Гудков Сергей Викторович, Директор;
Никишин Денис Леонидович, Зам.Директора – Начальник Правового управления
В соответствии с Приказом Федерального агентства по недропользованию от 16.10.2012 № 1101 ФБУ Центр «СРП-Недра» было переименовано в ФБУ «Росгеолэкспертиза» и на него были возложены полномочия по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Во исполнение Приказа была увеличена штатная численность учреждения и в составе ФБУ «Росгеолэкспертиза» были образованы Управление экспертизы проектов геологического изучения недр, а также 14 территориальных отделений, деятельность которых охватывает всю территорию Российской Федерации.
Наряду с экспертизой проектов геологического изучения недр приоритетными для учреждения являются задачи по правовому и геолого-экономическому обеспечению деятельности Роснедра, а также представление интересов агентства в судах общей и арбитражной юрисдикции.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 5 июня 2014 г. № 333 на учреждение с 1 октября 2014 года возлагается осуществление полномочий по обеспечению деятельности центрального аппарата Федерального агентства по недропользованию в сфере лицензирования ТПИ.
ФБУ «Росгеолэкспертиза» ведется активная работа по подготовке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность как Роснедр, так и учреждения.
Так, в целях снижения административных барьеров и повышения эффективности организации проведения экспертизы проектов геологического изучения недр принят приказ Минприроды России от 28 октября 2014 г. № 470 «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации экспертизы проектов геологического изучения недр, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 139», зарегистрированный в Минюсте России 17 ноября 2014 г. № 34724.
Данным приказом значительно упрощается проведение экспертизы проектов геологического изучения недр, финансируемых за счет средств пользователей недр. По проектам геологического изучения недр, финансируемых за счет средств пользователей недр, отменяется обязанность заявителей по предоставлению на экспертизу производственной части проекта и сметы на выполнение работ по проекту. При проведении экспертизы проектов геологического изучения недр, финансируемых за счет средств пользователей недр, его проверка на соответствие утвержденным в установленном порядке сметным нормам не осуществляется.
Сокращен перечень документов, предоставляемых на экспертизу предоставляемых заявителями в составе проектов геологического изучения недр, финансируемых за счет собственных средств, который включает в себя:
- копию технического (геологического) задания, утвержденного заказчиком работ по геологическому изучению недр;
- методическую часть проекта, включающую общие сведения об объекте работ, информацию об общей характеристике геологической изученности объекта, описание и обоснование принятых методик и технологий проектируемых работ, с помощью которых реализуется техническое (геологическое) задание, детальное описание проектируемых работ с указанием их видов, объемов и сроков проведения, а также информацию о методах проектируемых работ с указанием последовательности их выполнения;
- календарный план выполнения работ;
- графические приложения в виде чертежей, схем, планов.
Экспертиза изменений и дополнений в проекты геологического изучения недр осуществляется в порядке, предусмотренном для проведения экспертизы проектов геологического изучения недр.
Размер платы за получение государственной услуги по организации экспертизы проектов геологического изучения недр определяется исходя из сведений об общей инвестиционной (сметной) стоимости проекта геологического изучения недр, указываемых в заявке на проведение экспертизы. Указанная плата подлежит поступлению в федеральный бюджет.
Общий срок проведения экспертизы проектов геологического изучения недр, независимо от источника финансирования, сокращен до 60 рабочих дней.
Данные изменения вступают в силу через 10 дней с момента официального опубликования Приказа Минприроды России от 28 октября 2014 г. № 470.
В настоящее время Федеральным агентством по недропользованию совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведется масштабная деятельность по совершенствованию законодательства о недрах.
1. Среди наиболее важных изменений, внесенных в Закон РФ «О недрах» за прошедший год, необходимо упомянуть следующие:
– Федеральный закон от 21.07.2014 № 261-ФЗ, регламентирующий вопросы размещения подтоварных вод в пластах горных пород и предусматривающий возможность осуществления данного вида пользования недрами недропользователями, осуществляющими разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, без получения отдельной лицензии на основании технического проекта, или иными лицами по самостоятельной лицензии.
Данный федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2015 г.
В его развитие в настоящее время ведется подготовка ряда подзаконных актов, в том числе порядка пользования недрами для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, и порядка предоставления недр в пользование для указанных целей.
– Федеральный закон от 21.07.2014 № 260-ФЗ, регламентирующий вопросы выплаты государственного денежного вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых.
– Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ регулирует земельные отношения при осуществлении пользования недрами. Предусматривается возможность использования в целях геологического изучения недр земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Кроме того, предусматривается возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Данный закон в указанной части вступает в силу с 1 марта 2015 года.
– Федеральный закон от 28.12.2013 № 408-ФЗ, регламентирующий особенности выдачи горноотводных актов и подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ.
2. Также за прошедший период был разработан ряд поправок в подзаконные акты, важнейшими из которых являются:
– Изменения в Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр, утвержденный Приказом МПР России от 15.03.2005 № 61, внесенные приказом Минприроды России от 27.01.2014 № 37 и предусматривающие заявительный принцип получения права пользования недрами для целей геологического изучения недр на твердые полезные ископаемые.
Данными поправками предусматривается, что участки недр, по которым отсутствуют данные о наличии запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов категорий P1 и P2 и которые не были включены в программы или перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, предоставляются в пользование на основании заявок заинтересованных лиц без включения таких участков недр в указанные перечни.
Границы данных участков недр определяются заинтересованным лицом самостоятельно, при этом площадь одного такого участка не должна превышать 100 км2, а их количество, предоставляемое одному заявителю, – 3 участков.
– Постановлением Правительства РФ от 02.04.2014 № 259 в развитие поправок ранее внесенных в статью 23.2 Закона РФ «О недрах», предусматривающих, что согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых на участках недр местного значения осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, были внесены соответствующие изменения в Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 № 118.
– Постановлением Правительства РФ от 05.02.2014 № 81 были внесены отдельные изменения в Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, предусматривающие сокращение сроков проведения экспертизы (с 90 дней до 70 дней, а срок продления с 60 дней до 30 дней), установление требований к экспертам (в том числе запрет на участие в экспертизе лиц, заинтересованных в ее результате), а также внесены редакционные изменения в связи с введением термина участки недр местного значения.
– Приказом Роснедр от 05.11.2013 № 898 внесены изменения в Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, которым из числа оснований для отказа в согласовании перечней было исключено нахождение полностью или частично участка недр в распределенном фонде. Внесение указанных изменений позволило в целом решить проблему с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в отношении участков недр местного значения, ранее предоставленных в пользование федеральными органами власти.
3. В тоже время остается масса нерешенных вопросов, по которым нормотворческая деятельность в настоящее время активно ведется.
В настоящее время планируется осуществить коренное реформирование и обновление государственной системы лицензирования, на что направлены поправки в Закон РФ «О недрах», подготовка которых ведется в рамках так называемого” ФАСовского законопроекта», находящегося сейчас на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
Среди базовых принципов правового регулирования, предусмотренных данным законопроектом, необходимо упомянуть следующие:
1) перенос основных обязательств из лицензии в проектную документацию (в том числе в части видов, объемов и сроков проведения работ).
2) в части проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами:
- Отмена обязанности подтверждения финансовых, технических и кадровых возможностей претендента, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ;
- возможность предоставления права пользования недрами единственному участнику аукциона, а в случае неуплаты победителем разового платежа – участнику аукциона, предложение которого было вторым;
- установление аукционного окончания конкурсов в случае получения равных оценок по ТЭПам двумя или более участниками;
- выдача лицензии на пользование недрами осуществляется после уплаты участником конкурса или аукциона разового платежа за пользование недрами.
3)определение на уровне закона общего порядка внесения изменений в лицензии на пользование недрами и уточнение оснований для внесения изменений, где основное место занимает изменение представлений о геологических характеристиках объекта по результатам проведенных работ.
Кроме того, в отличие от существующей практики не допускается изменение тех условий лицензии, по которым на дату обращения пользователя недр об их изменении пользователю недр направлено и действует письменное уведомление о допущенных нарушениях данных условий лицензии, до истечения срока действия уведомления. Кроме того, не подлежат изменению условия лицензии, касающиеся размеров разовых платежей за пользование недрами, а также запрещается исключение из лицензии установленных по результатам конкурса обязательств пользователя недр.
4) в части переоформления лицензий вводятся ограничения, направленные на предотвращение использования данной процедуры для ухода от уплаты налогов, ухода от расчета с кредиторами при банкротстве, ухода от проверок контролирующими органами.
5) в части досрочного прекращения права пользования недрами:
- отмена полномочия лицензирующего органа по прекращению права пользования недрами за нарушение условий пользования недрами без процедуры уведомления и устранения нарушений;
- автоматическое прекращение права пользования недрами в границах геологического отвода по совмещенной лицензии после истечения срока геологического изучения с одновременной корректировкой границ участка недр;
- максимальный срок действия уведомления увеличен до 24 месяцев.
Также уточнены основания для досрочного прекращения:
- Нарушение пользователем недр сроков, подготовки проектной документации и сдачи геологической информации;
- Нарушение условий, связанных с платежами при пользовании недрами;
- Несоблюдение требований проектной документации в части:
срока начала геологического изучения недр;
срока начала строительства объектов инфраструктуры или срока ввода в разработку месторождения;
срока начала строительства или срока ввода в эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
уровня добычи полезных ископаемых.
- По инициативе пользователя недр по его заявлению.
6) предусматривается возможность предоставления лицензии на геологическое изучение недр на группы полезных ископаемых (УВС, ТПИ, ПВ, ОПИ) с возможностью последующего получения лицензии по факту открытия месторождения по любому из входящих в группу полезному ископаемому.
7) закрепляется право отработки частей одного месторождения, предоставленных в пользование по нескольким лицензиям, в рамках единого технического проекта. Кроме того, предельные значения допустимых отступлений от уровней добычи по ТПИ и УВС также будут предусматриваться в техническом проекте.
4. Другой важной новеллой является совершенствование законодательства о геологической информации, осуществляемое в рамках проекта федерального закона № 116807-6, принятого Государственной Думой в первом чтении.
Законопроектом предусмотрено ограничение режима конфиденциальности первичной геологической информации 3 годами с момента ее представления в фонды геологической информации, а интерпретированной геологической информации – 5 годами. Данные ограничения срока конфиденциальности геологической информации о недрах направлены на стимулирование проведения геологоразведочных работ за счет частных средств путем предоставления заинтересованным лицам доступа к сведениям, касающимся геологической изученности определенных перспективных территорий.
Данные поправки полностью соответствуют мировой практике в рассматриваемой сфере (США, Канада, Норвегия, Нидерланды, ЮАР).
Кроме того, данным законопроектом предлагается создание Единого фонда геологической информации, который позволит агрегировать существующие информационные геологические ресурсы в единую систему, а также уточняются особенности хранения первичной геологической информации в форме различных геологических образцов.
5. Имеется также ряд других направлений, по которым ведется нормотворческая деятельность.
– В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации разработан законопроект по внесению изменений в часть 2 статьи 6 Закона РФ «О недрах», которой предусмотрена возможность осуществления разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения на основании решения Правительства Российской Федерации после завершения геологического изучения недр на этом участке недр. Указанным законопроектом данное ограничение предлагается распространить исключительно на юридических лиц с участием иностранных инвесторов или иностранных инвесторов.
– Также прорабатывается законопроект по исправлению технических ошибок, допущенных при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами.
Под технической ошибкой предлагается понимать описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки, допущенные при оформлении или переоформлении лицензий и приведшие к несоответствию сведений, внесенных в лицензию и (или) ее неотъемлемые составные части, документам, содержащим геологическую, экономическую и экологическую информацию о предоставляемых в пользование участках недр, в отношении которой проведена государственная экспертиза, документам, на основании которых осуществлялось их оформление или переоформление, а также сведениям, содержащимся в государственном балансе запасов полезных ископаемых, государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых.
– В рамках проекта федерального закона № 371615-6 планируется внесение изменений в статью 2.1 Закона РФ «О недрах» в части уточнения критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения.
Планируется исключить из числа объектов федерального значения проявления полезных ископаемых, а также увеличить пороговые значения по ряду полезных ископаемых.
– Разрабатывается законопроект по передачи части полномочий в отношении лицензирования геологического изучения, разведки и добычи подземных вод с дебетом скважин до 500 м3 на уровень субъектов Российской Федерации.
Кроме того, расширяются полномочия по осуществлению пользования недрами для добычи подземных вод для собственных нужд собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков без получения лицензий на скважины с дебетом до 100 м3 из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованных систем водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованных систем водоснабжения.
Доклад представлен на Пятьдесят первом заседании Горнорудного Консультативного Совета