Золотодобыча в ЮАР: законодательные аспекты добычи золота, проблемы и перспективы

Верхозин С.С., вед.аналит., канд.фил.наук

В ЮАР правовая система строится на традициях британского права, которое заметно отличается от так называемой континентальной системы, положенной в основу законодательства ряда других стран. Главными являются акты (парламентское законодательство) и судебные прецеденты. Вместо «Закона о недрах» и вторичных документов существует пакет мелких и конкретных законов.

Основными законами ЮАР, регулирующими добычу и переработку драгоценных металлов, являются: «Mining Titles Registration Act» (Акт регистрации горных прав), «Mining Titles Registration Amendment Act» (Уточняющий акт регистрации горных прав), «Mineral and Energy Laws Rationalization Act» (Акт рационализации законов в сфере добычи минеральных ресурсов и энергетики), «Mineral and Petroleum Resources Development Act» (Акт разработки минеральных ресурсов и запасов нефти) и т.д.

Помимо законов, в ЮАР важную роль играют государственные органы: именно они интерпретируют и выстраивают государственную политику в сфере разработки, переработки и торговли драгоценными металлами. Так, вопросы добычи полезных ископаемых находятся в ведении Министерства добычи и энергетики (Ministry of Mines and Energy), Департамента минеральных ресурсов (Department of Mineral Resources), а разработкой политики в области недропользования занимается специальный Центр (Mineral and Energy Policy Center). Торговлю регулирует Департамент торговли и промышленности (Department of Trade and Industry) и Национальное казначейство (National Treasury).

В соответствии с законом «Mineral and Petroleum Resources Development Act» (Акт разработки минеральных ресурсов и запасов нефти) в ЮАР существуют следующие основные типы лицензий на добычу или разведку минерального сырья:

- Лицензия на проведение геологического поиска (лицензия на проведение геологических, геофизических или фотогеологических исследований на минеральные ресурсы, не предполагающие разведку/поисково-оценочные работы), срок действия — 2 года, нет возможности продления.

- Лицензия на проведение разведочных работ (право на проведение работ по поиску и установлению наличия минеральных ресурсов), срок действия не может превышать 5 лет, есть возможность продления.

- Лицензия на добычу (право на разработку минеральных ресурсов), срок действия не может превышать 30 лет, есть возможность продления (до полной отработки месторождения).

Лицензии выдаются Департаментом минеральных ресурсов ЮАР. Желающий получить лицензию на разведку или добычу должен удовлетворять ряду условий, например, обладать техническими возможностями проведения разведочных работ или добычи минеральных ресурсов, предполагающими их оптимальную отработку.

Суммы пошлин и сборов различаются в зависимости от типа лицензии. Взимается пошлина за подачу заявки, которая составляет: 100 ранд — лицензия на проведение геологического поиска; 500 ранд — лицензия на проведение разведочных работ (также продление срока действия); 1000 ранд — лицензия на добычу (также продление срока действия). Лицензия на проведение разведочных работ облагается ежегодной пошлиной, размер которой зависит от срока и размера участка (табл.).

Кроме лицензии на разведку и добычу, законом установлена возможность получения разрешения на разработку сравнительно небольшого участка (менее 1,5 га) на срок менее 2 лет. Владелец такого разрешения получает право на доступ к земле, использование оборудования, строительство инфраструктуры, использование источников воды, добычу. Срок действия лицензии такого вида может быть продлен до трех раз, однако каждый новый период не может превышать одного года. Такая лицензия не подлежит передаче, продаже, аренде и т.п. Пошлина за подачу заявки на получение данного разрешения составляет 100 ранд.

 

Ежегодная пошлина за участок под лицензией на проведение разведочных работ

Категория

A

В

Площадь, га

0–1000

1001 и больше

Год

Фиксированная
ежегодная плата,

Ранд*

Ранд/га

1

1000

1

2

1100

1,5

3

1200

2

4

1300

2,5

5

1400

3

*1000 ранд — приблизительно 64 $ 

 

Заявку на получение лицензии можно подать через Интернет на специальном сайте Департамента минеральных ресурсов ЮАР (http://portal.samradonline.co.za/).

Разведчик или добытчик облагается рядом налогов, пошлин и роялти, которые регулируются актом «Mineral and Petroleum Resources Royalty Act» (Акт об уплате роялти за продажу минеральных ресурсов и нефти). К основным видам налогов можно отнести: налог на прибыль предприятий (28 %), налог на доходы от капитала (14 %), налог на добавленную стоимость, налог на фонд заработной платы, налог на собственность и некоторые другие. Роялти высчитываются в виде процента от валового объема продаж минерального сырья, например: золото — 0,5–5 %, железная руда — 0,5–7 %.

 

Кратко о юниорском секторе ЮАР

Юниорский сектор ЮАР сформировался в результате внесения поправок в действующее законодательство в 2006 г. Согласно им, в стране реализуется так называемый принцип «используй или теряй», предполагающий, что если компания имеет право на поиски и разведку, но не использует его, то лицензия возвращается государству. Таким образом, нереализованные участки были переданы юниорским компаниям.

Кроме того, в 2006 г. был введен индекс измерения эффективности работы всех юниорских и геологоразведочных компаний ЮАР — «Nedbank South African Junior Mining and Exploration Index» (далее Индекс), а чуть позже появился его модифицированный вариант, более ориентированный на инвесторов.

На август 2010 г. в перечень Индекса входили юниорские компании, специализирующиеся на платине (44 %), золоте (16 %), цветных металлах (3 %), алмазах (1 %), угле (1 %) и т.д. Крупнейшие по рыночной капитализации и самые успешные юниоры-участники Индекса: «Aquarius Platinum», «Uranium One», «Assore», «Northam Platinum», «Great Basin Gold», «Eastern Platinum».

В свете общих проблем отрасли и нестабильности цен на золото юниоры вынуждены решать более сложные вопросы, чем крупные компании, что в первую очередь это связано с финансированием. По данным отчета «2013 International Mining Report», около 55 % руководителей юниорских компаний выделяют именно этот аспект в качестве основного барьера в их деятельности. Ранее финансирование юниоров шло в основном из государственных источников, сегодня деньги выделяются только на проекты разработки месторождений, близкие к стадии строительства.

Отрицательно на деятельность юниоров влияет состояние нынешнего законодательства, низкоэффективное государственное управление, непродуманная политика различных союзов, вопрос национализации добычи. Законы ЮАР достаточно громоздкие и директивные, поэтому юниорским компаниям очень сложно их выполнять, особенно не имея лишних средств. Для обсуждения и выработки решений по этим проблемам был организован форум «Junior Indaba». В целом фирмы, занимающиеся разведкой и разработкой проектов по добыче, стали работать с большой осторожностью.

Правительство ЮАР предпринимает некоторые попытки стимулировать юниорский сектор, в частности в виде налоговых вычетов на разведку, однако вопрос их реализации и эффективности остается открытым. Тем не менее, в последнее время он начал привлекать определенное внимание со стороны зарубежных инвесторов, а некоторые юниоры стали рассматривать возможности приобретения активов, не нужных крупным компаниям.

 

Проблемы золотодобывающей промышленности ЮАР

На горнодобывающей промышленности построена вся современная экономика ЮАР, поэтому проблемы, возникшие в этой отрасли, негативно сказываются на благосостоянии всей страны. Судя по динамике добычи золота в ЮАР (рис.), можно заметить, что спад начался достаточно давно, однако наибольших значений достиг в последние 15–20 лет. Так, доля ЮАР в мировой золотодобывающей промышленности с 1985 по 1995 год снизилась на 50 %, а с 1995 по 2005 год — практически на 60 %.

Как видно из диаграммы, начало резкого спада добычи золота в ЮАР приходится на 1980-е годы, когда существенно обострилась политическая ситуация в стране, связанная с борьбой с апартеидом. После политических преобразований, произошедших в 1994 г. (победы на выборах Африканского национального конгресса), изменения в социальной сфере ЮАР протекали достаточно медленно и болезненно. Подавляющее большинство африканской части населения было не готово к полноценному участию и вхождению в современное общество (экономику, политику и социальную сферу). Это крайне отрицательно сказалось на качестве кадров, в том числе в золотодобыче, особенно учитывая госпрограмму «Экономические возможности — черному населению» (Black Economic Empowerment — BEE), которая принята в 2000 г. по инициативе Горнорудной палаты ЮАР. Программа предусматривает повышение уровня участия чернокожего населения в экономике. В то же время большая часть работников рудников ЮАР — низкоквалифицированные кадры из беднейших слоев общества.

В 1990-е годы многие золотодобывающие компании ЮАР начали постепенно реализовывать на своих предприятиях новые, более эффективные способы работы и высокопроизводительное оборудование. Результатом такой политики стало повышение производительности труда и, как следствие, на рудники, для сокращения расходов и повышения прибыли, стало наниматься все меньшее количество работников. В целом занятость в золотодобывающей отрасли в настоящее время составляет около 120 тысяч человек — самый низкий показатель за все время. С 1990 г. горнодобывающие объекты страны потеряли более 340 тысяч сотрудников. Это привело к ряду негативных последствий, в частности росту безработицы, забастовкам, распространению нелегальной добычи золота.

В последнее время среди основных проблем золотодобывающей отрасли ЮАР выделяют следующие:

- Снижение цены на золото.

- Рост производственных затрат (в частности вследствие износа оборудования, увеличения глубины разработки).

- Снижение содержания золота в руде.

- Учащение простоев в работе предприятий (в том числе из-за перебоев с электроснабжением, забастовок).

- Не самый благоприятный инвестиционный климат.

- Политическая нестабильность и несовершенство регулирующих отрасль законов.

- Низкая маржа денежного потока.

Также среди южноафриканских специалистов распространено мнение, в соответствии с которым у руководства золотодобывающих компаний государство отобрало эффективные инструменты контроля за расходами и своей деятельностью в целом. Так, по словам Питера Мэйджера (Peter Major) из компании «Cadiz Corporate Solutions», сегодня основную роль в реализации различных проектов играет мнение властей, различных некоммерческих организаций и союзов, интересы которых идут в разрез интересам горной отрасли.

По оценкам «Bloomberg», 2015 год стал убыточным для крупнейших компаний страны («AngloGold Ashanti», «Harmony», «Gold Fields»).

 

Перспективы

Золотодобывающая отрасль продолжает занимать важнейшее место в экономической жизни и развитии ЮАР, хотя положение отрасли ухудшается. Так, например, с 2012 г., объемы продаж минеральных ресурсов упали на 40 %, хотя доля их экспорта продолжает занимать значительную часть — 17 %. Золотодобывающие компании продолжают платить высокие налоги и заработную плату. При этом уровень капитальных затрат также остается значительным.

Совет крупнейших золотодобывающих компаний ЮАР разработал три сценария развития, учитывая производительность и занятость.

Сценарий 1. Текущая ситуация меняется к лучшему; повышается прибыльность, так как производственные затраты растут на уровне индекса промышленного производства, но цена золота в рандах растет быстрее; уровень производства золота снижается на 2 % в год; положительная динамика достигается за счет максимизации использования инфраструктуры и ресурсов; в 2025 г. производство составит 135 т золота, а занятость в отрасли упадет до 106 тыс. чел.

Сценарий 2. Прибыльность поддерживается на среднем уровне; производственные затраты практически не меняются; уровень производства золота снижается на 5 % в год; минимальный рост производительности; к 2025 году производство снизится до 95 т в год, занятость — до 80 тыс. чел.

Сценарий 3. Текущие негативные тенденции сохраняются; прибыльность падает, так как затраты остаются значительно выше роста цены на золото в рандах; уровень производства золота снижается на 7,7 % в год; к 2025 г. производство золота в ЮАР снизится до 69 т, занятость — до 68 тыс. чел.

Таким образом, был сделан вывод, что для выхода золотодобывающей отрасли ЮАР из кризиса необходима обширная модернизация, устойчивые, бесперебойные условия работы, а также оптимизация всех имеющихся ресурсов — человеческих, природных и финансовых. Проблему продолжающегося спада можно решить совместной работой всех заинтересованных сторон, чтобы ускорить получение краткосрочной прибыли, достигнуть конкурентоспособности в среднесрочной перспективе и устойчивости в долгосрочной.

В этом смысле особое значение продолжает играть бассейн «Витватерсранд». Несмотря на то, что на нем уже добыто более 62 тыс. тонн (половина всего когда-либо добытого золота в мире), в его недрах содержится еще столько же золота, однако на больших глубинах.

 

 

Начало статьи:

Часть 1. Зoлотодобыча в ЮАР: краткая история, золотодобывающая отрасль сегодня

Часть 2. Зoлотодобыча в ЮАР: открытые работы, переработка хвостов, нелегальная, мекомасштабная и любительская добыча золота


-0+0
Просмотров статьи: 3619, комментариев: 2       

Комментарии, отзывы, предложения

АВС, 15.04.16 10:14:25 — автору

лицензия на добычу подлежит банковскому залогу и наследованию ?

Верхозин С., 15.04.16 16:40:22 — АВС

Лицензия на добычу подлежит банковскому залогу. Если в качестве залогодержателя выступает не банк или другой финансовый институт, требуется предварительное письменное разрешение министерства; в обратном случае (и, если деньги будут использованы для реализации проекта) – не требуется.

Лицензия на добычу не подлежит уступке, передаче, аренде, отчуждению или иному действию такого рода без письменного разрешения. Разрешение выдается правопреемнику, правоприобретателю или другому лицу, претендующему на лицензию, при условии, что будут соблюдаться все нормы, предусмотренные законодательством.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Золотодобыча в ЮАР: законодательные аспекты добычи золота, проблемы и перспективы»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "один прибавить 1":