Рейтинг@Mail.ru

Петр Кропоткин ищет дорогу для золотопромышленников. 1866

Антонов А. для сайта zolotodb.ru

Кропоткин приехал в Иркутск в 1862 г. 20-летним офицером. В 1863 г. он был направлен в плаванье по Амуру сопровождать караван барж. Берега Амура лишь несколько лет назад заселили казаки и отбывшие срок наказания каторжники. Они с трудом отвоевывали у тайги небольшие пашни, которые еще не могли их прокормить. Для поддержки населения ежегодно по рекам Амуру и Шилке шел сплав барж, груженных, главным образом, мукой и солью. Караван барж делился на отряды под командованием казачьих офицеров. Один из таких отрядов и возглавил Кропоткин.

В 1864 г. Кропотки отправился с экспедицией в Северную Маньчжурию, чтобы разведать кратчайшую дорогу к плодородным, но еще мало заселенным долинам Амура и к самой реке. Оседлого населения в этих местах пока не было. Подробное описание Маньчжурии со множеством не только географических, но и этнографических деталей, с полным отчетом о ходе экспедиции Кропоткин представил Сибирскому отделению Географического общества, членом которого он стал накануне экспедиции.

Упорно изучая геологию, Кропоткин не оставлял и других интересующих его областей науки: биология, ботаника, этнография, математика, физика — все влекло его. В следующую экспедицию летом 1865 г. он отправился для выявления ледниковых отложений Иркутской губернии. Верхом, в сопровождении одного казака он проехал из Иркутска на запад по долине Иркута, затем прошел на восток до Окинского караула в Восточных Саянах и, следуя дальше в этом же направлении, достиг сибирского тракта, по которому вернулся в Иркутск.

Весной 1866 г. Кропоткин отправляется в новое путешествие. Экспедицию организовало Географическое общество, деньги же на нее дали золотопромышленники, более других заинтересованные в открытии сухопутной дороги для перегона скота и доставки грузов на ленские прииски.

Намеченный для исследования район располагался между Ленскими золотыми приисками и Читой. Эта местность была белым пятном на географических картах, лишь водные пути связывали прииски с городом, 1200 км тайги, каменистых гор и падей считались непроходимыми. Последние пять лет Географическое общество предпринимало неоднократные попытки разведать столь нужный людям путь. Однако пока никто не смог преодолеть бесчисленные горные хребты.

В состав экспедиции вошли, кроме Кропоткина, еще двое научных работников: зоолог и ботаник И.С. Поляков и топограф П.Н. Мошинский. Путешественники выехали из Иркутска по Якутскому тракту до села Качуг на Лене, затем проплыли вниз по этой реке до пристани Крестовской ниже устья Витима и отсюда по приисковой тропе через горы проехали до Тихоно-Задонского прииска на реку Ныгри, где предстояло снаряжение большого каравана.

Кропоткина поразила картина страшнейшей эксплуатации, увиденная на Тихонозадонском прииске, в самом центре «маслопузского владычества», — так он называл владения золотопромышленников. «Управляющий работает часа 3 в день, ест прекрасную пищу от хозяев. Рабочий в разрезе стоит в дождь, холод и жар 14 часов в день на самой тяжелой, мускульной работе... получая гроши». Внимание к людям, мысли о возможных средствах борьбы за улучшение их жизни всегда волновали Кропоткина.

Снарядив караван из 52-х лошадей и 12 человек, 2 июля 1866 г. экспедиция вышла с Тихонозадонского прииска. Ее снаряжение Кропоткин считал «богатым», оно состояло в абсолютном отсутствии всякого лишнего предмета, в крайне ограниченном количестве одежды, крупы, масла, мяса. «Но зато ржаных сухарей, спирта и подков у нас было вдоволь». Общий вес багажа составлял две с половиной тонны (из них больше половины приходилось на сухари — 1300 кг).

Дорога по горной тайге была чрезвычайно сложной. Вот что написано в дневнике Кропоткина: «Безлесые скалистые вершины, покрытые желтыми пятнами ягелей и ослепительно белыми снеговыми полями, перемежаются с глубокими падями, сплошь заросшими хвойными лесами... Бурелом и валежник на каждом шагу преграждают путь. В такой тайге не водятся даже животные и птицы... На вершинах гольцов Ленско-Витимского водораздела, имея перед глазами панораму диких серых голых скал,  путник чувствует,  как его поглощает неодушевленная природа — мир безмолвных,  диких и однообразных скал... Самая буря не в силах поднять здесь шум, и безмолвный ветер давит,  теснит своим напором».

Переправившись через Витим, экспедиция вступила в новую полосу бесконечных каменистых падей. Но вот после очередного ущелья, по которому с огромным трудом удалось пробраться каравану, измученные люди увидели широкую зеленую долину реки Муи с непугаными зверями и птицами, с лиственницами, кедрами и покрытыми цветами лесными полянами. Отдохнув здесь несколько дней, экспедиция двинулась дальше, пересекла горный хребет, названный Кропоткиным Южно-Муйским, и продолжала путь по плоскогорью, которое получило название Витимского.

С Витимского нагорья путешественники направились в сторону Яблоневого хребта. 19 августа они впервые встретились с людьми на прииске Задорном. Далее шла торная дорога. 8 сентября экспедиция прибыла в Читу.

Геологические наблюдения, которые Кропоткин вел в течение последних трех лет, завершились. И на Патомском нагорье он не нашел никаких следов древнего моря, но обнаружил следы ледника, покрывавшего землю в четвертичном периоде. Лично проведенное измерение высот убедило его, что Сибирь от Урала до Тихого океана не является обширной равниной, как изображали ее на картах, а представляет собой громадное плоскогорье, прорезанное горными хребтами. Выводы, сделанные на основе исследований в период экспедиции, и детальное описание самого путешествия Петр Алексеевич дал в «Отчете об Олекминско-Витимской экспедиции», представленном Географическому обществу и опубликованном несколько позднее /1/.

Научное и практическое значение открытий Кропоткина было велико. Русское географическое общество за Олекминско-Витимскую экспедицию присудило ему золотую медаль. В.А. Обручев, спустя 30 лет путешествуя по пути, проложенному Кропоткиным, назвал его именем горный хребет между истоками Витима и Лены. Именем Кропоткина названа вершина между истоками рек Олекмы и Нерчи, поселок в Бодайбинском районе. Геологическое описание изученной Кропоткиным области ускорило поиски новых месторождений золота, а прямой путь, открытый им, способствовал экономическому развитию Ленских золотых приисков.

 

По материалам http://ez.chita.ru/encycl/person/?id=3023

1. П. Кропоткин. Отчет об Олекминско-Витимской экспедиции. — «Записки Русского географического общества по общей географии»”, т. III. СПб., 1873.


-1+0
Уникальные посетители статьи: 4554, комментариев: 7       

Комментарии, отзывы, предложения

Хантер, 29.08.14 13:16:25

Интересно бы пройти по этому маршруту сейчас, по старой дороге можно, наверное, найти что-то интересное.

hakas, 29.08.14 19:54:55 — Админу

поправьте опечатку в первой строке статьи: "Кропоткин приехал в Иркутск в 1862 г. 20-летним офицером. В 1963 г. он был направлен в плаванье по Амуру..." 1963 г.??? надо 1863

Админ, 30.08.14 06:59:41 — hakas, 29 августа 2014

Спасибо.

Б.В.В., 20.01.15 18:26:39

Изумительные места,полно золота и великолепная рыбалка.

Путник, 08.07.18 16:31:11

Кто знает, старая приисковая тропа от пристани Крестовской до Тихоно-Задонского прииска на реке Ныгри сейчас жива? Ходит по ней кто-нибудь?

Рудольф Кавчик, 08.07.18 17:23:13

Хочу осенью пройти пешим маршрутом тропой Кропоткина, от пристани Крестовой на р.Лене, ниже устья Витима и отсюда по приисковой тропе через горы до Тихоно-Задонского прииска на реку Ныгри. Кто хочет составить компанию?

Может у кого есть более подробное описание маршрута или свежая информация по тому району, поделитесь.

Ник, 10.07.18 05:10:21 — Рудольф

Сейчас дорога есть от пос.Мача на Лене до Перевоза по М.Патому. Это и есть, наверное, старая тропа.

Уважаемые посетители сайта! Пожалуйста, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. Будьте вежливы, уважайте родной язык и следите за темой: «Петр Кропоткин ищет дорогу для золотопромышленников. 1866»


Имя:   Кому:


Введите ответ на вопрос (ответ цифрами) "девять прибавить 2":