Никитин С.Е., Заместитель начальника Управления геологии твердых полезных ископаемых
Главными задачами государственной системы лицензирования пользования недрами является устойчивое развитие горно-добывающей отрасли, поддержание и увеличение объемов добычи полезных ископаемых в соответствии с долгосрочной стратегией развития минерально-сырьевой базы, создание новых сырьевых баз высоколиквидных и дефицитных видов полезных ископаемых в новых районах, выявление нетрадиционных для России типов месторождений в существующих горнопромышленных регионах, укрепление минерально-сырьевых баз действующих предприятий с целью улучшения социально-экономических условий и обеспечения геополитических интересов России в области недропользования.
На основе анализа материалов по предоставлению права доступа к недрам, результативности процедур и полученных изменений структурных и количественных характеристик фонда недр в эволюции государственной системы лицензирования пользования недрами можно выделить четыре этапа:
1) 1992–1995 гг. – начальный этап, на котором в соответствии с «Положением о порядке лицензирования пользования недрами» и действовавшей на тот момент редакцией Закона РФ «О недрах» практически вся минерально-сырьевая база, находящаяся в промышленном освоении, была без конкурсов и аукционов бесплатно передана действующим недропользователям. Проводилось ограниченное число конкурсов, лицензии на геологическое изучение выдавались практически только на геологоразведочные работы за счет государственных средств.
2) 1996–2002 гг. – «конкурсный» этап, на котором участки недр передавались пользователям через конкурсы при невысоких разовых платежах; преобладали лицензии на добычу полезных ископаемых, разведанных до 1990 года, лицензии на условиях риска (совмещенные) не превышали 10-15 %, лицензии на геологическое изучение предоставляются достаточно свободно по заявкам в большом объеме. Геологоразведочные работы велись в основном за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Это явление имело как объективные причины (действующие нормы закона, отсутствие реальных инвестиций), так и субъективные (отсутствие какой-либо стратегии лицензирования пользования недрами).
3) 2003 г. – конец 2008 г. (середина 2009 г.) – «аукционный» этап, характеризующийся появлением новых крупных горнодобывающих компаний, ростом на внутреннем и внешнем рынке цен на минеральное сырье, с 2006 года бурным ростом инвестиций в геологическую и горнодобывающую отрасли, деградацией государственной геологической службы.
4) с 2009 г. и по настоящее время – современный этап, имеющий следующие особенности:
разведанные месторождения полезных ископаемых практически полностью распределены (за редким исключением – Сухой Лог, угольные месторождения);
ощущается определенный дефицит распределяемых перспективных участков недр;
в нераспределенном фонде недр практически не осталось площадей с оцененными (апробированными) прогнозными ресурсами;
большая конкуренция на аукционах за перспективные участки недр с разведанными запасами, либо с достоверно оцененными ресурсами ПИ;
большое число не состоявшихся аукционов, хотя в последние два года Роснедра смогли переломить эту тенденцию (в 2014 году не состоялось около 60 % объявленных аукционов).
Количество действующих лицензий на твердые полезные ископаемых снизилось за 10 лет почти на 30 %: с 5742 лицензий в 2000 году до 4044 в 2011 году. И лишь в 2012 году наметился незначительный их рост (на 1 октября 2014 года действовало 4392 лицензии).
Это снижение связано с уменьшением доли поисковых и добычных лицензий в общем объеме действующих лицензий, что, в свою очередь, предопределялось существующим весьма громоздким механизмом получения поисковых лицензий (через Перечни, в отсутствие заявительного принципа) и отсутствием в нераспределенном фонде инвестиционно привлекательных участков под разведку и добычу. В этих условиях недропользователь вынужден был ориентироваться на получение сквозных лицензий на малоизученные участки через аукционы и конкурсы («Greenfields»).
Кратко остановимся на основных проблемах, существующих при предоставлении (получении) доступа к недрам.
Получение права пользования недрами на геологическое изучение.
До недавнего времени ситуация с предоставлением прав на геологическое изучение на ТПИ была крайне негативная. Институт лицензий на геологическое изучение фактически не работал из-за сложной и неэффективной процедуры получения поисковых лицензий.
Кардинально ситуация изменилась с середины июля 2014 года с принятием поправок в приказ МПР России от 15.03.2005 № 61, которыми введен заявительный принцип на получение лицензий в отношении участков с низкой степенью геологической изученности. Согласно приказу Минприроды России от 27.01.2014 № 37 (зарегистрировано Минюстом 10.06.2014) приказ № 61 дополнен новым разделом «Рассмотрение заявок на получение права пользования участком недр…». Согласно этим поправкам недропользователь может получить лицензию на геологическое изучение на основании заявки, т.е. минуя Перечни, при условии, если выбранный для геологического изучения объект не включен в Программы и Перечни для геологического изучения, по заявляемому участку отсутствуют сведения о запасах и прогнозных ресурсах кат. Р1 и Р2. При этом предельное количество и размер участков, предоставляемых в пользование для целей геологического изучения, составляет не более 3 участков на одного заявителя, размер каждого – не более 100 кв. км.
За короткий срок заявочный принцип на геологическое изучение привлек огромное внимание – на 1 ноября 2014 года от недропользователей уже поступило 159 заявок на получение лицензий на геологическое изучение на ТПИ за собственные средства. Для сравнения: за весь 2013 год было выдано 22 таких лицензии.
На стадии геологического изучения участков недр и разведки месторождений по-прежнему сохраняется требование о необходимости геологической экспертизы проектов геологоразведочных работ, проводимых недропользователем за собственные средства, что, по мнению многих пользователей недр, является излишним. Однако государственные органы управления фондом недр считают нецелесообразным полностью отменить проведение геологической экспертизы таких проектов.
Тем не менее, в рамках совершенствования процедуры проведения экспертизы проектов геологоразведочных работ Минприроды России разработан проект приказа «О внесении изменений и дополнений в Административный регламент… », утвержденный приказом Минприроды от 12.04.2013 № 139, которым отменяется проведение экспертизы сметной части проекта, а также предусматривается сокращение сроков экспертизы с 70 до 60 дней.
Аукционы и конкурсы на получение права пользования недрами.
Анализируя итоги аукционов и конкурсов по твердым полезным ископаемым за достаточно длительный период (2000-2013 гг.), отметим, что наблюдается некоторое уменьшение количества ежегодно проводимых аукционов и конкурсов и рост числа несостоявшихся аукционов и конкурсов. Хотя в 2012-2014 гг. последняя тенденция стала ослабевать. Эта положительная динамика свидетельствует о повышении востребованности участков в связи с сокращением запасов в нераспределенном фонде, снятии избыточных требований к заявочной документации на участие в аукционах и конкурсах.
Увеличились и поступления в бюджет от разовых платежей по итогам аукционов и конкурсов. Всего за 8 мес. 2014 года в федеральный бюджет поступило порядка 65 млрд. рублей, что составляет почти 90 процентов от годового плана.
Тем не менее, необходимо дальнейшее совершенствование процедуры аукционов и конкурсов:
1. Прежде всего, это относится к недостаточной прозрачности процедур, выражающейся в не урегулированном до настоящего времени на законодательном уровне требовании к участнику аукциона или конкурса, который должен «представить доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ» (ст. 14 Закона РФ «О недрах»);
2. В длительном периоде от заявки недропользователя до объявления аукциона;
3. В отсутствии программного принципа при формировании перечней лицензирования.
Внесение дополнений и изменений в лицензии на ТПИ.
Ежегодно дополнения и изменения вносятся в 15 % действующих лицензий. Прежде всего, это касается актуализации сроков освоения лицензионных участков, продление сроков действия лицензий.
Закон РФ «О недрах» содержит достаточное количество норм для внесения изменений и дополнений в условия пользования недрами (ст. 7, 10, 12, п. 7 ст. 22). Положение в этом вопросе понятно и адекватно – у пользователей обычно не возникает проблем, если работы ведутся согласно установленным в лицензиях условиям или с незначительным отклонением от них.
Однако в последнее время все более очевидной становится необходимость разработки единого подхода к формированию условий пользования недрами еще на стадии подготовки объекта к лицензированию. Обязательно должны учитываться стадийность геологоразведочных работ, индивидуальные особенности объектов недропользования, а именно: экономико-географические условия, масштаб объекта, наличие или отсутствие инфраструктуры, - необходимо предусматривать реальное время с учетом возможной сезонности работ на осуществление всех стадий реализации геологоразведочного или добычного проекта. Министерством природных ресурсов уже разработан соответствующий проект федерального закона, который внесен в Правительство РФ в 2014 году.
Напряженная ситуация сложилась лишь с изменением границ лицензионных участков в отношении исправления технических ошибок при лицензировании, поскольку такое основание законодательством не предусмотрено. Поэтому пока в подобных случаях эти проблемы решаются только через судебные процедуры.
Разрабатываются соответствующие поправки к Закону РФ «О недрах» в части изменения границ участков недр.
Досрочное прекращение или приостановка прав пользования недрами.
Досрочное прекращение прав пользования недрами – исключительная мера в недропользовании. Применяется не часто. По твердым полезным ископаемым в 2010 г. было прекращено 192 лицензии, в 2011 г. – 193, в 2012 г. – 148, в 2013 г. – 155, что составляет менее 1 % действующих лицензий. Основными причинами прекращения являлись:
- отказ владельца лицензии от права пользования недрами (удельный вес таких лицензий от 43 до 61 % от общего числа прекращенных лицензий)
- невыполнение условий пользования недрами удельный вес таких лицензий от 21 до 40 % от общего числа прекращенных лицензий, в 2013 году таких лицензий было 32, а за 9 месяцев 2014 года – 39.
В 2014 году все активнее применяется механизм приостановки действия лицензий из-за изменений мирового рынка минерального сырья, существующих инфраструктурных ограничений. Такие меры, например, применены в отношении урановых лицензий ОАО «Атомредметзолото» в Забайкалье и Республики Саха (Якутия), а также угольных месторождений Республики Тыва.
Основные тенденции, достижения и проблемы в лицензировании ТПИ в 2014 году.
1) Снижение пресловутых административных барьеров.
2) «Заявочный» принцип на геологическое изучение в отношении малоизученных высоко рисковых площадей – основы для деятельности юниорных геологоразведочных компаний в России.
3) Актуализация лицензионных условий с учетом, прежде всего, инфраструктурных факторов, геолого-экономических условий и современных рыночных цен на минеральное сырьё.
4) Перенос приоритетов в лицензионных условиях на проектные решения по отношению к срокам геологического изучения, освоения, объемов работ и добычи минерального сырья.
5) Попытки на законодательном уровне разрешить следующие проблемы в недропользовании:
а) корректировка института участков недр федерального значения (исключение рудопроявлений, россыпных проявлений и месторождений, повышение планки по месторождениям золота и меди);
б) упорядочения требований к недропользователям в части обеспеченности квалифицированными специалистами, финансовыми и техническими средствами;
в) корректировка границ лицензионных участков;
г) возможность уточнения целевого назначения лицензий в отношении вновь выявленных полезных ископаемых и компонентов, в том числе попутных;
д) расширения комплекса полезных ископаемых по лицензиям на ранних стадиях геологического изучения и освоения участков недр, предоставленных в пользование.
6) Рост числа судебных решений при разрешении спорных вопросов в лицензировании.
Доклад представлен на Пятьдесят первом заседании Горнорудного Консультативного Совета
Комментарии, отзывы, предложения
Чудик - Николай, 25.12.14 08:28:07
Пока на сайте зарегистрирован только один случай получения лицензии по заявочному принципу. Получило- юридическое лицо, затраты времени- три месяца, что не мало, закон предусматривает другой срок. Суммарные затраты средств на получение лицензии - 6 тыс. руб, что очень хорошо. Наши запросы региональным отделам Роснедра сообщить число полученных лицензий по заявительному принципу остались без ответа (скромно промолчали?). Давайте попросим федРоснедра или Правительство, все-таки, важный закон и его исполнение должно контролироваться общественностью.
Госп.Никитин С.Е., Заместитель начальника Управления геологии твердых полезных ископаемых, Вы, как автор статьи, готовы ответить на наш вопрос?
Юрий Н., 04.01.15 17:46:58
Как это у автора сочетается?
- большая конкуренция на аукционах за перспективные участки недр с разведанными запасами, либо с достоверно оцененными ресурсами ПИ;
- большое число не состоявшихся аукционов, хотя в последние два года Роснедра смогли переломить эту тенденцию (в 2014 году не состоялось около 60 % объявленных аукционов).
Ия, 06.01.15 07:35:55 — сем
Создался правовой нонсенс: Роснедра не публикует сведения по участкам, занятым по лицензиям, которые получены по заявительному принципу. Но, отсутствие такой информации создает неопределенность для последующих потенциальных недропользователей, что может привести к ошибкам и судебным разбирательствам. Поэтому, можно ожидать, что Роснедра начнт публиковать такие сведения. Чтобы подтолкнуть процесс, наша команда направила в Роснедра письмо:
Копия письма в Роснедра
"В связи с внедрением в практику заявительного принципа получения лицензий на недропользование возникла проблема с получением информации о занятых участках. Действительно, информация о территориях, предоставляемых на условиях аукциона и конкурсов, на сайте Министерства публикуют, а на условиях выделения участков "по заявительному принципу" - пока еще нет. Считаю необходимым начинать публиковать эти сведения, пока еще информации не очень много". Будем ждать, что ответят.
hakas, 06.01.15 08:58:15 — Ия и всем
А не пробовали зайти на сайт РОСГЕОЛФОНД http://www.rfgf.ru/license/index.php где можно узнать не выдавалась ли какая-нибудь лицензия на интересующий вас участок недр в РФ???
Для примера я зашёл там в простой поиск http://www.rfgf.ru/license/index.php и забил в окно ключевые слова хакасия веселый нажал кнопку поиск и система выдала 2 записи
серия номер вид
1 01.02.2012 АБН 00590 БП ООО Геология Сибири (СибГео); 655111, Республика Хакасия, г.Сорск, ул.Новая, 5; Мануйлов В.В., тел: 27-93-91, факс: 27-94-36 геологическое изучение россыпного золота участок Веселый, Республика Хакасия, Аскизский район, 23 км южнее п. Неожиданный геологический Хакаснедра Кяргин В.В. 01.02.2017
увы, интересующий меня левый приток реки Балыкса в Рес. Хакасия, где нет ни запасов по С1, С2 ни прогнозных Р1, Р2, УЖЕ ЗАНЯТ до 01.02 2017 года
2 30.09.1993 АБН 00034 БЭ АО Саяны АС; 662800, Красноярский край, г.Минусинск, ул.Кравченко, 17; Цитлидзе К.М. добыча россыпного золота Администрация Аскизского р-на, 517, 20.07.1993 руч.Веселый, лев.пр.р.Балыксу, Республика Хакасия, Аскизский р-н горный Хакасгеолком Кяргин В.В. Президиум ВС Республики Хакасия Шпигальских Ю.А. 31.12.1995 Прекращение права пользования. (Окончание срока действия лицензии) Письмо территориального органа Роснедра № ВК-382 от 13.05.2013
Ручей Веселый в основном отработан, но остался не тронутым самый верх
Ия, 06.01.15 09:27:53 — hakas,
Спасибо,hakas. Я плотно не искал инфу, у меня есть выход на официальные ресурсы Роснедра. Думаю, они ответят на наш запрос и будет проще.
Александр, 15.05.15 09:34:06 — Всем
Добрый день, не знаю, мой вопрос по данной теме вроде не совсем соответствует, тогда подскажите, куда обратиться.
ЗИФ предприятия построена и запущена в 1987 году. За период существования, в результате переработки, накоплен значительный объем хвостов обогащения складированных в 4-х картах хвостохранилища, одна из которых действующая в настоящее время. В связи с реорганизациями предприятия хвостохранилище на баланс не было поставлено, хотя по форме государственной отчетности 71-тп, предприятие ведет учет всех складируемых хвостов без разделения по картам хвостохранилища. На данный момент после подсчета запасов, по решению ГКЗ хвосты поставлены на баланс предприятия, но есть нюансы:
1. Хвостохранилище не входит в горный отвод, а только в земельный.
2. Часть земельного отвода (где находятся хвосты) входит в горный отвод сторонней организации.
И выходит замкнутый круг… хвосты наши, но отрабатывать не имеем права.
Как в таком случае найти выход из данной ситуации?
До 31 декабря 2016 года проводится актуализация лицензий на пользование недрами, поможет ли в нашем случае?, но про эту программу только слышал.
Бизнес, 28.05.16 12:48:20
МПР предлагает на аукционы ресурсы на жестких условиях и думают, что дураков много. Из отчета МПР за 2015 год:
В 2015 г. было объявлено 715 аукционов и конкурсов, из них: 165 – на углеводородное сырье, 529 – на твердые полезные ископаемые и 21 – на подземные воды и грязи. Состоявшимися признаны только 58% аукционов и конкурсов, в том числе: на участки недр, заключающих углеводородное сырье - 48%, на участки недр с твердыми полезными ископаемыми - 58%, подземные воды и грязи - 67%.
Низкая активность недропользователей обусловлена недостаточной геологической изученностью предлагаемых в пользование участков недр, неразвитой транспортно-энергетической инфраструктурой в соответствующих регионах, а также неблагоприятной конъюнктурой мировых сырьевых рынках.
Брат, 03.07.16 22:27:41 — Александр, 15.05.15 09:34:06
Александр, вашему посту уже год и, возможно, ваша проблема уже разрешилась. Если же нет, то могу посоветовать провести комплексный анализ правоустанавливающих и обосновывающих материалов по вашему предприятию.
Ваш "круг", как мне представляется, не замкнутый и выход из данной ситуации вы вполне в состоянии найти через внесение изменений в лицензионные условия недропользования.
anm, 07.07.16 08:19:29
Имея собственную небольшую геофизическую компанию, провел массу экспериментов, как в ходе договорных работ, так и по собственной инициативе, по результатам которых сформировалась уникальная технология, благодаря которой уже обнаружено много чего интересного.
Никогда раньше не занимался вопросами лицензирования участков. Представление по этому вопросу в целом, конечно, имею, но есть в нём ряд деталей (официальных и неофициальных), которые хотелось бы прояснить, прежде чем соваться в это паскудное в нашей стране дело. Заглянул недавно проконсультироваться в территориальное Агентство по недропользованию, имея слабую надежду получить ещё какую-то помощь и содействие. Увы, в свои немолодые уже годы так до конца ещё и не избавился от некоторых юношеских иллюзий в отношении радения чиновничества о благе страны. Думаю, ей не помешали бы десятки новых вновь открытых месторождений полезных ископаемых. Но хотелось бы их предварительно самостоятельно разведать, чтобы получить определённое вознаграждение за проведённый свой уже немалый труд.
Как понял, чтобы получить участок без аукциона, надо выяснить, числятся ли за ним какие-то ресурсы. Причём, оказывается, не только, скажем, золоторудные, но и просто подземных вод. Было предложено самостоятельно порыться в фондах и выяснить этот вопрос. Да, но у меня не один перспективный объект в заначке, перерыть пришлось бы сведения чуть ли не по всей области! И главное для чего? Откуда я знаю, какие из имеющих там сведений ставят «крест» на выбранном месте! Да и где гарантия, что я что-то не упущу, и позже не возникнет необходимость в аукционе? На вопрос, могут ли они там в Агентстве заранее подсказать, имеет ли указанный мной район какие-то балансовые ресурсы, мне было предложено указать точные координаты моего объекта. На что решил: «Нет, ребята! Пусть эти объекты ещё полежат в недрах до лучших времён! Может быть, дождусь при своей жизни, когда мудрыми законами «надают по вашим липким жадным ручонкам», и можно будет вольно работать на благо всех». Для себя решил, что для моей нервной системы личное общение с этими существами противопоказано. Либо найдутся партнёры, которые возьмут на себя все вопросы продвижения подобных проектов (не только в моём регионе), либо пусть всё найденное остаётся потомкам. Им это ещё пригодится!
А пока лучше займусь продвижением подобных проектов там, где приглянувшийся тебе участок можно зарегистрировать на себя по интернету минут за 15! И на сайте имеется вся информация обо всех занятых и с ограничениями использования участках и свободных площадях.
ayan, 07.07.16 12:12:06 — anm, 07.07.16 08:19:29
а если вы вместо "правого борта речки Безымянки, к северу от посёлка Тутошний" укажете им квадрат 10х10 км, с координатами, взятыми, скажем, из гугл карт, они откажут?
anm, 07.07.16 13:53:27 — ayan, 07.07.16 12:12:06
Наверное, можно. И я тут с одним давним приятелем, который знает мои возможности (не раз ими пользовался) и имеет большой опыт "вариться в таком тухлом супе", и даже, думаю, получает от этого удовольствие, договорился было, что он займётся продвижением такого проекта. От меня тут требуется только полевая геологическая часть работы. Выделил ему на карте один из участков, в пределах которого замаскирован обнаруженный мной рудный объект. Сказал, что займётся этим вопросом, когда разгребёт свою текучку. Но тут уже я уезжаю в ближайшие дни заниматься подобными делами за бугром. Так что возможное продолжение этой эпопеи будет только к осени. Ничего, мне не к спеху!
А самому общаться с этими товарисчами из Агентства у меня больше ни в каком виде нет желания. Поберегу свою нервную систему.
Брат, 07.07.16 13:59:37 — anm, 07.07.16 08:19:29
Коль скоро годы, по вашим словам, не молодые, отриньте юношеские иллюзии и не обращайтесь за консультациями в территориальные органы Агентства по недропользованию. У терорганов иные цели и задачи, определенно не совпадающие с вашими.
Если я могу дать совет, на пробу выберите из вашей заначки средненький объект (чтоб не шибко жалко) и обратитесь в терорган с официальным запросом о наличии/отсутствии запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых и подземных вод на конкретной территории. С голым запросом, без детальной мотивации и указания на свои эксперименты, уникальную технологию и полученную информацию.
К запросу приложите, как советует ayan, выкопировку с карты масштаба 1:100000 с нанесением границ участка. Да границы, как он же советует, возьмите пошире с тем, чтобы исключить возможность увязки с локальным объектом, информацию о котором вам нежелательно "светить".
Вы получите либо устраивающий вас содержательный ответ, либо детский лепет про "сапоги всмятку". Во втором случае направляете тот же запрос, но уже в более грубой, издевательской форме с описанием "достоинств" должностных лиц тероргана, в Роснедра.
Полагаю, искомую информацию вы получите, причем насквозь официальным путем. Впрочем, без этого не следует и начинать городить огород.
Попробуйте, вы ничего не теряете. А места, где приглянушийся тебе участок можно зарегистрировать на себя по интернету минут за 15, никуда не убегут. К тому же в этих дивных местах наверняка есть свои заморочки: ведь все сбалансировано под луной неподкупным бухгалтером.
anm, 07.07.16 14:55:56 — Брат, 07.07.16 13:59:37
Благодарю, Брат, за добрый совет с дельными предложениями и предостережениями. Если указанный выше вариант не получится по какой-либо причине, позволивший бы мне самому не соваться в это болото, то пожалуй к осени поступлю именно так. После того, как вернусь из тех дивных краёв, где действительно есть свои определённые заморочки. Например, чтобы действовать там самостоятельно и официально, необходимо быть гражданином этой страны и иметь некий ID. И если на первом этапе - регистрации клеймов, всё проходит быстро, недорого и без бюрократических проволочек, то получение разрешений на проведение любых работ на участке, связанных с использованием бульдозеров, экскаваторов, буровых и т.д., требует также не малого геморроя, да ещё на другом языке. Так что проведение полноценных оценочных работ здесь также не малая проблема. Несколько утешает, что там не регламентируется жёстко комплекс методов для этого, не требуется экспертизы проекта таких работ каким-нибудь бестолковым чиновником-ретроградом, ничего не смыслящим в моей технологии, и без всякого сомнения своим барским решением её отвергнет. А потому вероятнее всего её придётся маскировать за каким-то набором трудоёмкой традиционной, но импотентной геофизической дури. Здесь потребуется убедить лишь будущего инвестора в высочайшей эффективности твоей технологии, пробиться к которому также придётся через эшелонированную оборону геологов компании. Которым, так же как у нас, нафик не нужны слишком эффективные методы, т.к. их использование несёт риск оставить их без работы.
Ну и отношение там к найденному жёлтому металлу точно такое же, как к любому другому. Можешь спокойно в любом виде класть его в карман, продавать и покупать.
Брат, 07.07.16 16:48:16 — anm, 07:07:16 14:55:56
Да не за что.
Удачи в "дивных "краях!
Старатель, 07.07.16 17:22:31 — Брат, 07.07.16 13:59:37
От меня тоже спасибо, за дельный совет.
Брат, 07.07.16 17:33:33 — Старатель, 07:07:16 17:22:31
Рад был помочь.
Борис, 25.07.17 17:49:26 — anm
Anm, отзовитесь.
И вопросы есть.
Николай, 25.12.14 07:35:16
"За короткий срок заявочный принцип на геологическое изучение привлек огромное внимание – на 1 ноября 2014 года от недропользователей уже поступило 159 заявок на получение лицензий на геологическое изучение на ТПИ за собственные средства. Для сравнения: за весь 2013 год было выдано 22 таких лицензии."
Интересно, сколько лицензий будет выдано в 2014 году? Заявок много, а результат?