Рейтинг@Mail.ru

Разработка новой Классификации запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых

ФБУ«Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ГКЗ)

Саганюк В.Б., Главный специалист отдела мониторинга, анализа и методологии

 

Развитие и укрепление минерально-сырьевой базы России в немалой степени связано с обоснованностью и достоверностью запасов полезных ископаемых и уровнями их добычи. При этом необходимо от простого учета запасов на балансе переходить к созданию инструмента, позволяющего управлять запасами и осуществлять стратегическое планирование. Именно эта цель и заложена в основу реформирования  классификаций как углеводородов, так и твердых полезных ископаемых (ТПИ), которые помимо изменения категорий запасов и их количественного приближения к современным реалиям, предусматривают и организационные изменения в структуре управления запасами.  Так, в 2013 г. утверждена Новая классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов, которая будет введена в действие с 1 января 2016 г. В настоящее время ведется разработка Новой классификации запасов и прогнозных ресурсов ТПИ.

Действующая в настоящее время классификация не обеспечивает объективного планирования уровней добычи и потребности в минеральных ресурсах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также не позволяет эффективно управлять запасами, учитываемыми Государственным балансом, и соответственно не создает условий для диалога государства и недропользователя. Как пример - при существующих ценах на минеральные ресурсы, действующей налоговой системе и имеющейся инфраструктуре большинство запасов нераспределенного фонда недр не может быть вовлечено в разработку в силу экономической нецелесообразности их освоения, классификация это не учитывает. Кроме того, при отработке месторождений по техническим проектам разработки, исходя из имеющихся технологий, существенная часть запасов - до 40-50% может оставаться  в недрах в виде эксплуатационных потерь, потерь в охранных зонах и т.д. При этом объем извлекаемых запасов государством не утверждается.

В то же время, международная система оценки запасов, шаблон CRIRSCO, ориентирована только на привлечение инвестиций, защиту инвестора и получение максимальной прибыли недропользователя. Международные стандарты оценки не учитывают интересы государства как собственника недр в части рационального их использования. Поэтому и возникла потребность разработать новую классификацию, которая позволяла бы эффективно управлять недрами, имея в виду прежде всего создание площадки, позволяющей стимулировать недропользователей к эффективной и рациональной разработке недр.

В соответствии с концепцией по модернизации Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов ТПИ и распоряжением Роснедр была создана рабочая группа по подготовке новой классификации запасов. Главное принципиальное отличие новой классификации  в том, что она вводит понятие извлекаемых запасов, которые будут определяться по результатам расчетов, выполненных в проектном документе на разработку месторождений. Тем самым, с одной стороны, мы делаем решающий шаг в сближении Российской и международной классификаций, с другой – и это наверно еще более важно, определяем реальную сырьевую базу ТПИ, на основании которой можно выстраивать государственную политику как в области воспроизводства минерально-сырьевой базы, так и при необходимости стимулирования разработки минерального сырья.

Итоговой целью Новой классификации как по УВС, так и по ТПИ должна стать подготовка основы для разработки сценариев поведения государства, в том числе в отношении предоставления научно обоснованных преференций недропользователям в зависимости от конъюнктуры внешнего и внутреннего рынка.

В настоящий момент подготовлены 3 варианта классификации.

Первый вариант разработан на основании действующей Классификации запасов и ресурсов в РФ  с более корректной их совместимостью с шаблоном CRIRSCO. В его основу положен эволюционный принцип, позволяющий изменить действующую квалификацию, не меняя кардинально основополагающие принципы – сложность геологического строения, изученность и промышленное  освоение, обеспечивающие более простую переоценку запасов, учтенных государственным балансом, и прогнозных ресурсов ТПИ в РФ.

Второй вариант более радикальный. В его основу положен шаблон CRIRSCO, отменяющий понятие сложности геологического строения месторождения и степень его геологической изученности.

При рассмотрении двух вариантов членами рабочей группы и территориальными органами Роснедр были даны многочисленные и местами взаимоисключающие предложения и замечания по совершенствованию представленных вариантов Классификаций. Мнения разделились. Большинство поступивших предложений поддержали первый вариант - 13 предложений, за второй вариант – 6, оставить действующую Классификацию – 2 и перейти на шаблон   CRIRSCO – 1.

По результатам поступивших предложений и замечаний был разработан третий вариант Классификации запасов и ресурсов (в настоящее время направлен на рассмотрение в Роснедра), который по возможности включил в себя лучшее из двух вариантов, в том числе:

1. В классификации введен термин «извлекаемые запасы», в которых выделены две категории: доказанные R1 и вероятные R2. и другие.

2. Определено понятие «разрабатываемого» месторождения.

3. Существенно снижены ограничения по промышленной категории запасов ТПИ по степени геологической изученности;

4. Из классификации удален термин «Условно-балансовые» («гранично-экономические») запасы.

Новая классификация запасов и ресурсов обеспечивает улучшение механизма взаимоотношений государства и недропользователя:

- объем извлекаемых запасов соответствует определенным  Техническим проектом на разработку месторождений;

- извлекаемые запасы гармонизированы с международной системой CRIRSCO и могут быть использованы как основа для принятия решений по инвестициям в разработку месторождения;

- обеспечивается средне- и долгосрочное планирование уровня добычи и потребности народного хозяйства в минеральных ресурсах;

- выделение категории «извлекаемые запасы» месторождения, проведение их экспертизы и постановка на Госбаланс;

- сохранение преемственности и сопоставления действующей и новой Классификации, а также базовых принципов изученности, сложности геологического строения и промышленной значимости месторождений;

- создание условий и площадки для диалога между государством и недропользователем.

Мы надеемся, что новая классификация запасов и ресурсов ТПИ позволит существенно улучшить механизмы взаимодействия государства и бизнеса в недропользовании. 

 

Доклад представлен на Пятьдесят первом заседании Горнорудного Консультативного Совета  


-1+0
Уникальные посетители статьи: 5272, комментариев: 4       

Комментарии, отзывы, предложения

ПРОСПЕКТОР, 24.12.14 20:50:22 — ВСЕМ

"В то же время, международная система оценки запасов, шаблон CRIRSCO, ориентирована только на привлечение инвестиций, защиту инвестора и получение максимальной прибыли недропользователя."

Хочется спросить у г-на Саганюка -он читал Конституцию РФ - " Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства " ?? Так вот обязанность ГКЗ, как государственного органа привлечение инвестиций, защиту инвестора и получение максимальной прибыли недропользователя. А что это учреждение творит на самом деле ????

Философ, 25.12.14 11:37:57

Очередная косметическая правка, причем только ухудшающая положение, заводящая в тупик.

Повторю то, что уже неоднократно было опубликовано в статьях и аналитических обзорах по поводу Классификации ТПИ:

…….

Резюме:

Классификация запасов МТПИ нуждается в усовершенствовании для решения задач эффективного управления недрами в рыночных условиях путем:

• упрощения с одновременным насыщением практическим смыслом выделяемых дефиниций;

• обеспечение возможности использования блочного моделирования и геостатистических методов подсчета;

• синхронизации с классификациями запасов, принимаемыми при листинге на сырьевых площадках западных фондовых бирж.

Решение задачи:

Необходима реформа Классификации. Наиболее эффективно этот вопрос могли бы решить совместными усилиями ассоциации добывающих компаний и независимые общества геологов и горняков, что позволит избежать ошибки очередной косметической правки Классификации советского периода развития.

К сожалению, эти ребята (МПР, Роснедра, ГКЗ)не смогут сделать ничего хорошего, но и другим эту работу не отдадут.

Журавлев, 08.01.15 14:09:12

Занять бы этих ребят чем-нибудь полезным. Дать бы МПР задачу: "привлечь в РФ в 2015 году $100 млн. зарубежных инвестиций" или "создать в горной промышленности РФ в 2015 году 1 млн. рабочих мест". ВВП, кажется, пообещал создать 25 млн. рабочих мест, логично, если 1 млн создаст МПР.

А то они только тратить горазды бюджетные деньги и надувать ресурсы там, где их нет.

SiropchikTon, 08.07.15 14:48:14

Ф приказ об утверждении новой классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, разработанной в целях сближения с международной системой оценки запасов и ресурсов.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Разработка новой Классификации запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "пять прибавить 1":