, 45-метровых и вплоть до пойменных, что подтверждает не только цикличность изменения базиса эрозии, но и возможную цикличность региональных селей и катастрофических смывов.

Наиболее интересными районами для россыпной локализации являются места прорыва указанных выше магматических горных сооружений. И вот почему. При спокойной жизни водотока, когда его гидродинамические параметры не препятствуют гравитационному осаждению полезного ископаемого, последнее может находить себе место по всей площади водного потока. Следуя же пониманию региональных селей и катастрофических смывов, когда скорости потоков превышают 5 м/сек, могли происходить каскадные прорывы. Вверху прорывается водоем, который мгновенно заполняет нижнюю впадину, и происходит следующий прорыв. И так по цепочке. В этом случае от места прорыва полезное ископаемое уносится и находит себе место в условиях торможения несколько выше следующего прорыва.

Практика отработки россыпей в Адычанском районе подтверждает эти выводы. Наиболее продуктивные террасовые россыпи находятся несколько выше по течению Терехтяхского хребта (район Лазо), а также выше Нельгехинского хребта (месторождение Полярник, Дербекинская терасса).

Адычанская высокая терраса является единым геологическим объектом, которая была подвержена региональным селям и катастрофическому смыву. Интересно, что средняя проба золота по всем высоким террасам составляет около 800 с колебаниями в пределах 780–820 единиц, хотя очевидно, что снос золота на террасу происходил из самых разных источников. Аналогичные наблюдения авторов подтверждаются и на других территориях Северо-Востока Якутии, Забайкальского края, в Бурятии. Но этот факт требует дальнейшего осмысления при оценке дальности переноса золота. Главное, почему мы заостряем на этом внимание, что осуществлять реконструкцию рудных источников по террасовым россыпям нельзя. Это может быть заведомой ошибкой.

 

Начало статьи, часть 1

 

Продолжение следует


-3+7
Уникальные посетители статьи: 3219, комментариев: 6       

Комментарии, отзывы, предложения

Практик, 11.04.17 15:19:53

Был смыв, не был смыв, надо копнуть и отобрать пробы. Есть золото, давай добывать, нет - пошли дальше.

Студент, 21.04.17 04:35:45 — Авторам

Какой вывод можно сделать из вашей гипотезы для реального производства, хоть для поиска, хоть для разведки? Какой реальный результат можно получить?

Кучерявый, 21.04.17 07:34:30 — Практику и Студенту

Практические выводы есть в статье, вы просто не внимательно прочли.

Миллионы лет формировалась речная сеть и россыпи, в них отложилась основная масса золота из коренных источников. Затем катастрофический смыв, перестройка речной сети. В пойме формируются новые россыпи.

Следующая картинка – полистная съемка. Находят несколько террас на высоте до 200м над поймой реки, однако большинство террас (около 90%) из за плохой обнаженности не выявлены.

Приходят артели, отрабатывают пойму реки. Искать россыпи на высоких террасах – кому это надо? Тем более – этих террас нет на геологических картах.

Получается, что большинство россыпей еще ждут своих старателей.

Студент, 22.04.17 11:14:35 — Кучерявый, 21.04.17

Спасибо, вы хорошо объяснили практическое значение статьи. Но это могли бы сделать и авторы.

Авторы, 23.04.17 10:35:06 — Студенту

Мы приносим свои извинения за не оперативные комментарии. Но авторы работают уже в тайге и не всегда имеют доступ к интернету. Спасибо всем, кому интересно и кто комментирует за авторов. В заключении статьи попытаемся дать резюме с концентрированными практическими рекомендациями, как это часто делали Билибин, Шило и др.

Студент, 24.04.17 08:06:28 — Авторы, 23.04.17

Нет проблем, можно подождать. С интересом прочитаю ваши практические рекомендации.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Катастрофический смыв как фактор россыпеобразования»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "девять прибавить 7":