В феврале 2015 года на пути из Санта-Круза (Калифорния) нашу машину остановил какой-то парень. Его звали Эрни. Он показал мне портативный генератор, который вез на прицепе, и рассказал, что отправляется добывать золото в Гондурас. Времени у меня не было, поэтому мы решили созвониться и продолжить беседу позже. Пару дней спустя мы переговорили по телефону. Довольно быстро я понял, что Эрни человек решительный и не тратящий время попусту. Он занимается различными видами контрактных работ, и, побывав у него дома, мне стало очевидно, что в своем деле он довольно-таки преуспел.
Эрни «заразился» золотой лихорадкой в 2014 году во время барбекю, которое устраивал для своей семьи и друзей. Один из приятелей брата Эрни показал склянку с золотом, которое он добыл на принадлежащем его семье старом участке в Гондурасе. Уже спустя пару недель Эрни собрал чемоданы и отправился в эту экзотическую страну, чтобы непосредственно самому увидеть рудник и познакомиться с методами его разработки, кстати, довольно простыми.
Там Эрни нашел огромный участок земли, покрытой хвостами. Добытчики загружали их в грузовик и перевозили на примитивную мельницу «аррастра» (arrastra), работавшую от дизельного генератора. Для извлечения золота из измельченной породы использовали ртуть. Эрни рассказал, что амальгаму добытчики держали прямо голыми руками. Весь процесс занимал очень много времени, требовал множество сил и был достаточно опасен для здоровья. Эрни был уверен, что должен существовать какой-то более безопасный и эффективный метод извлечения.
По словам работников, в среднем в тонне хвостов содержится около 10 грамм золота. Они были не против заключить с Эрни некоторое партнерское соглашение, если он предложит способ усовершенствования работы и найдет альтернативный использованию ртути способ извлечения.
Эрни вернулся домой и начал упорно штудировать всю информацию об извлечении золота, которую только мог найти. Так он и набрел на наш сайт. Узнав, что в рамках апрельского мероприятия «Gold Prospecting and Mining Summit 2014» проводятся мастер-классы по добыче на настоящем руднике, он решил с нами связаться. К сожалению, все места были уже заняты, однако мы поставили Эрни в очередь, а сам он продолжил изучать интересующий предмет.
Эрни закупил тонну хвостов, которые привезли ему домой с рудника в Гондурасе, и занялся разработкой наиболее подходящего метода их обогащения. Он собрал ряд проб и отправил их на анализ в лабораторию, который подтвердил среднее содержание около 10 г/т. За несколько недель до мастер-класса мы позвонили и сообщили Эрни, что свободные места так и не появились. И говорить не стоит, как он расстроился.
Эрни все-таки съездил на семинар «Знакомство с рудной добычей», который вел наш ветеран Дон Робинсон. Эрни получил там очень полезную информацию, но еще больше предстояло узнать. В процессе своего обучения и с помощью нашего журнала Эрни вышел на контакт с множеством производителей оборудования. И он не просто им звонил, Эрни, потратив время, усилия и деньги, лично посетил офис практически каждой фирмы.
Информацию Эрни собирал не один месяц и, в конце концов, прикупил кое-какое оборудование для организации цикла измельчения-извлечения, состоящего из щековой дробилки и молотковой мельницы. Материал на цикл подавался конвейером. После этого руда поступала на первичный троммель, а затем на вторичный для доводки. Конечный материал представлял собой тонкий концентрат, содержащий много магнетита. Попытки промыть его на лотке результатов не принесли.
Эрни этот факт очень расстроил, однако руки опускать он не собирался. Эрни требовалось больше информации о работе с магнетитом, поэтому он вновь связался с различными фирмами-производителями и металлургическими предприятиями. В итоге Эрни приобрел небольшую обжиговую печь и начал пробовать различные виды флюса, но извлечь золото не получалось.
Наконец Эрни позвонил мне и невеселым голосом сообщил, что наладить процесс извлечения так и не получилось. Он попросил приехать и взглянуть на его установку. Мы договорились встретиться в ближайшую субботу у него дома. Оказалось, дорога до него от нашего офиса занимает всего минут 15.
Я был очень удивлен проделанной работой и впечатлен настойчивостью Эрни. Цикл измельчения был организован и работал правильно. Эрни показал мне полный магнетита лоток и пузырек с результатами его попыток промыть материал: без увеличительно стекла в нем невозможно было разглядеть ни золотинки.
Мы поместили в концентрат с лотка магнит – видимого золота не было. Я подумал, что в материале содержится металл в сульфидах, но, не будучи геологом, рассуждать на эту тему не стал. Мы обсудили возможные варианты, и я дал Эрни контакты наших авторов и фирм, которые могли бы помочь в решении его проблемы. Материала для отправки проб рекомендованным мной специалистам у Эрни оставалось еще достаточно.
В то же время Эрни начал разбираться в магнитных сепараторах, концентрационных столах и оборудовании для гравитационного обогащения. Однако, как я и предполагал, золото в материале Эрни содержалось в сульфидах (в основном в пирите).
Обогащение такого металла для мелкомасштабного добытчика весьма проблематично. В промышленном масштабе для этого применяется флотация, однако Эрни не хотел осложнять жизнь ребятам из Гондураса. Нужно было другое решение. Хотя мучения Эрни с печью и флюсами результатов не дали, в процессе этого он получил кое-какие знания об извлечении золота путем обжига сульфидов и решил, что этот способ может сработать.
Здесь я должен сделать предупреждение. В процессе обжига сульфидов могут выделяться токсичные вещества и испарения, поэтому обязательно следует пользоваться соответствующими средствами защиты, что может подтвердить и сам Эрни. Еще один вариант – переработка концентратов цианидом. Опасные газы при этом вырабатываются только в случае неправильного использования раствора. Хотя с цианидом Эрни связываться тоже не захотел.
После переговоров с несколькими компаниями, специализирующимися на обжиге золотосодержащей руды и соответствующем оборудовании, Эрни собрался и поехал в Орегон на встречу с Майком из фирмы «Action Mining Services». Майк проанализировал пробу, полученную от Эрни, с помощью различных флюсов и, в конце концов, у него получилось извлечь из нее золото.
Целый день Эрни провел с Майком и оплатил индивидуальную консультацию по методам обжига концентрата с использованием флюса из хлорида серебра. Увидев, что конечным продуктом такого метода оказалось видимое золото, Эрни смог наконец-то выдохнуть с облегчением.
В Гондурас Эрни решил взять с собой двух друзей-соратников – Чеви Уэлла и Хорхе Руиса: побывав у него дома, изучив установку измельчения и обогащения, в конце концов, они решили отправиться на рудник все вместе. Собрав контейнер со всем необходимым оборудованием, мужчины отправились в Латинскую Америку.
Тем не менее, не все шло по плану. На таможне Гондураса контейнер Эрни не пропустили, и, прибыв на место, начинающие добытчики поняли, что проблему так просто не решить – понадобится много времени и денег. Их путешествие было коротким: спустя пять дней они вернулись домой, уставшие и разочарованные.
Переговоры с таможней продолжались довольно долго, но, в конце концов, все вопросы удалось уладить. После заверений и обещаний Эрни, контейнер все-таки пропустили. На всю эту волокиту ушло около месяца, а о затраченных средствах и силах и говорить нечего.
Следующая поездка Эрни в Гондурас должна была занять 18 дней. Это время он собирался потратить на установку оборудования и обучение добытчиков на руднике. Хорхе поехал с ним на 9 дней, потом вернулся домой, за Чеви была вторая смена.
На месте они столкнулись с самыми заурядными проблемами, среди которых, однако, были и такие, которые вряд ли мог кто-то ожидать. Эрни с друзьями обнаружили, что из контейнера пропало некоторое оборудование, много химических веществ и флюса. Двигатель одного из генераторов был сломан, химикаты разлиты. Тем не менее, все свалившиеся неприятности были преодолены, необходимый ремонт произведен, новые инструменты и материалы закуплены. Времени на это в малознакомых условиях ушло очень много. Ближайший к руднику продуктовый магазин был в нескольких часах езды, а более-менее приличный город находился в 4 часах на автомобиле по грязным проселочным дорогам.
К концу срока поездки все оборудование было установлено, отрегулировано и работало как надо. Эрни, Чеви и Хорхе удалось решить самые насущные производственные вопросы, устранить несколько поломок, временно уменьшить количество используемой в процессе воды. Им даже удалось немного погулять по окрестностям.
Эрни обучал добытчиков каждому этапу работы отдельно. Предполагалось, что каждый при необходимости мог выполнить любую задачу: измельчить породу, переработать и удалить пустой материал, работать с обжиговой печью, получить золото путем плавки. Кроме того, Эрни занимался контролем безопасности и эффективности всего процесса. Извлеченное золото увозили в «магазин», расположенный в соседской деревне, и там продавали. Наконец, процесс обогащения был полностью организован и начал работать как часы. Долго это, однако, не продлилось.
Эрни сидел в аэропорту и ждал свой рейс в США, когда ему позвонили с рудника и сказали, что сломалась одна из дробилок. Молотки износились, поэтому хвостовой материал до требуемой крупности не измельчался. Тем не менее, Эрни было необходимо возвращаться и выходить на работу.
Эрни очень хотелось поехать обратно на рудник, но дома его ждало множество нерешенных дел. В свободное время Эрни нашел запасные части и даже заказал несколько молотков для мельницы из марганцевого сплава, которые сделали в специальной мастерской.
Пока Эрни был дома, ему несколько раз звонили с рудника. Знакомые добытчики рассказали, что им пришлось снова запустить старый аррастра. Еще он узнал, что воспроизвести процесс плавки не получилось, поэтому работники стали экспериментировать с печью и химическими веществами.
Прошел еще месяц, прежде чем у Эрни появилась возможность вновь поехать в Гондурас. Его жена Шантель и 15-летний сын Сет отправились вместе с ним. Увиденное по приезду на рудник Эрни совсем не понравилось: добытчики снова вернулись к амальгамации.
Эрни ринулся за работу. Он чинил, регулировал, в общем, приводил все обратно в порядок. Наладка всего оборудования заняла у него три дня, а потом кончилась вода.
Вода на рудник перекачивалась от достаточно удаленного источника, и нескольким рабочим поручили отвезти к нему Эрни. Стемнело, и несколько миль им пришлось лезть в гору при свете фонарей. Вода поступала из небольшого ключа, бившего откуда-то из-под дерева. Труба была забита, возможно, лягушкой или каким-то предметом. Они все прочистили и спустя восемь часов вернулись обратно.
На участке был небольшой домик, сложенный из бетонных блоков, скрепленных цементом. По размеру он был вроде гаража на две машины. Обычно там жила хозяйка рудника и ее взрослые дети.
Пока гостили Эрни с семьей, к хозяйке наехало несколько родственников, и в итоге в домик набилось человек десять. К счастью, Эрни захватил с собой большую палатку, которую поставил подальше от остальных.
Электричества и холодной воды не было. Обычная еда – бобы, кукуруза, какие-то съедобные коренья и все, что могли вырастить местные жители, хотя у Эрни были с собой кое-какие запасы провизии. Один раз в соседней деревне, что в паре часов езды от рудника, удалось достать мяса – живую курицу, которую вручили Эрни в качестве благодарности. Птицу зарезали и приготовили на обед.
Погода стояла достаточно душная, температура выше 38°С, воздух влажный. Иногда по ночам шли ливни, хотя днем дождей не бывало. Из-за жары носить специальные средства защиты при плавке было крайне некомфортно, но обязательно.
Когда все оборудование и процесс были вновь отлажены, Эрни организовал двенадцатичасовые рабочие смены: четыре часа – измельчение, четыре – промывка на троммелях, остальные четыре – обжиг в печи.
Как говорит Шантель, общаться с хозяйкой и ее семьей было немного трудно, так как по-испански она говорит не так хорошо, как Эрни. Она рассказала, что в гондурасской семье все роли строго распределены. Женщины занимаются на кухне, покупают продукты, убираются. Одежду стирают руками, а готовят на костре. На мужчинах все, что связано со строительством, техническим обслуживанием и добычей. Хотя было и исключение: две женщины, пришедшие из какой-то глухой деревни, стали работать непосредственно на руднике.
В семье был маленький старый телевизор, подключенный к генератору. Смотрели его по часу в день. Все собирались вместе и включали популярное вокальное шоу, в котором соревновались двенадцать детей, каждый из определенного района Гондураса. Телефоном можно было пользоваться в определенное время дня, когда над местностью пролетал спутник.
Эрни и Шантель были очень удивлены тем, какие добрые и заботливые люди там живут. У них нет таких удобств (и неудобств), как в США, однако они всегда казались счастливыми и довольными.
Эрни выполнил свою задачу – снова наладил весь процесс извлечения, хотя и возникли некоторые трудности при плавке: не получалось отделить золото той же чистоты, как раньше. Получив несколько телефонных консультаций, Эрни решил поместить во флюс кусок арматуры. Она стала «улавливать» серу, и работа снова пошла.
Местные добытчики с других рудников услышали об Эрни и начали время от времени приносить ему пробы. Эрни уже был готов подумать о расширении своего маленького предприятия, если бы удалось найти богатый материал.
На руднике осталось еще много дел. Вскоре после отъезда Эрни снова начались проблемы с дробилками. Сейчас он обдумывает возможность модернизации цикла измельчения, возможно, с использованием вместо щековой и молотковой дробилок шаровой мельницы. Кроме того, Эрни не перестает размышлять над тем, как помочь добытчикам в Гондурасе отказаться от использования ртути.
Эрни собирается тратить все свое свободное время на усовершенствование процесса извлечения золота и вернуться на рудник, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Он говорит, что ему наконец-то удалось договориться с властями, отвечающими за добычу в Гондурасе, чтобы избежать проблем на таможне, остается только узнать решены ли они окончательно.
Источник: http://www.icmj.com/
Перевод С.С.Верхозина
Комментарии, отзывы, предложения
Чугунов Ю.Д., 27.01.16 19:56:39 — всем
Все дробилки и мельницы имеют зоны с высокой степенью износа, как и молотковые дробилки. Это их недостаток. Другое решение повышения износостойкости воплощено в роторных мельницах с вертикальным валом , путем использования сплава ВК-8. Хотелось бы добавить, что существуют технологии сухого метода обогащения, без воды и ядохимикатов.
Антон, 27.01.16 20:27:11 — Чугунову Ю.Д.
До боли знакомая история. Только на опыте работы в другой стране Латинской Америки.
Уважаемый г-н Чугунов Ю.Д., мы как раз занимаемся вопросами внедрения сухих методов обогащения в реальных условиях. Было бы интересно обменяться мнениями. Как с Вами связаться?
Arkadiy Ayriyants, 28.01.16 03:17:16 — ark1968@gmail.com
Статья читается как художественная книга. Описана реальная проблема крайней низкой квалификации местных стрателей. Точно также добывают золото в Камбодже и Вьетнаме. Автор не рассказал самого главного - сколько в итоге он зарабатывает проживая с семьей в таких не очень комфортных условиях. Вряд ли много, учитывая уровень благосостояния хозяйки рудника. Сомневаюсь, что у себя в США он и его жена зарабатывали меньше. В общем, непонятно для чего все это он делает. Его друзья, похоже, гораздо раньше сообразили и перестали ездить в Гондурас.
савиных михаил ильич, 28.01.16 06:53:31 — всем
Откуда инвестиции у одержимого ? На поездки, на оборудование, на зарплату, на черт знает, еще? Миллионер блажной?
Леша, 28.01.16 10:33:07 — савиных михаил ильич, всем
А что много ли нужно для счастья ? Может парень этот американский водителем работал-накопил 70-80.000$ и решил заняться майнингом.
Меня другое в статье заинтересовало-а где результат ? Сколько он интересно добыл и добыл ли что-то вообще ?
Хантер, 28.01.16 11:15:02
При 10 г/т в дробленых хвостах на поверхности можно неплохо заработать. Искать надо такие местечки. В США, говорят, кредит можно взять под 3% годовых. Чего бы и не попробовать?
Антон, 30.01.16 06:48:56 — ааа
У нас руда от 4 г/т. Большое содержание глины. Традиционные методы обогащения работают крайне отвратительно. Экспериментируем.
Виктор, 23.10.18 13:17:18
Интересно.
Владимир, 27.01.16 19:41:05
На кончиках пальцев пирамидка весом порядка 200 грамм (это если по объему судить) и пальцы даже не напряжены.
Не убедительно.