Лу Наумовский, Вице-президент, Глава Московского представительства, Председатель национального совета директоров, Канадская деловая ассоциация в России и Евразии (КДАРЕ);
Айдын Джебраилов, Партнер, Norton Rose Fulbright;
Михаил Цыпуков, Главный геолог, SRK Exploration.
Наши исследования по улучшению инвестиционного регулирования в горнодобывающей отрасли России были представлены на 28-ом ежегодном пленарном заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ), которое провел в Москве 20 октября 2014 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев.
Корпорация Кинросс Голд активно инвестирует в развитие бизнеса в Российской Федерации на протяжении 20 лет. За это время Компания вложила более трех миллиардов долларов в приобретение и эксплуатацию четырех золотоносных рудников в Магаданской области и Чукотском автономном округе. В настоящее время Кинросс владеет и ведет добычу на золотосеребряных рудниках Купол и Двойной на Чукотке. На Чукотке и в Магадане у нас более 2 200 сотрудников, более 97% которых являются гражданами Российской Федерации. В 2010 г. Кинросс вошел в состав КСИИ и с тех пор играет активную роль в его работе.
Сегодня, как и на протяжении последних пяти лет, Кинросс Голд готов и намерен работать в тесном контакте с представителями российского правительства, и таких организаций, как Союз золотопромышленников России, Горнорудный консультативный совет и КСИИ, над разработкой наиболее значимых и действенных изменений в существующие нормы и законодательные акты, регулирующие эти и другие важные для отрасли вопросы.
Эффективное воспроизводство минерально-сырьевой базы России за счет притока частных (в том числе иностранных) инвестиций является в настоящее время приоритетной задачей государства. Одной из составляющих успешного решения этой задачи является создание благоприятной нормативно-правовой базы, регулирующей предоставление права пользования недрами для целей геологического изучения участка недр.
В этом направлении предпринимаются определенные шаги по усовершенствованию системы лицензирования геологического изучения недр. В частности, в начале 2014 г. были внесены определенные изменения в Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках федерального значения) (далее «Порядок») (см. Приказ Минприроды России от 15.03.2005 г. N 61 (ред. от 27.01.2014 г.)).
Возможность выдачи геологической лицензии первому заявителю предоставляется в соответствии с главой 6 Порядка в отношении участков, по которым отсутствуют данные о наличии запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов категорий P1 и P2, и которые не были включены в программы или перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование.
Ограничение такой возможности только ресурсами категории P3 существенно сужает сферу применения нововведения и соответственно снижает положительный эффект для участников рынка, рассматривающих возможность инвестирования в геологическое изучение недр.
Считаем целесообразным отменить ограничения, установленные Порядком в части касающейся прогнозных ресурсов P1 и P2. Любой первый заявитель, который соответствует квалификационным требованиям, установленным Порядком, должен иметь право получить заявленную площадь для целей геологического изучения без каких-либо обременений и процедур (таких, например, как отсутствие заявленной площади в программе или перечне).
Предлагаем внести соответствующие изменения в Порядок, распространяющие режим главы 6 Порядка на прогнозные ресурсы P1 и P2.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации («Правительство») о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке.
Считаем целесообразным исключить требование о завершении геологического изучения участка недр федерального значения до начала разведки и добычи.
Во-первых, поиск и оценка всего участка не обеспечивает окончательной полноты информации об участке. На практике большой массив приращенных запасов (значительно превышающих запасы, открытые в процессе поиска и оценки) выявляется в процессе разведки и добычи. Следовательно, данная норма не отвечает замыслу законодателя обеспечить полноту информации до принятия решения о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.
Во-вторых, конструкция ст. 6 не учитывает основополагающие принципы рационального и эффективного пользования недрами. Широко известно, что полнота геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (ст. 23 закона «О недрах») достигается путем наиболее оптимального сочетания различных стадий пользования недрами. Если в пределах лицензионного участка выявлено промышленно значимое месторождение, достаточное для защиты запасов и подготовки проекта освоения месторождения, то наиболее рациональным является переход к стадии разведки и промышленного освоения месторождения, а не продолжение геологического изучения и полного опоискования участка до перехода к стадии разведки и добычи.
В-третьих, модель недропользования, описанная в ст. 6 вступает в противоречие с правом недропользователя проводить геологические работы на всех стадиях проекта.
В-четвертых, задуманная как инструмент контроля для целей принятия решений о возможности осуществления разведки и добычи полезных ископаемых, данная норма фактически не действует, поскольку за 6 лет ее существования Правительство ни разу не воспользовалось правом изъятия участка по ст. 6 закона «О недрах».
Считаем, что исключение рассматриваемой нормы из ст. 6 закона «О недрах» полностью отвечало бы интересам государства и недропользователей и должно сопровождаться приведением действующего механизма компенсации в случае изъятия участка недр федерального значения (Постановление Правительства № 206) в соответствии с принципом равноценной компенсации (ст. 35 Конституции РФ) и другими рыночными принципами компенсации в соответствии с международными соглашениями РФ.
Предлагаем часть 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992 г., N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г., N 18, ст. 1941 изложить в следующей редакции: «Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр».
Предлагаем внести в статью 2.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992 г., N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г., N 18, ст. 1941) следующие изменения:
1) часть вторую изложить в следующей редакции: «Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр. Порядок ведения перечня участков недр федерального значения устанавливается Правительством Российской Федерации».
2) пункт 2 части третьей изложить в следующей редакции: «2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых, начиная с 1 января 2006 г.: извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн; запасы газа от 50 миллиардов кубических метров; запасы золота коренных месторождений от 250 тонн; запасы меди от 500 тысяч тонн».
3) часть четвертую исключить.
Принятие предлагаемого проекта Федерального закона не потребует принятия, изменения приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Для реализации проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 2.1 Закона Российской Федерации «О недрах» не потребуется принятия актов Президента Российской Федерации.
Для реализации законопроекта потребуется принятие нового Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок ведения перечня участков недр федерального значения.
Доклад представлен на Пятьдесят первом заседании Горнорудного Консультативного Совета
Комментарии, отзывы, предложения
Надежда, 16.01.15 10:09:19 — Практик, 16 января 2015
Сейчас лучше будет. Один депутат уже готов сконцентрировался на работе в Госдуме. Продал за 1,77 млрд. теперь можно сконцентрироваться.
Амирхан Мори - брат основателя группы "Регионы" и депутата Госдумы Зелимхана Муцоева, структуры которого приобрели акции Polyus Gold в феврале 2013 года за 1,77 млрд долларов у Группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. В августе 2013 года структуры Муцоева продали пакет Амирхану Мори, а сам Муцоев сконцентрировался на работе в Госдуме.
Реалист, 17.01.15 12:54:24 — Надежда, 16 января 2015
Зря Надежда. Есть вопросы гораздо интереснее, чем недра.
Например, откуда у депутата Зелимхана Муцоева пакет Polyus Gold стоимостью 1,77 млрд долларов?
А этот гад - Навальный организовал какой-то фонд борьбы с коррупцией. И протащил в интернете какую-то чушь про незаконное обогащение. Да разве можно у нас обогатиться законно? Бред какой-то.
Напоить бы этого Навального крепким чаем, но говорят неудобно. Надо законно... Значит, надо сконцентрироваться и такой закон принять, чтобы все навальные сидели, а фонд борьбы с коррупцией выше деревенской школы или поликлиники не поднимался. А закон о недрах может подождать сколько угодно.
Практик, 16.01.15 06:15:39
Сколько лет твердят одно и тоже. Когда им надоест? Только сотрясение воздуха.