Рейтинг@Mail.ru

Золотодобывающая промышленность Турции

Верхозин С. С., вед. аналитик,
канд. филол. наук , АО «Иргиредмет» Окончание, начало в № 11 (216)
Золотодобыча, №217, Декабрь, 2016

Геологоразведочные проекты

В последние два десятка лет разведкой месторождений золота в Турции занимаются в основном зарубежные компании. По оценкам Ассоциации золотодобытчиков Турции (Turkish Gold Miners Association), за прошедшие 25 лет иностранные геологоразведчики потратили на работу в стране около 700 млн $.

Пиковый период разведки пришелся на 2012–2013 гг., после этого количество зарубежных геологоразведочных фирм с действующими проектами в активе снизилось, частично по причине общего спада в этой отрасли по всему миру. Тем не менее сегодня разведкой и развитием месторождений золота в Турции занимается множество компаний («Alacer Gold», «Ariana Resources», «Centerra Gold», «Eldorado Gold», «Eurasian Minerals», «Teck Resources» и др.). Список действующих проектов представлен в таблице ниже.

Хотя собственно турецкие золотодобывающие компании в стране работают довольно успешно, инвестировать в разведку достаточные средства они, как правило, не желают или не могут. Турецкие предприятия более осторожно относятся к денежным и геологоразведочным рискам в отличие от зарубежных компаний, имеющих выходы на международные финансовые рынки. В связи с этим для турецкой золотодобывающей отрасли чрезвычайно важно стимулирование иностранных инвестиций в разведку.

 

Действующие проекты по разведке месторождений золота и проекты на стадии развития Источник: Mining Turkey

Проект

Компания

Тип месторождения

Этап

Berta

Glencore (64 %), Nuinsco (36 %)

Порфиритовое, Cu-Au

Разведка

Dursunbey

Polimetal (50 %), Alacer Gold (50 %)

Эпитермальное с низкой сульфидацией,
Au- недрагоценные металлы

Оценка ресурсов

Gömeҫ

Oremine (100 %)

Эпитермальное с низкой сульфидацией

Разведка

Halilağa

Pilot Gold (40 %), Teck Resources (60 %)

С высокой сульфидацией

Предварительная экономическая оценка

Himmetdede South

Impact

Эпитермальное, метасоматическое

Разведка

Hot Maden

Lidya (70 %), Mariana (30 %)

Эпитермальное с низкой сульфидацией

Оценка ресурсов

Karaayi

Pilot Gold (40 %), Teck Resources (60 %)

С высокой сульфидацией

Разведка

Kavaklitepe

Zenith Minerals, Teck Resources

Эпитермальное с низкой сульфидацией

Разведка

Salinbaş

Eldorado Gold (51 %), Ariana Resources (49 %)

Эпитермальное, метасоматическое/порфиритовое, Cu-Au-Mo

Оценка ресурсов

Sisorta

Eurasian Minerals

Эпитермальное с высокой сульфидацией

Оценка ресурсов

TV Tower

Pilot Gold (40 %), Teck Resources (60 %)

Эпитермальное с высокой сульфидацией

Оценка ресурсов

 

Проблемы и перспективы  золотодобывающей отрасли Турции

Несмотря на очевидный рост инвестиций, привлечение иностранного капитала, деятельность по созданию привлекательных условий работы золотодобывающей отрасли, Турции тем не менее присущ ряд характерных проблем. Среди них можно выделить главные:

1. Проблема безопасности: на территории страны существует большое количество угроз безопасности, особенно в юго-восточном регионе (где идут военные действия), оказывающих влияние на общую нестабильность и в среднесрочной перспективе не позволяющих наладить успешную работу, в частности геологоразведочную.

2. Отсрочки в получении разрешений: неоднозначные условия, установленные декретом премьер-министра страны в июне 2012 г., повлияли на процесс выдачи разрешений на предоставление земельных участков.

3. Доступ к земле: небольшое количество государственных аукционов ограничивает возможности геологоразведочных компаний в получении быстрого и беспроблемного доступа к земельным участкам.

4. Бюрократия: постоянно изменяющиеся законодательные требования, хотя и направленные преимущественно на стимулирование, стали причиной периодической нестабильности, влияющей как на эффективность работы бюрократического аппарата, так и горнодобывающего сектора. Так, только за последние десять лет горный закон Турции модифицировался три раза.

5. Большой срок между обнаружением рентабельного для освоения месторождения до начала его разработки: превышает средние показатели по отрасли (10 лет) и составляет около 17 лет.

Выделенные проблемы во многом стали причиной некоторого спада инвестиционного интереса к золотодобывающей промышленности Турции в последние несколько лет, а также, вероятно, небольшого снижения уровня добычи драгоценного металла в 2014–2015 гг. С другой стороны, по ряду факторов и несмотря на все перечисленное выше, турецкие недра продолжают привлекать зарубежные компании и инвесторов. В Ассоциации золотодобытчиков Турции объясняют это следующим:

1. Высокий геологический потенциал: на территории страны находятся три металлогенические провинции; недра слабо разведаны.

2. Наличие хорошо развитой инфраструктуры, в том числе мелких и крупных перерабатывающих и аффинажных заводов.

3. Низкие расходы на разведку и добычу по сравнению со средними показателями по отрасли.

4. Доступность квалифицированной рабочей силы, наличие большого количества инжиниринговых фирм.

5. Хорошо развитый сектор строительства, наличие опытных фирм-подрядчиков.

6. Правительственные инициативы по предоставлению налоговых скидок, финансирование.

 

Структура управления, законодательство, пошлины

Главный управленческий орган горнодобывающей промышленности Турции —Министерство энергетики и природных ресурсов (Ministry of Energy and Natural Resources, MENR). К менее значимым агентствам и учреждениям относят: Главное управление по делам добычи (занимается лицензированием, мониторингом и контролем отрасли); Главное управление по исследованию и разведке (MTA; фактически геологическая служба); Национальный исследовательский институт бора (National Boron Research Institute; исследование и разведка борных минералов); Горные департаменты университетов (16 по всей стране); «Turkish Coal Enterprises» (TKI; государственная компания по добыче бурого угля) и др.

В этом смысле нельзя также не упомянуть о негосударственной, но достаточно значимой в отрасли организации — Ассоциации золотодобытчиков Турции. Ее официальная миссия заключается «в оказании помощи устойчивому развитию добычи золота в Турции, обеспечении социальной ответственности, целесообразного подхода к защите окружающей среды и населения в районах деятельности».  Ассоциация тесно сотрудничает с регулирующими органами, агентствами по защите экологии, жителями, геологоразведывательными и горнодобывающими предприятиями. В ее состав входит множество действующих зарубежных и местных золотодобывающих компаний.

Основным документом, регулирующим разведку и добычу полезных ископаемых в Турции, является Горный закон № 3213 (от 1989 г.), который время от времени дорабатывают — последний раз в феврале 2015 г. Также существует некоторое количество второстепенных законодательных актов, регламентирующих различные частные аспекты горнодобывающей деятельности, например, закон по охране окружающей среды, закон по охране труда на производстве, нормы контроля за загрязнением воздуха и почвы, закон о защите дикой природы, закон о рекультивации земель и т.п.

Горный закон подразделяет все виды полезных ископаемых на пять групп:

- Группа I: песок, гравий, кирпичная глина, цементная глина, известковая глина и т.д.

- Группа II: мрамор, декоративный камень, известняк, базальт и т.д.

- Группа III: соли, CO2, газ и т.д.

- Группа IV:

a)Литий, кальций, магний, хлор, кварц, тальк и т.д.

b)Бурый уголь, каменный уголь, радиоактивные минералы, торф и т.д.

c)Золото, серебро, медь, цинк, хром, железо, кобальт, никель, алюминий и т.д.

- Группа V: алмазы, сапфиры, опалы, амазонит и т.д.

 

Согласно Горному закону Турции, все природные ресурсы являются собственностью государства. Оно имеет эксклюзивное право на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, но может передавать его отдельным лицам и компаниям на определенное время путем предоставления соответствующих лицензий.

Право на разведку и добычу может быть предоставлено: гражданину Турции; компаниям, действующим в рамках законодательства страны; авторизированным публичным учреждениям и институтам, их дочерним подразделениям. Гражданам других стран или зарубежным компаниям разрешается организовать на территории Турции свои предприятия в соответствии с Коммерческим кодексом № 6102. После этого они могут функционировать на обычных условиях наравне с собственно турецкими.

Горным законом Турции предусмотрены два основных типа лицензий — на разведку и добычу.

- Лицензия на разведку. Предоставляется кандидату для произведения геологоразведочной деятельности. Все лицензии на разведку выдаются через тендер за некоторым исключением, например, если деятельность касается полезных ископаемых группы IV; в этом случае действует принцип «первый пришел — первый получил». Срок действия лицензии на разведку золота составляет 3 года с возможностью продления еще на 2; к концу второго года держатель обязан представить специальный отчет о деятельности.

- Лицензия на добычу. Предоставляется владельцу лицензии на разведку (заявление на получении должно быть направлено до завершения срока действия лицензии на разведку; ее наличие — обязательное условие для получения лицензии на добычу). Минимальный срок действия лицензии на добычу составляет 10 лет с возможностью продления, максимальный — определяется государством и не может превышать 50 лет. Кандидат обязан предоставить все необходимые технические документы, подтверждения об оплате установленных пошлин, доказать финансовые возможности реализации проекта.

Кроме лицензии на добычу, для разработки рудника в Турции необходимо специальное разрешение на работу. Для его получения в течение 3 лет с момента предоставления лицензии на добычу требуется получить согласование от ряда административных органов. Согласования касаются оценки воздействия на окружающую среду, охраны труда, в зависимости от типа земли, на которой будет производиться добыча.

При получении лицензии на разведку или добычу кандидат обязуется выплачивать государству два вида пошлин: первая — при подаче заявления на получение лицензии; вторая — ежегодно на протяжении срока действия лицензии. По новой системе, принятой в 2015 г., размер пошлин составляет:

- Лицензия на разведку: ежегодная пошлина в размере 887 турецких лир (около 17 тыс. руб.).

- Лицензия на добычу: ежегодная пошлина в размере 5329–17766 турецких лир (около101–338 тыс. рублей).

- Пошлина при подаче заявления на получение лицензии: 2200 турецких лир вне зависимости от типа лицензии (около 42 тыс. руб.).

Помимо пошлин, горнодобывающая компания, работающая в Турции, обязана выплачивать роялти, начисляемые в зависимости от общего дохода с продажи сырья и типа полезного ископаемого, например:

- 4 % — полезные ископаемые групп I–II и V;

- 1–5 % — полезные ископаемые группы III;

- 8 % — радиоактивные минералы группы IV;

- 2–16% — золото, серебро, платина, свинец, цинк, медь, алюминий, хром;

- 2 % — остальные полезные ископаемые группы IV.

Также 0,2 % с ежегодного дохода добытчик должен выплачивать властям муниципального округа, на территории которого ведется добыча. Если разработкой занимается компания, не являющаяся действительным открывателем месторождения, то 1 % от стоимости извлеченного полезного ископаемого выплачивается тому лицу, которое его открыло.

Деятельность горнодобывающей компании облагается обычными видами налогов. Тем не менее в Турции предусмотрен ряд налоговых послаблений для добытчиков, например, вся горнодобывающая деятельность считается первичными инвестициями, поэтому подлежит освобождению от уплаты НДС (за ввоз горной техники оборудования), освобождению от уплаты таможенных пошлин, льготы на налог с прибыли корпораций и т.д.

 

Использованные источники

· HG.org. Turkish Mining Law

https://www.hg.org/article.asp?id=6641

· Maden Mühendisleri Odasi. The Mining Industry of Turkey

http://www.maden.org.tr/resimler/ekler/de16b86c64390f0_ek.pdf?tipi=5&turu=R&sube=0

· Mining Turkey Magazine. Gold Mining in Turkey

http://www.miningturkeymag.com/pdfler/mak-1448377098.pdf

· Moroğlu Arseven. Overview of Mining in Turkey (2015)

http://www.morogluarseven.com/news/overview-mining-turkey-2015

· The Mayer Brown Practices. Turkey – Mining Sector

https://www.mayerbrown.com/files/uploads/Documents/PDFs/turkey-flyer.pdf

· Thomson Reuters Practical Law. Mining in Turkey: overview

http://uk.practicallaw.com/4-616-5262

· Turkish Gold Miners Association. A history of gold mining in Turkey over the last three decades

http://turkishgoldminersassociation.org/rokdownloads/Publications/TGMA%20address%20FINAL2.pdf  

· Turkish Gold Miners Association. Mining Law

http://turkishgoldminersassociation.org/mining-in-turkey/legal/mining-law

· Şener, K. Turkey: At The Cross-Roads / Mining Turkey Magazine, Vol. 5, Number 9, 2015

http://www.miningturkeymag.com/

· World Gold Council. Turkey: gold in action

http://www.gold.org/supply-and-demand/turkey-gold-in-action/ 

 

Читать начало статьи:

Золотодобывающая промышленность Турции: краткая история, современное состояние Золотодобычa, №216, Ноябрь, 2016


-0+1
Уникальные посетители статьи: 2812, комментариев: 2       

Комментарии, отзывы, предложения

Журавлев, 26.02.17 05:16:30

Понравилось: "Если разработкой занимается компания, не являющаяся действительным открывателем месторождения, то 1 % от стоимости извлеченного полезного ископаемого выплачивается тому лицу, которое его открыло."

Историк, 27.02.17 11:25:38 — Журавлев, 26.02.17

В России тоже когда-то геологам платили "попудные". Какую-то договорную сумму с каждого добытого пуда золота.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Золотодобывающая промышленность Турции»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "четыре прибавить 3":